Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики в образовательном учреждении
статья на тему
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно вырос заказ общества на инклюзивное образование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_moskvy.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики в образовательном учреждении
Варфоломеева О.А.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. А.П.Гайдара» города Кирова
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно вырос заказ общества на инклюзивное образование.
В настоящее время инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей. [3]
Современная школа должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями.
Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников. Традиция школьного преподавания как трансляции знаний, должна стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников обучения, по совместному поиску новых знаний. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения.
Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми. [31]
Само понятие «сопровождение» следует распространять не только непосредственно на ребенка с ОВЗ, ребенка с инвалидностью, но и на других субъектов инклюзивного образовательного пространства — других детей класса, группы, родителей всех детей, но и на членов педагогического коллектива, реализующего это образование.
Понимание задач сопровождения должно исходить из общей гуманистической цели образования, которое формулируется как: «Максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности ребенка, содействие полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создание условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий для максимально возможной и эффективной амплификации (обогащения) им образовательных воздействий».
В соответствии с этими компонентами процесса сопровождения определяются конкретные формы и содержание работы специалистов сопровождения: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы (в структуре реализации индивидуального образовательного маршрута).
Одной из важнейших особенностей психолого-педагогического сопровождения является его «множественная» субъектность. Так субъектами ППС помимо самого ребенка с ОВЗ являются другие дети группы/класса, а в расширенном виде и все дети данного ОУ, родители ребенка с ОВЗ и родители других детей группы/класса, а также педагоги и другие специалисты, включаемые в инклюзивную практику. Таким образом, мы рассматриваем пять основных субъектов сопровождения.
Для успешной реализации задач инклюзивного образования творческой группой под руководством директора школы Н. С. Амосовой был разработан и вступил в действие инновационный проект «Инклюзивное образование – учиться вместе реально».
Цель проекта – создание условий, способствующих получению каждым школьником (в не зависимости от его интеллектуального и физического потенциала) качественного образования базового уровня, в соответствии с требованиями ФГОС.
Создание данного проекта было обусловлено наличием в микрорайоне школы двух детских садов компенсирующего вида № 107 и № 138, выпускники которых нуждались в социализации и адаптации к условиям массовой школы. В настоящее время в школе имеется 4 специальных (коррекционных) класса VII вида, в которых обучаются 51 человек, 57,8% детей данного микрорайона и 5 человек с ОВЗ в первых и вторых классах возрастной нормы.
Структура проекта включает в себя три этапа.
На Подготовительном этапе (2009-2010г.г.) разработана концепция инклюзивного образования; создана координационная группа по реализации инклюзивного образования и соответствующие условия в школе:
- Нормативно правовое обеспечение;
- Обеспечение компетентности кадрового потенциала;
- Психолого-педагогическое сопровождение;
- Информационное сопровождение процесса;
- Научно-методическое сопровождение;
- Материально-техническое и финансовое обеспечение обеспечение.
На Практическом/экспериментальном этапе (2010-2014г.г.) для обучения и воспитания учащихся с ОВЗ создано и успешно функционирует единое коррекционно-развивающее пространство (ЕКРП) – это современная модель взаимодействия всех участников образовательного процесса для успешной реализации коррекционно-развивающих технологий в процессе обучения, воспитания, лечения и профилактики с целью дальнейшей адаптации и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения (рис. 1).
Рис. 1 – Компоненты ЕКРП
На контрольно-оценочном этапе (2014-2015) предполагается проанализировать достигнутые результаты проекта, данные мониторинга.
В ситуации увеличения детей с отклонениями в развитии и необходимости их обучения в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками возникает потребность в комплексном психолого-педагогическом сопровождении, реализующем специальную программу коррекционной - развивающей работы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и осуществление индивидуально ориентированной психолого – медико – педагогической помощи таким детям.
- Возможность освоения детьми с ОВЗ Образовательной программы их интеграции в образовательном учреждении.
Программа коррекционной работы содержит:
- Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий.
- Систему комплексного психолого – медико – педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, а также описание специальных условий обучения и воспитания таких детей.
- Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей и других специалистов в области коррекционной педагогике.
- Планируемые результаты коррекционной работы.
Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно – ориентированный подход через психолого – медико – педагогического сопровождение ребёнка, способствующее достижению учащимися с ОВЗ стандарта образования. Она имеет подчинительную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться.
Теоретико-методологической основой программы являются идеи коррекционно-развивающего обучения Л.С. Выгодского, Лурия.,С. Забрамной, К.С. Лебединской, У.В. Уленковой и др.
Основой программы коррекционно-развивающей работы является взаимосвязь трех подходов:
• Нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в школьных трудностей;
• Комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;
• Междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка.
Структура и содержание программы коррекционной работы
Программа включает в себя пять модулей:
- концептуальный,
- диагностико-консультативный,
- лечебно - профилактический,
- коррекционно-развивающий,
- социально-педагогический.
Концептуальный модуль раскрывает сущность медико-психолого-педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.
Диагностико-консультативный модуль включает в себя программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и консультативную деятельность.
В данном модуле разрабатывается программа изучения ребёнка различными специалистами. Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов он обращается к специалистам (психологу, дефектологу, логопеду, психоневрологу).
В Программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
В основе сопровождения лежит единство четырех функций:
- диагностики сущности возникшей проблемы;
- информации о сути проблемы и путях ее решения;
- консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы;
- помощи на этапе реализации плана решения.
Основными принципами сопровождения ребенка в образовательном учреждении являются:
- рекомендательный характер советов сопровождающего;
- приоритет интересов сопровождаемого (на стороне ребенка); непрерывность сопровождения;
- мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.
Основная цель сопровождения — оказание помощи в решении проблем детей с ОВЗ.
Задачи сопровождения:
- правильный выбор образовательного маршрута;
- преодоление затруднений в учебе;
- решение личностных проблем развития ребенка;
- формирование здорового образа жизни.
Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-педагогических консилиум
Задачи ПМПк:
- защита прав и интересов ребенка;
- массовая диагностика по проблемам развития;
- выявление групп детей,
- требующих внимания специалистов;
консультирование всех участников образовательного процесса.
Этапы сопровождения:
1 этап «Предшкола»
Цель: определение «школьной зрелости» детей 6 –7 лет.
2 этап Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы (1-3 класс).
Цель: создание условий, необходимых для успешного решения образовательных, познавательных и социальных задач младшего школьника.
3 этап – Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 4 классов.
Диагностика готовности к переходу в среднюю школу.
Цель: дать прогноз дальнейшему развитию ребёнка.
Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.
Сохраняя здоровье детей, администрация МБОУ СОШ № 45 им. А. П. Гайдара организовала плановое лечение учеников классов VII вида в детском дневном стационаре КОКПБ им Бехтерева. Проводятся фармакологическое лечение, проходят курс массажа, физио-процедуры, психокоррекционные занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы.
Коррекционно-развивающий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.
Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям. Данный модуль реализуется через: изучение семьи, родительские собрания, круглые столы, лектории, консультации групповые и индивидуальные, индивидуальные беседы по профилактике школьных трудностей. В МБОУ СОШ № 45 им. А.П.Гайдара разработана программа работы с родителями с целью - повышение уровня родительской психолого-педагогической компетентности.
Результативность.
- Успешная адаптация и социализация детей с ОВЗ в условиях ОУ
- Воспитание и развитие толерантности у всех участников образовательного процесса.
- Повышение уровня психолого – педагогической компетентности педагогического коллектива и родителей.
- Оптимизация образовательного процесса в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
Авдеева Л.И. "Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики в ОУ"
С принятием Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-оз «Об образовании в Российской Федерации» в нашу жизнь прочно вошло понятие инклюзивного образования. Статья 2 п.16 указанного закона трактует...
Внедрение инклюзивной практики в общеобразовательные учреждения с учетом ФГОС
В статье раскрываются особенности построения модели инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы...
Методическая разработка "ПОЛОЖЕНИЕ о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении "
Положение о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении (далее – Конкурс) определяет цели...
«Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики»
laquo;Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики»...
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...
Организационный аспект психолого-педагогической профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних в образовательных учреждениях.
В статье рассмотрены особенности организации профилактических мероприятий в образовательных учреждениях, конкретизированы этапы подготовки к психолого-педагогической профилактике делинквентного поведе...