«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
статья (5 класс)

Мергель Людмила Андреевна

«Мы просто обязаны создать нормальную систему образования

для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста

не чувствовали себя изолированными от общества».

Д.А. Медведев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo_inklyuzivn.vospitaniya_detey.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

«Мы просто обязаны создать нормальную систему образования

для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста

не чувствовали себя изолированными от общества».

Д.А. Медведев

Изменения, происходящие в России, затрагивают все сферы жизни и деятельности общества, особенно это касается школьного образования. Приоритетным направлением модернизации современного общего и специального образования и изменяющейся России выступает инклюзивное образование. Инклюзия – глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг.  Инклюзивное (включающее) образование даёт возможность всем в полном объёме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института. Благодаря этому школа превращается в такое образовательное пространство, которое стимулирует и поддерживает не только учеников, но и собственных сотрудников. Здесь развивается сообщество, которое поддерживает и высоко ценит достижения каждого члена [2].

С каждым годом увеличивается число детей с легкой патологией, которые обучаются в массовой школе. С целью помощи таким детям организуются классы коррекционно-развивающего обучения, однако в силу ряда причин количество таких классов в настоящее время явно недостаточное. Дети, нуждающиеся в специальных подходах, зачастую оказываются в массовых школах в ситуации один на один со школьными трудностями и соответствующими проблемами. При этом специалистами признается необходимость создания определенных предпосылок для интегрированного образования, имеющих морально-нравственную, финансово-экономическую и научно-практическую стороны. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе, по мнению ученых и практиков, возможно при создании специальных материально-технических и психолого-педагогических условий, предусматривающих сотрудничество различных служб сопровождения с массовой школой [1].

В современной психолого-педагогической литературе уже закрепился термин «сопровождение инклюзивного образования», рассматриваемый специалистами:

- во-первых, как один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб;

- во-вторых, как интегративная технология, сердцевина которой – создание условий для восстановления потенциала развития, и саморазвития семьи и личности;

- в-третьих, как процесс особого рода бытовых отношений между сопровождающими и теми, кто нуждается в поддержке.

При переходе к инклюзивному образованию важно организовать работу не только с педагогами, детьми и администрацией школы, но и с родителями. Сопровождение необходимо родителям детей обеих категорий – и здоровых, и с особыми потребностями. Одним из результатов психологического сопровождения родителей и как следствие – самих детей с особыми потребностями должно стать новое качество родителей – адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и экстремальных ситуациях [4].

Один из основных аспектов интеграции в образовании – правильно организованные условия обучения для конкретного ребенка. В условиях интеграции ребенок должен быть готов осваивать программу, предназначенную для здоровых сверстников, в этом случае можно говорить и о готовности к данному процессу как самого ребенка, так и его окружения, то есть о внешних и внутренних условиях интеграции.

К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:

- раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы;

- желание родителей обучат ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность помогать ему в процессе обучения;

- наличие возможностей оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь;

- создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

К внутренним условиям, способствующим эффективной интеграции относятся:

- уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;

- возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;

- психологическая готовность ребенка к интегрированному обучению [2].

Специфика специальной помощи, оказываемой детям с сочетанными пороками развития, заключается в ее комплексности (психолого-педагогической и медико-социальной). Ее оказывают педагоги-психологи,  учителя-логопеды, социальные педагоги, медицинские работники, дефектологи. Специальная помощь имеет коррекционно-развивающую направленность. Все занятия проводятся индивидуально или в группах по программам, специально скорректированным для каждого ребенка с учетом его интеллектуальных и психофизических возможностей и рекомендаций врачей [3].

Детям школьного возраста оказывают помощь на логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах. На логопункты направляются дети с недостатками произношения, с нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием, заикающиеся дети. Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи.

Таким образом, в обязанности школьного учителя-логопеда входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с теми из них, которые имеют нерезко выраженные отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении учащимися родного языка. Необходимо учитывать, что логопед оказывает помощь не всем детям, которые по тем или иным причинам не могут овладеть грамотным письмом и правильным чтением, а только тем из них, кто делает специфические ошибки на замену и смешение букв, указывающие на недостаточность различения соответствующих звуков, а также недоразвитие лексико-грамматических средств языка (без отклонений в интеллекте).

Педагог-психолог проводит углубленное обследование детей, выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую помощь учителям и родителям.        

Благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по предметам, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся уверенность в своих возможностях.

Следовательно, инклюзивное обучение – это совместная работа учителей, родителей и квалифицированных специалистов. Они составляют единую команду, возглавляемую классным руководителем. Такое объединение позволяет согласовывать основные подходы к работе с разными категориями детей, апробировать новые технологии, отбирать наиболее эффективные методы и приемы коррекционного обучения, проводить внеклассные и общешкольные мероприятия на более высоком уровне.

Список литературы

1. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Нач. школа / авт.-сост. И.В. Возняк, Л.В. Годовникова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 97 с.

2. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А.А. Наумов, В.Р. Соколова, А.Н. Седегова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 147 с.

3. Карташова Е. Должны ли дети обучаться вместе? // Методический журнал для педагогов-психологов «Школьный психолог». – 2012. - № 3 – С. 22 - 23.

4. Шалагинова К. Другой – не значит плохой! Методический журнал «Здоровье детей». – 2012. - № 1. – С. 46 - 48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"

Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Применение психолого – педагогических, в том числе инклюзивных технологий, необходимых для адресной работы с различными категориями учащихся

В профессиональном стандарте педагога указано на функцию «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными ...

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования

Как осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в МАОУ СОШ № 48...

«Стратегия и тактика педагогов службы сопровождения инклюзивного образования в работе по смене образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

Роль учителя - предметника основной школы в процессе подготовки доказательной базы при смене образовательного маршрута обучающихся с выраженными трудностями в освоении образовательных программ.1. Срав...


 

Комментарии

Мергель Людмила Андреевна

Конспект открытого занятия
Форма проведения: учебное занятие
обучающихся:9 -15 лет
Тип занятия — комбинированный
Цели: раскрыть и развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке
Задачи:
-сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
-познакомить детей с одним из видов изобразительной деятельности;
-познакомить со способами и приемами работы с художественными материалами;
-закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
Методы и приемы
1. Аудиальный
2. Здоровьесберегающие технологии
3. Словесное объяснение с показом образца. Визуальный метод (динамическая наглядность)
4. Вопросно-ответный диалог
5. Проблемно-поисковый
6. Самостоятельная работа, работа в парах,
7. Технология рефлексивного обучения
8. Визуальный метод
9. Построение алгоритма
10. Технология рефлексивного обучения
Ход урока
-Здравствуйте, дорогие ребята.
Организационный момент
Внимание!
-А сейчас проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Сегодня на уроке я вас попрошу быть особенно внимательными, культурными и активными. Без вашей помощи мне будет трудно.
Давайте посмотрим какое настроение у вас. Возьмите, пожалуйста карандаш, который наиболее вам понравился. Хорошо, вижу, что у многих настроение хорошее, и мы можем начинать наш урок. Посмотрим, как изменится ваше настроение к концу урока.
Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в волшебный мир загадочной мандалы.
Что же такое МАНДАЛА?
Обратитесь к словарикам, которые у вас на столах. Кто желает ответить, что такое мандала?
МАНДАЛА – ЭТО СЛОЖНЫЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ УЗОР, СИМВОЛИЗИРУЮЩИЙ ГАРМОНИЮ ВСЕЛЕННОЙ, ОБЪЕДИНЕНИЕ.
В переводе с древнеиндийского языка означает «круг» или «центр».
НАЗНАЧЕНИЕ МАНДАЛ
Люди создают мандалы уже на протяжении 20 тысячелетий. Наиболее распространенными являются тибетские и индийские мандалы.
Мандалы активно используются в терапии для уравновешивания, обретения чувства гармонии. Вы можете придать любой цвет каждому узору. И на каждого раскраска мандалы окажет благотворное воздействие.
Присутствие мандалы в доме способно успокоить, утешить, примирить человека с самим собой и окружающим миром.
Мандала представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь опять вписан в круг.
Внешний круг – Вселенная, внутренний круг – символ того, чего вы стремитесь достичь. Квадрат ориентирован по сторонам света и имеет с каждой стороны Т-образные выходы, так называемые ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр. Каждая из частей имеет свою окраску: синюю, красную, белую, жёлтую, зелёную. Каждый цвет ассоциируется с одной из сторон света.
В сложной геометрической композиции можно встретить самые разные элементы: квадраты, овалы, кривые линии, треугольники, или различные изображения и образы. Изображения мандал можно встретить у разных народов в разных культурах: на китайских бронзовых зеркалах (слайд №2),
на бубнах сибирских шаманов (слайд №3),
в схемах лабиринтов, в архитектуре (слайд №4).
Существует огромное число мандал, изготовленных разнообразными способами. (слайды № 5,6)
Тибетские мандалы из песка
В Тибете монахи достигли такого самосовершенствования, что выкладывают огромные и захватывающие дух картины из песка вручную, по одной песчинке...
Каждый день монахи начинают работу с утреннего ритуала – пения.
Построение большой песочной мандалы занимает около десяти дней.
Для изготовления такой мандалы берётся цветной песок, специальные инструменты (металлический конус и твердый рога яка). Нужен также специальный стол для построения мандалы. (слайд №7),
Затем монахи приступают к разметке поверхности стола. (слайд №8)
В конус, который имеет в средней части неровную, ребристую поверхность, монахи засыпают песок нужного цвета. Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие. (слайд №10)
Здесь мы можем поближе увидеть какая это кропотливая работа. Сколько нужно сил и терпения, чтобы создать такую мандалу. (слайд №11)
На этом слайде мы можем увидеть на мандале четыре стороны света. (слайд № 12)
Мандала распускается, словно прекрасный цветок, даруя и покой, и надежду каждому, кто смотрит на нее с верой в сердце.
Песочная Мандала живет ровно столько, сколько длится сам ритуал изготовления. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена. Разрушение мандалы - особый ритуал. (слайд № 13). Монахи высыпают в воду песок из большой чаши, оставляя немного гостям, принимавшим участие в ритуале. Этот песок можно затем хранить дома или поднести его земле, чтобы были обильными урожаи.
Это ещё одна мандала из песка. (слайд №14)
Очень древняя и уникальная мандала называется Шри Янтра.
История появления Шри-Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Кажущаяся простота геометрии этой Мандалы обманчива, на самом деле она очень сложна. Существует гипотеза о том, что первое изображение было объемным и нарисовано внутри прозрачного кристалла.
Построение Шри Янтры всегда вызывало огромные трудности при воспроизведения ручным способом. В древности люди могли с большой точностью без специальных инструментов и компьютера создать чертеж мандалы.
Создание мандалы – это путь к нашей уникальности и индивидуальности.
Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой.
- А видели ли вы в повседневной жизни подобные узоры, напоминающие мандалы?
(ответы детей + показ учителя)
Мандалы создаются не только из песка, но ещё из мелких полудрагоценных камней, цветного порошка, окрашенных зерен и толченого мрамора. (слайд № 16,17,18)
- А сейчас проверим, как вы запомнили названия мандал. (Задание)
- Как вы думаете, чем мы сейчас будем заниматься? Конечно созданием мандалы.
Предлагаю взять в руки цветные карандаши и создать свою мандалу дружбы. Работать вы будете в парах.
Раскрашивать мандалу лучше всего в полной тишине слушая приятную музыку.
Работать с раскрасками несложно. Запомните только, что начинать лучше из центра. Цвета можете выбирать любые, здесь нет ограничений. Старайтесь работать аккуратно, не выходя за границы. По мере выполнения размещайте готовые рисунки на доске.
Музыка. (слайд № 19)
Выставка работ.
Итог урока
Ну, вот работа наша закончена. Посмотрим, что же получилось. Я вижу, что в своих работах вы использовали яркие позитивные цвета и их оттенки.
- Понравилось ли вам раскрывать тайну мандалы?
- Что вы узнали нового? Что вызвало у вас удивление?
- А теперь проверим знания, которые вы получили в ходе урока. (Кроссворд)
Свои рисунки вы можете повесить в классном уголке и тогда ваш класс всегда будет самым дружным. А я дарю вам на память мандалу счастья.
Спасибо за внимание, очень приятно было работать с вами, дорогие ребята.