Психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в период получения профессионального образования
статья по психологии

В статье представлена проблема психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в период получения профессионального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kalistratova.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в период получения профессионального образования

Аннотация: В статье представлена проблема психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в период получения профессионального образования

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, направления, механизмы и условия, трудности и эффективность.

Abstract: The article presents the problem of psychological, pedagogical and social support of students with disabilities and disabilities during the period of professional education

В системе среднего профессионального образования психолого- педагогическое сопровождение детей с инвалидностью и овз в первую очередь направленно на доступную коммуникацию. И в этом детям должен помочь весь педагогический коллектив ГБПОУ «Строительно-монтажный техникум» (техникум) работа должна быть комплексная. С психологической службой должны сотрудничать кураторы , мастера производственного обучения, учителя- предметники, родители, медики и тд.

Именно этот подход поможет подросткам с отклонениями в развитии идти и развиваться в ногу со временем, комплексный подход позволит им, окончив техникум, не бояться столкнуться с действительностью этой жизни и успешно в ней адаптироваться. Поэтому данная категория  обучающихся наравне со сверстниками должна быть вовлечена во все сферы образования и творчества. Все подростки, вне зависимости от диагноза и степени выраженности своего дефекта, по желанию посещают различные кружки и секции техникума.

Основным направлением психолого - педагогического сопровождения с инвалидностью и овз в техникуме является:

Профилактическая и консультативная работа .

1) консультирование как вид психологической помощи проводится студентам с инвалидностью и ОВЗ и их родителям в ситуациях различных жизненных затруднений и психологических кризисов средствами консультативной беседы, а также работа, направленная на развитие личности.

2) комплексная психодиагностика с применением стандартизированного психодиагностического инструментария с дополнительным использованием не стандартизированного инструментария. Первоначально психодиагностика направлена на выявление адаптационного периода и готовности к каждому этапу обучения и социализации студентов с инвалидностью и ОВЗ. Комплексная психодиагностика предполагает проведение промежуточных диагностических исследований на всем этапе обучения студента с инвалидностью и ОВЗ в техникуме, а также в период адаптации выпускника-инвалида к рабочему месту

3) коррекционная и развивающая работа, в которой необходимо использовать стандартизированные программы психокоррекционной и развивающей работы со студентами, имеющими нарушения в развитии различных нозологий.

4)При поступлении в техникум студента с инвалидностью и ОВЗ на основе стандартизированной программы разрабатывается индивидуальная программа его социально-психолого-педагогического сопровождения на весь период обучения;


Механизмы психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, определяются его целью, содержанием, а также с учетом особенностей нозологий у студентов с инвалидностью и ОВЗ, реализуемые в техникуме:

 1) обеспечение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;

2) использование технологических средств электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий;

 3) использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации;

 4) дифференциация обучения с учетом темпа деятельности студента, уровня его обученности, сформированности умений и навыков

5) индивидуализация форм и способов проведения промежуточной аттестации освоения образовательной программы;

6) адаптация студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к процессу обучения в техникуме

7) адаптация студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к основным профессиональным образовательным программам высшего образования

8) механизмы взаимодействия студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в триаде «студент с инвалидностью и ОВЗ-преподаватель-одногруппники» [3].

 Условия психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, реализуемые в техникуме включают:

 - дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок) [3]; - психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей студента [3]; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нозологии и направления подготовки студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях) [3];

 - здоровье сберегающие условия (оздоровительный и охранный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

 - создание благоприятных условий для обучения и личностного развития, обучающихся с особыми образовательными потребностями;

 - в период выбора профессии и дальнейшего получения профессионального образования в процессе психологического сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья необходимо формирование профессиональной зрелости как личностного новообразования [3].

Трудности при проведении психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ:

1) ограниченность временных ресурсов студентов с инвалидностью и ОВЗ, а также преподавателей;

 2) слабая мотивация студентов с инвалидностью и ОВЗ, в том числе и их родителей на психолого-педагогическое сотрудничество, в том числе и психолого-педагогическое сопровождение.

Условия, обеспечивающие эффективность психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, реализуемые в техникуме включают:

- наличие у профессорско-преподавательского состава вуза знаний о психофизиологических особенностях студентов с инвалидностью и ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применении специальных технических средств обучения с учетом различных нозологий [3];

 - готовность профессорско-преподавательского состава вуза разрабатывать образовательные программы, адаптированные при необходимости для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ [3];

- взаимодействие различных специалистов, служб вуза в реализации задач психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ в процессе получения профессионального образования [3];

 - активное включение студентов с инвалидностью и ОВЗ в различные формы организации образовательного процесса и во внеучебную деятельность техникума [3];

- акцент на самопознание, самопроявление в различных ситуациях развития студентов с инвалидностью и ОВЗ, недопущение гиперопеки [3].

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью и ОВЗ в техникуме первоначально начинается с проведения психодиагностики, направленной на выявление готовности к каждому этапу обучения, профессионализации и социализации студентов с инвалидностью и ОВЗ. Далее проводится комплексная психодиагностика как элемент психологического сопровождения, направленная на проведение промежуточных диагностических исследований на всем этапе обучения студента с инвалидностью и ОВЗ в техникуме. Так, например, результаты проведенного психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ показали, что в ходе комплексной психодиагностики в рамках психологического консультирования, а также психологического сопровождения в чемпионате по профмастерству «Абилимпикс-2023» (ГБПОУ « Строительно-монтажный техникум» выступил площадкой для проведения чемпионата по компетенции «Столярное дела», где приняли активное участие 5 студентов с инвалидностью разной нозологии), после проведенного психологического консультирования и участия в чемпионате, заняв второе место регионального этапа «Абилимпикс-2023» по компетенции «Столярное дело», получив при подготовке профессиональные навыки, умения, знания. Вследствие чего опыт проведения психолого-педагогического сопровождения показывает, что психологическое консультирование, включая психологическую диагностику, были направлены на профориентирование по вопросам дальнейшего профессионального обучения

Список литературы

 1. Жданова, С.П. Психологическое сопровождение профессионального развития студентов-психологов: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / С.П. Жданова; Томск, 2007. 252 с.

2. Кузнецова, Л.Э., Юшина, И.С. Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза / Л.Э. Кузнецова, И.С. Юшина // Молодой ученый. 2017. №8. С. 289-291.

3. Луковенко, Т.Г., Митина, Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью в вузе / Т.Г. Луковенко, Г.В. Митина. Хабаровск, 2017. 99 с.

 4. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) [Электронный ресурс].

 Система ГАРАНТ: URL: http://base.garant.ru/70680520/#ixzz50fgQC0xo (дата обращения: 29.11.2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельно...

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельности по...

Система психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии в условиях школы-интерната

Сопровождение учащихся с особым образовательным маршрутом в условиях школы-интерната. Создание системы работы по сопровождению каждого ребенка.  Итогом работы всех спеицалситов  является еди...

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом разви...

Программа психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В программе психолого – педагогическое и социальное сопровождение, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и...

«Современные подходы и технологии в оказании психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся»

Современные подходы и технологии в оказании психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – об...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на пути их профессионального самоопределения

Профориентация играет важную роль в жизни каждого человека, помогая определить свои интересы, способности и цели, а также выбрать подходящую профессию. Однако для обучающихся с задержкой психического ...