Применение психолого – педагогических, в том числе инклюзивных технологий, необходимых для адресной работы с различными категориями учащихся
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Юлия Владимировна Трубицина

 В профессиональном стандарте педагога указано на функцию «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Применение психолого – педагогических, в том числе инклюзивных технологий, необходимых для адресной работы с различными категориями учащихся Application of psychological and pedagogical technologies, including inclusive technologies, necessary for targeted work with various categories of students

Автор:

Трубицна Юлия Владимировна

МБОУ «СОШ №33 имени П.А. Столыпина» Энгельсского муниципального района Саратовской области, Россия

e-mail Ispanka_69@mail.ru

Trubitsina Yuliya Vladimirovna

School №33, Engels, Russia

e-mail Ispanka_69@mail.ru

Аннотация: В профессиональном стандарте педагога указано на функцию «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество

Abstract: the professional standard of a teacher specifies the function " Development and application of psychological and pedagogical technologies (including inclusive ones) necessary for targeted work with various groups of students. It is necessary to develop and implement forms of work with such children that allow them to overcome their social exclusion and promote rehabilitation and full integration into society

Ключевые слова: адресная работа, адаптивные программы, характеристика, паспорт класса

Keywords: targeted work, adaptive programs, characteristics, class passport

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы

«Ребенок привлекает наше внимание, когда мешает и вносит смуту,

 мы замечаем и помним только эти моменты и не видим,

когда он спокоен, серьезен, сосредоточен.

Так ребенок учится скрывать свое истинное лицо,

приноравливается к нашим требованиям.

Он как бы входит в норму наших требований».

Я. Корчак

В Национальной стратегии действий в интересах детей (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) отмечено, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.

В профессиональном стандарте педагога указано на функцию «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся, среди которых и социально - уязвимые дети. А именно:

  • Взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого -медико - педагогического консилиума;
  • Разрабатывать  (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программы индивидуального развития ребенка;
  • Применять специальные технологии и методы, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу;
  • Развивать  у обучающихся  познавательную  активность, самостоятельность,  инициативу, творческие  способности;  
  • Формировать  гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира;
  • Формировать  у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
  • Формирование  и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения;
  • Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.

Для реализации данных аспектов педагог обязан иметь необходимые  умения:

  • Владеть  профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
  • Использовать  в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий;
  • Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ;
  • Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.);
  • Составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося;
  • Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
  • Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся;
  • Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете  предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик;
  • Формировать детско-взрослые сообщества.

А так же знать:

  • Педагогические закономерности организации образовательного процесса;
  • Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
  • Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся;
  • Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;
  • Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;
  • Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
  • Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ.

Все педагоги на данный момент, в той или иной степени, владеют педагогическими технологиями. Я остановлюсь на методах работы, которые входят в состав технологий и играют немаловажную роль в оказании адресной помощи учащимся.

Основная группа методов в работе с детьми сиротами и детьми с ОВЗ это:

  • Диагностика;
  • Консультирование;
  • Построение индивидуального маршрута;
  • Занятие с педагогом психологом;
  • Медицинское сопровождение;
  • Включение в КТД.

Одним из главных документом классного руководителя является «Социально - педагогический  паспорт класса». Составление социально - педагогического паспорта класса способствует:

  • изучению коллектива учащихся, изучению семей, выявлению социальных проблем;
  • созданию благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанного на преодоление трудностей социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей.

Данную  работу мы проводим совместно с социальным педагогом школы. Условно она разделена нам несколько направлений:

  1. Аналитико-диагностическое 

Изучаем  личности ребенка, его индивидуальные особенности, школьную документацию, медицинскую карту, жилищно-бытовые условия (по ситуации), особенности развития и воспитания ребенка, семейных отношений, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы. Анализируем, систематизируем полученную информацию для постановки социального диагноза и координации  совместной работы. Участвует в проведении мониторингов социальной ситуации развития ребенка.

  1. Социально-правовое

Защищаем  прав ребенка. Выявляем,  поддерживаем  учащихся нуждающихся в социально - педагогической поддержке. Своевременно уведомляет администрацию школы о возникающих трудностях и проблемах.

  1. Консультативное

Проводим  консультирование  учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении. Консультируем родителей, педагогов, а так же посещаем семьи учеников оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Совместно  планирует индивидуально – профилактическую работу по решению социально-педагогических проблем ребенка.

  1. Профилактическое 

Своевременно  выявляем и предупреждаем факты отклоняющегося поведения учащихся, формируем потребность в ведении  здорового образа жизни, проводим  профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в школе (ВШК), отделе по делам несовершеннолетних (ПДН), повышаем уровень правовой культуры учащихся и родителей на родительских собраниях, консультациях и в индивидуальных беседах.

  1. Методическое

Анализируем свою работу с целью повышения педагогического мастерства, участвуем в работе педагогических советов школы, методических объединениях, посещает совет профилактики. Организуем участие учащихся в различных конкурсах и соревнованиях. 

Для эффективности решения поставленных задач как классный руководитель взаимодействую со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом школы и внешними социальными институтами.

Остановлюсь подробнее на построение индивидуального образовательного маршрута.

Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательной организации понимают систему конкретных совместных действий администрации, педагогического коллектива, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательной организации, родителей при включении ребенка с ОВЗ в образовательный процесс, который обусловливается учетом индивидуальных особенностей личности:

  • состояние здоровья;
  • уровень физического развития;
  • особенности интересов;
  • склонностей, способностей;
  • характера личности;
  • уровень усвоения программного материала и формирование учебных действий.

Каждый из участников системы выполняет свою функцию, но обязаны находиться в постоянном взаимодействии между собой.

Данная работа заключается в индивидуализации образовательного процесса и комплексном подходе к образованию личности обучающегося  на основе освоения различных способов деятельности в рамках среды школы и возможностей социума.

В моём классе учатся разные дети: с трудом успевающие, здоровые и инвалиды, активные и замкнутые. Для всех своих учеников я стараюсь создавать благоприятный психологический климат и условия, способствующие их развитию и личностному росту.

Все учащиеся, в соответствии с индивидуальными возможностями, вовлечены во внеурочную деятельность по направлениям: духовно-нравственному, спортивно - оздоровительному, социальному, общекультурному.

Все дети привлекаются к участию в праздниках,  занятиях в спортивных секциях, принимают участие в соревнованиях и конкурсах изобразительного искусства.

Итогом работы с детьми можно считать победы моих учащихся в конкурсах.

Таким образом, адресная работа учителя с различными категориями обучающихся способствует созданию благоприятных условий для жизни и воспитания, самоопределению, саморазвитию, нормализации психофизического состояния детей.

Используйте «золотое» правило Яна Амоса Коменского: «Уважайте ребенка, воспринимайте его как полноценную личность, проявите к нему заботу, внимание, терпение и будьте уверены – ваши усилия не пропадут даром».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПНПО 7 Критерий " Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся"

Учитель описывает организацию образовательного процесса одарённых детей в урочной и внеурочной деятельности. Выявление, принципы и формы работы с детьми из социально - неблагополучных семей, вовлечени...

Cоздание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи у ребёнка начинается процесс индивидуального усвоения общественных норм и культурных ценностей.     Для достижения положит...

5.ПНПО-2016 5. Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями учащихся. Любой и каждый ребенок талантлив и может не подозревать о собственных возможностях, что пропагандирует инклюзивное обра...

Описание опыта адресной работы с различными категориями обучающихся. Опыт работы с обучающимися отнесенных к специальной медицинской группе по состоянию здоровья.

Проблема  организации физвоспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ,  до настоящего времени не решена. К сожалению, нет адаптивных программ для таких обучающихся четких рекомендаций, фи...

Картотека (база данных) для адресной работы с различными категориями обучающихся.

методы, которые использую в своей работе с детьми из социально - неблагополучных семей...

Адресная работа с различными категориями учащихся

В статье представлен опыт работы учителя с разными категориями учащихс: работа с одаренными детьми;работа с детьми из опекунских и приемных семей; с детьми из семей, попавших в трудные жизненные ...