Описание опыта адресной работы с различными категориями обучающихся. Опыт работы с обучающимися отнесенных к специальной медицинской группе по состоянию здоровья.
методическая разработка по физкультуре по теме

Балабанова Елена Владимировна, Балабанов Сергей Николаевич

Проблема  организации физвоспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ,  до настоящего времени не решена. К сожалению, нет адаптивных программ для таких обучающихся четких рекомендаций, финансирования, специально обучающихся курсов для учителей. Таких детей нередко освобождают от занятий физкультурой, в то время как именно они в большей степени нуждаются в благотворном влиянии различных средств физической культуры. А ведь организация и проведение занятий с детьми, отнесенными к СМГ, намного сложнее, чем со здоровыми детьми и предъявляет  большие требования, так как эти дети из разных классов, разного возраста, пола, страдающие различными заболеваниями и психологически не готовые к занятиям физкультурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.1.docx81.29 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта адресной работы учителя физической культуры

Балабановой Е.В. Балабанова С.Н с различными категориями обучающимися.

Опыт работы с обучающимися отнесенных к специальной медицинской группе по состоянию здоровью.

Аналитическое обоснование.

         Проблема  организации физвоспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ,  до настоящего времени не решена. К сожалению, нет адаптивных программ для таких обучающихся четких рекомендаций, финансирования, специально обучающихся курсов для учителей. Таких детей нередко освобождают от занятий физкультурой, в то время как именно они в большей степени нуждаются в благотворном влиянии различных средств физической культуры. А ведь организация и проведение занятий с детьми, отнесенными к СМГ, намного сложнее, чем со здоровыми детьми и предъявляет  большие требования, так как эти дети из разных классов, разного возраста, пола, страдающие различными заболеваниями и психологически не готовые к занятиям физкультурой.

Проблема сохранения и укрепления здоровья становится в нашей стране все более острой и ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит физической культуре - важнейшему элементу здорового образа жизни.   В своей работе особое внимание уделяю обучающимся отнесенным к специальной медицинской  группе. В соответствии с приоритетными направлениями государственной политики и национальными проектами, направленными на укрепление здоровья нации и формирование здорового образа жизни, возрастает роль совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях, создания условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья средствами физической культуры и спорта, формированию физической культуры  личности с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации.  Считаю что, оздоровительная направленность физического воспитания требует обязательного врачебного контроля, за лицами, занимающимися физической культурой и спортом.

Содержание опыта профессиональной деятельности.

В целях укрепления здоровья детей и подростков, улучшения физического развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, формирования интереса к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой, пропаганды здорового образа жизни в нашей школе организованы занятия специальной медицинской группы.

Для решения поставленных задач мной разработана система работы с обучающимися отнесенных к специальной медицинской группе.

Перед учащимися, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ ставлю задачи, которые реализую средствами физического воспитания:

  • укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
  • улучшение показателей физического развития;
  • освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств
  • ;постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
  • повышение физической и умственной работоспособности;
  • закаливание  и повышение сопротивляемости  защитных сил организма;
  • формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
  • воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
  • овладение комплексами упражнений, благотворно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом его заболевания;
  • обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;

                 -     соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха,   полноценного и рационального питания.

Основное место на занятиях отвожу гимнастике, поскольку с ее помощью можно успешно совершенствовать основные двигательные качества и развивать двигательные навыки. К тому же, характер гимнастических упражнений и методика их проведения позволяют заранее точно определить оптимальную нагрузку на организм занимающихся и ожидаемый педагогический эффект, что весьма важно в работе с СМГ.
В программу введен раздел дыхательных упражнений, которыми я  пользуюсь на каждом уроке. Обращаю особое внимание на воспитание правильной осанки и на укрепление мышц спины и живота. Для снижения утомления и повышения работоспособности широко использую упражнения для расслабления мышц. Включаю  танцевальные элементы и упражнения из художественной гимнастики.
Вместе с тем из гимнастики в СМГ полностью исключаю лазанье по канату, подтягивание и акробатические упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными напряжениями, вызывающими длительную задержку дыхания.

Из легкой атлетики особое внимание придаю строго дозированным ходьбе и бегу, т.к. эти виды тренируют и укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Прыжки в длину и в высоту ограничиваю (с укороченного разбега, с трех шагов, не более двух, трех прыжков в одном занятии и т.д.). Ограничиваю упражнения и на скорость, силу, выносливость. Продолжительность игр с бегом и прыжками, а также дистанции бега сокращаю. Например, продолжительность игры с бегом и прыжками не должна превышает 5 минут.  Дозирую нагрузку с учетом вида заболевания, совмещаю бег, прыжки с умеренной ходьбой, успокаивающими и дыхательными упражнениями при окончании их.
Наряду с образовательными, оздоровительными задачами на занятиях решаю и задачи воспитательные, когда средствами физкультуры воспитываю смелость, настойчивость, дисциплинированность, навыки культурного поведения, чувство дружбы и товарищества. Особенно трудно переоценить значение подвижных игр, наличие в которых простых и естественных движений, не вызывающих резкого утомления (нагрузка чередуется с моментами кратковременного отдыха), делают их хорошим средством эмоционального и физиологического воздействия на школьников.

Организация физвоспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ.  Комплектование СМГ я провожу совместно с врачом  с обязательным моим участием. Медицинский работник после медосмотра передает  списки учащихся с диагнозами и указанием медицинской группы в конце мая, чтобы было время до 1 сентября на оформление приказа по организации  занятий с детьми, отнесенными к СМГ.

Аттестацию этих обучающихся провожу по бальной системе, где применяю                           «Индивидуальную накопительную ведомость обучающихся в СМГ».  Оцениваю таких детей   в первую очередь по их успехам в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима. При выставлении оценки  соблюдаю особый такт, веду себя максимально внимательно, не унижаю достоинства обучающегося,  такой подход в оценивании,  стимулирует обучающихся к дальнейшим занятиям физической культурой. Итоговая оценка по физической культуре выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики индивидуальной физической подготовленности, прилежания и посещения занятий. Основной акцент  направляю на динамику  физических возможностей и стойкую мотивацию к занятиям физическими упражнениями. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые  обязательно будут мной замечены  и сообщены родителям, выставляется положительная оценка. Положительную оценку выставляю и тем занимающимся, которые не показали положительной динамики в физическом развитии, но регулярно посещали занятия по физической культуре, старательно выполняли задания, овладев доступными для них навыками, необходимыми знаниями в области физической культуры.

Смотри приложение №1

Применение педагогических технологий, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса для различных категорий обучающихся.

1. Подготовительная часть  до 20 минут – в начале урока произвожу подсчет пульса, затем использую  упражнения дыхательного и общеразвивающего характера, которые  выполняются в медленном темпе, затем  в среднем. Нагрузку медленно повышаю, применяю упражнения, обеспечивающие подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. Не использую большое количество новых упражнений и интенсивных нагрузок. Каждое упражнение повторяется сначала 4-5 раз, затем 6-8 раз (упражнения для крупных мышц рук, ног и туловища.). Раздаю обучающимся индивидуальные карточки. Учитываю заболеваниям, учащиеся самостоятельно выполняют упражнения.

2. Основная часть урока до 15 минут - отводится для обучения и тренировки. В ней осваиваются новые физические упражнения и двигательные навыки в пределах возможностей ребенка, основных физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости. Большое внимание уделяю улучшению координации, умению красиво двигаться. Для решения этого  использую: бег (отрезки по 20-30 метров), чередующийся с ускоренной ходьбой, метание, упражнения на равновесие, на снарядах, Общеразвивающие упражнения, подвижные игры, эстафеты......

3. Заключительная часть - 3-5 минут- использую упражнения на расслабление и дыхательные упражнения. Основная задача - способствовать восстановлению сдвигов функционального состояния организма, вызванных физической нагрузкой в основной части урока (простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения).

Ведущим принципом в моей работе является дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, что предполагает:

  • дозирование нагрузки на уроке за счет усложнений или упрощения упражнений;
  • учет противопоказаний к занятиям отдельными видами упражнений;
  • подсчет пульса на каждом уроке.

Уроки стараюсь проводить эмоциональным, эстетически оформленными, чтобы дети забыли о своих недугах и смогли бы реализовать свои физические возможности. Учащиеся СМГ - от сдачи любых нормативов освобождаю. Использую личностно ориентированное обучение и метод проета.

Взаимодействие с участниками образовательного процесса.

Для учащихся и их родителей мной и медицинским работником ОУ разработана индивидуальная карта для каждого ученика .  Смотри приложение №2

Провожу индивидуальные беседы и консультации с родителями и учениками о ЗОЖ,   мерах предупреждения заболеваний средствами физической культуры. Использую метод проекта (подготовка учащимися презентаций, рефератов, докладов) темы заданий и координацию провожу через  электронную почту. Совместно с медицинским работником составляю индивидуальный план для каждого ученика, отнесенного к специальной медицинской группе. Провожу диагностику физического состояния учащихся. Обсуждаю на методическом совете проблемы и успехи работы с данной категорией обучающихся.

Результативность.

В результате освоения полного курса физической культуры  обучающийся должен: Знать/понимать:                                                                                                                                

- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни,   организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;                                                                                  -элементарные основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;                                                                                                                                                                                -некоторые способы закаливания организма и основные приемы самомассажа.

Уметь:

-составлять и выполнять простейшие комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

-выполнять  легкоатлетические упражнения ,гимнастические  (комбинации), технические действия спортивных игр;

-выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья;

-осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;

-соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;

Использовать  приобретенные  знания и умения в практической  деятельности и повседневной  жизни для

-проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических  качеств,  совершенствованию  техники  движений;      

-включения занятий физической культурой  в активный отдых и досуг.

Эффективным методом  формирования грамотной заботы о своем здоровье  считаю внеклассные проекты, разрабатываемые моими учащимися. Снижение уровня заболеваемости, на 10% произошло снижение уровня заболеваемости учащихся. Активное участие  обучающихся в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, участие в таких мероприятиях как «Марафон здоровья»- 1место, «Зарядка с чемпионом»- 2место, «День физкультурника» 1место, «Калейдоскоп рекордов». - 3место.  В конкурсе творческих работ «Будущее в твоих руках»-  3место.

Приложение №1

Организация занятий со специальной медицинской группой

              Учащиеся школы ежегодно проходят медицинский осмотр.  Распределение школьников по медицинским группам производит врач-педиатр. Это позволяет мне правильно дозировать физические нагрузки в соответствии с состоянием здоровья школьников.    Всех учащиеся на  основе данных о состоянии их здоровья, физического развития и физической подготовленности я делю на три группы: основная, подготовительная, специальная.

K основной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения, при достаточном физическом развитии.

K подготовительной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, при недостаточном физическом развитии.

K специальной медицинской группе относят школьников с отклонением в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующим ограничения физических нагрузок.

Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки. Степень ограничения нагрузки зависит от состояния здоровья каждого школьника, его заболевания и других показателей. Занятия с учащимися, отнесенными в специальную медицинскую группу, проводятся мной на уроках физической культуры  по индивидуальным заданиям, дифференцированно, учитывая характер заболевания.

Для  школьников специальной медицинской группы организуется лечебная физическая культура, которая проводится  в лечебно-профилактических учреждениях. ЛФК проводится медицинскими работниками. По мере улучшения состояния здоровья обучающиеся могут заниматься с детьми своего класса, соблюдая условия урочной формы занятий.

По группам здоровья учащиеся распределены следующим образом

Группы здоровья

2011-2012

2012-2013

2013-2014

1 группа

2 группа

(практически здоровы)

6,4%

6,3%

6,5%

63,1%

61,4%

63%

3 группа

4 группа

(хронические отклонения в здоровье)

29,1%

29,4%

28,7%

0,04%

0,06%

0,04%

5 группа

(тяжелые хронические отклонения в здоровье)

0

0

0

Занятия у учащихся специальной медицинской группы «Б»  проходят  на базе детской поликлиники №3 каб. ЛФК. Занятия  проводит инструктор ЛФК детской поликлиники №3 во внеурочное время во второй половине дня.

Документ регламентирующий организацию занятий по физической культуре с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе приказ, врачебное заключение.

Уровень физического состояния

Основная

группа

Подготовительная

группа

Специальная

группа

освобождены

2011-2012

64%

23,5%

4,6%

0,04%

2012-2013

66,8%

22,9%

9,6%

0,06%

2013-2014

67,9%

26,4%

5,7%

0,04%

Из диаграммы видно, что % учащихся отнесенных к основной группе растет, учащиеся, отнесенные к специальной группе переходят в группу подготовительную. Все это говорит о том что работа с  учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе  дает свои результаты.

Приложение №2

Индивидуальная карта.

1 лист карты

Карта

учета  работы

с учащимся, отнесенным к СМГ

        

Ф.И.О.__________________________________

Класс___________________________________

2013-2014 год

2 лист карты

Работа в СМГ направлена на:

•        укрепление   здоровья,   улучшение   физического   развития,   закаливание организма;

•        расширение     диапазона     функциональных     возможностей     основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;

•        повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;

•        освоение основных двигательных навыков и качеств;

•        воспитание    морально-волевых    качеств    и    интереса    к    регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;

•        разъяснение  значения   здорового   образа   жизни,   принципов   гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе.

Ф.И.О ______________________________________________

Год рождения________________________________________

Класс________________________________________________

Медицинская группа___________________________________

Вид заболевания_______________________________________

Физическое развитие__________________________________

Начало года

Конец года

Рост

Вес

Противопоказания и ограничения

Рекомендации

Органы зрения

Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений

1. Физические нагрузки высокой интенсивности (бег в быстром темпе, прыжки в быстром темпе, эстафеты и др.).

2. Акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, «мостик», «березка», стойка на руках и на голове и др.)

3. Упражнения на гимнастических снарядах, в том числе висы без опоры, подтягивание на перекладине, прыжки через коня (козла), упражнения на брусьях и кольцах и др.

4. Упражнения, выполнение которых связано с запрокидыванием и значительным наклоном головы, натуживанием, резким изменением положения тела.

5. Упражнения, требующие напряжения органов зрения (упражнения в равновесии на повышенной опоре и др.)

Заполняет врач

Классный руководитель ________________________

Родитель (законный представитель)________________________

Учитель физической культуры____________________________

Медицинский работник ___________________________________

3 лист карты

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ,

ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ОКАЗЫВАЕТ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

    Физические упражнения    

           Потенциально опасное            

      воздействие на организм ребенка      

Кувырки через голову вперед и

назад                        

Избыточное   давление   на   шейный   отдел

позвоночника:   компрессия   межпозвонковых

дисков, нервов  и  сосудов  шеи;  повышение

внутричерепного  давления.                

Высокий   риск   травмы   шейного    отдела

позвоночника.                              

Упражнение "мостик"          

Переразгибание  в   шейном   и   поясничном

отделе   позвоночника   с    патологическим

раздражением     рецепторов;      повышение

внутричерепного  давления.                

Высокий     риск     компрессии    корешков

спинномозговых   нервов    и     сосудистых

нарушений.                                

Стойка на голове,  на  руках.

Упражнение "березка",  "плуг"

- из   исходного    положения

(далее - и.п.) лежа на  спине

поднимание выпрямленных ног и

опускание их за голову      

Избыточная  нагрузка  на  связочно-мышечный

аппарат       позвоночника,       повышение

артериального и внутричерепного давления.  

Риск   нарушения   кровообращения,   травмы

шейного     отдела      позвоночника      и

возникновения грыжи.                      

Высокоамплитудные   и   (или)

резкие   движения    головой:

круговые движения, повороты в

стороны,  наклоны,   особенно

запрокидывание головы назад  

Переразгибание     в     шейном      отделе

позвоночника с патологическим  раздражением

рецепторов.                                

Высокий    риск    компрессии      корешков

спинномозговых    нервов  и  сосудов шеи  с

последующими неврологическими и сосудистыми

нарушениями.                              

Высокоамплитудные   и   (или)

резкие   движения    туловища

(круговые, наклоны), особенно

с  отягощением   (утяжеленный

мяч, гантели)                

Избыточная  нагрузка  на  связочно-мышечный

аппарат       позвоночника,       повышение

внутрибрюшного   давления,   особенно   при

резком   глубоком    наклоне    вперед    с

выпрямленными ногами.                      

Риск  смещения  межпозвонковых   дисков   и

возникновения грыжи.                      

Глубокий   прогиб    туловища

назад, в том  числе  из  и.п.

лежа  на  животе:  упражнения

"качалка", "лодочка", "лук".

Разгибательная   перегрузка    шейного    и

поясничного      отдела       позвоночника,

компрессия корешков спинномозговых нервов.

Риск  травмы  связочно-мышечного   аппарата

позвоночника,                 возникновения

неврологических и сосудистых нарушений.    

Висы без опоры,  подтягивание

на    перекладине    и    др.

спортивных снарядах.  Лазанье

по канату                    

Избыточная  нагрузка  на  связочно-мышечный

аппарат     позвоночника     и      верхних

конечностей,    повышение    внутрибрюшного

давления,     большая      нагрузка      на

сердечно-сосудистую систему.              

Риск  травмы  плеча,  возникновения  грыжи,

опущения внутренних органов.              

Высокоамплитудные   и   (или)

резкие    маховые    движения

ногой, особенно махи назад  с

прогибом  туловища  из   и.п.

сидя   с  опорой  на   голени

и кисти                      

Избыточная  нагрузка  на  поясничный  отдел

позвоночника:    значительное    растяжение

связочно-мышечного  аппарата  позвоночника,

сдавливание межпозвонковых дисков;        

повышение внутрибрюшного давления.        

Риск  травмы  связочно-мышечного   аппарата

позвоночника, возникновения грыжи.        

Многократно  повторяющееся  в

быстром  темпе  одновременное

поднимание  выпрямленных  ног

из и.п. лежа на спине        

Избыточная  нагрузка  на  связочно-мышечный

аппарат нижней половины   туловища и нижних

конечностей,    повышение    внутрибрюшного

давления.                                  

Риск возникновения грыжи  и  патологической

подвижности почек.                        

Многократно  повторяющийся  в

быстром темпе подъем туловища

из положения лежа на спине  в

положение сидя, особенно  при

фиксации выпрямленных  ног  и

из  и.п.  сидя  на   скамейке

опускание    и     поднимание

туловища с глубоким  прогибом назад                        

Избыточная  нагрузка  на  связочно-мышечный

аппарат  шейного   и   поясничного   отдела

позвоночника,  повышение  артериального   и

внутрибрюшного давления.                  

Риск  травмы  связочно-мышечного   аппарата

позвоночника,   возникновения    грыжи    и

патологической подвижности почек.          

Высокоамплитудные   и   (или)

резкие   повороты    туловища

(скручивающие)   из    разных

и.п., в  том  числе  из  и.п.

лежа   на   спине   опускание

согнутых ног вправо-влево  до

касания пола                

Избыточная  нагрузка  на  связочно-мышечный

аппарат       позвоночника,       повышение

внутрибрюшного   давления.   Риск    травмы связочно-мышечного  аппарата

позвоночника, смещения межпозвонковых      

дисков,  ущемления спинномозговых   нервов,

возникновения грыжи.                      

Упражнения:                  

- "удержать угол"            

- "ножницы"                  

Избыточная  нагрузка  на  связочно-мышечный

аппарат нижней половины туловища  и  нижних

конечностей,    повышение    внутрибрюшного

давления. Риск повреждения связок в паховой  области,

возникновения     грыжи,     патологической

подвижности почек  и  сосудистых  нарушений

(в т.ч. варикозного расширения вен).      

Глубокий  выпад   с   сильным

сгибанием в коленном суставе,

сед в "полушпагат"          

Риск повреждения связок в паховой области.

Риск повреждения связок коленного  сустава, смещения надколенника.                    

Бег в быстром темпе, особенно

на    средние    и    длинные

дистанции                    

Значительная    нагрузка     на     опорно-

двигательный  аппарат,  сердечно-сосудистую

и дыхательную систему.   Риск  травмы  связочно-мышечного   аппарат нижних    конечностей,     прогрессирования

отклонений костно-мышечной системы.        

Риск   возникновения    острой    сердечной

недостаточности,   обострения   хронических

заболеваний.                              

Прыжки   в   быстром    темпе

продолжительное         время

(особенно  асимметричные,   с

поворотами);  спрыгивание  на

твердую поверхность          

Значительная    нагрузка     на     опорно-двигательный  аппарат,  сердечно-сосудистую систему,     повышение      внутричерепного

давления.  Риск  травмы  связочно-мышечного   аппарата

нижних    конечностей,     прогрессирования

отклонений     костно-мышечной     системы,

обострения хронических заболеваний.        

Прыжки    через    спортивные

снаряды (через коня, козла)  

Избыточная  нагрузка  на  связочно-мышечный

аппарат   позвоночника    и    конечностей,

повышение внутрибрюшного давления.  Риск    травмы    позвоночника    (особенно копчика),  повреждения  связок  в   паховой области, возникновения грыжи.              

Определение типа реакции кардио-респираторной системы

на дозированную физическую нагрузку

    Оценка    

Учащение,

    %    

Систолическое

      АД      

Диастоли-  

ческое АД  

 Пульсовое

Время    

восста-  

новления,

мин.    

Благоприятная

  до 50  

  Увеличение  

 от 10 до 25  

  мм рт.ст.  

 Снижение  

   до 20  

 мм рт.ст.

Увеличение

  1 - 3  

Удовлетвори-  

тельная      

  от 51  

 до 100  

  Увеличение  

 от 25 до 40  

  мм рт.ст.  

 Снижение  

 более 20  

 мм рт.мт.

Увеличение

  4 - 6  

Неблагоприят-

ная          

более 100

Без изменения

     или      

  увеличение  

    до 10    

мм рт.ст. или

  уменьшение  

Увеличение

Уменьшение

7 и более

Внешние признаки утомления обучающихся в процессе занятий

физической культурой

  Наблюдаемые  

    признаки    

             Степень выраженности утомления            

        небольшая        

           средняя          

Окраска кожи    

лица, шеи      

небольшое покраснение лица

значительное покраснение лица

Потливость      

незначительная            

выраженная потливость лица  

Характер        

дыхания        

несколько учащенное,      

ровное                    

резко учащенное              

Характер        

движений        

бодрые, задания          

выполняются четко        

неуверенные, нечеткие,      

появляются дополнительные    

движения. У некоторых детей  

отмечается возбуждение, у    

других - заторможенность    

Самочувствие    

хорошее, жалоб нет        

жалобы на усталость, отказ  

от дальнейшего выполнения    

заданий                      

Мимика          

спокойное выражение лица  

напряженное выражение лица  

Внимание        

четкое, безошибочное      

выполнение указаний      

рассеянное, задания          

выполняются неточно          

4 лист карты

Таблица нагрузки на учебный год

п.п

Виды физических упражнений

Дозировка

Рекомендации

Отметка о выполнении

учеником

        Отметка

учителя

теля

1-3

Ходьба в медленном темпе. ОРУ. Подвижные спортивные игры малой интенсивности. Физическое развитие и здоровье детей, дыхательные упражнения в укреплении здоровья.

4-6

Ходьба в среднем темпе. ОРУ. Строевая подготовка. Подвижные спортивные игры малой интенсивности

7-9

Ходьба в среднем темпе. ОРУ. Подвижные спортивные игры малой интенсивности

10-12

Ускоренная ходьба. ОРУ.

13-15

Дыхательные упражнения

16-18

ОРУ для плечевого пояса. Элементы баскетбола (выполнение на месте)

19-21

ОРУ для плечевого пояса. Элементы баскетбола (выполнение на месте)

22-24

ОРУ для плечевого пояса. Элементы баскетбола (выполнение на месте)

25-27

ОРУ для плечевого пояса. Элементы баскетбола (выполнение на месте)

28-30

ОРУ для плечевого пояса. Элементы баскетбола (выполнение на месте). Судейство игр

31-33

Вредные привычки. Быстрота методы развития быстроты. Тех без гимнастика. Акробатические упражнения по состоянию здоровья выполнение

34-36

ОРУ  без предмета. Подвижные игры малой интенсивности

37-39

ОРУ с гимнастической палкой Подвижные игры малой интенсивности

40-42

ОРУ с мячом Подвижные игры малой интенсивности

43-45

ОРУ без предмета Подвижные игры малой интенсивности

46-48

Развитие силы рук ОРУ в парах Подвижные игры малой интенсивности

49-51

Физическое качество гибкость, ловкость. Техн без лыжи. Повторить тех лыжных ходов.

52-54

Повторить тех лыжных ходов .

1 км  в медленном темпе.

55-57

Совершенствовать тех лыжных

ходов. 1 км  в медленном темпе.

58-60

Тех спуска Катание с гор с применением изученных элементов и лыжных ходов.

61-63

Лыжный спорт и его развитие. Катание с гор с применением изученных элементов и лыжных ходов.

64-66

Катание с гор с применением изученных элементов и лыжных ходов.

67-69

Прохождение дистанции в медленном темпе Игры на снегу

70-72

Прохождение дистанции в медленном темпе Игры на снегу Катание с гор с применением изученных элементов и лыжных ходов.

73-75

Повороты Катание с гор с применением изученных элементов и лыжных ходов.

76-78

ЗОЖ. Повторить тех без спорт игры. Тех выполнения упр б.б. Игра.

79-81

Передача и ловля мяча со сменой мест. Броски по кольцу. Игра.

82-84

ОРУ. Упр с набивным мячом.  Передача, ловля мяча со сменой мест. Совершенствовать тех б.б в учебно-тренировочных играх

85-87

Развитие силы рук ОРУ в парах Подвижные спортивные игры малой интенсивности

88-90

ОРУ без предмета Подвижные спортивные игры малой интенсивности

91-93

ОРУ. Упр с набивным мячом.  Передача, ловля мяча со сменой мест. Совершенствовать тех б.б в учебно-тренировочных играх

94-96

ОРУ для плечевого пояса. Элементы баскетбола (выполнение на месте). Судейство игр

97-99

Ходьба в медленном темпе. ОРУ. Подвижные спортивные игры малой интенсивности

100-102

Ходьба в среднем темпе. ОРУ. Строевая подготовка. Подвижные спортивные игры малой интенсивности

Литература:

  1. Приказ МЗ РФ от 20.08.01г. №337. «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры».
  2. Приказ Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, ГосКОМ РФ по физической культуре и спорту, РАО от 16.07.02г №2715/227/116/19." "О совершенствовании процесса физвоспитания в образовательных учреждениях РФ".
  3. Рекомендации Министерства образования РФ от 31.10.2003г. №13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»
  4. Методические рекомендации «Организация занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе». МЗ РФ. Республиканский врачебно-физкультурный диспансер г. Мурманск, 1985г.
  5. Макарова Г.А. «Практическое руководство для спортивных врачей». Ростов-на-Дону, 2002г.
  6.  Рабочая программа для учащихся 1-11 классов Физическая культура в специальной медицинской группе автор Моргунова Елена Викторовна http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/ 
  7.  http://live.bibnout.ru/2012/02/03/ресурсы/программа-по-физической-культуре-для/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПНПО 7 Критерий " Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся"

Учитель описывает организацию образовательного процесса одарённых детей в урочной и внеурочной деятельности. Выявление, принципы и формы работы с детьми из социально - неблагополучных семей, вовлечени...

Cоздание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи у ребёнка начинается процесс индивидуального усвоения общественных норм и культурных ценностей.     Для достижения положит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 Организации адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 Организации адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам 1.1. Область применения рабоче...

5.ПНПО-2016 5. Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями учащихся. Любой и каждый ребенок талантлив и может не подозревать о собственных возможностях, что пропагандирует инклюзивное обра...

Картотека (база данных) для адресной работы с различными категориями обучающихся.

методы, которые использую в своей работе с детьми из социально - неблагополучных семей...

Создание условий для адресной работы с различными категориями обучающихся с ОВЗ

В статье освещена адресная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната для обучающихся с ОВЗ...