Программа по гражданскому и патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями средствами художественного творчества«Югры цветная карусель»
рабочая программа на тему

Успехова Ирина Александровна

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь 

своего народа и творчески утвердить себя в ней.

Однако национальная гордость не должна вырождаться только в  самомнение и самодовольстве.

 Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. 

Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, 

патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.

 Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, 

педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. 

Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, 

достойно завоёванного русским искусством, литературой. 

Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... 

Народные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием души, 

а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв ).

Именно поэтому родная культура, художественное творчество, как отец и мать должна стать

 неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yugry_tsv.karusel.doc338.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учреждение социального обслуживания

Ханты-Мансийского автономного округа Югры

Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями

Программа

по гражданскому и патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями средствами художественного творчества

«Югры цветная карусель»

        

                                                                                         

                                                                                         

г. Урай

2011г

Учреждение социального обслуживания

Ханты-Мансийского автономного округа Югры

Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями

Программа

по гражданскому и патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями средствами художественного творчества

«Югры цветная карусель»

        

                                                                                          Автор программы: Успехова И.А.

                                                                                          инструктор по труду  

                                                                                          реабилитационного отделения для

                                                                                          детей и подростков с ограниченными

                                                                                          возможностями                                                                                                                                                                                                            

                                                                                         

                                                                                         

г. Урай

2011г

Концептуальные подходы

Необходимость целенаправленной работы по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов:

Национальной доктрине образования Российской Федерации,

Концепции модернизации Российского образования на период до 2010г., государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг.». Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что  «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Указанные документы характеризуют социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны. Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель нашей работы.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми. Решение проблемы воспитания патриотизма детей  на сегодняшний день является трудной задачей, что связано, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в детстве, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества.

Успех патриотического воспитания наших детей  во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Конечно, педагоги могут познакомить с флагом, гербом, могут научить слушать гимн, сходить на экскурсию к памятным местам, рассмотреть фотографии, картины. Но если дать домашнее задание, чтобы  родители с ребёнком зарисовали памятные места, сделали поделки совместно с ребенком, то впечатления у малыша будут совершенно другими.

Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям дошкольного возраста? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, Родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания.

Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему  отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство  Родины.

Благоприятный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных промыслах, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста, знакомство детей с основами гражданско-патриотических традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздничных дней.  Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее  благоприятную среду для выявления и развития ребёнка национальных особенностей.

Любовь ребёнка к Отчизне характеризуется  яркой эмоциональной окрашенностью, в словах В.А.Сухомлинского «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человечеству постепенно и имеет своими истоками красоту» точно отражается специфика и суть работы педагогов в работе патриотического воспитания детей. Источником формирования у ребёнка любви к родным местам является  и его участие в общественно полезном труде, и гражданская ответственность родителей и близких.

Цель и задачи программы

Целью программы является социальная адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями, посредством приобщения их к отечественным гражданско-патриотическим традициям средствами художественного творчества. 

Для достижения этой цели в процессе воспитательной деятельности необходимо решить следующие задачи:

– знакомство детей с основами гражданско-патриотических традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздничных дней;

- выработать ценностные ориентации на основе положительного опыта, культуры, традиций и быта коренных жителей Севера.

– знакомство детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями  живописи, художественной литературы, связанными с тематикой занятий;

– формирование у детей представлений о целесообразном устройстве предметной среды и возможности совместно со взрослыми участвовать в созидании этой среды через оформление интерьера к праздникам;

– содействие формированию представлений детей об этапах продуктивной деятельности, особенностях разных материалов, правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок;

– помощь в становлении творческой личности ребенка, как созидателя и преобразователя;

– содействие развитию ручных умений, элементарных навыков рукоделия: работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, природными материалами; навыков усидчивости и аккуратности в работе.

Основное содержание

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться только в  самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв ).

Именно поэтому родная культура, художественное творчество, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность.

Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:

1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Большое место в приобщении детей к народной культуре, художественному творчеству в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

3. Другим важным направлением  работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

4. Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе.

5. Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. А зачем детям -  нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

Ожидаемые результаты программы  - формирование у детей патриотизма, гражданственности средствами художественного творчества, знаний об истории своей малой родины и России, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.

Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания средствами художественного творчества реализуется в два этапа по четырём направлениям:

I этап:

1.1. Работа с детьми по изодеятельности, декоративно – прикладному творчеству.

1.2. Познакомить детей с основными чертами и понятиями культуры народов Севера.

II этап:

2.1. Обучающие занятия с родителями в освоении нетрадиционных приемов в декоративно-прикладном искусстве народа севера и художественном творчестве. (участники мастер-классов).

2.2. Методическое сопровождение.

Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

- дать представление о традиционной семье коренных народов; познакомить с семейным укладом, обычаями и обрядами, показать роль семьи в сохранении и передаче традиций;

- познакомить детей с понятием “изба” - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;

- ознакомить с основными занятиями коренных народов Севера: земледелием, оленеводством, рыболовством, охотой, орудиями производства; показать роль природы в жизни коренных народов;

- познакомить с изделиями и технологиями традиционных ремёсел – шитьё бисером по ткани, коже, меху, ткачество, вышивка;

- познакомить детей с фольклором финно-угорских народов. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с северной природой;

- освоить старинные детские игры, обогатить речь ребёнка пословицами, поговорками, загадками, мифами, легендами;

- зарисовка родного города (достопримечательностей), знакомство с  его историей.

- знакомство с родным краем и Россией, перенося знания на лист бумаги разными средствами выразительности, изготавливая различные поделки и сувениры.

- знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своего родного края. Посещение музея п. Половинка.

В процессе реализации программы  по работе с детьми используются: игры – занятия по художественному творчеству, игры – развлечения по декоративно-прикладному искусству, праздники народа севера, художественные постановки, практические экскурсии в природу, экскурсии на предприятия города, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, занятия в музее истории города, п. Половинка, в  ЦТЮ.

Формы, методы и приёмы работы.

Учитывая новизну программы в содержательном аспекте, особое значение при её реализации приобретает фигура педагога – реализатора программы. Музейно-образовательная специфика требует освоения педагогом новых для него сфер – музееведения и народной культуры, особенно её регионального, местного компонента.

“Национальная изба”: знакомство с историей жилища как феномена культуры; семейный, бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного северного жилища.

“Фольклор”: знакомство с устным народным творчеством обско-угорских народов – мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, скороговорки, считалки, дразнилки (театрализация).

“Декоративно-прикладное искусство”: знакомство со способами изготовления посуды, узорное ткачество и вышивка в быту, орнаментальное искусство, украшение изделий бисером и мехом.

“Природа и человек”: показать детям, как коренные народы берегли и сохраняли природу - источник своего существования.

“Забытые корни”: рассказы детям об истории родного края.

Данная программа предусматривает тесное сотрудничество с этнографическим музеем посёлка Половинка, музеем истории г. Урая, с Центром творчества юных.

Приобщение детей к истокам культуры и традиций коренных народов Севера.

Лики Земли неповторимы. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения сохранить эту самобытность. А сохранить её можно, если приобщать ребёнка с раннего возраста к ценностям духовной культуры, выбрать нужные ориентиры для его воспитания. В “Конвенции о правах ребёнка” в ст.29 сказано, что образование должно быть направлено на “воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной”.

Мы живём в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Индустрия развращения и спаивания народа работает на полную мощность, вторгается ежедневно в каждый дом с помощью телевидения и Интернета. И мы принимаем это: кто-то с удовольствием, кто-то с безразличием, а кто-то и с доверием.

Как родителям сохранить свою духовность и выбрать правильные ориентиры для воспитания детей, научить их любить Родину такую, какая она есть, а не придуманную нами. Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению народную культуру.

Предлагаемая методика создана на основе многоаспектного подхода к гражданско – патриотическому воспитанию средствами художественной творчества и знакомству детей  с истоками культуры и традиций коренных народов Севера:

- гражданско – патриотическое  воспитание.

- доступность знаний, достоверность и научность;

- соответствие сложности материала возрасту детей;

- культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);

- краеведческий опыт;

Учитывая возраст детей, все занятия по ознакомлению с национальной культурой проходят в игровой форме “погружения в культуру”. В течение всего занятия в специально обустроенной предметно-пространственной среде дети “проживают” определённую тематическую, историческую ситуацию или исторический период. Личное участие каждого ребёнка, эмоциональное воздействие, связанные с “погружением”, атмосфера чувствования, сопереживания, окрашивает получаемые знания личными эмоциями ребёнка, превращая их мироощущение, в мировоззрение, в историческое сознание. Методика “погружения” предполагает использование детьми и педагогом подлинных предметов, исторического аксессуара (национальный костюм, его элементы и т.д.), а также разнообразного арсенала игровых форм, в том числе:

ролевые игры (дети играют в охотника, пребывают в роли рыболова и т.д.);

игра-занятие: поиск (найти предмет, указать его, рассмотреть, высказать собственное мнение);

игра-занятие фантазирование, изодеятельность (например,  “Ремёсла” дети представляют себя мастерицами, фантазируют, во что они одеты, как выглядит мастерская, какими инструментами они работают, что изготавливают и т.д.):

игра-театрализация, драматизация (реконструкция фрагмента “на охоте”);

игра-реконструкция (“В гостях у сказительницы легенд и мифов”);

игра-путешествие (в посёлок Половинка, в этнографический Учинский музей);

подвижные игры (старинные игры, сопровождающие все занятия проекта):

дидактические игры (“Собери орнамент”, “Составь картину” и т.д.).

“Погружение” ребёнка в культурную среду отзывается в нём множеством голосов общения, диалогов, ответов, вопросов, поэтому диалог является основным метолом педагогической деятельности и общения в проекте (диалог между прошлым и настоящим, предметом и ребёнком, педагогом и ребёнком и т.д.) и вытекающий из него вопросно-ответный метод, беседа.

Обогащается новыми методическими приёмами использование научно-методического материала, который выступает как вспомогательный, но необходимая составная часть программы  и методики: фотографии, схемы, рисунки, муляжи (грибы, рыба, животные и т.д.), копии предметов (топоры, луки, стрелы и т.д.), национальные костюмы, сшитые по этнографически точным образцам, аудиовидеозаписи “танец шамана”, “шум леса, голоса птиц” и.т.д.

Особое внимание уделяется методической разработке занятий, массовых мероприятий к датам народного календаря. В основе этих занятий лежит подлинный, местный, региональный материал и строгое соответствие дат проведения занятий по национальному календарю, вычленение и использование традиционных форм с участием детей в этих праздниках и взрослых.

Формирование патриотических чувств средствами художественного творчества пройдёт эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, мастер-классы, совместные праздники и экскурсии, д выставки детских поделок и рисунков.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории),  посещение краеведческого музея, картинной галереи в ЦТЮ и т.д.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны. Многовековая история человечества свидетельствует, что  цивилизация выдержала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.

Таким образом, программа позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в подростковом возрасте открывает на следующей ступени – в школе – путь к непрерывному гражданскому образованию.

Благополучатели

   Целевую группу, на которую направлена реализация данной программы, составляют дети и подростки с ограниченными возможностями, в возрасте от 5 до 18 лет, состоящие на учете в отделении   30         человек и их родители в количестве  20 человек.

Этапы и сроки реализации программы

Программа  «Югры цветная карусель» рассчитана на 1 год.

1 этап – подготовительный – анкетирование, проведение диагностических исследований: срок реализации – Январь 2011г.

2 этап -  основной:  выполнение комплекса мероприятий, направленных на получение результатов: срок реализации – январь  2011г. – ноябрь 2011г.

3 этап – заключительный – диагностика, подведение итогов, анализ, выявление слабых и сильных сторон программы. Почтовый ящик: «Летучий голландец»  желаний, пожеланий, рекомендаций, новых идей (от родителей, организаций, предприятий и гостей города,  с кем предусмотрена связь по художественно-творческой деятельности) – по итогам деятельности  программы. Опубликование результатов в СМИ:

срок реализации – ноябрь 2011г.

Механизмы реализации программы

   Основными механизмами реализации программы являются:

Проведение совместно с родителями, специалистами мастер-классов по ознакомлению нетрадиционных приемов продуктивной деятельности;

 экскурсии в музей, школу искусств, музыкальную школу, детскую библиотеку; изготовление сувенирной продукции;  

познавательные мероприятия;  

организация выставок детских работ по изобразительному искусству и народно-прикладному творчеству; проведение занятий на открытом воздухе, с выездом на  природу, при использовании различных средств выразительности: изобразительные, природные, бросовый материал.

    Благодаря поэтапной схеме работы, включающей планомерную и последовательную отработку каждого направления деятельности, предполагается достижение цели программы.

Деятельность в рамках программы

  Социально-реабилитационная программа «Югры цветная карусель» реализуется инструктором по труду в тесном сотрудничестве со специалистами отделения, с родителями детей, средствами массовой информации.

 Подготовительный этап:

Диагностические исследования детей с ограниченными возможностями здоровья – диагностика выявляющей уровни развития изобразительного искусства, использование разных средств изобразительной  деятельности, эстетически – чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношения к миру. 

Разработка методических пособий для родителей,  организации мастер-классов для родителей в детском отделении реабилитации детей и подростков с ОВЗ, на базе Центра творчества юных, в школе духовного просвещения.

Этап основной деятельности:

Проведение системы занятий по художественному творчеству;

Экскурсии  в школу искусств, музыкальную школу, детскую библиотеку, музей п. Половинка; музей истории города;

Организация мастер - классов для родителей и посетителей КЦСОН «Импульс»;

Выставки детских работ;

Выставки – продажи сувенирной продукции на предприятиях города.

Завершающий этап:

Подведение итогов реализации программы,  диагностика.

Опубликование результатов работы в СМИ.

Количественные и качественные показатели программы

Реализация программы «Югры цветная карусель» предполагает достижение

количественных результатов:

1. Занятиями по декоративно-художественному искусству, эстетически – чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношения к миру. будут охвачены 45 детей.

2. В выставках по художественно-изобразительному и декоративно-прикладному искусству, примут участие 35 детей и 15 родителей.

3.  К работе  мастер - классах по изучению нетрадиционных приёмов изобразительного искусства, изготовление сувенирной продукции  привлекутся 15 родителей и 3  педагога.

Оформится фотоколлаж в витрине центрального банка: «Наше будущее!»

 - изобразительная деятельность в процессе детского творчества;

 - по художественно-изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

качественных результатов:

- у детей сформируются знания о гражданско-патриотических традициях русского народа и традиционного уклада жизни народа севера, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздничных дней;

- произойдёт знакомство детей с доступными их пониманию произведениями живописи, художественной литературы, связанными с тематикой занятий;

- сформируются знания детей о представлении о целесообразном устройстве предметной среды и возможности совместно со взрослыми участвовать в созидании этой среды через оформление интерьера к праздникам, детских работ на выставки;

- укрепятся представления детей об этапах продуктивной деятельности, особенностях разных материалов, правилах пользования простыми инструментами для изготовления поделок;

- помощь в становлении творческой личности ребёнка, как созидателя и преобразователя;

- приобретутся  навыки и умения по развитию ручных умений, элементарных навыков рукоделия: работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, природным материалами, бисером; навыки усидчивости и аккуратности в работе.

Рабочий план реализации программы:

«Югры цветная карусель»

Мероприятие

Сроки

реализации

1. Подготовительно-информационный этап

1.1.

 

Диагностические исследования.

Февраль  2011г.

1.2.

Создание методических пособий для родителей и педагогов на тему:

Нетрадиционные приемы рисования: «Энкаустика»,

«Северный орнамент»

«талисман солнце»

Январь   2011г.

1.3.

Работа со средствами массовой информации: статья в городской журнал Меридиан –

«Декоративно-прикладное творчество народов севера»

1 квартал  2011г.

2. Основной социально – педагогический этап

2.1.

Занятия по обучению декоративно-прикладного творчества народов ханты и манси.

Ежедневно

2.2.

Практическое занятие: «Цветочная эйфория!»

Выставка детских рисунков, посвященная Международному женскому дню 8 марта! «Мамочкина интересность»

Март  2011г.

2.3.

Экскурсия  в музей истории г. Урая – зал природы.

1раз в квартал.

2.4.

Мастер – класс для родителей и педагогов по ознакомлению с декоративно-художественным искусством: «Северный олень» (техника: плетение)

1раз в квартал.

Март 2011г.

2.5.

Консультация: рекомендации по использованию элементов технологии рисования орнамента народов севера

Апрель 2011г.

2.6.

Мастер – класс для родителей и педагогов по изготовлению игрушек, предметов быта.

1 раз в квартал

2.7.

Чтение сказок народов ханты и манси, слушание национальных песен.

1 раз в месяц

2.8.

Экскурсия в Учинский музей п.Половинка.

2 квартал 2011г.

2.9.

Экскурсия  в  школу мастерскую Анкли.

Знакомство по изготовлению национальной одежды

Апрель 2011г.

2.10.

Практическое занятие по художественному развитию: «Волшебница – природа!»

«Северное сияние»

Май 2011г.

Июнь 2011г.

2.11.

Выставка работ декоративно-художественного и прикладного искусства «Югры цветная карусель»

Май 2011г.

2.12.

Познавательная викторина «Орнамент в искусстве ханты и манси»

Июнь 2011г.

2.13.

Беседа «Декоративно-прикладное искусство »

Июнь 2011г.

2.14.

Практическое занятие по художественно – творчеству: «Животный мир тайги!»

Июль 2011г.

2.15.

Консультация для родителей и специалистов отделения: «Бисероплетение»

Июль 2011г.

2.16.

Мастер – класс для родителей и специалистов отделения: «Игракрасочка» (нетрадиционные приёмы рисования – нитками, перьями, палочками на песке)

Июль 2011г.

2.17.

Познавательная викторина: «Югорский край»

Июль 2011г.

2.18.

Беседы о музыкальных произведениях разных по характеру, жанру по художественно – экологическому  и эмоционально – творческому развитию.

Март -

Ноябрь 2011г.

2.19.

Познавательно-практическое занятие: «Талисман Солнышко!» посвященное Дню матери.

Октябрь 2011г.

2.20.

Выездная выставка на предприятие города: «Радужная Югра»    приглашение телевидения СПЕКТР.

Октябрь 2011г.

2.21.

Мастер – класс для родителей и специалистов отделения: «Рождественская звезда! Цветы!» (техника: гофротрубочки)

Ноябрь 2010г.

2.22.

Художественно – экологическая  выставка  детских рисунков в воскресной школе:

                           «Снег, зима, холода!»

Ноябрь 2011г.

2.23.

Выездная выставка в музей истории города:

«Рукотворный мир»

Ноябрь 2011г.

                           

                                   3. Заключительный этап

3.1.

Итоговая выставка детских работ по декоративно-художественному и прикладному искусству.

     Приглашение телевидения «Спектр».

Диагностика детей.

Подведение итогов реализации программы.

Творческий отчет - анализ проведенных мероприятий, диагностик (выявление сильных и слабых сторон программы)

Разработка программы работы с детьми на 2012г.

Ноябрь 2011г.

3.2.

Опубликование результатов работы в СМИ.

Декабрь 2011г.

Список использованной литературы.

1.

М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ.статья М.В.Богуславский, Е.Б.Корнетов.- М.: Изд. Дом «Карапуз», 2005.-272с., илл. (Педагогика детства) Научный редактор С.В.Лыков.

2.

М. Монтессори. Я люблю Монтессори: Пособие для родителей. – М.: Карапуз, 2004. – 72с., ил. (Серия «Человечек»)

3.  

Рекомендации для родителей по использованию элементов технологии М. Монтессори в домашних условиях / Муниципальное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Лангепас; Составитель: Н.В. Стребкова – г. Ханты – Мансийск: ГУП ХМАО «Информационно – издательский центр», 2002г. -30с.

4.

Программа коррекционно-образовательных учреждений «Изобразительное искусство» М.:- Просвещение. 2003.

5.

М.Монтессори. Дети-другие /Пер. с нем./ Вступ. И закл.статьи, комент. К.Е. Сумнительный. – М.: Карапуз, 2004.-336с.,илл. (Педагогика детства)

6.

Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству. –М.: ТЦ Сфера, 2006.-208с.(Программа развития).

7.

Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. -  Ростов н/Д: «Феникс», 2003.-288с. и цв. ил. («От детского сада к школе»)

8.

Молодова Л.П. игровые экологические игры с детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.-128с.:ил.

9.

Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках: Наглядно-методическое пособие. - СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.-32с.,цв.ил.

10.

М. Буторина, Е. Хиятунен. Монтессори – материал, часть I.   Российский Монтессори – Центр.- Издательство «мастер», 1992 г.

11.

Широкова Г.А.   Сенсорное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2006 г.

12.

Неклюдова А.И. К вопросу о развитии процессов восприятия у детей дошкольного возраста // Опыт объективного изучения детства. – Л., 1924.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад и презентация на тему "Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения, и во внеурочной деятельности".

В материале представлены доклад и презентация на актуальную тему нашего современного общества: "Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения, и во вн...

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

   В  школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проя...

Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья, как средство развития нравственных качеств личности».

Тема патриотизма – всегда очень важная, в данное время особенно актуальна. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, но его над...