Система формирования двигательной активности обучающихся
статья по теме

Жилина Юлия Сергеевна

Cредствами музыкально-ритмических упражнений  и лечебной физкультуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_regionalnyy_seminar_yanvar_2016.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

КАШИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАШИРСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ

«Практико-значимая модель формирования и развития двигательных навыков учащихся коррекционных школ»

ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«Реализация инновационных образовательных проектов, направленных на разработку и внедрение моделей социализации детей и подростков, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам»

 Система формирования двигательной активности обучающихся средствами музыкально-ритмических упражнений

и лечебной физкультуры

учитель I квалификационной категории

Пичугина Юлия Сергеевна

28 января 2016г.

Кашира

Занятия лечебной физической культурой и ритмикой помогают учащимся с нарушениями в интеллектуальном развитии  успешнее овладевать двигательными навыками в труде и в быту, способствуют  коррекции двигательных недостатков и эмоциональной сферы.

Дети с нарушениями интеллектуального развития часто испытывают трудности в:

  • формировании произвольных движений;
  • соблюдении равновесия;
  • способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические движения и др. (слайд 2).

В Каширской коррекционной общеобразовательной школе-интернате уроки ритмики проводятся в начальных классах 1 раз в неделю. Они способствуют повышению работоспособности, укрепляют здоровье, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, формированию умения дифференцировать движения и подчинять по степени мышечных усилий, во времени и в пространстве, управлять темпом движения и подчинять свои движения музыке, придавая движениям целесообразность, стройность, выразительность и уверенность.

К основным видам, используемым на занятиях по ритмике, относятся ритмическая ходьба, бег, прыжки с различными движениями рук (слайд 3), проговаривание речёвок, стихотворений (слайд 4) , общеразвивающие упражнения, выполняемые под счет учителя (слайд 5); упражнения с предметами и без (слайд. 6); танцы; музыкально-ритмические и подвижные игры (слайд. 7).

В ритмические занятия включаются движения из области физкультуры (основные движения, гимнастические упражнения, упражнения с предметами, построения и перестроения), из области танца (элементы народного, бального, современного танцев), используются сюжетно-образные движения (изображаются движения животных, птиц, действия людей и т. д. (слайд. 8). В процессе ритмических занятий все эти движения постепенно совершенствуются, становятся более свободными, ритмичными, координированными, выразительными, пластичными. Участие в ритмических и гимнастических упражнениях, в играх и танцах способствует правильному физическому развитию детей, что имеет оздоровительное значение.

Интересно  наблюдать, как дети, впервые придя на урок по ритмике,  неуклюже двигаются, ошибаются в элементарных движениях, не могут слышать музыку, петь песни с выполнением движений, а уже через год   задания выполняют более  организованно и правильно. Это наглядно наблюдается при исполнении плясок, которые усложняются, учитывая возраст и психологические особенности детей, которые участвуют в пляске, в хороводе, в исполнении песен, частушек, прибауток и т.д. (слайд 9). Уроки ритмики способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, походка. Умеренная физическая тренировка на уроках ритмики помогает организму легче справляться с  нагрузками, стрессами, характерными для аномального психического развития. Музыкально – ритмическая деятельность учащихся направлена также на воспитание у каждого ребенка эстетических,  нравственных и умственных качеств, развивается познавательный интерес, память, вырабатывается устойчивость произвольного внимания, совершенствуется творческая активность.

В отличие от уроков ритмики, где в учебный процесс задействован весь класс, занятия по лечебной физической культуре посещают дети, у которых помимо интеллектуальных нарушений имеется ряд  сопутствующих нарушений здоровья. В начале учебного года проводится медицинское обследование учащихся, на основании которого, ребенок зачисляется в группу занятий ЛФК. Группы делятся в соответствии с нарушениями: нарушение осанки, плоскостопие и пр.

 У этих детей наблюдается  низкий уровень двигательных способностей: точности, координации быстроты движений, гибкости, мышечной силы, выносливости.( слайд 10) А при недостаточном объеме двигательной активности  резко ослабляется деятельность мышечной, сердечнососудистой деятельности, дыхательной и других важнейших физиологических систем организма.

Все эти недостатки очень влияют на эмоциональную сферу обучающихся, у которых наблюдается страх, неуверенность в своих силах и возможностях, неумение владеть собой.

Устранение двигательных недостатков  является важной составной частью психокоррекционной работы, направленной на развитие личностной сферы, на успешную социализацию учащихся нашей школы.

Уроки ЛФК — это специфическое средство и способ воздействия на учащихся, способствующее общему развитию младших школьников с ОВЗ. Уроки ЛФК нацелены на исправление недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально — волевой сферы, направлены на воспитание положительных качеств личности. Занятия  проводятся с учетом физиологических, психологических, двигательных возможностей и рода заболеваний учащихся. Количество упражнений строго дозировано по нагрузке в соответствии с возрастной группой.

В группе коррекции плоскостопия, основной акцент делается на укрепление мышц ног. Для того, чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы занятия начинаются с упражнений, выполняемых в положении сидя, затем по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, переходим к упражнениям в положении стоя. Для закрепления достигнутых результатов в занятия включаются упражнения в специальных видах ходьбы: на носках, на пятках, на наружном крае стопы. Ходьба по специальным сенсорным тропам, узким поверхностям (гимнастическая лавка, гимнастическая палка, дощечки, карандаши, обручи) и пр. (слайд 11).

В группе укрепления осанки используются упражнения направленные на укрепление мышечно-связочного аппарата и создание «мышечного корсета» (слайд 12).

Занятия ЛФК включают в себя и дыхательные упражнения. При правильном выполнении дыхательные упражнения успокаивают, способствуют концентрации внимания, со временем имеет место увеличение объема легких, усиливается газообмен, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

Исходя из вышесказанного, для всех групп используется следующая структура занятия:

Подготовительный этап – разминка.  Включает в себя упражнения для верхних конечностей, нижних конечностей, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, коррекцию пространственных нарушений).

Основной этап. Упражнения в соответствии с заболеванием.  Упражнения с разными предметами (обручи, мячи, шары, ленты) развивают ловкость, быстроту реакции, точность и красоту выполнения движений.

Заключительный этап – релаксация, дыхательные упражнения. Движения, выполняемые под музыку, оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но также создают благоприятную основу для формирования мышления, памяти, внимания, речи. Музыка организует ребёнка; её ритмическая структура, динамическая окрашенность вызывают концентрацию внимания, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование двигательной активности обучающихся в процессе преподавания физической культуры

В данной статье  раскрыта цель, проблема и способы решения совершенствования процесса преподавания физической культуры на основе формирования устойчивой потребности каждого школьника в дви...

Двигательная активность обучающихся

Движение – необходимое условие развития молодого организма, его здоровья. Движение тесно связано с эмоциональным состоянием организма. Оно снимает напряжение, положительно влияет на гормональную систе...

Система организации двигательной активности школьников

Дифференцированный анализ состояния здоровья у учащихся школы выявил ряд проблем, существование которых обусловило небходимость активизации физкультурно-оздоровительной деятельности среди учащихся шко...

Система организации двигательной активности школьников

Дифференцированный анализ состояния здоровья у учащихся школы выявил ряд проблем, существование которых обусловило небходимость активизации физкультурно-оздоровительной деятельности среди учащихся шко...

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ I-II СТУПЕНИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Важной проблемой в осуществлении физического воспитания является формирование мотива к занятиям физической культурой и спортом....

Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....

Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....