Двигательная активность обучающихся
методическая разработка по физкультуре по теме

Движение – необходимое условие развития молодого организма, его здоровья. Движение тесно связано с эмоциональным состоянием организма. Оно снимает напряжение, положительно влияет на гормональную систему. Малоподвижный образ жизни, особенно в молодости, не безобиден. Он приводит к изменению функций всех систем органов и заболеваниям, в особенности сердечно –сосудистой системы. Активное движение – признак здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnaya_aktivnost_uchashchikhsya_nachalnykh_klassov.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Двигательная активность обучающихся

          Здоровье и физическая активность, здоровье и мышечные нагрузки – в настоящее время эти понятия все больше сближаются. Теперь никто не говорит, что самое верное лекарство – абсолютный покой. Значение физкультуры в жизни человека неизмеримо возросло в последние десятилетия. Это связано с тем, что в наше время резко сократилось доля физического труда на производстве и в быту, и одновременно усилилось воздействие организм неблагоприятных факторов – загрязнения окружающей среды, нерационального питания, различных стрессов, гиподинамии. В последние десятилетия в научной литературе и в периодической печати довольно распространено слово гиподинамия. Происходит оно от двух греческих слов: hypo – внизу и  dynamo – сила. Гиподинамия – это недостаточная, пониженная физическая нагрузка как характерная особенность всего образа жизни. Самой природой в человеке заложена потребность в движении, в мышечном усилии, и подавление этой потребности неизбежно ведет к тяжелым последствиям для здоровья.

           Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще  С.П. Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройство здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И наоборот,  при недостатке движений наблюдаются, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма. Физическая тренировка делает человека менее восприимчивым к изменениям внешней среды, инфекциям. Мышечная работа усиливает кровоснабжение и функциональные возможности мозга, оказывает положительное влияние, активизирует психо-эмоциональную сферу, предотвращает опасные зависимости и пристрастия.

           Физкультура и спорт обеспечивают формирование волевых качеств, необходимых для достижения жизненных целей и преодоления невзгод. Физические упражнения являются единственным средством коррекции нарушения осанки и эффективным средством при лечении большинства заболеваний. Здесь можно назвать ожирение, некоторые формы диабета и астмы, пояснично-болевой синдром и связанные с ним заболевания (радикулит и др.), остеопороз, некоторые виды психических заболеваний и многое другое.

          Должный объем суточной двигательной активности в школьном возрасте определяется по количеству шагов и продолжительности этого двигательного компонента в часах. Младший школьник (7 -10 лет) должен сделать 15000 -20000 шагов за 4 -5 часов. При этом в стенах школы объем двигательной активности должен составлять не менее 5 тыс. шагов (2.5 км) для сохранения умственной работоспособности в физиологически устойчивой форме. Два-  три урока  в школьном расписании проблему двигательной активности не решат. Уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11 %.. Эти два часа в неделю не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Растущий организм требует огромного количества движений для своего развития. 50 -6 % времени в режиме дня должно отводиться двигательной активности.  Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье. Объем двигательной активности учащихся на организованных урочных и неурочных занятиях физическими упражнениями – не менее 8 академических часов в неделю.

        

                                         Виды двигательной активности

               Утренняя гимнастика. С раннего возраста следует начинать день с утренней зарядки. Цель зарядки – чтобы быстрее перейти ото сна к бодрствованию. Она не требует максимальной нагрузки. Зарядка начинается с потягивания. Она разминает мышцы, суставы и связок. Упражнения делать сверху вниз. Обычно зарядка включает дыхательные упражнения, от 5 -6 до 8 -10 упражнений для различных групп мышц.  Через каждые две недели комплексы упражнений полезно менять. После зарядки рекомендуют обтирание или обливание, лучше холодной водой.

                 Вводная гимнастика. Она проводится перед началом уроков. Ее цель – облегчить вхождение в учебную деятельность.  В упражнении не включают силовые нагрузки, она не дает тренировочного эффекта. Вводную гимнастику можно проводить в классе.

                  Физкультминутки. Цель – снятия утомления

                  Уроки физической культуры. Основная цель уроков – научить правильным экономным движениям при ходьбе, беге, прыжках, катании на лыжах, коньках, при работе на спортивных снарядах. На уроках ученики получают   необходимые знания и умения по физической культуре для дальнейшего самостоятельного занятия.

                  Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах.

                  Часы здоровья. Она направлена на повышение общей физической работоспособности и физической подготовленности школьников. Содержание «спортивного часа»  разрабатывают по типу спортивной тренировки, выделяя тренировочные циклы.

                 Спортивные праздники, соревнования, конкурсы.

                  Занятия спортом.  Обычно проводиться в неделю 2 раза, по 1,5 часа. Основная физическая нагрузка приходится на занятия спортом. Они способствуют развитию костно –мышечной, кровеносной, дыхательной, нервной системе. Основная цель – участие в спортивных соревнованиях.

                   Домашние задания по физической культуре.

                   Пешие прогулки, ходьба, бег. Ходьба полезна всем. Во время прогулок работают все мышцы, хорошо вентилируется легкие, ритмично сокращается сердце и др. Скорость ходьбы зависит от самочувствия, можно чередовать медленную ходьбу с быстрым. Во время ходьбы не задерживать дыхания: вдох лучше делать через нос, выдох через рот.  Здоровый человек ежедневно должен ходить не менее 5-10 км. Продолжительность прогулок  до 2 -3 часов. Систематические прогулки способствуют урежению пульса, нормализации сна, улучшению пищеварения и т.д.

                   Оздоровительный бег выдержал испытание временем, основы его применения скорректированы народной мудростью. Две с половиной тысячи лет назад на громадной скале в Элладе были высечены слова: « Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай!». Бег – это циклическая форма мышечной работы, при которой все системы организма – нервная, сердечно – сосудистая, дыхательная и другие функционируют в определенном ритме напряжения и расслабления.

                 Экскурсии, походы выходного дня, туризм.

                                                           Заключение

            Итак, тело человека создано для движения. Движение – необходимое условие развития молодого организма, его здоровья. Движение тесно связано с эмоциональным состоянием организма. Оно снимает напряжение, положительно влияет на гормональную систему. Малоподвижный образ жизни, особенно в молодости, не безобиден. Он приводит к изменению функций всех систем органов и заболеваниям, в особенности сердечно –сосудистой системы. Активное движение – признак здорового образа жизни.

                       Практические советы:

- движения должны доставлять удовольствие

- выбирая время для занятий физкультурой и спортом, проявляйте изобретательность

- не ленитесь

- заставляйте себя ходить пешком

- подходя к лифту, вспоминайте, что есть лестница.

Использованная литература

1. Двигательные игры, тренинги, уроки здоровья. Н.И. Дереклеева. Москва, «Вако» 2004.

2. Новые технологии физического воспитания школьников. В.Г.Чайкина, И.В. Пронина. Издательство «Артик» Москва. 2007.

3. Учебник ОБЖ. 10 класс. Москва. Астрель. 2003.

4. Окружающий мир. О.Т. Поглазова. Смоленск.  Ассоциация ХХI век. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование двигательной активности обучающихся в процессе преподавания физической культуры

В данной статье  раскрыта цель, проблема и способы решения совершенствования процесса преподавания физической культуры на основе формирования устойчивой потребности каждого школьника в дви...

ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Важным достоинством данного метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применение его в неигровых видах физической подготовки....

«Подвижные игры как один из способов повышения двигательной активности обучающихся на занятиях внеурочной деятельности»

       Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон ве...

Система формирования двигательной активности обучающихся

Cредствами музыкально-ритмических упражнений  и лечебной физкультуры...

Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....

Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....