Социально – значимый проект «Люби и знай свой край»
методическая разработка на тему

     Тема данного проекта является актуальной.  Ведь без прошлого нет настоящего и будущего.  Представленный материал данного проекта способствует  знакомству младших школьников  с историей нашего края, с растительным и животным миром, с выдающимися людьми, прославившими          Кубань, наш район, поможет повысить интерес к народным истокам.   Я надеюсь, что подобранный  материал  разбудит у детей чувство любви к своей малой Родине, даст  понять, что это их земля, их страна. Ведь все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит нам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_kuban.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

станица Старолеушковская Краснодарского края

Социально – значимый проект

«Люби и знай свой край»

Разработала учитель начальных классов

Остапович Тамара Владимировна

Ст. Старолеушковская

2013 г.

У каждого на свете есть, наверно,

                                     Любимый уголок земли, такой,

                                      Где листья по-особому на вербе

                                     Склонились над задумчивой водой.

                                      Где небо выше и просторы шире

                                      И так привольно и легко дышать.

                                      Где ко всему в прекрасном этом мире

                                      По-детски чисто тянется душа…

                                                                                 В. Непогода

    В этом стихотворении поэт говорит о родном крае,  о малой Родине. Для наших детей малой Родиной считается Кубань. Кубань… так называют наш край по имени реки. Земли, лежащие на правой стороне реки, жаловала войску Черноморскому в вечное владение Великая Императрица – Екатерина вторая. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Люди, живущие здесь, стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее.

Актуальность темы проекта.

Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение, почитание  старших, любовь к Родине. А ведь соблюдение традиций предков,  любовь к Родине, к своему родному краю прививается с раннего возраста.

     Тема данного проекта является актуальной.  Ведь без прошлого нет настоящего и будущего.  Представленный материал данного проекта способствует  знакомству младших школьников  с историей нашего края, с растительным и животным миром, с выдающимися людьми, прославившими          Кубань, наш район, поможет повысить интерес к народным истокам.   Я надеюсь, что подобранный  материал  разбудит у детей чувство любви к своей малой Родине, даст  понять, что это их земля, их страна. Ведь все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит нам.

 А потому историю своей земли нужно не просто изучать, необходимо попытаться ронять её, «постигнуть в ней самого себя, узнать в ней, - по словам С.Н. Булгакова, - свой образ Божий». Нужно стремиться лучше осознать на какой земле мы живем, учимся и работаем, в чем прелесть края, где, по словам нашего знаменитого земляка Ф. А. Щербина, «чудеса природы слились с загадками истории».

Цель проекта: знакомство с историей, традициями и музыкальной культурой Кубани; уточнение и расширение представления о родном крае – Кубани;  воспитание чувство гордости за ее достижения.

Задачи:

- формировать чувства патриотизма, гражданственности;

- способствовать расширению и закреплению знаний о родном крае.

- уточнить и расширить представления детей о растительном и животном мире нашей Кубани

- прививать любовь к  народному творчеству;

- познакомить с творчеством писателей, поэтов и композиторов   Кубани,  прививать любовь к музыке, умение видеть красоту малой родины в стихах поэтов;

- способствовать воспитанию в детях чувства гордости за свой край;

 Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

 Рассказ, беседа, иллюстрация, информационно - коммуникативные технологии, групповая работа, индивидуальный подход к ребёнку, практическая работа.

Участники проекта:  учащиеся начальной школы.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный (сентябрь) – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.

Практический (октябрь – декабрь) – реализация проекта.

Целью основного, практического этапа станет расширение краеведческих представлений, обогащение кругозора детей конкретными сведениями о природе, людях, символах Краснодарского края.

Итоговый (декабрь) – подведение результатов, презентация работы над проектом.

    На итоговом этапе будут  подведены итоги реализации проекта. С этой целью проведу  опрос учащихся  «Что я знаю о Кубани?».

Сроки реализации проекта:

Октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года.

Средства реализации проекта:

  • Использование различных видов деятельности (познавательный, продуктивный, художественно – речевой, игровой);
  • Рисунки на тему «Моя малая родина»
  • Демонстрационный материал (аудио, наглядный) по теме;
  • Специально-организованные занятия;
  • Посещение памятных мест.

Предполагаемый результат:

  • Сохранение интереса к истории своей малой родины;
  • Раскрытие творческих способностей детей;  
  •  Знакомство с творчеством кубанских поэтов и композиторов;
  • Развитие у детей познавательной активности и творческих способностей;
  • Воспитание чувства гордости за свою страну.

 Мероприятия по реализации проекта.

№ п/п

Мероприятие

Дата проведения

Участники

1.

Классный час «Кубань олимпийская».

04.10.

1-4 кл.

2.

Презентация «История станицы Старолеушковской».

11.10.

2-4 кл.

3.

Классный час «Творческий путь кубанского композитора В. Г. Захарченко»

18.10.

2-4 кл

4.

Классный час «Птицы Кубани». Разукрашивание рисунков птиц.

25.10.

1-2 кл.

5.

Классный час «  Обитатели       водоёмов Кубани». Разгадывание кроссвордов.

01.11.

1-4 кл.

6.

Классный час «Певец земли кубанской». Памяти И. Ф Варавва.

15.11.

2-4 кл.

7.

Презентация «Красная книга Кубани». Разгадывание кроссвордов.

22.11.

2-4 кл.

8.

Экскурсия в Старолеушковскую поселенческую библиотеку «Победа деда – моя победа».

29.11.

2 и 4 А кл.

9.

Классный час «Подвигу семьи Степановых посвящается…»

06.12.

   1-4 кл.

10.

Классный час «Береги природу родного

края». Работа по книге-раскраске "Экология Кубани".

13.12.

2-3 кл.

11.

Презентация "Кубань – житница России»". Игры "Угадай", "Это делают любители природы".

20.12.

1-2 кл.

12.

Защита проекта «Люби и знай свой край». Конкурс рисунков "Моя малая Родина".

24.12.

1-4 кл.

    Основной результат проекта заключается в усвоении учащимися коррекционной школы таких ценностей, как толерантность, милосердие, стремление к добру, прекрасному.

Материал интернета:

http://hoperskaya-school11.narod.ru/zaharchenko.htm

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/ifvaravva-pevets-kubanskoi-zemli

http://www.myshared.ru/slide/351084/

http://festival.1september.ru/articles/585274/

http://area7.ru/metodic-material.php?1406

http://ppt4web.ru/literatura/podvigu-semi-stepanovykh-posvjashhaetsja.html

http://festival.1september.ru/articles/518672/

http://kuban-moi-region.ru/

http://fishing-base.ru/blog/fish/

http://fishing-base.ru/blog/fish/

Литература:

  • «Природа и экономика Краснодарского края», П. Ф. Ризель. 2004 г.
  • «Родная Кубань», В. Н. Ратушняк. 2003 г.
  • «Моя Кубань» (природа, история, хозяйство, города Краснодарского края), Ситдикова Н. В.
  • Природа и экономика Павловского района,  П. Ф. Ризель. 2005 г.

26.12.13 г.          Учитель начальных классов:           Т. В.Остапович

                    Директор школы-интерната:           А. А. Жогло

Отчёт о реализации социально-значимого проекта «Люби и знай свой край» разработанного учителем начальных классов Остапович Т. В.

С 4 октября по 20 декабря 2014 г. в Старолеушковской школе - интернат был реализован проект «Люби и знай свой край», целью которого было углубить и уточнить представления о родном крае - Кубани, воспитание  чувство гордости за ее достижения.

Приступая к разработке данного проекта, я ставила  следующие задачи:

- формирование чувства патриотизма, гражданственности;

- расширение кругозора учащихся;

- учиться видеть прекрасное рядом с собой;

- воспитание любви к родному краю,  к своей малой родине;

- умения  гордиться выдающимися  людьми края;

-  развитие таких нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к   ближнему;

-воспитание потребности в здоровом образе жизни.

 Для реализации проекта использовались основные формы работы с

        учащимися начальной школы:

       

  • проведение тематических классных часов;
  • проведение бесед;
  • презентации;
  • экскурсия;
  • анкетирование;
  • конкурс чтецов; 
  • конкурс рисунков «Моя малая Родина»

В ходе реализации данного проекта был проведен цикл мероприятий следующего содержания:

  • 4 октября провела классный час «Кубань олимпийская». Вспомнили и закрепили символику России и Кубани. Побеседовали  об олимпийских играх в Сочи.  Для закрепления символики края в классе проведена дидактическая игра «Собери флаг».

           

  • 11 октября проведена беседа «Моя малая Родина. История станицы Старолеушковской». Дети рассказывали о своей станице,  где родился и вырос, где живут родители, бабушки и дедушки. Рассказала об истории нашей станице.

  • 18 октября был проведён классный час «Творческий путь кубанского композитора В. Г. Захарченко». Познакомила с биографией Виктора Гавриловича, который с  1974 г. стал руководителем Кубанского казачьего хора.  Прослушали несколько песен казачьего Кубанского хора.

25 октября проведёна беседа «Птицы Кубани» для 1 и 2 классов. Для детей было дано задание - назвать птиц, которые водятся в нашей местности. На занятии я  уточнила и расширила представления о птицах, которые водятся на территории Кубани. С большим удовольствием, в конце беседы,  дети   разукрашивали рисунки птиц

  • 1 ноября проведен классный час «Обитатели водоёмов Кубани». Разгадывание кроссвордов.

Для детей было дано задание - назвать рыб, которые обитают в водоёмах нашей местности. Дети были ознакомлены с некоторыми выдами рыб, которые обитают в  водоёмах Краснодарского края. Был разгадан кроссворд по теме. Ключевым словом в кроссворде стало слово – Кубань     

  • 15 ноября  проведён классный час «Певец земли кубанской», памяти И. Ф Варавва. Задание было детям – выучить наизусть стихи И. Ф. Вараввы. Кратко я познакомила с биографией Ивана Федоровича. Были прочтены стихи мною и детьми о красивом уголке нашей  большой страны – о Кубани.

       

  • 22 ноября проведена беседа «Красная книга Кубани». Разгадывание кроссвордов. Было дано задание детям – рассказать об одном животном или растении, занесенное в Красную книгу.  Был разгадан кроссворд по теме. Ключевым словом в кроссворде стало слово – береги.

  • 29 ноября ребята 2 и 4 А классов посетили Старолеушковскую поселенческую библиотеку. Дети познакомились с названиями книг стендов «Наша родина – Кубань», «Победа деда – моя победа».  Дети познакомились также с историей заселения казаков.

  • 6 декабря провела беседу  «Подвигу семьи Степановых посвящается…».   Познакомила об одной замечательной маме, Епистинии Фёдоровне Степановой и её 9 сыновьях. Прослушали дети песню «Мать».

           

  • 13 декабря с учащимися 2 и 3 класса провела Классный час «Береги природу родного края». Ребята работали по книге – раскраске «Экология Кубани». (Назарова, Андросова). Отгадывали загадки растений и животных, зачеркивали на рисунках то, чем человек засоряет водоём и берег, обвели  свою руку и на каждом пальчике написали по слову – люби и береги родной край.

           

  • 20 декабря провела классный час для учащихся 1 и 2 классов «Кубань – житница России». Ребята старались дать правильный ответ на вопрос «Почему именно Кубань называется житницей России?». С большим удовольствием ребята играли в игры «Угадай», «Это делают любители природы».

             

  • 24 декабря была проведена защита проекта. Учащиеся продемонстрировали знания, приобретённые за время проведения проекта. Рассказали, что было самым интересным в ходе проведенных мероприятий. Выступление сопровождалось рисунками детей.

     

     Все проведенные классные часы, беседы сопровождались презентациями. Учащиеся начальной школы под руководством учителей и воспитателей  просмотрели книги, журналы, посетили библиотеку с целью сбора информации, чтобы найти ответ на проблемные вопросы и задания (подбор стихов кубанских поэтов; назвать виды рыб, которые обитают в водоёмах Кубани;  назвать птиц, которые водятся в нашей местности и почему сороку называют «сорока – белобока; что я знаю о своей станице?».

     Учащиеся расширили представления о животном и растительном мире Кубани, о хозяйственной деятельности жителей края,  познакомились с биографией композитора Виктора Захарченко, поэта И. Ф. Варавва.                               Такие учащиеся, как Савин С., Гайворонская А., Гайворонский М., Ченцова И., Бедрачев М., Задорожняя О. самостоятельно выучили стихи по теме. Очень интересные  рассказы о своей станице подготовили Ченцова И. (2 кл.), Зайцева К. (4 Б кл.),  Демешев А. (4 А кл.), Скуйбеда В. (3 кл.). В конкурсе рисунков "Моя малая Родина" были отмечены  Ченцова И. и Сарамбаев А. (2 кл.), Скуйбеда В. и Самцов П. (3 кл.), Проталинский Д. и Желябовский Е. (4 А кл.),   Стадник И. и Зайцева К. (4 Б кл.). Слабоуспевающие дети (Крутояренко Д., Барильник Д.,   Горюнов Д., Похвальнова А.) имели возможность принять участие  в конкурсе  рисунков - раскрашивание птиц, в играх  «Угадай» и «Это делают любители природы», в работе по страницам книги «Экология Кубани».

       Хочется верить, что любовь к родной Кубани  останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.

27.03.14 г.          Учитель начальных классов:           Т. В.Остапович

                    Директор школы-интерната:           А. А. Жогло


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное мероприятие "Люби и знай свой край" (Научно-практическая конференция) (6-7 классы)

Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый ее любит. Любит место, где родился и живет. Любит родные просторы, поля, леса. Любит свой родной язык. А еще Родина –...

рабочая программа по элективному курсу Люби и знай свой край"

Школьное краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических, социально-экономических условий родного края. Таким образом, выстраивается целостная картина "Малой Родины", своего края, мест...

Элективный курс по географии "Люби и знай свой край"

Школьное краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических и социально-экономических условий родного края. Таким образом, выстраивается целостная картина "Малой Родины, своего края, мест...

Презентация к интеллектуальной игре "Люби и знай свой край"

Игра «Люби и знай свой край» разработана для учащихся среднего звена,  и направлена на углубление знаний обучающихся, формирование интереса к изучению родного края, через исполь...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ"

Данное мерпиятие разработано для учащихся среднего звена...

Образовательная программа дополнительног8о образования детей "Люби и знай свой край"

Программа переработана в 2012 году с учетом внедрения ФГОС в образовательный процесс и предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях города Балашова, о богатстве расти...

Краеведческий проект "Люби и знай свой край"

Цель проекта познакомить учащихся 5 класса с историко-культурным наследием Саратовского края. Формирование патриатизма и гражданской позиции у учащихся....