В страну правильной речи
методическая разработка на тему

Воронина Лариса Сергеевна

Внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов «Путешествие в страну «Правильной речи», подготовила и провела учитель-логопед Воронина Л.С.

Цель: Закрепление знаний учащихся.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей, полученные на логопедических занятиях.
  2. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, слуховое внимание.
  3. Создавать условия для эмоционально-личностного благополучия ребят.
  4. Способствовать развитию учебной мотивации.
  5. Воспитывать умение работать в коллективе, взаимовыручку, доброту, артистичность.

Действующие лица: ведущая - логопед, Волшебница Грамота, Звукомор, Злая Ошибка.

Реквизит: компьютерная презентация, на слайдах изображение Замок Грамотеев, «волшебный мешочек» с карточками, декорация «озеро», уточки, картинки, схемы слов, музыкальное оформление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка»

В страну правильной речи

(подготовила и провела Воронина Л.С.,

учитель-логопед,

первая квалификационная категория)

                                                                с.Дмитряшевка, 2014 г.

Внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов

«Путешествие в страну «Правильной речи»»

Цель: Закрепление знаний учащихся.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей, полученные на логопедических занятиях.
  2. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, слуховое внимание.
  3. Создавать условия для эмоционально-личностного благополучия ребят.
  4. Способствовать развитию учебной мотивации.
  5. Воспитывать умение работать в коллективе, взаимовыручку, доброту, артистичность.

Действующие лица: ведущая - логопед, Волшебница Грамота, Звукомор, Злая Ошибка.

Реквизит: компьютерная презентация, на слайдах изображение Замок Грамотеев, «волшебный мешочек» с карточками, декорация «озеро», уточки, картинки, схемы слов, музыкальное оформление.

Ход мероприятия

Дети входят в зал под весёлую музыку. Песня «Игра» муз. В. Шаинского, сл. Р. Рождественского

Припев: Я тебе, я тебе, я тебе говорю: сперва  

Научись, научись, научись не глотать слова!

1. Что это такое - портфель без «фель»?

- Это все равно, что медведь без «ведь»!

И конечно, если трамвай без «вай»,

Это, что угодно, только вовсе не трамвай!

Припев:

2. Что это такое - луна без «на»?

Это все равно, что земля без «ля»!

И конечно, если лимон без «мон»,

Это что угодно, только вовсе не лимон!

Припев:

3. Что это такое - зима без «ма»?

- Это все равно, что каток без «ток».

И, конечно, если игра без «ра» -

Это что угодно, только вовсе не игра!

Припев:

Всё! (На последнем слове все поднимают руки вверх)

Логопед: - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в страну Правильной речи. А чтобы попасть туда, нужно преодолеть препятствия и показать, чему вы научились на логопедических занятиях.

Дети читают стихотворение

1. Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны…

2. А бывают звуки речи,

Мы их тоже знать должны.

3. Звуки четко произносим,

Слушаем внимательно.

4. Буквы правильно читаем,

Пишем их старательно!

Логопед:

- Вот спасибо за стихотворение! А чтобы отправиться в Страну Правильной речи, сначала нужно отгадать загадки:

1. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.                                                           (Книга)

2. Чёрные, кривые, встанут в ряд – заговорят.                             (Буквы)

3. Он признался ножу:
- Без работы я лежу.
- Построгай, меня, дружок,
- Чтобы я трудиться мог.                                                                  (Карандаш)

4. Если ей работу дашь -
Зря трудился карандаш.                                                                     (Стиралка)

5. Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки,
Только выпустишь на волю -
Побегут по белу полю.
Где была пустота,
Там, глядишь, красота.                                                                         (Цветные карандаши)

6. То я в клетку, то в линейку

Написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я?…                                                                                       (Тетрадь)

Логопед:

 – Все загадки отгадали, молодцы, ребята!

- Посмотрите, какой Замок красивый. Что это за замок такой?

В этом Замке живёт Волшебница Грамота. А вот и она. (Выходит Волшебница Грамота)

Волшебница Грамота: - Здравствуйте, ребята! Куда вы путь держите? (ответ детей……) Чтобы попасть в эту страну, вам нужно выполнить несколько заданий. («Волшебный мешочек»). Вы получите карточки из мешочка, и будете составлять из этих букв, которые есть на карточках, слова. (Ребята выполняют задание).

- Молодцы, ребята, справились с таким трудным заданием.

Волшебница Грамота: – Чтобы попасть в Страну Правильной речи, вам нужно выполнить ещё одно задание под названием «Ударение». (слайд…) Для этого отгадайте загадки…

Загадки:

1.Вот старинный дом огромный:

Стены, башни, ров прорыт,

Переставишь ударенье –

И на двери он висит. (Замок, замок) (слайд …)

2.Если первый слог ударный,

Мы - посуда для питья.

Переставьте ударенье –

И чертите нас, друзья. (Кружки, кружки) (слайд …)

3. Я - сборник карт; от ударения

Зависит два моих значения;

Захочешь, превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.  (Атлас – атлас) (слайд …)

4. Я - травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.  (Ирис – ирис) (слайд…)

(Ребята выполняют задание).

Логопед: - Ребята, мы приплыли к Стихотворному острову. Послушаем стихотворение.

Хлеба купить попросили Андрея.
Вот и пошёл он, читать не умея,
Вывесок много, а мальчик один…
Входит несмело Андрей в магазин.

Кто-то в халате и молвит Андрею:
- Сядьте, я голову Вашу побрею!
Только тогда, покраснев от стыда,
Понял Андрей, что попал не туда.

Вот что, ребята, порою бывает
С теми, кто грамоты вовсе не знает.
Надо читать научиться скорей,
А то ты впросак попадёшь, как Андрей.

Логопед: 

- Вот видите, дети, как важно уметь читать?

- А как нужно читать? (Чётко, выразительно, соблюдая правильно паузы и ударения, проговаривая все звуки)

Волшебница Грамота: 

-Мы приближаемся к Слоговому парку (слайд …)

– Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

В хороводе все кружились.

Так кружились и вертелись,

Что на части разлетелись

Раз, два, три, четыре, пять!

Помоги гостей собрать.

(На карточках даны перепутанные слоги из слов-названий животных и картинки с изображением этих животных. Команда детей должна собрать эти слова: пав-лин, по-пу-гай, тю-лень, но-со-рог, жи-раф, бе-ге-мот, кен-гу-ру.)

Логопед: - Составьте слово из первых звуков. (игла, голубь, рама, арбуз)

- Буква есть, картинка есть,
Но слово не могу прочесть.
Кто знает, что это за задание?

Дети: - Это ребусы.

Логопед: - Разгадайте слова, зашифрованные в ребусах. (задание на слайдах……)

Волшебница Грамота: Какие же вы, ребята, молодцы! А сейчас будьте очень внимательны: я приготовила для вас  “Загадки – шутки”

В чаще, голову задрав,

Воет с голоду .....                    (Волк)

         Кто в малине знает толк,

         Косолапый бурый ... ..          (Медведь)

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать …..       (Свинья)

         Кто любит по ветвям носится?

         Конечно, рыжая ....                   (Белка)

Быстрее всех от страха несется ...          (Заяц)

         По горной круче проходил,

         Обросший шерстью ...              (Баран)

   В теплой лужице своей

Громко квакал ...                        (Лягушонок)

          С пальмы вниз, на пальму снова

          Ловко прыгает … ..                  (Обезьяна)

Физпауза. Давайте играть! Ах, какой смешной мешок! Просит: “Сочини стишок!”

Дети становятся в круг. Мяч из мешочка пускается по кругу. Дети, передавая мяч, называют слова, рифмующиеся со словом “кукушка” (мороз, город). Предполагаемые слова: пушка, старушка, игрушка, петрушка, подушка, лягушка, квакушка, подружка, веснушка, избушка, мушка, хлопушка, верхушка, вертушка, макушка, побрякушка.

- Молодцы, ребята! Умеете играть и стихи сочинять! (Звучит музыка)

 (Выбегают Звукомор и Злая Ошибка под громкую музыку)

Звукомор: - Что-то здесь слишком весело! Вот мы сейчас этих умненьких да разумненьких и запутаем. Неправда, что они всё знают, всё умеют.

Я великий Звукомор!
Ясных звуков - редкий вор.
Если только захочу,
И слова все проглочу!
Всех ошибок я начальник,
Ну-ка, все скажите: «Тяйник», «Суба», «Ыба», «Коска», «Гуть»
Всё равно вас не боюсь!

Логопед: Звукомор написал слова, но допустил ошибки. На этот раз он потерял буквы, а без них слова очень трудно понять. Вставьте пропущенные буквы. (На переносной доске написаны слова с пропущенными буквами. Дети подписывают буквы в слова:  …омашка,  …рибы,  к…ыша, …тол, …каф, …нига). Ответ: ромашка, грибы, крыша, стол, шкаф, книга.

Злая Ошибка:

Ну а я – Ошибка Злая -
И не зря пришла сюда я.
И подружек захватила,
Чтоб на вас, на всех хватило!
Позаботилась сама -
Слов тут – целая сума (достаёт напечатанные слова на плакате)
Вот попробуйте, прочтите,
Да как правильно, скажите!
Ну а я вам помогу,
И как надо, подскажу!

Логопед: Внимание! В этом стихотворении правильные истории перемешаны с неправильными.

Злая ошибка проводит игру «Неправильные истории».

Отвечайте, правда ли?

В этот час, весёлый час,
Вам загадок я припас.
Вам загадок я припас,
Уж послушаю я вас!

Вьюга поле замела,
И берёза вся бела.
Отвечайте, правда ли?

В марте стаял снег и лёд.
Это к нам зима идёт.
Отвечайте, правда ли?

Любит кошка на обед
Виноград и винегрет.
Отвечайте, правда ли?

Ночью в дождик, как пастух,
Вывел кур гулять петух.
Отвечайте, правда ли?

Лебедь плавает в пруду,
Спит на яблоне в саду.
Отвечайте, правда ли?

Шерсть скатали мы в моток,
Выйдет шёлковый платок.
Отвечайте, правда ли?

Хоть улитка и мала,
Целый домик унесла.
Отвечайте, правда ли?

Закудахтал пёс Барбос
И в гнезде яичко снёс.
Отвечайте, правда ли?

Лапой хвать, зубами щёлк!
Хищник – тигр и хищник – волк.
Отвечайте, правда ли?

Верно, дети! Молодцы!

Вам в награду – леденцы!

Звукомор: Я зубастый Звукоед

Всем словам наношу вред!

Сегодня звук С в словах съедаю

И значенья слов меняю!

Был «смех» -стал…

Был «спорт» - ….

Была «стройка» - …

Был «спутник» - …

Был « снаряд» - …

Был «скот»- …

Звукомор: 

- Ничего мы не смогли с вами сделать.

Ух, какие вы все, правда, умненькие, да разумненькие.

Злая Ошибка: 

- Если только бы мы знали,

То сюда бы не попали!

- Пойдём-ка лучше подобру-поздорову, поищем других детей в других школах. (Хотят уйти).

Логопед: - Не уходите! Вот мы и очутились в Стране Правильной речи. Оставайтесь с нами, будем вместе грамоте учиться. Правда, ребята?

Ребята читают стихи:

1.

Сколько букв у алфавита
Это знает каждый:
33 родных сестрицы,
Смелых и отважных!

2.

Буквы пишем и читаем
Их запомнить нужно все.
А живут они, ребята,
На страничках в букваре.

3. Если буква зазвучала
Необыкновенно,
То, что слышим – это звук
Говорим – фонема.

4. Они бывают разные:
Гласные, согласные,
Звонкие, глухие,
Вот они какие.

5. Мягкие, как в слове «нёс».
Твёрдые, как в слове «нос».
Долгие и нет,
Вот какой секрет!

Логопед: Ну что, Волшебница Грамота, можем мы остаться в Стране Правильной речи?

Волшебница Грамота: - Конечно, таким умным ребятам обязательно нужно здесь остаться.

Исполняется песня «Маленькая страна»

  1. В эту страну попасть непросто
    Грамота там живёт,
    И по тропе красивой речи
    Нас она поведёт.
    Надо всем детям научиться
    Правильно говорить.
    В эту страну тот час умчимся,
    Будем всегда там жить.

Припев.

Маленькая страна,
Правильная страна,
Там говорят и пишут верно,
Всех нас зовёт она!

  1. В этой стране не будет места
    Грубым и злым словам.
    Ни Звукомор, ни Ошибка Злая
    Не приживутся там.
    Нам Звуковик поможет точно
    Звуки произносить,
    Надо нам научиться срочно
    Правильно говорить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие – путешествие в «СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

Конспект  логопедического занятия по теме "Звук и буква Ш" в игровой форме "Путешествие в Страну правильной речи" с использованием здоровьесберегающих технологий: биоэнергопластика, психогимнасти...

Презентация "Путешествие в страну правильной речи"

Презентация для логопедического праздника в начальных классах....

Конспект логопедического праздника с презентацией "Путешествие в страну правильной речи"

Подробный конспект логопедического праздника для начальных классов, который можно провести в конце учебного года, как заключительное занятие....

Логопедическая викторина во 2 классе «Путешествие в страну правильной речи»

Цель: активизировать речевые навыки учащихся, полученные в ходе логопедической работы в течение 1-2 классов.Задачи.Образовательные:-закреплять знания о механизме образования звуков (гласный-согласный)...

Праздник речи «Путешествие в страну правильной речи». Cценарий логопедического праздника.

Праздник правильной речи в подготовительной к школе группе....

Путешествие в страну Правильной речи

Логопедический праздник для детей с ЗПР 1-4 классов "Путешествие в страну правильной речи"...

Презентация " Путешествие в страну Правильной речи"

Презентация " Путешествие в страну Правильной речи"...