Профильный труд. Программа для учащихся со сложной структурой дефекта 5-9 классы
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Алексеенко Ольга Вячеславовна

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы. Цель: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда 1. коррекция личности умственно отсталого ребенка; 2. формирование социального опыта и поведения; 3. практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду; 4. формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других. В связи с этим обучение обслуживающему труду идет по двум направлениям: 1. Обслуживание себя (домашний труд). 2. Обслуживание других, профессиональный труд. Образовательной целью программы является формирование социальных навыков, которые помогут учащимся со сложной структурой дефекта приобрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности. Завершающем этапом обучения является итоговая аттестация в 9 классе в форме экзамена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение

школа 2124 сп30

Центрального окружного управления образования

Департамента образования г. Москвы

ПРОГРАММА

«ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД»

для учащихся со сложной структурой дефекта

  5- 9 классы

                                           

 

«СОГЛАСОВАНО»

                                                                                на МО учителей

                                                                                трудового обучения

ГКОУ школа 2124 сп 30

 «__» ______________ 2016 г.

Председатель МО ______ Хандажапова С.Б.

2011 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В качестве базовой основы при создании программы для детей со сложной структурой дефекта взяты программы «Подготовка младшего обслуживающего персонала 5-9 классы, сборник 2», под редакцией Воронковой В.В. и программа Галле А.Г., Кочетовой Л.Л. по обслуживающему труду ля детей с умеренной умственной отсталостью. 6-9 классы. Данная программа предусматривает подготовку учащихся  со сложной структурой дефекта к выполнению обязанностей уборщиков служебных  и производственных помещений, рабочих по кухне, дворников, озеленителей позволяет обеспечить доступную для них степень социальной адаптации и независимости для последующей интеграции в современное общество. Цель образовательного процесса на уроках обслуживающего труда - сформировать навыки, которые помогут выпускнику школы обрести максимальную независимость в трудовой деятельности и социально адаптироваться в обществе.

 Программа учитывает требования отдельных, наиболее доступных видов работ для детей со сложной структурой дефекта, по которым возможно трудоустройство выпускников, что имеет огромное значение для социальной адаптации учащихся с отклонениями в развитии. Образовательной целью программы является формирование социальных навыков, которые помогут учащимся со сложной структурой дефекта приобрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.

Обучение   данной программе предусматривает решение следующих задач:

  • овладение учащимися теоретическими знаниями, трудовыми умениями и навыками достаточными для самообслуживания, помощи семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и в быту;
  • коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности);
  • развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации;
  • формирование социально - нормативного поведения в окружающей среде;
  • содействие физическому развитию умственно - отсталого ученика.

Программа предусматривает снижение требований к знаниям и умениям учащихся, поскольку у детей со сложной структурой дефекта:

  • недостаточно развита зрительно - двигательная координация;
  • наблюдаются трудности при самостоятельном выполнении действий по самообслуживанию и овладению различными бытовыми и трудовыми навыками;
  • низкий уровень ориентирования  в окружающей действительности;
  • снижено понимание обращенной речи – предпочтение отдается невербальным средствам коммуникации;
  • слабо выражен и неустойчив интерес к деятельности взрослого;
  • снижена мотивация к любой трудовой деятельности.

Необходимо учитывать уровень возможностей детей с проблемами развития, влияющий на степень освоения трудовых навыков:

1 уровень: изученный материал частично сохраняется в долговременной памяти и может использоваться в предложенной ситуации. Практические навыки сформированы в достаточной степени.

2 уровень: ученик способен воспроизводить и использовать учебный материал с небольшой помощью учителя. Практические навыки сформированы слабо.

3 уровень: ученик воспроизводит изученный материал только с  помощью учителя. Самостоятельные навыки практической работы отсутствуют.

         Во время подготовки и проведения уроков учитель должен обязательно учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ученика при установлении объема требований к усвоению учебного материала. Должны быть предусмотрены вариативность практических заданий, время их выполнения, а также формы общения с ребенком. Особенно важны для этой категории детей паузы отдыха и физкультминутки в ходе урока.

        Поскольку у учащихся со сложной структурой дефекта снижены охранные рефлексы, предусмотрено большое количество часов на изучение правил техники безопасности при работе, более детальное и глубокое ознакомление со всеми инструкциями по каждому трудовому действию.

В программу по обслуживающему труду включены следующие разделы:

  • сезонные работы по уборке пришкольной территории;
  • садовые работы;
  • уборка  помещения;
  • посуда: виды, мытье, хранение;
  • профессии обслуживающего труда;
  • трудоустройство.

Изучение этих разделов позволяет практически знакомить учащихся с окружающим их социумом, формировать у них навыки самостоятельности в обслуживании себя и близких.

Завершающем этапом обучения является итоговая аттестация в 9 классе в форме экзамена. Экзамен проводится в щадящем режиме. Важна не столько оценка полученных знаний и умений, сколько оценка старательности и трудолюбия.

Учебные и практические занятия проводятся в условиях кабинета обслуживающего труда, школьной территории (столовая, класс, лестница),  на школьном участке, на предприятиях соцкультбыта.

Распределение тем и часов по конкретному разделу может варьироваться учителем в зависимости от степени подготовленности учащихся к восприятию предлагаемого материала. Учитель вправе сокращать предлагаемый материал, или, наоборот, добавлять новые темы. Большее количество часов отводится на практическую работу, сюжетно - ролевые игры, тренинги.

С целью наибольшей подготовленности ученика со сложной структурой дефекта к самообслуживанию необходимо повышать уровень учебной мотивации, совершенствовать опорные трудовые умения (работа с инвентарем и различными приспособлениями), закреплять полезные привычки (подготовка рабочего места, пользование спецодеждой, самоконтроль и аккуратность). Углубление и расширение знаний, формирование умений и навыков по этим параметрам - основные задачи, которые должны быть решены с помощью предлагаемой программы.

             

Учебно-тематический план

5 класс (102 часа)

Название темы

Теоретические занятия

Практическая деятельность

1.

Предмет  профильного труда, содержание.

Кабинет профильного труда. Правила работы и поведения.

4

1

2.

Осенние работы на пришкольной территории (хозяйственные, садовые).

7

14

4.

Весенние работы на пришкольной территории (хозяйственные, садовые).

7

14

5.

Уборка элементов служебного помещения.

9

18

6.

Правила безопасной работы.

3

9

7.

Повторение трудных тем.

4

12

Всего

34

68

ИТОГО

102

                         

                           

Содержание изучаемого курса.

Вводное занятие.

Предметпрофильного труда, содержание. Кабинет профильного труда: оборудование рабочего места, правила работы и поведения. Соблюдение санитарно - гигиенических требований. Рабочая одежда, правила безопасной работы с инвентарем.

Сезонные работы на пришкольной территории.

Предметное содержание.

  • Планировка участка пришкольной территории.
  • Хозяйственный инвентарь для садовых и хозяйственных работ.
  • Спецодежда: перчатки, халат.
  • Осенние работы: упражнения по подметанию дорожек с твердым покрытием, сбор листвы в валки и кучи.
  • Весенние работы: правила расчистки дорожек, подметание дорожек, весенние работы в саду (сгребание мусора с клумб).

Предполагаемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • понятия: дерево, куст, газон, клумба, садовые цветы;
  • названия предметов садового инвентаря и спецодежды;
  • назначение инвентаря для садовых и хозяйственных работ;
  • порядок хранения инвентаря;
  • правила безопасной работы с инвентарем;
  • правила безопасной работы на пришкольном участке.

Учащийся получает навыки:

  • определять на местности дерево, куст, газон, клумбу;
  • применять хозяйственный инвентарь по назначению  и готовить его к хранению;
  • использовать спецодежду по назначению  и готовить её к хранению;
  • технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой;
  • ухаживать за руками  после уборки.

Практические работы:

  • выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
  • надевание спецодежды для работы;
  • подготовка к хранению инвентаря и спнецодежды;
  • приемы держания инвентаря и приспособлений;
  • осенние работы:

-приемы подметания дорожек;

  • весенние работы:

- приемы подметания дорожек с твердым покрытием;

-приемы сгребания мусора с клумб;

  • уборка инвентаря на место хранения;
  • уход за руками после работы.

       

Правила уборки элементов служебного помещения.

Предметное содержание.

  • Элементы помещения, названия, назначение.
  • Значение ежедневной уборки служебного помещения.
  • Гигиенические требования к помещению, где проходят занятия.
  • Последовательность уборки помещений для занятий;
  • Спецодежда: перчатки, халат.
  • Инвентарь и приспособления для подметания пола.
  • Инвентарь и приспособления для ухода за подоконником.
  • Правила безопасной работы с инвентарем и приспособлениями.

Предполагаемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • названия и функциональное  назначение элементов помещения (окна, двери, стены, пол.)
  • правила и последовательность уборки;
  • названия и назначение предметов инвентаря;
  • правила подметания пола;
  • правила ухода за подоконником;
  • название и назначение, правила хранения предметов спецодежды;
  • правила хранения инвентаря и приспособлений и ухода за ними;
  • правила личной гигиены до и после уборки.

Учащийся получает навыки:

  • соблюдать гигиенические требования к рабочей одежде;
  • подбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления для уборки класса;
  • технологически правильно подметать пол (щеткой, веником);
  • осуществлять отжим тряпочки для пыли;  
  • технологически правильно протирать подоконник;
  • осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
  • осуществлять уход за руками после уборки.

Практические работы:

  • выбор спецодежды и инвентаря;
  • проветривание помещения;
  • надевание рабочей одежды;
  • наполнение таза водой;
  • отработка приемов полоскания и отжима тряпочки;
  • мытье классной доски;
  • подметание пола, покрытого линолеумом;
  • влажная  уборка подоконника;
  • сбор и вынос мусора из класса;
  • уборка инвентаря на место хранения;
  • уход за инвентарем и приспособлениями;
  • уход за руками до и после уборки.

Учебно-тематический план

6 класс (102 часа)

Название темы

Теоретические занятия

Практическая деятельность

1.

 Повторение.

Кабинет профильного труда: правила работы и поведения. Профили обслуживающего труда.

2

1

2.

Уход за школьной мебелью

6

12

4.

Работа в столовой

4

8

5.

Осенние работы на пришкольной территории (хозяйственные, садовые).

6

12

6.

Зимние работы на пришкольной территории.

3

6

7.

Весенние работы на пришкольной территории (хозяйственные, садовые).

6

12

7.

Правила безопасной работы.

4

8

8.

Повторение трудных тем.

4

8

Всего

35

67

ИТОГО

102

Содержание изучаемого курса.

Вводное занятие.

Профессии профильного труда. Кабинет обслуживающего труда. Правила безопасной работы и поведения. Кабинет обслуживающего труда: оборудование, правила работы и поведения. Знакомство с основными видами работ в 6 классе.

Садовые и хозяйственные работы на пришкольной территории.

Предметное содержание.

  • Планировка участка пришкольной территории.
  • Садовый инвентарь, используемый в разное время года.
  • Спецодежда: рукавицы, перчатки (в зависимости от сезонного вида работ), халат.
  • Осенние работы: упражнения по подметанию дорожек с твердым покрытием, сбор мусора в валки и кучи, перенос листвы перекопка земли вокруг кустов.
  • Зимние работы: упражнения по расчистке дорожек от снега.
  • Весенние работы: правила расчистки дорожек, подметание дорожек, посев семян однолетних цветковых растений на рассаду, весенние работы в саду (подготовка почвы для посадок, сгребание мусора с клумб, поверхностное рыхление почвы граблями на месте многолетних зимующих растений.)

Предполагаемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • виды деревьев и кустарников, растущих на пришкольном участке, уход за ними;
  • понятия: цветник, виды цветов на пришкольном участке.
  • названия предметов садового инвентаря и спецодежды;
  • назначение инвентаря;
  • правила безопасной работы с инвентарем;
  • правила безопасной работы на пришкольном участке;
  • правила ухода и хранения инвентаря.

Учащийся получает навыки:

  • определять на местности дерево, куст, газон, клумбу;
  • находить объекты (дерево, кустарник) на  плане - схеме пришкольной территории.
  • применять хозяйственный инвентарь по назначению  и готовить его к хранению;
  • использовать спецодежду по назначению  и готовить её к хранению;
  • технологически правильно держать инструменты во время работы (подметание, сгребание, перекопка, рыхление) и следить за своей осанкой;
  • осуществлять уход за инвентарем, устанавливать на место хранения;
  • ухаживать за руками  после уборки.

Практические работы:

  • выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
  • осенние работы:

- подметание дорожек и площадки;

- сгребание опавших листьев граблями;

- сбор листвы в валки и кучи;

  • Зимние работы: упражнения по расчистке дорожек от снега.
  • весенние работы:

-посев семян однолетних цветковых растений на рассаду;

-сгребание мусора с клумб;

-выдергивание и удаление сорных растений;

-вскапывания  и рыхление участка;

- выравнивание почвы граблями;

- высадка рассады на клумбы;

- полив клумбы из лейки;

  • уход за инвентарем и установка его на место хранения;
  • уход за руками после уборки.

Уход за школьной мебелью

Предметное содержание.

  • Школьная мебель. Значение ухода за мебелью.
  • Виды покрытия мебели: полированное и неполированное дерево, окрашенные поверхности, пластик.
  • Уход за школьной мебелью.
  • Инвентарь и приспособления для уборки школьной мебели.
  • Правила безопасной работы с инвентарем и приспособлениями.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • названия и функциональное назначение предметов мебели и оборудования класса;
  • рациональную последовательность уборки;
  • правила и способы удаления пыли и грязи с поверхности мебели;
  • названия и назначение предметов инвентаря для ухода за мебелью;
  • последовательность действий и рабочие приемы (освободить убираемую поверхность от предметов, протереть поверхность влажной или сухой тряпкой, вернуть на место предметы);
  • правила хранения инвентаря и приспособлений и ухода за ними;
  • правила безопасной работы.
  • правила личной гигиены до и после уборки.

Учащиеся получают навыки:

  • соблюдать гигиенические требования к рабочей одежде;
  • подбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления для ухода за мебелью;
  • определять способ удаления пыли (влажный или сухой);
  • технологически правильно удалять пыль с предметов мебели различными способами, следить за осанкой;
  • при влажной уборке (набирать в таз воду нужной температуры, добавлять в случае надобности моющее средство, смачивать и отжимать, расправлять и правильно удерживать ее в руке, совершать правильные движения по поверхности, промывать тряпочку после окончания работы и вывешивать ее для просушки, убирать тряпочку и таз в шкаф на хранение);
  • осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
  • осуществлять уход за руками после уборки.

Практические работы:

  • удаление пыли и грязи с жесткой мебели (столы, стулья, шкафы) сухой тряпочкой;
  • набирание в таз воды нужной температуры;
  • смачивание и отжим тряпочки, расправление и правильное удерживание ее в руке при работе;
  • удаление пыли и грязи с жесткой мебели влажной тряпочкой;
  • уход за инвентарем и приспособлениями, уборка на место хранения;
  • уход за руками до и после уборки.

Работа в столовой.

Предметное содержание.

  • Название и назначение предметов мебели и оборудования столовой.
  • Уход за поверхностью предметов мебели и оборудования столовой.
  • Санитарно-гигиенические требования к состоянию столовой.
  • Предметы чайной посуды.
  • Сервировка стола для завтрака.
  •  Последовательность мытья чайной  посуды.
  • Средства и приспособления для мытья посуды.
  • Моющие средства для мытья посуды.
  • Правила безопасной работы с моющими средствами.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • названия  и назначение предметов  мебели в столовой;
  • названия  и назначение кухонного оборудования: мойка, плита, холодильник, посудомоечная машина;
  • названия  и назначение предметов чайной посуды;
  • правила сервировки стола к чаю;
  • названия и назначение моющих средств для посуды;
  • правила и последовательность мытья посуды;
  • правила безопасной работы с моющими средствами.

Учащиеся получают навыки:

  • ухода за предметами мебели и оборудования столовой;
  • организовывать рабочее место для мытья посуды;
  •  соблюдения правил безопасной работы с моющими средствами;
  • уборки со стола после еды;
  • мытья посуды.

Практические работы:

  • влажная уборка поверхности кухонной мебели;
  • сервировка стола к завтраку;
  • уборка стола после еды;
  • организация рабочего места для мытья посуды;
  • выбор средств и приспособлений для мытья посуды;
  • набирание на губку необходимого количества моющего средства;
  • выбор и надевание рабочей одежды для мытья посуды;
  • мытье чайной  посуды;
  • уход за руками.

Учебно-тематический план

7 класс (136 часов)

Название темы

Теоретические занятия

Практическая деятельность

1.

Профессии профильного труда.

 Рабочий по кухне.

2

2

2.

Уборка пришкольной территории

12

36

4.

Уход за различными видами посуды.

7

21

5.

Уборка помещения.

6

18

6.

Генеральная  уборка помещения.

2

6

7.

Правила безопасной работы.

4

8

8.

Повторение трудных тем программы

4

8

Всего

37

99

ИТОГО

136

                             

Содержание изучаемого курса.

Вводное занятие.

Беседа о труде и его значении в жизни общества. Профессии профильного труда. Дворник. Рабочий по кухне. Уборщик производственных помещений.

Садовые и хозяйственные работы на пришкольной территории.

Предметное содержание.

  • Плодовые деревья на участке. Кустарники. Правила ухода.
  • Садовый и хозяйственный инвентарь, используемый в разное время года.
  • Спецодежда: рукавицы, перчатки, халат.
  • Осенние виды садовых и хозяйственных  работ (подметание дорожек и площадки, уборка листвы с газонов, сбор  и перенос  листвы, удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника, уборка растительных остатков на территории цветника).
  • Зимние работы: упражнения по расчистке дорожек от снега, уборка снега в специально отведенные места.
  • Весенние виды садовых работ (перекопка почвы, обрезка кустов, посев семян, полив).
  • Секатор: назначение, уход за ним, хранение.
  • Правила работы с секатором.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • виды плодовых деревьев;
  • понятия ствол, крона, приствольный круг;
  • правила ухода за плодовыми деревьями;
  • правила вскапывания приствольного круга;  
  • название, назначение  и порядок хранения предметов садового инвентаря и спецодежды;
  • правила безопасной работы с инвентарем;
  • правила безопасной работы на пришкольном участке;
  • назначение и правила работы с секатором;
  • правила техники  безопасности при  работе с секатором.

Учащиеся получают навыки:

  • определять на местности дерево, куст, газон, клумбу;
  • находить объекты (дерево, кустарник) на  плане - схеме пришкольной территории;
  • применять хозяйственный инвентарь по назначению  и готовить его к хранению;
  • использовать спецодежду по назначению  и готовить её к хранению;
  • технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой;
  • безопасной работы с секатором.

Практические работы:

  • Выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
  • Осенние работы:

- подметание дорожек и площадки;

- уборка листвы с газонов;

- сбор  и перенос  листвы.

- удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника.

- уборка растительных остатков на территории цветника.

  • зимние работы:

- расчистка дорожек с твердым покрытием от снега;

-сбор снега в кучи;

  • Весенние работы:

-вскапывание приствольного круга лопатой.

-сгребание мусора с клумб;

- посев семян на рассаду;

- высадка рассады на клумбу;

-прополка сорняков на клумбе;

- полив почвы из лейки.

  • отработка приемов работы с секатором (вхолостую);
  • уход за руками после работы;
  • очистка  инвентаря и установка на место хранения.

Уход за различными видами посуды.

Предметное содержание.

  • Санитарно-гигиенические требования при работе на кухне.
  • Название и назначение предметов посуды и кухонной утвари.
  • Уход за посудой и кухонной утварью
  • Моющие и чистящие средства.
  • Правила безопасной работы на кухне.

 Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • санитарно - гигиенические требования к посуде;
  • об организации рабочего места (чистая посуда должна находиться отдельно от грязной)
  • требования к температуре воды для мытья посуды;
  • виды посуды (кухонная, столовая, чайная);
  • предметы посуды, их название, назначение, отличительные признаки по внешнему виду, материалу изготовления, покрытию;
  • чистящие и моющие средства и приспособления (тряпочки, губки, щетки)
  • особенности ухода за различными видами посуды (алюминиевой, эмалированной, с тефлоновым покрытием, стеклянной, фарфоровой);
  • порядок мытья посуды;
  • последовательность мытья посуды.

Учащиеся получают навыки:

  • организовывать рабочее место (размещать грязную посуду рядом с мойкой, освобождать мойку и наполнять ее водой);
  • сортировать посуду по видам и степени загрязнения;
  • набирать на губку необходимое количество моющего средства;
  • мыть вначале менее загрязненную посуду;
  • чистить посуду в соответствии с покрытием;
  • соблюдать санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни;
  • соблюдать правила безопасной работы с моющими средствами;

Практические работы:

  • организация рабочего места;
  • определение видов покрытий посуды;
  • выбор моющих и чистящих средств;
  • мытье и чистка кухонной утвари и посуды;
  • уход за салфетками, щетками для мытья и чистки посуды.
  • уход за руками после мытья посуды.

Уборка помещения.

Предметное содержание.

  • Значение уборки  помещения.
  • Гигиенические требования к помещению.
  • Уборка лестницы.
  • Техника безопасности при уборке лестницы.
  • Последовательность уборки лестницы.
  • Инвентарь и приспособления для уборки.
  • Моющие средства для уборки.
  • Правила безопасной работы с инвентарем, приспособлениями, моющими средствами.
  • Уход за инвентарем и его хранение.

 Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • назначение и устройство  лестницы в здании;
  • правила подметания лестницы;
  • правила безопасности при уборке лестницы;
  • рациональную последовательность уборки лестницы;
  • названия и назначение предметов инвентаря, уход за ними, хранение;
  • правила подметания пола;
  • правила протирания пола;
  • правила личной гигиены до и после уборки.

 Учащиеся получают навыки:

  • соблюдать  гигиенические требования к рабочей одежде;
  • подбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления;
  • технологически правильно выполнять приемы уборки и следить за осанкой при:

-подметании пола;

-подметании лестницы веником и сборе мусора в совок;

-мытье лестницы;

  • осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
  • осуществлять уход за руками после уборки.

Практические работы:

  • подметание лестницы веником;
  • сбор мусора в совок;
  • протирка перил (поручней);
  • мытье лестницы моющими средствами;
  • протирание пола;
  • уход за инвентарем и приспособлениями;
  • уход за руками до и после уборки.

Генеральная уборка помещения.

Предметное содержание.

  • Значение генеральной уборки  помещения.
  • Строительные элементы помещения и их назначение (подоконник, двери, стены, пол).
  • Материалы для изготовления элементов; покрытия (дерево, пластик, краска).
  • Инвентарь и приспособления для уборки.
  • Моющие средства для уборки помещения.
  • Правила безопасной работы с инвентарем , приспособлениями, моющими средствами.
  • Уход за инвентарем и его хранение.

 Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • значение генеральной уборки помещения;
  • названия и назначение строительных элементов помещения, и виды  покрытий
  • правила уборки пыли (удаление пыли с жесткой мебели, радиаторов, подоконников);
  • правила мытья стенной панели, двери;
  • названия и назначение предметов инвентаря, уход за ним и его хранение;
  • правила подметания пола;
  • правила протирания пола;
  • правила личной гигиены до и после уборки.

Учащиеся получают навыки:

  • соблюдать эстетические и гигиенические требования к рабочей одежде;
  • замечать непорядок;
  • подбирать и использовать по назначению инвентарь, приспособления, моющие средства ;
  • технологически правильно выполнять приемы уборки помещения и следить за осанкой при:

-подметании пола и сборе мусора в совок;

-мытье пола;

-мытье  стенной панели, двери;

-мытье пола, покрытого линолеумом;

- удалении пыли с жесткой мебели и подоконника;

  • осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
  • уход за руками после уборки.

Практические работы:

  • планирование работы;
  • мытье радиаторов, подоконников, стенной панели, двери;
  • подметание пола веником и сбор мусора в совок;
  • протирание пола, покрытого линолеумом;
  • уход за инвентарем и приспособлениями;
  • уход за руками до и после уборки.

Учебно-тематический план

8 класс (136 часов)

Название темы

Теоретические занятия

Практическая деятельность

1.

 Профессии профильного труда: уборщик производственных помещений, рабочий по кухне. Значение.

3

1

2.

Работы на пришкольной территории.

10

30

5.

Правила безопасной работы.

4

8

6.

Уход за различными видами посуды

10

30

7.

Уборка санузла.

7

21

8.

Повторение трудных тем.

4

8

Всего

38

98

ИТОГО

136

                                 

Содержание изучаемого курса.

Вводное занятие.

Профессии профильного  труда: уборщик производственных помещений, рабочий по кухне. Значение.

Работы на пришкольной территории.

Предметное содержание.

  • Общие сведения о гигиене ближайшего окружения.
  • Планировка участка пришкольной территории.
  • Декоративные и садовые растения, деревья, кустарники, их строение.
  • Садовый и хозяйственный инвентарь, используемый в разное время года, назначение, хранение, правила безопасной работы с ним.
  • Спецодежда, правила хранения.
  • Осенние виды работ (уборка растительных остатков с территории цветника, очистка дорожек и детской площадки от опавших листьев, пересадка многолетних цветковых растений).
  • Весенние виды работ (уход за зелеными насаждениями: перекопка почвы, обрезка, посадка рассады, высадка рассады на клумбы, полив, прополка).
  • Зимние виды работ (уборка снега с крыльца и дорожек)
  • Техника безопасности при работе с садовым и хозяйственным инвентарем.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • значение  личного участия в благоустройстве окружающей среды;
  • понятие о гигиене дыхания;
  • планировку пришкольной территории (постройки, дорожки, зеленые насаждения, цветники, огородные грядки, газон);
  • виды различных покрытий садовых дорожек;
  • виды декоративных и садовых  растений, деревьев, кустарников, их строение;
  • виды цветковых растений;
  • правила обработки земли под деревьями ;
  • правила использования однолетних цветковых растений для оформления школьного двора.
  • правила ухода за зелеными насаждениями (перекопка почвы, обрезка, полив);
  • названия назначение  и порядок хранения предметов садового инвентаря для обработки почвы;
  • названия назначение  и порядок хранения предметов хозяйственного  инвентаря для ухода за различными покрытиями садовых дорожек;
  • названия назначение  и порядок хранения спецодежды;
  • правила подготовки почвы к посадке растений;
  • правила посадки готовой рассады в открытый грунт;
  • правила прополки сорняков на клумбе;
  • правила уборки снега с дорожек и крыльца;
  • правила безопасной работы с инвентарем;
  • правила оказания первой медицинской помощи при травмах.

 Учащиеся получают навыки:

  • определять на местности дерево, куст, газон, клумбу, цветник;
  • определять строение деревьев и кустарников;
  • применять хозяйственный и садовый инвентарь по назначению  и готовить его к хранению;
  • использовать спецодежду по назначению  и готовить её к хранению;
  • технологически правильно выполнять работы по:

-очистки дорожек и детской площадки от опавших листьев;

-уборки растительных остатков с территории цветника;

-пересадки растений;

-уборки снега с дорожек и крыльца;

- подготовки почвы к посадке растений;

-посадки цветочной рассады;

- поливу почвы и деревьев;

  • безопасной работы  секатором.
  • оказания себе медицинской помощи при травме (смазывать ранку йодом, накладывать бактерицидный пластырь).

Практические работы:

  • определение  составляющих зон пришкольного участка на плакате и на местности;
  • выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
  • осенние работы:

- подметание дорожек и площадки;

- уборка листвы с цветника и клумб;

- сбор листвы в ведро и мешки;

- удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника;

- пересадка многолетнего цветкового растения;

-  сбор  и перенос  растительных остатков.

  • зимние работы

- уборка снега с дорожек;

- уборка снега с крыльца.

  • весенние работы:

- подготовка ящиков для посевов, выращивание рассады;

- перекопка почвы под деревьями и на клумбе;

- сгребание мусора с клумб;

-прополка сорняков на клумбе;

- сбор мусора  в ведро и мешки;

- посадка садовой рассады однолетних цветковых растений;

- полив саженцев из лейки.

-  обрезка сухих и поломанных веток и поросли;

  • уход за руками после уборки.
  • очистка  инвентаря и установка на место хранения.
  • ролевая игра «первая медицинская помощь».

Уход за различными видами посуды

Предметное содержание.

  • Санитарно-гигиенические требования при работе на кухне.
  • Посуда и кухонная утварь.
  • Столовая посуда, назначение.
  • Столовые приборы, назначение.
  • Сервировка стола к обеду.
  • Правила пользования столовой посудой и столовыми приборами.
  • Уход за посудой и кухонной утварью.
  • Мытье и хранение посуды.
  • Приспособления и материалы для мытья посуды: ерши, щетки, ветошь.
  • Моющие и чистящие средства для мытья посуды.
  • Правила безопасной работы на кухне.

 Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • виды кухонной посуды и инвентаря;
  • название и назначение столовой посуды;
  • название и назначение столовых приборов;
  • правила ухода за столовой посудой и  столовыми приборами;
  • правила пользования столовыми приборами;
  • правила сервировки стола к обеду;
  • названия назначение  и порядок хранения спецодежды;
  • правила и последовательность мытья столовой посуды и столовых приборов;
  • правила безопасной работы с моющими и чистящими средствами.

Учащиеся получают навыки:

  • соблюдать санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни;
  • соблюдать правила безопасной работы с моющими средствами;
  • использовать спецодежду по назначению  и готовить её к хранению;
  • различать кухонную посуду и инвентарь;
  • пользоваться столовой посудой и столовыми приборами по назначению;
  • использовать приспособления и материалы для мытья посуды по назначению;
  • мыть столовую посуду и столовые приборы;
  • сервировать стол к обеду.

Практические работы:

  • определение предметов столовой посуды по названию и назначению.
  • определение предметов столовых приборов по названию и назначению.
  • сервировка стола к обеду.
  • организация рабочего места для мытья посуды.
  • выбор спецодежды для мытья посуды.
  • выбор моющих и чистящих средств для посуды.
  • очистка посуды от остатков пищи.
  • мытье посуды и столовых приборов.
  • уход за салфетками, щетками для мытья и чистки посуды.
  • уход за руками до и после уборки.

Уборка санузла.

Предметное содержание.

  • Санитарно - гигиенические требования к содержанию санузла.
  • Устройство санузла.
  • Виды санитарно- технического оборудования санузла.
  • Спецодежда для уборки санузлов.
  • Инвентарь и приспособления для уборки.
  • Моющие средства для уборки санузлов.
  • Средства для чистки керамики и эмали.
  • Правила безопасной работы с инвентарем, приспособлениями, моющими средствами.
  • Уход за инвентарем, спецодеждой, хранение.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • назначение и устройство санузла.
  • виды санитарно- технического оборудования санузла.
  • правила ухода за различными поверхностями санузла;
  • названия и назначение предметов инвентаря, уход за ним и его хранение;
  • порядок мытья и чистки кафеля, раковины, унитаза и его сиденья, зеркала, полочки, мыльницы;
  • правила безопасной работы с чистящими и моющими средствами;
  • названия назначение  и порядок хранения спецодежды;
  • правила личной гигиены до и после уборки.

Учащиеся получают навыки:

  • выбирать моющее или чистящее средство для ухода за сан.тех.оборудованием;
  • пользоваться спецодеждой и резиновыми перчатками во время работы;
  • оказывать себе первую помощь при попадании моющих средств на кожу и в глаза, обращаться за помощью к близким, в медучреждение;
  • технологически правильно выполнять приемы уборки санузла и следить за осанкой при:

-мытье унитаза и его сиденья;

-мытье кафеля и раковины;

-мытье полочки и мыльницы;

-чистке зеркала.

  • осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;

Практические работы:

  • выбор моющего или чистящего средства для ухода за сантех. оборудованием;
  • выбор спецодежды для уборки санузла;
  • мытье  кафеля, раковины;
  • мытье унитаза и его  сиденья;
  • мытье полочки и мыльницы;
  • чистка зеркала;
  • уход за инвентарем и приспособлениями, уборка на место хранения;
  • уход за руками после уборки.

        

                                 

Учебно-тематический план

9 класс (136 часа)

Название темы

Теоретические занятия

Практическая деятельность

1.

Профессии профильного труда: дворник, уборщик производственного помещения.

3

1

3.

Сезонные работы на пришкольной территории.

12

36

4.

Правила безопасной работы.

4

8

5.

Уборка производственных и служебных помещений.

12

36

6.

Трудоустройство.

4

8

7.

Повторение трудных тем.

4

8

Всего

39

97

ИТОГО

136

                       

Содержание изучаемого курса.

Вводное занятие.

Профессии обслуживающего труда. Дворник, уборщик производственных помещений. Значение культуры общения в отношениях людей. Соблюдение правил поведения при исполнении должностных обязанностей.

Сезонные работы на пришкольной территории.

Предметное содержание.

  • Виды декоративных кустарников, их значение, сезонный уход.
  • Функциональные обязанности дворника.
  • Вызов пожарной команды, милиции и аварийных служб.
  • Хозяйственный инвентарь, используемый  в разное время года.
  • Назначение, хранение садового и хозяйственного инвентаря и техника безопасности при работе с ним.
  • Спецодежда в зависимости от вида работ.
  • Осенние работы (уборка в осеннее время дорожек, газонов и территорий, прилегающих к школе).
  • Зимние работы (уход за тротуарами, дорожками, крыльцом).
  • Весенние работы (уход за деревьями и кустарниками, уборка в весеннее- летнее время дорожек, газонов территорий, прилегающих к школе).
  • Правила безопасной работы с инвентарем.

 

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • функциональные обязанности дворника;
  • виды дорожных покрытий;
  • виды  декоративных кустарников (высокорослые, низкорослые), уход за ними;
  • названия, назначение, порядок хранения предметов садового и хозяйственного инвентаря и спецодежды в зависимости от сезона;
  • правила безопасной работы с инвентарем;
  • правила безопасной работы при уборке территории;
  • правила перекопки земли под деревьями и кустарниками;
  • правила безопасной работы при уборке снега и колке льда;
  • правила обрезания сухих веток секатором;
  • правила дорожной безопасности в отношении себя и пешеходов;
  • порядок вызова служб «01», «02», «04»;
  • порядок сообщения информации в экстренном случае;

Учащиеся получают навыки:

  • ориентироваться в задании по образцу убранного участка территории;
  • планировать работу;
  • применять хозяйственный инвентарь по назначению  и готовить его к хранению;
  • использовать спецодежду по назначению  и готовить её к хранению;
  • технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой при:

-подметании дорожек с твердым покрытием;

-сгребании листвы и мусора, его переноске, сборе в валки и кучи;

-перекапывании приствольных кругов и почвы под деревьями;

-обрезании сухих и поломанных веток;

-сгребании снега со ступеней крыльца, дорожек;

  • применять правила безопасной работы на практике;
  • набирать номер телефона служб экстренного вызова и четко сообщать информацию;

Практические работы:

  • выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
  • осенние работы:

-подметание дорожек и площадок с различным видом покрытий;

-сбор, переноска и утилизация листвы и мусора;

-перекопка почвы под деревьями и кустарниками;

  • зимние работы:

-уборка снега с асфальтированных дорожек;

-очистка крыльца от снега;

  • весенние работы:

- подметание дорожек и площадок с различным видом покрытий;

- сбор, переноска и утилизация мусора;

- перекопка почвы под деревьями и кустарниками;

-обрезание сухих и поломанных веток секатором.  

  • ролевые игры: «вызов экстренных служб», «мой участок работы», «зимние опасности».

     

Уборка производственных и служебных помещений.

Предметное содержание.

  • Функциональные обязанности уборщика служебных помещений.
  • Виды служебных помещений.
  • Элементы помещений и технических конструкций.
  • Гигиенические требования к состоянию служебного помещения.
  • Виды половых покрытий.
  • Уход за полами, покрытыми линолеумом и метлахской плиткой, паркетом (сухая и влажная обработка полов).
  • Инвентарь, приспособления и спецодежда для уборки.
  • Моющие средства для уборки служебного помещения.
  • Правила безопасной работы с инвентарем, приспособлениями, моющими средствами.
  • Уход за инвентарем и его хранение.
  • Назначение и устройство санузла.
  • Виды санитарно- технического оборудования санузла.
  • Уход за водоразборным и сантехническим оборудованием.
  • Технология ухода за кафелем.
  • Правила техники безопасности при уборке санузла.
  • Спецодежда для уборки санузлов.
  • Инвентарь и приспособления для уборки санузлов.
  • Моющие средства для уборки санузлов.
  • Правила безопасной работы с инвентарем, приспособлениями, моющими средствами.
  • Уход за инвентарем, спецодеждой для уборки санузлов, хранение.
  • Конструкция лестниц (марши, пролеты, ступени, перила).
  • Технология обработки поверхностей стен, перил, ступеней.
  • Техника безопасности при работе на лестнице.
  • Инвентарь, приспособления и спецодежда и уход за ними.
  • Выбор моющих и чистящих средств по инструкции на упаковке, их назначение.
  • Правила техники безопасности при работе с моющими и чистящими средствами.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • понятие о функциональных обязанностях уборщика служебного помещения;
  • виды служебных помещений;
  • названия и функциональное назначение элементов помещения (пол, стены, плинтус, дверной проем и т. д.)  и технических конструкций (лестничная клетка, вентиляционная решетка, электрическая розетка);
  • виды покрытий  пола (линолеум, метлахская плитка, паркет);
  • технологию ухода за половыми покрытиями (линолеум, метлахская плитка, паркет);
  • названия и назначение предметов инвентаря и приспособления для ухода за полами (линолеум, метлахская плитка, паркет);
  • правила хранения инвентаря и приспособлений и уход за ними;
  • названия и назначение сантехнического оборудования;
  • способы и технологическую последовательность ухода за сантехникой;
  • санитарно - гигиенические правила работы в санузле;
  • чистящие и моющие средства для ухода за сантехникой;
  • правила безопасной работы с чистящими и моющими средствами;
  • названия назначение  и порядок хранения спецодежды;
  • названия элементов конструкции лестницы.
  • чистящие и моющие средства для уборки лестницы;
  • инвентарь и приспособления для уборки лестницы;
  • правила и последовательность обработки поверхностей стен, перил, ступеней;
  • технику безопасности при работе на лестнице.
  • правила ухода за руками после уборки.

Учащиеся получают навыки:

  • ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу;
  • находить, называть и показывать элементы служебных помещений и технических конструкций;
  • выбирать соответствующую работе спецодежду;
  • подбирать необходимый для данной работы инвентарь и приспособления;
  • подбирать чистящие и моющие средства по инструкции на упаковке;
  • осуществлять уход за инвентарем и правильно его хранить;
  • определять виды полов и покрытий;
  • технологически правильно обрабатывать полы;
  • технологически правильно пользоваться инвентарем и приспособлениями;
  • чистить и мыть сантехническое оборудование, кафельную плитку;
  • соблюдать технологическую последовательность при уборке санузла;
  • соблюдать санитарно - гигиенические требования при работе в санузле;
  • соблюдать правила безопасности при работе в санузле;
  • соблюдать правила безопасности с чистящими и моющими средствами;
  • технологически правильно мыть перила, лестничные ступени;
  • применять правила безопасной работы на практике;
  • ухода за руками после уборки.

Практические работы:

  • подбор спецодежды  по назначению.
  • выбор моющих и чистящих средств по инструкции.
  • уход за инвентарем и приспособлениями.
  • мытье полов (линолеум, метлахская плитка, паркет).
  • чистка и мытье кафеля.
  • уход за сантехническим оборудованием санузла.
  • сухая и влажная уборка лестничных маршей, мытье перил, мытье ступеней.
  • уход за руками до и после уборки.

Трудоустройство.

Предметное содержание.

  • Краткая характеристика профессий обслуживающего труда: «мойщик посуды», «дворник», «уборщик производственных помещений».
  • Трудоустройство: документы, необходимые для устройства на работу.
  • Имидж молодого человека.
  • Ознакомление с трудовым кодексом Российской Федерации.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • краткую характеристику профессий «дворник», «мойщик посуды», «уборщик производственных помещений»;
  • наличие трудового договора как официального документа;
  • молодежный и деловой стиль одежды;
  • права и обязанности работника в соответствии с ТК РФ;
  • перечень документов для трудоустройства;
  • правила соблюдения трудовой дисциплины.

Учащиеся получают навыки:

  • заключать простейший трудовой договор;
  • вести диалог с работодателем;
  • заполнять необходимые документы, подбирать одежду и прическу в зависимости от ситуации;

Практические работы:

  • Ролевые игры: «я собираю документы для поступления в ПУ»; «разговор по телефону с работодателем», «поиск работы»,  «заключение трудового договора»,

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        Для усвоения содержания изучаемого курса занятия проводятся в форме урока, лабораторной, практической  работы, экскурсии.

        Используются учебно-методический комплект по обслуживающему труду под редакцией Галле А.Г., Кочетовой Л.Л., наглядные пособия, технологические карты.

        Для подведения итогов в конце каждой четверти проводятся зачетные занятия: выполнение отдельной операции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы, в 2 сб., под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Владос,2001.- 240с.
  2. Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью 6-9 классы. - М.:Аркти,2009.-71с
  3. Девятков А.С., Девяткова Т.А., Матвеева Н.Б., Мыльников И.И., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Программно - методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой  подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. - М.2003.- 160 с.
  4.  Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы, под редакцией А.М. Щербаковой,  М.: Энас, 2001.
  5. Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетради по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида) 6-9 классы. - М.:Аркти,2009.
  6. Зырянова В.А., Хаминова И.А.Подготовка младшего обслуживающего персонала 8 класс учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология», Самара 2011.-144с.
  7. Зырянова В.А., Хаминова И.А.Подготовка младшего обслуживающего персонала 9 класс учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология», Самара 2012.-112с.
  8. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития, под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: Владос, 2007
  9.  Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, Владос, 2007
  10.  Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей.-М.:Просвещение, 1990.-128с.
  11.  Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития уч-ся вспомогательной школы. -М.:Педагогика, 1985.-128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности контроля и оценки учащихся со сложной структурой дефекта в первом классе: безотметочное обучение.

Статья посвещена проблеме несформированности адекватной оценки учащихся со сложной структурой дефекта своей учебной деятельности. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

Адаптированная программа курса "Хозяйственно - бытовой труд" для детей со сложной структурой дефекта

В задачу занятий по хозяйственному труду входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду. Выработать у ребёнка определённые трудовые навыки ...

Рабочая программа по предмету ремесло (кулинария) 5-9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта.

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы)....

Профильный труд. Экзаменационные билеты 9 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.

Экзаменационные билеты 9 класс для учащихся со сложной структурой дефекта "Профильный труд" позволяют выявить и оценить результаты обучения по предмету....

Профильный труд. Адаптированная программа для учащихся со сложной структурой дефекта 10 класс

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического на...

Профильный труд. Адаптированнная программа для учащихся со сложной структурой дефекта 11класс.

Рабочая программа по профильному труду составлена на основе:авторской учебной программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2001 г.,.программно - методич...

Программа по предмету "Домоводство" для учащихся со сложной структурой дефекта, 5-11 классы.

Задачи предмета – научить детей правилам ведения домашнего хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения,...