Профильный труд. Адаптированнная программа для учащихся со сложной структурой дефекта 11класс.
методическая разработка (11 класс) по теме

Алексеенко Ольга Вячеславовна

Рабочая программа по профильному труду составлена на основе:авторской учебной программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2001 г.,.программно - методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией Девяткова А.С., Девятковой Т.А., Матвеевой Н.Б., Мыльниковой И.И., Платоновой Н.М., Щербаковой А.М - М.2003г. Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов: 1. Закон РФ «Об образовании» 2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г.№212., 23.12.2002 г., № 919 3. Методическое письмо «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от26.12.2000г. 4. Базисный учебный план специальной школы (VIII вида) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Приказ № 29/2065-п от10.04 2002 5. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Приказ № 62-а от 04.09.2009 г 6. Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г. Цель: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда 1. коррекция личности умственно отсталого ребенка; 2. формирование социального опыта и поведения; 3. практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду; 4. формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других. В связи с этим обучение профильному труду идет по двум направлениям: 1. Обслуживание себя (домашний труд). 2. Обслуживание других, профессиональный труд. Программа учитывает требования отдельных, наиболее доступных видов работ для детей со сложной структурой дефекта, по которым возможно трудоустройство выпускников, что имеет огромное значение для социальной адаптации учащихся с отклонениями в развитии. Образовательной целью программы является формирование социальных навыков, которые помогут учащимся со сложной структурой дефекта приобрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_11_klass.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение

Школа 2124

Центрального окружного управления образования

Департамента образования г. Москвы

                                                                                                             «Утверждаю»                                                                                                                                                                                                                                     Директор ГБОУ Школа 2124

        Л.Л.Рыжих                                                                                    «___»____________________2015г.

ПРОГРАММА

«ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД»

для учащихся со сложной структурой дефекта

11 класс

                                           

 

«СОГЛАСОВАНО»

                                                                                на МО учителей

                                                                                ГБОУ Школа 2124

 «__» ______________ 2015 г.

Председатель МО ______ Манцерева Е.Б.

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по профильному труду составлена на основе:авторской учебной программы для  специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2001 г.,.программно - методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой  подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией Девяткова А.С., Девятковой Т.А., Матвеевой Н.Б., Мыльниковой И.И., Платоновой Н.М., Щербаковой А.М - М.2003г.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г.№212.,  23.12.2002 г., № 919
  3. Методическое письмо «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от26.12.2000г.
  4. Базисный учебный план специальной школы (VIII вида) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Приказ № 29/2065-п от10.04 2002
  5. Положение о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе VIII вида.  Приказ № 62-а от 04.09.2009 г
  6. Единая  концепция  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

Цель: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья                                                       к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда

  1. коррекция личности умственно отсталого ребенка;
  2. формирование социального опыта и поведения;
  3. практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду;
  4. формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.

В связи с этим обучение профильному труду идет по двум направлениям:

  1. Обслуживание себя (домашний труд).
  2. Обслуживание других, профессиональный труд.

Программа учитывает требования отдельных, наиболее доступных видов работ для детей со сложной структурой дефекта, по которым возможно трудоустройство выпускников, что имеет огромное значение для социальной адаптации учащихся с отклонениями в развитии. Образовательной целью программы является формирование социальных навыков, которые помогут учащимся со сложной структурой дефекта приобрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.

Задачи:

Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.)

воспитание уважения к рабочему человеку;

Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;

Формирование у школьников эстетического отношения к труду;

Наряду с этими задачами на занятиях и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
  • предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);
  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы).

Обучение учащихся по программе «профильный труд» предусматривает сообщение учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовку учащихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка помещений различного назначения (детский сад, школа,частная квартира), уборка уличных территорий,/ Программа предусматривает снижение требований к знаниям и умениям учащихся, поскольку у детей со сложной структурой дефекта:

  • недостаточно развита зрительно - двигательная координация;
  • наблюдаются трудности при самостоятельном выполнении действий по самообслуживанию и овладению различными бытовыми и трудовыми навыками;
  • низкий уровень ориентирования  в окружающей действительности;
  • снижено понимание обращенной речи – предпочтение отдается невербальным средствам коммуникации;
  • слабо выражен и неустойчив интерес к деятельности взрослого;
  • снижена мотивация к любой трудовой деятельности.

Необходимо учитывать уровень возможностей детей с проблемами развития, влияющий на степень освоения трудовых навыков:

1 уровень: изученный материал частично сохраняется в долговременной памяти и может использоваться в предложенной ситуации. Практические навыки сформированы в достаточной степени.

2 уровень: ученик способен воспроизводить и использовать учебный материал с небольшой помощью учителя. Практические навыки сформированы слабо.

3 уровень: ученик воспроизводит изученный материал только с  помощью учителя. Самостоятельные навыки практической работы отсутствуют.

Программный материал составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет, (имеющий учебную зону, рабочие столы, уборочный инвентарь), школьные помещения, школьный земельный участок.

Основными формами и методами обучения являются беседы, практические работы, сюжетно-ролевые игры.

При обучении по данной программе следует использовать специфические для вспомогательной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.

Обязательным при обучении профильному труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ.

Особое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в общественных местах. Подготовка к работе уборщицей, санитаркой и др. предусматривает также необходимость сформировать навыки правильного поведения с различным контингентом; этичного и культурного поведения вообще, так как при выполнении своих функциональных обязанностей работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми людьми. Для этого большое значение имеют разнообразные сюжетно-ролевые игры.

В программу профильного труда включены следующие разделы:

  • сезонные работы по уборке пришкольной территории;
  • садовые работы;
  • уборка  помещения;
  • посуда: виды, мытье, хранение;
  • профессии обслуживающего труда;
  • трудоустройство.

Изучение этих разделов позволяет практически знакомить учащихся с окружающим их социумом, формировать у них навыки самостоятельности в обслуживании себя и близких.

К концу обучения учащиеся должны

а) как младший обслуживающий и медицинский персонал:

-знать и соблюдать правила личной гигиены;

-знать и соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении;

-удалять пыль, подметать мусор, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия;

-мыть и дезинфицировать ванны, раковины и другое санитарно-техническое оборудование;

-убирать двор, ухаживать за растениями на приусадебном участке;

-знать устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений;

-знать и соблюдать правила обращения с моющими, дезинфицирующими и дезодорирующими средствами;

-соблюдать правила безопасности при мытье холодильников, пользовании другими электроприборами;

-мыть посуду, сервировать стол соблюдая санитарно-гигиенические правила и правила безопасной работы  в столовой;

-соблюдать этические правила при взаимоотношениях с окружающими людьми (больными, маленькими детьми и другими).

Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.

Программа рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю) в 11 классе, 204 часа (6 часов в неделю) в 10 классе

Учебно-тематический план

11 класс (204 часа)

Название темы

Теоретические занятия

Практическая деятельность

1.

Беседа о труде и его значении в жизни общества. Соблюдение правил поведения при исполнении должностных обязанностей.

4

-

3.

Правила безопасной работы.

8

14

Уход за комнатными растениями

4

6

4.

Сезонные работы на пришкольной территории.

12

24

7.

Уборка производственных и служебных помещений.

16

46

6.

Работа в пищеблоке

12

24

6.

Трудовые отношения.

6

8

6.

Повторение трудных тем.

6

14

Всего

68

136

ИТОГО

204

                       

Содержание изучаемого курса.

Вводное занятие.

Беседа о труде и его значении в жизни общества. Профессии родителей учащихся. Профили, по которому проводится трудовое обучение в школе.. Значение культуры общения в отношениях людей. Соблюдение правил поведения при исполнении должностных обязанностей.

Сезонные работы на пришкольной территории.

Предметное содержание.

  • Зеленые насаждения: виды, значение (повторение).
  • Элементы цветочного оформления школьного участка: рабатка, бордюр, групповая посадка.
  • Однолетние цветковые растения для выращивания в местных условиях, декоративные качества, биологические особенности.
  • Функциональные обязанности дворника.
  • Вызов пожарной команды, милиции и аварийных служб (повторение).
  • Хозяйственный инвентарь, используемый  в разное время года.
  • Назначение, хранение садового и хозяйственного инвентаря и техника безопасности при работе с ним.
  • Спецодежда в зависимости от вида работ.
  • Осенние работы (уборка в осеннее время дорожек, газонов и территорий, прилегающих к школе).
  • Функциональные обязанности дворника в зимнее время (уход за тротуарами, дорожками, крыльцом).
  • Технологический цикл работ по уборке школьного двора в весеннее время (уход за различными видами покрытий)
  • Правила безопасной работы с инвентарем, во время работы.
  • Санитарно - гигиенические требования при работе с землей.

 

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • понятие о функциональных обязанностях дворника;
  • виды зеленых насаждений общего и ограниченного пользования;
  • названия элементов цветочного оформления школьного участка;
  • виды однолетних цветковых растений, выращиваемых в местных условиях;
  • виды посадок зеленых насаждений (массив, группа, аллея, рядовая посадка, одиночная, живая изгородь);
  • названия, назначение, порядок хранения предметов садового и хозяйственного инвентаря и спецодежды в зависимости от сезона;
  • правила соблюдения санитарно - гигиенических требований при работе;
  • правила безопасной работы с инвентарем;
  • правила безопасной работы при уборке территории;
  • правила перекопки земли под деревьями и кустарниками;
  • правила безопасной работы при уборке снега и колке льда;
  • правила обрезания сухих веток секатором;
  • правила посева семян в цветнике;
  • номер телефона аварийных служб;
  • правила дорожной безопасности в отношении себя и пешеходов;
  • порядок вызова служб «01», «02», «04»;
  • порядок сообщения информации в экстренном случае;
  • правила оказания медицинской помощи при травмах;
  • порядок обращения в травмпункт случае   необходимости (профилактика столбняка).

Учащиеся получают навыки:

  • определять  и распознавать элементы цветочного оформления, ориентироваться в задании по образцу убранного участка территории;
  • планировать работу;
  • применять хозяйственный инвентарь по назначению  и готовить его к хранению;
  • использовать спецодежду по назначению  и готовить её к хранению;
  • технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой при:

-подметании дорожек с твердым покрытием;

-сгребании листвы и мусора, его переноска, сбор в валки и кучи;

-перекапывании приствольных кругов и почвы под деревьями;

-вскапывании и выравнивании почвы для посева семян;

-посеве семян в цветник;

-обрезании сухих и поломанных веток;

-сгребании снега со ступеней крыльца, дорожек;

-укрывание почвы под деревьями и кустарниками на зиму листвой;

  • применять правила безопасной работы на практике;
  • обрабатывать мелкие травмы кожных покровов рук;
  • обращаться в травмпункт в случае необходимости;
  • набирать номер телефона служб экстренного вызова и четко сообщать информацию;
  • ухаживать за руками после работы (мыть горячей водой с мылом и щеткой не только кожу рук, но и под ногтями).

Практические работы:

  • выбор спецодежды и инвентаря, в зависимости от вида работы и времени года;
  • осенние работы:

-подметание дорожек и площадок с различным видом покрытий;

-сбор, переноска и утилизация листвы и мусора;

-перекопка почвы под деревьями и кустарниками, укрывание листвой на зиму;

  • зимние работы:

-уборка снега с твердых покрытий, колка льда;

-очистка крыльца от снега;

  • весенние работы:

- подметание дорожек и площадок с различным видом покрытий;

- сбор, переноска и утилизация мусора;

- перекопка почвы под деревьями и кустарниками;

-обрезание сухих и поломанных веток секатором;

-посев семян однолетних цветковых растений в цветник.

  • ролевые игры: «вызов аварийных служб», «культура общения», «оказание первой помощи», «вы почувствовали запах дыма или увидели пламя».

Уход за комнатными растениями

Предметное содержание

  • Виды комнатных растений
  • Ежедневный уход за комнатными растениями
  • Подкормка растений
  • Размножение комнатных ирастений
  • Инвентарь, необходимый для ухода и пересадки комнатных растений
  • Подготовка цветочных горшков к посадке растений
  • Посадка и пересадка комнатных растений

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • Виды комнатных растений
  • Условия выращивания и ухода за ними (полив, протирка от пыли, обмывание листьев, мытье поддонов);
  • Способы подкормки комнатных растений специальными удобрениями;
  • Инвентарь, необходимый для ухода и пересадки комнатных растений;
  • Правила посадки и пересадки комнатных растений

Учащиеся получают навыки:

  • Правильно подобрать место для комнатного растения в соответствии с особенностями его произрастания;
  • Готовить раствор для подкормки растений в соответствии с инструкцией;
  • Правильно ухаживать за комнатными растениями: поливать, протирать листья, обрезать сухие листья;
  • Пользоваться инвентарем, необходимым для ухода и посадки комнатных растений;
  • Готовить цветочные горшки к посадке растений (чистка, дезинфицирование)
  • Пересаживать и сажать комнатные растения

     Уборка производственных и служебных помещений.

Предметное содержание.

  • Функциональные обязанности уборщика служебных помещений.
  • Виды служебных помещений (повторение).
  • Элементы помещений и технических конструкций (повторение).
  • Гигиенические требования к состоянию служебного помещения.
  • Уход за мебелью в служебных помещениях.
  • Уход за полами, покрытыми линолеумом и метлахской плиткой, паркетом (сухая и влажная обработка полов).
  • Приспособления и инвентарь для ухода за окнами.
  • Технология мытья окон согласно инструкции к моющим средствам.
  • Технология чистки зеркал.
  • Правила техники безопасности при мытье окон и зеркал.
  • Моющие и чистящие средства для мытья окон и чистки зеркал.
  • Инвентарь, приспособления и спецодежда для уборки.
  • Моющие средства для уборки служебного помещения.
  • Правила безопасной работы с инвентарем, приспособлениями, моющими средствами.
  • Уход за инвентарем и его хранение.
  • Назначение и устройство санузла (повторение).
  • Виды санитарно- технического оборудования санузла.
  • Уход за водоразборным и сантехническим оборудованием.
  • Технология ухода за кафелем.
  • Правила техники безопасности при уборке санузла.
  • Спецодежда для уборки санузлов.
  • Инвентарь и приспособления для уборки санузлов.
  • Моющие средства для уборки санузлов.
  • Правила безопасной работы с инвентарем, приспособлениями, моющими средствами.
  • Уход за инвентарем, спецодеждой для уборки санузлов, хранение.
  • Конструкция лестниц (повторение).
  • Технология обработки поверхностей стен, перил, ступеней.
  • Техника безопасности при работе на лестнице.
  • Инвентарь, приспособления и спецодежда и уход за ними.
  • Выбор моющих и чистящих средств, их назначение.
  • Правила техники безопасности при работе с моющими и чистящими средствами.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • понятие о функциональных обязанностях уборщика служебного помещения;
  • виды служебных помещений;
  • названия и функциональное назначение элементов помещения (пол, стены, плинтус, дверной проем и т. д.)  и технических конструкций (лестничная клетка, вентиляционная решетка, электрическая розетка);
  • виды и назначение мебели в школе;
  • виды покрытий поверхности мебели;
  • моющие и чистящие средства для ухода за различными поверхностями мебели;
  • названия и назначение предметов инвентаря и приспособления для ухода различными поверхностями мебели;
  • технологический цикл ухода за различными поверхностями мебели;
  • назначение пылесоса;
  • технике безопасности при работе с пылесосом;
  • технологию ухода за половыми покрытиями (линолеум, метлахская плитка, паркет);
  • названия и назначение предметов инвентаря и приспособления для ухода за полами (линолеум, метлахская плитка, паркет);
  • моющие и чистящие средства для ухода за половыми покрытиями (линолеум, метлахская плитка, паркет);
  • как пользоваться инструкцией к моющим и чистящим средствам;
  • правила техники безопасности при мытье окон;
  • правилах и последовательности мытья окон;
  • правилах и последовательности чистки зеркал;
  • правила хранения инвентаря и приспособлений и уход за ними;
  • названия и назначение сантехнического оборудования;
  • способы и технологическую последовательность ухода за сантехникой;
  • санитарно - гигиенические правила работы в санузле;
  • чистящие и моющие средства для ухода за сантехникой;
  • правила безопасной работы с чистящими и моющими средствами;
  • названия назначение  и порядок хранения спецодежды;
  • названия элементов конструкции лестницы.
  • чистящие и моющие средства для уборки лестницы;
  • инвентарь и приспособления для уборки лестницы;
  • правила и последовательность обработки поверхностей стен, перил, ступеней;
  • технику безопасности при работе на лестнице.
  • правила ухода за руками после уборки.

Учащиеся получают навыки:

  • ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу;
  • находить, называть и показывать элементы служебных помещений и технических конструкций;
  • выбирать соответствующую работе спецодежду;
  • подбирать необходимый для данной работы инвентарь и приспособления;
  • подбирать чистящие и моющие средства по инструкции на упаковке;
  • осуществлять уход за инвентарем и правильно его хранить;
  • определять покрытий поверхности мебели;
  • соблюдать технологический цикл ухода за различными поверхностями мебели;
  • пользоваться пылесосом;
  • определять степень загрязнения окон;
  • пользоваться различными приспособлениями и стеклоочистителями при мытье окон;
  • подбирать моющие средства для чистки зеркал;
  • определять виды полов и покрытий;
  • технологически правильно обрабатывать полы;
  • технологически правильно пользоваться инвентарем и приспособлениями;
  • чистить и мыть сантехническое оборудование, кафельную плитку;
  • соблюдать технологическую последовательность при уборке санузла;
  • соблюдать санитарно - гигиенические требования при работе в санузле;
  • соблюдать правила безопасности при работе в санузле;
  • соблюдать правила безопасности с чистящими и моющими средствами;
  • технологически правильно мыть перила, лестничные ступени;
  • применять правила безопасной работы на практике;
  • ухода за руками после уборки.

Практические работы:

  • подбор спецодежды  по назначению;
  • выбор моющих и чистящих средств по инструкции;
  • уход за инвентарем и приспособлениями;
  • мытье полов (линолеум, метлахская плитка, паркет);
  • удаление пыли с поверхности мебели, в зависимости от ее водостойкости;
  • удаление пыли с книг и книжных полок;
  • полировка мебели;
  • уход за мягкой мебелью с применением пылесоса и щеток;
  • подбор чистящих, моющих и полирующих средств в зависимости от поверхности мебели;
  • чистка зеркал;
  • мытье окон с применением специальных средств и стеклоочистителя;
  • чистка и мытье кафеля;
  • уход за сантехническим оборудованием санузла;
  • подбор чистящих, моющих средств в зависимости от поверхности сантехнического оборудования;
  • сухая и влажная уборка лестничных маршей мытье перил, мытье ступеней;
  • уход за руками до и после уборки.

Работа в школьном пищеблоке.

Предметное содержание.

  • Виды предприятий общественного питания, назначение.
  • Функциональные обязанности  рабочего по кухне в детском учреждении.
  • Санитарно-гигиенические требования при работе на кухне.
  • Чистящие и моющие средства.
  • Спецодежда, ее назначение, уход за ней.
  • Понятие о санитарии и личной гигиене.
  • Уборка обеденного зала.
  • Сервировка столов в школьной столовой.
  • Оборудование и приспособления для мытья посуды.
  • Кухонная посуда (повторение);
  • Посуда для сервировки столов к обеду;
  • Кухонные приборы (повторение);
  • Столовые приборы.
  • Уход за посудой и кухонной утварью.
  • Уход и хранение инвентаря и приспособлений для мытья посуды.
  • Моющие и чистящие средства для мытья посуды.
  • Правила безопасной работы кухне.

 Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • требования к санитарно- эпидемиологическому режиму (наличие медицинской книжки);
  • название, назначение  предметов кухонного оборудования;
  • правила техники безопасности при работе с кухонным оборудованием;
  • правила санитарии при подготовке зала к приему пищи;
  • последовательность операций при сервировке и уборке стола;
  • правила пользования и хранения посуды;
  • свойства металлической, фарфоровой, стеклянной посуды и чистящие, моющие средства для ухода за ними;
  •  виды кухонной посуды и инвентаря;
  • названия и назначение посуды для сервировки стола;
  • способы чистки столовых приборов;
  • соблюдение правил техники безопасности при работе с горячей водой, моющими, чистящими и дезинфицирующими средствами
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм при мытье посуды.
  • технологический цикл мытья посуды;
  • названия назначение  и порядок хранения спецодежды;
  • способы защиты и ухода за кожей рук;
  • правила безопасной работы с моющими и чистящими средствами;

Учащиеся получают навыки:

  • соблюдать санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни;
  • соблюдать правила безопасной работы с моющими средствами;
  • соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности;
  • использовать спецодежду по назначению  и готовить её к хранению;
  • убирать помещение пищеблока;
  • готовить столы к приему пищи согласно санитарно - гигиеническим требованиям;
  • сервировать и убирать обеденные столы;
  • ухаживать за металлической, фарфоровой, стеклянной посудой с применением соответствующих чистящих и моющих средств;
  • называть и различать посуду для сервировки стола;
  • называть и различать кухонную посуду и инвентарь;
  • использовать приспособления и материалы для мытья посуды по назначению;

Практические работы:

  • Экскурсия в школьную столовую.
  • Выбор моющих и чистящих средств для уборки столовой.
  • Обработка инвентаря и приспособлений  моющими растворами.
  • Протирка и дезинфекция столов.
  • Сервировка стола к обеду.
  • Уборка обеденного зала.
  • Организация рабочего места для мытья посуды.
  • Очистка посуды от остатков пищи.
  • Определение типа покрытия металлической посуды
  • Уход за металлической кухонной  посудой с различными видами поверхностей: тефаль, тефлон, эмаль с применением соответствующих моющих и чистящих средств..
  • Уход за стеклянной и фарфоровой посудой.
  • Чистка столовых приборов.
  • Выбор спецодежды для мытья посуды.
  • Выбор моющих и чистящих средств.
  • Уход за руками.

Трудовые отношения.

Предметное содержание.

  • Краткая характеристика профессий обслуживающего труда: «мойщик посуды», «дворник», «уборщик производственных помещений».
  • Страховое пенсионное свидетельство.
  • Имидж молодого человека.
  • Ознакомление с трудовым кодексом Российской Федерации.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • права и обязанности работника в соответствии с ТК РФ;
  • перечень документов для трудоустройства;
  • правила личной гигиены;
  • правила поведения на рабочем месте;
  • правила поведения с администрацией;
  • правила поведения с коллегами по работе;

Учащиеся получают навыки:

  • правила этикета (вести диалог с работодателем);
  • подбирать деловую и рабочую одежду;
  • следить за своим внешним видом;
  • следить за своей речью.

Практические работы:

  • Ролевые игры: «я заболел и не могу выйти на работу »; «знакомство с коллегами по работе», «я опаздываю на работу»,  «у меня возникли вопросы по работе».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        Для усвоения содержания изучаемого курса занятия проводятся в форме урока, лабораторной, практической  работы, экскурсии.

        Используются учебно-методический комплект по обслуживающему труду под редакцией Галле А.Г., Кочетовой Л.Л., наглядные пособия, технологические карты.

        Для подведения итогов в конце каждой четверти проводятся зачетные занятия: выполнение отдельной операции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы, в 2 сб., под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Владос,2001.- 240с.
  2. Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью 6-9 классы. - М.:Аркти,2009.-71с
  3. Девятков А.С., Девяткова Т.А., Матвеева Н.Б., Мыльников И.И., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Программно - методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой  подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. - М.2003.- 160 с.
  4.  Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы, под редакцией А.М. Щербаковой,  М.: Энас, 2001.
  5. Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетради по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида) 6-9 классы. - М.:Аркти,2009.
  6. Зырянова В.А., Хаминова И.А.Подготовка младшего обслуживающего персонала 8 класс учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология», Самара 2011.-144с.
  7. Зырянова В.А., Хаминова И.А.Подготовка младшего обслуживающего персонала 9 класс учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология», Самара 2012.-112с.
  8. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития, под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: Владос, 2007
  9.  Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, Владос, 2007
  10.  Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей.-М.:Просвещение, 1990.-128с.
  11.  Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития уч-ся вспомогательной школы. -М.:Педагогика, 1985.-128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл игровых занятий для учащихся со сложной структурой дефекта

Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Целью проведения занятии является коррекция эмоционально-волевой и социальной сферы учащихся с пробл...

Особенности контроля и оценки учащихся со сложной структурой дефекта в первом классе: безотметочное обучение.

Статья посвещена проблеме несформированности адекватной оценки учащихся со сложной структурой дефекта своей учебной деятельности. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

Сценарий новогоднего праздника для учащихся со сложной структурой дефекта "История музыкальной шкатулки"

Данный сценарий может быть использован в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, а также с детьми дошкольного возраста, в усложненном варианте с учениками начальных классов общеобра...

Профильный труд. Программа для учащихся со сложной структурой дефекта 5-9 классы

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического на...

Итоги экзамена по общественно- полезному труду в классах со со сложной структурой дефекта

В сообщении излагаются  этапы подготовки к  экзамену по профильному труду в классах со со сложной структурой дефекта...

Профильный труд. Экзаменационные билеты 9 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.

Экзаменационные билеты 9 класс для учащихся со сложной структурой дефекта "Профильный труд" позволяют выявить и оценить результаты обучения по предмету....

Профильный труд. Адаптированная программа для учащихся со сложной структурой дефекта 10 класс

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического на...