Программа по предмету "Домоводство" для учащихся со сложной структурой дефекта, 5-11 классы.
методическая разработка по теме

Задачи предмета – научить детей правилам ведения домашнего хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении, а также – помочь разобраться в окружающей действительности, в бытовых и социальных вопросах, сформировать у учащихся адаптивные знания, умения и навыки на доступном им уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования г.  Москвы

Центральное окружное управления образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №30

«Согласовано»                                                                          «Утверждаю»                                                                                          

                                                             

Зам. директора ГБОУ СКОШ №30                                               Директор ГБОУ  СКОШ №30

___________________  Егорова Т.Е.                                                            _______________________  Рыжих Л.Л.

«__»_______________2014г.                                                                       «___»____________________2014г.

ПРОГРАММА

«ДОМОВОДСТВО»

(5 – 11 классы)

                                                                                                 «СОГЛАСОВАНО»

                                                                                на методическом объединении учителей

                                                                                трудового обучения

                                                                 ГОУ специальной (коррекционной)

                                                                   общеобразовательной школы № 30                                              

                                                                        Председатель МО ______ Петушкова Н.Д.

«__» _____________ 2014 г.

Москва,  2014г.

ДОМОВОДСТВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии  испытывают большие трудности в приспособлении к самостоятельной практической жизни, они не в состоянии самостоятельно выделить и освоить те социальные компоненты, которые обеспечат им благополучное существование в современном социуме. Работа над формированием социальной компетенции детей с особыми потребностями сопровождает весь процесс обучения и воспитания таких детей.

Для успешной социальной адаптации необходимо расширить бытовой и социальный опыт умственно отсталых детей, учить применять полученные знания и умения в собственной жизни, что и является основной целью уроков домоводства в коррекционной школе VIII вида.

Задачи предмета – научить детей правилам ведения домашнего хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении, а также – помочь разобраться в окружающей действительности, в бытовых и социальных вопросах, сформировать у учащихся адаптивные знания, умения и навыки на доступном им уровне.

Как образовательная область предмет домоводства решает задачу сделать этот процесс осмысленным, жизненным и бытовым ситуациям; для каждой категории учащихся вариативно, так как они находятся в прямой зависимости от степени ограничений в умственном развитии и носят личностно ориентированный характер – на доступном для ребенка уровне и в доступном объеме. Общими подходами при отборе содержания образования для всех категорий детей являются:

  • социальная адаптация как системообразующая задача;
  • принцип жизненной необходимости;
  • принцип практической значимости;
  • принцип доступности, требующий точного соотнесения содержания обучения и познавательных возможностей ребенка.

Уроки домоводства имеют ярко выраженную коррекционную направленность. Домоводство – это организованное социальное общение, формирующее коммуникативные навыки, система знаний о самостоятельной жизни, практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

Программа по домоводству для обучения детей со сложной структурой дефекта носит вариативный характер. При составлении данной программы были использованы:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Домоводство. 5-9классы – И.М.Бгажнокова, Л.В.Гомилка) Москва «Просвещение» 2006.
  2. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида/ авторы: А.М.Щербакова, Н.М.Платонова – М:ГИЦ ВЛАДОС, 2006год;
  3. В.В.Воронкова, С.А.Казакова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов» в специальной (коррекционной) общеобразовательной  школеVIII вида», пособие для учителя. Москва. Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.

Содержание программы обучения детей со сложной структурой дефекта значительно отличается от программ для детей с умеренной умственной отсталостью. Дети со сложной структурой дефекта имеют статус инвалидов детства. Их жизнь, обучение требуют особых щадящих условий. Содержание программы корректируется ежегодно, в зависимости от успешности условия учебного материала различными категориями учащихся в текущем году. Составленный на основе программы календарно-тематический план также носит примерный характер и подлежит корректировке в течение учебного полугодия.

Программа содержит 5 крупных разделов: личная гигиена, одежда и обувь, питание, жилище, семья. Большинство разделов программы изучаются с 5 по 9 классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования умений и навыков.

С 8 класса начинается изучение раздела семья. Семья, семейные отношения, организация питания в семье, бюджет семьи, охрана здоровья, семейный досуг, правила этичных отношений в семье и с окружающими людьми, и другие темы данного раздела решают основные задачи коррекции личностного развития умственно отсталого подростка, практической его подготовке к самостоятельной жизни.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, беседы; широко используются наглядные средства обучения. Для повышения эффективности учебного процесса на уроках используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР): демонстрация видеосюжетов, фотографий, слайдов.

Во время подготовки и проведения уроков учитель должен обязательно учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ученика при установлении объема требований к усвоению учебного материала. Должны быть предусмотрены вариативность практических заданий, время их выполнения, а также формы общения с ребенком. Особенно важны для этой категории детей паузы отдыха и физкультминутки в ходе урока.

Поскольку у учащихся данной категории снижены охранные рефлексы, обязательным  является тщательное изучение правил техники безопасности при  формировании  умений и навыков пользования нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя до навыка.

При использовании инструкционного материала размещенного на коробках, памятках, плакатах, в книжках учитель опирается в первую очередь на картинки, символы, иллюстрации, а только по необходимости на текст.  

В зависимости от задач урока могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя). Для отработки практической части программы необходимо использовать предметы в натуральном виде, объеме, размере. Все действия и манипуляции с предметами должны выполняться каждым ребенком многократно: совместно со взрослым – под контролем взрослого – самостоятельно. Каждый раз выполняемое действие желательно сопровождать проговариванием вслух (алгоритма, плана действия).

Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях. Именно практические занятия являются основным методом обучения учащихся.

Практические действия по уходу за помещением, животными. Растениями, выполнение массы других повседневных обязанностей (сами заправляют кровати, накрывают столы для еды, моют посуду) – формируют основные жизненно важные навыки у учащихся.

Большое значение имеет использование на уроке домоводства ролевых игр, в которых дети манипулируют настоящими (натуральными) предметами или их имитацией в натуральную величину.

Беседа на занятиях по домоводству применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, практическими работами, зарисовками.

Необходимо учитывать следующие особенности усвоения теоретической части предмета детьми с тяжелыми и множественными нарушениями интеллекта:

-малый объем информации для первичного предъявления,  

-неоднократное повторение (в слегка измененном виде) одной и той же информации;

-преобладание форм коллективной работы (проговаривание, чтение, рассматривание, работа с иллюстрацией совместно с учителем и т.д.);

- обязательная словарная работа с ключевыми словами;

- тесная и обязательная связь с жизнью самого ребенка, опора на его социальный опыт;

- отбор только самой необходимой информации, при сохранении логики учебного предмета, научности и системности в целом;

- минимальное количество записей (!)

        Важно отобрать и использовать именно тот материал, который необходим  для данной категории учащихся. Избыточная информация или наглядность в обучении детей может быть более вредна, чем ее неполнота. Обучение скорее напоминает тренинг, отработку небольших доз знаний, умений, навыков до автоматизма. Именно такая работа дает лучшие результаты в их обучении и развитии детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.  

Занятия  должны иметь конкретные практические результаты: выглаженные вещи, пришитые пуговицы, приготовленные блюда и др. При оценке знаний рекомендуем руководствоваться итогами практических умений, при этом усилия детей надо всячески поощрять, а оценки можно оформлять системой зачетов по ряду выполненных действий или итоговых дел по тому или иному разделу.

Для работы с учащимися на уроках домоводства рекомендуется использовать учебные пособия по обслуживающему труду для школ VIII вида – учебники и рабочие тетради. Это усилит межпредметные связи и повысит эффективность усвоения учебного материала.

Занятия по домоводству проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. Кабинет должен состоять их следующих учебных зон: учебная, кухня, жилой комнаты, санитарно-гигиенического и подсобных помещений для хранения необходимого оборудования. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Полноценность и разнообразие оборудования кабинета, как нельзя лучше расширяет кругозор детей, улучшает общий уровень их развития, стимулирует познавательную деятельность, обеспечивает формирование трудовых и бытовых навыков, решает не только коррекционные, но и воспитательные задачи. Это в свою очередь влияет на формирование коммуникативных навыков, что в целом способствует социальной адаптации. Условия специального помещения для домоводства должны быть максимально приближены к домашней бытовой обстановке. Оборудование, приспособления, раздаточный материал должны быть реальными (в натуральную величину), соответствовать количеству учащихся учебной группы (плюс комплект для учителя) и обеспечивать усвоение практической и теоретической части учебного материала.

Оборудование кабинета должно обновляться в соответствии с изменениями в окружающем социуме. С развитием бытовой индустрии, с изменением качества жизни всех  социальных слоев общества.

Реализуя разделы курса домоводства в учебном процессе, коррекционная школа решает  следующие задачи воспитания личностных качеств учащихся с проблемами в развитии: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.

Программа обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, пользования услугами связи, торговли, что создает предпосылки социальной и бытовой адаптации учащихся со сложной структурой дефекта.

.

Содержание курса

5 класс (68 ч. в год, 2 ч. в неделю)

     ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

     Цели, содержание и значение предмета домоводство. Кабинет домоводства. Название и назначения  зон кабинета.

      Правила  поведения в кабинете. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете.

      Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.

     

     ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека. Правила личной гигиены. Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета. Средства личной гигиены Предметы личной гигиены. Назначение и уход за предметами личной гигиены. Уход за руками. Уход за ушами. Правила и способы ухода за ушами. Пользование ватными палочками для чистки ушей. Предметы  личной гигиены для индивидуального пользования, уход за ними. Гигиена зрения и слуха. Правила охраны зрения и слуха.

Практические действия: Определение  крана с  холодной и горячей водой,  регулирование  температуры воды, мытье рук,  лица, ушей, расчесывание волос, выбор предметов личной гигиены для индивидуального пользования, уход за ними.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- ежедневные гигиенические процедуры;

- периодичность и правила мытья рук в течение дня;

- периодичность и правила чистки ушей;

- санитарно-гигиенические требования к предметам личной гигиены;

- правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.

Учащиеся должны уметь:

-  соблюдать правила личной гигиены в течение дня;

-  использовать средства и предметы личной гигиены по назначению;

- мыть руки, чистить уши.

                                                                                                                                                                                         

ЖИЛИЩЕ

Жилище. Назначение. Виды жилых  помещений. Коммунальные удобства, их назначение: мусоропровод, лифт, почтовый ящик. Гигиенические требования к жилому помещению. Значение повседневной уборки жилого помещения. Инвентарь для уборки помещения: содержание и хранение. Правила повседневной уборки.

Практические работы: дидактические и сюжетно-ролевые игры, проветривание класса, вытирание пыли с подоконника, мебели.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- правила пользования лифтом;

- правила пользования почтовым ящиком;

- правила пользования мусоропроводом.

Учащиеся должны уметь:

- выбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления для  уборки помещения;

- удалять пыль с мебели, подоконника;

- чистить инвентарь и убрать его на место.

ПИТАНИЕ

Значение продуктов питания для здоровья человека. Основные продукты питания. Значение сырых продуктов  в питании человека. Место и условия  хранения продуктов. Кухонные приборы.  Кухонная утварь. Уход за кухонными приборами и утварью.

Практические действия: чистка и мытье овощей и фруктов, натирание на терке, мытье кухонной утвари и приборов.

 Тренинг: уборка стола после еды, мытье кухонных приборов и утвари.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- правила и места хранения продуктов.

- назначение кухонных приборов и утвари;

- последовательность  мытья кухонных приборов и утвари.

Учащиеся должны уметь:

  - использовать кухонные приборы и утварь  по назначению;

  - чистить и мыть овощи и фрукты с помощью учителя;

  - натирать овощи и фрукты на терки;

  - мыть кухонные приборы и утварь.

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Одежда, головные уборы, обувь. Назначение. Виды. Повседневная одежда, обувь. Назначение.  Правила и приемы повседневного ухода за одеждой, обувью. Инвентарь и приспособления для  ухода за обувью и место их хранения. Размещение одежды в шкафу. Мытьё резиновой обуви.

Практические действия:  размещение одежды в шкафу:  на плечиках, на перекладине, на полочке,  надевание обуви при помощи обувной ложечки, мытье резиновой обуви.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- виды одежды, головных уборов и обуви по назначению;

- правила ухода за одеждой;

- способы размещения одежды в шкафу;

- правила  ухода за обувью.

Учащиеся должны уметь:

- размещать одежду в шкафу: на плечиках, на перекладине, на полочке;

- выбирать инвентарь и приспособления для мытья обуви;

- мыть  обувь.

Учебно-тематический план

5 класс (68 часов)

Наименование раздела

Теоретические знания

Практические занятия

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Личная гигиена

8

8

3.

Жилище.

8

8

4.

Питание

10

10

5.

Одежда и обувь

7

7

                   Всего: 68 часов

34

34

6 класс  

(68 ч. в год, 2 ч. в неделю)

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Закаливание организма. Правила закаливания организма. Способы закаливания организма. Осанка при ходьбе,  в положении сидя и стоя.  Предметы и средства для чистки зубов. Уход за полостью рта.  Уход за полостью носа. Виды носовых платков. Правила ухода за носовыми платками. Процедура ухода за носом.

Практические действия:  упражнения по формированию правильной осанки, уход за предметами личной гигиены, мытье рук, уход за носом, чистка зубов и ополаскивание полости рта, стирка носового платка.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- виды закаливания организма;

- правила закаливания организма;

- правила и периодичность ухода за зубами.

Учащиеся должны уметь:

- использовать средства  и предметы для чистки зубом  по назначению;

-  чистить  зубы;

- выполнять процедуру ухода за носом;

- следить за своей осанкой;

- принимать правильную позу в положении сидя и стоя.

ЖИЛИЩЕ

Кухня. Назначение. Кухонная мебель и оборудование. Назначение. Виды. Правила ухода за мебелью и оборудованием. Виды половых покрытий. Правила  ухода за полом в зависимости от вида его покрытия. Инвентарь и приспособления для подметания пола. Последовательность подметания пола. Инвентарь для подметания пола.

Практические действия:  дидактические игры, удаление пыли с мебели, подготовка инвентаря и приспособления для подметания пола, подметание пола,  уход за руками после уборки.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

 -назначение кухни;

- назначение  кухонной мебели и оборудования;

- правила подметания пола;

- правила ухода и хранения  инвентаря и приспособлений;

- правила ухода за руками после уборки.

Учащиеся должны уметь:

- использовать кухонную мебель и оборудование по назначению;

- приготовить инвентарь и приспособления для подметания пола по назначению;

- подметать пол.

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Сезонная одежда, головные уборы и обувь. Назначение. Виды. Средства и приспособления по уходу за сезонной одеждой и обувью. Правила подготовки  одежды и обуви к хранению. Шнурки. Назначение.  Правила шнурования и завязывания  шнурка.

Практические действия:   дидактические игры, выбор обуви в зависимости от  ее функционального  назначения, завязывание  шнурка, застегивание пуговиц на  одежде, чистка верхней одежды одежной щеткой.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- виды сезонной одежды и обуви;

- правила подготовки одежды и обуви к хранению.

Учащиеся должны уметь:

- подбирать одежду и обувь по сезону;

- очищать  верхнюю  одежду одежной щеткой;

- шнуровать и завязывать шнурок с помощью учителя.

ПИТАНИЕ

Помощники на кухне. Кухонная посуда. Название и назначение.  Правила ухода и хранения. Холодильник. Микроволновая печь. Тостер. Электрический чайник. Бытовая электроплита. Назначение. Правила пользования и ухода за ними. Моющие и чистящие средства.  Техника безопасности при работе с ними.

Практические действия: дидактические игры, мытье холодильника, микроволновой печи, электрического чайника.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- название и назначение кухонной посуды, холодильника, микроволновой печи, электрической плиты, тостера, электрического   чайника;

- правила технике безопасности при работе с бытовыми электроприборами.

Учащиеся должны уметь:

-  соблюдать правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами;

- использовать кухонную посуду,  холодильник, микроволновую печь, электрическую плиту, электрический чайник по назначению;        

- мыть кухонную посуду, холодильник, электрическую плиту, микроволновую печь, тостер, электрический чайник.

Учебно-тематический план

6 класс (68 часов)

Наименование раздела

Теоретические занятия

Практические  занятия

1.

Личная гигиена

7

7

2.

Жилище

9

9

3.

Одежда и обувь

8

8

4.

Питание

10

10

Всего: 68 часов

34

34

        

7 класс

  (68 ч. в год, 2 ч. в неделю)

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Личная гигиена подростка. Косметические дезинфицирующие средства.  Правила ухода за кожей лица с помощью косметических средств. Дезодоранты. Назначение. Виды.  Уход за телом. Правила и  способы ухода за телом в течение недели.  Предметы и средства личной гигиены для ухода за  телом.

Практические работы: мытье куклы,  уход за руками (стрижка ногтей и мытье), нанесение крема на руки.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- правила личной гигиены подростка;

- правила и периодичность ухода за телом;

- назначение дезодоранта.

Учащиеся должны уметь:

- мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук;

- подбирать косметические средства для ухода за кожей лица;

- подбирать и использовать предметы личной гигиены по уходу за телом по назначению;

- пользоваться дезодорантом.

ЖИЛИЩЕ

Жилая  комната. Назначение. Мебель для жилой комнаты. Значение еженедельной уборки жилой комнаты. Батареи, двери, плинтусы. Назначение.  Виды. Правила ухода за ними. Инвентарь и приспособления. Уход и хранение инвентаря.  Виды комнатных растений. Условия, необходимых для жизни и роста растений. Отличительные особенности поверхности листьев. Лекарственные растения в доме, названия, назначение. Правила и способы использования лекарственных растений. Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями.

Практические работы: мытье батареи, двери, плинтуса, подметание и мытье пола, рыхление земли в горшке, удаление пыли с крупных, плотных гладких  листьев, определение особенности строения листьев, полив растений, опрыскивание растений, мытьё поддонов.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- назначение жилой комнаты;

- гигиенические требования к жилой комнате;

- правила и последовательность мытья двери, батареи, плинтуса;

- инвентарь и приспособления по уходу за батареи, дверью, плинтусом;

- название и назначение комнатных растений;

- условия, необходимых для жизни и роста растений.

Учащиеся должны уметь:

- подбирать  по назначению инвентарь и приспособления для мытья двери, батареи, плинтуса;

- мыть дверь, плинтус, батарею;

- осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;

- использовать по назначению инвентарь для ухода за комнатными растениями;

- поливать и опрыскивать комнатные растения;

- мыть поддоны.        

ОДЕЖДА

Мелкий ремонт одежды. Фурнитура, предметы и приспособления, необходимые для осуществления мелкого ремонта одежды. Способы пришивания пуговиц. Правила пользования колющими и режущими предметами.

Эластичная тесьма (резинка). Назначение.  Втягивание эластичной тесьмы в пояс одежды.

Практические работы:  подбор ниток и пуговиц по цвету ткани, пришивание пуговиц, пришивание вешалки на одежде,  вдевание резинки в пояс одежды  с помощью учителя.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- виды мелкого ремонта одежды;

- правила безопасной работы с иглой и ножницами;

- правила и последовательность пришивания пуговиц;

- последовательность втягивания эластичной тесьмы  в пояс одежды.

Учащиеся должны уметь:

- использовать инструменты и приспособления для мелкого ремонта одежды по назначению;

- определять,  какой вид ремонта необходим для одежды;

- пришивать пуговицы с помощью учителя;

- втягивать эластичную тесьму в пояс одежды с помощью учителя.

ПИТАНИЕ

Рабочее место на кухне. Правила техники безопасности  при приготовлении пищи. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи. Завтрак. Меню для завтрака. Виды бутербродов. Разнообразие продуктов, необходимых для приготовления бутербродов. Технология приготовления простого бутерброда. Технология приготовления сложного бутерброда. Блюда из яиц. Правила заваривания пакетированного чая. Чайная посуда. Название и назначение предметов чайной посуды. Сервировка стола к завтраку.  

Практические работы: тренинг: сервировка стола к завтраку, заваривание чая  (в пакетиках). Упражнения по определению свежести яйца (в стакан с водой опустить яйцо; плавающее яйцо на поверхности – испорченное). Мытье яйца в теплой воде. Отваривание яйца вкрутую, приготовление бутербродов.  Мытье чайной посуды.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

-  санитарно гигиенические требования  при приготовлении пищи;

- правила техники безопасности при работе ножом, кипятком;

- название и назначение чайной посуды;

- правила и последовательность мытья чайной посуды;

 - правила безопасной работы с моющими и чистящими средствами.

Учащиеся должны уметь:

  - использовать средства и приспособления для мытья посуды по назначению;

  - мыть чайную посуду;

 - приготовить  простой бутерброд с помощью учителя;

 - отваривать  и чистить яйца с помощью учителя;

 - заваривать чай в пакетике с помощью учителя;

- подбирать продукты по списку с помощью учителя. 

Учебно-тематический план

Домоводство

 7 класс (68 часов)

Наименование раздела

Теоретические

     знания

Практические

 виды занятий

1.

Личная гигиена

6

6

2.

Жилище

9

9

3.

Одежда

9

9

4.

Питание

10

10

Всего: 68 часов

34

34

8 класс

  (68 ч. в год, 2 ч. в неделю)

ЛИЧНАЯ  ГИГИЕНА

 Способы ухода за волосами. Виды шампуней  и дополнительные средства для ухода за волосами,  название и назначение, их применение. Выбор  шампуня в соответствии с типом волос.  Средства борьбы с перхотью. Периодичность  мытья  волос. Правила и последовательность использования средств во время мытья волос.  Сушка волос. Хранение предметов личной гигиены.

Практические работы: выбор средств для ухода за волосами, мытье волос (кукла), сушка волос  феном, причесывание.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- способы ухода за  волосами;

- периодичность и последовательность мытья волос;

- правила техники безопасности при пользовании феном.

Учащиеся должны уметь:

- подбирать средства для ухода за  волосами;

- расчесывать волосы;

- пользоваться  феном.

ОДЕЖДА  И  ОБУВЬ

Значение чистой одежды для здоровья человека. Стирка. Назначение. Виды. Инвентарь и приспособления для ручной стирки. Средства для ручной стирки белья. Последовательность выполнения ручной стирки. Утюг. Назначение. Устройство утюга.  Приспособления   для глажения одежды и белья. Правила подготовки рабочего места для глажения одежды. Глажение  мелких прямых вещей. Техника безопасной работе с утюгом. Повседневный уход за обувью из кожи.  Приемы повседневного ухода за обувью из кожи. Предупреждение загрязнения, чистка обуви. Магазины промышленных товаров и их отделы. Виды товаров, стоимость, порядок приобретения.

Практические работы: определение по внешнему виду одежды, какой вид ухода необходим: чистка одежной щеткой, стирка, глажение, сортировка белья по цвету, подготовка рабочего места для ручной стирки, ручная стирка белья и одежды,  глажение одежды и белья, чистка кожаной обуви. Ролевые игры «Я - покупатель», «Покупка товаров по списку».

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- название назначение инвентаря и приспособлений для ручной стирки;

- моющие средства для ручной стирки;

- правила глажения белья и одежды;

- приспособления для глажения белья;

- технологию глажения белья;

- правила безопасной работы с утюгом;

- инвентарь и приспособления для ухода за кожаной обувью;

- виды товаров в промышленных магазинов.

Учащиеся должны уметь:

-сортировать одежду по цвету перед стиркой;

 - готовить рабочее место для ручной стирки;

- стирать  изделия  вручную с помощью учителя;

- развешивать белье;

- подготовить рабочее место для  глажения  одежды;

- гладить мелкие прямые вещи из хлопка с помощью учителя;

- подбирать инвентарь и приспособления для ухода за кожаной обувью;

- чистить кожаную обувь;

- подбирать товары по списку с помощью учителя.

ПИТАНИЕ

Санитарно – гигиенические требования к приготовлению и  хранению продуктов. Разнообразие продуктов составляющих рацион питания. Определение доброкачественности продуктов и сроков их хранения. Ужин. Блюда для ужина. Горячие напитки для ужина. Заваривание листового чая. Блюда из круп, макаронных изделий, отварных овощей. Приготовление винегрета. Отваривание макарон. Приготовление каши. Сервировка стола к ужину.

Практические работы: заваривание листового чая, приготовление винегрета; отваривание макаронных изделий; приготовление гречневой каши на воде. Оформление  готовых блюд. Сервировка стола к ужину. Уборка со стола после приема пищи. Мытье посуды и приборов.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с ножом,  кипятком;

- способы определения доброкачественности продуктов;

- технология заваривания листового чая;

-способы нарезания овощей;

- технология приготовления блюд из круп, макаронных изделий;

- правила сервировки стола к ужину.

Учащиеся должны уметь:

- заваривать листовой чай с помощью учителя;

-отваривать макароны, гречку с помощью учителя;

- резать овощи кубиками, соломкой с помощью учителя;

- сервировать стол к ужину.

ЖИЛИЩЕ

Детская комната.  Назначение. Название и назначение мебели и оборудования детской комнаты.  Сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры  к зиме, лету.  Инвентарь и приспособления для уборки жилого помещения. Уход за окнами. Моющие и чистящие средства для мытья окон.  Животные в доме.  Уход за домашними животными.

Практические работы: сухая и влажная уборка помещения пользование пылесосом и уход за ним, мытье окон, полов.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- назначение детской комнаты;

- название и назначение мебели и оборудования детской комнаты;

- последовательность проведения сезонной уборки жилого помещения;

-периодичность ухода за окнами;

- средства, инвентарь и приспособления для мытья окон;

- правила содержания в доме домашних питомцев.

Учащиеся должны уметь:

- подбирать средства и приспособления для мытья и чистки зеркала и стекла;

- мыть зеркала и стекла;

- подбирать  инвентарь и приспособления для сезонной   уборки по назначению.

СЕМЬЯ

Семья. Значение семьи для человека. Семейные отношения. Обязанности членов семьи. Семейные праздники. Организация досуга и отдыха в семье. Основные правила поведения в семье.

Практические работы: практикум «Моя семья». Ролевая игра: «Праздник в доме».

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- свои обязанности в семье;

- полезные виды семейного досуга;

- правила поведения в семье.

Учащиеся должны уметь:

- организовать праздник в семье.

Учебно-тематический план

Домоводство

 8 класс  (68 часов)

Наименование раздела

Теоретические

     знания

Практические

 виды занятий

1.

Личная гигиена

4

4

2.

Жилище

9

9

3.

Одежда и обувь

8

8

4.

Питание

10

10

5.

Семья

3

3

Всего: 68 часов

34

34

9 класс

  (68 ч. в год, 2 ч. в неделю)

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Значение выполнения правил личной гигиены для здоровья человека. Индивидуальные предметы гигиены. Правила сохранения чистоты и здоровья тела. Уход за телом в течение недели. Гигиена одежды, нательного  белья. Гигиена  постельного белья.

Практические работы: стрижка ногтей на руках, выбор и отбор средств для ухода за телом,  отбор нательного белья, смена постельного белья, стирка носков, колготок, маек.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

-  правила и периодичность смены нательного белья;

- названия предметов постельного белья;

- правила и периодичность смены постельного белья.

Учащиеся должны уметь:

- менять постельное белье,

- стирать нательное белье.

СЕМЬЯ

Члены семьи. Помощь членам семьи. Виды медицинской помощи: «скорая помощь», помощь на дому. Порядок вызова врача на дом. Термометр. Назначение. Правила пользования. Домашний уход за больным. Профилактика простудных заболеваний.

Практические работы: упражнения в назывании домашнего адреса и номера домашнего или мобильного телефона для установления обратной контактной связи. Сюжетно-ролевые игры: «Вызов врача», «Уход за больным».

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- виды медицинской помощи;

- правила вызова врача на дом.

Учащиеся должны уметь:

- вызывать по телефону врача на дом.

ЖИЛИЩЕ

Санитарно-гигиенические требования к содержанию санузла. Правила и периодичность  уборки санузла. Моющие и чистящие средства используемые для  уборке санузла. Уход за инвентарем, хранение. Правила безопасности при пользовании чистящими бытовыми химическими средствами.

Практические работы: мытье кафельных стен, чистка раковин, подбор инвентаря и приспособления для мытья кафеля и раковин, уход за руками после уборки.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

-название и назначение инвентаря для уборки санузла;

- моющие средства, используемые при уборке санузла;

- правила личной гигиены до и после уборки.

Учащиеся должны уметь:

- мыть кафельные стены, чистить раковины;

- мыть унитаз и его  сиденье;

- мыть  полочки и мыльницы;

- чистить зеркала.

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Хлопчатобумажное бельё.  Правила и приемы стирки и глажения одежды, белья из хлопчатобумажной ткани. Ручная стирка хлопчатобумажного белья (кухонный текстиль и другие небольшие вещи). Виды моющих средств и способы их применения для ручной стирки. Приспособления для сушки белья и глажения. Глажение  хлопчатобумажного белья. Регулирование  диска терморегулятора утюга для глажения белья из хлопчатобумажной ткани. Правила и этапы глажения  белья и одежды. Т/б при работе с утюгом. Виды обуви по материалу. Способы хранения сезонной обуви при смене времени года. Материал изготовления обуви (кожа, замша, текстиль резина). Замшевая обувь. Уход за замшевой обувью. Средства и приспособления по уходу за обувью и место их хранения.

Практические работы:  упражнения  в выборе моющих средств для ручной стирки,  подготовка белья к стирке, ручная стирка цветных и белых  хлопчатобумажных изделий, упражнение в регулировании  диска  терморегулятора утюга в зависимости от вида ткани, глажение  хлопчатобумажных изделий,  т/б при работе с утюгом, чистка замшевой обуви.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- правила стирки хлопчатобумажных изделий;

- этапы  глажения изделий;

- правила чистки замшевой обуви.

Учащиеся должны уметь:

- подготовить рабочее место для  стирки вещей;

- использовать средства для стирки по назначению;

- сортировать хлопчатобумажные изделия перед стиркой;

- готовить рабочее место для глажения вещей;

- установить  диск  терморегулятора  утюга в зависимости от вида ткани;

- подбирать инвентарь и средства по уходу за замшевой обувью;

- чистить замшевую обувь.

ПИТАНИЕ

Санитарные требования к помещению кухни. Санитарные требования при работе в кухне. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Столовая посуда. Назначение. Название и назначение предметов столовой посуды. Сервировка стола к обеду. Правила и последовательность сервировки стола к обеду.   Обед. Назначение. Меню для обеда. Закуски. Назначение. Виды. Полуфабрикаты. Назначение.  Первые блюда. Назначение. Вторые блюда. Назначение. Гарниры для вторых блюд. Меню праздничного стола. Назначение. Уборка рабочего места после приготовления пищи, мытье посуды и размещение в местах хранения.

Домашняя аптечка. Назначение. Правила комплектования домашней аптечки. Правила обращения с лекарствами. Первая (доврачебная) помощь при порезах, ожогах.

Практические действия: натирание овощей на терке. Приготовление супа из пакетиков, приготовление киселя (брикет), приготовление картофельного пюре, приготовление жаренного картофеля, сервировка  стола  к обеду, уборка стола после еды, мытье столовой посуды и приборов.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, горячими блюдами;

- название и назначение столовой посуды;

- технологию приготовления супа из пакетика;

- технологию приготовления второго блюда из полуфабрикатов;

- правила обращения с лекарствами.

Учащиеся должны уметь:

- готовить суп «Горячая кружка»;

- готовить второе блюдо по списку;

- подавать готовые блюда;

- сервировать стол к обеду;

- комплектование домашней аптечки по списку.

Учебно-тематический план

Домоводство

 9 класс (68 часов)

Наименование раздела

Теоретические

     знания

Практические

 виды занятий

1.

Личная гигиена

4

4

2.

Семья

4

4

3.

Жилище

8

8

4.

Одежда и обувь

8

8

5.

Питание

10

10

Всего: 68 часов

34

34

10 класс

  (68 ч. в год, 2 ч. в неделю)

 ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА                                        

Значение ухода за кожей лица  юноши и девушки. Косметические средства для ухода за кожей лица (лосьон, крем, молочко, маска), их назначение, правила и приемы использования.

Дезинфицирующие средства для обработки ран. Правила обработки ран. Гигиенические требования при обработке ран. Перевязочный материал. Назначение. Виды.

Практические работы: определение типа кожи лица, упражнения в протирании  кожи лица лосьоном, нанесении крема, выбор  косметических средств  по назначению, обработка раны, наложение повязки.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- правила ухода за кожей лица;

- виды косметических средств  и правила пользования ими;

- средства для обработки раны и наложения повязки.

Учащиеся должны уметь:

- протирать кожу лица лосьоном;

- наносить крем на кожу лица;

- выбирать косметические средства в зависимости от типа кожи лица, времени года;

- обрабатывать раны и накладывать повязки.

   СЕМЬЯ

Бюджет семьи. Доход семьи. Источники дохода. Планирование ежемесячных расходов.  Средства связи. Почта. Телеграмма. Порядок отправления телеграмм. Посылка. Порядок отправления посылки.

Практические работы: составление примерного бюджета семьи на месяц (использование калькулятора),  упражнения по определению ежемесячных доходов и расходов в семье. сюжетно-ролевые игры: «Почтамп», «Собери посылку», «Срочная телеграмма».

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

 - источники дохода семьи;

- ежемесячные расходы семьи;

- назначение телеграммы, посылки.

Учащиеся должны уметь:

- подсчитать бюджет семьи;

- составить телеграмму по теме;

- собирать посылку по списку (образцу).

ПИТАНИЕ

Санитарно - гигиенические требования  к кухонному оборудованию. Помощники на кухне. Название и назначение кухонных механических и электрических приспособлений (мясорубка, миксер, овощерезка). Уход и техника безопасности  при работе с механическими и электрическими приспособлениями. Хранение продуктов.  Виды обработки овощей (первичная, тепловая). Виды тепловой обработки (варка, жарка). Первичная обработка картофеля. Тепловая обработка картофеля. Разнообразие способов приготовления. Технология отваривания картофеля. Технология приготовления картофельного пюре. Технология приготовления жареного картофеля.

Практические работы: размещение посуды и приспособлений на кухне, упражнение в упаковке продуктов разными способами: заворачивание, наливание и насыпание продуктов,  сортировка и чистка картофеля, отработка навыков чистки картофеля, способы нарезки картофеля, приготовление отварного картофеля,  приготовление картофельного пюре, приготовление жареного картофеля. 

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- санитарно - гигиенические требования  к кухонному оборудованию; 

-  название и назначение кухонных механических и электрических приспособлений;

- виды обработки овощей;

- правила первичной обработки картофеля;

- виды нарезки картофеля;

- технология отваривания и жарения картофеля;

- техника безопасности при работе с кипятком и кипящим маслом.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться  механическими  и электробытовыми приспособления по назначению;

- соблюдать правила безопасной работы с моющими и чистящими средствами;

- мыть и чистить картофель с помощью учителя;

- отваривать и жарить с помощью учителя.

ЖИЛИЩЕ

Прихожая. Назначение.  Мебель и оборудование прихожей. Гигиенические требования к прихожей. Уход за зеркалами. Средства и приспособления по уходу. Виды покрытий пола. Уход за полом в зависимости от покрытия.

 Практические работы: выбор инвентаря и моющего средства в соответствии с покрытием пола, мытье пола, мытье и чистка зеркал, удаление пыли с мебели, мытье люстр.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- гигиенические требования к жилому помещению;

- название и назначение мебели и оборудования для прихожей;

- правила и последовательность мытья пола;

- средства по уходу за зеркалом и люстр.

Учащиеся должны уметь:

- чистить зеркало и мыть люстру;

- подготовить инвентарь и приспособления для мытья пола;

- мыть пол.

ОДЕЖДА  И ОБУВЬ

Использование бытовой техники для стирки белья. Стиральная машина. Назначение. Устройство. Правила эксплуатации. Моющие средства для  стирки в автоматической машине. Сортировка  белья перед стиркой. Назначение.  Правила  подготовки  стиральной машиной к работе. Правила техники безопасности при пользовании стиральной машиной.  Виды сезонной обуви. Ежедневный уход за обувью. Виды материалов для изготовления обуви.  Гигиенический уход за обувью. Правила и  способы.  Уход за тканевой и валенной обувью. Уход за обувью из искусственных материалов. Служба быта: чистка одежды, стирка белья, ремонт обуви.

Практические работы:   упражнение в подготовке стиральной машины к стирке, изучение устройстве стиральной машине, сортировка вещей по цвету, материала, мытье, уход за обувью, определение материала, из которого изготовлена обувь.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- особенности стирки цветного и белого белья;

- правила пользования  средствами для стирки в автоматической машине;

- устройство и правила пользования стиральной машиной;

- правила техники безопасности при стирке с помощью стиральной машины;

- этапы чистки обуви от пыли и грязи.

Учащиеся должны уметь:

- подготовить белье к стирке;

- подготовить стиральную машину к работе;

- стирать  бельё  с помощью стиральной машины;

- подбирать обувь по сезону;

- мыть, чистить обувь;

- подбирать средства по уходу за обувью по назначению.

                                               

           

Учебно-тематический план

Домоводство

10 класс (68 часов)

Наименование раздела

Теоретические

     знания

Практические

 виды занятий

1.

Личная гигиена

4

4

2.

Семья

4

4

3.

Жилище

8

8

4.

Одежда

8

8

5.

Питание

10

10

Всего: 68 часов

34

34

11 класс

  (68 ч. в год, 2 ч. в неделю)

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Уход за ногтями. Маникюр. Санитарно-гигиенические правила пользования маникюрными принадлежностями. Бритье. Назначение. Принадлежности и косметические средства для бритья. Периодичность бритья. Санитарно-гигиенические правила пользования бритвенными  принадлежностями.

Практические работы: уход за ногтями,  подбор принадлежностей для маникюра, бритья, подбор средств для бритья.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- способы ухода за ногтями и выполнение бритья;

- санитарно-гигиенические правила пользования маникюрными принадлежностями;

- санитарно-гигиенические правила пользования бритвенными  принадлежностями.

Учащиеся должны уметь:

- подбирать маникюрные и бритвенные принадлежности по назначению;

- ухаживать за ногтями.

СЕМЬЯ

Экономика семьи. Правила и способы оплаты коммунальных и телефонных услуг. Сбербанк. Назначение. Терминал. Банкомат. Назначение.

Практические работы: практикум «Квитанция», экскурсия в сбербанк.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- назначение сбербанка;

- способы оплаты коммунальных услуг.

Учащиеся должны уметь:

Оплачивать коммунальные услуги.

ЖИЛИЩЕ

Мягкая мебель. Назначение. Виды. Материалы покрытия мягкой мебели. Инвентарь и приспособления по уходу за мягкой мебелью. Чистящие и моющие средства. Ковры и ковровые покрытия. Назначение. виды. Инвентарь и приспособления для чистки ковров. Моющие и чистящие средства для чистки ковров. Пылесос. Устройство. Правила техники безопасности при работе пылесосом.

Практические работы: чистка мягкой мебели щеткой и пылесосом, сборка пылесоса, подметание ковра влажным веником, чистка ковра щеткой, пылесосом.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- название и назначение мягкой мебели;

- виды материалов покрытия мягкой мебели;

- правила ухода за мягкой мебелью;

- правила ухода за ковром или ковровым покрытием.

Учащиеся должны уметь:

- чистить мягкую мебель с влажной тряпочкой;

- чистить мягкую мебель с помощью щетки и  пылесоса;

- подметать ковер влажным веником;

- чистить ковер или ковровое покрытие пылесосом;

- подготовить пылесос к работе.

ОДЕЖДА   И  ОБУВЬ

Виды меховой одежды. Уход за меховой одеждой. Одежда из кожи. Уход за ней. Фурнитура, предметы и приспособления, необходимые для осуществления мелкого ремонта одежды. Способы пришивания пуговиц, крючков, кнопок. Правила пользования колющими и режущими инструментами. Размер одежды и обуви. Примерка при покупке. Профилактика износа кожаной обуви. Уход за намокшей одеждой и обувью. Размер одежды и обуви. Примерка при покупке.

Торговые центры, их назначение. Порядок приобретения товаров: рассмотрение. Определение назначения, примерка.

Практические работы: уход за одеждой из меха и кожи,  мелкий ремонт меховой и кожаной одежды (чистка в домашних условиях, пришивание пуговиц, вешалки), чистка обуви. Сюжетно-ролевая игра: «Нужная покупка».

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

-правила безопасного пользования колющими и режущими инструментами;

-  правила чистки одежды из меха и кожи;

- приемы сушки обуви и одежды;

- правила определения роста одежды и обуви;

- порядок приобретения товаров в торговом центре.

Учащиеся должны уметь:

- ухаживать за меховой и кожаной одеждой;

-  пришивать пуговицы, крючки, кнопки, вешалки;

- сушить одежду и обувь;

- чистить обувь.

ПИТАНИЕ

Санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни. Праздничная кулинария. Блюда для   праздничного стола. Салаты. Назначение. Виды. Меню  и сервировка праздничного стола. Праздничное тесто (пироги, пирожки, печенье). Виды теста.  Технология  приготовления песочного теста. Бисквитное тесто. Технология приготовления бисквитного теста. Украшения для бисквитного коржа. Правила и способы украшения.  Приготовление салата «Оливье».

Практические работы: составление меню праздничного стола. Тренинг: приготовление блинов, бисквитного коржа, печенье, салатов, сервировка праздничного меню, упражнение в оформлении салфеток.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- технологию приготовления теста для блинов;

- технологию приготовления песочного теста;

- технологию приготовления бисквитного коржа;

- технология приготовления салата «Оливье»;

- правила сервировки праздничного стола.

Учащиеся должны уметь:

- обращаться с горячими предметами;

- приготовить тесто для блинов по списку (образцу), испечь блины (с помощью учителя);

- приготовить бисквитное тесто по списку (образцу), испечь бисквитный корж (с помощью учителя);

- подготовить  продукты для  салата «Оливье»,  (приготовить салат с помощью);

- сервировать праздничный стол.

Учебно-тематический план

Домоводство

 11 класс (68 часов)

Наименование раздела

Теоретические

     знания

Практические

 виды занятий

1.

Личная гигиена

4

4

2.

Семья

4

4

3.

Жилище

8

8

4.

Одежда

8

8

5.

Питание

10

10

Всего: 68 часов

34

34

Список литературы:

*Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы.

  (Домоводство И.М.Бгажнокова, Л.В.Гомилка) «Просвещение» 2006.

   

* Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5 – 9 классы:

   В 2сб./(Социально-бытовая ориентировка. В.И.Романина, Н.П.Павлова). под редакцией

   В.В.Воронковой.-М:Гманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.-Сб 1.- 232с.

   

* Галле А.Г.,Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственно отсталостью. 6-9 классы.-М:АРКТИ,2009.-72с. (Коррекционная педагогика).

* Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы)/ (Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.); под ред. И.М.Бгажноковой. – М:Гуманиттар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.-239с.: ил.- (Коррекционная педагогика).

* Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А. Львова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.–136с.:ил.- (Коррекционная педагогика).

* Платонова Н.М.  Програмнно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М.Щербаковой, Н.М.Платоновой.-М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.-331с.- (Коррекционная педагогика).

*Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида:Пособие для учителя / Под ред.А.М.Щербаковой.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.-304с.:ил.- (Коррекционная педагогика).

*В.В.Воронкова. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида:пособие для учителя / В.В.Воронкова, С.А.Казакова.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2006.-247с.- (Коррекционная педагогика).

*Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениий VIII вида: Методическое пособие.-М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.-192с.- (Коррекционная педагогика).

*Зырянова В.А., Хаминова И.А. Подготовка младшего обслуживающего персонала:Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология» / В.А.Зырянова, И.А.Хаминова, под редакцией Е.Ю.Головинской.-Самара:

Современные образовательные технологии, 2011.-144с.- (Профессионально-трудовое обучение).

*Галле А.Г., Кочеткова Л.Л. Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида). 6класс.-М: АРКТИ, 2009.-40с: ил.

*Галле А.Г., Кочеткова Л.Л. Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида). 7 класс.-М: АРКТИ, 2009.-48с: ил.

*Галле А.Г., Кочеткова Л.Л. Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида). 8 класс.-М: АРКТИ, 2009.-44с: ил.

*Галле А.Г., Рубцова Г.Н. Тетрадь по обслуживающему труду  для подготовки к экзаменам (для учащихся коррекционных школ VIII вида). 9 класс. -М: АРКТИ, 2009.-36с: ил.

*Домоводство. М., 2004.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности контроля и оценки учащихся со сложной структурой дефекта в первом классе: безотметочное обучение.

Статья посвещена проблеме несформированности адекватной оценки учащихся со сложной структурой дефекта своей учебной деятельности. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

Рабочая программа по предмету ремесло (кулинария) 5-9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта.

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы)....

Профильный труд. Программа для учащихся со сложной структурой дефекта 5-9 классы

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического на...

Профильный труд. Адаптированная программа для учащихся со сложной структурой дефекта 10 класс

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического на...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 5 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство»5 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена в ...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 7 класс для учащихся со сложной структурой дефекта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 7 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составл...

Рабочая программа (адаптирована для учащихся со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек и общество» 10 класс 2012 – 2013 уч. г.

Цель данного курса - создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности в конкретных жизненных ситуациях, создающей основу безболезненной интеграции...