Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.
методическая разработка по теме

Юрченко Елена Фёдоровна

Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способствует развитию самостоятельной учебно - познавательной деятельности учащихся с ОВЗ. Одно из условий успешного выполнения заданий - руководство и контроль учителя, обязательное объяснение содержания выполняемых действий. Все задания составлены таким образом, чтобы они были посильны и доступны ученикам. В рабочей тетради представлены самые разнообразные задания: выполнение тестов, работа с таблицей, с линией времени, с текстом исторического документа, работа с понятием и т.д. Каждый урок предполагает несколько видов работы. Отбор заданий осуществляет учитель в соотвествии с целями и задачами урока, уровнем развития умений и навыков учащихся данного класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad_istoriya_7_klass.doc424 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник заданий

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

Программа

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

7 КЛАСС

Составитель:

учитель истории

Юрченко Е.Ф., Почётный работник общего образования РФ


Пояснительная записка.

Рабочая тетрадь по истории Отечества для 7 класса представляет собой сборник заданий по всем темам, предусмотренным Программой по истории для коррекционной школы.

Выполнение заданий способствует развитию самостоятельной учебно – познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Одно из условий успешного выполнения заданий - руководство и контроль учителя, обязательное объяснение содержания выполняемых действий.

Все задания составлены таким образом, чтобы их выполнение было посильно и доступно для умственно отсталых учеников.

В рабочей тетради представлены самые разнообразные задания, которые можно использовать на уроке: выполнение тестов, работа с таблицей, с линией времени, с текстом исторического документа, работа над понятием и т.д.

Каждый урок предполагает несколько видов работы. Отбор заданий осуществляет учитель в соответствии с целями и задачами урока, уровнем развития умений и навыков учащихся данного класса.

Урок №1. Что изучает история Отечества.

  1. Дайте определения понятиям:
  • История – это _______________________________________________________________.

  • Отечество – это _____________________________________________________________.

  • История Отечества –это ______________________________________________________.

2. Задание.

Запишите:

Название нашего государства______________________________________________________.

Название столицы нашего государства ______________________________________________.

Название города, в котором вы живете ______________________________________________.

Название языка, на котором вы говорите ____________________________________________.

3. Задание.

Определите, что изображено на рисунке:

                                       

___________________________                                  ___________________________

Раскрасьте флаг Российской Федерации:

Урок №2. Древнейшие сведения о Руси.

  1. Дайте определения понятиям и именам:

  • Древняя Русь – это ___________________________________________________________.

  • Летопись – это ______________________________________________________________.

  • Славяне – это________________________________________________________________.

  • Нестор – это_________________________________________________________________.

2. Закончить фразу:

«Повесть временных лет» - летопись, которая была написана об истории Руси в ______________веке летописцем ________________. В ней описаны события __________веков.

3. Вставьте пропущенные слова:

  • _____________________ славяне – предки русского, украинского и белорусского народов.

  • Столицей славянского государства _____________________________________был город _______________________.

Урок №3. Славянские племена и их соседи.

  1. Дайте определения понятиям:

  • Славянские племена__________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Кочевники___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Подсечное земледелие_________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Закончите фразу:

Славяне стали объединяться в __________________________для защиты от ________________________:____________________и __________________.

3. ? Каковы были основные занятия славян ? Перечислите. Выделите главное.

1._____________________________________.

2._____________________________________.

3._____________________________________.

4._____________________________________.

5._____________________________________.

6._____________________________________.

Выберите необходимое:

  • Земледелие
  • Скотоводство
  • Ремесло
  • Охота
  • Торговля
  • Рыболовство
  • Собирательство

4. ? Какие славянские племена проживали на территории Киевской Руси в VII –IX веках.

Пользуясь картой «Древнерусское государство Киевская Русь», (атлас, стр.3), заполните таблицу:

Название племен восточных славян

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

5. ? Пользуясь картой «Древнерусское государство Киевская Русь», (атлас, стр.3), назовите соседей восточных славян:_________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Урок №4. Верования восточных славян. Язычество.

  1. Дайте определения понятиям:

  • Религия – это_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Язычество – это_______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Выполните задание:
  • Бог неба - _____________________________________
  • Бог ветра - ____________________________________
  • Бог земледелия - _______________________________
  • Бог лета - _____________________________________
  • Бог грозы и молнии - ___________________________
  • Бог стад и пастухов - ___________________________

Выберите для ответа: Дажьбог, Стрибог, Сварог, Купала, Перун, Велес.

Урок №5. Происхождение Руси.

  1. Дайте определения понятиям:

  • Русы –это ___________________________________________________________________

  • Русь –это ____________________________________________________________________

  • Рось –это ____________________________________________________________________

2. Закончите фразу:

Славянское племя русь проживало в Среднем ________________________________, где река _____________ впадает в реку ____________________.

  1. Задание. Подчеркните слова, которые характеризуют русов.

Сведения о русах найдены в летописи IX века:

«Русы мужественны и храбры…Ростом они высоки, красивы собой и смелы в нападениях. Народ этот могучий, и телосложение у них крепкое, мужество большое…»

  1. ? Задание.

В летописи сказано: «Полян теперь называют русью». Как назывался союз приднепровских славянских племен, который возглавило племя русов?

При ответе используйте карту «Древнерусское государство Киевская Русь», (атлас, стр.3):

_____________________________________________________________________________

Урок № 6. Развитие земледелия. Отмирание рода.

  1. Дайте определение понятиям:

  • Подсечное земледелие – это____________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Пахотное земледелие – это ____________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Установите соответствие:

1. Подсечное земледелие

а) соседская община

2. Пахотное земледелие

б) родовая община

_________________________________________

3. Из перечисленных понятий составьте логическую цепочку:

Соседская община

Появление излишков продукции

Родовая община

Совершенствование орудий труда

Появление неравенства

Появление возможности прокормиться отдельными семьями

1.______________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________________

5.______________________________________________________________________________

6.______________________________________________________________________________

Урок № 7. Феодальные вотчины.

  1. Дайте определение понятиям:
  • Феодал – это_________________________________________________________________

  • Замок феодала –это___________________________________________________________

  • Феодальная вотчина – это_____________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Холоп – это__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Боярин – это_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Дружинник – это_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Смерд – это __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Закуп – это___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Выполните задание.

Феодальная вотчина вела натуральное хозяйство, т.е. жила по принципу: «Все рождается дома». Объясните, как вы это понимаете.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Задание. Найдите в тексте ошибки:

«Замок феодала располагался на крутом холме и был обнесен деревянными стенами. Замок был недоступен для врагов. Большой участок замка был отведен под склады продовольствия и меда. В замке не было подземных ходов на случай опасности.

Князь – хозяин замка – иногда покидал замок для того, чтобы вывезти товары на рынок, ведь в замке не производилось все необходимое. Князь торговал хлебом, мясом, кожей…

Феодальная вотчина нуждалась в продуктах торговли, так как она не была хозяйственно самостоятельна.»

Подчеркните те места в тексте, где допущены ошибки.

Урок № 8. Государство Русь. Первые правители древней Руси.

  1. Дайте определение именам, понятиям и датам:

  • Государство - это _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Государство Киевская Русь – это_______________________________________________

________________________________________________________________________________

  • IX век - _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Полюдье_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Аскольд - ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  • Рюрик - _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Олег - _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Игорь - ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Ольга - ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Задание.

Расположить именами первых правителей Древней Руси в необходимой последовательности, т.е. установить порядок княжения:

  1. _____________________
  2. _____________________
  3. _____________________
  4. _____________________
  5. _____________________

Выберите необходимое имя: Олег, Ольга, Аскольд, Рюрик, Игорь.

3. Определить, что лишнее:

Перед складывающимся Русским государством стояли следующие задачи:

  1. защитить свою землю от степняков (хазар и печенегов);
  2. укрепить международное положение Руси;
  3. сохранить власть князя над крестьянами;
  4. способствовать развитию ремесла и земледелия.

Лишнее зачеркнуть.

4. Подумайте над содержанием документа:

В 1892 году была найдена древняя рукопись на персидском языке, в которой содержится рассказ о Руси п.п. IX века.

В ней говорится: «Это обширная страна, а ее жители непокорны, держатся вызывающе, воинственны…Это страна чрезвычайно одарена природой всем, что необходимо.

Город Куяба (Киев)…- местопребывания царя. Там ( в Киеве) выделывался разнообразные меха и ценные мечи…»

? Кого имеет в виду автор рукописи, называя царем?

____________________________________________________________________________

? Когда, согласно рукописи, у славян появился правитель (царь)?

____________________________________________________________________________

? Можно ли утверждать, что у славян в IX веке появилось государство, почему?

____________________________________________________________________________

5. ? Какие задачи в основном решались при первых киевских князьях?

________________________________________________________________________________

  1. ? Задание.

Подумайте, о каких событиях идет речь:

Древляне во главе со своим князем Малом собрали вече и решили так: «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его, так и князь Игорь – если не убьем его, то он погубит нас!»?

В каком году это было?

  1. ? Задание.

В каком году произошло восстание древлян?

а) в 912 г.

б) в 945 г.

в) в 911 г.

Обвести кружочком правильный ответ.

Урок № 9. Повторение по теме:

«История нашей страны древнейшего периода. Восточные славяне.»

  1. Выполните тест.

1.Предками русских, украинцев и белорусов были:
а) западные славяне;

б) южные славяне;

в) восточные славяне.

  1. Основным источником по истории  древних славян являются:

а) «Повесть временных лет»;

б) археологические находки;

в) легенды и предания старины.

  1. Основным занятием славян было:

а) земледелие;

б) ткачество;

в) лепка посуды из глины.

  1. Автором «Повести временных лет» является:

а) Ярослав Мудрый;

б) летописец Нестор;

в) князь Игорь.

  1. Религия древних славян – это:

а) язычество;

б) христианство.

  1. Вотчина – это:

а) земля, передававшаяся по наследству;

б) крестьянская усадьба;

в) место, отведенное под пашню.

  1. Натуральное хозяйство – это хозяйство, при котором:

а) активно ведется торговля;

б) нет торговли;

в) торговали между собой только несколько вотчин.

  1. У восточных славян государство образовалось:

а) в IX веке;

б) в XI веке;

в) вXII веке.

  1. Государство восточных славян называлось:

а) Киевская Русь;

б) Московская Русь;

в) Византия.

  1. ? Задание.

Как у славян произошел переход от родовой общины к соседской и появилось неравенство?

Составьте логическую цепочку, заполнив пропущенные клеточки:

Выбери необходимое:

Соседская община

Появление излишков продукции

Родовая община

Совершенствование орудий труда

Появление неравенства

Появление возможности прокормиться отдельными семьями

  1. Задание.

Установите соответствие:

1. Аскольд

а) погиб в борьбе с древлянами;

2. Святослав

б) покорил Волжскую Булгарию;

3. Игорь

в) принял христианство на Руси;

4. Ольга

г) жестоко отомстила за смерть мужа;

5. Владимир

д) решил задачу обороны Руси от печенегов.

________________________________________________________________________________

IV. Задание. Разгадайте кроссворд.

Х

В

Г

И

И

Я

З

Ы

Ч

Е

С

Т

В

О

Т

Р

Е

С

П

У

Б

Л

И

К

А

А

Н

Н

Е

С

Т

О

р

Т

С

Л

А

В

Я

Н

Е

О

По горизонтали:

1. Жители Скандинавского полуострова, нападавшие на Русь с севера.

  1. Религия, поклонение силам природы.
  2. Форма правления, сложившаяся в Новгороде в начале XII века.
  3. Летописец, автор “Повести временных лет”.
  4. Народы Восточной Европы.

По вертикали:

  1. Мировая религия, принятая на Руси при князе Владимире.

Урок № 10. Походы князя Святослава.

  1. Дайте определение именам, понятиям, датам:

  • Святослав - это_______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Печенеги - это________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • 964 – 972 г.г.- _________________________________________________________________

  1. Задание.

Дайте характеристику князю Святославу.

Святослав ( ________________ ):

  • Крупный древнерусский _________________________.
  • Присоединил земли _______________________на Оке.
  • Покорил Волжскую______________________________
  • Уничтожил ______________________________каганат.
  • Вел неудачную войну с __________________________.

  1. Задание.

Об одном киевском князе летопись рассказывает:, что «…легко и неслышно ходил он в походах, как барс… В походах же не вез с собой обозов с котлами, не варил мяса, на тонко нарезав, зажарив на углях, так ел. Не возил он и шатра, но спал, положив седло под голову. Отправляясь в поход, он предупреждал противника: «Иду на вы!» («Иду на вас!»)».

Это князь:
а) Игорь;

б) Олег;

в) Святослав.

_________________________

  1. Задание.

Время князя Святослава – это _______________век.

  1. Задание.

Заполните таблицу «Итоги походов Святослава».

Итоги походов Святослава.

Положительные

Отрицательные

Защита Руси ____________________

Не решил задачу _________________

________________________________

Укрепление ____________положения Руси.

  1. Задание.

Сформулируйте вывод. Каковы итоги политики Святослава?

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

  1. Выполнить задание.

Заполните пропущенные клеточки в таблице «Походы князя Святослава».

Поход

Направление похода

Итог (+;-)

I

II

III

IV

Выберите необходимое и вставьте в соответствующие клеточки таблицы.

  • Хазарское царство
  • Византия
  • Византия
  • Вятичи

Урок № 11. Время Владимира Святославича.

  1. Дайте определение именам, понятиям, датам:

  • Владимир Святославич- это___________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • 980 – 1015 г.г._________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • кочевники __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • печенеги ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Задание.

Составьте схему «Князь Святослав и его сыновья».

  1. Задание.

Вставьте пропущенные слова.

Князь Владимир:

  • Отослал большую часть варягов в ___________________________________.
  • Вовлекал в княжескую дружину людей из ____________________________.
  • Решал задачу обороны Руси от ______________________________________.

  1. ?Что лишнее? Подчеркните.

Князь Владимир для обороны от кочевников:

  • построил крепости на опасных южных рубежах страны;
  • построил башни для сигнальных костров;
  • для укрепления границы переселял жителей северных земель в южные крепости;
  • осуществлял далекие походы в соседние земли.

  1.  Задание.

В летописи говорится: « И сказал Владимир: «Се не добро, что мало городов около Киева». И нача ставити грады… И нача насялять грады   »

? От каких кочевников князь Владимир стремился обезопасить юго – восточные границы Руси:

а) от хазар;

б) от половцев;

в) от печенегов.

6. Задание.

Вспомните и запишите.

Время княжения Владимира воспето в былинах, передававшихся в народе из уст в уста.

Самого князя былины называют __________________________________________________.

Урок № 12. Крещение Руси.

  1. Дайте определение понятиям и датам:

  • Религия______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Христианство ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Крещение Руси _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • 988 г.- _______________________________________________________________________

  1. Задание.

Вставьте в таблицу необходимые слова:

Выберите необходимое: язычество, христианство.

  1. ?Какова основная причина принятия христианства на Руси?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Задание.

Закончите предложения и сформулируйте вывод:

Принятие христианства способствовало:

  • укреплению государственной _______________________________________;
  • распространению христианской  _____________________________________;
  • приобщению к византийской (греческой) _____________________________;
  • появлению на Руси славянской ______________________________________;
  • укреплению международного положения _____________________________.

Вывод: принятие христианства было ___________________________в истории Русского государства.

  1. Задание.

Выберите правильные суждения, подчеркните:

  • князь Владимир княжил в к.X-нач.XI века;
  • князь Владимир решил задачу обороны Руси от печенегов;
  • принятие христианства было положительным явлением в истории Руси;
  • при князе Владимире была построена система оборонительных укреплений на юге Руси.

  1. Задание.

? Как можно охарактеризовать уровень развития государства Русь на рубеже X-XI веков?

Русь стала одним из __________________________________________________.

Урок № 13. Повторение по теме: «Русь во вт.п. X-нач.XI в.в.».

  1. Выполните тест:

  1. Князь Святослав правил в Киеве:

а) в 980 – 1015 г.г.;

б) в 964 – 972 г.г.;

в) в 950 – 962 г.г.

  1. Князь Святослав:

а) был крупным древнерусским полководцем;

б) не решил задачу обороны Руси от кочевников;

в) вел удачные войны с Византией;

  1. Князь Владимир княжил в Киеве:

а) в 980 – 1015 г.г.;

б) в 990 – 1010 г.г.;

в) в 988 – 1005 г.г.

  1. Христианство было принято:

а) при князе Владимире;

б) при князе Святославе;

в) при князе Игоре.

  1. Христианство было принято:

а) в 950 г.;

б) в 980 г.;

в) в 988 г.

  1. Принятие христианства имело для Руси:

а) положительное значение;

б) отрицательное значение;

в) не имело значения.

  1. Ответьте на вопросы:

? Каковы причины принятия христианства на Руси?

  1. _______________________________________________________________.
  2. _______________________________________________________________.
  3. _______________________________________________________________.

? Почему князь Владимир воспет в народных сказаниях, а князь Святослав нет?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Урок №14. Киевская Русь в XI-нач.XII века.

  1. Дайте определение понятиям:

  • Усобицы – это________________________________________________________________
  • Ярослав Мудрый - ___________________________________________________________
  • Изяслав - ____________________________________________________________________
  • Святослав – _________________________________________________________________
  • Всеволод - ___________________________________________________________________

  1. Задание.

? Вспомните, когда княжил Ярослав Владимирович? В каком веке это было?

  1. Задание.

Закончите фразы:
Важнейшими задачами князя Ярослава были:

а) ____________________________________________________________________________;

б) ____________________________________________________________________________.

(Выберите: оборона государства, развитие просвещения, расширение территории Киевского княжества).

Князь Ярослав:

а) разбил около Киева ______________________________________ и построил на этом месте _____________________________________;

б) открыл в Киеве_______________________________________________________________.

  1. Задание.

? Вспомните имена наследников Ярослава Мудрого, составьте схему:

Урок №15. «Русская Правда».

  1. Дайте определение понятиям, именам, датам:
  • «Русская Правда» -это________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Братья Ярославичи -это_______________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • 1072 г.-______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Выполните тест:

1. «Русская Правда» это:

а) сборник законов;

б) летопись;

в) рассказ.

  1. «Русская Правда»:

а) письменный документ;

б) устное указание.

3. «Русская Правда» защищала:

а) интересы крестьян;

б) интересы феодалов.

4. С появлением «Русской Правды»:

а) продолжали судить на основе традиций;

б) отношения между людьми стали регулироваться законами.

5. «Русская Правда»:

а) подняла Русь еще на одну ступень в развитии;

б) не имела значения для развития государства.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 16. Владимир Мономах.

  1. Дайте определения именам, понятиям, датам:
  • Владимир Мономах -это_______________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • 1113 – 1125 г.г. -______________________________________________________________

  1. Задание.

Составьте схему порядка престолонаследия, выбрав из предложенного списка необходимые имена:

Имена: Изяслав, Святослав, Владимир Мономах.

  1. Владимир Мономах:

а) был сыном Ярослава Мудрого;

б) был внуком Ярослава Мудрого;

в) был внуком князя Всеволода. ___________________________________________________

  1. Задание.

Закончите предложение:

Владимир Мономах защищал Русь от ______________________________________________.

Стремился к укреплению княжеской _______________________________________________.

Собрал съезд князей в городе Любече для ___________________________________________.

5. Задание.

Подумайте над содержанием документа.

Летописец сообщает, что в 1097г. Владимир Мономах собрал всех князей, и они единодушно решили: « Зачем мы губим Русскую землю, сами поднимая взаимную вражду, а в это время половцы радуются, что мы воюем друг с другом, и они стремятся по частям уничтожить нашу землю Отныне будем единодушны и сохраним русскую землю!»

а) ? кто угрожал Русскому государству в это время? ___________________________________;

б) ? как звали князя, стремившегося не допустить распада Руси? ___________________________________;

в) подчеркните главную мысль отрывка.

  1. Задание

? Сколько лет княжил Владимир Мономах?___________________________________________

Урок № 17. Расцвет Киевской Руси.

  1. Дайте определения понятиям:

  • Город _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Ремесленники _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Центр культуры _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Задание. Ответьте на вопросы.

а) ? Как можно охарактеризовать уровень развития Руси в 12 веке?

б) ?Что являлось центром вотчины феодала?

________________________________________________________________________________

в) ? Во что постепенно превращались замки – крепости феодалов?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Задание.

Пользуясь картой «Киевская Русь в 9-12 в.в.», выпишете названия крупных городов, которые существовали в это время на Руси.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задание.

? Какова была роль городов на Руси в XII веке?

1._____________________________________________________.

2._____________________________________________________.

3._____________________________________________________.

4._____________________________________________________.

5._____________________________________________________.

Выберите необходимо из предложенного списка.

  • Города были военными центрами.
  • Города являлись крепостями.
  • Города были центрами торговли.
  • Города были центрами ремесла.
  • Города была центрами земледелия.
  • Города были центрами скотоводства.
  • Города были центрами культуры.

Урок № 18. Культура Киевской Руси.

  1. Дайте определения понятиям:

  • Культура – это_______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Письменность – это___________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  • Архитектура – это____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Задание.

?Перечислите, что относится у важнейшим явлениям культуры Руси  в IX – XII в.в. Выберете необходимое из предложенного списка, подчеркните:

Летописи

Литературные произведения

Создание азбуки

Появление славянской письменности

Создание архитектурных сооружений – храмов, соборов

Строительство городов

Урок № 19. Повторение по теме: «Киевская Русь в XI-нач.XII века.»

  1. Выполните тест:

  1. Усобицы – это:

а) борьба между наследниками князя за власть и земли;

б) согласие между наследниками князя;

в) части наследства князя.

  1. Ярослав Мудрый:

а) был сыном князя Святослава;

б) был сыном князя Игоря;

в) был сыном князя Владимира.

  1. «Русская Правда» была написана:

а) в 1084 году;

б) в 1072 году;

в) в 1084 году.

  1. Владимир Мономах:

а) устранил княжеские усобицы;

б) хотел, но не смог устранить противоречия между князьями;

в) укреплял только свою власть.

  1. Киевская Русь к началу 12 века:

а) была одним из важнейших государств Европы;

б) переживала период упадка;

в) была слабым государством.

________________________________________________________________________________

II. Вспомните даты, вставьте необходимые цифры:

а) образование государства на Руси - ….X век.

б) восстание древлян  – 9…5 год;

в) крещение Руси – 98… год;

г) принятие «Русской Правды» – 1…72 год.

  1. Решите исторические задачи, отметьте на линии времени:

1. Что было раньше, на сколько лет:

а) составление сборника законов «Русская Правда»

или

б) крещение Руси.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сколько лет прошло:

а) от восстания древлян до составления сборника законов «Русская Правда»

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

б) от крещения Руси до сегодняшнего дня?



_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Урок 20. Возникновение самостоятельных русских княжеств.

  1. Дайте определение понятиям:
  • Феодальная раздробленность –это _____________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Задание. Ответьте на вопросы:

В летописи 1132 года сказано: «Раздрася вся русская земля», т.е. распалась на части.

? Начало какого периода в истории Руси отмечено летописцем?_______________________

_______________________________________________________________________________

? В каком веке это было? Отметьте на линии времени.

  1. Задание.

Пользуясь картой «Феодальная раздробленность Руси в XII – начале XIII века» (стр. 4 атласа), запишите в таблицу названия образовавшихся самостоятельных русских княжеств:

№ п п

Как называлось княжество?

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

  1. Задание.

Для определения причин феодальной раздробленности вставьте пропущенные слова, заполните таблицу:

Состояние хозяйства

(экономические)

Какая была власть

(политические)

1. Ослабление связей между княжествами в условиях существование натурального _________________________________.

  1. Увеличения количества княжеств из - из постоянных _________________________

между наследниками князя.

2. Рост ___________________ - центров отдельных княжеств.

  1. Каждый князь стремился управлять

______________________________________

  1. Упадок могущества города

_____________________________________.

Урок № 21. Новгород Великий.

  1. Дайте определения понятиям:

  • Новгород Великий –это ________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  • Республика - __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  • Вече - ________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Задание.

Новгород называли «портом трех морей». Пользуясь картой «Феодальная раздробленность в сер. XII-XIII в.в.» (атлас, стр.4), определите географическое положение Новгорода. Как можно было из Новгорода попасть в

3. Задание. Выберите правильный ответ:

Все дела в Новгороде :

а) решало вече;

б) решал князь;

в) решал посадник.

4. ? Почему управление в Новгороде называют республикой?

а) все должности в Новгороде были выборными;

б) все должности в Новгороде предавались по наследству;

в) выбирался только посадник – глава города.

5. ? Решите задачу.

Сколько лет в Новгороде была республика, если известно, что она существовала с 1136 года по 1478 год? Отметьте на линии времени.

_________________________________________________________________________________

Урок № 22. Киевское княжество в XII-XIII в.в.

1. Задание. 

Пользуясь картой «Феодальная раздробленность в сер. XII-XIII в.в.» (атлас, стр.4), определите границы Киевского княжества:

а) западная граница – по реке ________________________.

б) восточная граница – по реке _______________________.

в) южная граница – по реке __________________________.

  1. Задание.

? Сделайте вывод о том, как изменилась территория Киевского княжества:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Задание.

Подчеркни правильное суждение:

  • Киевский князь стал первым среди равных.
  • Киевский князь оставался первым князем на Руси.
  • Киевский князь стал подчиняться другим князьям.

4. Задание.

? Кто княжил в Киеве в сер.XII века?

а) Владимир Мономах;

б) Юрий Долгорукий;

в) Роман Мстиславич.

5. Задание.

Сравните управление в Новгороде и Киеве. Подчеркните название города, где управление находилось в руках народа.

НОВГОРОД

КИЕВ

  • Управляли бояре.
  • Управляло Народное собрание.

Урок № 23. Галицко – Волынское княжество в XII-XIII в.в.

1. Задание. 

Пользуясь картой «Феодальная раздробленность в сер. XII-XIII в.в.» (атлас, стр.4), определите, где было расположено Галицко – Волынское княжество.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

2 Задание.

Установите последовательность княжения в Галицко – Волынском княжестве в середине и вт. половине XII века. Поставьте имена князей в необходимой последовательности.

Диниил, Роман Мстиславич, Владимир, Ярослав Осмомысл.

  1. _______________________________________.

  1. _______________________________________.

  1. _______________________________________.

  1. _______________________________________.

  1. Решите задачу.

Известно, что князь Диниил Галицкий в 1238 году окончательно объединил Галицко – Волынское княжество. Сколько лет назад это было? Отметьте на линии времени.

Урок № 24. Владимиро – Суздальская земля. Москва.

1.Дайте определения именам:

  • Юрий Долгорукий – это ________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  • Андрей Боголюбский –это ______________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  • Всеволод Большое Гнездо – это _________________________________________________

_________________________________________________________________________________

2. Задание.

Пользуясь картой «Феодальная раздробленность в сер. XII-XIII в.в.» (атлас, стр.4), определите, где было расположено Владимиро – Суздальское  княжество. Подумайте, удобным ли было его положение по сравнению с другими княжествами. Почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

3. Задание.

Вспомните, как звали князя, основавшего Москву?

а) Владимир Мономах;

б) Андрей Боголюбский;

в) Юрий Долгорукий.

4. Задание.

Определите, когда Москва впервые упоминается в летописи?

а) в 1147году;

б) в 1162 году;

в) в 1135 году.

_________________________________________________________________________________

  1. Задание.

Установите последовательность княжения в Московском княжестве в середине и вт. половине XII века. Поставьте имена князей в необходимой последовательности:

Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо, Андрей Боголюбский.

  1. ______________________________________.

  1. ______________________________________.

  1. ______________________________________.

  1. Решите задачу.

? Сколько лет прошло от принятия христианства на Руси до основания Москвы? Отметьте на линии времени.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 25. Культура Руси в X – нач. XIII в.

  1. Задание.

Назовите известные вам произведения архитектуры, созданные на Руси в XI – XII веках:

1._________________________________________________________________.

2._________________________________________________________________.

3._________________________________________________________________.

  1. Задание.

? Чем была представлена живопись Руси XII –XIII веков?

а) ______________________________________;

б) ______________________________________.

Выбери необходимое:

Иконы, фрески, картины, рисунки.

  1. Задание.

Выберите необходимое:

  • «Слово и полку Игореве» - это:

а) произведение поэзии;

б) летопись;

в) рассказ.

  • Автор «Слова о полку Игореве»:

а) призывает русских князей к объединению;

б) рассказывает об истории Руси;

в) рассказывает о культуре Руси.

  1. Задание.

Дайте оценку уровню развития культуры Руси в X – начале XIII века.

  1. Русские земли находились на _______________________________________уровне культурного развития.
  2. Русские земли ________________________________________передовым странам мира.

Урок № 26.

Повторение по теме: «Распад Киевской Руси  - п.п. XII – нач. XIII веков».

1. Выполните тест:

  1. Период раздробленность на Руси - это

а) сер. XII - XIII века;

б) XIII – XIV века;

в) XI – XII века.

  1. Киевское княжество в XII веке:

а) сохранило значение главное княжества Руси;

б) утратило свое значение;

в) стало таким же, как остальные княжества Руси.

  1. В период раздробленности в Новгороде была:

а) власть Великого князя;

б) власть посадника – главы города;

в) республика – выборное правление.

4. Москва была основана:

а) Всеволодом Большое Гнездо;

б) Юрием Долгоруким;

в) Андреем Боголюбским.

______________________________________________________________________________

  1. Задание.

Определите, что было раньше и на сколько, отметьте на линии времени:

а) основание Москвы или создание сборника законов «Русская Правда»?

б) основание Москвы или восстание древлян?

в) основание Москвы или съезд князей в Любече (1097 г.)?

3. Составьте таблицу, установив порядок княжения:

Владимир Мономах

Андрей Боголюбский

Всеволод Большое Гнездо

Юрий Долгорукий

Урок № 27. Монголо – татарское нашествие.

  1. Дайте определения понятиям, именам:

  • Монголы -это_________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________

  • Татары –это __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  • Хан –это ______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  • Чингисхан –это _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

2. Задание.

Чингисхан начал большой поход в Среднюю Азию в 1219 году.

? В каком веке это было?__________________________________________________________

? Сколько лет назад это было?______________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Отметьте на линии времени:

3. Задание.

Прочитайте текст. Определите особенности вооружения монголо – татар. Подчеркните.

Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевников располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход.

Любимым оружием монголов был лук. У многих имелись копья, сабли, мечи и боевые топоры. Обязательной принадлежностью был аркан. Армия Чингисхана научилась пользоваться осадными орудиями – таранами и метательными приспособлениями, захваченными в Китае.

4. Задание.

Прочитайте текст. Определите особенности войска монголо – татар. Составьте таблицу.

Монгольское войско одерживало одну победу за другой. Умелое ведение боев, очень сильное и дисциплинированное войско, использование раздробленности в государствах помогали монголам одерживать одну победу за другой.

Государства Чингисхана имело сильную военную организацию, основанную на строжайшей и жестокой дисциплине. Войско было разделено на «тьмы» (10 000), тысячи, сотни и десятки. Если один воин бежал с поля боя, то за это убивали весь десяток, к которому он принадлежал. Ядро войска составляли многочисленные и подвижные отряды конницы. В их войске была хорошо налажена разведывательная служба.

Особенности войска монголо - татар

5. Задание.

Пользуясь картой «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке» (атлас, стр.6), определите путь Чингисхана через государства Средней Азии, Кавказа к границам Руси. Запишите, через какие города шел Чингисхан.

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

6. Задание.

Прочитай те отрывок из документа о том, как монголо – татарами была взята столица Хорезма – Ургенч.

Монголы бились крепко, брали квартал за кварталом, дворец за дворцом…Затем выгнали всех жителей в поле, отделили около ста тысяч ремесленников и искусников и отправили в восточные страны…Женщин…и мальчиков угнали в плен, а остальных людей разделили воинам, чтобы они предали их смерти. Говорят, на каждого воина досталось 24 человека, а число солдат превышало пятьдесят тысяч.

? Как можно охарактеризовать монголо – татар.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Урок № 28. Битва на реке Калке. Вторжение на Русь.

1.Задание.

Пользуясь картой «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке» (атлас, стр.6), проследите путь движения Чингисхана к границам Руси. Как монго – татары пополи в половецкие степи.

Заполните пропуски в цепочке.

2. Задание.

? В каком году произошло сражение на реке Калке?____________________________________

3.Задание.

Прочитайте описание сражения на реке Калке. Определите причины поражения русских дружин.

Русские встретились с монголами после того, как к ним обратились за помощью половцы. Едва русское войско перешло через Днепр, как было атаковано монгольским отрядом. Русские слабо представляли, что за враг находится перед ними. Раньше они даже не слыхали о монголах. Монголы осыпали русских стрелами и отступили. Не зная их обычной тактики заманивания, русские князья приняли это отступление за бегство. Восемь дней русские гнались за противником, наконец, 16 июня 1223 года они подошли к реке Калке.

Часть русской дружины переправилась через Калку и атаковала монголов. После короткой схватки те повернули коней. Преследуя их, русские не заметили, как оказались окружены главными силами монголов, о существовании которых даже не подозревали. Отразить удар тяжелой монгольской конницы они не смогли.

На ходе сражения крайне отрицательно сказались несогласованность действий русских князей, отсутствие единого командования. Так, другая часть дружины не только не перешла Калку, но и не пришла на помощь остальным русским войскам, когда та обратились в бегство.

Монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им жизнь, и те согласились. Обещание, конечно, было нарушено. Победители связали сдавшихся князей, положили их на доски, а сами, сев сверху принялись пировать победу, радуясь предсмертным стонам умирающих.

Оставшись без предводителей, русские воины были почти все перебиты.

Летописи говорят, что из десяти русских уцелел лишь один, а численность всего русского войска составляла десять тысяч человек.

На Калке монголам противостояла не вся Русь, а лишь ее южная часть.

Пользуясь текстом документа, ответьте на вопросы:

1. Представляли ли русские князья степень грозящей им опасности?

2. Знали ли они тактику врага?

3. Были ли действия князей согласованны?

4. Было ли единое командование?

5. Вся ли Русь противостояла врагу?

Урок № 29. Вторжение монголо – татар на Русь.

  1. Ответьте на вопросы:

а) в каком году монголо – татары вторглись на Русь?  

________________________________________________________________________________

б) кто во главе войска монголо – татар?

_________________________________________________________________________________

в) какова была численность войска монголо – татар?

_________________________________________________________________________________

  1. Задание.

Пользуясь картой «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке» (атлас, стр.6), проследите путь движения Батыя во время его нашествия на Русь. Через какие княжества прошел Батый? Запишите в таблицу.

№ п/п

Название княжества

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

  1. Задание.

Прочитайте текст документа, в котором рассказывается об осаде монголо – татарами города Киева.

Пришел Батый к городу Киеву и окружил город… и невозможно было никому из города выйти, ни в город войти…Батый предложил сдаться без сопротивления. Горожане крепко боролись, они отказались сдаться, решив, что смерть лучше неволи…

Монголы проломили городские стены и вошли в город, а горожане устремились навстречу им. Стрелы омрачали свет, так, что не видно было неба за стрелами, и всюду лежали мертвые, и всюду текла кровь, как вода…И были побеждены горожане.

За ночь киевляне вновь построили укрепления.

Наутро же пришли на них татары, и была злая сеча (сражение). И стали изнемогать люди и вбежали со своими пожитками в церковные свода, и от тяжести повалились стены церковные, и взяли татары город…

??

1. Что можно сказать о поведении киевлян?

2. Как киевляне ответили на предложение Батыя сдаться в плен? _________________________

_________________________________________________________________________________

3. Как вы думаете, почему киевляне не захотели сдаться в плен? _________________________

  1. Задание.

Закончите фразу:

На захваченных территориях монголо – татары основали новое государство, оно называлось______________________________________________________________________.

  1. Задание.

? Как вы думаете, можно ли согласиться с тем, что благодаря героическому сопротивлению русского народа Европа была спасена от ужасов монголо – татарского нашествия? Почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 30.

Борьба русского народа с агрессией шведских и немецких феодалов.

  1. Дайте определение именам, понятиям, датам:
  • Александр Ярославич – это _____________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  • Невская битва – это ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  • 15 июля 1240 год - _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Задание.

? Определите, какова была цель немецких и шведских феодалов в конце XII - XIII в.в.? Запишите.

  1. Задание.

Прочитайте вопросы. Ответы запишите в таблицу.

Вопросы

Ответы

1. Дата сражения.

2. Где произошло сражение?

3. Кто руководил русской дружиной?

4. С кем сражалась русская дружина?

5. Чем закончилась битва?

6. Каково историческое значение сражения?

4. Задание. Ответьте на вопрос.

? Какое прозвище получил князь Александр Ярославич после Невской битвы? Почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 31. Ледовое побоище.

  1. Дайте определение понятиям и датам:

  • Ледовое побоище – это _________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  • 5 апреля 1242 год - _____________________________________________________________

2. Задание.

Прочитайте вопросы. Ответы запишите в таблицу.

Вопросы

Ответы

1. Дата сражения?

2. Где произошло сражение?

3. Кто руководил русской дружиной?

4. С кем сражалась русская дружина?

5. Чем закончилась битва?

6. Каково историческое значение сражения?

3. Задание.

? Почему русские дружины одержали победу?

1. ___________________________________________________________________________.

2. ___________________________________________________________________________.

3. ___________________________________________________________________________.

4. Задание.

? Что было раньше и на сколько: Невская битва или Ледовое побоище? Отметьте на линии времени.

_________________________________________________________________________________

5. Задание.

Подумайте, что значит «беззаветное служение Родине».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 32. Последствия монголо – татарского нашествия. Золотая Орда.

1. Задание.

Выберите правильный ответ.

1. Монголо – татарское нашествие:

а) оказало глубоко отрицательное влияние на исторические судьбы народов, оказавшихся под ударами завоевателей;

б) оказало положительное влияние;

в) не оказало никакого влияния.

  1. Русские земли:

а) были незначительно разорены;

б) были сильно разорены;

в) не пострадали.

  1. На Руси:

а) наступил период длительного хозяйственного застоя;

б) наступил период подъема хозяйства;

в) ничего не изменилось в хозяйственной жизни.

  1. Золотая Орда это:

а) монголо – татарское государство, жившее за счет покоренных народов;

б) одно из государств Закавказья;

в) одно из государств Средней Азии.

  1. Русь:

а) входила в состав Золотой Орды;

б) не входила в состав Золотой Орды, но платила ей дань;

в) не зависела от Золотой Орды.

  1. Государство Золотая Орда просуществовало:

а) с XIII по XIV век;

б) с XIII по XV век;

в) с XIII по XVI век.

Урок № 33. Итоги развития Руси к концу XIII века.

  1. Задание.

Вспомните, какие основные события произошли на Руси  в период с IX по XIII века, запишите их даты.

Событие

Дата

Образование государства Русь

Принятие христианства на Руси

Принятие сборника законов «Русская Правда»

Период раздробленности на Руси

Возникновение Москвы

Битва на реке Калке

Нашествие хана Батыя на Русь

Невская битва

Ледовое побоище

  1. Задание.

Подумайте, как можно оценить уровень развития Руси перед нашествием монголо – татарских завоевателей?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как изменилось состояние Русского государства после нашествия завоевателей, в период установления монголо – татарского ига?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 34. Повторение.

  1. Разгадайте кроссворд:

По горизонтали:

  1. Династия, которая берет свое начало от князей Игоря и Ольги.
  2. Власть монголо –татарских ханов.
  3. Земля, передававшаяся по наследству.
  4. Ханская грамота, дававшая право русским князьям на управление княжеством.
  5. Крестьянин – общинник, владевший участком земли, обязанный нести военную службу.

По вертикали:

  1. Летописец XII века, автор «Повести временных лет».
  2. Город на северо – востоке Руси, где в XII веке возникла республика.
  3. Город, столица Руси в период с IX по XII века.

  1. Решите хронологические кроссворды.

а)

По горизонтали:

А. Дата принятия сборника законов «Русская Правда».

По вертикали:

Б. Первое упоминание в летописи о Москве.

В. Начало нашествия хана Батыя на Русь.

б)

По горизонтали:

А. Ледовое побоище.

По вертикали:

Б. Невская битва.

В. Битва на реке Калке.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы IV вида.

Рабочая программа по истории  на ступени основного общего образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе IV вида составлена на основе федерального компонента Государственного...

Конспект интегрированного урока истории и музыки «Никто не забыт и ничто не забыто» («Подвигу твоему, Ленинград…») в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Конспект интегрированного урока истории и музыки в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (возможно проведение внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Л...

Юрченко Е.Ф. " Использования дидактических игр на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида".

В статье раскрывается методика применения дидактических игр на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....

Тематическая тетрадь по курсу «История России» для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая тетрадь состоит из разнообразных и интересных заданий: ребусов, кроссвордов, тестов, анаграмм, которые дадут возможность вспомнить и закрепить знания, полученные на уроках. Задания в рабочей т...

Тематическая тетрадь по курсу «История России» для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Тематическая тетрадь по «Истории Отечества»  представляет собой  сборник заданий по всем  темам, предусмотренным программой по истории Отечества для учащихся 8 класса специа...

Тематическая тетрадь по курсу «История России» для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Тематическая тетрадь по «Истории России»  представляет собой  сборник заданий по всем  темам, предусмотренным программой по истории Отечества для учащихся 9 класса специальн...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

В   В статье говорится о значении внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....