Рабочая программа по письму для обучающихся 1 класса с глубокой умственной отсталостью
рабочая программа на тему

Рабочая программа для 1 класса по письму для детей с глубокой умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo.docx48.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                                   

Рабочая программа по письму  для 1 класса предназначена для обучающихся 1 класса с глубокой  умственной отсталостью.

Нормативно – правовая база, на основе которой разработана рабочая программа:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление правительства РФ, 10.03. 2000г.  №212,  23.12.2002г., №919
  • Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под ред. В. В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. – М. Просвещение, 2010.
  • Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР. – М.,1983
  • Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I – X классы).г. Екатеринбург
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год
  • Учебный план ОКОУ «Льговская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2015/2016 учебный год

Основные цели и задачи, решаемые при реализации программы

Цель: овладение элементарными способами звукобуквенного анализа слов, умение правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению.

Задачи  обучения:

-формирование у обучающихся графических навыков, умений соотносить звуки и буквы;

- подготовка обучающихся к овладению зрительным образам букв, предметов, а так же их начертаниям;

- развитие и коррекция моторики мелких мышц руки;

- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;

- совершенствование графических навыков;

- привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте листа бумаги, тетради и пользования карандашом.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:  

развитие слухового восприятия и речевого слуха;  

развитие зрительного и пространственного восприятия;

развитие пространственных ориентировки;

коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

развитие устной речи и обогащение словаря;

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Характеристика предмета

У воспитанников с глубоко умственной отсталостью в связи с нарушением пространственного  восприятия и замедленного развития мелкой моторики, а также нарушением аналитико-синтетической деятельности мозга графические навыки и соотнесение звука и буквы сформированы недостаточно, или вообще отсутствуют.

Уроки обучения чтению и письму ведутся параллельно. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструированию.

     С умственно отсталыми  воспитанниками  проводится работа по развитию зрительных пространственных восприятий и представлений. Это чтение и письмо слева направо расположение строчек, начертаний букв, распознавание называние цветов(черного,белого,коричневого,красного,синего,желтого,зеленого),название и расположение геометрических фигур(горизонтально, вертикально).

   Особенности уроков по обучению  письму в этом классе заключаются в том, что обучающимся одновременно с момента  поступления в школу даются как технические навыки(правильно держать ручку, карандаш, правильно ими пользоваться при проведении линии),так и умения в изображении отдельных элементов букв.

  Данный курс включает в себя следующие методы и приемы по обучению письму:

1.Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и выработку графических навыков: С МЕЛОМ, КАРАНДАШАМИ,РУЧКОЙ,КРАСКАМИ.

2.Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным линиям, по точкам, самостоятельно.

3.Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, умение раскрасить предмет, не выходя за его контур.

4.Письмо элементов печатных и рукописных букв, бордюров из элементов букв.

5.Упражнения в правильном удержании карандаша, ручки, расположения листа бумаги, тетради на столе. Формирование правильной осанки во время письма.

6.Формирование пространственных представлений, умения ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, право, лево, выше, ниже.

7.Игры на развитие мелкой моторики: «Мозаика»,

8.Работа по обводке шаблонов, трафаретов геометрических фигур и знакомых воспитанникам предметов. Соединение точек:получение прямой, различных фигур.

9. « Пальчиковая» гимнастика.

Специфика программы

       Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период составляет примерно первую и вторую четверти, в зависимости от уровня развития детей.

Основные задачи добукварного периода:

  • подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками письма;
  • привить интерес к обучению;
  • выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

        Добукварный период. В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

       На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.

       Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются:

 - беседы;

     - заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок;

  - небольшие инсценировки.

        Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щёк и т.д. Дети, у которых обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.

       Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т.д. Обучающиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук.

Первоклассники учатся:

- составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков по предложенной теме;

- делить предложения на слова, слова на слоги;

- выделять отдельные звуки в начале слова.

        Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.

        Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определённой последовательности и заданном направлении (слева на право, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.

Букварный период.

Задачи букварного периода:

  • формировать звукобуквенный анализ и синтез;
  • заложить основы овладения письмом.

Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.

При обучении письму дети учатся правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Предварительно выполнять звукобуквенный анализ, составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки.

Содержание учебного предмета

Добуквенный период

  1. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умение правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса .
  2. Специальная логопедическая работа (проводится логопедом и закрепляется на уроке учителем). Развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса, исправление дефектов речи.
  3. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха.

Развитие звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание, и т. д.). Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа и т. д.); 3-4 звуков (там, мама и т. д.). Называние слов по предъявленным предметам, картинкам. Составление простых предложений из 2-3 слов. Деление этих составленных предложений на слова. Слова «предложение», «слово» - употребляются учителем. Учащиеся должны понимать их и выполнять действия, связанные с этими словами. Выделение в устной речи звуков «а» и «у» в начале слов. Безречевые дети вместо называния слов и действий должны изображать действие по предложенной картинке и вопросам учителя.

  1. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующие словесное обозначение. выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
  2. Специальная подготовка к обучению письму.

Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно распологать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. Развитие движений кисти и пальцев рук. Обведение карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их,Ю рисование прямых линий и несложных предметов. Письмо основных элементов рукописных букв.

Букварный период (I этап)

 Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.

Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчётливое произнесение их в изолированной позиции, а так же различие их в начале или конце слова ( в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

Образование из усвоенных звуков и букв, слов (ах, уа, ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением.

Образование и чтение прямых и обратных слогов (ау, уа, ам, ум, ма, му, ах, ох, ух, ха, хо, ас, ос, ус, са, со, су ), сравнение их. Саставление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх. Письмо по обводке и по образцу, данного учителем.

письмо под диктовку изученных букв, по возможности, отдельных слогов и слов.

Основное содержание.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Материал для уроков:  дидактические игры, игрушки,  мозаика,  предметные картинки, счетный материал (цветные палочки, грибочки,  яблочки и т. д. )

Геометрические формы: кубики, брусочки, шарики, пирамидки. Геометрические фигуры: квадраты, треугольники,   круги,  полоски бумаги, для коррекции и развития психомоторики и сенсорных процессов: трафареты, шаблоны. Используемый материал должен быть разного цвета: синий, зеленый, красный, желтый, белый, черный и размера.

 Все уроки рекомендуется разделить на несколько этапов.  Упражнения выполнять по трем направлениям:

- по показу: «Сделай точно так, как я», «Сравни, правильно ли сделал»;

- по памяти после предварительного анализа: «Запомни», «Сделай так же», «Сравни»;

- по словесной конструкции учителя.

 Важно к концу каждого этапа добиваться самостоятельности при выполнении предложенного задания:

- выделение предметов из группы данных;

- выбор и группировка предметов по основным признакам: цвету, форме, величине;

- выбор и группировка геометрических фигур конструирована из данных геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг;

- конструирование геометрических фигур по образцу из цветных полосок, палочек;

- конструирование из усвоенных геометрических форм, фигур, цветных палочек и полосок бумаги по предложенному заданию.

Развитие мелкой моторики рук.

Для глубоко умственно отсталых воспитанников эти занятия являются важными еще и потому, что у него наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики, но и нарушение моторики, которое требует специальной коррекции.

Следует помнить, что длинные мышцы руки развиваются раньше мелких мышц, поэтому упражнения следует строить в такой последовательности, чтобы в начале были задействованы именно длинные мышцы, т. е. задания даются на больших листах бумаги, более крупные и в тетради с большой клеткой и строкой.

 Перед каждым уроком проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках: ладони вверх или вниз, одновременно или попеременно; сгибание или разгибание пальцев рук, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой; сжимание и разжимание  в кулачок. Специальные упражнения для держания карандаша, правильное держание карандаша или ручки.

Упражнения для подготовки руки к письму:

- обведение по шаблону или трафарету предметов, знакомых воспитанникам, их раскрашивание;

- рисование знакомых предметов и их раскрашивание;

- обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур круга, квадрата, треугольника;

- рисование геометрических фигур  и похожих на них предметов и раскрашивание;

- рисование геометрических фигур по клеткам (по ориентировочным точкам, по тонким линиям – обводка);

- рисование геометрических фигур по линейке (по ориентировочным линиям и точкам);

- обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;

- составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом, разными цветами;

- рисование по точкам линий, палочек: прямые, наклонные по ориентирам;

- соединение палочек в разных сочетаниях;

- орнамент из геометрических фигур.

Подготовка к написанию букв (элементы букв):

- наклонные палочки короткие и длинные;

- палочки с закруглением внизу и вверху (крючки);

- овалы: о;

- полуовалы;

- петелька вверху и внизу;

- элементы буквы: Е;

- палочки с закруглением вверху и внизу: Г и др..

 Предполагается написание каждого элемента в отдельности, соединения из одного и того же элемента, соединения из разных элементов, напоминающие образы букв: а, у, в, т, п:

- печатание букв по трафарету, раскрашивание;

- обводка шаблонов и их раскрашивание.

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Программа рассчитана на 99 часов (3часа в неделю по учебному плану)

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего

27

21

27

24

99                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Базовый уровень должен обеспечить учащихся следующими навыками:

   1уровень

 -уметь правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку, отвечать на поставленные учителем вопросы;

- отличать звуки окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье ладошек, щелчки, кто и как голос подаёт (корова, лошадь, кошка и др.));

- запомнить буквы   А, О, У, М, С, Х.

- повторять за учителем прямые и обратные слоги с изученными буквами;

- слушать небольшие сказки, рассказы, стихи.

   2 уровень

-уметь правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя;

- отличать звуки окружающей действительности ( кто и как голос подаёт (корова, лошадь, кошка и др.));

- познакомиться с буквами А, О, У, М, С, Х.

3-уровень

-понимать обращенную речь и смысл доступных невербальных знаков( рисунков, иллюстраций)

-уметь вступать в контакт и поддерживать его

- слушать небольшие тексты.  

-уметь повторить отдельные звуки за учителем

Перечень учебно – методического обеспечения.

1.     Букварь. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В.В.Воронкова, И.В.Коломытина. М. Просвещение. 2002 г.

2.     «Занимательное азбуковедение». Книга для учителя. Составитель: В.В.Волина. М. Просвещение. 1991 г.

3.     «Занимательное азбуковедение». Материалы для занятий с детьми. Составители: Г.Г.Попова, В.И.Усачёва. Волгоград. 2005 г.

4.     Хрестоматия для маленьких. Пособие для воспитателей. М. Просвещение. 1987 г.

5.     «И учёба, и игра: русский язык». Пособие для педагогов. Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова. Ярославль. Академия развития. 2001 г.

        - Демонстрационное  учебное наглядное пособие

        « Обучение грамоте». Азбука профессий в карточках печатных и

         прописных букв. Т.И.Игнатьева, Л.Е.Тарасова. М. Дрофа. 2006 г.

       - Демонстрационный материал для подготовки детей к обучению

         грамоте  «Весёлая азбука. Паровозик».

      «Весёлая азбука. Лесная поляна».

      С. Вохринцева. Издательство «Страна фантазии»

        - Развивающая игра. «Прочитай по первым буквам».

        - веер гласных букв, согласных букв

        - касса для букв разрезной азбуки.

        - наборное полотно.

       - слоговые таблицы.

       - предметные картинки.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата урока и кол-во часов

Название раздела и темы

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уроку

Виды контроля

Виды деятельности

27 ч

I четверть

Добукварный период

1

1 ч

Знакомство с письменными принадлежностями  (ручка, простой карандаш, тетрадь).

Пропедевтический урок

Подготовка к овладению первоначальными навыками письма.

Знать, как держать карандаш, ручку

Фронтальный.

Индивидуальный

Выполнение инструкций

2

1 ч

Формирование умения правильно располагать школьные принадлежности при письме. Правильная посадка во время письма

Пропедевтический урок

Подготовка к овладению первоначальными навыками письма.

Умение правильно сидеть за партой

текущий

Выполнение инструкций

3

1 ч

Упражнения для укрепления и развития мелкой моторики. Д/и « Пальчики»

Урок рефлексии.

Развитие мелкой моторики, подготовка почвы для последующего формирования письма

Понимание несложного текста, комментирование действий

коррекция

Выполнение инструкций, дидактическая игра

4

4 ч

Упражнение в назывании и узнавании основных цветов, «красный, жёлтый, синий,  зелёный»

Урок формирования знаний

Развитие мелкой моторики руки; подготовка к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием.

Знать названия  наиболее распространенных цветов.

Индивидуальный.

Выполнение инструкций

5

2 ч

Рисование и обводка фигур по трафарету Раскрашивание

Комбинированный урок  

Совершенствование пространственной

ориентировки, развитию мелких мышц рук.

Самостоятельный выбор цвета и штриховка для рисунков.

Умение слушать учителя, выполнять инструкции

Индивидуальный.

Тренировочные упражнения

6

2 ч

Составление фигурок из тонких палочек, бумажных полосок по образцу учителя и словесной инструкции

Комбинированный урок  

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций  из прямых линий и закруглений.

Умение составлять геометрические фигуры по образцу учителя

Индивидуальный.

Выполнение инструкций

7

1 ч

Упражнение в написании вертикальных линий. Рисование вертикальных линий разной длины

Урок формирования ЗУН

Формирование умения правильно пользоваться карандашом и ручкой

Знать как держать карандаш, ручку.

Индивидуальный.

Тренировочные упражнения

8

2 ч

Рисование вертикальных линий по заданию учителя («Нарисуй линии такого же цвета», «Нарисуй столько же линий», «Нарисуй линии другого цвета»).

Урок комплексного применения знаний

Развитие мелкой моторики руки; подготовка к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием

Уметь рисовать прямые линии сверху вниз

Индивидуальный.

Выполнение движений кистями и пальцами рук, используя карандаш

9

2 ч

Рисование вертикальных линий из начальной точки «Дождик», «Ручеёк».

Комбинированный урок  

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций  из прямых линий

Уметь проводить вертикальные линии из начальной точки

Индивидуальный.

Тренировочные упражнения

10

1 ч

Упражнение в написании горизонтальных линий. Рисование горизонтальных линий разной длины.

Урок формирования ЗУН

Развитие мелкой моторики руки; подготовка к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием

Уметь рисовать горизонтальные линии разной длины

Индивидуальный.

Тренировочные упражнения

11

2 ч

Рисование горизонтальных линий по заданию учителя («Нарисуй линии такого же цвета», «Нарисуй столько же линий», «Нарисуй линии другого цвета»).

Комбинированный

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев.

Уметь рисовать карандашами горизонтальные линии

Индивидуальный.

Выполнение инструкций

12

2 ч

Рисование горизонтальных линий из начальной точки «Провода», «Покати мяч по дорожке».

Комбинированный

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций  из прямых линий

Уметь правильно держать карандаш при изображении предметов

Индивидуальный.

Тренировочные упражнения

13

2 ч

Рисование горизонтальных и вертикальных линий по двум точкам («Лестница», «Забор»).

Урок обобщения и систематизации знаний

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев.

Знать названия  наиболее распространенных цветов.

Индивидуальный

Выполнение инструкций

14

2 ч

Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»).

Урок обобщения и систематизации знаний

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций  из прямых линий

Уметь выполнять упражнения по подражанию

Индивидуальный

Выполнение инструкций

15

2 ч

Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки («Астра», «Солнышко»).

Урок закрепления знаний

Развитие мелкой моторики руки; подготовка к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием.

Уметь рисовать прямые наклонные линии

Индивидуальный

Развитие умения работать с учителем

21 ч

II четверть.

1

2 ч

Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (вертикальные прямые).

Урок закрепления знаний

Совершенствование пространственной ориентировки, развитию мелких мышц рук.

Самостоятельный выбор цвета и штриховка для рисунков

Уметь рисовать карандашами вертикальные линии

Работа в паре

Развитие умения работать с учителем

2

2 ч

Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (горизонтальные прямые).

Урок обобщения и систематизации знаний

Уметь рисовать карандашами горизонтальные линии

Работа в паре

Выполнение инструкций

3

3 ч

Обведение геометрических фигур по трафарету с их последующей штриховкой в разных направлениях.

Комбинированный урок урок

Совершенствование пространственной ориентировки, развитию мелких мышц рук.

Самостоятельный выбор цвета и штриховка для рисунков

Знать правила посадки при письме.

Индивидуальный

Тренировочные упражнения

4

2 ч

Знакомство с тетрадью в линейку с наклонной разлиновкой. Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: прямая наклонная палочка (длинная).

Изучение нового материала

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки

Уметь ориентироваться на листе бумаги: вверху страницы

Индивидуальный

Выполнение инструкций

5

2 ч

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: прямая наклонная палочка (короткая).

Изучение нового материала

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки

Формировать умения пользоваться карандашом и ручкой

Индивидуальный

Тренировочные упражнения

6

2 ч

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: прямая наклонная палочка (чередование длинной и короткой палочек).

Урок закрепления ЗУН

Переключение  линий с одного направления на другое.

Знать правила поведения за партой

Индивидуальный

Тренировочные упражнения

7

2 ч

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: овал

Изучение нового материала

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев

Формировать умения пользоваться карандашом и ручкой

Индивидуальный

Тренировочные упражнения

8

2 ч

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: полуовал с разрывом вправо.

Изучение нового материала

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки

Уметь обводить, писать изученные элементы и сравнивать их.

Индивидуальный

Графическая работа

9

2 ч

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: полуовал с разрывом влево.

Изучение нового материала

Переключение  линий с одного направления на другое

Уметь выполнять движения кистями и пальцами по подражанию

Индивидуальный

Тренировочные упражнения

10

2 ч

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: прямая наклонная палочка (короткая наклонная с закруглением вправо).

Изучение нового материала

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев

Уметь обводить, писать изученные элементы и сравнивать их.

Индивидуальный

Дидактические игры

27 ч

III четверть.

1

3 ч

Буква «А». Знакомство с написанием строчной буквы «а». Упражнение в написании строчной  и прописной буквы А, а. Выкладывание из палочек и верёвочек буквы а.

Изучение нового материала

Рефлексия

Усвоение рукописного начертания буквы а.

Уметь писать букву а.

Индивидуальный

Тренировочные упражнения

2

3 ч

Буква у. Упражнение в написании строчной и прописной буквы У, у.

Выкладывание из палочек и верёвочек буквы у.

Урок изучения нового материала.

Рефлексия.

Усвоение рукописного начертания буквы у

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев

Уметь писать букву у

Индивидуальный

Тренировочные упражнения

3

1 ч

Выкладывание из палочек и верёвочек слов «ау», «уа». Дописывание букв в словах «ау», «уа».

Урок закрепления знаний

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений

Уметь правильно держать ручку при письме

Работа в паре

Выполнение инструкций

4

2 ч

Слова ау, уа. Упражнение в написании данных слов. Рисование геометрических фигур по опорным точкам и их штриховка.

Урок закрепления знаний

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений

Работа в паре

Дидактические игры

5

3 ч

Буква м. Упражнение в написании строчной и прописной буквы М, м.

Урок изучения нового материала.

Рефлексия

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Уметь выполнять графический анализ буквы м; писать безотрывно

Индивидуальный

Тренировочные упражнения

6

2 ч

Обратные слоги ам, ум. Письмо данных слогов.

Урок закрепления знаний

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений

Уметь писать слоги

Индивидуальный

Тренировочные упражнения

7

2 ч

Написание слогов ма, му. Рисование геометрических фигур по опорным точкам и их штриховка.

Комбинированный

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Выполнение инструкций, точное следование образцу.

Текущий

Тренировочные упражнения

8

3 ч

Написание  буквы О. Упражнение в написании строчной и прописной буквы О, о.

 Узнавание и называние предметов по картинкам.

Урок изучения нового материала.

Рефлексия

Рукописное написание букв

Уметь писать букву о

Индивидуальный

Дидактическая игра

9

2 ч

Слоги ом-мо. Их написание.

Комбинированный

Правильно пользоваться учебными принадлежностями

Текущий

Тренировочные упражнения

10

2 ч

Упражнение в написании слогов ам-ма, ум-му.

Урок закрепления знаний

Уметь писать слоги

Текущий

Тренировочные упражнения

11

2 ч

Составление и написание слова «мама».

Комбинированный

Индивидуальный

Дидактическая игра

12

1 ч

Д/и «Найди домик для букв»

Урок закрепления знаний

Индивидуальный

Дидактическая игра

13

1 ч

Письмо узоров по точкам.

Комбинированный

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев

Правильно пользоваться учебными принадлежностями

Индивидуальный

Самостоятельная работа.

Тренировочные упражнения

24 ч

IV четверть.

1

2 ч

Упражнение в письме по обводке и образцу изученных ранее букв.

Урок закрепления знаний

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев

Правильно держать ручку при письме

Индивидуальный

Тренировочные упражнения

2

3 ч

Буква с. Упражнение в написании строчной и прописной буквы С, с.

Урок закрепления знаний

Развитие и коррекция мелкой моторики

Уметь писать строчную и заглавную букву, слова с этой буквой.

Индивидуальный

Тренировочные упражнения

3

3 ч

Написание слогов АС, ОС, УС. Работа с кассой букв.

Урок закрепления знаний

Усвоение рукописного начертания буквы с, и слогов с ней.

Уметь писать букву с, слоги с этой буквой

Индивидуальный

Тренировочные упражнения

4

3 ч

Написание слогов  СА, СО, СУ. Работа с кассой букв.

Урок обобщения и систематизации знаний

Усвоение рукописного начертания буквы с, и слогов с ней.

Уметь писать буквы с, слоги с этой буквой

Текущий

Выполнение инструкций

5

3 ч

Буква х. Упражнение в написании строчной и прописной буквы Х, х.

Урок изучения нового материала

Усвоение рукописного начертания буквы х, и слогов с ней.

Уметь писать строчную и заглавную букву, слова с этой буквой.

Индивидуальный

Тренировочные упражнения

6

3 ч

Составление и запись прямых и обратных слогов ха – ах, хо – ох, ху – ух.

Комбинированный

Усвоение рукописного начертания буквы х, и слогов с ней.

Умение слушать, задавать вопросы

Текущий

Тренировочные упражнения

7

2 ч

Упражнение в написании слоговых структур с буквами А,О,У,М,С,Х.

Урок изучения нового материала

Закрепление рукописного начертания изученных букв.

Следить за правильной осанкой на рабочем месте

Текущий

Тренировочные упражнения

8

2 ч

Работа с трафаретами и шаблонами. Письмо слогов по обводке.

Урок обобщения и систематизации знаний

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки

Выполнение инструкций, точное следованию образцу.

Работа в парах

Дидактическая игра

9

3 ч

Повторение пройденного. Упражнения в написании букв. Списывание слогов, слов, предложений с доски. Письмо под диктовку отдельных слогов, слов.

Урок комплексного применения знаний

Развитие и коррекция мелкой моторики

Умение слушать, задавать вопросы

Итоговый

Дидактическая игра

Тренировочные упражнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»

На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....

Программа по трудовому обучению для учащихся 5 класса с глубокой умственной отсталостью

Программа по трудовому обучению для учащихся 5 класса с глубокой умственной отсталостьюспециальной (коррекционной) общеобразовательной школы №2 8 вида (экспериментальный вариант)....

Методические рекомендации по написанию рабочих программ СИПР по ФГОС для детей с глубокой умственной отсталостью.

Специальная индивидуальная программа развития,   (далее СИПР),   предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся со стойким нарушением познавательной ...

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс

Настоящая программа обучения составлена с учетом особенностей учащихся интеллектуального и физического развития и направлена на решения следующих целей: Цели обучения математики:развитие образног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (адаптированная) для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 9 класс

Рабочая адаптированная  программа  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  9 класса   детализирует и раскрывает содержание общего образования  для ОВЗ (вариант...