Программа по трудовому обучению для учащихся 5 класса с глубокой умственной отсталостью
методическая разработка (5 класс) по теме

Гинатулина Роза Рифкатовна

 

 

Программа

по трудовому обучению для учащихся 5 класса

с глубокой умственной отсталостью

специальной (коррекционной)

общеобразовательной школы №2 8 вида

 (экспериментальный вариант).

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Зеленодольск РТ,

 

 

Содержание.

 

 

1.     Пояснительная записка.

 

 

2.     Учебно-тематический план программы.

 

 

3.     Содержание программы.

 

 

4.     Методическое обеспечение программы.

 

 

5.     Техническое оснащение и дидактический материал.

 

 

6.     Тесты по проверке программных знаний учащихся 5-х классов с глубокой умственной отсталостью.  

 

 

7.     Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

 

         Данная программа  предназначена для реализации в 5-х классах коррекционной школы  VIII вида и рассчитана на 198 часов по предмету «Технология швейного дела» для учащихся с глубокой умственной отсталостью.

Особую роль в формировании положительных качеств личности у детей с глубокой умственной отсталостью играет трудовое обучение. В ходе непосредственной практической деятельности у них формируются такие нравственные качества, как добросовестность, привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что очень важно для дальнейшей социальной адоптации.

         Предлагаемый курс руководствуется важнейшим принципом в работе с детьми, имеющими глубокую умственную отсталость, принцип практической направленности обучения. Известно, что дети с тяжелым умственным недоразвитием, обладая практическим интеллектом, способны к целесообразному употреблению орудий труда, выбору обходных путей, т.е. к разумному действию. Этот практический интеллект по своей психологической природе отличается как от многородной одаренности, так и от теоретического интеллекта. По мысли Л.С. Выготского:«… практический интеллект может явиться точкой приложения компенсации, средством выравнивания других интеллектуальных функций».

         Обучение труду у детей с глубокой умственной отсталостью направлено на решение следующих задач:

·        воспитание положительных качеств личности  ученика с глубокой умственной отсталостью (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе и.т.п.);

·        сообщение элементарных заданий по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

·        формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на  своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работ, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования;

·        коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учетом их возрастных особенностей;

·        формирование знаний о различных материалах и умений выбрать способы обработки, в зависимости от свойств материалов;

·        контролировать работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

     Программой предусмотрено исправление недостатков познавательной деятельности; наблюдательности, соображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

         В первом разделе программы – «Изготовление аппликаций из картона и цветной бумаги» у детей с глубокой умственной отсталостью предусматривается координация деятельности различных анализаторов, корригируется  мелкая моторика пальцев рук и общее физическое недоразвитие. Дети знакомятся с правилами безопасности в кабинете труда, инструментами, необходимыми  для работы с бумагой и тканью, особенностями аппликации.

          Второй раздел называется «Изготовление аппликаций из картона, цветной бумаги, фурнитуры». При изучении этого раздела у учащихся с глубокой умственной отсталостью развиваются активность, творческая инициатива, идет познание основ композиции, перспективы, развиваются художественный вкус, чувство цвета, меры, гармонии, целостного видения формы, чувство симметрии, развиваются осязательные навыки, что необходимо в любой трудовой деятельности. К тому же изображения нравящихся предметов пробуждают творческую фантазию и воображение детей, доставляют им подлинно эстетическое наслаждение.

         Третий раздел – «Плетение ковриков из ленточек» посвящен   методу плетения ковриков из атласных лент позволяющему организовать конструктивно-художественную деятельность ребенка  с глубокой умственной отсталостью, стимулирующего развитие внимания, восприятия, воображения и формирующему целый ряд ручных умений (мелкую моторику), что является основой для его дальнейшего развития.

         При этом, создавая красивые поделки своими руками, видя результаты своей работы, дети с глубокой умственной  отсталостью ощущают прилив энергии, испытывают положительные эмоции и внутреннее удовольствие, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

В каждом разделе данной программы определен перечень тем, рекомендованных для изучения. Последовательность изучения тем программы раскрывается в тематическом плане, приводятся обобщенные требования к знаниям и умениям учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учебно-тематический план

 

 

 

 

 

 

№п/п

Тема

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

Первая четверть

1

Изготовление аппликации из картона и цветной бумаги

54

16

58

1.1

Вводное занятие

1

1

 

1.2.

Общие сведения об инструментах (клей, ножницы, линейка, карандаш и т.п.)

1

1

 

1.3.

Общие сведения о бумаге, картоне

1

1

 

1.4.

Технология выполнения аппликации из цветной бумаги и картона

1

1

 

1.5.

Выполнение аппликации из цветной бумаги и картона

50

12

38

1.5.1.

Аппликация «Жираф»

4

2

2

1.5.2.

Аппликация «Лягушка»

4

2

2

1.5.3.

Аппликация «Бабочка»

4

1

3

1.5.4.

Аппликация «Мухомор»

4

1

3

1.5.5.

Аппликация «Цветочная поляна»

10

2

8

1.5.6.

Аппликация «Букет цветов»

12

2

10

1.5.7.

Аппликация «Болото»

12

2

10

Вторая четверть

2

Изготовление аппликации из картона, цветной бумаги и фурнитуры (пуговицы)

40

14

29

2.1.

Вводное занятие

1

1

 

2.2.

Общие сведения о фурнитуре

2

1

1

2.3.

Технология приклеивания пуговиц

2

1

1

2.4.

Технология пришивания пуговиц

8

2

6

2.5.

Выполнение аппликации из цветной бумаги с использованием пуговиц с двумя сквозными отверстиями

27

6

21

2.5.1.

Аппликация «Яблоко»

8

2

6

2.5.2.

Аппликация «Жук»

9

2

7

2.5.3.

Аппликация «Гармонь»

10

2

8

Третья четверть

3.

Плетение ковриков из атласных лент

60

19

41

3.1.

Вводное занятие

1

1

 

3.2.

Общие сведения о атласных ленточках

6

2

4

3.3

Инструменты и приспособления необходимые для выполнения плетеного коврика

2

1

1

3.4.

Технология выполнения плетеного коврика из атласных лент

16

6

10

3.5.

Выполнение плетеных ковриков с элементами аппликации

35

9

26

3.5.1.

Коврик с элементами аппликации «Пара яблок»

8

2

6

3.5.2.

Коврик с элементами аппликации «Птенец в гнезде»

6

2

4

3.5.3.

Коврик с элементами аппликации «Подсолнух»

5

1

4

3.5.4.

Коврик с элементами аппликации «Осенние грибы»

8

2

6

3.5.5.

Коврик с элементами аппликации «Жар-птица»

8

2

6

Четвертая четверть

4.

Изготовление салфетки

44

15

29

4.1.

Вводное занятие

1

1

 

4.2.

Инструменты и приспособления необходимые при выполнении ручных работ

2

1

1

4.3.

Общие сведения о хлопчатобумажных тканях

4

2

2

4.4.

Общие сведения о швейных нитках

4

2

2

4.5.

Подготовка к выполнению швейных работ

2

1

1

4.6.

Раскрой из ткани салфетки

2

1

1

4.7.

Обработка средств салфетки бахромой

4

1

3

4.8.

Электрический утюг

2

1

1

4.9.

Общие сведения о ручных стежках и строчках

4

2

2

5.0.

Прямые стежки

4

1

3

5.1.

Выполнение на салфетке прямых стежков

6

 

6

5.2.

Тамбурные стежки

6

2

4

5.3.

Выполнение на салфетке тамбурных стежков

8

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Содержание программы

 

I раздел

 

Изготовление аппликаций из картона и цветной бумаги.

 

1.     Вводное занятие. Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Ознакомление с планом работы на четверть. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Подготовка материалов и инструментов. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигенических требований. Распределение рабочих  мест.

2.     Общие сведения об инструментах.

Теоретические сведения. Инструменты, материалы, приспособления для ручных работ. Правила безопасности при ручных работах. Правильная организация рабочего места.

     Умения  - Работа с инструментом, материалом, приспособлениями.

Упражнения – Работа с инструментами, материалом, приспособлениями (ножницы, шаблоны, линейка, карандаш).

Практическая работа – Правильная посадка во время работы (положение рук, ног, корпуса). Обводка шаблонов карандашом. Работа с ножницами (разрезание, вырезание).

3.  Работа с цветной бумагой.

Теоретические сведения. Представление о свойстве бумаги, цвете, форме, размере предмета.

     Умение  - Работа с шаблоном (обводка) на цветной бумаге.

4.  Работа с аппликацией.

     Изделия – аппликация из цветной бумаги.

     Технические сведения.

Техника выполнения аппликации на бумаге. Однодетальная аппликация, многодетальная аппликация.

Учение.

Работа с клеем. Умение составить аппликацию согласно образцу.

Упражнение.

Выполнение простейших однодетальных  и многодетальных аппликаций из цветной бумаги.

     5.  Практическое повторение.

Изготовление простейших аппликаций из цветной бумаги.

     6.  Самостоятельная работа.

Выполнение по образцу аппликации.

 

 

 

 

 

 

II раздел

 

Изготовление аппликаций из картона и цветной бумаги, фурнитуры.

 

1.     Вводное занятие.

План работы на II четверть. Правила поведения учащихся в мастерской. Правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, иглой. Организация рабочего места.

2.     Работа с аппликацией, используя фурнитуру (пуговицы).

Теоретические сведения.

Сведения о пуговицах (назначение, виды, формы). Способы приклеивания и пришивания пуговиц.

Умение.

Правильно приклеивать пуговицу на аппликацию. Работа с клеем.

Упражнение.

Выполнение простейшей однодетальной аппликации с использованием пуговиц.

3.     Работа с многодетальной аппликацией из цветной бумаги с пришиванием пуговиц с двумя дырочками.

Изделия.

Аппликация из цветной бумаги.

Технические сведения.

Техника выполнения пришивания пуговиц с двумя дырочками на аппликации.

Умение.

Работа с клеем. Умение составить аппликацию согласно образцу. Правильно пришить пуговицу с двумя дырочками.

Упражнение.

Выполнение многодетальной аппликации с пришиванием на нее пуговиц с двумя дырочками.

4.     Практические работы.

Выполнение однодетальных и многодетальных аппликаций из цветной бумаги с приклеиванием пуговиц и пришиванием пуговиц из двух дырочек.

5.     Самостоятельная работа.

Выполнение по образцу аппликации с пришиванием пуговиц с двумя дырочками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III раздел 

 

Плетение ковриков из атласных лент.

 

1.     Вводное занятие.

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности работы с ножницами, клеем. Организация рабочего места.

2.     Атласные ленты.

Теоретические сведения.

Виды атласных лент, их свойства, назначение.

Умение.

Определить назначение лент в зависимости от их свойства (широкие, узкие). Работа с ножницами и клеем.

Практическая работа.

Выполнение коллекции атласных лент.

3.     Технология изготовления плетеного коврика.

Теоретические сведения.

Правильный подбор цветовой гаммы из лент. Технология выполнения переплетений.

Умение.

Правильное составление и подбор цветовой гаммы. Работа с ножницами, клеем. Плетение полосок атласной ленты и закрепление краев клеем.

Практическая работа.

Изготовление плетеных ковриков из атласных лент, различных цветов и различных размеров.

4.     Оформление плетенных ковриков с помощью многодетальной аппликации.

Технические сведения.

Правильный выбор иллюстрации для оформления плетеного коврика.

Умение.

Работать с шаблонами (обводка) на цветной бумаге. Работа с ножницами, клеем.

Практическая работа.

Правильная посадка во время работ (положение рук, ног, корпуса). Обводка шаблонов карандашом. Работа с ножницами (разрезание вырезание). Приклеивание коврика на картон. Оформление коврика вырезанными деталями из цветной бумаги.

5. Самостоятельная работа.

Выполнение плетеных ковриков и оформление при помощи многодетальной аппликации из цветной бумаги, по образцу.

 

 

 

 

 

 

IV раздел

 

Изготовление салфеток.

 

         Значительное место в общей системе коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми занимает швейное дело. В процессе занятий по данному предмету у них вырабатывается практические умения и навыки, необходимые для их повседневной жизни.

         Швейное дело способствует развитию у глубоко умственно отсталых детей: терпение, точность, аккуратность в работе, усидчивость.

1.     Вводное занятие.

План работы на IV четверть.

Правила поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности при работе с ножницами, иглой. Организация рабочего места.

2.     Общие сведения об инструментах.

Теоретические сведения.

Виды тканей и их назначение: лицевая, изнаночная, длина, ширина и кромка ткани. Правила техники безопасности.

Умение.

Работа с ножницами, клеем. Обводка шаблонов на ткани, вырезание деталей по контуру.

         Практическая работа.

Выполнение коллекции тканей. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Определение кромки на ткани.

3.     Построение чертежа прямоугольной формы.

Теоретические сведения.

Инструменты и приспособления для чертежных работ. Построение чертежа прямоугольной формы.

Практическая работа.

Построение чертежа прямоугольной формы при помощи линейки.

4.     Изготовление простейшего однодетального изделия из ткани.

Изделие – салфетка с бахромой.

Теоретические сведения.

Название тканей, используемых для данного изделия. Отделка салфетки. Форма изделия. Технология выполнение бахромы. Подготовка ткани к работе.

Умение.

Выполнение бахромы.

Практические работы.

Подготовка кроя к работе. Выкраивание салфетки прямоугольной формы. Обработка срезов салфетки бахромой.

5.     Отделка салфетки прямыми стежками.

Изделие – салфетка.

Теоретические сведения.

Сведения о ручных стежках и строчках. Прямые стежки, применение и выполнение этих стежков.

Умение.

Выполнение прямых стежков.

Упражнение.

Выполнение прямых стежков на образце ткани.

Практическая работа.

Выполнение прямых стежков на салфетке.

6.     Отделка салфетки тамбурным стежком.

Изделие – салфетка.

Теоретические сведения.

Применение тамбурных стежков. Технология выполнения тамбурных стежков.

Умение

Выполнение тамбурных стежков.

Упражнение

Выполнение тамбурных стежков на образце ткани.

     7.  Практическая работа.

Выполнение тамбурных стежков на салфетке.

8.  Практическое повторение.

Изготовление салфетки с бахромой, отделочными стежками (прямыми, тамбурными), с аппликацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По окончании 5 класса  учащиеся с глубокой умственной отсталостью

 

 должны знать и уметь:

 

1.     Правила безопасности работы с инструментами для ручного труда.

 

2.     Знать назначение вида бумаги.

 

3.     Распознавать лицевую и изнаночную сторону ткани с рисунком.

 

4.     Уметь пришивать пуговицы с двумя дырочками.

 

5.     Должны уметь работать с ножницами (разрезать бумагу, ткань по прямым линиям, а так же вырезать детали из бумаги, ткани).

 

6.     Уметь обрабатывать срезы изделия бахромой.

 

7.     Должны уметь использовать шаблоны для обмеловки.

 

8.     Уметь выполнять прямые стежки и тамбурные стежки.

 

9.     Уметь сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец – шаблон и выбрать результат сравнения в устном высказывании.

 

10.                       Уметь дать простой отчет о выполненной работе (назвать изделие и материалы из которых оно выполнено, определить назначение изделия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Методическое обеспечение программы.

 

         В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстрированный, рассказ, беседы, упражнение, практические работы творческого характера, коррекционно-развивающие игры.

         Формами организации учебного труда являются работа в парах и  индивидуальные.

Педагог должен  обеспечивать условия для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности учащегося, используя следующие целевые ориентиры:

- формирование у учащихся системы  знаний и освоение ими способов человеческой деятельности (в нашем случае практической) на основе актуализации и «окультуривания» их субъективного опыта;

- оказание помощи учащимся в поиске  и обретении своего индивидуального стиля и темпа практической деятельности;

- содействие учащемуся в формировании положительной «Я-концепции», развитие творческих способностей. В овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

         Построение учебно-воспитательного процесса должно основываться на следующих принципах:

         -самоактуализации

         -индивидуальности

         -субъективности

         -выбора

         -творчества и успеха

         -доверия и поддержки

         При организации обучения предполагается включение таких моментов как:

         - проектирование характера взаимодействия на основе учета личной особенности учащихся;

         - применение преподавателем приемов для актуализации и обогащения субъективного опыта учащихся;

         - использование различных форм общения, особенно диалога;

         - создание для учащихся ситуации успеха;

         - проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

         - стимулирование учащихся к осуществлению выбора творческих заданий, форм и способов их выполнения.     Основываясь на вышеперечисленных аспектах,  были спроектированы учебные занятия, определены организационные формы обучения, направленные как на теоретическую, так и на практическую подготовку учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

5.Техническое оснащение и дидактический материал.

 

 

1.     Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами.

 

2.     Инструменты и приспособления: ножницы, швейные иглы, булавки, наперсток, кисточка, карандаш, линейка, ластик, портновские мелки, шаблоны.

 

3.     Материалы: атласные ленты, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА, фурнитура: пуговицы, швейные нитки, мулине, хлопчатобумажные ткани.

 

4.     Специальная литература.

 

5.     Наглядно-иллюстрированные и дидактические материалы: таблица «Ручные стежки и строчка», таблица «Азбука цвета»,  коллекции ниток, коллекции тканей, коллекции фурнитуры (пуговиц), салфеток, аппликаций, раздаточный материал, инструкционные карты, дидактические карточка, коррекционно-развивающие игры: «Наряди куклу», «Убери лишнее», «Найди пары», Найди и обведи»; сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «В магазин за покупками», «Хозяюшка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Список литературы.

 

1.     А.Р. Малер

Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии – М 2002г.

 

2.     Б.П. Пузанова.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) – М., 2001г.

 

3.     Н.Д. Шматко.

Дети с отклонениями в развитии (методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей) – М., 2001г.

 

4.     С.Л. Мирский

Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда – М.,1992г.

 

5.     Е.М. Мастюкова.

Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992г.

 

6.     С.Л. Мирский.

Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе – М., 1980г.

 

7.     В.В. Лебединский.

Нарушение психологического развития у детей – М., 1985г.

 

8.     Т.В. Егорова.

Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М., 1973г.

 

9.     Коррекционная педагогика.

Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. (Под. Ред. Б.П. Пузанова.,  - М., 1998г.).

 

10.                       Т.А. Власова,  М.С. Повзир.

Дети с отклонениями в развитии – М., 1973г.

 

11.                       А.Р. Малер, Г.В. Цикото.

Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью – М., 2003г.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и чтению для детей с глубокой умственной отсталостью 5 класс

Рабочая программа по письму и чтению предназначена для детей с глубокой умственной отсталостью 5 класс...

Тема: «Опыт социализации и элементарного трудового обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в Городецкой (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

В докладе показаны направления работы по социализации детей с глубокой умственной отсталостью; описана работа по профилю"Озеленитель"....

Рабочая программа по письму для обучающихся 1 класса с глубокой умственной отсталостью

Рабочая программа для 1 класса по письму для детей с глубокой умственной отсталостью...

Технологическая карта урока трудового обучения по ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (5 класс, тема урока "Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями")

Технологическая карта составлена методически грамотно, что способствует продуктивной работе учителя и обучающихся....

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Профессионально - трудовое обучение (швейное дело)" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс

Адаптированная рабочая программа предназначена для преподавания швейного дела обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предусматрив...

Особенности организации обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР

На современном этапе важным остается вопрос почему и как надо учить детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР. Дети данной категории неоднородны по своему составу....