Коррекция нарушенных функций с учащимися ДЦП, 8 вида, 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему

Филимонова Ирина Фёдоровна

Программа курса: Развитие речи на основе «Ознакомление с окружающим миром», «Языковая компетенция»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_7_klass.docx39.74 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция нарушенных функций с учащимися ДЦП,  8 вида, 7 класс

Программа курса:

Развитие речи на основе

«Ознакомление с окружающим миром»,

«Языковая компетенция»

Планирование на 2015-2016 учебный год учитель-дефектолог

Филимонова И.Ф.

г. Самара

Программа курса:

«Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром»

7 класс

Задачи:

  • Повышать уровень общего развития учащихся Улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти.
  • Восполнение пробелов предшествующего развития и обучения
  • Формирование недостаточно освоенных учебных умений и навыков
  • Формирование зрительно — моторных координации
  • Преодоление семантических затруднений учащихся, обогащение словарного запаса через систематическую работу над спец. лексическими упражнениями.
  • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук
  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально — личностной сферы
  • Развитие словесно - логического мышления
  • Развитие устойчивости и переключаемости внимания
  • Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
  • Развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, внятности и выразительности речи)
  • Формирование произвольной деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по алгоритму

П/П

Название раздела или темы занятия

Количество часов на изучение темы

Примерная дата проведения

Характеристика деятельности ученика, элементы содержания

Планируемые результаты:

коррекционные цели, УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные УУД

1

2

3

4

5

Свет знания

Обследование учащихся

Коррекция внимания

Как изучают окр. Мир

(практическая работа)

Коррекция мелкой моторики

Формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть

отличная черта человека. Высказывать мотивированное суждение об ответственности познающего человека за то, как, в каких целях используются его открытия и изобретения.

Работать по корректурной таблице (переключаемость внимания)

Характеризовать способы изучения окружающего мира. Оценивать свои успехи при выполнении практических работ. Делать вывод об ответственности человека за свои действия при исследовании окружающего мира.

Учиться совместно Давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Высказывать своё мнение по вопросу, аргументировать свой ответ. Отличать верно, выполненное задание от неверного.

Ориентироваться в учебнике и учебной тетради (на развороте, в оглавлении)

Умение взаимодействовать с учителем со Сверстниками Умение работать в паре, малой группе.

Коррекционные цели

выявить уровень сформированности умений и навыков у учащихся. Активизировать внимание

Учиться совместно. Давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Высказывать своё мнение по вопросу, аргументировать свой ответ. Отличать верно, выполненное задание от неверного.

Ориентироваться в учебнике и учебной тетради (на развороте, в оглавлении)

Умение взаимодействовать с учителем со Сверстниками Умение работать в паре, малой группе.

Коррекционные цели

Вырабатывать иммунитет через самомассаж, тренировка пальцев и руки

6

7

Книга – источник знаний. Коррекция зрительной моторики

Определять тип справочной и научно- познавательной литературы. Находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе. Презентовать полюбившуюся научно- популярную книгу: правильно называть

автора и название, обобщать и раскрывать содержание, демонстрировать иллюстрации по теме.

Оценка деятельности одноклассников и собственных действий.

Умение работать по плану, предложенному учителем. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Анализировать рисунок. Умение делать выводы.

Умение взаимодействовать с учителем

Коррекционные цели

Развивать зрительное восприятие, работать по графическим алгоритмам и заданиям учителя

8

9

Страны и народы на политической карте мира. Работа над дыханием.

Сравнивать политическую карту мира с физической, соотносить название страны с названием языка.

Работать со справочной литературой о народах мира.

Иметь чувство гордости, за национальную культуру, историю. Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.

Умение работать по плану учителя

Проверять информация, находить дополнительную справочную литературу

Умение взаимодействовать с учителем

Коррекционные задачи

Знакомство с дыхательной гимнастикой Стрельниковой

10

11

Путешествуем, познаём мир. Коррекция  памяти.

Формулировать цель путешествия, соотносить личные интересы с интересами своих спутников, находить необходимые сведения для определения маршрута, оформлять дневник путешествия, оценивать результаты путешествия (достигнута ли поставленная цель). Формулировать правила ответственного туризма по отношению к природе и к местным обычаям и традициям.

Работать по алгоритмам, таблицам, текстам.

Иметь чувство гордости за национальную культуру, толерантное отношение к культуре.

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Рассказывать о творчестве деятелей родного края.

Выбирать вид пересказа (полный , краткий, выборочный)

Коррекционные цели

Определение объёма словестной памяти, тренировка кратковременной памяти.

12

13

Транспорт. Логическое ударение

Различать старинные и современные средства передвижения. Систематизировать транспортные средства по видам, участвовать в дидактической игре на усвоение правил пользования транспортом, определять виды транспорта, необходимые для проектируемого путешествия по городу

(селу), рассказывать сюжет из истории одного из видов транспорта (по выбору), об изобретателях, ученых. Проектное задание (проект): разрабатывать предложения об использовании общественного транспорта в просветительских целях.

Планировать свою работу, аргументировать свою позицию, применять знания и способы действий в различных ситуациях.

Выявлять особенности(качество, признаки) объектов в процессе их рассматривания

Коррекционные цели

Углубить знания о логическом ударении, уточнение и систематизация словаря.

14

15

Средства информации и связи. Коррекция голоса

Различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации, участвовать в дидактической игре. Рассказывать о сюжетах теле- и радиопередачи, публикаций в прессе о природе, культуре, выдающихся людях России и мира (по выбору в соответствии с личными интересами).

Оценка деятельности одноклассников и собственных действий.

Умение работать по плану, предложенному учителем. Высказывать предположения и аргументировать их цель деятельности на уроке с помощью

Задавать вопросы, наблюдая предметы окружающего мира. Как правильно сравнивать предметы, объединять их в группы. Умение составлять загадки.

Умение отвечать на вопросы.

Коррекционные цели

Развитее активного звукоподражания, учить воспроизводить звуки музыкальных инструментов с помощью компьютера

16

17

Мир природы в народном творчестве.

Коррекция памяти.

Определять образ единого дома-мира в произведениях словестного и изобразительно - прикладного народного творчества. Характеризовать изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края. Воспроизводить образ дома-мира в собственном произведении.

Неоднократное ознакомление с материалом и последующее его воспроизведение (заучивание текста)

Корректирование своих знаний

Уметь контролировать свою деятельность, оценивать свою работу,  её результат.

Умение составлять небольшой научный рас сказ

Умение отвечать на вопросы.

Коррекционные цели

Развивать зрительную, слуховую, моторную память и их сочетание. Запоминать слова и их воспроизведение. Графический диктант.

18

19

20

21

Мир небесных тел. Коррекция мелкой моторики

Характеризовать Солнце как одно из небесных тел, раскрывать его значение для жизни на Земле. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь и использовать при рассказе о Солнце. Анализировать иллюстрации учебника, устанавливать связь между положением Солнца на небе и сезонными изменениями в природе и жизни людей.

Применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

Развивать познавательный интерес при работе с картой, глобусом, схемой.

Уметь рассуждать и анализировать.

Коррекционные цели

Координировать движения руки и глаза (манометрический текст), инсценирование руками, развивать контроль над руками

22

23

Невидимое сокровище. Развитие фонематического слуха

Определять состав воздуха. Рассказывать о способах обнаружения воздуха вокруг себя. Раскрывать значения воздуха для растения, животных, человека. Наблюдать опыты              (фрагменты на компьютере).

Развитие положительного отношения к богатствам нашей страны

Удерживать цель деятельности до получения её результата

Коррекционные цели

Формировать звуко - буквенные анализ и синтез слова, развивать навыки самостоятельности.

24

25

Самое главное вещество. Работа над моторикой, речью.

Высказывать предположения, почему воду часто называют самым главным веществом на планете. Различать состояния воды. Рассказывать о распространении воды в природе. Раскрывать значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другова человека.

Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов, в процессе их наблюдения

Коррекционные цели

Развивать ручную деятельность: самомассаж пальцев, развивать активную речевую деятельность.

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Природные стихии в народном творчестве. Развитие активной речевой деятельности. Фрагментарный диалог.

Мир растений. Коррекция просодики

Плодородная земля и растения в народном творчестве. Коррекция произношения

Узнавать образы воздуха, огня, воды в произведениях словестного и изобразительно-прикладного народного творчества. Предлагать загадки, пословицы. Поговорки из творчества своего края. Различать проявления стихий: Вода, Дождь, солнце, молния, огонь. Использовать фрагменты из компьютера.

Узнавать группы растений по описаниям. Различать виды растений; анализировать таблицу «Число видов растений разных групп». Сравнивать схемы дыхания и питания растений, на этой основе раскрывать особую роль

растений в природе и жизни людей, делать вывод о необходимости бережного отношения к растениям. В ходе групповой работы определять предложенные растения с помощью атласа-определителя, Использовать книгу «Зеленые страницы» для подготовки собственных сообщений о растениях. Проектное задание (проект): готовить фоторассказ о мире растений (в том числе родного края), выражать свое отношение к нему. Кратко характеризовать растения родного края на основе наблюдений.

Подбирать загадки о земле и растениях в творчестве народов своего края для совместной игры. Находить и   характеризовать эти образы в словесных и изобразительных прикладных произведениях народного творчества своего края, использовать приемы. Использовать приёмы народного искусства для сочинения своих загадок о земле и растениях.

Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране государству.

Уметь анализировать с опорой на ранее изученный материал

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коррекционные цели

Совершенствовать умение поддерживать диалог доступными вербальными средствами, закрепить навыки составления простых предложений, по изученным ранее моделям.

Проявлять понимание и уважение к ценностям и культурам других народов

Применять таблицы, схемы, модели для получения информации

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствие с целью

Коррекционные цели

Закрепить навыки использования в речи средств, передающих её интонационную выразительность. Учить составлять рассказ о растениях своего края.

Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству

Применять таблицы, схемы, модели, для получения информации

Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

Коррекционные цели

Учить составлять творческие загадки, закрепить навыки различения и произношения ранее изученных звуков.

36

37

Невидимые нити в живой природе. Развитие активной речевой деятельности

Классифицировать животных по особенностям питания. Прослеживать по схемам цепи питания. Работая в парах, моделировать цепи питания с помощью схем-аппликаций. Применять знания об особенностях питания животных для самостоятельного составления схем цепей питания. Выявлять признаки приспособленности животных к добыванию

пищи и защите от врагов. Формулировать соответствующие нормы экологической этики.

Оценка деятельности одноклассников и собственных действий.

Умение работать по плану, предложенному учителем. Высказывать предположения и аргументировать их цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коррекционные цели

Продолжать учить поддерживать диалог, доступными вербальными средствами, фрагментарный диалог. Закрепить навык составления простых предложений по теме.

38

39

Лес - волшебный дворец. Коррекция слуха, внимания.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия леса (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации на компьютере знакомиться с разнообразием организмов в лесу. Придумывать и разыгрывать сценки, показывающие зависимость обитателей

Развитие уважительного отношения к экологической ситуации.

Рассуждать, выявлять причинно- следственные связи.

Подготовка презентации.

Работа за круглым столом, уметь доказывать свою точку зрения.

Коррекционные цели

Развивать слуховое внимание, развивать умение изобразить в рисунке услышанные звуки.

Способы контроля: практические работы, фрагментальное использование компьютера, самоконтроль

(дыхание произношение, зрительное восприятие) работа по алгоритмам, творческие работы, самоанализ, рефлексия.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок коррекции нарушенных функций

Цель: коррекция и развитие произвольного внимания у младших школьников с нарушением интеллекта и с ДЦП   Задачи: образовательная ...

Индивидуальная программа «Коррекция нарушений звукопроизношения» у учащихся 1 класса (с ротацизмом)

В школы хлынули потоки детей с различными речевыми нарушениями, которые должны были скорректированы в дошкольном возрасте. Назрела необходимость создания программы, отвечающей современным требова...

Рабочая программа по профилактике и коррекции нарушений письменной речи учащихся начальных классов

Данная рабочая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений письменной речи учащихся начальных классов. И рассчитана на учебный год: 66 часов в 1 классе 68 часов...

Рабочая программа «Коррекция нарушения письма у учащихся 2 – 4 классов»

Рабочая программа – это важный документ в работе учителя – логопеда. Данная программа и календарно – тематическое планирование направлены на коррекцию нарушения письма у учащихся 2 - 4 классов общеобр...

Мониторинг результативности работы по коррекции нарушений речи у учащихся школы VIII вида.

Мониторинг - это процесс систематического или непрерывного сбора информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, оценки динамики развития или выработки стратегии д...

Роль музыки в коррекции нарушенных функций у детей с нарушениями ОДА.

Работа по музыкальному воспитанию детей с нарушениями ОДА – маленькая частичка всего процесса воспитания и обучения в школе. Труд учителей музыки содействует зарождению у детей веры в будущее, готовит...

Взаимосвязь логопеда и психолога при коррекции нарушений речи у учащихся младших классов

Материал будет полезен педагогам-психологам для выступления на совещании учителей-логопедов....