Программа "Зелёная планета"
проект на тему

РазаковаТатьяна Викторовна

Экологическое воспитание даёт возможность  находить новые пути адаптации детей-инвалидов к социальной среде, окружающей действительности, к взаимоотношениям со сверстниками, приобщению к посильному труду, развитию умственных способностей. Поэтому была разработана программа "Зелёная планета".   В основе экологического воспитания детей с ограниченными возможностями  использован экологический подход, с целью передачи  определённых знаний о живой и неживой природе, формирование осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам с учётом возрастных и психофизических возможностей детей с ограниченными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zelyonaya_planeta.docx69.56 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа - Югра

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями

ПРОГРАММА

er456456456

г.Урай, 2013 г.

Бюджетное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа - Югра

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями

Рекомендовано

к утверждению

Председатель ЭМС

__________________ С.В. Аксененко

«_______»___________2013 год

Утверждено

приказом  №_____

от                2013 год 

СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

«Зелёная  планета»

Согласовано

зав. отделением_____________

дата ____________

Согласовано

методист_____________

дата ____________

Разработчик:  Т.В. Разакова –

 воспитатель,

реабилитационного отделения

для детей и подростков

с ограниченными возможностями

г. Урай 2013 г.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!    

  Н.Луконина

Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем.

Экологическое воспитание даёт возможность  находить новые пути адаптации детей-инвалидов к социальной среде, окружающей действительности, к взаимоотношениям со сверстниками, приобщению к посильному труду, развитию умственных способностей.

К  сожалению,   данные статистики неумолимы:   количество детей с ограниченными возможностями ежегодно возрастает. В настоящее время 1,8 млн. детей, проживающих в РФ (4,3% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании. Именно поэтому назрела необходимость находить новые, современные пути адаптации детей-инвалидов к социальной среде, к взаимоотношениям со сверстниками, приобщению к посильному труду, развитию умственных способностей.

Необходимость данного направления созвучна с требованиями времени.

Осознание важности проблемы, привело к организации специальной  работы  по экологическому воспитанию, которая стала проводиться в отделении с 2007 года.

В основе экологического воспитания детей с ограниченными возможностями нами использован экологический подход, с целью передачи  определённых знаний о живой и неживой природе, формирование осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам с учётом возрастных и психофизических возможностей детей с ограниченными возможностями.

В процессе нарабатываемого опыта мы убедились, что целесообразно продолжить  совместную работу с социальными партнёрами города.

Разнообразная развивающая среда способствует усилению воспитательного потенциала, формированию отношение к базовым ценностям, усвоению социального опыта и приобретению детьми с ограниченными возможностями  качеств, необходимых для социальной адаптации.

Наблюдения показали, что у детей с ограниченными возможностями  в результате познания законов природы, начали формироваться новые чувства, эмоции, дети стали добрее, отзывчивее. Поэтому мы считаем, что  необходимо продолжить работу по экологическому направлению с детьми-инвалидами.

Так как 2013 год объявлен годом окружающей среды, необходимо  продолжить работу по экологическому воспитанию  детей потому, что в детском возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Новая форма работы: изучение техники составления  экибан.    

ЦЕЛЕВАЯ  ГРУППА

Программа ориентирована на детей с ограниченными возможностями здоровья (от 7-и до 18 лет), состоящими на учёте в отделении, родителей.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: создание условий социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через мероприятия по экологическому воспитанию.

Задачи:

  • воспитать познавательный интерес детей к миру природы, желание активно изучать природный мир посредством: проведения цикла занятий о природе родного края, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных  и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
  • вовлечь детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране, путём участия в природоохранных акциях;
  • способствовать активному включению родителей в процесс экологического воспитания  детей с ограниченными возможностями через привлечение к совместной деятельности с детьми.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

«Природа окружает ребёнка с ранних лет.

Это – источник, благодаря которому

ум поднимается от смутных чувственных

 восприятий к чётким понятиям»

И.Г. Песталоцци

В рамках программы актуальным является построение работы на принципах развивающего обучения и работа эта направлена на развитие личности ребёнка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствовать речь детей с ограниченными возможностями, развивать мышление и творческие способности. 
      Программа направлена на формирование экологической культуры детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, на расширение знаний о неживой природы, на обучение детей пониманию причинно-следственных связей в окружающем мире.

Программа составлена на основе программы  «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, Гербовой В.В., Комаровой Т.С. [4], практического пособия «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» под редакцией Т.М. Бондаренко [3].

        Диагностика природоведческих знаний детей проводится на основе диагностических карточек, разработанных Гавриной С., Кутявиной Н. «Большая книга тестов для детей дошкольного возраста»   [5], Милюковой И.В. «Развиваем способности ребёнка, тесты для детей 6 - 7 лет» [8],  а так же опираясь на требования к знаниям умениям и навыкам детей, рекомендованными «Программой воспитания и обучения» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой [4], практического пособия «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» под редакцией Т.М. Бондаренко [3, с.139].  

Методика работы предполагает интегрированный подход: это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, экскурсий, трудовой деятельности, а так же посещение мероприятий экологической направленности в центральной детской библиотеке, музее истории города.

Программа разделена на три этапа.

Первый этап – подготовительный. Включает в себя информационную деятельность, опрос родителей, диагностирование детей.

Основная задача информационного этапа - отработать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа родного края; труд людей в природе, воздействие труда людей на экологию.

Избранные направления будут решаться в последствии во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту и т.д.

Второй этап – основной.

Содержит выполнение комплекса мероприятий, (выставки, чтение художественной литературы, беседы, викторины, игры, использование иллюстраций,  видео и аудио записей, участие в акциях).

На этом этапе мы будем работать по двум направлениям. Это:

I направление. Экологическое.

Экологическое воспитание является основной частью программы. Все, что нас окружает в пространстве и существует во времени, принято называть окружающим миром. Человек является частью этого мира и подчиняется общим закономерностям развития.
       Окружающий нас мир — это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления.
      Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Избежать однообразия в работе с детьми помогут нетрадиционные формы. Это выставки поделок из природного материала, участие в  природоохранных акциях (озеленение клумб возле КЦСОН «Импульс», работа в теплице), экскурсии к реке, в  лес, участие в праздниках природы («День земли», «День воды»). Работа кружка «Росток» предусматривает введение в занятия доступного эксперимента, с помощью которого дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт (работа в теплице).
Вся эта работа научит детей чуткости, доброте, отзывчивости, послужит сплочению детей, разовьёт их активность и творческие способности. Проводимая работа будет эффективна только при условии активного взаимодействия детей и родителей в процессе реализации мероприятий.

Работа с родителями.

Экологическая информация для родителей на темы:

* Презентация программы «Зелёная планета»
* Правила поведения в экстремальных условиях (информационное пособие);
* Выращивание   экологически   безопасного  урожая   (делимся опытом - беседа); 

* Конкурс-фестиваль «Зеркало природы - 2013»  (составление семейных экибан)

* Комнатные,  лекарственные, ядовитые растения (книжная мини-выставка);

* Домашние  животные, их содержание в доме и значение для ребёнка (беседа, книжная мини-выставка).

        II направление.  Взаимодействие с учреждениями города.

Заключены договора о взаимодействии с учреждениями культуры музеем истории города, центральной детской библиотекой, центром Духовного просвещения. Разработаны и утверждены планы мероприятий по экологической работе с детьми с ограниченными возможностями.  В рамках мероприятий состоится подготовка детских работ и участие в выставках, экскурсиях, мастер-классах.

Третий этап – заключительный.

Ежегодно на данном этапе будут подведены итоги  проделанной работы.

В декабре 2013 года в декабре 2014 года состоится повторное диагностическое обследование детей и выявление уровня экологических  знаний у детей после реализации программных  мероприятий.

Анализ  результатов в реализации программы.

ЭТАПЫ   РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 2 года.

Мероприятия проводятся в индивидуальной и фронтальной форме.

Первый этап – подготовительный: информационная деятельность, опрос родителей, диагностика.

Срок проведения – февраль - май 2013 г.

Второй этап – основной: выполнение комплекса мероприятий, направленных на получение результатов.

Срок проведения – июнь – декабрь 2013 г.

Третий этап – заключительный – диагностика, анализ.

В  2014 году план программных мероприятий будет дополнен, на основании диагностик, опроса родителей.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется специалистами отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья:

- воспитатель – проводит занятия по ознакомлению  детей с животным и растительным миром природы;

- инструктор по труду – научит детей делать поделки из природного материала;

- педагог дополнительного образования – участвует в проведении экологических праздников;

- логопед – пополнит  и актуализирует лексический словарь  у детей с нарушениями речи  по экологическим темам;

Работа предполагает сотрудничество с родителями детей и учреждениями города: Центральной детской библиотекой, Музеем истории города, Центром Духовного просвещения.

Основными механизмами реализации программы являются: диагностика (Приложение 1), посещение мероприятий центральной детской библиотеки, музея истории города,  Центром Духовного просвещения (Приложение 2), конспекты сценариев игр-путешествий, викторин (Приложение 3), участие в акциях; беседы, консультирование и анкетирование родителей (Приложение 4), проведение совместных  выставок, праздников, экскурсий, выездов на природу детей и родителей,

        

РЕСУРСЫ

Кадровые:

Реализатор  основного плана реабилитационных мероприятий программы – воспитатель реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями Т.В. Разакова.

Контроль за исполнением плана реабилитационных мероприятий осуществляет заведующий реабилитационным отделением – Ф.М. Синицина. Так же воспитатель осуществляет самоконтроль.

Природоведческий материал будет использован в мероприятиях специалистов  реабилитационного отделения: логопеда, инструктора по труду, психолога, педагога дополнительного образования.

Информационные:

Будут разработаны методические пособия:

  • Интеллектуально развивающие игры природоведческого и природоохранного содержания.
  • «Роль литературы в ознакомлении детей с природой»
  •  «Семья и книга о природе»

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

После реализации программы  предполагается получить количественные результаты:

1. Уровень познавательного интереса составит 65%.

2. В мероприятиях примут участие 40 родителей.

3.  Познавательными и практическими занятиями будет охвачено 45 детей.

4. В выставках, конкурсах, акциях примут участие 50 детей, 30 родителей.

5. Уровень экологических знаний повысится  до 55%.

Качественные результаты:

- расширятся представления детей о природе родного края, многообразии природного мира;

- состоится овладение доступными экологическими знаниями  детей с ограниченными возможностями и родителей.

Критерии оценки результативности

Критерии

Метод оценки

Познавательный интерес детей к миру природы, желание активно изучать природный мир.

Диагностика, тест, наблюдение, интервью,  анкета для родителей.

  • Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.

Журнал учёта посещаемости мероприятий

  • Включение родителей в процесс экологического воспитания  детей с ограниченными возможностями.

Журнал учёта посещаемости мероприятий

  • Удовлетворённость качеством

Опрос, анкета, рефлексия

  • Исполнение мероприятий программы

Отметка о выполнении мероприятия

  • Охват детей (доля) участников программы от количества состоящих на реабилитации

Статистический отчёт о количестве обслуженных клиентов

   

РАБОЧИЙ  ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ в 2013 г.

Работа с детьми

Сроки реализации

Тема занятия

Программное содержание

Месяц

Неделя

февраль - май 2013г.

І. Подготовительный этап 

Январь

Диагностическое обследование

IV

Времена года. Обобщающая беседа «Как узнать зиму»

Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе; закрепить знания об особенностях существования растений зимой; обобщать знания об образе жизни в зимний период.

Февраль

Разработка методического обеспечения: развивающие игры природоведческого и природоохранного содержания.

Март

I

«Кругосветное путешествие»

Познакомить детей с картой, рассказать, что на нашей планете много разных стран и континентов; развивать умение ориентироваться по карте и глобусу, находить некоторые страны. Познакомить с разнообразием животного и растительного мира.

II

Времена года. Весна.

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.

III

«Я – человек»

Развивать представление о том, что человек -  часть природы, и одновременно существо мыслящее; развивать фантазию творческое воображение, коммуникативное общение.

IV

«Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

Обратить внимание детей на значение воды в жизни, показать, где, в каком виде существует вода  в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движется по кругу.

Апрель

I

«Весенний уход за комнатными растениями»

Учить детей по внешним особенностям растений определять их нормальное или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода. Уточнить представление о том, что среди растений есть влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

II

«Кто живет в воде?»

Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни, именно, в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

III

«В подводном царстве, загадочном государстве»

Познакомить детей с представителями морской фауны, показать их особенности, приспособленность к жизни.

IV

«Кто главный в лесу»

Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.

Май

I

«Солнце – большая звезда»

Дать представление о солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы.

II

«Красная книга – сигнал опасности»

Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными.

III - IV

Диагностическое обследование

Июнь – ноябрь

2013 г.

ІІ. Основной социально-педагогический этап

Июнь

I

«Путешествие по 

лесной тропинке» — экологическая викторина

Закрепить знания о правилах поведения в лесу.

II

«Какие бывают насекомые»

Систематизировать представление о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям; особенностям внешнего строения, местом обитания, способу передвижения. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

III

Семейное эко-ассорти «За природу в ответе и взрослые и дети»

Развитие детско-родительских отношений. Вызвать желание совместного участия в игровой программе родители-дети.

IV

«Зоо-азбука»

Продолжать учить играть в дидактические игры природного содержания.

Июль

I

«Азбука природы» беседа-игра

Закрепить знания о природоохранных знаках, о правилах поведения в лесу.

II

«Ребятам о зверятах» — беседа по творчеству Е. Чарушина.

Познакомить с творчеством писателя-натуралиста. Оформить выставку книг.

III

«Что такое природа? Живая и неживая природа»

Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой. Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

IV

«Бал цветов» — викторина, конкурс рисунка

Закрепить и расширить знания о садовых цветах, прививать чувство прекрасного.

Август

I

«В гостях у Мойдодыра»

Закрепить культурно-гигиенические навыки, умение следить за своим здоровьем, внешним видом. гигиеной.

II

Игровая программа «Путешествие в сказку»

Прививать интерес к народному творчеству. Желание читать и рассматривать детские книги. Давать оценку положительным и отрицательным героям сказок.

III

«Перелетные птицы»

Познакомить детей с перелетными птицами; выяснить, почему их так называют; познакомить с понятием «насекомоядные», и «водоплавающие» птицы.

IV

Игровая программа «Весёлая семейка»

Закрепить знания о животных и их детёнышах, учить отгадывать загадки.

Сентябрь

I

Времена года. Осень.

Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и труде людей, уточнить приметы осени, напомнить названия осенних месяцев.

II

«День леса» – слайд-беседа о лесе и его обитателях, с просмотром видеоролика «В мире животных»

Уточнить и расширить представление о лесе, его обитателях.

III - IV

Диагностическое обследование

Октябрь

Разработка методического обеспечения: «Роль литературы в ознакомлении детей с природой»

Конкурс – фестиваль «Зеркало природы - 2013»

Ноябрь

I

«Сравнение диких и домашних животных»

Уточнить признаки домашних животных, показать, что они отличаются от диких; развивать умственные способности детей.

II

«Зимующие птицы»

Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Учить узнавать птиц по повадкам, внешнему виду.

III

«Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»

Формировать представление детей о жизни животных в лесу, их приспособленность к зимнему периоду.

I - IV

Диагностическое обследование

Декабрь  2013 г.

ІІІ. Заключительный

Декабрь

I

Акция «В лесу родилась ёлочка, в лесу пускай растёт»

Развивать умения сочувствовать,  переживать, заботиться о живой природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.

II

«Мастерская  Деда Мороза» - изготовление новогодних украшений из природного материала

Совершенствовать развитие  творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддерживать  познавательный интерес и стремление к самостоятельной деятельности.

 

III

Анализ деятельности в рамках реализации программы

IV

Составление описательного отчёта о взаимодействии с социальными партнёрами

IV

Статья в федеральный журнал «Обруч»: профессиональное издание – Образование, ребёнок ученик.

РАБОЧИЙ  ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ в 2013 г.

Работа с родителями

Тема  мероприятия

Форма проведения

Сроки реализации

Ответственный

Программа «Зелёная планета»

Презентация

Апрель

Воспитатель:

Т.В. Разакова

«Выращивание экологически безопасного урожая»

Делимся опытом - беседа 

Май

«Оформление гербариев растений нашего края»

Сбор природного материала

Июнь – август  

«Правила поведения в экстремальных условиях»

Информационное пособие

Июнь – сентябрь

«Комнатные,

лекарственные, ядовитые растения»

Книжная мини-выставка

Сентябрь

Конкурс-фестиваль «Зеркало природы - 2013»

Составление семейных экибан

Октябрь  

«Домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка»

Беседа, книжная мини-выставка

Ноябрь

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.  – 329 с.

2.   Ашиков В. Природа, Творчество и Красота / В. Ашиков, С. Ашикова // Дошкольное воспитание.-2005, N7. С.2-5; N11.-с.51-54.

3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 190 с.
4. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду, - 5-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 2008с.

5. Гаврина С., Кутявина Н. большая книга тестов для детей дошкольного возраста: Издательство академия развития, Ярославль, 2006. – 128 с.  

6. Колечко В.В. Педагогические условия организации дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1990.

7. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

8. Милюкова И.В. Развиваем способности ребёнка, тесты для детей 6 - 7 лет: ЗАО «Омега». М., 2002.

9.  Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия",2002.-336с.
10. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студентов фак. дошк. оборазования высш. пед. учеб. заведений / Под ред.: С.А. Козлова - М.: Академия, 2002.

11. Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе: Практическое пособие, - М.: АРКТИ, 2007, - 48с.

12. Сорокоумова Е.А. Уроки – Путешествия в начальной школе: Практическое пособие, - М.: АРКТИ, 2007, - 68с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Планета женщин, планета мужчин"

Конспект открытого урока  "Основы психологии семейной жизни" 11 кл. Обобщающий с элементами тренинга."Планета женщин, планета мужчин"...

Презентация на тему: "Планеты земной группы" к открытому уроку :"Планеты земной группы".

Урок способствует хорошей подготовке учащихся к олимпиаде по астрономии и расширению знаний по астрономии....

Внеклассное мероприятие по химии "От планеты до планеты"

Внеклассное мероприятие или урок игра по химии для 8.9 классов....

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты и маленький Плутон.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина).

Уроки по теме: " Соседи Солнца" ( Планеты земной группы и Планеты гиганты и маленький Плутон).Тест: "Соседи Солнца"Презентация к урокам: "Соседи Солнца"...

Внеклассное мероприятие по биологии «На планете все важны, на планете все нужны» (К всероссийскому дню посадки леса)

«Шуми, шуми, зеленый лес! Знаком мне шум твой величавый,И твой покой, и блеск небес над головой твоей кудрявой.Я с детства понимать привык твое молчание немоеИ твой таинственный язык как что-то ...

Фестиваль Дружбы Планет.Планета Нептун.

1 место в городском фестивале "Фестиваль планет"....