Диагностические мероприятия и коорекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи
тест по теме

Карабецкая Лариса Ивановна

Предварительный просмотр:

Идентификатор: 228-694-907

слушатель Карабецкая Л.И.

ИТОГОВАЯ РАБОТА

"Организация и проведение диагностических мероприятий и коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи"

1. План диагностических мероприятий

п/п

Диагностическое мероприятие

Диагностические методики

Цель использования методики

А) Диагностика устной речи школьника

1

Общая характеристика речи

Компелятивная методика на основании методических разработок Нищевой Н.В., Кобзаревой Л.Г., Грибовой О.Е., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Волковой Г.А., Иншаковой О.Б.

Выяснение проблем звучащей речи

2

Звукопроизношение

Выявление дефектов произношения звуков (отсутствие, замена, искажение)

3

Уровень развития фонематического восприятия (дифференциация по звонкости-глухости, твердости-мягкости)

Выявление умения различать на слух звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные

4

Произношение слов различного слогового состава

Выявление нарушений при произношении слов различного слогового состава  (усекание, перестановки, добавление лишних звуков, слогов)

5

Способность к аналитико-синтетической деятельности

Выявление способности к выделению заданного звука из слов и синтезу слов по заданным звукам

6

Уровень сформированности лексико-грамматических категорий

Проверка умения изменить слово (по родам, числам, падежам), и образовать новое слово

7

Обследование синтаксического строения предложения

Выявление умения составлять фразы, слышать и исправлять ошибки в синтаксических конструкциях

8

Связная речь (пересказ, составление рассказа по картинкам)

Выявление умения сохранять целостность и связность текста при пересказе и составлении рассказа по картинкам

Б) Диагностика письменной речи

1

Сформированность навыка чтения

Методика раннего выявления дислексии Корнева А.Н.

Оценивание техники чтения (побуквенное , послоговое, синтетическое) и смысловой стороны чтения (понимание прочитанного)

2

Состояние письма

Компелятивная методика на основании методических разработок Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П., Кобзаревой Л.Г.

Определение наличия специфических дисграфических ошибок (пропуски и перестановки, замены букв, раздельное написание частей слова, нарушение границ предложения, трудности употребления предлогов и др.)

В) Диагностика уровня функционального базиса речи

1

Внимание

"Корректурная проба Бурдона"

Определение скорости концентрации внимания и переключения с одного вида работы на другой

2

Память

- Для проверки объема слухоречевой памяти предлагаем прослушать 10 слов, затем повторить их в той же последовательности;

- Для проверки зрительной памяти предлагаем запомнить один из четырех рядов с шестью фигурами, а затем воспроизвести его на бумаге;

Определение вида, объема, состояния кратковременной и долговременной памяти

3

Восприятие и представление

- Распознавание целого предмета по его части;

- Распознавание наложенных друг на друга предметов;

- Срисовывание серии фигур;

- Ориентирование в собственном теле и теле другого человека;

Определение уровня сформированности восприятия (слухового и зрительного) и представления (пространственных, скрытых)

4

Мышление

- "Четвертый лишний";

- "простые аналогии"; др.

Определение уровня развития мышления ребенка: развитии логического, словесно-логического мышления, способности к обобщению и классификации, пониманию аналогий

Г) Механизмы регуляции поведения

Наблюдение за ребенком во время обследования

Выявление уровня сформированности произвольности и навыков самоконтроля

2. Конспект коррекционно-развивающего занятия

с учащимся 2 класса МБОУ СОШ №46 с УИОП___________________________, 2008 г.р.

Логопедическое заключение: Смешанная дисграфия, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением слогового анализа и синтеза. Рекомендованы логопедические занятия.

В ходе логопедического обследования ребенка было выявлено следующее:

По заключению специалистов: Стертая форма дизартрии.

Строение артикуляционного аппарата:

Состояние орального праксиса: тремор языка, оральные синкенезии.

Состояние просодики и динамической стороны речи: речь смазанная.

Состояние звукопроизношения: [р]- отсутствует, [р`]→[j], [л`]→[j], [л] → [в]

Состояние звукослоговой структуры слов и фраз: не нарушена, замедленное произношение слов сложной слоговой структуры

состояние фонематического восприятия: трудности дифференциации свистящих и шипящих звуков

Состояние звукослогового анализа и синтеза: нарушено

Состояние импрессивной речи:

- пассивный словарь в пределах возрастной нормы

- понимание изменений грамматических значений слов: в пределах возрастной нормы

- понимание логико-грамматических конструкций: сохранно

Состояние экспрессивной речи:

- активный словарь: соответствует возрастным нормам

- грамматические процессы:

  • словообразование: владеет навыком
  • согласование не нарушено

- фраза: развернутая

- монологическая речь: оформлена правильно, без смысловых скважин и аграмматизмов

Состояние общей и мелкой моторики: отклонений нет

Состояние оптико-пространственного гнозиса и праксиса: без нарушений

Состояние письма:

  • отмечаются замены и смешения букв
  • звукового анализа и синтеза: пропуск гласных, согласных при стечении, пропуски, перестановки, вставки слогов

Состояние чтения: становление синтетических приемов чтения



Предварительный просмотр:

Идентификатор: 228-694-907

слушатель Карабецкая Л.И.

2. Конспект коррекционно - развивающего занятия

   с учащимся 2 класса МБОУ СОШ №46 с УИОП____________________________, 2008 г.р., имеющим логопедическое    

   заключение: Смешанная дисграфия, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением

   слогового анализа и синтеза.

Тема занятия: Звуки и буквы Ц - Ч

Цель: Научить различать звуки и буквы Ц -Ч

Ход занятия:

Этапы

занятия

Виды заданий

Деятельность специалиста

Деятельность ученика

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Организационный момент

Здравствуйте, проверьте, как вы сидите, где у вас тетради, на месте ли ручки.

Создает эмоциональный настрой на работу. Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учащихся и побуждает их поприветствовать друг друга.

Приветствуют учителя и друг друга, организуют свое рабочее место.

Мобилизовать силы и энергию, уметь организовать себя и свое рабочее место.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения:

"Улыбка", "Забор", "Окно", "Лопата", "Чашечка", "Маятник", "Качели", "Лошадка", "Барабанщик".

Показывает и контролирует правильность выполнения упражнений.

Выполняют артикуляционные упражнения перед индивидуальными зеркалами.

Развивать артикуляционную моторику.

Динамическая пауза

Кинезиологические упражнения:

"Колечко", "Лезгинка", "Ухо-нос", "Змейка".

Выполняет упражнения вместе с детьми.

Выполняют упражнения .

Формировать межполушарное взаимодействие, улучшать мыслительную деятельность.

Определение темы занятия детьми посредством постановки проблемных вопросов

Игра "Четвертый лишний":

ЧАЙКА, ЦАПЛЯ, ЧЕСНОК, ЧУЖОЙ

Направляет на формулировку темы занятия и постановку практических задач.

Определяют главную проблему, затронутую в игре и предполагают тему урока.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Сравнительный анализ артикуляции и характеристики звуков

Подумай и скажи, чем похожи, а чем отличаются звуки [ц] и [ч`]?

Помогает провести сравнительную артикуляционную и фонетическую характеристику звуков [ц] и [ч`].

Анализируют артикуляционные профили, соотносят с положением своих органов артикуляции перед индивидуальными зеркалами.

Уметь сравнивать звуки.

Соотнесение букв со звуками

На что похожи буквы Ц и Ч?

Помогает сопоставить звуки с их графическим изображением.

Выдвигают свои предположения (ц - на цепочку, ч - на чайку).

Выдвигать гипотезы и обосновывать их.

Тренировочные упражнения в произнесении, различении, выделении изучаемых звуков (букв) в:

- изолированном положении

- слогах:

Игра "Поймай звук"

Хлопни в ладоши, услышав звук [ц], топни, услышав [ч`]

Игра "Будь внимателен"

Обведи букву Ч одной чертой, вычеркни букву Ц

Ч С У Ц И Т Ш Н Щ Ч Ц У Л П М Ч Ц Ш Ь Щ

Ц И П С Ц З Щ Ч И С Ч У Ц Ш З Ч Щ И Ц П

Н Р Ш Ы Д Ъ Ч И Т Ш Ц С М У Ч П Н У Ц Щ

ы т с ц г ч ш м щ ч п и ц к у ч г ш ц ч ъ щ ъ ч ц п с ш

Работа со второй частью слоговой таблицы 7.1:

- прочитай первую строчку справа налево,

- прочитай третий столбик снизу вверх,

- прочитай четвертую строчку слева направо,

- прочитай пятый столбик сверху вниз,

- назови слог из второй строчки сверху, второго    столбика слева (ча),

- запиши прочитанный слог, следи за правильностью проговаривания при письме,

- назови и запиши слова, частью которых является прочитанный слог (куча, дача, туча, часы, чаши),

- назови слог из третьей строчки снизу, первого столбика слева (цо),

- запиши прочитанный слог, следи за правильностью проговаривания при письме,

- назови и запиши слова, частью которых является прочитанный слог (лицо, яйцо, цокот),

- найди в таблице слово ЧАДО (ЧАГА, ЧУДО) и запиши его, проговаривая каждую букву

Называет изолированные звуки.

Включает графопроектор.

Раздает индивидуальные карточки.

Напоминает о правилах чтения слогов с утрированной артикуляцией и письме слогов с проговариванием, где буквы нельзя интонировать.

 

Хлопают или топают на определенный звук.

Считают буквы Ц и Ч

Обводят и вычеркивают буквы в карточках.

Читают слоги с утрированной артикуляцией.

Пишут слоги и слова с проговариванием.

Развивать фонематический слух.

Закреплять зрительный образ букв Ц и Ч.

Развивать зрительное внимание и память.

Учить читать слоги с утрированной артикуляцией и писать слоги и слова  с проговариванием.

Релаксация

"Веселые мартышки"

Мы веселые мартышки, мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем,

Надуваем щечки, скачем на носочках

И друг другу даже язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку, пальцы поднесем к виску,

Оттопырим ушки, хвостик - на макушке.

Шире рот откроем, гримасы все состроим.

Как скажу я цифру "три" - все с гримасами замри!

"Раз - два - три!"

Читает текст и показывает движения.

Выполняют движения по содержанию текста.

Улучшать мыслительную деятельность.

Тренировочные упражнения в произнесении, различении, выделении изучаемых звуков (букв) в:

 - словах

- словосочетаниях и предложениях

Упражнение "Цифровой ряд"

ГРЕЧКА, ОВЦА, ВРАЧ, СВЕРЧОК, УМНИЦА, КРЮЧОК, СИНИЦА

- определи, какая буква употреблена в слове Ц или Ч и её место;

- определи, какая буква пишется перед ней, после неё,

- запиши это слово в тетради только согласными, (гласными),

- впиши нужные буквы в места пропусков, поставь ударение, раздели слова на слоги

Составь словосочетания, используя слова первого и второго столбика. С одним из словосочетаний придумай и запиши предложение:

ГОРЯЧАЯ

БАБОЧКИ

РАЗНОЦВЕТНЫЕ

ЯИЧНИЦА

ЧУДЕСНАЯ

СЕРДЕЧКО

ЧУЖИЕ

ГОРШОЧЕК

ЦВЕТОЧНЫЙ

ЦЫПЛЯТА

ЧУТКОЕ

СКАЗОЧКА

Читает слова, проверяет правильность выполнения задания.

Предлагает таблицу, проверяет правильность выполнения задания.

Выполняют задания, используя карточки с цифрами от 1 до 12.

Составляют устно словосочетания со всеми словами, затем записывают по одному предложению

 в тетрадь.

Развивать навыки чтения и письма, тренировать слуховую память.

Итог занятия.

Озвучивает результаты работы на уроке.

Анализируют полученные знания.

 

Рефлексия.

Предлагает каждому оценить свою деятельность на занятии.

Поднимают смайлик, оценивая свою деятельность на занятии.

Оценивают деятельность одноклассников, сравнивая и выбирая лучшего.



Предварительный просмотр:

Ф.И.  уч-ся  _____________________________________                           класс _________

Аграмматическая дисграфия

  1. Вставить в окончание пропущенную букву.

а) вытащить из-под листь __;

б) слезть с телег __;

в) шагать по тротуар __.

2. Записать словосочетания, используя, где это необходимо, подходящие по смыслу предлоги.

а) зайти (библиотека) ___________________________________________________

б) выглянул (дом) ______________________________________________________

в) посмотреть (каталог) _________________________________________________

3. Записать словосочетание, согласовав главное и зависимое слово в роде, числе и падеже.

а) найти (любимый) фотографию  

______________________________________________________________________

б) запустить (бумажный) змея

______________________________________________________________________

в) распахнуть (широкий) окно        

______________________________________________________________________

4. К названию одного предмета дописать названия двух и семи предметов.

 а) одна удача,              2 ____________________, 7  _____________________  

б) одно совпадение,      2 ____________________, 7 _____________________

в) один мелок,              2 _____________________, 7 ____________________

5. Согласуй  числительные с существительными в падеже. Запиши.

а) у двадцати трех (футболист) ___________________________________________

б) перед четвертым (абзац) ______________________________________________

в) к тринадцати (пешеход) _______________________________________________

6. Соотнести глагольные окончания с родом существительных. Записать  предложения.

Сияло

Сияла     вывеска, закат, солнце, лицо, шкаф, палуба, окно, улыбка, паркет

Сиял

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Заменить словосочетания по образцу. Записать.

Костяная ручка – ручка из кости

Глиняный кувшин - ___________________________________________________

Клюквенное варенье - __________________________________________________

Стальное перо - ________________________________________________________

8. Закончить предложение, поставив существительные в нужном падеже множественного числа. Записать предложения.

а) На вокзале мы встречали (сестра, бабушка, отец, брат).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Вкусное варенье получается из (груша, яблоко, вишня, слива).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) В реке мы поймали (окунь, щука, ёрш, карась)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. На месте пропусков записать правильную форму местоимения.

а) После тренировки мы подошли к ________________________ (он).

б) Я увидел по телевизору _________________________(она).

в) Когда мы гуляли в парке, то встретили _________________ (они).

10. Составить из данных слов предложения. Записать их на отдельной строке.

а)  я, письмо, старый, получить, в, от, город, друг, жить, который.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) остановиться, отдыхать, поляна, путники, на, берёза, под.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) преступник, лежать, связанный, толстая, на, верёвка, солома.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.  уч-ся  _____________________________________                           класс _________

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

  1. Составить из данных букв слова и записать  их.

а) р а к м а     ___________________________

б) е т м н р о ___________________________

в) б р о б ь а ____________________________

  1. Составить из данных слогов слова и записать  их.

а) ман  ро тик ____________________________________

б) пад то лис _____________________________________

в) хот кро ный ___________________________________

г) ло пед ве си ___________________________________

д) ре ный ход пе ________________________________

3. Прочитай слова, запиши их, деля на слоги, в скобках укажи количество слогов.

а) колокол       __________________________________________ (      )

б) преграда     __________________________________________ (      )

в) распахнуть  __________________________________________ (      )

г) пластинка  __________________________________________ (      )

д) октябрь      __________________________________________ (      )

     

4. Раздели слова   чертой ( / ), посчитай и в скобках укажи их количество, запиши слова на отдельной строке через запятую.

огородписьмоплетеньквадратшкольниксоловейзарослижительсвиданиемороз(   )

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Исправить ошибки в выделенных словах, подобрать подходящие по значению приставки.

а) Собака завела ( _____________________ ) мальчика из леса.

б) Надо расписаться  ( _____________________________ ) под заявлением.

в) Наш дом выделяется ( _____________________________ )  от соседних небольшим ручьём.

6. Раскрыть скобки, выделить приставки  и подчеркнуть предлоги.

а) Сугробы снега вьюги (на)мели   ( _____________________ ),  и грузовик, как баржа (на)мели   ( _____________________ ).

б) Зависело б (от)мыла ( __________________ ) – веснушки я б (от)мыла

( ________________ ).

в) Я влез однажды на (под)воду ( __________________ ), и с неё нырнул (под)воду ( __________________ ).

7. Составить из данных слов предложения.

а) Мышка, по, снег, шустрый, бежать, чистый.______________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

б) В, отдыхать, море, мы, год, Чёрный, прошлый, на. ________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

в) Мама, в, сынишка, зоомагазин, купить, волнистый, попугай. ________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

8 . Разделить текст на предложения чертой ( / ), запиши его, расставив знаки препинания.

Грибы

Грибысоставляютсамуюпитательнуюивкуснуюпищуониразделяютсянаупотребляемыеинеупотребляемыевпищуугрибовестьлюбимыеместатамониродятсякаждыйгододнигрибыпоявляютсяраннейвеснойадругиетолькопозднейосенью

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.  уч-ся  ___________________________________                           класс _________

1. Закончи предложение, вписав подходящее слово:

а) На домах развевались            ___________________.

    На полях достаточно  ___________________.                (влаги, флаги)

__________________________________________________________________________________

б) В синем небе звезды  ________________________.

     В синем море волны ___________________________.        (плещут, блещут)

__________________________________________________________________________________

в) Во дворе _________________________ петух.

     Надо устранить ___________________ в знаниях.   (пробел, пропел)

__________________________________________________________________________________

г) Ветер ___________________ последние листья.

    Придвинь гостю _______________________.                         (стул, сдул)

_________________________________________________________________________________

д) Филин в темноте _________________________.

     С берёзы жёлтый лист _____________________.        (следит, слетит)

_________________________________________________________________________________

е) К лодке привязано было ___________________.  

    Брату всегда во всём _____________________.                (везло, весло)

________________________________________________________________________________

ж) Весь чердак уже в _____________________.

      Бьются голуби в  _____________________.                 (огне, окне)

________________________________________________________________________________

з) Ветер в поле снежинки ____________________.

    Ураган всё вокруг ______________________.                (крушил, кружил)

__________________________________________________________________________________

и) За окном листва ______________________.

     Решить задачу Маша не  _______________________.        (сумела, шумела)

_________________________________________________________________________________

к) В саду дорожку __________________________.

     На полках книги _________________________.        (размещаю,размечаю)

_________________________________________________________________________________

  л)   Ночью сон приснился ____________________.

     Очень теплый тулуп  _____________________.          (овечий, вещий)

__________________________________________________________________________________

2. Вставь пропущенную букву.

к – г – х

а)  _ орзин _ а    _ рибов;  _ ром _ ий   _ рап; со _ реться  у  _ остра.

б) Стручо_  с _ рустом от _ рылся, и  _ орошины посыпались на ладонь.

 з – ж

а) вя _ аный  _ акет;  _ еле _ ный   _ амок;   _ имняя сту _ а.

б) С приходом весны   _ а _ урчали ручейки, о _ ила трава,  

 _ а _ еленели  листья.

р -л, р ,  ,

а) п _ аменный п _ ивет; п _ ош _ ые обиды; п _ етёная ко _ зина.

б) В саду зацвели г _ уши, яб _ они, с _ ивы, аб _ икосы и пе _ сики.

с – ш - с ,

а) _ ур_ ать ли_ тьями;   _ тра_ ное изве_ тие;  

     интере_ ное путе_ е_ твие.

б) _  а_  а   _ обирал   _ и_ ки под   _ о_ ной.

в) Ве _ ёлая   _ тару_ ка весь день  _ егодня   _ ьёт.

ч - ц

а) _ истое полотен _ е; молод _ еватый  _ ыган;_ астые встре _и.

б) Пти _ ы хлопо _ ут  _елый день.

в) Вол _ и _ а  по _ уяла запах  _ еловека.

ч – т ,

а) опла _ ить  _ ек;  _ е _  ение ре _  ки;  _ ер _  ить  _ ер _ еж.

б)  Хрус _  ели под ногами су _  ья.  

в) На  _  ердаке было  _  емно.

с ,

а) бле _тя _ая те _ьма; по _еять  _авель; про _ить про _ение.

б)  _егодня запре _ено по _е _ение больных.

 

с – ц

а)  _енить  _вободу;  _и _терна с бензином;поло _атая  гусени _а.

б) На  _ухой  _кале за _вел  _веток.

в) Ов _ а  от _ тала от  _воего  _тада.

Ф.И.  уч-ся  _____________________________________                           класс _________

Акустическая  дисграфия

Задание. Записать под диктовку

1. И – Ы

а) прыгать с крыши; прежний хозяин; лишние хлопоты.

б) Открытия  неведомых миров начинаются за школьной партой.

2.  А – Я

а) пряна я   приправа;  завязь цветка;  торчащая коряга.

б) Ледяные  пещеры  сверка ют  гирляндами  прозрачных   пластин.

3. О – Ё

а) снежная позёмка;  искать в потёмках;  лёгкое  зёрнышко.

б) У школы растёт  шикарный клён.

4. У – Ю

а) сладкую плюшку;  клюнула  зерно;  горячий  утюг.

б) На блюде лежала крупная клюква.

5. Ё – Ю

а) юркий  ёрш; блюдо из свёклы; любимые шлёпанцы.

б) На берёзе грачи вью т свои гнёзда.

6. Е – И

а) редкие блики, гриб на стволе, лишний билет.

б) Весь вечер Миша молчал.

7.Ч – Ц

а) узорчатое полотенце; стручок перца;  четырнадцатое  число.

б) В прибрежном ручье  течёт проточная  водица.

8.С– Ч

а) восковая свечка;  случайная встреча;  чистосердечное признание.

б) По счастливому   стечению обстоятельств  домой я добрался благополучно.

9.С – Ц

а) цветущий  сад;  сладкий леденец;  собака на  цепи.

б) Красавица - девица    сидит в темнице, а коса на улице.

10.Ч – Щ

а)  щепотка   чабреца; горячие   щи; копчёный  лещ.

б) На удочку попалась хищная рыба – удильщик.

11. С – Ч – Ц – Щ

а)  свежая ключевая водица;   старая мельница; душевная  щедрость.

б) собранную вечером картошку уложили в ящики и накрыли от дождя   целлофаном.

Задание. Записать под диктовку

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.  уч-ся  _____________________________________                           класс _________

Оптическая дисграфия

  1. Вычеркнуть заданную букву, указать количество вычеркнутых букв.

Щ  Ш П  Щ Ш И Щ М Ц Ш И Щ Ж Ц М П Щ Ж  __   

И   К И П Й Н И Н В Й Ц И Х У Л И Н И И Ц Ш И П     __      

б    бовфбсобвювдбвсдфавьдбвзфбядафбдбовсэыдбоббсвбвфдвлмб  __        

п    пткрпякптшмнсипкьлотчндаллтмтпллцнипйнкмтп   __        

з      вбзсдэвгзздвюуядбвззюуарпавдэсолдзввбеизвдзвфчдквиз __      

  1. Вычеркнуть заданный слог, указать количество вычеркнутых слогов.

аш  ам ащ ша аш сш аш ца иа ам ща иц ща     __

ущ  ющ ша ща уц щу жа ущ уш ущ щу ци ум    __

ца   ца иа ац ца ща ши ца ащ ац иа ца ца аи     __

  1. Вычеркнуть заданное слово, указать количество вычеркнутых слов.

сахар  вужсахарствосахарипкьсахаросохатрамньмсажа  __

впрок мвьпвпрокжстудправвпрокинчдывпрокшитврпвпрок  __

пример примеракртыпримеронивапбяпримерэюприпример  __

  1. Вставить пропущенные буквы.

б – д

а) _ольное   _е _ ро; _еличье  _ упло;  _ ырка  в  _ у _лике.

б) У  _ольшого  _у_а   _ельчонок о_ ронил жёлу_ь.

в) В  _альнюю  _орогу мы  _рали  _и_оны с во_ой.

и– у

а) больш_е  пр_м_сы, т_гие  рез_нки, кр_пные  п_гов_цы.

б) Цветы  од_ванч_ка  облеп_ли  лесн_ю  оп_шк_.

в) П_рат взял ночн_ю зр_тельн_ю  тр_б_  и  посмотрел  на  _тёс.

п– т

а) школьная  _ар_а; забо_ливая  _ _аха, о_ _ический  _рибор.

б) На  _ _ицефабрике  выращиваю_  жёл_еньких  цы_ля_.

в) Зас_игнутые бурей  _у_ники  с_ря_ались в пещере.

л– м

а) _а_енькие  подарки; по_ощник  в  де_ах; _и_ые  _юди.

б) Во  время  пожара  раска_ённые  сосны  пахнут  с_о_ой.

в) Каждый  год  па_о_ники  отправ_яются  по  святы_   _еста_.

ш– щ

а) _ур_а_ие  листья;  ду_ераздираю_ий крик;  _едрая  стару_ка.

б) Несовер_еннолетним   уча_имся  запре_ено  курить.

в) Паля_ие  ветры  высу_или  степь,  не  _адя  ничего вокруг.

в– д

а) _озле  _ома; _и_ный  _еятель;_ысокий  _о_опа_.

б) На _амах были _ечерние платья, хотя _оздух казался прохла_ным.

в)  В _ере_ню от_езли _и_ан, комо_  и кро_ать.

                   Ч -У

а)  _пражнение, _ехия, _льяна, _елябинск, _ссурийск.

б)  _резмерное увлечение.  _дачная покупка. _айный сервиз.

в)  _добная мебель.  _астые свидания. _величительное стекло.

       

  1. Восстановить пословицы и поговорки, зачеркнув лишние буквы.

Записать предложения прописными буквами.

Образец:          С(п,т)ина (б,д)оли(п, т), (т ,п)ого(б, д)у су(л, м)ит.

Спина болит, погоду сулит  

(П,Т)ар костей не ( л,м)о(л,м)ит.

__________________________________________________________________________________Сре(б,д)а  да  (т,п)я(п,т)ница,  четверг(и,у)  не  (у,и)к(о,а)зчица.

(Э,З)то  е(ш,щ)ё ви(л,м)ами  по  воде  п(у,и)сано.

Фом(о,а)   пир(у,и)ет,  а  к(и,у) м(о,а)   (г,х)орюе(п,т).

__________________________________________________________________________________

Я  за  кус(а,о)к,  а  ты  за  (м,н)осок.

__________________________________________________________________________________

Не  мно(г,х)о  син(у,и)ца  из  моря  во(б,д)ы  выпьет.

__________________________________________________________________________________

Не (х,ж)ди   урож(о,а)я,  (э, с)ей  жито  –  хлеб  (д,б)у(б,д)ет.

_______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Аграмматическая дисграфия

Методика

Задание № 1

Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – 1 ошибка;

1 бал. – 2 ошибки;

0 бал. – более 2 ошибок.

Максимальная оценка – 3 балла

Задание № 2

Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – 1 словосочетание составлено неверно;

1 бал. – 2 словосочетания составлено неверно;

0 бал. – неправильное выполнение.

Максимальная оценка – 3 балла

Задание № 3

Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – 1 словосочетание составлено неверно;

1 бал. – 2 словосочетания составлено неверно;

0 бал. – неправильное выполнение.

           Максимальная оценка – 3 балла

Задание № 4

Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – 1 ошибка;

1 бал. – 2 ошибки;

0 бал. – невыполнение.

Максимальная оценка – 3 балла

Задание № 5

Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – 1 ошибка;

1 бал. – 2 ошибки;

0 бал. – невыполнение.

Максимальная оценка – 3 балла

                         Задание № 6

Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – 1 ошибка;

1 бал. – 2 ошибки;

0 бал. – невыполнение.

Максимальная оценка – 3 балла

                     

                       Задание № 7

Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – 1 ошибка;

1 бал. – 2 ошибки;

0 бал. – невыполнение.

Максимальная оценка – 3 балла

                     

                       Задание № 8

Оценивается каждая проба в отдельности.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – 1  ошибка;

1 бал. – 2  ошибки;

0 бал. – невыполнение.

             Максимальная оценка – 9 баллов

                   

                      Задание № 9

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – 1 ошибка;

1 бал. – 2 ошибки;

0 бал. – невыполнение.

            Максимальная оценка – 3 балла

         

           Задание №10

Оценивается каждая проба в отдельности.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – 1  ошибка;

1 бал. – 2  ошибки;

0 бал. – невыполнение.

Максимальная оценка – 9 баллов

Максимальная оценка за весь тест – 42 балла

Кол – во баллов ×100

                                                                        42

Акустическая  дисграфия

Методика

        

          

          Оценивается каждая проба в отдельности

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – до 2 ошибок;

1 бал. – до 4 ошибок;

0 бал. – 5 и более ошибок.

Максимальная оценка –  3 балла

Максимальная оценка за весь тест – 33 балла

Кол – во баллов ×100

33

Артикуляторно-акустическая  дисграфия

Методика

          

         Оценивается каждая проба в отдельности

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – до 2 ошибок;

1 бал. – до 4 ошибок;

0 бал. – 5 и более ошибок.

Максимальная оценка –  3 балла

Максимальная оценка за весь тест – 57 баллов

Кол – во баллов ×100

57

Дисграфия на почве нарушения  языкового анализа и синтеза

Методика

Задание № 1

Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – составлено 2 слова;

1 бал. – составлено 1 слово;

0 бал. – невыполнение.

Максимальная оценка – 3 балла

                     

                        Задание № 2

Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – 3 слова составлено верно;

1 бал. – 2 слова составлено верно;

0 бал. – невыполнение.

Максимальная оценка – 3 балла

                     

                         Задание № 3

Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал.  – 2  ошибки;

1 бал. – до 4 ошибок;

0 бал. – невыполнение.

Максимальная оценка – 3 балла

Задание № 4

Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – до 2 ошибок;

1 бал. – до 3 ошибок;

0 бал. – более 3 ошибок.

Максимальная оценка – 3 балла

Задание № 5

Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – до 2 ошибок;

1 бал. – до 3 ошибок;

            0 бал. – неправильное выполнение.

Максимальная оценка – 3 балла

Задание № 6

Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – до 2 ошибок;

1 бал. – до 3 ошибок;

            0 бал. – неправильное выполнение.

          Максимальная оценка – 3 балла

Задание № 7

Оценивается каждая проба в отдельности.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – 1  ошибка;

1 бал. – 2  ошибки;

0 бал. – невыполнение.

Максимальная оценка – 9 баллов

Задание № 8

Задание оценивается в целом.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал.  – 2  ошибки;

1 бал. – до 4 ошибок;

0 бал. – невыполнение.

Максимальная оценка – 3 балла

Максимальная оценка за весь тест:  30 баллов

Кол – во баллов × 100

30

Оптическая дисграфия

Методика

Задание № 1

Оценивается каждая проба в отдельности.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – пропуск 1 буквы, правильно указано количество вычеркнутых букв;

1 бал. – пропуск 2 букв  или неправильно указано количество вычеркнутых букв;

0 бал. – пропуск более 2 букв или неправильно указано количество вычеркнутых букв.

Максимальная оценка – 15 баллов

Задание № 2

Оценивается каждая проба в отдельности.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – пропуск 1 слога, правильно указано количество вычеркнутых слогов;

1 бал. – пропуск 2 слогов  или неправильно указано количество вычеркнутых слогов;

0 бал. – пропуск более 2 слогов или неправильно указано количество вычеркнутых слогов.

Максимальная оценка – 9 баллов

        

Задание № 3

Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. – 1 ошибка;

1 бал. – 2 ошибки;

0 бал. – 3 и более ошибок

Максимальная оценка – 3 балла

Задание № 4

Оценивается каждая проба в отдельности.

3 бал. – правильное выполнение;

2 бал. –2  ошибки;

1 бал. – 3- 4  ошибки;

0 бал. – невыполнение.

Максимальная оценка – 21 баллов

Задание № 5

Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности.

10 бал. – не более 1 ошибки;

5 бал. – до 3 ошибок;

3 бал. – до 5 ошибок;

0 бал. – более 5 ошибок.

Максимальная оценка – 10 баллов

Максимальная оценка за весь тест:

Кол – во баллов × 100

                                                  58


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однак...

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Рекомендации логопеда родителям, имеющим детей с нарушениями письменной речи.

Даны упражнения, которые помогут сформировать необходимые умения и навыки для овладения письменной речью....

Компьютер - как средство повышения эффективности логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи.

Цель использования компьютерных ресурсов в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса....

"Игры с детьми для занятых деловых мам, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи»

Обучение родителей игровым приемам для развития ребенка в домашних условиях....