Игра- драматизация как средство развития речи
статья на тему

Лямкина Наталья Станиславовна

игра-драматизация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_-dramatizatsiya.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Игра–драматизация как средство речевого развития детей.

  Одним из самых эффективных средств развития и воспитания  являются игры- драматизации  или театрализованные игры.Т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным , нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.                                                                                                                    

Игра-драматизация  направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

Игра-драматизация  позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой  деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка.

  Основными специфическими методами работы по организации игр – драматизаций с целью развития речи детей являются:

•  метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций);

•  метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем постановки вопроса, тактики ведения диалога);

•  метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Для наиболее успешного процесса работы   я использую тряпичные  куклы  сделанные  своими руками  из  подручных средств : пуговиц , кусочков ткани, перчаток , или разноцветных носков . Чем необычнее будут куклы ,тем интереснее будет ребенку .Важно ,чтобы куклы были яркие ,позитивные .Такие куклы  всегда особенно ценятся детьми ,потому что они сделаны с душой,  и их  ,уж точно , не найти в магазинах .

А детям всегда интересно все новое, нестандартное ,что приковывает их  взгляд. Для того ,чтобы сделать тряпичную куклу не нужно заканчивать курсы кройки -шиться ,  главное фантазия ,и при желании  ее можно сделать на скорую руку .

Лично для меня игра –драматизация с использованием самодельных кукол –это было большое открытие . За свою небольшую практику, работая в основном  с младшими школьниками у меня не было проблем в установлении контакта с детьми  .  Поэтому я предполагала, что так же не будет проблем и с детьми дошкольного возраста , но я ошиблась,  и первый раз столкнулась с тем ,что ребенок абсолютно не шел на контакт .Уже на пороге отчаяния ,вдруг у меня возникла идея создания тряпичных кукол . На мое удивление и радость –это действительно сработало! Ребенок начал выполнять задания ,которые предлагала  ему кукла , не все ,конечно сразу ,но постепенно , мы увеличивали ту же артикуляционную гимнастику. Ребенок начал вести себя более раскрепощенно и уверенно.

   Игры-драматизации с использованием тряпичных кукол можно применять не только с детьми дошкольного возраста ,но и младшего школьного возраста .В-первую очередь ,для установления положительного эмоционального контакта ребенка  со взрослым с период адаптации к школе  .Например , на  занятиях по профилактики дислексии можно  использовать чтение по ролям.

Неспешное выразительное чтение сказки доставляет детям  массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи детей. Дети представляют себя героями литературного произведения и повторяют ролевые диалоги персонажей. Для этого, конечно, необходимо читать сказки или рассказы  по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общий  сюжет, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначились особенности характера героев и запоминались их монологи. В ходе основательного знакомства со сказкой  или рассказом ,выразительное чтение обязательно сочетается  с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения ,интонации — все это способствует развитию речи детей и профилактики дислексии. Так же можно использовать тряпичные куклы при проведении физминуток  , или при  чтении  и разучивании стихотворений  .Дети с большей инициативой выступают перед одноклассниками  ,вживаются в роль персонажа  ,более эмоционально и выразительно  рассказывают ,активно работают на занятии  .В такой  игровой форме детям  легче адаптироваться к школе .

Умело поставленные  вопросы при подготовке к игре побуждают  детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.  Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог.

Вместо инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его.

Нужно предлагать участникам игр-драматизаций меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.

Все эти приемы стимулируют развитие речи, мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа. Использование в логопедической работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, диалогической и монологической речи, возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов игр-драматизаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста

Работать воспитателем в детском саду непросто. Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.Для меня моя работа - это возможность постоянно находиться ...

Театрализованная игра (драматизация) как метод развития регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий кадет при обучении иностранному языку

В статье рассматривается такая форма работы как театрализованная игра, которая способствует формированию регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, анализируется опыт внед...

"Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей"

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"В. СухомлинскийКто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже п...

Консультация для педагогов. «Использование игры как средство развития речи у детей с аутизмом»

Данная публикация поможет педагогам организовать работу с детьми, страдающими аутизмом, на начальном этапе. Приёмы позволяют активизировать речевую деятельность....

Ролевые игры на уроках иностранного языка как средство развития речи

Ролевые игры на уроках иностранного языка как средство развития речи...

Статья. "Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии".

Игра помогает ребенку лучше адаптироваться в коллективе, помогает созданию психологически положительному микроклимату в группе. Игра помогает ребенку стать личностью. Учитель в своей деятельности по с...