Открытое логопедическое занятие для 1-го класса "Дифференциация звуков и букв Ш-Щ" №1
план-конспект по теме

Смирнова Наталия Львовна

Занятие на дифференциацию звуков и букв Ш-Щ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_dlya_1_klassa_no1.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие для 1 класса «Дифференция звуков и букв Ш-Щ» №1

                           Занятие  №1.

Тема: Дифференциация звуков и букв ш - щ, Ш - Щ.

Цели: познакомить детей с буквами  занятия; научить детей сравнивать буквы ш - щ, Ш - Щ, ш - щ, Ш - Щ  по начертанию, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах; научить детей образовывать существительные при помощи суффикса -ИЩ- ; развивать у детей зрительное внимание, восприятие, умение образовывать существительные от глаголов, кинестетические ощущения; способствовать преодолению кинетических нарушений у детей.

Оборудование: буквы ш - щ, Ш - Щ, ш - щ, Ш - Щ  (запись на доске); стилизованные изображения букв занятия; шнурки для выкладывания букв; карточки с символами букв занятия; предметные картинки с изображением щенка, мышонка, дворового кота.

                                         

                                  ХОД   ЗАНЯТИЯ.

1. Оргмомент

1). Сформулировать тему занятия. Записать ее на доске.

2). Развитие зрительного восприятия. Учитель - логопед просит детей по команде зачеркнуть на карточке синей ручкой все буквы Ш, зеленой ручкой - все буквы Щ.

        Ш   Щ   И   П   Р   Ц   Р   Ц   Ш   И   Б   Щ   Й  Ц   И   Щ   П

        Щ   Ш   Щ   Ц   Ы   Й   Ч   Ш   Ц   Щ   Щ   П   Н   Ш   П   Ж

        Ю   Э   Щ   О   Ш   Ц   И   Щ   Ш   Ш   Щ   П   С   Ш   И   Ц

2. Основная часть занятия.

1). Произношение звуков, которые обозначают буквы Ш - Щ. Сравнение звуков по артикуляции.

              Ш - согласный глухой, твердый.

              Щ - согласный глухой, всегда мягкий.

2). Соотнесение звуков с буквами и символами, подходящими для их обозначения.

         Ш - для обозначения выбираем синий наушник, на письме обозначаем синим символом.

         Щ - для обозначения выбираем зеленый наушник, на письме обозначаем зеленым символом.

3). Сравнение букв по написанию. Конструирование рукописных строчных букв Занятия из шнурков и печатных - из палочек.

4). Развитие слухового внимания.

    Логопед: Послушайте звуки, слоги и слова, поднимите символы, когда услышите соответствующий звук. Для звука Ш - синий наушник, для Щ - зеленый наушник.

Ряд звуков: ш, ш, щ, п, и, ц, щ, ч, щ, ш, ч, ть, щ, ш, ш, ц, щ,...

Ряд слогов: ша, ща, ши, що, цо, цу, иш, ищ, ич, ащ, ще, щу,...

Ряд слов: щипать, шить, шерсть, щепка, щетка, ущелье, шапка, часы, шестой, шест.

5).Знакомство с героями занятия.

     Логопед: Сегодня я пригласила к нам двух друзей. Вы их сможете без труда назвать, если обведете по контуру их изображения. (После выполнения задания логопед выставляет на доску предметные кортинки с изображением героев занятия.

- Молодцы! Вы справились с заданием. Как вы думаете, почему именно их я пригласила? (В их именах есть буквы, которые мы с вами сегодня сравниваем.)

6). Дифференциация букв занятия в слогах.

      Логопед: Щенок и мышонок были большими друзьями. Они вместе пили молоко из миски, шалили, лакомились сыром, играли во дворе. Однажды, когда они играли во дворе, пошел сильный дождь. Огромные капли дождя падали с неба. Малыши кинулись наутек. Они успели спрятаться в будке щенка. Однако детеныши успели порядком промокнуть.

     Прочитайте слоги, записанные на капельках дождя, и попробуйте догадаться, какие из этих капель могли намочить мышонка, а какие щенка? Почему?

7) Развитие навыков образования слов при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением и суффикса -ИЩ-.

     Логопед: Дождь не прекращается.Вот блеснула молния, прогремел гром. Страшно стало мышонку. Щенок решил взбодрить своего товарища  и начал писать лапкой на песке разный слова. Мышону эти слова казались страшно большими, и он называл их как что-то огромное, а щенок быстро превращал эти слова в маленькие. Вот посмотрите, что у них получалось:

Воробей - воробьище - воробышек.

     Догадайтесь, какие цепочки могли получиться у щенка и у мышонка из слов: уши, шкаф, нос, глаза, лапы.

Уши - ушищи - ушки                      Шкаф - шкафище - шкафчик

Нос - носище - носик                     Глаза - глазищи - глазки

Лапы - лапищи - лапки

8). Физминутка. Упражнения из «Гимнастики для мозга» Пола Деннисона «Перекрёстные шаги», «Двойные рисунки», «Крюки Деннисона»

9). Образование существительных от глаголов.

     Логопед: Дождь прошел. Малыши выбрались из своего убежища и увидели много разных луж.Захотели друзья побегать по Илужам.

     Тут во дворе показался кот. Он был черного цвета, всегда появлялся внезапно, дрался со всеми соседскими котами и побеждал их, поэтому его уважали все обитатели двора, а малыши даже немного побаивались. Кот увидел играющих друзей и предложил им посмотреть фокус.

    Кот произносил слово, сидя возле огромной лужи, и тут же похожее слово отражалось в луже.

Например: осветить - освещение, поместить - помещение.

Слова: посвятить, простить, просить, носить, известить, укрощать, восхитить, смутить, относить, подносить.

      (После записи пар слов логопед проводит с детьми анализ лексических значений всех слов.)

3. Итог занятия

     Логопед: Подберите для мышонка и щенка по три слова с их любимыми буквами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого логопедического занятия "Звук и буква ц"

здесь представлен подробный конспект группового логопедического занятия для детей с ОНР...

Конспект открытого логопедического занятия "Дифференциация звуков Л - Ль. Буква Л". (подготовительная к школе группа).

Предлагаю Вашему вниманию конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы (ФФНР).Занятие было проведено в рамках методического объединения учителей-логопедов город...

Открытое логопедическое занятие: "Звуки [к], [к’]. Буква Кк" 1 класс.

Знакомство со звуками [к], [к’] и с буквой Кк. Чётко произносить [к], [к’] и определять место положения органов при произнесении звуков....

Открытое логопедическое занятие (индивидуальное) по теме: «Автоматизация звука [л] в словах и предложениях».

Коррекционное занятие по автоматизации звука [Л] в словах и предложениях....

Логопедическое занятие для учащихся 1 класса "Звук и буква С"

Содержит конспект занятия, презентацию и карточки с раздаточным материалом....

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса "Звук ж, буква Жэ, сочетание ЖИ"

Представлен конспект  логопедического занятия с учащимися 1 класса "Звук ж, буква Жэ, сочетание ЖИ"....