Открытого логопедического занятия: "Звуки [д], [д’]. Буква Д д".
план-конспект на тему

Коновалова Юлия Леонидовна

В помощь учителям-логопедам и учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тема: "Звуки [д], [д’]. Буква Д д"101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Открытого логопедического занятия

Тема: Звуки [д], [д’]. Буква Д д.

( с использованием ИКТ)

 

Цели:

-  Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звуков [д], [д’];

- Учить детей определять местоположение звука в слове;

- Развивать слого - звуковой анализ и синтез слов;

- Активизировать лексический запас;

- Развивать внимание, память, зрительно-моторные координации.

- Корригировать у детей оптическое представления, слуховое внимание и память,    логическое мышление.

- Воспитывать любовь к логопедическим занятиям, бережное отношение к пособиям.

Оборудование:   Мультимедийный проектор, экран, компьютер, дидактический   материал,салфетки, волшебная масса, символы, профили, веера букв, карточки для звукового анализа, предметные картинки, тетради, ручки.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Дети читают стихотворение:

 Мы уверенны в себе,

Говорим всегда красиво.

Смело и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

что учили на занятиях.

Каждый день, всегда везде,

на занятиях в игре.

Плавно, чётко говорим.

Никогда мы не спешим!

-Сядет тот, кто придумает слова,которые состоят из одного слога.

 II .Сообщение темы занятия.

Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками и с новой буквой. А с какими звуками мы с вами познакомимся, вы узнаете, посмотрев на (слайд №4).

Какие предметы изображены? (дом, дерево).

Какой первый звук в этих предметах?

Догадались, с какими звуками мы сегодня познакомимся?

- Правильно, сегодня мы с вами познакомимся со звуками [д], [д’].

III. Характеристика звуков [д], [д’] по артикуляционным и акустическим признакам.

  1. Символ звука: дятел стучит – д-д-д.

-Возьмите зеркала и произнесите звук [д].

-Как проходит воздушная струя?

-Раз воздушная струя проходит с препятствием,  какой звук [д]?

-Голос спит или поёт?

В слове дом звук [д] твердый или мягкий?

Кто сделает вывод о звуке [д]?

Звук [д]   –  согласный, звонкий, твёрдый.

  1. У твёрдого звука [д], есть братик мягкий звук [д’].

Стучит маленький дятел - [д’], [д’], [д’].

-Как проходит воздушная струя?

-Раз воздушная струя проходит с препятствием, какой звук [д’]?

-Голос спит или поёт?

-В слове дерево звук [д’] – мягкий или твёрдый?

-Кто сделает  вывод о звуке [д’]        (Согласный, звонкий, мягкий).

Вывод        :(слайд №6)

Звук [д] – согласный, звонкий, твёрдый.

Звук [д’] – согласный, звонкий, мягкий.

IV.Артикуляционная гимнастика.

Ручки растираем  (потираем ладони) и разогреваем (хлопки),

И лицо теплом свом мы умываем,

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам),

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом уходим пальцами на щечки.

Упражнение «Лопаточка»

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Упражнение «Качели»

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Упражнение «Дятел»

Я по дереву стучу –д-д-д.

Червячка добыть хочу –д-д-д.

Хоть и скрылся под корой –д-д-д,

Все равно он будет мой –д-д-д.

V.Звуковой анализ слова.

Отгадайте загадку:

Разноцветные ворота,
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот.
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?

(Радуга)

Составьте звуковой анализ этого слова.

 радуга ••••••

Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько согласных?

VI. Знакомство с буквой.

1.Звуки мы слышим и произносим, а букву пишем. Чтобы прочитать или написать название предметов, нам надо познакомиться с буквой.

Звуки [д], [д’] мы обозначаем буквой Дд.

-Это печатная буква Дд

-Это прописная : заглавная и строчная.

-На что похожа буква Дд?

2.Найдите и покажите букву Дд.

3.Слепите букву д из разноцветной  массы.

Сти-е:

Дом.И букву в нем заметим.

Добрым быть нужно, дети.

Дом построим – будем жить.

С буквой Д давай дружить.

4.На волшебных листочках запишите число занятия. Печатную и прописную букву Дд.

5.Из всех букв выбери буквы «Д» и «д» и обведи кружком.

АудмдСДСдхрхДхднсждШадуо УКСДЛалДЛдвасёйдХдчгДэдпД

VII.Развитие  слого - звукового анализа и синтеза слов;

1.Замените первый звук в слове на звук [д’] (слайд №7).

Писк                        метка

Мина                [д’]        миски

Пень                        Ливан

Тело                        весна

2.Доставь центральный слог к другим и прочитай полученные слова (слайд №8).

ЛЯ

ХОД                ДО                МА

РОГА

3.Составь слова из слогов (слайд №9)

ДУ        ДОБ                ДО

ДУП            ДЕБ              РИ        БЫ

РО              КА          МА           ЛО

Проверьте себя (слайд №10)

Дупло, добро, дубы, дебри, дудка, дома.

Новое слово дебри это - места, заросшие непроходимым, густым лесом.

VIII. Физкульминутка  ( слайд№ 11)

       

А теперь всё по порядку,

встали дружно на зарядку.

Руки в сторону согнули,

два подняли, помахали.

Спрятали за спину их,

 Оглянулись, через правое плечо,

 через левое еще.

Дружно присели, пяточки задели.

На носочках поднялись,

 опустили руки вниз.

Пальчиковая гимнастика (слайда № 12, 13, 14, 15).

«Птичка»

Птички летели,

Сели посидели,

Дальше полетели.

«Петушок»

Петя- Петя – петушок,

Красный чудо – гребешок.

«Лодка»

Маленькая лодочка по реке плывет.

На прогулку лодочка малышей везет.

«Пароход»

Пароход плывет по речке,

И труба дымит, как печка.

Гимнастика для глаз (слайд №16,17,18,19).

IX.Дидактическая игра: « Большой – маленький» (слайд №20).

Пароход – пароходик

Огород, завод, комод, гвоздь, дождь, виноград, верблюд, водопад, лимонад, шоколад.

X.Работа со словом (слайд №21).

Найди слово.

НО

ВЕЗ

ДЕ

ДЕ

РЕ

ВО

ДУ

ДО

ЧКА

XI.Работа на индивидуальных карточках.

Среди буквенного текста спрятались различные слова.

Найди их и подчеркни простым карандашом, а слова с буквой «д» синим карандашом.

Дашаоррроворукичлмррозылёъфюялродроздылоомука  сидитарпоонопорлналыопогокололморппДимадымитд

ловитгпгдвашнгТимкаопорониловрпрповкотикдлалоъ

XII. Назовите слова со звуком [д], [д’] (слайд №22).

[д] – дом, дым, дорога, дверь, лодка.

[д’] – дерево, девочка.

XIII. Итог занятия.

- С какими звуками познакомились?

Дайте характеристику звукам [д], [д’].   С  какой буквой познакомились?

- Вам понравилось наше занятие?

XVI.Оцените свою работу   (рефлексия).

Кому  на занятие было всё понятно, со всеми заданиями справились уверенно, возьмите весёлого человечка.

Если вы затруднялись при выполнении,  каких – либо заданий, возьмите грустного человечка.

XV.Домашнее задание.

Возьми цветные карандаши и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Д»

До встречи дорогие друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие "Звук и буква И"

Данное занятие ориентировано на обучающихся 1 классов с общим недоразвиием речи. Большое внимание уделяется не только фонематическому восприятию, правильной артикуляции звука и, закреплению написания ...

конспект открытого логопедического занятия "Звук и буква ц"

здесь представлен подробный конспект группового логопедического занятия для детей с ОНР...

Конспект логопедического занятия Звуки Л,Ль. Буква Л.

Конспект фронтального  занятия для детей подготовительной  к школе логопедической группы по обучению к грамоте. Учим букву Л. Звуки Л-Ль....

Конспект открытого логопедического занятия "ЗВУКИ "Т"-ТЬ"

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Цель-совершенствование навыков звуко-слогового анализа у старших дошкольников....

Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ы" для группы учащихся с ОНРIII 1 класса общеобразовательной школы.

       Данный конспект является частью системной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 1 класса по устранению у них общего недоразвития речи третьего-...

Открытое логопедическое занятие: "Звуки [к], [к’]. Буква Кк" 1 класс.

Знакомство со звуками [к], [к’] и с буквой Кк. Чётко произносить [к], [к’] и определять место положения органов при произнесении звуков....