Корекционно-развивающие занятия. Выход из трудной ситуации.
план-конспект по теме

Строкова Татьяна Васильевна

Конспекты занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyhod_iz_trudnoy_situatsii.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые занятия для младших школьников.

       Начало школьной жизни - серьёзное испытание для большинства детей. Они должны привыкать к новому коллективу, новым требованиям.

       Особенность психологии ребёнка младшего школьного возраста заключается в том, что он ещё мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребёнок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой.

        Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребёнка, создавая всё новые субъективные трудности.

        Предлагаемые занятия направлены на решение этих задач.

        По одной теме проводятся три занятия. Они строятся в следующей последовательности: введение понятия, отработка и закрепления навыка.

        Продолжительность занятия 40 - 45 минут, количество учеников в группе - 10 - 12 человек. Задача ведущего - создание доброжелательной обстановки, чтобы каждый ребёнок возможность проявить себя и не боялся ошибок.

      Сюжеты историй объединяет игровой персонаж - мамонтёнок Дима. Дети преодолевают возникающие проблемы и усваивают приёмы саморегуляции вместе с ним.

       Основной материал взят из книги С.В. Крюковой, Н.П. Слободняк "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь!"

Ум - это не сосуд, который нужно наполнить,

 а пламя, которое необходимо разжечь.

                         ПЛУТАРХ,

                          римский философ

Занятие 1.

ПОИСК ВЫХОДА ИЗ ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ.

Цели:

- научить детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую не возможно;

- ознакомить детей с "позитивным переформированием" как способом изменения отношения к ситуации.

Материалы:

- мягкая игрушка - мамонтёнок Дима;

- текст рассказа "Вот если бы всё было не так ...";

- два цветка, где написано "Даже если...", "В любом случае...";

- плакаты "Такие мысли всегда помогут мне", "Такие мысли мне мешают".

                       Я справлюсь.                                             Я плохой.

                       У меня получится.                                  Я не умею.

                       Я научусь.                                                 Я не справлюсь.        

                       Всё будет хорошо.                                  Меня обидели.

                       Я не буду бояться.                                  Я боюсь.

Ход занятия:

1.Работа с текстом.

Ведущий читает фрагмент рассказа "Вот если бы всё было не так..."

2.Обсуждение.

После обсуждения рассказа ведущий говорит детям о том, что у каждого бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго "застревать" на грустных мыслях. Вместе с детьми он приходит к выводу - мы не можем изменить ситуацию,

но можем сами выбирать, о чём думать и как думать.

3. Учим правило.

Для иллюстрации возможности выбора ведущий просит детей вспомнить, как они собирают цветы на лугу (срывает только те, которые нравятся). И вводит правило: "Мысли нужно выбирать, как цветы, - выбирай только красивые (положительные)". Затем он показывает два цветка, один из которых будет называться "Даже если...", а другой - "В любом случае..."

4. Упражнение "Даже если..." - "В любом случае..."

Дети распределяются на группы по трое. Группы выполняют упражнения по очереди.

Первый ученик произносит название первого цветка: "Даже если…" второй продолжает фразу, называя проблему: "...мне плохо, я невезучий, у меня нет папы...", третий называет второй цветок: "В любом случае...", ведущий заканчивает: "...я что-нибудь придумаю, но плакать и грустить не буду..."

Каждая следующая группа должна предлагать новую, ещё не названную проблему. Упражнение проводится до тех пор, пока в нём не примут участие все дети. После этого ведущий подводит детей к пониманию того, что нет безвыходных ситуаций, и обо всём, что нас огорчает, можно думать по-другому.

5. Домашнее задание.

Нарисовать два цветка и потренироваться при помощи фраз "Даже если..." и "В любом случае..." изменять своё настроение, искать выход из сложной ситуации.

Занятие 2.

ПОИСК ВЫХОДА ИЗ ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ.

Цель:

- закрепить умение менять отношение к трудной ситуации.

Материалы:

- мягкая игрушка - мамонтёнок Дима;

- два баночки с надписями: "Я справился", "Я не справился";

- фишки;

- текст рассказа "Я не могу это вынести!" (начало).

Ход занятия:

1. Повторение.

Дети вместе с ведущим рассматривают рисунки цветов, выполненные дома. Вспоминают, как меняли своё отношение к трудной ситуации при помощи цветов и фраз  "Даже если..." - "В любом случае...".

2. Работа с текстом.

Ведущий читает начало текста "Я не могу это вынести".

3. Обсуждение.

После того, как дети прослушали рассказ, ведущий просит их ответить на вопрос: "Как помочь Диме найти выход из трудной ситуации?". Обсуждаются все предложенные детьми варианты.

Упражнение "Я справлюсь!"

Ведущий предлагает детям различные ситуации, например: "Тебя дразнят", "Друг не пригласил тебя на день рождения", "Тебе не купили понравившуюся игрушку" и т. д. Желающие предлагают свои способы действий, которые обсуждаются всеми остальными. Если ребёнку, предложившему свой вариант, удалось, по мнению остальных, справится с ситуацией, то он бросает фишку в баночку "Я справился", если нет - в баночку "Я не справился"

4. Домашнее задание.

Попросить детей подумать вместе с родителями, как помочь Диме выйти из трудной ситуации, а также приготовить дома баночки коробочки с надписями: "Я справился", "Я не справился" и опустить в них фишки (пуговки, бусинки): в случае победы над сложной ситуацией - в первую баночку, в случае неудачи - во вторую.

Занятие 3.

ПОИСК ВЫХОДА ИЗ ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ.

Цели:

- дать представление о связи между мыслями и поведением.

Материалы:

- мягкая игрушка - мамонтёнок Дима;

-  баночка с надписью: "Я справился";

- фишки;

- текст рассказа "Я не могу это вынести!" (окончание).

Ход занятия.

1. Повторение.

Дети приводят примеры трудных ситуаций, из которых они смогли выйти с помощью приобретённых навыков. Ведущий спрашивает, удалось ли детям разгадать план Димы.

Дети предлагают различные варианты поведения Димы сложившейся ситуации:

- дразнить обидчиков;

- пожаловаться взрослым;

- наказать, обратившись к друзьям постарше;

- не обращать внимания.

Ведущий вместе с детьми разбирает каждый предложенный вариант.

2. Работа с текстом.

Ведущий читает окончание рассказа "Я не могу этого вынести!".

3. Обсуждение.

  • Что помогло Диме справиться с трудной ситуацией?
  • Как он научился действовать?
  • Какие мысли использовал Дима?
  • Что ещё понадобилось Диме, чтобы научиться так вести себя (смелость, уверенность, юмор).

4. Игра "Я справлюсь".

Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться, - поднимает руку вверх, а кто не знает выхода из предложенной ситуации, - прячет руки за спину.

 Можно предложить следующие варианты: тебя дразнят; у тебя отобрали игрушку; тебе не разрешают смотреть телевизор; тебе не подарили обещанный подарок; друг обиделся; ты поссорился с братом или сестрой и т. д.

   Идёт обсуждение. Ребята рассказывают, как будут себя вести в этих ситуациях. Если предложенный вариант одобряет большинство ребят, то следует положить фишку в баночку "Я справился"

Занятие 4.

КАК ДЕЛАТЬ ВЫБОР?

Цели:

- ознакомить детей с понятием "выбор";

- учить детей прогнозировать ситуацию.

Материалы:

- мягкая игрушка - мамонтёнок Дима;

- рассказ "Дима выбирает" (начало);

- плакат "Дима выбирает".

Ход занятия.

1.Работа с текстом "Дима выбирает" (начало).

2. Обсуждение.

Ребята отвечают на следующие вопросы:

  • Что выбрал Дима вместо уроков?
  • Сколько раз он выбирал вместо уроков что- то другое?
  • Что для него важнее: уроки или дрова; уроки или карандаш; уроки или игра с братом?
  • Что такое выбор?
  • Что произошло в школе?
  • Пожалеет ли Дима о своём выборе?
  • О чём ему нужно было подумать, чтобы сделать правильный выбор?
  • Какую отметку получит Дима за домашнее задание?

В процессе обсуждения ведущий должен подвести детей к пониманию того, что, выбирая, надо, прежде всего, подумать, что будет потом.

После обсуждения ведущий показывает плакат "Дима выбирает".

Необходимо ответить на вопрос: "Какие мысли помогут Диме сделать правильный выбор?"

3. Учим правило.

Ведущий предлагает детям запомнить правило:  "Выбирая, думай, что будет потом".

Затем задает вопросы:

  • Подумай, что будет потом, если...

 - не беречь игрушки, книги?

 - дёргать за хвост собаку?

 - не выполнять домашнее задание?

 - обижать других?

 - а можно ли этого избежать?

4. Домашнее задание.

Предложить детям ответить на вопрос: "Часто ли приходится делать выбор?" и вспомнить о таких жизненных ситуациях.

Занятие 5.

КАК ДЕЛАТЬ ВЫБОР?

Цели:

- ознакомить детей с понятием ответственность за свой выбор.

Материалы:

- мягкая игрушка - мамонтёнок Дима;

- атрибуты для игры "Магазин" (книги, игрушки и т. д.);

- текст рассказа "Дима выбирает" (окончание).

Ход занятия.

1. Повторение.

Ведущий начинает занятие с вопросов:

- Приходилось ли вам за эти дни делать выбор хоть один раз?

- Как сделать правильный выбор?

- А что мы получим, сделав выбор? (То, что выбрали).

2. Работа с текстом "Дима выбирает" (окончание).

3. Обсуждение.

  • Как Дима понял, что это ему надо отвечать за свой выбор?
  • Что он получил?

Дети приходят к выводу, что мы всегда получаем то, что выбрали.

4. Ролевая игра "Магазин".

В процессе игры дети выбирают книги, игрушки, сладости и объясняют свой выбор.

5.Домашнее задание.

Подумать над вопросом: " Помогают ли "светлые" мысли делать выбор?".

Занятие 6.

ТРУДНОЕ СЛОВО "НЕТ!".

Цели:

- учить детей говорить "Нет!";

- помочь детям осознать ответственность за свой выбор.

Материалы:

- мягкая игрушка - мамонтёнок Дима;

- текст рассказа "Когда трудно сказать "Нет!".

Ход занятия.

1. Повторение.

Дети, которым удалось хотя бы раз добиться успеха, рассказывают об этом, используя знания, полученные на занятиях.

2. Работа с текстом "Когда трудно сказать "Нет!".

3. Обсуждение.

  • Что мешало Диме сказать "Нет!"
  • Бывали ли у вас в жизни ситуации, когда вам трудно сказать "Нет!"?
  • Что можно посоветовать Диме?
  • Зачем нужно научиться говорить "Нет!", даже когда это не легко?

4. Учимся говорить "Нет!"

Сначала ведущий задаёт детям вопросы, на которые им легко сказать "Нет!":

- вам хотелось бы спать в ледяной пещере?

- вы хотели бы всю свою жизнь просидеть дома и никогда не выходить на улицу?

- вы любите горькую пищу?

- просто ли было вам говорить "Нет!"? Почему?

А затем ведущий перечисляет ситуации, в которых детям бывает нелегко отказаться, например, когда им предлагают:

- обидеть кого- то,

- сказать кому- то не правду,

- съесть мороженое, когда болит горло,

- покататься на машине с незнакомым человеком.

Далее обсуждаются вопросы:

- что мешает нам быть решительным и сказать твёрдое "Нет!"?

- что может произойти, если не сказать "Нет!"? (Дети приводят свои примеры.)

- поможет ли вам тренировка сделать выбор и сказать "Нет!", когда это необходимо?

В результате обсуждения дети должны прийти к выводу, что если вовремя не сказать "Нет!", то это может привести к печальным последствиям, и они за это в ответе.

5. Домашнее задание.

Учиться говорить "Нет!" в сложных жизненных ситуациях.

Приложение №1

«Вот если бы всё было не так...».

   Мамонтёнок Дима был очень удивлён, что можно прогонять тёмные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.

    - Итак... Ты, Дима, грустишь из-за того, что твой папа не живёт с вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остаётся мало времени для развлечений с друзьями из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом. Ты не можешь всё это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом. Попробуй подумать обо всём этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые. Дима был удивлён:

    -  Как это - только светлые? - спросил он.

    - Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся,  -  Друг наклонился и сорвал два цветка.

    -  Назовём один из них «Даже если...», а другой -  «В любом случае...». Это один из способов избавления от тёмных мыслей. Мы постараемся обо всём, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил («вот если бы всё было по-другому...»). Теперь ты говори так: «Даже если папа не живёт с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае нам с ним бывает очень весело, и у меня остаётся время поиграть с друзьями».

Дима сделал большие глаза - оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!                                                                - Неужели это помогает прогонять тёмные мысли и исправлять плохое настроение? - спросил он Степана.

    -  Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше. Как твоё настроение сейчас? - спросил Друг.

    - О! Намного лучше! Но я хочу ещё потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда всё пройдет само собой.

Приложение№2

«Я не могу этого вынести!».

      Однажды Степан пришёл в гости к Диме, который только что вернулся с прогулки. Дима был в ярости.  Когда Друг вошёл к нему в пещеру, то услышал, как он кричал: «Я не могу этого вынести!».

- Чего ты не можешь вынести? - спросил Степан.

- Я не могу вынести, когда другие мамонты корчат мне рожи и дразнят меня! Они выводят меня из себя!!!

- Успокойся, Дима, - сказал Друг, - ты сейчас очень рассержен, и мы не сможем поговорить, если ты не успокоишься. Мы что-нибудь обязательно придумаем, когда ты сможешь спокойно всё объяснить. Я тоже не люблю, когда меня дразнят.

- О, Степан, как обидно, когда другие корчат мне рожи и обзывают меня! Мой светлый ум куда-то прячется от обиды, а тёмные мысли прыгают в голове, как хищники.

- Дима, разве от тебя зависит, что говорят и делают другие мамонты? Разве можешь ты заставить их думать и действовать по-другому?

- Конечно, нет, - ответил Дима, - это же их мысли и их действия.

- Но ты забыл, Дима, что у тебя есть что-то, что ты можешь изменять, если захочешь. Что это, Дима?

- Да-да, я помню - это мои мысли, но поверь, что когда ты слышишь, как тебя обзывают, то трудно думать в этот момент о чём-то хорошем.

Друг улыбнулся, его глаза заблестели озорными искорками:

- Ты совсем забыл, Дима, что у тебя есть ещё и блестящие мысли. Это как раз то, что тебе нужно сейчас! Светлые и блестящие мысли могут очень многое.

        Дима и Друг стали что-то придумывать, постоянно перешёптываясь и хихикая. О чём они шептались, могли слышать разве что бабочки да луговые цветы. Было заметно, что им весело и что они что-то придумали. Это был план!

Приложение №3

«Я не могу этого вынести»

        На следующий день Дима снова вышел погулять к другим мамонтам. Самый большой из них, мамонт по имени Боден, который часто задирался и обижал других, вышел вперёд и начал обзывать Диму и корчить ему рожи. Обычно Дима старался спрятаться, но только не на этот раз. Он уже хорошо потренировался, поэтому уверенно подошёл прямо к обидчику и спокойным, но громким голосом сказал: «Послушай, это же твои глаза, твой рот и твой нос. Всё принадлежит тебе, и ты можешь использовать их как угодно: кривляться, гримасничать. Но есть один недостаток, который нужно исправить: твои уши не участвуют в этом деле, хотя они имеют полное право на это. Мне кажется, что ты должен шевелить ушами, когда корчишь рожу». Сказав это, Дима повернулся и ушёл, оставив застывшего от изумленья Бодена и всю его компанию.

Позднее Дима и Друг обсуждали произошедшие события.

- Как ты думаешь, перестанет теперь Боден строить тебе рожи и обзывать тебя? - спросил Друг.

- Может быть, перестанет, а может, - нет, - ответил Дима. - Это его право, но я уже больше не собираюсь убегать и плакать из-за этого.

- Что же ты будешь делать, если он снова начнёт дразниться?

- Я напомню ему про уши, — хихикнув, ответил Дима.

Каждый раз, как только Боден начинал дразнить Диму, он был готов ответить ему. В первый день после своей победы, когда Боден попытался снова дразнить его, Дима сказал, что Бодену нужно ещё потренироваться шевелить ушами. На второй день он повторил, что нужно ещё долго тренироваться. На третий день он воскликнул, всплеснув руками: «О! Ты никогда не научишься!»

И задира Боден, не выдержав, убежал. Он был страшно зол. Вбежав в свою пещеру, он закричал: «Я не могу этого вынести!». Боден топал ногами так сильно, что когда его брат вошёл в пещеру, он очень удивился и спросил:

- Что с тобой? Кто тебя так разозлил?        

- Я не могу больше терпеть того, что этот маленький Дима не реагирует на мои оскорбления и даже смеётся надо мной! Ему безразлично, что я строю рожи, он говорит, что если это моё лицо, то я могу с ним делать всё, что захочу. Он даже советует мне, как строить рожи получше, и говорит, что нужно ещё  и шевелить ушами!        

- Да! Ты здорово разозлился! Что же ты теперь будешь делать? -  спросил брат. Я поищу кого-нибудь другого, кому можно строить рожи и кого легко вывести из себя.

       На следующее утро Дима проснулся в прекрасном настроении и был полон сил и энергии. Он чувствовал себя повзрослевшим. Ещё недавно было столько всего, чего он не мог вынести, а сейчас он понимал и ощущал, что сможет выдержать многое, и это было замечательное чувство.        

      Дима знал, что в этом ему помогают его блестящие светлые мысли. Он улыбался, думая об этом.
Все чаще он стал замечать, что его мысли и чувства соответствуют друг другу.        

Приложение №4

«Дима выбирает»

       Однажды вечером Дима лежал у камина. Ему было тепло и удобно.

 - Дима, - позвала его мама, - ты уже сделал уроки?

- Ещё нет, - отозвался Дима. Он решил взяться за уроки через минуту. «Но сначала я подложу дров в огонь», — подумал он. Кинув в огонь последнее полено, он опять вспомнил про уроки, но, услышав голос младшего брата, решил, что тому скучно одному, и пошёл немного с ним поиграть. Через некоторое время он, наконец-то, сел за уроки. Он взял в руки карандаш и решил его поточить. «Конечно, у меня есть другой, хорошо заточенный карандаш, но пусть этот будет запасным», - подумал Дима. Когда он закончил точить карандаш, то услышал голос мамы:

- Уже поздно,  пора спать! И Дима отправился спать.

На следующий день учительница собирала тетради с домашним заданием.

-  Дима, где твоя тетрадь? — спросила учительница. Он опустил глаза и ответил:

-  Я забыл её, то есть я хочу сказать, что мне надо было следить за огнём, потом я приносил дрова, а ещё моему брату было скучно, и я играл с ним, а когда сел делать уроки, мне понадобилось поточить карандаш. Я помнил про уроки, но делать их было уже поздно, поэтому я не виноват...

Приложение №5

«Дима выбирает»

       На уроке перед самой переменой учительница поставила на парту перед Димой коробку.

- Дима, - сказала она, - кто-то в нашем классе сделал выбор - не делать уроки дома, и он должен будет остаться и сделать их на перемене. Подумай, кто это? Напиши его имя на листке и опусти листок в коробку.

        Диме совсем не хотелось признавать свою вину, оставаться на перемене и делать уроки, когда все весело играют и отдыхают. Он начал думать о хорошем: о летних каникулах, праздничной ярмарке.

       Он вспомнил, как на летней ярмарке он участвовал в лотерее, где нужно было угадать, под какой из чашек спрятаны ягоды. Он выбрал чашку правильно и получил приз - целую горсть вкусных лесных ягод. Вспомнив об этом сейчас, Дима понял, что это был его выбор, а ведь ты всегда получаешь то, что выбираешь.

       «Я был единственным, кто не сделал уроки дома, это был мой выбор. Значит, работать во время перемены должен я», - подумал Дима. Он написал на листке бумаги своё имя, опустил в коробку и принялся делать уроки.

 

Приложение №6

«Когда трудно сказать «Нет».

       Когда Дима был маленьким, он очень любил  говорить слово «Нет!». Его спрашивали: «Ты вымыл руки?»  -  «Нет!», - отвечал Дима. «Ты любишь кашу?»  - «Нет!». «Ты убрал игрушки?» -  опять «Нет!». Когда Дима подрос, он по-прежнему легко мог сказать «Нет!», если ему предлагали что-то невкусное или заставляли делать уроки и не смотреть долго телевизор.

Но он заметил, что всё чаще ему стало трудно говорить «Нет!». Это случалось тогда, когда его приятели звали Диму делать что-то, что было, по его мнению, опасно, вредно и нехорошо. Если в таких случаях он не мог сказать «Нет!», то потом чувствовал себя очень плохо. Что-то мешало ему сказать «Нет!». Это были мысли: «Если я скажу «Нет!», то я кого-то обижу, если я скажу «Нет!», то со мной не будут играть, если я скажу «Нет!», то меня будут считать трусом». Эти мысли так надоели Диме, что однажды он не выдержал и всё рассказал Другу:

-  Я понимаю, откуда идут эти мысли - это мой страх. Я не могу сказать «Нет!» из-за страха и очень злюсь на себя за это. Эти тёмные мысли управляют моим поведением, портят моё настроение и мешают мне. Я хотел бы знать, смогу ли я сам справиться с этим?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект корекционно-развивающего занятия "Как стать поэтом"

Конспект коррекциооно-развивающего занятия для 2 класса...

Конспект корекционно-развивающего занятия по развитию речи на тему: «Семья».

Конспект занятия по развитию речи  «Семья».Цели:1. Учить употреблять глаголы настоящего времени третьего лица единственного числа.2. Развитие связной речи,  составление описательного рассказ...

Беседа: «Выход из трудной ситуации»

Цель: знакомство с понятиями «трудная жизненная ситуация», осознание стрессовой ситуации и способов поведения в них....

Адаптированная рабочая программа корекционно - развивающего занятия «Ритмика» 1-4 класс ФГОС НОО ОВЗ АООП обучающихся с ЗПР -2020-

Аннотацияк адаптированной рабочей программе по ритмике для   учащихся 1-4 класс               Курс «Ритмика...

Адаптированная рабочая программа корекционно - развивающего занятия «Ритмика» 1-4 класс ФГОС НОО ОВЗ АООП слабовидящих обучающихся

Аннотация к адаптированной рабочей программе по ритмике для         учащихся 1-4 классАдаптированная образовательная рабочая программа  коррекционно-развив...