Программа «Я в мире профессий»
рабочая программа по теме

Широколобова Анна Валентиновна

Программа по профессиональному самоопределению воспитанников детского дома с ограниченными возможностями здоровья. Программа нацелена на создание условий для успешного профессионального самоопределения воспитанников и адаптации на разных этапах профессионального обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx71.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 

ПРИНЯТО

на заседании МО Службы ППМС сопровождения воспитанников

Протокол № 1 от

«23» сентября 2014г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ АО «Онежский детский дом»

__________________Т. А. Лысцова

«_____»__________________ 20__г.

ПРОГРАММА

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ВОСПИТАННИКОВ

 «Я  В МИРЕ  ПРОФЕССИЙ»

ГБУ АО «ОНЕЖСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

Руководитель:

социальный педагог

А. В. Широколобова

Структура программы.

  1. Пояснительная записка…………………………………………3-5 стр.
  2. Программное содержание……………….……………………..6-7 стр.
  3. Учебно-тематический план……………...……………………..8-10 стр.
  4. Условия реализации…………………………………………….11 стр.
  5. Прогнозируемые результаты…………………………………..11 стр.
  6. Методика по изучению усвоения программы….……………...11-12 стр.
  7. Итоговая работа 1 года обучения………………………………13 -14 стр.
  8. Итоговая работа 2 года обучения………………………………15-16 стр.
  9. Литература……………………………………………….............17 стр.

Пояснительная записка

        Актуальность создания программы по профориентации обусловлена тем, что профессиональная подготовка воспитанников детского дома является одним из условий их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В нашем детском доме в основном проживают  дети с особенностями здоровья.

Часто при выполнении заданий внеучебного характера воспитанники обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи, испытав малейшую трудность, отказываются от выполнения поставленной задачи.

Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.

Для наших воспитанников характерны следующие проблемы: низкий уровень интеллектуального развития, отсутствие мотивации к учебной деятельности, малый запас знаний и сведений об окружающем мире и потребностях профессионального рынка труда. Профессиональное самоопределение – это определение собственного будущего. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику коррекционного класса, воспитывающемуся в детском доме достаточно сложно. Поэтому тема выбора профессии является важной для подготовки воспитанников к полноценной самостоятельной жизни.

        Работу по самоопределению личности в профессии необходимо начинать с начальной школы, так как дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей способны реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания.

Период реализации программы  2014 - 2017  уч.  год.

Цель:

создание условий для формирования представлений о профессиях, обогащение знаний, умений и навыков  воспитанников в профессиональном выборе.

Программа рассчитана на воспитанников 7-18 лет.

Для эффективной работы необходимо учитывать особенности возрастного развития детей, возрастных стимулов и интересов детей.

Задачи программы (7-12 лет):

1.Развивать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству;

2.Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных    профессий;

3.Познакомить с несколькими видами профессий и их особенностями;

4.Показать значение трудовой деятельности в жизни человека;

Задачи программы (13-18 лет):

1. Мотивировать для участия в занятиях.

2. Создавать условия для сознательного выбора профессии;

3. Совершенствовать опыт межличностного взаимодействия и групповой сплоченности.

4. Познакомить с правилами поведения в учебных заведениях, в общежитиях.

5. Познакомить с правилами поведения в процессе трудовой деятельности, правилами устройства на работу, в ЦЗН.

Методы и приемы:

        Наглядный;

        Словесный;

        Практический;

        Игровой;

        Соревновательный.

Формы работы:

        Индивидуальные занятия

        Групповые занятия

Количество занятий:  в каждой группе 1 раз в месяц.

Программа не предусматривает систему отметок. Продолжительность занятия 30 - 40 минут.

Программное содержание

        Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с воспитанниками в возрасте от 7 до 18 лет.        Целью программы является создание условий для формирования представлений о профессиях, обогащение знаний, умений и навыков  воспитанников в профессиональном выборе. Достижение цели поможет создать психологическую основу для развития профессионального самосознания воспитанников. Структура профориентационных занятий основывается на возрастных особенностях воспитанников.

Воспитанники 7-12 лет. На данном этапе идёт расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий. Развитие  у воспитанников мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры.  Так же в работе используются такие методы и приёмы;  художественное слово; беседы; упражнения; ролевые игры;  рисование; лепка; презентации; конкурсы рисунков о профессиях и труде. Участие в общем мероприятие детского дома «Неделя профориентации».

          Воспитанники 13-18 лет. Программа позволит подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения; изучить свои личностные особенности, интересы и склонности; получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях; получить информацию о правилах выбора профессии; определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

При работе с данной возрастной группой используются следующие приёмы и методы:

 беседы; упражнения; ролевые игры; профориентационные игры; презентации; рассказы о себе, слушание и обсуждение литературных произведений, решение кроссвордов, ребусов; разыгрывание сценок; экскурсии в учебные заведения (г. Архангельска; г. Северодвинска, г. Онеги, Центр занятости населения). Участие в общем мероприятии детского дома «Неделя профориентации».

 Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире.

Программа рассчитана на 3 года 24 часов для детей младшего возраста и 24 часов для старшеклассников. Занятия проводятся в форме интегрированных занятий.

        

        

        

3. Учебно-тематический план.

1 год обучения

Темы занятий

Количество занятий

Воспитанники 7-12 лет

1.

«Человек на земле». Знакомство с профессией овощевода, цветовода, садовода

1

2.

«Чистота-залог здоровья».(Работа технического персонала детского дома)

1

3.

Всякий труд полезен

1

4.

Занятие «Повар варит наш обед»

1

5.

«Как хлеб на стол пришёл»

1

6.

«Мужские профессии»

1

7.

«Моя профессия - полицейский»

1

8.

Итоговое занятие.

1

Воспитанники 13-18 лет

1

Введение. «Значимость выбора профессии».

1

2

«Профессия и здоровье»

1

3

Швея. Обувщик. Значение профессии. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.

1

4

Штукатур-маляр. Значение профессии в строительстве. Виды работ, выполняемых маляром.

1

5

Современный рынок труда. (Экскурсия в ЦЗН)

1

6

«Мой профессиональный выбор» (экскурсия в учебные заведения г. Архангельска, г. Северодвинска.)

1

7

«Пути получения профессии» (экскурсия в Онежский индустриальный техникум)

1

8

Итоговое занятие.

1

Всего:

16

.

2 год обучения

Темы занятий

Количество занятий

Воспитанники 7-12 лет

1.

«Как путешествует письмо?»

1

2.

«Профессия фермер»

1

3.

«Мы моряки»

1

4.

«Профессия врач»

1

5.

«Почему поезда такие длинные?»

1

6.

«Профессия актер»

1

7.

« Профессий много в мире есть»

1

8.

 «Профессия космонавт»

1

9.

Итоговое занятие.

1

Воспитанники 13-18 лет

1

«Знакомство с профессиями – банкир, бизнесмен».

1

2

«Верный выбор»( о профессии финансист)

1

3

 «Хочу, могу, умею»

1

4

« Профессия столяра»

1

5

«Деловое письмо» (заявление, анкета, автобиография)

1

6

«Профессия пекарь»

1

7

«Инспектор ГИБДД»

1

8

«Моя будущая профессия»

1

9

Итоговое занятие.

1

Всего:

16

3 год обучения

Темы занятий

Количество занятий

Воспитанники 7-12 лет

1.

«Путь в профессию»

1

2.

«Профессия учитель»

1

3.

«Профессия библиотекарь»

1

4.

«Фотограф»

1

5.

«Парикмахер»

1

6.

«Когда появилась одежда?»

1

7.

«Калейдоскоп профессий»

1

8.

Итоговое занятие.

1

Воспитанники 13-18 лет

1

«Значимость выбора профессии».

1

2

«Классификация профессий по типам. «Человек - природа»

1

3

«Классификация профессий по типам. «Человек - человек»

1

4

«Классификация профессий по типам. «Человек - техника»

1

5

«Классификация профессий по типам. «Человек – знаковая система»

1

6

«Классификация профессий по типам. «Человек – художественный образ»

1

7

«Все работы хороши»

1

8

Итоговое занятие.

1

Всего:

16

5. Условия реализации

Занятия проводятся в учебных комнатах или в музыкальном зале. Для эффективной работы используется: наглядный материал (картинки, рисунки, фотографии, плакаты); материалы для рисования и лепки; инструменты для труда, музыка, видео,  информационные, компьютерные технологии, мультимедийное оборудование.

6. Прогнозируемые результаты.

В результате усвоения программы у воспитанников должны быть сформированы:

у воспитанников 7-12 лет:

  • знания о профессиях: овощевод, цветовод, садовник, повар
  • представления о труде технического персонала, о мужских профессиях
  • представление о том, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт

у воспитанников 13-18 лет:

  • знания о том, как выбрать профессию, с учётом возможностей: индивидуальных, психологических, физиологических;
  • знания об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;
  • представление о современном “рынке труда”, через сотрудничество с центром занятости.

Важнейшим результатом профориентационной работы и реализации  программы «Я и моя профессия» будет являться уменьшение количества случаев отчисления воспитанников из профессиональных учебных заведений и снижение уровня неудовлетворенности выбором профессии.

7. Методика по изучению  усвоения программы.

Результативность программы проверяется с помощью проведения диагностики, получения обратной связи от детей и воспитателей.

Цель:

Изучение усвоения детьми содержания программы по профориентации «Я в мире профессий».

Ход проведения:

Воспитанникам предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов или назвать профессии, действия, которые отражают темы занятий для детей 7-12 лет и 13-18 лет.

Анкетирование можно проводить как индивидуально, так и группами.

ИТОГОВАЯ РАБОТА

1 год обучения

 (7-12 лет)

  1. Назовите профессии, с которыми вы познакомились на занятиях.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите инструменты овощевода

а) грабли, лопата, лейка

б) огнетушитель,  топор, ведро

в) таблетки,  градусник,  шприц

3. Назовите, кто следит за чистотой помещений

а) пекарь

б) грузчик

в) уборщица, технический персонал

4. «Что делает повар?» (перечислить действия, которые выполняет повар)

5. «Перечисли профессии».

(Вспомните и перечислите профессии, которые участвуют в создании хлеба.)

 

6. Назовите какую работу выполняет полицейский?

ИТОГОВАЯ РАБОТА

1 год обучения

(13-18 лет)

1. Напишите профессии, о  которых мы говорили  на занятиях.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.«Назови типы профессий»

3. «А что еще?». Перечислите как можно больше действий, выполняемых человеком профессии  - штукатур – маляр.

4. «Куда нужно обратиться за помощью при устройстве на работу?»

   а) пенсионный фонд

   б) отдел опеки и попечительства

   в) центр занятости населения

5. Определи, что это: товар или услуга?

1. Стрижка в парикмахерской ,

2. тетрадь в клетку,

3. фотоальбом ,

4. велосипед ,

5. поездка в такси,

6. книга,

7. удаление зуба,

8. ремонт сломанного замка на куртке ,

9. ремонт сломанного телевизора ,

10. мороженое

Вопросы оцениваются по трем уровням:

а) высокий

б) средний

в) низкий

 1 год обучения

Для детей 7-12 лет:

Вопрос №1

а) высокий – более 4 правильных ответов

б) средний –  3-4 правильных ответа

в) низкий – 0-2 правильных ответа

Вопрос №2

а) высокий – ответ под «а».

в) низкий – ответ под «б» и «в».

Вопрос №3

а) высокий – ответ под «в».

в) низкий – ответ под «а» и «б».

Вопрос №4

а) высокий – более 4

б) средний – 2 - 4

в) низкий – 0 - 1

Вопрос №5

а) высокий –  4 правильных ответа.

б) средний – 2 -3 правильных ответа.

в) низкий – 1 правильный ответ.

Вопрос №6

а) высокий – 4 правильных ответа

б) средний – 2 -3 правильных ответа.

в) низкий – 1 правильный ответ

Для детей 13-18 лет:

Вопрос №1

а) высокий –7

б) средний – от 4 до 6.

в) низкий – от 0 до 3.

Вопрос №2

а) высокий- 5 правильных ответов

б) средний -2 - 3 правильных ответа

в) низкий - 0-1 правильный ответ

Вопрос №3

а) высокий – 6 и более правильных ответов.

б) средний – от 3 до 5 правильных ответа.

в) низкий – от 0 до 2 правильных ответа.

Вопрос №4

а) высокий – ответ «в»

в) низкий – «а», «б»

Вопрос №5

а) высокий – 10 правильных ответов.

б) средний – от 6 до 9 правильных ответа.

в) низкий – от 0 до 5 правильных ответа.

ИТОГОВАЯ РАБОТА

2 год обучения

(7-12 лет)

1.Назовите профессии, с которыми вы познакомились на занятиях:

___________________________________________________________________________________________________________________________

2. Напишите, кому нужны эти инструменты?

а) Грабли, лопата, лейка -

б) Кастрюля, ложка, разделочная доска -

в) Лекарства,  градусник,  шприц -

3.  Кто главный на корабле?

а) радист

б) матрос

в) капитан

4.Соедини линиями

Окулист

лечит зубы

Педиатр

лечит уши, горло и нос

Стоматолог

лечит детей

Лор

проверяет зрение

5. Кто управляет локомотивом?

6. Какую работу выполняет  почтальон?_______________________________________________________________________________________________

7. «Варим борщ».

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\Конспекты\Раскраски\411054_html_m4c6e9810.png

8. Соедини по точкам и назови, человеку какой профессии это необходимо?

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\Конспекты\соедини по цифрам\ракета.jpg

ИТОГОВАЯ РАБОТА

2 год обучения

(13-18 лет)

1. Напишите профессии, о  которых мы говорили  на занятиях.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.«Назови типы профессий»

3. «А что еще?». Перечислите как можно больше действий, выполняемых человеком профессии  пекарь

4. Последовательное описание основных событий  личной  жизни  - это:

а) Заявление

б) Автобиография

в) Анкета

5. Зачем нужны сберегательные банки?

6. Соедини линиями кто, какую работу выполняет?

Столяр

для него характерна более грубая работа с деревом, безо всяких тонкостей.

 

Плотник

его работа очень тонкая и точная, требует от мастера определенных навыков для выполнения уникальных проектов

Он делает из ценных пород дерева самую красивую мебель

8. Литература.

  1. Журнал «Беспризорник» № 2 2014 г.
  2. Бендюков Н. А., Соломин И.Л. «Твой компас на рынке труда», - М., 2000.
  3. Климов Е. А. «Как выбирать профессию».- М., 2002.
  4. Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии или путеводитель выпускника», - М.: Генезис, 2005.
  5. Резапкина Г. В. «Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов». – Н.: Генезис,2000.
  6. Резапкина Г. В.  Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. - М.: Генезис, 2004. - 125с.
  7. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Владос-Пресс, 2001. - 96с.
  8. Методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне». – М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2010, №2, №4.
  9. Журнал «Беспризорник». – М., № 1, 2009
  10. Резапкина Г. В. Профессия и карьера//Школьный психолог. №2, 2009
  11. Вострикова Е. Дорога в страну профессий// Школьный психолог. №2,  2009
  12. Справочное пособие для молодежи «Ищем работу» – Архангельск: АГОО «Центр психологической поддержки населения «Апрель», 2000.
  13. Ползунова Н. М. «Основы профориентологии»,- Архангельск: ООО «Кира», 2008.

14. Шипицина Л. М. «Уроки общения для детей с нарушением интеллекта» Санкт –      Петерб. «Просвещение»  2006 г.

      10.        Родионов В., Ступницкая М. Мотивационный профориентационный тренинг//Школьный психолог.№ 5,6,7,9.2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире профессий. "Профессия - ветеринар"

В нашей школе каждый год проводится традиционное мероприятие - "Вечер защиты профессий". Каждый класс выбирает свою профессию, ищет материал, готовит конкурс художественной самодеятельности. В 2010 го...

Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии

Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...

Авторизованная программа предпрофильной подготовки профориентационного курса «Я в мире профессий». Для учащихся 9 классов

Пояснительная записка Данная авторизованная программа профориентационного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования «Програм...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...

Конкурсная программа «В мире профессий».

расширение знаний о мире профессий; воспитание уважительного отношения к труду....

Дополнительная программа "В мире профессий"

Программа готовит старшеклассников к выбору профессий, необходимых городу Кинель Самарской области...