Дополнительная программа "В мире профессий"
календарно-тематическое планирование (9, 10, 11 класс) на тему

Афонина Тамара Дмитриевна

Программа готовит старшеклассников к выбору профессий, необходимых городу Кинель Самарской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_v_mire_professiy.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение дополнительного образования детей «Вдохновение» ГБОУ СОШ № 11 г Кинеля

УТВЕРЖДАЮ

 Директор ГБОУ СОШ № 11г. Кинеля

О. А. Лозовская __________

 «____»__________20_  г.  

 

Программа принята на основании

решения педагогического совета.

Протокол №___   от «___» _______20_г.                  

Программа

по профориентации учащихся

«В мире профессий»

Возраст детей 14 – 16 лет

Срок обучения: краткосрочная

Автор:

 педагог дополнительного образования

Афонина Т. Д.

1 квалификационная категория

Кинель 2014 г.

Пояснительная записка.

Целевая Программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся  ГБОУ СОШ №11 г. Кинель Самарской области  по социальному заказу администрации ГБОУ СОШ №11.

Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.

Программа представляет собой объединенный замыслом  целый  комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области профессионального самоопределения учащихся.

Программа составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 – Ф 3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей(письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 г. № 06 – 18 – 44);
  • Приказа № 10 08  об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам  (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г) в СП ДОД «Вдохновение» ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля

II. Актуальность программы состоит в том, что сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.

Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

Не секрет, что при сохранении престижа высшего и средне - специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.

Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная нивелировка значимости рабочих специальностей.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «В мире профессий».

Новизна программы  заключается в том, что старшеклассники в рамках общения со студентами, педагогами, мастерами производственного обучения смогут познакомиться с профессиями, которые традиционно пользуются спросом на рынке труда. При этом знакомство с каждой из представленных профессий будет происходить не только через устный рассказ, но и в учебных мастерских во время практических занятий студентов.

III. Цель и задачи Программы

Цель:

  1. Оказание педагогической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении и выборе профиля обучения;
  2. Создание системы действенной профориентации старшеклассников, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.

Образовательные задачи:

  1. Оказать педагогическую поддержку в процессе приобретения обучающимися представлений о профессии;
  2. Создать условия для изучения обучающимися своих профессиональных возможностей с  целью дальнейшего самоопределения и самореализации;
  3. Организовать знакомство с миром профессий и способом приобретения желаемой профессии.

Развивающие задачи:

Развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся, их самооценки через включение в  мероприятия по знакомству со спектром профессий, которые можно приобрести в городе.

Воспитательные задачи:

Воспитывать убежденность  в необходимости развития способностей, необходимых  для получения избираемой профессии, с учетом потребностей города в кадрах.

Особенности программы:

Данная программа рассчитана на детей 8 – 11 класса  Основную часть обучающихся составляют дети 9 классов. Рассчитана на 72 часа, при этом предполагает сменность групп во втором полугодии учебного года.

Основные принципы, идеи и мотивы построения программы

  1. достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);
  2. актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);
  3. перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);
  4. обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);
  5. доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);
  6. привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).

Организация образовательного процесса

Методы:

  1. Словесный метод
  2. Наглядный метод
  3. Инструктивно – репродуктивный метод
  4. Метод проектов
  5. Индуктивные и дедуктивные методы

Формы:

  1. Рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия
  2. Практическое занятие, викторина, консультация
  3. Решение проблем с помощью педагога, работа в музеях, библиотеках, конференциях
  4. Самостоятельная деятельность обучающихся

Учебно – тематический план

п/п

Название  раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Профессиональное образование в городе  Кинель

41

9

32

2

Предприятия малого бизнеса города

31

5

26

Итого

72

14

58

Содержание программы.

Раздел 1. Введение в программу

Занятие 1 Вводное. Инструктаж по технике безопасности во время практических занятий.

Раздел 2. Профессиональное образование в городе Кинель

Глава 1.Рабочие профессии.

Занятие 2. Структура образовательных учреждений на территории г. о. Кинель. Учреждения профессионального и средне – технического  образования на территории г. о. Кинель.

Занятие 3  Я выбираю профессию, профессиональные интересы.

Занятие 5 – 7  Практика Экскурсия в ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум». Общее знакомство с учебным заведением.

Занятие 8 Необходимость  рабочих профессий в жизни города.

Глава 2. Профессии сельскохозяйственной направленности

Занятие 9 Профессии сельскохозяйственной направленности  ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум».  

Занятие 10 - 11.  Экскурсия на факультет «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум».  Общее знакомство с факультетом.

Занятие 12 – 13 Знакомство с материальной базой факультета «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

Мастер класс студентов факультета по изучению правил дорожного движения на тренажере. Практикум на тренажере для обучающихся ПС ДОД.

Занятия 14 – 15 Экскурсия на факультет «Мастер сельскохозяйственного производства» ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум». Знакомство с современной технической базой фермера.

Занятия  16 – 17 Экскурсия на факультет  «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка» ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум». Техническое оснащение факультета.

Занятие 18. Создание презентаций по собранным материалам о профессиях сельскохозяйственной направленности ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум».  

Глава 3 Профессии железнодорожной направленности.

Занятия  19  - 20 Профессия помощник машиниста локомотива  Экскурсия на факультет «Машинист локомотива»

Занятие  20 – 22 Практика. Предприятия железнодорожного транспорта на территории города Кинель.  Экскурсия в локомотивное депо станции Кинель

Занятие 23 – 25 Практика Предприятия железнодорожного транспорта на территории города Кинель. Экскурсия в вагонное депо станции Кинель.

Занятие 26 Создание презентаций о железнодорожных профессиях.

Глава 4. Профессии сферы обслуживания.

Занятие 27 -  28 Профессии повара, кондитера. Практика. Экскурсия на факультет «Повар, кондитер» ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум». Мастер класс студентов  - поваров по правилам сервировки стола (примерная тема).

Занятие 29 – 30 Мастер класс студентов – кондитеров по изготовлению кондитерского изделия.

Занятие31 – 32.. Профессии продавца, контролёра – кассира. Экскурсия на факультеты  «Продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров, контролёр – кассир», «Коммерсант в торговле»

Занятие 33. Создание презентации о профессиях сферы обслуживания по материалам экскурсий и мастер классов.

Глава 3. Организации МЧС и связанные с ними профессии на территории города Кинель.

Занятие 34. Чрезвычайные ситуации в жизни города. Организации МЧС города.

Занятия 35 – 36  Экскурсия в 34 ПСО. Знакомство с организацией работы по ликвидации последствий пожаров на территории городского округа Кинель.

Занятия 37 – 40 Создание проектов по тематике «Безопасная жизнь». Участие в общественно значимых акциях города по пропаганде правил пожарной безопасности.

Раздел 2 Предприятия малого бизнеса города

Занятие 41. Что такое малый бизнес

Занятие 42 Организация работы в предприятиях малого бизнеса на примере ИП «Такса» (школа курсов)

Занятие 43 – 44 Практика. Экскурсия  в  «Таксу» с целью общего знакомства с организацией работы.

Занятие 45. Что такое стиль в причёске

Занятие 46 - 49. Практика. Мастер  - класс « Мы -  модели в разработке причёски для школы, деловой встречи и т. п.»

Занятие  50 – 60  Практика. Мастер – класс «Мы -  модели в разработке причёски для торжества, праздника. Практические приёмы ухода за волосами»

Занятие  61 Косметика для подростков

Занятие 62 – 64 Практика. Мастер – класс «Визаж + костюм»

Занятие  65 – 71 Практика. Подготовка и проведение показа «Стиль современного подростка»

Занятие 72 Подведение итогов.

Примечание. В случае невозможности посещения  предприятия железнодорожного транспорта (например, плохие погодные условия), экскурсия заменяется просмотром презентации о данном предприятии.

Ожидаемые  результаты  к концу обучения

Образовательные:

  1. Получение представления о спектре востребованных на рынке труда профессий;
  2. Приобретение знаний об образовательных учреждениях г. о. Кинель, на базе которых  можно получить необходимые профессии.

Развивающие:

Выбор обучающимися профиля, который будет произведён с учётом имеющихся ресурсов молодого человека в соответствии со сформированным личным профессиональным планом

Воспитательные:

Воспитание целеустремлённости для достижения поставленной цели, а именно, овладения привлекательной и необходимой городу профессии.

Получение универсальных образовательных действий при выборе профессий:

Личностных – сделать выбор профессии осмысленным, увязав её с реальными жизненными целями и ситуациями:

Регулятивных – обеспечить возможность управления выбора профессии посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий:

Коммуникативных – обеспечить возможность сотрудничества с педагогом, родителями, со сверстниками при выборе профессии;

Познавательных – научиться включать действия поиска, исследования, структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания при выборе профессии.

Методическое обеспечение программы:

  1. Дополнительная образовательная программа «В мире профессий»;
  2. Методическая  литература;
  3. Интернет- ресурсы
  4. Книги, журналы, содержащие  материал по профориентации
  5. Материалы  периодических изданий «Кинельская жизнь», «Неделя Кинеля»,  «Междуречье»
  6. Проекты и презентации к ним по  темам: «Профессии вокруг нас»
  7. Прайсы и информационные материалы о ГБОУ СПО «Кинельский государственный  техникум», и ЧП «Такса».
  8. Видео и фотоматериалы о лучших по профессии предприятий в городе Кинель
  9. Инструкции по технике безопасности.

Материальное обеспечение программы

Помещение, 2 компьютера, столы и стулья для каждого обучающегося, бумага для записей, папки с файлами для хранения записей и фотографий, электронные носители информации, фотоаппарат.

Список литературы  и Интернет - ресурсы

Для педагога:

  1. Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология / И. Д. Блонский - М.6 - 1994. - 262с.
  2. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. - М.: Педагогика, 1998.- 543с.
  3. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Пособие для педагогов и психологов. / Е.А. Климов. - М.: «Контур», 2000. - 159 с.      Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. Пособие для педагогов и психологов./ Я.Л. Коломинский. – Мн.: ООО “ФУАинформ”, 2003. -312с.
  4. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -420с.
  5.    Возрастная и педагогическая психология / сост. И.В. Дубровина, А.М, Прихоожан, В.В. Зацепин. - М.,1999. - 320с.
  6. Социальная работа: Словарь-справочник / под ред. В.И. Филоненко.— М.: «Контур», 1998. – 480 с.
  7.     Энциклопедия социальной работы: в 3 т. / пер. с анг. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004. – 318 с.
  8.   Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений: Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, - 2003.- 688с.
  9. Швандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Швандрин. – М.: ВЛАДОС, 2005.- 544с.
  10.     Быков О.В. Типичные варианты профессионального самоопределения у старшеклассников педагогических классов и их психофизиологические корреляты./Hовые исследования в психологии и возрастной физиологии. Выпуск № 1(3) -М: Педагогика, 2000.- с. 13-15.
  11.  Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005.
  12.  Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей (методические рекомендации). - М.: ЦДЮТ "Бибирево", 2001.
  13.  Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-пресс, 2009.
  14.  Иванченко В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
  15.  Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М.: Школьная пресса, 2008.
  16.  Педагогические технологии: Учебное пособие. Автор-составитель Сальникова Т.П. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

Для обучающихся и родителей

  1. Алексютина Н. Неудача - это опыт: как выбрать профессию и пережить провал на экзаменах // Учительская газета. - 2008. - 16 сент. (№ 38). - С. 17.
  2. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 236
  3. Болсуновская Н. Профориентация в Интернете: О сайтах и профориентационных ресурсах в Интернет // Народное образование. - 2007. - N 10. - С. С. 228-229.
  4. Васильева М. Молодым везде у нас засада: продавцы автомобилей терпеть не могут обучать стажеров: о профессии продавца автомобилей //Труд. - 2008. - 20 окт. (N197). - С. 8. 
  5. .Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. / Е.И. Рогов –         М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

6 Бондарей В.П. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер, П.С. Лернер и др. - М.: Просвещение, 2001. -506с.

7. Бендюков М.А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ Е.И. Горбатого. И. Л. Соломин. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 203с.

8. Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения ста14.    Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / В. С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире профессий. "Профессия - ветеринар"

В нашей школе каждый год проводится традиционное мероприятие - "Вечер защиты профессий". Каждый класс выбирает свою профессию, ищет материал, готовит конкурс художественной самодеятельности. В 2010 го...

Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии

Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...

Авторизованная программа предпрофильной подготовки профориентационного курса «Я в мире профессий». Для учащихся 9 классов

Пояснительная записка Данная авторизованная программа профориентационного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования «Програм...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "гЕОГРАФИЯ В МИРЕ ПРОФЕССИЙ"

Создание условий для планирования, организации занятий элективного курса в 9 классеЗадача    рабочей программы:1. Определить содержание, объём, порядок проведения занятий с учётом...

программа элективного курса по обслуживающему труду "Это удивительное вязание" 8 класс 2 ступень образования, "Подросток в мире профессий" 9 класс

Программа содержит пояснительную записку, задачи курса, тематическое планирование, содержание учебного материала, требования к уровню подготовки обучающихся, список используемой литературы....