программа элективного курса по обслуживающему труду "Это удивительное вязание" 8 класс 2 ступень образования, "Подросток в мире профессий" 9 класс
элективный курс по технологии (9 класс) по теме

Косолапова Валентина Александровна

Программа содержит пояснительную записку, задачи курса, тематическое планирование, содержание учебного материала, требования к уровню подготовки обучающихся, список используемой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 8 класс электив10.83 КБ
Package icon 9 класс электив10.72 КБ

Предварительный просмотр:

          Отдел образования администрации муниципального района «Прилузский»

       Муниципальное общеобразовательное учреждение «Черёмуховская средняя

                                           общеобразовательная школа»

Рекомендована                                                                             Утверждено

методическим советом                                                               приказом №       от

Протокол №1 от 30.08.2011                                                 по МОУ «Черёмуховская СОШ»

                                            Программа элективного курса

                                              по обслуживающему труду

                                          «Это удивительное вязание»

                                                             8 класс

                                                    2 ступень образования

                                              основное (общее) образование

                                                  Срок реализации – 1 год

     

                                 

                                Составитель: учитель обслуживающего труда

                                                       Косолапова В.А.

 

                                                      с. Черёмуховка 2011

                                     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа элективного курса «Это удивительное вязание» запланирована на 1 час в неделю (34 часа в год) и рассчитана на 1 год обучения. Национальный региональный компонент в программу введён на основании приказа Минобрнауки России от 3.08. 2006г. № 201 и предусматривает 15% от учебной программы.

     Программа составлена по принципу от простого к сложному; сначала дети учатся вязать двумя спицами, а затем пятью и только потом перейдут на обучение вязания по кругу – бесшовное вязание.

     Элективный курс имеет то преимущество, что по желанию детей можно заменить или добавить какие-то темы. Например, добавить вязание на пяти спицах. Сначала связать рукавицы т.к. их вязать легче, а затем приступить к вязанию носков.

     Вязание – удивительный мир древнего рукоделия. Каждая связанная вещь индивидуальна, хранит тепло рук мастера и может стать оригинальным сувениром и подарком для друзей и близких. Эта работа даёт прекрасные условия для интеллектуального, эстетического и духовного воспитания личности, развивает интерес к культуре народа своей страны, помогает профессиональному самоопределению и самореализации учащихся в достижении своих целей.

   Занимаясь по программе «Это удивительное вязание», учащиеся знакомятся с вязанием, как с самостоятельным видом искусства, его историей, способами вязания, различными орнаментами, профессией вязальщицы. В любом виде искусства видение цвета необходимо. Создавая узоры, учащиеся приобретают знания о значении цвета в изделии, знакомятся с характеристиками и свойствами цветов, упражняются в составлении различных цветовых гамм. Программа позволяет повторить конструирование, построение чертежей, снятие мерок, от этих знаний зависит качество готового изделия. Всё это направлено на создание гармоничного, художественного выразительного произведения.

     Вывязывая узоры нитками разного цвета, учащиеся создают яркий, красочный узор, чередуя геометрические, стилизованные орнаменты. Однотонное вязание можно оформить вышивкой. Рисунки можно заимствовать из плетёных и вышитых узоров, это развивает фантазию, воображение, эстетический вкус, воспитывает усидчивость, внимательность в подсчёте петель, у учащихся вырабатывается сноровка, развивается двигательная гибкость пальцев, ловкость, отличный глазомер, а массаж подушек пальцев направлен на развитие мелкой моторики, в результате которой улучшается мыслительная деятельность ребёнка. Ученик чувствует удовлетворение от умения красиво и правильно одеваться, оттого, что его работы всем нравятся, он доволен, что у него всё получилось. Кроме этого, у школьниц будут развиваться навыки организации умственного труда, самообразования, а также планирования своего времени. Ежедневное вязание (дома и в школе), желание сделать что-то прекрасное, вырабатывает привычку трудиться.

     Несмотря на то, что техника вязания и приёмы вязки неизменны, в этом виде рукоделия заложены большие возможности для обновления, для создания новых модных вещей. Перевязывая новые вещи из старых, школьницы учатся бережно носить вещи, обновлять пряжу, беречь трудовую копейку своих родителей.

     В результате изучения курса учащиеся смогут видеть сочетание элементов одежды, подчинённых общему ритму, цветовой гамме. Всё это развивает хороший вкус, девочки смогут красиво оформить свою одежду или украсить жилище вязаными салфетками.

     Результатом работы по этой программе надеюсь увидеть заинтересованность детей, создание ситуации успеха, желание совершенствовать умения и навыки самостоятельно, желание делать радость своим друзьям и родителям.

ЗАДАЧИ  КУРСА:

1. Ознакомить школьников с различными материалами и инструментами при вязании, с профессией вязальщицы.

2. Сформировать умения, навыки при выполнении практических работ – образцов, по осуществлению контроля за своими действиями при работе.

3. Научить приёмам вязания орнаментов, формировать эстетический вкус, видения цвета, освоение техник безопасного труда.

4. Научить делать приятное близким людям, дарить им сувениры, сделанные своими руками.

5. Научиться читать рапорты рисунков, изучить термины.

6. Привить интерес к народным традициям, национальным орнаментам.

7. Добиваться бережного отношения к материалам, уметь хранить и реставрировать вязаные вещи.

8. Ознакомить с более сложными приёмами вязания – бесшовным вязанием.

9. Научить вышивке по полотну национальным Коми орнаментом или другими рисунками.

10. Воспитывать уважение, гордость к народу-творцу, трудолюбие, терпение, доводить начатое дело до конца, радость за своё изделие.

11. Развивать интерес к изучению предмета технологии.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 Учащиеся должны знать:

  • Инструменты, технику безопасности.
  • Условные обозначения петель.
  • Материалы (нитки для вязания), их свойства, уход за ними.
  • Правила определения плотности вязания.
  • Правила набора начального ряда и закрытия последнего ряда.
  • Правила ухода за вязаными изделиями из разных по составу ниток.

Учащиеся должны уметь:

  • Читать рапорты рисунков.
  • Рассчитывать количество петель для начального ряда.
  • Подготовить пряжу к вязанию.
  • Выполнять изделие заданной конструкции.
  • Ремонтировать вязаные изделия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ

                   РАЗДЕЛЫ

    Общее  количество

                 часов

       В т.ч.

Практические и контрольные работы

I. Вводное занятие.

II. Основы вязания крючком.

III. Основы вязания на спицах.

IV.Узоры для вязания, чтение схем– рапортов.

V. Вязание изделий по выбору.

VI. Ремонт вязаных изделий.

             1

             2

             2

             3

             23

             3

          1

          1

          1

                        СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОГО   МАТЕРИАЛА

№ раздела

№ урока

                 ТЕМА РАЗДЕЛА

                 ТЕМА УРОКА

Кол-во часов

  РК

Практ.р.

Контр.р.

I.

1.

II.

2-3

III.

4-5

IV.

6-8

V.

9-31

VI.

32-34

Вводное занятие.

Техника безопасности при работе спицами и крючком.

Основы вязания крючком.

Крючок и нитки, набор петель. Основные элементы.

Основы вязания на спицах.

Спицы и нитки. Набор петель. Лицевые и изнаночные петли. Закрепление последнего ряда петель.

Узоры для вязания, чтение схем-рапортов.

Узоры для вязания спицами и крючком. Чтение схем-рапортов.

Вязание изделий по выбору.

Вязание изделий крючком и спицами по выбору. Вывязывание элементов Коми орнамента.

Ремонт вязаных изделий.

Ремонт вязаных изделий по выбору. Уход за вязаными изделиями.

   1

1

   2

2

   2

2

   3

3

   23

23

   3

3

   1

   6

   

 

   1

   1

   1

                   

СПИСОК    ИСПОЛЬЗУЕМОЙ    ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вязание крючком. Новые узоры / сост. К.А.Ляхова. – М.: РИПОЛ классик, 2008.

2. Журналы «100 вязаных идей для вашего дома».

3. Журналы «Валентина».

4. Энциклопедия «Домашнее рукоделие».

5. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий. 5-8 классы / авт. Сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2008.

6. Кэррон Кэти «Вяжем шапки: супермодные модели» - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007.



Предварительный просмотр:

        Отдел образования администрации муниципального района «Прилузский»

       Муниципальное общеобразовательное учреждение «Черёмуховская средняя

                                           общеобразовательная школа»

Рекомендована                                                                             Утверждено

методическим советом                                                               приказом №       от

Протокол №1 от 30.08.2011                                                 по МОУ «Черёмуховская СОШ»

                                            Программа элективного курса

                                              по обслуживающему труду

                                          «Подросток в мире профессий»

                                                             9 класс

                                                    2 ступень образования

                                              основное (общее) образование

                                                  Срок реализации – 1 год

     

                                 

                                Составитель: учитель обслуживающего труда

                                                       Косолапова В.А.

 

                                                      с. Черёмуховка 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Одной из важнейших задач образования является содействие профессиональному самоопределению учащихся. В условиях предпрофильной подготовки  профессиональная ориентация приобретает особое значение. Создание условий для формирования у учащихся потребности в самоопределении, знакомство с миром профессий поможет учащимся осознать свои возможности, интересы, предпочтения и научится соотносить свои личные качества с требованиями той или иной профессии.

   Основная цель программы элективных курсов – сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

   В ходе занятий на курсе решаются следующие задачи:

  • Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
  • Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
  • Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
  • Воспитывать уважение к рабочему человеку.    

   Программа элективного курса «Подросток в мире профессий» запланирована на 1 час в неделю (34 часа в год) и рассчитана на 1 год обучения. Составлена на основе программы элективных курсов «Подросток в мире профессий» / авт.-сост. М.Р. Григорьева.- Волгоград: Учитель, 2009. Также использовано пособие Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко/ авт.-сост. А.Н.Бобровская. – Волгоград: Учитель, 2007. Национальный региональный компонент в программу введён на основании приказа Минобрнауки России от 3.08.2006г. № 201 и предусматривает 15% от учебной программы.  Срок реализации программы 1 год.  

В I и IV учебной четверти предусмотрена тема «Сельхозработы»,входящая в региональный компонент, которая предполагает работу на школьном участке.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • Уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры;
  • Значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств;
  • Возможные пути получения профессионального образования;
  • Возможности рынка образовательных услуг региона;
  • Особенности приёма и обучения в наиболее известных учреждениях высшего профессионального образования.

Учащиеся должны уметь:

  • Осуществлять самоанализ развития своей личности;
  • Проводить анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями;
  • Различать формы обучения;
  • Определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                         РАЗДЕЛЫ

ОБЩЕЕ КОЛ-ВО

          ЧАСОВ

В ТОМ ЧИСЛЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ, КОНТРОЛЬНЫЕ

       РАБОТЫ

I. Сельхозработы.

II. Введение. Предмет и задачи курса.

III. Профессиональные интересы и склонности.

IV. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении.

V. Типы личности.

VI. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении

VII. Классификация профессий.

VIII. Возможности приобретения профессий.

IX. Вариант продолжения образования. Составление мини-проекта «Моя профессия».

          8

          2

          4

          4

          3

          4

          4

          4

          1

          1

          2

          2

          1

          1

          1

          1

          1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 № раздела

№ урока

                   ТЕМА РАЗДЕЛА.

                   ТЕМА УРОКА.

  Кол-во

    часов

Региональный компонент

Практ.раб.

Контр.раб.

I.

1-4

31-34

Сельхозработы.

Осенние работы на школьном участке.

Весенние работы на школьном участке.

   8

   4

   4

          8

          4

          4

II.

5

6

Введение. Предмет и задачи курса.

Введение. Предмет и задачи курса. Составление личного профессионального плана.

 Факторы, влияющие на выбор профессии.

    2

    1

    1

    1

    1

III.

7-8

9-10

Профессиональные интересы и склонности.

Этапы развития интересов.

Определение коммуникативных и организаторских способностей.

    4

    2

    1

    1

IV.

11-12

13-14

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении.

Способности, условия их проявления и развития.

Природные свойства нервной системы.

    4

    2

    2

    2

    1

    1

V.

15-17

Типы личности.

Типы личности и их диагностика.

    3

    3

    1

    1

VI.

18-20

21

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.

Типы ценностных ориентаций.

Определение типа ценностной ориентации.

    4

    3

    1    

    1

    1

VII.

22-23

24-25

Классификация профессий.

Классификация профессий.

Составление профессиограмм .

    4

    2

    2

    1

    1

VIII.

26-27

28

29

Возможности приобретения профессий.

Возможности приобретения профессий.

Информация об образовательных учреждениях.

Образовательные учреждения Республики Коми.

    4

    2

    1

    1

          1

          1

    1

    1

IX.

30

Вариант продолжения образования. Составление мини-проекта «Моя профессия».

Мини-проект «Моя профессия»

    1

    1

    1

    1

СПИСОК   ИСПОЛЬЗУЕМОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ

1. Подросток в мире профессий: программы элективных курсов, материалы к занятиям / авт.-сост. М.Р.Григорьева.- Волгоград: Учитель, 2009.

2. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко / авт.-сост. А.Н.Бобровская. – Волгоград: Учитель, 2007.

3. Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / В.Д.Симоненко, О.В.Табурчак и др.; Под ред. В.Д.Симоненко – М.: Вентана-Графф, 2001.

4. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / В.Д.Симоненко, О.В.Табурчак и др.: Под ред. В.Д.Симоненко – М.: Вентана – Граф, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "В мире случайных закономерностей" (11 класс, информационно-технологический профиль)

Программа элективного курса "В мире случайных закономерностей" (теория вероятностей с элементами комбинаторики и математической статистики) предназначена для реализации государственных требовани...

Программа элективного курса для учащихся 10 класса «ИСТОРИЯ ФИЗИКИ И РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»

Элективный курс рассчитан  на 35 часов, предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений,  проявляю­щих интерес к физике и астрономии, желающих позна­комиться с историей р...

Программа элективного курса по английскому языку для 9 класса "Ступени карьеры"

Предлагаемый учебный курс делового английского языка рекомендуется как начальный учебный курс делового английского языка для девятиклассников...

Программа элективного курса "Эволюция органического мира" 10-11 класс

Программа элективного курса "Эволюция органического мира" имеет социально-педагогическую направленность. Цель программы: сформировать систему биологических знаний для успешной сдачи ЕГЭ, как способа г...

Программа Элективного курса по биологии За здоровый образ жизни Ступень обучения (класс) 8 класс

Элективный курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологиче­ские понятия и закономерности.Темы курса дают учащимся определенные знания об опас­ных ...

Программа элективного курса биологии "Многообразие животного мира" 7 класс

Программа ориентирована на учащихся 7 классов, изучающих курс зоологии. Она предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных учащимися на уроках. В программу включены ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Слово-образ-смысл» по русскому языку Ступень обучения (класс) 10-11 Количество часов 68 Уровень базовый

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА Элективного курса «Слово-образ-смысл» по русскому языкуСтупень обучения (класс)  10-11     Количество часов   68 ...