Система работы над текстом "Река Кубань" в школе 2 вида на 2 ступени обучения
методическая разработка на тему

Фуникова Елена Шотаевна

Методическая разработка   может представлять интерес  для  учителей- дефектологов и преподавателей словесности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reka_kuban.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Река-труженица

Самая длинная и многоводная река нашего края - Кубань. Зарождаясь на склонах седого Эльбруса, она рассекает наш край пополам и впадает у Темрюка в Азовское море, проделав путь в 870 километров.

   В нее впадает слева много притоков, стекающих с лесистых северных склонов Большого Кавказа. Из них главными, считая от истока к устью, являются Теберда, Большой и Малый Зеленчуки, Уруп, Лаба, Белая, Пшиш, Псекупс и Афипс. Западнее Афипса в нее впадает более двух десятков речек, носящих общее название «Закубанские».

   Кубань и многие другие реки нашего края - великие труженицы. Они проделывают постоянную громадную работу. Реки можно сравнивать с железными дорогами. И те, и другие перевозят грузы. Ведь по руслу реки передвигается не только вода, но и растворенные в ней соли, а также взвешенные вещества, то есть мелкие частички глины, и ил. Кроме того, по своему дну водный поток волочит песок, гальку, даже крупные камни и пни деревьев.

   Наши реки трудятся и с большой пользой для хозяйства края. Так Кубань, судоходная от Усть-Лабинска до устья до 1995 г., и судоходная на всем протяжении Протока - рукав Кубани, вместе переносили на себе миллионы тонн грузов. Реки Лаба, Белая и другие служат для сплава леса, разработки которого ведутся в горных районах края.

   Энергия некоторых наших рек используется для получения дешевой электрической энергии. Крупные гидростанции построены на реке Белой - Белореченская и Майкопская общей мощностью 58 000 киловатт, на Мзымте - Краснополянская мощностью почти в 29 000 киловатт.

   Отдельные наши реки регулярно несут свои воды в сады и на поля, орошая посевы риса, овощей, кукурузы и других сельскохозяйственных культур. В настоящее время в Краснодарском крае имеются тысячи гектаров орошаемых земель.

Река - труженица.

1 - е предъявление.

о чем текст?

О какой реке рассказывается в тексте?

2 -е предъявление.

  • Какая самая длинная и многоводная река нашего края?
  • Где зарождается река Кубань?
  • Найди в тексте, как автор называет Кубань и многие другие реки

нашего края.

  • Прочитай о том, какие главные притоки впадают в Кубань.
  • С чем автор сравнивает наши реки?
  • Найди и прочитай в тексте о том, что передвигается по руслу реки.

Послушай и продолжи:

Энергия некоторых наших рек используется ...

На каких реках построены крупные гидростанции?

Какой вывод можно сделать?

Послушай и продолжи:

Наши реки трудятся ...

Эльбрус Эль - брус

Эля - эли - элю Эльбрус

Судоходная

Су - до - ход - ная Су до - ходная

у до - адо- ида Судоходная

Псекупск

Псе - ку - пск псе - пси - псу Псе - купск Псекупск

гидростанция

гид - ро - стан - ци - я гидро - стан - ция гидростанция

Послушай и повтори:

Многоводная река, зарождаясь на склонах, рассекает наш краи, от истока к устью, Малый Зеленчук, более двух десятков, северных склонов, Большого Кавказа, западнее Афипса, по руслу реки, взвешенные вещества, водный поток, пни деревьев, волочит песок.

3 -е предъявление.

  • Как ты понимаешь выражение:
  •  Зарождаясь на склонах седого Эльбруса
  •  (из тающих снегов и множества маленьких ручейков образуется

одна река);

  • Рассекает наш край (разделяет)
  • Для чего служат реки Лаба и Белая?
  • Как используют энергию наших рек?
  • Куда регулярно несут свои воды реки?
  • С чем можно сравнить реки нашего края?

Как ты понимаешь выражение:

Орошаемые земли -  земли, которые постоянно поливаются водой для улучшения урожая).

Фраза в другом контексте:

Наши реки регулярно несут свои воды в сады.

Мама несет сумки с продуктами.

Река рассекает наш край пополам.

Мальчик упал и рассек руку.

Как ты понимаешь слово «волочит»?

Как ты понимаешь слово «судоходная»?

Как ты понимаешь выражение «в реку впадает»?

Найди близкое по значению слово

Волочит - тащит, в реку впадает - вливается.

Как сказать иначе?

Кубань - судоходная река (река, по которой ходят суда (катера, пароходы)) .

Послушай и повтори:

Много притоков, великие труженицы, хозяйства края, сплава леса, горных районах, Белореченская, посевы риса, тысячи гектаров, растворенные в ней соли, Псекупск, частички глины, сельскохозяйственных культур, орошаемых земель.

Диалог.

о какой реке - труженице говорится в тексте?

Спроси у меня о притоках, впадающих в Кубань.

Расскажи мне о том, что построено на реке Белой?

Как ты думаешь, приносят ли пользу для нашего края реки?

Диалог.

- Ты видел когда-нибудь реку Кубань?

- да, она очень широкая.

- А какие реки Кубани ты еще знаешь?

- Я знаю реки Челбас, Ею, Тихонькую.

- В детстве я очень любил купаться в реке.

- Мы тоже купаемся. Но сейчас вода в реках грязная.

- Да, нужно быть очень осторожным и обязательно дома после купания обмываться чистой водой с мылом.

- Я люблю с папой ходить на рыбалку летом.

- И много рыбы вы ловите?

- Нет, не много. Но мы любим любоваться природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА III СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ»

В данной работе раскрыты основные формы организации профориентационной работы на базе школы: координационный совет, профориентационный кабинет, совместная работа семьи и школы....

Система работы по индивидуальным планам на старшей ступени обучения

Несколько лет работаем  по индивидуальным планам  в старшей школе.Учащиеся в 9 классе выбирают элективные курсы по предметам, которые хотели бы изучать  в 10 - 11 классе на профиль...

Сценарий новогоднего представления для учащихся школ 1,2 вида 1 ступени обучения, "Новогодняя сказка"

Новогодний утренник в школе-интернате 1,2 вида один из самых важных праздников. Это время, когда родители могут увидеть достижения своих детей, а дети - продемонстрировать, чему же они научились. А мы...

Педагогический совет «Системный подход в работе с одаренными детьми на всех ступенях обучения"

Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми  на вс...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

Проблемный педагогический совет по воспитательной работе «Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения через взаимодействие школы и семьи» в интерактивной форме

Необычным будет и сам педсовет… т.к. в нашем зале присутствуют не только педагоги, но и представители родительской общественности. И мы надеемся, что такие диалоги в реальной жизни не будут иметь мест...

Аудирование на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе. ( Технология работы с видеоматериалами на уроках различных ступеней обучения).

Теоретическая работа с практическим приложением по использованию аутентичного видеоматериала на уроках немецкого языка....