Коммандно-групповой метод обучения в трудовой реабилитации и абилитации инвалидов молодого возраста в трудовых мастерских
методическая разработка на тему

Олейник Елена Сергеевна

Используется для обучения инвалидов молодого возраста основам швейного дела и декоративно-прикладному творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_komandy.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного  округа-Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

Отделение реабилитации инвалидов молодого возраста

Рекомендовано к утверждению                                                                          Утверждено приказом

на заседании ЭМС № _______                                                                                                № ________

от ____________20 ____ г.                                                                                     от _______ 20 _____ г.

Методика

«Командно-групповой метод обучения в трудовой реабилитации и абилитации инвалидов молодого возраста в трудовых мастерских»

Составитель: Е.С. Олейник,

инструктор по труду

г. Урай 2016

Описание методики

Сокращения: Инвалиды молодого возраста (ИМВ)

Наименование методики

Командно-групповой метод обучения в трудовой реабилитации и абилитации инвалидов молодого возраста в трудовых мастерских.

Сроки апробации методики

2016 год

Автор(ы) – разработчик(и)

Методики: Ф.И.О., должность, ученая степень/ученое звание

Ларри Мичелсен – профессор,  преподаватель факультета бизнеса Университета Оклахома.

Ж.Ж. Пиаже - швейцарский ученый, психолог и философ, преподаватель Женевского и Лазанского университета, Сарбонны.

Роберт Славин – профессор университета Джона Хопкинса,  директор Центра исследования и реформ в области образования.

Л.С. Выгодский – советский ученый,  психолог, дефектолог, преподаватель Московского Государственного экспериментального психологического и экспериментального дефектологического института.

В.А. Святсков - доцент кафедры теории механизмов и машин Псковского государственного университета.

История развития методики. Описание методики.

На протяжении последних десятилетий проведенные исследования в сфере образования с целью более эффективной организации обучения, привели к разработке многих новых подходов, которые именуются инновационными методами. Эти исследования показали, что обучение в группе способствует лучшему освоению учебного материала, чем работа в одиночку, и что командная деятельность помогает развитию и совершенствованию как поведенческих, так и профессиональных навыков. Таким образом, большинство новых образовательных форматов базируются на принципах активного обучения в сотрудничестве, взаимодействия обучающихся в рамках обучающих команд.

Одним из таких инновационных педагогических направлений является командно-групповой метод обучения. Учебная команда формируется путем деления большой группы на несколько малых подгрупп.
Применение данной методики  предполагает соблюдение следующих принципов создания команд:

- группы должны формироваться до начала занятия, а их участники должны иметь психологическую совместимость;

-  в каждой группе должны присутствовать как «сильные», так и «слабые», в ходе выполнения задания предусматривается распределение ролей между участниками группы;

- по итогам оценивается работа всей группы.

В ходе работы следует постепенно приучать обучающихся к работе в команде с любыми партнерами, быть взаимовежливыми, серьезно подходить ко всем заданиям и принимать активное участие во всех обсуждениях, чувствовать ответственность не только за собственно принятые решения, но и за решения всей команды. Таким образом, организация деятельности в малых группах несет не только обучающий, но и развивающий и воспитательный характер, что способствует формированию личности  и успешной социализации в обществе. Научные исследования показывают, что данный метод благоприятно влияет на развитие речи, коммуникативности, мышления и интеллекта, кроме того, обучение в команде не только легче и интереснее, но и результативнее.

Оптимальный размер малой группы, как показали многолетние наблюдения, должен составлять 4 человека. Такая группа обладает наивысшей степенью работоспособности, а также наиболее удобна для группового общения. Такая группа легко перегруппировывается в 2 подгруппы, поэтому в ней легко работать в парах.

Обучающиеся работают в малых группах по индивидуальным заданиям, они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией. Они также могут проверить работы друг друга, помогать исправлять допущенные ошибки. Организатор наблюдает за работой всей группы, поочередно разъясняет учебный материал подгруппам, которые закончили работать над индивидуальными заданиями по предыдущему материалу.

Актуальность проблемы, решение которой должно обеспечить применение методики

Отделение реабилитации инвалидов молодого возраста посещают 20 получателей социальных услуг.  Из них 12 молодых людей с ограниченными возможностями по индивидуальной программе реабилитации и абилитации нуждаются в социально-трудовой реабилитации. Проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучение доступным профессиональным навыкам проводится в том числе в рамках трудовых мастерских, где ИМВ обучаются швейному делу и некоторым доступным техникам декоративно-прикладного творчества.

Командно-групповой метод организации работы ИМВ можно рекомендовать к внедрению, так как трудовые мастерские отделения реабилитации посещают инвалиды с различными возможностями и ограничениями здоровья, и в группе появляются новые получатели социальных услуг. Проблема «сильного» и «слабого» в групповой деятельности решается примерно так же, как и с работниками производства. Важно каждого обеспечить посильной работой, по возможности распределить ее в соответствии со склонностями, возможностями ИМВ и объективно оценить вклад каждого в общий результат. Кроме того, применение методики будет способствовать социализации молодых людей, что имеет особую ценность и значимость для дальнейшей жизни.

Сфера применения методики в учреждении

Проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и содействие обучению доступным профессиональным навыкам в отделении инвалидов молодого возраста на обучающих занятиях трудовым приемам по изготовлению изделий в различных техниках декоративно-прикладного творчества.

Цель внедрения

Создание условий для проведения занятий с применением командно-группового метода по социально-трудовой реабилитации и абилитации в трудовых мастерских для инвалидов молодого возраста.

Задачи внедрения

  1. Разработать цикл занятий с применением командно-группового метода по различным направлениям социально-трудовой реабилитации и абилитации.
  2. Организовать и провести занятия с применением командно-группового метода.
  3. Повысить уровень мотивации к трудовой деятельности у инвалидов молодого возраста через совместное изготовление изделий в группе.
  4. Организовать и оформить итоговую выставку работ, изготовленных инвалидами молодого возраста с применением командно-группового метода.

Целевая группа

Инвалиды молодого возраста от 18 до 35 лет, признанные нуждающимися в получении социальных услуг.

Ожидаемый результат

  1. Будет проведено не менее 20 занятий с применением командно-группового метода.
  2. Каждый молодой человек с ограниченными возможностями будет обеспечен посильной работой в трудовых мастерских (2 группы по 5 человек).
  3. Будет изготовлено не менее 10 изделий в различных техниках ДПИ, с применением командно-группового метода.
  4. У членов группы появятся общие интересы, повысится уровень мотивации к трудовой деятельности.

Контроль за апробацией методики

(Кто проводит контроль. Формы контроля.)

Заведующий отделением реабилитации инвалидов молодого возраста осуществляет:

выборочный контроль – качество проводимых мероприятий ежемесячно.

Инструктор по труду осуществляет:

текущий контроль – самоконтроль;

итоговый контроль – творческий отчет по результатам внедрения методики на заседании ЭМС учреждения.

Основные приборы, оборудование, необходимые для реализации

Кабинет – мастерская с оснащением всеми необходимыми инструментами и материалами для проведения занятий. (Приложение)

Подпись (Ф.И.О., должность)

Дата заполнения

_________________ Е.С.Олейник

                подпись

Должность: инструктор по труду

«______»_____________2016 г.

Приложение

Материально-технические ресурсы:

Для проведения мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам мастерские оснащены необходимой материально-технической базой:

Оборудование

Инструменты

Материалы

1

Швейные машины бытовые

Ножницы

Ткань в ассортименте

2

Швейные машины промышленные

Иглы швейные, бисерные

Тесьма и кружево в ассортименте

3

Электроутюг

Булавки

Синтепон, холофайбер

4

Оверлог

Мел портновский

Нитки швейные, вышивальные

 Нитки «Мулине», пряжа

5

Вибро-шлифовальная машина

Лекала

Акриловые краски, гуашь.  Акриловый лак

6

Вышивальная машина

Сантиметровая лента

Картон, цветная бумага

Салфетки бумажные

7

Вязальная машина

Кисти

Клей ПВА, «Момент»

8

Столы

Клеевой пистолет

Фоамиран

9

Стулья

Распарыватель

Мех натуральный

10

Магнитно-маркерная доска

Портновские ножницы

Полимерная глина, цветное тесто

11

Фотоаппарат

Кусачки, плоскогубцы

Морилка, алебастр

12

Персональный компьютер

Иглы для фильцевания

Кофе, ванилин, корица

13

Сканер

Портновские ножницы

Шерсть для валяния, фетр

14

Резак

Стеки разной формы

Бисер, бусины в ассортименте

15

Ламинатор

Проволока разного диаметра

16

Брошюровщик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные карты контроля уровня сформированности трудовых навыков сборочных работ реабилитантов Центра социальной и трудовой реабилитации ДДИ №1

В процессе трудовой реабилитации молодых людей с ограниченными умственными способностями и возможностями здоровья в учебно -производственной сборочной мастерской  важно проводить контроль над...

«Применение полимерной глины в трудотерапии инвалидов молодого возраста с поражением опорно-двигательного аппарата»

Суть методики заключается в терапевтическом воздействии посредством художественного творчества, позволяющего человеку выражать свой творческий авторский замысел в визуально-образной форме. Занятия леп...

Статья "Социальная интеграция детей-инвалидов через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната" в сборнике «Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии»

В сборнике представлены материалы докладов, в которых отражены основные направления комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предложены технологии, методики и методы реализации индив...

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...

Фонетический метод обучения чтению на английском языке детей младшего школьного возраста

Презентация к выступлению на Педагогоческой районной конференции с темой "Фонетический метод обучения чтению на английском языке детей младшего школьного возраста", 25 августа 2021 г....

Использование инновационного тренажера «АНИКА» в условиях реабилитационного центра по Государственной программе Курганской области «Доступная среда для инвалидов» подпрограммы «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

Аника – инновационный тренажер с биологической обратной связью, служащий для восстановления мелкой моторики и координации движений. Перчатка используется при реабилитации детей с ДЦП при восстановлени...