Памятка для родителей и педагогов "Комплексы дыхательной гимнастики для детей с речевыми нарушениями"
учебно-методический материал на тему

Рыбакова Елена Владимировна

В материале представлена памятка для родителей и педагогов "Комплексы дыхательной гимнастики для детей с речевыми нарушениями".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Памятка для родителей и педагогов715.48 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными

 возможностями здоровья»

                  http://school22-tmn.ru/uploads/posts/2014-05/1400206390___.jpg

Памятка для родителей и педагогов

"Комплексы дыхательной гимнастики

для детей с речевыми нарушениями"

Составитель: Е.В. Рыбакова

Учитель музыки I категории

г.Нягань, 2015г. 

"Если Вы не видите немедленного результата -

хорошего или плохого, -

будьте терпеливы и наблюдайте". 

Дипак Чопра

Уважаемые родители и педагоги!

        В последние годы резко возросло число детей с проблемами речевого развития, которые характеризуются нарушением или отставанием от нормы основных компонентов речевой системы: лексического, грамматического, фонетического строя речи. Эта проблема всегда является одной из самых актуальных в коррекционной работе с детьми с речевым недоразвитием. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Жизнь не даёт времени на раскачку. Ребёнок живёт сегодня, рядом с нами - взрослыми. Важно, как можно раньше, помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, в преодолении речевых нарушений.

        Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Дыхание - это физиологический процесс, включающий в себя две фазы: вдох и выдох. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем - длинный звуковой выдох. Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-рёберного дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу после выдоха. Расслабление должно происходить постепенно по мере надобности, подчиняясь нашей воле.         Развитие речевого дыхания необходимо для того, чтобы можно было произнести развёрнутую фразу с правильной интонацией, для постановки отсутствующих звуков у детей с речевым недоразвитием.  Для выработки такого типа дыхания ниже будут даны учебно-тренировочные упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межрёберных мышц.

        Основная цель занятий - формирование правильного речевого дыхания.

 

        Рекомендации для развития правильного речевого дыхания:

  • все упражнения необходимо выполнять легко, естественно, свободно, без усилий, напряжения и скованности;
  • находиться в расслабленном состоянии, но не сутулиться (спина прямая, плечи развёрнуты, шея свободная);
  • вдыхаем через нос, выдох осуществляем ртом;
  • губы при выдохе немного открыты ("трубочкой");
  • выдох должен быть продолжительным и плавным, предметы для поддувания должны находиться на уровне рта ребёнка;
  • не надувать щёки при выдохе;
  • проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;
  • перед проведением дыхательной гимнастики помещение должно быть проветренным;
  • упражнения на развитие речевого дыхания повторять не более 3-5 раз, до еды, 3 раза в день по 4-7 минут;
  • не переутомлять ребёнка, т.е. строго дозировать количество и темп упражнений, при недомогании лучше отложить занятие;
  • занятия по развитию речевого дыхания должны проходить на высоком эмоциональном фоне, приносить радость детям с ограниченными возможностями здоровья.

Упражнения дыхательной гимнастики:

"Овощи, фрукты"

(развитие глубокого вдоха)

        Взрослый и ребёнок рассматривают и называют овощи и фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребёнок нюхает и запоминает запах овощей и фруктов. Взрослый предлагает ребёнку с завязанными глазами понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ или фрукт.

"Приятный запах"

(развитие речевого дыхания)

        Ребёнок подходит к вазочке с очищенным апельсином, яблоком, грушей и т.д. Нюхает и на выдохе произносит: "Хорошо! Вкусно! Приятный запах!"

"Воздушный шарик"

(развитие физиологического дыхания)

        Ребёнок ложится на спину, на ковёр, левую руку кладёт на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребёнок вдыхает, выпячивая живот ("шарик надувается"), и выдыхает, втягивая живот ("шарик сдувается").

"Ветер"

(развитие полного дыхания)

        Ребёнок сидит, стоит или лежит, туловище расслаблено. Делаем полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. Затем делаем полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки. Задерживаем дыхание на 3-4 секунды. А потом с силой выпускаем воздух несколькими отрывистыми выдохами сквозь сжатые губы. Это упражнение не только очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и даже  снимает усталость.

"Радуга обнимашка"

(развитие полного дыхания)

        Ребёнок стоит или шагает. Делаем полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задерживаем дыхание на 3-4 секунды. Затем растягиваем губы в улыбке, произносим звук "с...", выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки направляем вперёд, затем скрещиваем перед грудью, обнимая плечи.

"Буря в стакане"

(развитие полного дыхания)

        Предлагаем ребёнку сделать полный вдох носом и выдохнуть через трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

"Трубач"

 (развитие полного дыхания)

        Ребёнок сидит на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленно выдыхаем с громким произношением звука "п-ф-ф-ф".

" Кипящая каша "

(развитие полного дыхания)

         Ребёнок сидит на стуле, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот, набираем воздух в грудь (вдох), а затем втягиваем живот и выдыхаем (выдох). При выдохе громко произносим звук "ш-ш-ш".

"Футболисты"

(развитие речевого дыхания)

        Дети сидят напротив друг друга. Ворота можно сделать из карандашей, мячик из ватного шарика. Поочерёдно дуют на ватный шарик, стараясь забить гол в ворота товарища. Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы "трубочкой".

"Пёрышко, снежинка, листочек"

(развитие речевого дыхания)

        Предложите ребёнку лёгким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта) пёрышко, снежинку, листочек.

"Кораблик"

        Из бумаги изготавливается кораблик. Предложите ребёнку подуть на кораблик, плавающий в тазу с водой, то плавно, то быстрее, и проследить за движением кораблика.

"Блинчик"

        Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать "блинчик"), подуть, произнося длительно звук "ф-ф-ф". Щёки не надувать.

"Фокус"

        Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок. Стараемся сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх.

"Пароход гудит"

        Предложить ребёнку подуть в пузырёк (как гудит пароход). Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка касается горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть сильной и идти по середине языка.

        Упражнения для дыхания  обучают ребёнка правильному дыханию при пении, но ещё и полезны для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов. Правильное дыхание - это: полноценное насыщение организма кислородом, улучшение функции сердечнососудистой системы и укрепление всего аппарата кровообращения, укрепление нервно-психического состояния, повышение общей сопротивляемости организма. Дыхательная гимнастика прививает навыки певческого и речевого дыхания. Эти упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, шею, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Дыхательная гимнастика имеет широкий спектр воздействия, излечивает массу различных заболеваний органов и систем. Она снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, помогает при лечении заикания, различных неврозов, что особенно важно при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

        Играйте, занимайтесь, фантазируйте вместе со своими детьми каждый день. И тогда речь Вашего ребёнка будет чёткой и выразительной. А значит, Вы поможете ему избежать многих трудностей в дальнейшем обучении. И Вы, и Ваш ребёнок получите от таких занятий не только удовольствие, но и много пользы.

Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Дыхательная гимнастикадля детей, больных бронхиальной астмойГлавной задачей ЛФК (или физических упражнений) при легочной патологии является восстановление нарушенной функции легких....

Советы логопеда родителям детей, имеющих речевые нарушения.

Предложенные советы и упражнения помогут в :правильном общении с ребёнком;развитии речевого дыхания, голоса, фонематического анализа и синтеза;развитии мелкой моторики и слогового анализа и синтеза.Та...

«Приемы взаимодействия логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения».

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей  является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Правильно организованная система взаимодействия ...

Проект «Дни открытых дверей»в условиях логопункта ДОУ"Салемальский детский сад"Золотая рыбка"для просвещения родителей,воспитывающих детей с речевыми нарушениями при использовании художественно-эстетического направления через задания обучающего характера.

Проектный метод в обучении воспитанников с речевыми нарушениями в условиях логопедического пункта является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в коррек...

Информационно-методическая работа для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями. «Киндер-игрушки для Тани и Ванюшки»

Если вас заинтересовала этот материал, то может быть вы любознательны раз, у вашего малыша «проблемки» в развитии речи два, просто небезразличны к развитию своего любимого «чуда» три. Можно еще загиба...

Дыхательные и звуковые упражнения для детей с речевыми нарушениями.

Дыхательные упражнения для детей с речевыми нарушениями....

Буклет для родителей дыхательная гимнастика для детей в домашних условия

Значимость дыхательной гимнастики в коррекционной работе велика.   В буклете рассказывается о важности развития  дыхательной системы у детей.  Даны рекомендации родителям по провед...