Открытый урок по развитию речи в 3 классе
план-конспект урока на тему

Смоленцева Антонида Геннадьевна

Тема: "Воробей-зимующяя птица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_vorobey.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по развитию речи во 2 классе по теме:

«Птица-воробей»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель:

  • Познакомить учащихся с зимующими птицами на примере воробья  

Задачи:

Обучающая:

  • уточнить и расширить представления о повадках и привычках птиц на основе знакомства с воробьём

Развивающая:

  • расширить активный словарь, активизировать глагольную лексику учащихся;

Воспитывающая:

  • воспитание внимательного отношения к окружающей природе, бережного отношения к птицам

Коррекционная:

  •  Корригировать зрительное и слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и различении 

Виды работы на уроке: фронтальная работа, самостоятельная работа, дифференцированная работа, работа в группах.

I.  Организационный момент

II. Актуализация знаний

Ребята, вы ведь все любите отгадывать загадки. Давайте я вам буду загадывать, а вы будете отгадывать. На столе я разложила картинки с отгадками.

        

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

 Чёрненькая шапочка

 И полоска шарфика.(синица)

Красногрудый, чернокрылый,

 Любит зёрнышки клевать,

 С первым снегом на рябине

 Он появится опять.  (снегирь)

Непоседа пёстрая,

 Птица длиннохвостая,

 Птица говорливая,

 Самая болтливая.

 Вещунья белобока,

 А зовут её ...(сорока)

Эта птица сизокрылая любит семечки клевать

 И тихонько ворковать.

(голубь)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый..   (
воробей)

Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

III.Введение в тему

- Кто здесь лишний и почему?

 - Как можно одним словом назвать тех, кто изображён на доске?

- Подумайте немного и докажите, что все, кто изображён на доске, это птицы.

 (Дети обсуждают в парах и делают вывод:  если есть крылья, умеют летать, есть клюв, тело покрыто перьями, значит это птицы.)

- Чем птицы отличаются от животных? (Они умеют летать)

- А что для этого у них есть?  (крылья)

- Покажите мне, как птицы машут крыльями

- О какой именно птице мы будем сегодня говорить,  вы узнаете, услышав голос этой птицы. (звучит запись чириканья воробья)

- Правильно, сегодня мы с вами будем разговаривать о воробьях. (на доске остаётся изображение воробья)

- давайте все хором произнесём ВОРОБЕЙ

- Открываем тетради, записываем число и тему урока.

- а теперь отложите ручки и внимательно слушайте рассказ о воробьях. Слушаем внимательно, т.к. потом я вам буду задавать вопросы.

IV. Изучение нового материала

Воробьи уже давно живут рядом с нами в городах и деревнях. Они поселяются под карнизами домов, на чердаках. Оказывается, что воробьи бывают разные. Но отличить их друг от друга сложно – уже очень два вида воробьев похожи друг на друга. Есть воробьи домовые – городские. А есть воробьи полевые (деревенские). Воробьи встают очень рано, когда еще темно, и громко чирикают. Пока на улице светло, они ищут корм. Воробей – птица очень бойкая, себя в обиду не даст, еду себе добудет. А на ночь воробышки собираются снова в стайку, прижимаются друг к другу, чтобы было теплее, и так ночуют. У воробьев в стайке есть воробей – сторож. Что же он сторожит? (Сторож – это воробей, который всегда внимательно смотрит вокруг. Если заметит кошку или ястреба или другого врага, сразу резко закричит «Чррррр», и все воробьи успеют улететь. Воробьи по характеру птицы смелые, даже драчливые. Но несмотря на свой «боевой» характер, воробьи — это очень дружные птички. Они друг другу помогают – если найдет один воробей корм, обязательно всех друзей позовет. Никогда так не бывает, чтобы нашел воробей крошки и все эти крошки сам съел, друзьям не оставил. Вот какая птица – маленькая, а что такое дружба уже знает. Весной воробьи строят гнезда под карнизами, на чердаках, в щелях, в заброшенных дуплах. Они утепляют их тряпочками, волосками, перышками. Гнезда у воробьев не очень красивые, наспех сделанные. Взрослые воробьи едят семена, пшено, крошки. А птенцов, которые появятся весной,  они выкармливают насекомыми. Когда птенец подрастает, он тоже начинает питаться семенами и зернами.

- Давайте теперь вспомним и опишем характер воробьёв. (На доске записаны слова.)

Весёлые     дружные           смелые            драчливые           маленькие    большие      вредные        шустрые

- вы описали характер воробьёв. Давайте ещё раз все вместе прочитаем хором.

А теперь откройте учебник на с. 87 найдите Задание 3. Внимательно рассмотрите рисунок и подумайте, что может произойти с воробьями дальше. Составьте маленький рассказ.

V. Физкультминутка

- мы все знаем, что животные умеют бегать, а птицы летать. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я вам буду называть птиц и животных. Если услышите название птиц, то вы будете стоять и махать руками. А если услышите название животного, то будете прыгать.

-

-А у птиц есть не только крылья. Давайте рассмотрим, какие части тела есть у воробья.

Давайте попробуем назвать части тела воробья.   (На доске вывешиваются названия частей тела: голова, туловище, крылья, хвост, лапы, клюв)

Птицы используют хвост для того, чтобы рулить в полете и тормозить перед посадкой.

Для птиц клюв имеет огромное значение - это и «руки», и орудие защиты или нападения, 

- Вам нужно будет назвать части тела воробья, показать  и прикрепить на рисунок.

- А теперь давайте посмотрим на экране, всё ли правильно мы сделали. (сверяется со слайдом.  На слайде картинка воробья с названиями всех частей тела.)

 Практическое задание.

- Сейчас вы все в тетрадях приклейте рисунок в тетрадь, отметьте и подпишите все основные части тела птицы.

. Ребята, а воробьи улетают в тёплые края?   (Нет, они остаются зимовать.)

Правильно. Они остаются зимовать. Воробьи это зимующие птицы. На зиму туловище птиц под перьями покрывается пухом. Как птицы спасаются от мороза? Сидят, нахохлившись, прячут клюв, лапки, распушают пёрышки

-- Как вы думаете, легко ли птицам зимовать?

- Почему?

- Как мы с вами можем помочь воробьям?

- Правильно, нужно сделать кормушки

- А что мы будем класть в кормушки? (Семечки, зерно, крошки, корочки хлеба, пшено.)
VII. Итог урока

- Какую тему мы изучали на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по развитию речи в 8 классе школы глухих

Предлагаю урок по развитию речи для 8 класса школы глухих (1 вид) на тему "Описание природы на основе картины Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием презентации"...

Конспект открытого урока по развитие речи в 1 классе на тему: "Дикие и домашние животные".doc

Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе. Тема: "Дикие и домашние животные"...

План-конспект открытого урока по развитию речи в 7 классе "Неповторимый лик России (Повторение морфологии)"

План-конспект открытого урока "Неповторимый лик России (Повторение морфологии)" в рамках проекта Ассоциированных школ Юнеско "Сохраним всемирное культурное и природное наследие России"...

Открытый урок по развитию речи, 7 класс.

Открытый урок по развитию речи, 7 класс....

Открытый урок по развитию речи "Весна пришла" 2 класс

Цель урока: Развитие у учащихся целостной картины весенней природы, систематизирование и  обобщение знаний детей. Обогащение словарного запаса. Формирование лексико- грамматического строя языка п...

Открытый урок по развитию речи 4 класс коррекционной школы II вида. Тема: "Составление плана к тексту «Осень»".

Урок  предназначен для учеников 4 класса коррекционной школы II вида.Тема урока: Составление плана к тексту «Осень».Цель урока:подготовить учащихся к написанию изложения «О...