ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья по теме

Акатова Эльвира Валерьевна

В статье описываются примеры использования ИКТ в работе учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Информационно-коммуникационные технологии в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования.

На необходимость использования ИКТ в сфере образования указывают следующие нормативные положения.

  • Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н утвержден «Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель).

  В стандарте говорится о компьютерной компетентности педагогических работников.

  • В  Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» указаны области применения ИКТ: в учебном процессе, в управлении образованием, в обеспечении информационной открытости системы образовании.
  • Таким образом, информатизация образовательной системы предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.  Что особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации «Стратегии развития информационного общества», утвержденной президентом Российской Федерации В.В. Путиным 7 февраля 2008 г. № Пр-212.

Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. В значительной мере это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. На сегодняшний день педагогу доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике: компьютер, использование сети интернет, интерактивная доска, документ-камера, мультимедийное оборудование. Педагоги стали для ребенка проводниками в мир новых технологий.

В чём же преимущества использования ИКТ?

  1. Как известно у детей с ОВЗ отмечается низкий уровень произвольного внимания. Использование ИКТ даёт нам возможным предоставить информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
  2. У детей с ОВЗ недостаточная способность к запоминанию   материала. – Применение в работе ИКТ  даёт возможным применять разнообразные способы представления информации (аудио-, видеоматериалы, графические изображения) позволяет задействовать все основные сенсомоторные анализаторы ребенка.
  3. У детей с ОВЗ  низкий уровень работоспособности. – Использование ИКТ вызывает живой интерес у детей в игровой и учебной деятельности, развивает познавательную мотивацию, повышает работоспособность у детей с ОВЗ.

Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:

  • оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов);
  • подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной образовательной деятельности;
  • создание авторских презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»;
  • использование возможностей интерактивной доски;
  • использование документ-камеры MimioView для демонcтрации иллюстративного материала на интерактивной доске;
  • использование ресурсов интернет-портала «Мерсибо»;
  • ведение страницы в социальной сети для связи с родителями.

Я хотела бы хотела чуть подробнее рассказать Вам об созданных мною обучающих презентациях. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ  интерактивной доски. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, возможность самостоятельно (совместно с педагогом, коллективно) выполнять практические задания, исправлять допущенные ошибки, фиксировать полученный результат.

  • «Помоги Уле перейти через реку» - игра на развитие фонематического анализа.

Предлагаю ребятам ответить, куда пошла Уля, почему они так решили. Что она собирала, как можно помочь девочке перейти через реку.

Предлагаю помочь Ульяне построить мостик из камушек.  Но использовать  можно только те камни, картинки на которых начинаются на гласный звук «У».

Ребёнок находит нужные камни, называет картинки, выделяя первый звук «У», а затем кликает на них. Камушки складываются в мостик, и тогда можно кликнуть на Улю, которая тут же перебежит на другой берег.

  • «Помоги Уле найти все буквы У» - закрепления образа буквы, профилактика оптической дисграфии.

Ребёнок проверяет каждую букву. Если буква написана не верно, после того как на неё кликнут, шарик с буквой лопается. Если буква написана верно, то шарик увеличивается и раздаются аплодисменты.

  • «Гошина школа»- это игра на развитие навыков чтения.

Предлагаем ребёнку посмотреть на картинку, а затем подобрать подходящие слова для подписей к ней. Ребёнок кликает на нужное слово. Если он выбрал верно, то табличка со словом перемещается на нужное место. Если ребёнок ошибся, то табличка переворачивается.

  • «Лисичкины загадки»- это игра на развитие звуко-буквенного анализа.

Лисичка предлагает решить ребус. Для этого необходимо подобрать букву к картинке, чтобы получилось новое слово.

  • «Стиралки-загадалки»-игра на дифференциацию Л-Р.

Лопоточек и Рычалочка пошалили и стёрли буквы в словах.

Рассмотри картинки. Под каждой картинкой написано ее

 название со стёртой буквой. Вставь нужные буквы и прочитай

слова.

  • «Помоги Маше нарисовать нужный фрукт» - игра на развитие логики и внимания, ориентировку в пространстве, закрепления знаний фруктов.  Ребёнку предлагается проанализировать, какой фрукт должна нарисовать Маша. Ребёнок кликает на предполагаемый им фрукт. Если он нажал верно, то в пустом окошке появится загаданный фрукт. Если ошибся, то ничего не произойдёт.
  • «Помоги Копатычу» -  игра на закрепление знаний детей, какие овощи растут на земле, какие в земле; отработка предложно-падежных конструкций с предлогами НА и В.

Педагог предлагает детям назвать все овощи, затем подумать, где они растут: на земле или в земле. Ребёнок говорит, где растёт овощ, затем кликает на него, проверяя правильность своего ответа.

  • «Угощалки» -  игра на закрепление знаний детей домашних животных, чем они питаются; совершенствования грамматического строя речи, синтаксической стороны речи, закрепления понятия предложений.

Взрослый предлагает продолжить начатое им предложение и подобрать подходящее угощение.

Ребёнок говорит, затем кликает на соответствующую картинку, проверяя правильность своего ответа.

Признавая, что ИКТ – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть дозированным - не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование образовательного пространства школы для развития одаренных детей

В статье раскрыта проблема создания условий необходимых   для развития способностей обучающихся и работы с одаренными детьми в рамках образовательного пространства школы....

Консультация для педагогов "Компьютерные игры для развития познавательно-речевых способностей детей"

Способность компьютера   воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео,  запоминать  и с огромной скоростью обрабатывать д...

Презентация по самообразованию "Использование художественного слова в познавательно - речевом развитии детей"

Книга – величайшее достижение культуры, могучее средство воспитания. В своей работе с детьми широко использую самые разнообразные жанры художественного слова – сказки, рассказы, стихи...

Консультация для воспитателей "Методы использования сюжетно - ролевых игр в развитии речи детей"

Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенно...

Консультация для родителей. Тема: «Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста с ЗРР»

Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правил...

Методическая консультация для воспитателей «Познавательно – речевое развитие у детей»

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие                ...

Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету”        ...