Аналитический отчет работы учителя - дефектолога за год
рабочая программа на тему

Морозова Людмила Геннадьевна

Отчет содержит аналитическую информацию об основных направлениях проведенной работы учителя - дефектолога группы компенсирующей направленности в течение учебного года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитический отчет учителя – дефектолога

младшей группы № 3 «Теремок» компенсирующей направленности

МБДОУ «Детский сад № 128» г. Чебоксары

за 2015 – 2016 уч. год

  1. Характеристика группы.

В течение учебного года в группе компенсирующей направленности воспитывались дети младшего дошкольного возраста с нарушениями опорно – двигательного аппарата, поступившие по направлению ПМПК. Списочный состав детей - 10 человек.

Уровень физического развития детей различный, что обусловлено двигательными расстройствами в разной степени их проявления. 80 % воспитанников имеют системные двигательные нарушения. 60 % воспитанников группы – дети – инвалиды.

  1. Цели и задачи педагогической деятельности.

Цель работы:

     Всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствие с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности.

    Основными задачами образовательной и коррекционно – развивающей  работы  с детьми данной категории являются:

  • коррекция двигательных расстройств (общей и мелкой моторики), развитие навыков зрительно – моторной координации;
  • развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
  • развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
  • обучение и воспитание детей по программам дошкольного образования;
  • повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития всех участников образовательного процесса, включая семьи воспитанников.
  1. Основные направления работы.

     Для достижения поставленных целей и задач необходима система тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов детского сада и самого воспитанника. Таким образом, на протяжении учебного года осуществлялось 3 основных направления педагогической деятельности учителя – дефектолога:

  • Воспитательно – образовательная и коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ;
  • Консультативно – просветительская работа с педагогами ДОУ;
  • Консультативно – просветительская работа с семьями воспитанников.

Таблица 1.

  1. Содержание работы с детьми.

Направление работы

Условия реализации

Диагностическое направление (сентябрь, январь, апрель)

  1. Мониторинг детского развития с целью выявления уровня познавательно – речевого развития детей:
  • Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей, 2005г.
  1. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы:

Реализация программ дошкольного воспитания

  1. Проведение фронтальной (подгрупповой) НОД  по познавательно – речевому развитию в рамках образовательной области «Познавательно – речевое развитие» согласно содержания рабочих учебных программ, составленных на основе:
  • Программы "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы 
  • Программы воспитания и обучения детей с церебральным параличем дошкольного возраста. Симонова М., 1986 г.
  • Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб, 2001 г.
  1. Проведение индивидуальной работы с детьми по закреплению полученных навыков в ходе НОД

Реализация коррекционно-развивающих  программ

  1. Проведение пальчиковой гимнастики  с детьми (ежедневно)
  2. Проведение артикуляционной гимнастики с детьми (ежедневно)
  3. Проведение индивидуальной коррекционно – развивающей работы с детьми согласно содержания  индивидуальных образовательных маршрутов
  4. Направление детей к неврологу, психиатру, ортодонту, отоларингологу для консультаций (в случае необходимости).
  1. Результативность образовательной работы с детьми.

Результативность освоения воспитанниками содержания адаптированной рабочей  программы дошкольного образования можно изучить по данным диагностики в сравнении начальных показателей с конечными. Эти результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательным областям.

Уровни освоения

Познавательное развитие (ФЭМП)

Познавательное развитие

(окр. мир)

Речевое развитие

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Высокий

-

-

4

40%

1

10%

2

20%

-

-

2

20%

Средний

5

50%

4

40%

3

30%

4

40%

6

60%

6

60%

Низкий

5

50%

2

20%

6

60%

4

40%

4

40%

2

20%

Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «познавательное развитие» - ФЭМП

Из представленной диаграммы наблюдается позитивная динамика формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ. На начало коррекционного обучения высокий уровень сформированности математических представлений у детей группы отсутствовал, тем временем как на конец первого года обучения он составил 40%: ребята знают основные 4 цвета, различают и называют геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), конструируют из них легкие постройки, воспринимают, дифференцируют величину. Данная динамика является следствием системной коррекционной работы в ДОУ, а так же регулярного закрепления пройденного материала со стороны родителей по еженедельным рекомендациям учителя – дефектолога. У одного воспитанника положительные изменения обусловлены комплексом лечебного воздействия на зрительный анализатор, после проведенного лечения глаз мальчик по всем разделам программы показал улучшенные результаты: стал воспринимать и различать цвета, форму, величину, способен к конструированию. Из диаграммы так же видно снижение количества со средним и низким уровнем сформированности математических представлений за счет достижения детьми лучших результатов. Тем не менее, на конец учебного года остается 20 % воспитанников с низкими показателями в результате системных психо – физических  расстройств (ЗПР), что требует дальнейшей коррекционно – развивающей работы в данном направлении.

Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области                                                                     «познавательное развитие» - окружающий мир

Данная диаграмма свидетельствует о некоторых позитивных изменениях представлений об окружающей действительности воспитанников группы. В результате коррекционной работы количество детей с высокими и средними показателями увеличилось на 10 %, а с низким уровнем снизилось на 20 %. Данная динамика является следствием системной коррекционной работы в ДОУ, регулярного закрепления пройденного материала со стороны родителей по еженедельным рекомендациям учителя – дефектолога, а так же следствием естественного повышения детской заинтересованности и любознательности, свойственного детям младшего дошкольного возраста. Ребята с высоким уровнем обладают сформированным кругом возрастных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, отражают знания в игровой деятельности. Тем временем, как у воспитанников со средними показателями круг представлений сужен и ограничен лишь близкой бытовой тематикой. Наличие низких показателей на конец учебного года обусловлено системными нарушениями познавательной сферы (ЗПР), в результате чего не удалось на данном этапе сформировать познавательные мотивы и заинтересованность, у детей резко ограничены представления о окружающем мире.

Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»              

По диаграмме видно, что в результате коррекционно – развивающей работы на конец учебного года 20 % воспитанников достигли высоких показателей сформированности речи: пользуются развернутой фразовой речью, строят грамматически верные речевые высказывания, с легкостью заучивают и воспроизводят небольшие стихотворения по возрасту, однако в речи отмечается нарушение произношения звуков позднего онтогенеза). Так же из диаграммы наблюдается снижение количества детей с низкими показателями на 20%. У воспитанников с низким уровнем сформированности речи практически отсутствует речевое общение, дети пользуются лишь лепетными, усеченными словами, жестами для выражения собственных потребностей. Количество детей со средним уровнем в ходе коррекционно – развивающего процесса осталось неизменным и составило 60 %, однако здесь произошли изменения в составе детей за счет перехода воспитанников со средним уровнем на начало года – на высокий (20 %) и детей с низким уровнем – на средний.(20 %). В результате ежедневной работы по развитию речи у детей со средними показателями отмечается системное нарушение произношения, что накладывает отпечаток на снижение внятности и разборчивости речи, дети с трудом разучивают короткие стихи, у них снижено речевое общение и контакты с окружающими и сверстниками.

Анализируя данные таблицы и диаграмм можно смело судить о наблюдающейся позитивной динамике освоения детьми адаптированной образовательной программы дошкольного образования по исследуемым образовательным областям в течение учебного года. Так же можно отметить, что более результативному освоению программы препятствовала длительная адаптация у ряда детей к ДОУ и плохая посещаемость ввиду частой заболеваемости детей младшего дошкольного возраста, особенно в адаптационный период, а так же в периоды стационарного и реабилитационного лечения.

  1. Результативность консультативно – просветительской работы

с родителями и педагогами ДОУ

        За учебный год была проведена следующая работа в данном направлении.

Работа с педагогами ДОУ

  1. Взаимодействие с педагогами группы в целях предложения им рекомендаций по закреплению полученных навыков у детей в вечернее время, оформляемых в журнале взаимодействия с воспитателями группы

Ежедневно

  1. Консультирование и оказание практической помощи воспитателям группы по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ:

6

консультаций  

  • «Психофизические особенности поступивших в группу детей с ОВЗ. Рекомендации по осуществлению воспитательно – образовательного процесса с детьми с учетом диагноза их заболевания»

Сентябрь

  • Особенности работы по формированию речевой активности неговорящих детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ

Октябрь

  • Особенности работы и методические рекомендации по обучению детей с ДЦП пальчиковой гимнастике

Декабрь

  • Методические рекомендации по  обучению детей с ДЦП младшего дошкольного возраста артикуляционной и дыхательной  гимнастике

Февраль

  • Формирование фонематического восприятия детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ как одного из компонентов работы по профилактике речевых расстройств

Март

  • Особенности работы по развитию навыков зрительно – моторной координации у детей с ДЦП младшего дошкольного возраста (на примере темы самообразования).

Апрель

Работа с родителями

  1. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам закрепления полученных навыков в условиях семьи и итогам познавательно – речевого  обследования детей

В течение года по средам

(Всего 48)

  1. Проведение групповых консультаций:

4

консультации

  • «Развитие мелкой моторики – важно ли это?» (обзор нетрадиционных техник: пальчиковая гимнастика, камушки Марблс, природный материал, обучающие дощечки)

Октябрь

  • «Использование методов ниткографии и квилингтехнологии в развитии мелкой моторики детей с нарушениями функций ОДА и ознакомлении с окружающим миром»

Декабрь

  • «Время читать книги»

Март

  • «Играя, изучаем математику»

Апрель

  1. Проведение родительских собраний:

3 собрания

  • Установочное собрание «Путешествие начинается или полный вперед!»

Сентябрь

  • Круглый стол «Познавательно – речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Поговори со мною, мама»

Ноябрь

  • Итоговое собрание «Вот и стали мы на год взрослее..»

Май

  1. Приглашение родителей на индивидуальные коррекционно – развивающие занятия

10

  1. Заполнение индивидуальных детских тетрадей для работы с детьми дома в выходные дни

Еженедельно по пятницам

  1. Участие в работе заседаний «Школы заботливых родителей» для родителей групп компенсирующей направленности:

- ноябрь 2015 г. – «Семья на пороге школы»,

- март 2016 г.– «Компьютер – друг или враг?»

2

  • Детские утренники

2

6. Методическая работа

В ходе учебного года была осуществлена следующая методическая работа.

  1. Насыщение предметно-развивающей среды группы и кабинета дефектолога:
  • создание картотеки коррекционных игр и упражнений (артикуляционной, пальчиковой гимнастики, коррекционных физкультминуток) в дефектологический уголок группы (с размещением данной информации в модуле «Цветик - семицветик»).

В течение уч. года согласно тематическому планированию

  1. Участие в ПМПконсилиумах ДОУ

3

  1. Участие в городских методических объединениях учителей – дефектологов (слушатель)

3

  • Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ

Октябрь – МБДОУ «Д/С № 141»

  • Стимуляция сенсомоторного развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

 

Декабрь – МБДОУ «Д/С № 7

  • Организация и проведение коррекционно – развивающих занятий с детьми с расстройствами аутистического спектра

Март – МБДОУ «Д/С № 23»

  1. Участие в городском методическом объединении воспитателей групп компенсирующей направленности (на базе ДОУ) «Социализация детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС» /помощь в организации и проведении мероприятия

Март

  1. Участие в республиканской конференции для руководителей ДОУ по инклюзивной практике в условиях реализации ФГОС дошкольного образования /проведение мастер – класса «Использование обучающих дощечек в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста»

Апрель

  1. Участие в экспертной деятельности ДОУ – тематическом контроле «Результативность работы в ДОУ по развитию у детей связной речи» /контрольно – аналитическая деятельность в группах ДОУ по изучению наличия, качества и систематичности применения методических пособий по развитию связной речи»

Ноябрь

  1. Участие в проектной деятельности ДОУ:

2

  • Проект по внедрению одной из вариативных форм дошкольного образования - Центра игровой поддержки ребенка (для детей дошкольного возраста с ОВЗ)

Февраль

  • Проект «Шаги навстречу миру» по созданию безбарьерной игровой прогулочной площадки для детей с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата»

Май

  1. Самообразование по теме: «Использование методов ниткографии и квилингтехнологии в процессе плоскостного коллективного макетирования в целях совершенствования работы по познавательно – речевому развитию детей с ОВЗ»:
  • разработка плана работы по теме самообразования;
  • создание коллекции плоскостных макетов 1 уровня сложности по изучаемым  лексическим темам.

Создано 7 макетов

  1. Прохождение курсов повышения квалификации

2

  • Курсы повышения квалификации в АНО ДПО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»» по программе «Проектирование ООП и системы оценки качества дошкольного образования»,

26.05.2015 – 28.10.2015 г.г.

  • Курсы повышения квалификации в БОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Чувашский республиканской институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики по программе «Профессиональная деятельность специалистов сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами»

Декабрь

  1.  Участие в обучающих вебинарах

2

  • «Организация образовательных условий и коррекционной работы для детей с ОВЗ в образовательных учреждениях»

Октябрь

  • Логопедический массаж с детьми с различными нарушениями (дифференцированные приемы работы)»

Ноябрь

Учитель – дефектолог                                 __________ /Морозова Л.Г./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитический отчет работы школьного методического объединения учителей математики, информатики, физики

ЦЕЛЬ работы ШМО учителей математики, информатики, физики:Создание условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, его эрудиции и компетентности в области математики, информатики, ф...

аналитический отчет работы школьного методического объединения учителей математики, информатики, физики

ЦЕЛЬ работы ШМО учителей математики, информатики, физики:Создание условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, его эрудиции и компетентности в области математики, информатики, ф...

Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)

Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

Мониторинги, отчеты, анализы учителя-дефектолога

Мониторинги, отчеты, анализы, справки...

Отчет о проделанной работе учителя-дефектолога ГКОУ «Котовская школа-интернат» Варнавской М.М. за 2021-2022 учебный год

Отчет о проделанной работеучителя-дефектолога ГКОУ «Котовская школа-интернат» Варнавской М.М.за 2021-2022 учебный год...