Музейная педагогика – одно из направлений работы с детьми и подростками с умеренной умственной отсталостью.
статья на тему

Медведева Маргарита Хабаровна

Все школьники ходят в музей, впитывая чистую ауру искусства.

 Но для  детей с умеренной умственной отсталостью это очень сложно и в старшем школьном возрасте. В тоже время, значимой задачей социализации указанной категории учащихся является приобретение ими разностороннего социального опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muzeynaya_pedagogika.docx54.32 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика – одно из направлений работы с детьми и  подростками с умеренной  умственной отсталостью.

Все школьники ходят в музей, впитывая чистую ауру искусства.

 Но для  детей с умеренной умственной отсталостью это очень сложно и в старшем школьном возрасте. В тоже время, значимой задачей социализации указанной категории учащихся является приобретение ими разностороннего социального опыта.

Общеизвестно, что дети выраженными нарушениями развития ограничены жизненным пространством и кругом общения с близкими людьми. Мы посчитали, что одним из средств расширения  среды общения наших воспитанников является музей. Посещение музея и занятия в нём решают не только социальную задачу, но способствуют гармоничному развитию и укреплению личности ребёнка, его волевых качеств; раскрывают таланты и выявляют интересы ребёнка (подростка). Таким образом, музей является средством сенсорной и эстетической интеграцией для наших детей.

В 1997 году мы обратились в Школьный центр Эрмитажа с просьбой помочь нам в осуществлении довольно узких, как потом оказалось задач:

- ввести детей с умеренной умственной отсталостью в музейную среду, расширяя замкнутый круг их жизни;

- научить детей с ограниченными возможностями здоровья соблюдать элементарные правила поведения в общественных местах;

- познакомить учащихся с умеренной умственной отсталостью с произведениями искусства, развивая их способность воспринимать красоту окружающего мира;

- развивать эмоционально – волевую сферу ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обогащая детские впечатления.

Эрмитаж с 90-х годов проводит работу с детьми, имеющими проблемы развития, в том числе интеллектуального. Поэтому в Школьном центре Эрмитажа любезно согласились проводить занятия с нашими учащимися.

На первое занятие вместе с нами пришла небольшая группа детей в возрасте от 10 до 14 лет, которых сопровождали  родители. Однако после его проведения стало ясно, что программа, разработанная в Эрмитаже для детей с нарушениями психического развития, не может быть применена к нашим учащимся с умеренной умственной отсталостью. Детей было сложно организовать во время экскурсии, они не умели вести себя в музеи: трогали экспонаты руками, не ходили единой группой, рассказ экскурсовода был им не понятен, поэтому они постоянно отвлекались, не отвечали на поставленные экскурсоводом вопросы, очень быстро утомлялись. Мы поняли, что нашим «особым» детям требовалась «особая» музейная программа. Ведь уровень интеллектуального развития наших воспитанников таков, что большинство детей не способны научиться читать, но выразить свои эмоции могут через рисунок, используя трафареты и «дорисовку» с раскрашиванием. Они могут воспринимать самую элементарную информацию, представленную в доступной для их восприятия форме и неоднократно повторенную.

Какой же подход нужен к нашим детям? В чём будет выражаться «особый» подход? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо было наблюдать за тем, что из сказанного экскурсоводом заинтересует наших детей. Наблюдая, мы увидели, что основную роль в этих занятиях играют экспозиции произведений прикладного искусства, скульптура, живопись. Оказалось, что ребята лучше всего воспринимают предметы убранства залов: колонны, люстры, полы, позолоченные детали на стенах и потолках, светильники и крупные предметы декоративно – прикладного творчества. Их заинтересовывали вазы, серебряная посуда, одежда, украшения, игрушки, мебель и другие предметы интерьера.

Мы пришли к выводу, что перед проведением занятий в Эрмитаже необходимо проводить серьёзную предварительную подготовку учащихся в плане культуры поведения в музее и основ зрительного восприятия. Поэтому перед посещением Эрмитажа мы подолгу рассматривали изображения с наружными и внутренними видами Эрмитажа. В доступной для восприятия детей с умеренной умственной отсталостью форме мы рассказывали  им историю Эрмитажа, например: «Зимний дворец был построен для жизни царей зимой. Летом царь с семьёй, так же как и вы, выезжал на дачу. Для этого у него был построен Летний дворец». Такое простое объяснение было доступно детям, и фигура царя становилась для них минимально, но понятной. Им стал интересен быт царской семьи и других людей, живших во времена царя Петра Великого, а также одежда, предметы быта жителей Санкт – Петербурга, принадлежащих к разным социальным слоям. Им стало интересно, чем они занимались, как отдыхали, в каких домах жили и многое другое.

Расширяя сферу эрмитажной образовательной программы для учащихся с умеренной умственной отсталостью, мы стали знакомить их с тем, чем Санкт – Петербург знаменит, его историей, культурой и городскими традициями. В методике занятий необходимо было постоянно сравнивать то, что дети увидели в Эрмитаже с их собственным опытом, хотя он и невелик. Чтобы экспозиционный материал был доступен детскому восприятию, форма проведения занятий требовала тщательной разработки общих методических принципов и конкретных методических приёмов с целью вызвать у детей интерес к предлагаемому материалу, активизировать их познавательные интересы.  Детям (подросткам) с умеренной умственной отсталостью неизвестно и непонятно назначение и название большинства предметов, которые использовались в дворцовом быту. Им необходимо было напомнить, как называются те предметы быта, которые окружают их  и используются в домашнем быту. Ведь они не умеют самостоятельно обращать внимание на их форму и отделку. В Зимнем дворце они увидели такие же по назначению вещи, а именно предметы мебели, посуду, светильники. Но особенность их этих предметов быта в том, что они отличались необыкновенной красотой! Рассказ о некоторых сторонах быта царской семьи, который звучал в парадных залах, в бывших жилых интерьерах, о различном назначении русской мебели был для них интересным открытием. Например: они узнали о том, что многочисленные комнаты во дворце использовались для разных целей и назывались соответственно своему назначению: гостиная, кабинет или детская. Мебель и вещи в каждой комнате дворца соответствовали её названию и были очень красивыми, выполненными лучшими мастерами своего времени. По лицам и поведению детей чувствовалось, какое эмоциональное воздействие на них оказывает красота интерьеров. У них возникало желание стремиться к лучшему, к комфорту, удобству и соблюдению порядка. Ценность понимания красоты сказывалась на их поведении. Иногда мы стали  апеллировать  примерами из жизни царей, если необходимо было навести порядок в классе. Увлекательные и понятные рассказы о жизни людей, живших во дворце, учили детей смотреть на окружающие их предметы, что позволило решить следующие задачи:

- концентрировать внимание на определённом объекте;

- размышлять и высказывать мысли вслух, что способствовало расширению словарного запаса и развитию речи детей (подростков) с умеренной умственной отсталостью;

- знания и понятия, полученные в музее, расширили их кругозор, способствовали развитию эстетического вкуса, развивали представления о  красоте, приучали ценить «богатства» произведений искусства, накопленные человечеством.

Тематика и содержание занятий была следующей:

  1. «Эрмитаж – дворец царей»

План экскурсии:

- осмотр парадных интерьеров музея; акцентирование внимания на общую красоту убранства;

- изучение объектов внутреннего декора (пол, стены, колонны, окна, лестница).

  1.  «Быт русских царей».

План экскурсии:

- знакомство с царской посудой и правилами приёма пищи, этикетом;

- знакомство с интерьерами жилых комнат, с предметами мебели и правилами ухода за ней.

3. «Декоративно – прикладное искусство Эрмитажа»

План экскурсии:

- знакомство с крупными и мелкими предметами декоративно – прикладного искусства (каретой, вазами, люстрами, часами, одеждой, игрушками и т. п.).

Много времени отводилось знакомству с пространственным расположением Эрмитажа (река Нева, Дворцовая площадь и пр.). Изучение происходило с помощью открыток и альбомов, при этом учащимся предоставлялась возможность дотрагиваться руками до изображений на репродукциях. Впоследствии оказалось, что прошедшее «через руки» лучше запомнилось и усвоилось ими. Именно «мануальный интеллект» явился проводником в мир «особого» ребёнка. Поэтому, где это было можно, дети трогали руками мраморные колонны, парапеты лестниц, паркеты, чтобы ощутить форму, материал, орнаменты. Несмотря на особую сложность работы с учащимися с умеренной умственной отсталостью, обучающихся в нашей школе, за 4 года занятий были достигнуты определённые положительные результаты:

- возникло ощущение праздника не только у детей, но и у родителей. Это укрепило наш союз с ними;

- в поведении детей появилось много нового: ребята научились слушать объяснения экскурсовода, понимать его словесные указания;

- дети стали проявлять интерес к экспонатам Эрмитажа;

- ученики стали узнавать изученные экспонаты в других залах и изображениях;

- учащиеся с умеренной умственной отсталостью научились, как нам представляется, чувствовать  красоту залов Эрмитажа;

-наши воспитанники приобрели новые знания о материалах;

- ученики научились отвечать на вопросы с помощью родителей и педагогов.

Последние занятия показали, что у ребят нет желания шалить, а есть желание воспринимать новый материал. Время занятий увеличилось с 10 минут до 20 – 40 минут.

Сейчас на некоторых занятиях в Эрмитаже ребята вместе с родителями, помогая друг другу, рисуют, лепят по впечатлениям от занятий или по заданной теме: «Посуда», «Орнамент на бытовых предметах», «Игрушки». Мы видим, что их произвольное внимание и запоминание стало более устойчивым. Занятия разрабатываются с учётом необходимости получения новых знаний учащимися с умеренной умственной отсталостью  и необходимости в коррекционной работе, то есть вся система занятий имеет коррекционно – развивающую направленность. В центре внимания – взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития. После экскурсий полученные впечатления ложатся в основу коррекционно – развивающих занятий. Так, побывав на выставке пасхальных яиц Фаберже, мы изготовили аналогичные яйца из деревянных заготовок методом «рваной бумаги». Также ученики лепили увиденные в Эрмитаже супницы, украшали свои поделки «как в Эрмитаже». Таким образом «последействие» Эрмитажа существенно облегчало повседневные развивающие занятия. Конечно, искусство во всех его видах имеет большое эмоциональное влияние на детей, является материалом для развития их познавательных способностей, способствует формированию творчества. Походы в Эрмитаж стали эффективным средством социальной адаптации и интеграции. В результате занятий выработались следующие педагогические методы в работе с детьми с психофизическим и умственным недоразвитием:

- желательно, чтобы дети (подростки) посещали Эрмитаж совместно с родителями;

- важно, чтобы дети (подростки) принадлежали к одной возрастной группе;

- начинать занятия нужно с осмотра Эрмитажа снаружи, с исследования его местоположения;

- перед тем как пойти в Эрмитаж с детьми (подростки) с умеренной умственной отсталостью необходимо подготовить их: повторить правила поведения, показать открытки с изображением экспонатов, предназначенных к осмотру, кратко рассказать о них;

- посещать Эрмитаж с детьми с умеренной умственной отсталостью целесообразно один раз в месяц;

- первые посещения могут быть короткими – до 10 минут, впоследствии, продолжительность экскурсии может вырасти до 20 и более минут;

- программа каждого занятия с детьми (подростки) с умеренной умственной отсталостью планируется с родителями и экскурсоводом;

- после посещения Эрмитажа необходимо использовать полученные знания на занятиях, проводить уточняющие  и закрепляющие занятия;

- изучение экспонатов музея с учащимися с умеренной умственной отсталостью  строится на принципе «многократного повторения»;

- при возможности - начало знакомства с экспозиционным материалом – тактильное;

- во время занятий в музее с учащимися с умеренной умственной отсталостью желательно подключать все сенсорные модальности;

- живопись (особенно крупные картины) сложна для восприятия учащихся этой категории, поэтому рекомендуется вставлять короткие рассказы о картинах в ход занятия. Важно, чтобы экскурсовод рассказал о картине просто и доступно, используя «бытовую» терминологию.

Хотелось бы отметить, что участие родителей в совместной музейной работе с учителями было для них благотворно. Родители видели положительную динамику в развитии своих детей, наблюдая за их действиями в непривычной музейной обстановке. Возможность общения родителей друг с другом давала им психологическую поддержку. Они перестали чувствовать себя одинокими и отверженными в решении своих проблем.

В Эрмитаже для наших детей была создана атмосфера доброжелательности, в которой комфортно и интересно получать новые знания, а это одно из условий процесса обучения и воспитания. В Эрмитаже происходило обогащение взрослыми опыта ребёнка, подкрепление его усилий; поддержка и коррекция с использованием эмоционально – положительных форм общения через интерес, радость, удивление.

Таким образом, положительное влияние эмоций привело к коррекции личностных нарушений коммуникативных навыков и стабилизации навыков адекватного восприятия окружающего мира. Важно отметить, что «терапия» искусством – один из методов психологической работы, использующей возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Литература:

  1. Выготский Л. С. «Проблемы дефектологии», М., 1995 г.
  2. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. «Азбука общения», СПб, «Детство – Пресс», 1988 г.
  3. Шипицына Л. М., Михайлова Е. В. «Дети с множественными нарушениями развития», СПб, 2012 г.
  4. Маллер А. Р. «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии», М., 2000 г.
  5. Бойко Д. И., Бойкова С. В. «Как учить детей общаться», СПб, НОУ «Союз», 2004 г.
  6. Плотникова О. В., Жвитиашвили Н. Ю. «Арттерапия в художественном музее», СПб, «СпецЛит», 2000 г.
  7. Шипицина Л. М. «Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта», СПб, 2000 г.
  8. Сборник материалов Всероссийской научно - практической конференции с международным участием и Всероссийского научно – практического семинара. «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных организационно – педагогических условиях», СПб, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2012 г.
  9. Зинкевич Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь «особому» ребёнку», СПб, 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы лицея с одаренными детьми

В статье представлен опыт работы МОУ "Лицей №1 пос. Львовский" по направлению "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"...

Использование потешек в работе с детьми с глубококй умственной отсталостью

В работе представлены потешки, которые используются нами на занятиях с детьми с множественными нарушениями развития....

Использование потешек в работе с детьми с глубококй умственной отсталостью

В данной статье представлены потешки, которыми мы пользуемся на зянятиях с детьми с множественными нарушениями развития....

“Музейная педагогика” как педагогическое направление”. Выявление и развитие одаренности учащихся в рамках личностно - ориентированного образовательного процесса.

ldquo;Музейная педагогика” как педагогическое направление”. Выявление и развитие одаренности учащихся в рамках личностно - ориентированного образовательного процесса.Материалы межрегионал...

“Музейная педагогика” как педагогическое направление. Исторический опыт, современное состояние и перспективы сотрудничества народов России и Башкортостана.

ldquo;Музейная педагогика” как педагогическое направление. Исторический опыт, современное состояние и перспективы сотрудничества народов России и Башкортостана.Материалы Всероссийской научно-пр...

Социальные истории в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью в условиях стационарного учреждения. Социальные истории и поведение. Рекомендации по работе.

Краткое описание методики "Социальные истории", использование в условиях стационарного учреждения на занятиях, уроках, в режимные моменты....

Статья «Логоритмика – одно из эффективных направлений работы с детьми в эстетическом воспитании на занятиях музыки»

           Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном ито...