Картотека игр и упражнений (формирование словообразования существительных)
картотека на тему

Куликовская Евгения Вячеславовна

Картотека игр и упражнений (формирование словообразования существительных) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г. Образование названий детенышей животных и птиц

1. Словообразование без изменения звуковой структуры корня слоил:

Гусь-гусенок - гусята,

Еж - ежонок - ежата,

лось. - лосенок — лосята,

тигр - тигренок -тигрята,

лиса — лисенок — лисята,

слон — слоненок — слонята,

кот — котенок — котята,

ворона — вороненок — воронята.

2. Словообразование с чередованием звуков в корне слов:

волк — волчонок — волчата, орел — орленок — орлята,

индюк — индюшонок — индюшата, лев — львенок — львята,

медведь — медвежонок — медвежата, белка - бельчонок — бельчата,

заяц — зайчонок — зайчата, галка — галчонок — галчата,

кролик — крольчонок — крольчата.

3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):

овца — ягненок — ягнята, свинья — поросенок — поросята,

корова — теленок — телята, собака — щенок — щенята,

лошадь — жеребенок — жеребята,

курица — цыпленок — цыплята.


Д. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)

Формирование данной словообразовательной модели проводится в следующей последовательности:

1.Словообразование существительных мужского рода:

— с суффиксом -щик-

барабанщик, кладовщик, часовщик,

угольщик, танцовщик, сварщик,

стекольщик, дрессировщик, носильщик;

— с суффиксом -чик-

летчик, переводчик, грузчик, водопроводчик, переплетчик, разведчик.

2. Словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола с суффиксами -ниц-, -иц-:

художник — художница, учитель — учительница,

работник — работница, писатель — писательница,

проводник — проводница, певец — певи

Б. Образование существительных с помощью суффикса -ницсо значением вместилища (посуды)

1. На начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова:

суп — супница, соус — соусница,

чай — чайница, салат — салатница,

сахар — сахарница, конфеты — конфетница.

2. В дальнейшем закрепляется словообразование существительных с суффиксом ницв случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня:

хлеб — хлебница, пепел — пепельница,

сухари — сухарница, чернила — чернильница, селедка — селедочница.

В. Образование существительных с помощью суффикса -инк-

1. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня:

бусы — бусинка, дождь — дождинка,

пыль — пылинка, изюм — изюминка,

солома—соломинка, роса—росинка,

икра — икринка, мармелад — мармеладинка.

2. В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов:

горох — горошинка, снег — снежинка,

чай — чаинка, песок — песчинка,

пух — пушинка.

Д. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)

Игра «Знаешь ли ты профессию?»

Все вокруг нас трудятся. Часто название профессий (кем работает человек) очень похоже на его дела или его инструменты, машины: детей учит учитель, работает на кране крановщик. Если вам скажут, что делает человек, вы можете правильно назвать его профессию.

Чинит часы- часовщик, Дома строит-строитель,

Чинит сапоги-сапожник,

Проверяет билет-билетер,

Работает в библиотеке-библиотекарь и др.

Игра «Кто он такой?» 

Если он за всех заступается, он заступник. Он много работает. Он работник). А когда часто дерется. Он драчун).

Игра «И я тоже»

Он летчик-я тоже (летчица), Он плясун-я тоже (плясунья), Он умник-я тоже (умница) и т.д.

В. Образование существительных с помощью суффикса -инк-

Игра «Найди пару»

Детям раздаются парные картинки: одному-звезда, другому-звёздочка, кольцо-колечко, шапка-шапочка. Детям предлагаетс встать парами так, чтобы большой и маленький предмет оказались рдом. Дети находят свою пару и говорят: «Уменя звезда- У меня звездочка». Логопе задает вопрос, чем отличаются предметы (размером и названием): делаем вывод, что большие и маленькие предметы называются по-разному.


Г. Образование названий детенышей животных и птиц

Теперь постарайся узнать, ДЕТЁНЫШЕЙ как называть. Запомни названия эти,

Должны их усвоить все дети!

Запомни котят и мышат,      

Ежат, лягушат, медвежат,       Утят, и гусят, и цыплят,                И маленьких ласковых львят.

Посмотри на картинки внимательно, Малышей всех найди обязательно.

У КОРОВЫ есть славный ТЕЛЁНОК,

Он безрогий и очень смешной.    Встал на ножки он прямо «с пелёнок», Сам находит дорогу домой.

   У КОЗЫ игривые КОЗЛЯТА,

   Они скачут весело бочком,

   Ростом они меньше, чем телята,

   Мама кормит деток молочком.

   У СВИНЬИ ПОРОСЯТА пищат,

    Нет щетинки у тех поросят,

    Носики у них пятачком,

    Хвостики загнулись крючком. и др.

стихи Парамоновой Л.Г.

Б. Образование существительных с помощью суффикса -ницсо значением вместилища (посуды)

Игра «В гостях у куклы»

К Маше придут в ости подружки, а она не знает, во что положить хлеб, конфеты, сахар. Давайте поможем ей. Есть специальная посуда. Как она называется?

Для хлеба есть что? (хлебница)

Значит, Маша положит хлеб во что?(В хлебницу). Как назвается посуда для конфет? (конфетница). Куда Маша положит конфеты?(В конфетницу)

Игра «Магазин»

Дети приходят в магазин, где продается посуда. Совместно с детьми педагог рассматривает посуду.

Хлебница. Для чего она? (Для хлеба)

Дети видят новый предмет.

А это что?

Продавей отвечает, что это посуда для сухарей. Как она называется? Для хлеба-хлебница, для сахара-сахарница,а для сухарей сухарница.


А.6 Образование уменьшительно-ласкательных существительных существительные женского рода с использованием суффикса -онък-, енък.

а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, -я:

Маша — Машенька, Надя — Наденька,

Даша — Дашенька, Петя — Петенька,

Миша — Мишенька, Коля — Коленька;

б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова:

береза — березонька, дядя — дяденька,

дочь — доченька, мама — маменька,

тетя — тетенька;

в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова:

рука — рученька, дорога — дороженька,

нога — ноженька.


А.7 Образование уменьшительно-ласкательных существительных менее продуктивных суффиксов -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц-

а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-:

дед — дедушка, голова — головушка,

соловей — соловушка, зима — зимушка,

скворец — скворушка, рябина — рябинушка,

поле — полюшко;

б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-: перо — перышко, стекло — стеклышко,

солнце — солнышко, горло — горлышко,

зерно — зернышко, гнездо — гнездышко;

в) словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-: — суффикс -ицв существительных женского рода:

лужа — лужица, земля — землица,

кожа — кожица, роща — рощица;

— суффикс -ецв существительных мужского и среднего рода: мороз — морозец, хлеб — хлебец, письмо — письмецо;

— суффикс -цв существительных женского и среднего рода: пыль — пыльца, мыло — мыльце,

дерево — деревцо, зеркало — зеркальце,

корыто — корытце, одеяло — одеяльце.

А.4 Образование уменьшительно-ласкательных существительных суффиксы -очк-, -ечк

а) словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на -а, -я:

Аня — Анечка, Таня — Танечка,

Оля — Олечка, Соня — Сонечка,

Ваня — Ванечка, Дима — Димочка;

6) словообразование неодушевленных существительных женского рода:

лента ленточка, тумба — тумбочка,

клумба клумбочка, верба — вербочка,

звезда - звездочка, морда — мордочка.


А.5 Образование уменьшительно-ласкательных существительных Существительные женского рода с использованием суффикса -ичк-

вода — водичка, сестра — сестричка,

коса — косичка.


А.7Образование уменьшительно-ласкательных существительных существительные женского рода с использованием суффикса -онък-, енък.

Педагог использует карточки с парными картинками: высокий предмет – низкий предмет. Рассказывает: “Мальчик Саша попал в страну Гномия. Там было всё такое же, как у нас, но очень маленькое. Он увидел не дорогу, а дорожку, не куст, а кустик. Давайте поиграем в эту игру! Что ещё увидел Саша в стране Гномия? Педагог демонстрирует парные картинки, а дети называют их.


А.6 Образование уменьшительно-ласкательных существительных менее продуктивных суффиксов -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц-

1. Цирк: Здесь клоуны, факиры и умные зверушки.

                Здесь слышится по всюду

                Веселый смех и шутки!

                И нет тут места грусти!

И некогда скучать!

Скажите, как же место

Такое нам назвать?

        Представление в цирке ведет цапля. (Логопед выставляет игрушки или картинку). Она очень умная и знает много веселых историй и загадок. Сейчас цапля с помощью волшебной палочки предлагает превратить любой предмет из большого в маленький. Вот она говорит: “Дерево” и взмахивает палочкой. Дерево превращается в деревце. Берите по очереди палочку и превращайте предметы, которые я назову, в маленькие.

Масло – маслице,

блюдо –

болото –

сало –

окно –

одеяло –

тело –

печенье –

зеркало –

платье –

кресло –

Кровать и кроватка

На кровати одеяло

И цветное покрывало.

На кроватке одеяльце

И цветное покрывальце.

А.5 Образование уменьшительно-ласкательных существительных суффиксы -очк-, -ечк

Старик и старичок

Посадил старик в горшок

Замечательный цветок.

Старичок в горшочек

Посадил цветочек.

Кошка и кошечка

На дворе совсем темно.

Села кошка на окно,

На другом окошечке

Спит вторая кошечка.

Замок и замочек

На двери висит замок.

Под замком висит крючок.

И на дверке есть замочек

И малюсенький крючочек


А.4 Образование уменьшительно-ласкательных существительных

Существительные женского рода с использованием суффикса -ичк-

Посылка от бабушки”

Логопед предъявляет две куклы разного размера: Таню и Танечку. Объясняет детям, что бабушка прислала посылку, а дети должны помочь разобрать вещи для Тани и Танечки.

– Тане будем давать какие вещи? – Большие.

– А Танечке? – Маленькие.

Каждый ребенок подходит к коробке, достает вещь, называет и дает нужной кукле.

.


А.2 Образование уменьшительно-ласкательных существительных

суффикс –чик (с. существительными мужского рода)

Речевой материал также предъявляется в следующей последовательности:

а) без изменения звуковой структуры корня, мотивирующего и производного слов:

забор — заборчик, костюм — костюмчик,

шкаф — шкафчик, стул — стульчик,

стакан — стаканчик, вагон — вагончик,

блин — блинчик, суп — супчик,

трамвай — трамвайчик, диван — диванчик;

б) с изменением звуковой структуры производного слова: рукав — рукавчик.


А.3 Образование уменьшительно-ласкательных существительных

суффикс -к

а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова:

лапа — лапка, мышь — мышка,

яблоня — яблонька, лошадь — лошадка,

туча — тучка, ночь — ночка;

б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования):

шуба — шубка, капля — капелька,

береза — березка, книга — книжка,

корова — коровка, бумага — бумажка,

синица — синичка, рука — ручка,

страница — страничка, птица — птичка;

в) словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структуры основы слова):

крыльцо — крылечко, кольцо — колечко.

 А.1 Образование уменьшительно-ласкательных существительных

   суффикс-ик(с существительными мужского рода).

Речевой материал предъявляется в следующей последовательности :

а) без изменения звуковой структуры корня производного слова:

дом — домик, куст — кустик

нос — носик, халат — халатик

хвост — хвостик, лист - листик

карандаш — карандашик;

б) с чередованием глухих и звонких звуков

в корне:

таз — тазик, гвоздь — гвоздик,

сад — садик, сад — садик,

клюв — клювик, лоб — лобик.


Картотека игр и упражнений (формирование словообразования существительных)

А.3 Образование уменьшительно-ласкательных существительных

1 вар. Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и всё-всё у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика носик; у нас колпак, а у гномика — ?

Предлагается образовать уменьшительно-ласкательную форму от существительных:

куртка, пальто, комната, кухня, кастрюля, кровать, кресло, шкаф, окно, огород, борода, брюки, носки, туфли и т.д.

2 вар.Жил да был весёлый гном,

Он себе построил дом.

Рядом жил поменьше гномик,

Он построил домик.

Логопед предлагает детям посадить дерево в сад к гному или к гномику. По очереди дети выходят и ставят своё дерево около гнома или около гномика, дают полный ответ: “У гнома растёт дуб. У гномика растёт дубок. У гнома растет береза. У гномика – берёзка”.


А.2 Образование уменьшительно-ласкательных существительных

Брат и братик

Старший брат домой пришел,

Сел обедать он за стол.

Младший братик Толик

Сел за детский столик.

Ёлка и ёлочка

На высокой ёлке

Колючие иголки.

А на низкой ёлочке

Колючие иголочки.

Диван и диванчик

Поставил папа на диван

Огромный синий чемодан.

Сынок на свой диванчик

Поставил чемоданчик.

Дорога и дорожка

По большой дороге

Шли большие ноги.

Рядом по дорожке

Шли поменьше ножки.

 


А.1 Образование уменьшительно-ласкательных существительных

 Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Словообразование существительных".

Данный урок разработан к учебнику русского языка  6 класса С.И.Львовой, В.В.Львова, является  первым в системе уроков по теме "Словообразование существительных", строится на повторение изуче...

Урок в 6 классе по русскому языку. Словообразование существительных с помощью приставок

Злементы урока могут быть полезны учителям при  изучении темы "Словообоазование"...

Методологический анализ формирования навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопеди...