конспект группового внеклассного занятия для обучающихся, воспитанников 13-14 лет (7 класс) с нарушением слуха на тему : Беседа "Красная книга Хабаровского края"
классный час (7 класс) на тему

Гришанова Галина Алексеевна

Конспект группового внеклассного занятия "Красная книга Хабаровского края" для обучающихся, воспитанников 13-14 лет с нарушением слуха.

Цель беседы: формирование знаний об удивительном мире животных и растений, формирование  у детей ответственного и доброго отношения к природе родного края.

Задачи:

образовательные:

- формировать представление о Красной книге, познавательный интерес к природе Хабаровского края;

- расширять представления детей о растительном и животном мире родного края.

развивающие:

- развивать учебно-информационные умения и навыки;

- развивать коммуникативную культуру воспитанников;

- развивать и обогащать словарный запас  воспитанников, мышление, речь, слуховое внимание и память, сообразительность, наблюдательность.

- поддерживать у детей познавательный интерес к природе родного края.

воспитывающие:

- воспитывать любовь к Родине, гордость за свою малую Родину - Хабаровский край;

- способствовать сплочению детского коллектива;

- сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее         адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №1»

Беседа

« Красная книга Хабаровского края»

                                       Подготовила и провела:

                                          Гришанова Г.А.

                                           воспитатель

г. Хабаровск

    2016 г.

Тема:   Красная книга Хабаровского края.

Форма проведения: групповое внеклассное занятие.

Целевая аудитория:   обучающиеся, воспитанники 13-14 лет с нарушением слуха.

Цель Формирование  знаний   об  удивительном мире животных и растений. Формирование  у детей ответственного и доброго отношения  к природе  родного края.

 Задачи: 

Образовательные:

- формировать представление  о Красной  книге, познавательный интерес к природе Хабаровского края;

- расширять представления детей  о  растительном   и животном мире родного края.

Развивающие:   

- развивать учебно-информационные умения и навыки;

- развивать  коммуникативную культуру воспитанников; 

- развивать и обогащать словарный запас воспитанников, мышление, речь, слуховое внимание и память, сообразительность, наблюдательность;

- поддерживать у детей познавательный  интерес к природе родного края.

Воспитывающие: 

- воспитывать  любовь к Родине, гордость за свою малую Родину - Хабаровский край;

- способствовать сплочению детского коллектива;

- сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.

Оборудование и материал для проведения внеклассного занятия: интерактивная доска, карта Хабаровского края, таблички с речевым материалом, Красная Книга РФ, Красная книга Хабаровского края, презентация «Красная книга Хабаровского края».

Предварительная работа:  ознакомление с Красной книгой РФ, рассматривание иллюстраций о животных и растениях  Хабаровского края.

Словарь:  Красная Книга, заповедник.

Ход занятия:

1. Организация занятия.

Педагог: Ребята, сегодня мы поговорим о нашей малой Родине, о её природе.

2. Вступительная беседа.

Педагог: 

- Ребята, что вы видите у меня в руках? (книгу)

- А кто из вас знает, что такое Красная книга? (официальное издание, содержащее сведения об охраняемых видах животных, растений, рептилий, птиц).

- А почему она красного цвета? (ответы воспитанников)

- Правильно, красный цвет – цвет опасности!

Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе!

Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы?

- Вот так выглядит Красная книга Российской федерации (показ).

- Она информирует, какие виды животных и растений в опасности. Призывает изучать эти виды, предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных.

3. Основная часть.

Работа с презентацией 

Педагог: Дети скажите, как называется край, в котором мы с вами живем? (Хабаровский)

- Посмотрите на карту. Это же наш  родной Хабаровский край. Посмотрите, какой он большой! «Чудесный край».

-  Ребята, в нашем родном крае, очень много разных растений и животных. Давайте вспомним, какие растения растут в Хабаровском крае?  Какие звери  обитают в наших лесах? Птицы? Насекомые? Кто обитает в реках и озерах нашего края? А кто обитает в морях?     (ответы воспитанников)

- А вот и Красная книга Хабаровского края (показ). 

- О чём нам может рассказать эта книга? (книга содержит  сведения об охраняемых видах животных, растений, рептилий, птиц Хабаровского края).  

(слайд 1)

Педагог: Хабаровский край очень богат своим животным и растительным миром, и как бы это удивительно не звучало, а в Красную книгу Хабаровского края  внесено 167 видов растений и 127 видов животных. Сегодня на занятии мы познакомимся с самыми известными видами животных и растений Красной книги Хабаровского края.

                                                            (слайд 2)

Амурский тигр

Амурский тигр относится к наиболее крупным подвидам, шерсть гуще, чем у тигров, живущих в тёплых районах, а его окрас светлее.

Амурский леопард

В настоящее время леопард находится на грани вымирания. Это самый редкий из подвидов: в природе сохранилось не более 30-35 особей.

(слайд 3)

Амурский лесной кот

Амурский лесной кот - подвид бенгальской кошки. Немного крупнее домашней кошки. Длина его тела 75—90 см, хвоста — 35—37 см, вес 4—6 кг. Питается мышами, полёвками, белками, птицами.

(слайд 4)

Красный волк 

У красных волков пышная шерсть. Хвост такой красивый, что ему может позавидовать лиса. Эти волки  необыкновенно чутки и осторожны, их трудно увидеть в природе. Они быстро бегают, высоко прыгают, отлично плавают. Питаются баранами, козлами, оленями и другими  животными. Но едят и растительную пищу. Красного волка   не стоит путать с рыжим волком. Это довольно крупный зверь с длиной тела 76—110 см, хвоста — 45—50 см и массой 17—21 кг.                               (слайд 5)

Лебедь-кликун

У лебедя-кликуна снежно-белое оперение очень пышное, густое, с большим количеством нежного пуха. Тело вытянутое, шея равна по длине телу. Уздечка и основание клюва жёлтые или оранжевые, конец клюва чёрный. Ноги короткие, чёрные. Хвост округлый.  

                                                                           (слайд 6)

Дальневосточный аист 

Дальневосточный аист — птица из семейства аистовые, родственный белому аисту . На сегодняшний день популяция дальневосточного аиста насчитывает около 3000 особей.                              

                                                                           (слайд 7)

Дальневосточная черепаха

Обитает в неглубоких озёрах и водоёмах. В середине мая откладывает яйца, закапывая их в песок (в одной кладке от 3 до 48 яиц), а молодые черепашки появляются в сентябре- начале октября.

Численность дальневосточных черепах продолжает сокращения из-за разрушения кладок в результате сбора яиц человеком, уничтожения хищниками, загрязнения водоёмов и фактора  беспокойства.

                                                                          (слайд 8)

Рыбный филин

Относится к отряду совообразных. Рыбный филин находится на грани исчезновения. Охраняется в заповедниках Хабаровского края.

                                                                          (слайд 9)

Лотос Комарова

Лотос  Комарова– необычайно красивое водное растение.

Лотос – священное растение у представителей самых разных религий в странах Центральной и Юго-Восточной Азии. 

(слайд 10)

Сибирская сосна 

Сосна сибирская кедровая —вечнозелёное дерево, достигающее 35—44 м в высоту и 2 м в диаметре ствола. Максимальная продолжительность жизни — 500 (по некоторым данным 800—850) лет. Хвоя тёмная или ярко –зелёная, с голубоватым оттенком. Шишки крупные, с большое гусиное яйцо, созревают на второй год и опадают вместе с орешками.

                                                            (слайд 11)

Ландыш майский

Ландыш майский - лекарственное растение. Цветки ландыша очень нежные, похожи на маленькие колокольчики. У ландыша сильный, но очень приятный аромат.                                              

(слайд 12)

Женьшень

Женьшень называют «корнем жизни», ему приписывают способность исцелять от всех болезней и вселять жизнь в умирающего. Женьшень – редчайшее растение.      

                 

                                                                        (слайд 13)

Рододендрон

Рододендрон  сильно пахнущий кустарник, до 2 м. высотой. Цветы розовые, крупные. Цвести растение начинает в конце апреля. И тогда на фоне серого леса этот розовый куст привлекает к себе внимание людей, которые начинают обламывать цветы на букеты. Это лекарственное и почвоукрепляющие растение.

                                                                         (слайд 14)

Педагог:  Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных становится все меньше и меньше и в этом виноват человек.

Физ. минутка:
   
Мы шагаем, мы шагаем,
    Руки выше поднимаем.
    Голову не опускаем,
    Дышим ровно, глубоко.   (ходьба с подниманием рук).

    Вдруг мы видим у куста
    Выпал птенчик из гнезда.
    Тихо птенчика берём,
    И назад в гнездо кладём.  (наклоны, поднимаем руки вверх).
    Впереди из-за куста,
    Смотрит хитрая лиса.
    Мы лисицу обхитрим,
    На носочках побежим.

    На  полянку  мы  выходим     (наклоны с приседанием).

    Много  ягод  мы  находим.

    Голубика  так  видна!      

    Мы  едим  ее  с  куста.

Педагог: Ребята,  вы уже узнали, что некоторые растения и  животные  находятся под угрозой исчезновения, они занесены в Красную книгу.

Кроме Красной Книги люди придумали заповедники.

Что же  такое заповедник?

(слайд15)

Педагог:  В нашем Хабаровском крае есть 6 таких заповедников и один из них находится в нашем городе, называется  он  «Заповедник Комсомольский». Заповедник расположен на гористом левобережье Амура, в устье реки Горин, на территории Комсомольского района Хабаровского  края.

Педагог: А сейчас давайте поиграем  в игру  «Назови животное».

(слайд 16-23)

Педагог: Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (ответы детей).  

Педагог: Правильно, охранять природу нужно в любом месте. 

Педагог: Для чего нужна Красная книга?

  1. Информирует – какие виды животных и растений в опасности.
  2. Призывает – изучать эти виды.
  3. Предупреждает – об их исчезновении.
  4. Советует – как сохранить редкие виды растений и животных.

(слайд24)

Педагог: Переиздание Красной книги Хабаровского края  осуществляется по мере изменения экологической  ситуации в Хабаровском крае и поступления новых данных  об объектах  животного и растительного мира, но не реже одного раза в 10 лет.

(слайд25)

Педагог: Что надо делать, чтобы спасти исчезающие и редкие виды растений и животных?

  1. Бережно относиться ко всему живому.
  2. Соблюдать правила поведения в природе (не мусорить, не разорять гнёзда птиц, не ломать ветки, не поджигать траву, не рвать цветы).
  3. Заниматься посадкой леса.
  4. Запретить  охоту на редких животных.  

(слайд26)

Педагог: Правильно, ребята. Если все  будут бережно относиться к природе, тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных и для всех растений.

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

     На планете мы останемся одни»

(слайд27)



Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее         адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №1»

Беседа

« Красная книга Хабаровского края»

                                       Подготовила и провела:

                                          Гришанова Г.А.

                                           воспитатель

г. Хабаровск

    2016 г.

Тема:   Красная книга Хабаровского края.

Форма проведения: групповое внеклассное занятие.

Целевая аудитория:   обучающиеся, воспитанники 13-14 лет с нарушением слуха.

Цель Формирование  знаний   об  удивительном мире животных и растений. Формирование  у детей ответственного и доброго отношения  к природе  родного края.

 Задачи: 

Образовательные:

- формировать представление  о Красной  книге, познавательный интерес к природе Хабаровского края;

- расширять представления детей  о  растительном   и животном мире родного края.

Развивающие:   

- развивать учебно-информационные умения и навыки;

- развивать  коммуникативную культуру воспитанников; 

- развивать и обогащать словарный запас воспитанников, мышление, речь, слуховое внимание и память, сообразительность, наблюдательность;

- поддерживать у детей познавательный  интерес к природе родного края.

Воспитывающие: 

- воспитывать  любовь к Родине, гордость за свою малую Родину - Хабаровский край;

- способствовать сплочению детского коллектива;

- сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.

Оборудование и материал для проведения внеклассного занятия: интерактивная доска, карта Хабаровского края, таблички с речевым материалом, Красная Книга РФ, Красная книга Хабаровского края, презентация «Красная книга Хабаровского края».

Предварительная работа:  ознакомление с Красной книгой РФ, рассматривание иллюстраций о животных и растениях  Хабаровского края.

Словарь:  Красная Книга, заповедник.

Ход занятия:

1. Организация занятия.

Педагог: Ребята, сегодня мы поговорим о нашей малой Родине, о её природе.

2. Вступительная беседа.

Педагог: 

- Ребята, что вы видите у меня в руках? (книгу)

- А кто из вас знает, что такое Красная книга? (официальное издание, содержащее сведения об охраняемых видах животных, растений, рептилий, птиц).

- А почему она красного цвета? (ответы воспитанников)

- Правильно, красный цвет – цвет опасности!

Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе!

Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы?

- Вот так выглядит Красная книга Российской федерации (показ).

- Она информирует, какие виды животных и растений в опасности. Призывает изучать эти виды, предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных.

3. Основная часть.

Работа с презентацией 

Педагог: Дети скажите, как называется край, в котором мы с вами живем? (Хабаровский)

- Посмотрите на карту. Это же наш  родной Хабаровский край. Посмотрите, какой он большой! «Чудесный край».

-  Ребята, в нашем родном крае, очень много разных растений и животных. Давайте вспомним, какие растения растут в Хабаровском крае?  Какие звери  обитают в наших лесах? Птицы? Насекомые? Кто обитает в реках и озерах нашего края? А кто обитает в морях?     (ответы воспитанников)

- А вот и Красная книга Хабаровского края (показ). 

- О чём нам может рассказать эта книга? (книга содержит  сведения об охраняемых видах животных, растений, рептилий, птиц Хабаровского края).  

(слайд 1)

Педагог: Хабаровский край очень богат своим животным и растительным миром, и как бы это удивительно не звучало, а в Красную книгу Хабаровского края  внесено 167 видов растений и 127 видов животных. Сегодня на занятии мы познакомимся с самыми известными видами животных и растений Красной книги Хабаровского края.

                                                            (слайд 2)

Амурский тигр

Амурский тигр относится к наиболее крупным подвидам, шерсть гуще, чем у тигров, живущих в тёплых районах, а его окрас светлее.

Амурский леопард

В настоящее время леопард находится на грани вымирания. Это самый редкий из подвидов: в природе сохранилось не более 30-35 особей.

(слайд 3)

Амурский лесной кот

Амурский лесной кот - подвид бенгальской кошки. Немного крупнее домашней кошки. Длина его тела 75—90 см, хвоста — 35—37 см, вес 4—6 кг. Питается мышами, полёвками, белками, птицами.

(слайд 4)

Красный волк 

У красных волков пышная шерсть. Хвост такой красивый, что ему может позавидовать лиса. Эти волки  необыкновенно чутки и осторожны, их трудно увидеть в природе. Они быстро бегают, высоко прыгают, отлично плавают. Питаются баранами, козлами, оленями и другими  животными. Но едят и растительную пищу. Красного волка   не стоит путать с рыжим волком. Это довольно крупный зверь с длиной тела 76—110 см, хвоста — 45—50 см и массой 17—21 кг.                               (слайд 5)

Лебедь-кликун

У лебедя-кликуна снежно-белое оперение очень пышное, густое, с большим количеством нежного пуха. Тело вытянутое, шея равна по длине телу. Уздечка и основание клюва жёлтые или оранжевые, конец клюва чёрный. Ноги короткие, чёрные. Хвост округлый.  

                                                                           (слайд 6)

Дальневосточный аист 

Дальневосточный аист — птица из семейства аистовые, родственный белому аисту . На сегодняшний день популяция дальневосточного аиста насчитывает около 3000 особей.                              

                                                                           (слайд 7)

Дальневосточная черепаха

Обитает в неглубоких озёрах и водоёмах. В середине мая откладывает яйца, закапывая их в песок (в одной кладке от 3 до 48 яиц), а молодые черепашки появляются в сентябре- начале октября.

Численность дальневосточных черепах продолжает сокращения из-за разрушения кладок в результате сбора яиц человеком, уничтожения хищниками, загрязнения водоёмов и фактора  беспокойства.

                                                                          (слайд 8)

Рыбный филин

Относится к отряду совообразных. Рыбный филин находится на грани исчезновения. Охраняется в заповедниках Хабаровского края.

                                                                          (слайд 9)

Лотос Комарова

Лотос  Комарова– необычайно красивое водное растение.

Лотос – священное растение у представителей самых разных религий в странах Центральной и Юго-Восточной Азии. 

(слайд 10)

Сибирская сосна 

Сосна сибирская кедровая —вечнозелёное дерево, достигающее 35—44 м в высоту и 2 м в диаметре ствола. Максимальная продолжительность жизни — 500 (по некоторым данным 800—850) лет. Хвоя тёмная или ярко –зелёная, с голубоватым оттенком. Шишки крупные, с большое гусиное яйцо, созревают на второй год и опадают вместе с орешками.

                                                            (слайд 11)

Ландыш майский

Ландыш майский - лекарственное растение. Цветки ландыша очень нежные, похожи на маленькие колокольчики. У ландыша сильный, но очень приятный аромат.                                              

(слайд 12)

Женьшень

Женьшень называют «корнем жизни», ему приписывают способность исцелять от всех болезней и вселять жизнь в умирающего. Женьшень – редчайшее растение.      

                 

                                                                        (слайд 13)

Рододендрон

Рододендрон  сильно пахнущий кустарник, до 2 м. высотой. Цветы розовые, крупные. Цвести растение начинает в конце апреля. И тогда на фоне серого леса этот розовый куст привлекает к себе внимание людей, которые начинают обламывать цветы на букеты. Это лекарственное и почвоукрепляющие растение.

                                                                         (слайд 14)

Педагог:  Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных становится все меньше и меньше и в этом виноват человек.

Физ. минутка:
   
Мы шагаем, мы шагаем,
    Руки выше поднимаем.
    Голову не опускаем,
    Дышим ровно, глубоко.   (ходьба с подниманием рук).

    Вдруг мы видим у куста
    Выпал птенчик из гнезда.
    Тихо птенчика берём,
    И назад в гнездо кладём.  (наклоны, поднимаем руки вверх).
    Впереди из-за куста,
    Смотрит хитрая лиса.
    Мы лисицу обхитрим,
    На носочках побежим.

    На  полянку  мы  выходим     (наклоны с приседанием).

    Много  ягод  мы  находим.

    Голубика  так  видна!      

    Мы  едим  ее  с  куста.

Педагог: Ребята,  вы уже узнали, что некоторые растения и  животные  находятся под угрозой исчезновения, они занесены в Красную книгу.

Кроме Красной Книги люди придумали заповедники.

Что же  такое заповедник?

(слайд15)

Педагог:  В нашем Хабаровском крае есть 6 таких заповедников и один из них находится в нашем городе, называется  он  «Заповедник Комсомольский». Заповедник расположен на гористом левобережье Амура, в устье реки Горин, на территории Комсомольского района Хабаровского  края.

Педагог: А сейчас давайте поиграем  в игру  «Назови животное».

(слайд 16-23)

Педагог: Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (ответы детей).  

Педагог: Правильно, охранять природу нужно в любом месте. 

Педагог: Для чего нужна Красная книга?

  1. Информирует – какие виды животных и растений в опасности.
  2. Призывает – изучать эти виды.
  3. Предупреждает – об их исчезновении.
  4. Советует – как сохранить редкие виды растений и животных.

(слайд24)

Педагог: Переиздание Красной книги Хабаровского края  осуществляется по мере изменения экологической  ситуации в Хабаровском крае и поступления новых данных  об объектах  животного и растительного мира, но не реже одного раза в 10 лет.

(слайд25)

Педагог: Что надо делать, чтобы спасти исчезающие и редкие виды растений и животных?

  1. Бережно относиться ко всему живому.
  2. Соблюдать правила поведения в природе (не мусорить, не разорять гнёзда птиц, не ломать ветки, не поджигать траву, не рвать цветы).
  3. Заниматься посадкой леса.
  4. Запретить  охоту на редких животных.  

(слайд26)

Педагог: Правильно, ребята. Если все  будут бережно относиться к природе, тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных и для всех растений.

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

     На планете мы останемся одни»

(слайд27)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эколого - экономическая игра Доходное место по страницам Красной книги Алтайского края 8-11 класс

Тема: «Доходное место по страницам Красной  книги Алтайского края» Цель:            формирование экологической культуры школьнико...

Конспект урока экологии "Красная книга Алтайского края"

Урок знакомит  учащихся с редкими и исчезающими видами растений и животных Алтайского края, с понятийным аппаратом по теме “Красная книга” на региональном компоненте....

Презентация к конспекту группового внеклассного занятия "Красная книга Хабаровского края" для обучающихся, воспитанников 13-14 лет с нарушением слуха.

В презентации даны сведения о самых известных видах животных и растений занесённых в Красную книгу Хабаровского края. Воспитанники  закрепят понятие слова - заповедник,  для чего нужна Красн...

Презентация по теме: "Красная книга Приморского края. Рыбы"

Презентация о краснокнижных рыбах Приморского края. Дополнительный учебный материал (региональный компонент по теме: "Надкласс рыбы")....

Конспект занятия в группе продлённого дня для обучающихся с ОВЗ (нарушением слуха) на тему: "Дидактическая игра: Путешествие по сказке "Теремок" (2 класс).

   Занятие «Путешествие по сказке “Теремок”» построено в форме дидактической игры с использованием деятельностного метода, здоровьесберегающего компонента и ИК...

Тема урока: Красная книга Краснодарского края. 7 класс

Цели и задачи урока:Образовательные: расширить представления о растениях и животных, занесенных в Красную книгу; уметь применять полученные знания о взаимосвязях в природе в рассуждениях и умозаключен...