Применение элементов Су – Джок терапии в коррекции тяжёлых нарушений речи у детей
статья на тему

Балова Ольга Ивановна

В статье говорится о методах и приёмах использования нетрадиционной методики "Су-Джок" терапии в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_opyta_raboty.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы учителя – логопеда первой квалификационной категории

Баловой О.И.

«Применение элементов Су – Джок терапии в коррекции тяжёлых нарушений речи у детей»

Важнейшим условием полноценного развития ребёнка является правильная речь. Имея развитую, грамотную речь, ребёнок легко общается со сверстниками и взрослыми. Возрастают его возможности в познании окружающего мира, совершенствуется умственное и психофизическое развитие. Но не все дети являются обладателями такой речи. 

Работая много лет на логопедической группе для детей с  ОНР, мы пришли к выводу, что за последнее десятилетие увеличилось количество детей  с тяжёлыми нарушениями речи. Изменился и сам характер речевых патологий. Часто он имеет комбинированную форму. У детей с речевыми нарушениями отстаёт и развитие высших психических функций: снижен объём памяти, устойчивость и концентрация внимания, эмоционально – волевая сфера, состояние общей и мелкой моторики. Движения детей с общим недоразвитием речи отличаются неловкостью, плохой координацией, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью.

В начале года в нашу группу приходят дети, большинство которых не владеют тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Для них оказываются трудными многие упражнения: (не  правильно берут ручку и карандаш, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.) Пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены.

О тесной связи пальцевой моторики и речевой функции говорили многие учёные. Доказано, что если движения пальцев соответствует возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстаёт, то и речь не соответствует возрастным нормам.

Многие исследователи говорили о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступивших от пальцев рук.

О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский.  Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга.  Нервные импульсы от пальцев рук, идущие в кору головного мозга,“тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

 Развивая мелкую моторику, мы тем самым активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления. Недаром  немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом.

Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Развитие мелкой моторики предшествует появлению артикуляции слогов.

Применяя в  работе с детьми с ТНР  традиционные  коррекционные методы и приёмы, мы пришли к выводу, что для достижения положительных  результатов этого не достаточно. Процесс обучения ребёнка с речевыми нарушениями требует длительного времени. Поэтому возникает необходимость в комплексном  преодолении  ТНР, наряду с традиционными методами и приёмами использовать нетрадиционные технологии, которые оказывают дополнительное стимулирование  речевых зон коры головного мозга.

 На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно  много ( игро-, кукло-, сказко-,  песко-,воскотерапия),но мне хочется остановиться на одном из них – это Су – Джок терапия.

В своей работе мы используем эту методику несколько лет  и считаем её наиболее  целесообразной, эффективной и доступной в коррекции речи детей с ТНР.

Основателем Су – Джок терапии является профессор сеульского национального университета Пак Чже Ву. В переводе с корейского «Су» - кисть, «Джок» - стопа.

В основе метода Су -Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом.

И кисти, и стопы  являются, по мнению самого автора системы Су-Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, «как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела». На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Определив нужные точки в системах можно развивать и речевую сферу ребёнка.

Основными средствами Су – Джок терапии, которые мы используем в своей работе являются:  массажный шарик – Су – Джок, два металлических кольца, а так же массажный «чудо – валик» - для массажа стопы.

Основным методом Су-Джок терапии является массаж, который  позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга.

Массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, по пальчикам, по тыльной стороне ладони, дети массируют мышцы рук.

Массаж пальцев эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо надевается  на палец и проводится  массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

• Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется с помощью «чудо – валика, а также во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами, пробками.

 Направления  работы с использованием массажёра Су-Джок разнообразны и применяются в нашей работе при:

- Выполнении пальчиковой гимнастики; проговаривание текста с одновременными движениями массажным шариком или кольцом. Например, упражнение: «Мальчик – пальчик, где ты был?»

- Развитии фонематического восприятия; «Синий шар кати, согласный звук мне назови»

- Выполнении дыхательных и голосовых упражнений; «Звуки гласные поём с красным шариком вдвоём».  Ребёнок на выдохе пропевает гласные звуки, одновременно прокатывая шарик по звуковым волнам.

- Автоматизации и дифференциации звуков; «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) повтори». Проговаривание различных стишков, чистоговорок, насыщенных автоматизируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами.

- Развитии  лексико-грамматических категорий (совершенствовании навыков употребления предлогов); «Шар лови, пять овощей назови», «Расскажи, где шарик».

- Выполнении звукобуквенного  анализа слов; «Шар лови и шар бросай из звуков слово составляй»: называем ребёнку звуки: Р, А, К и катим шарик. Ребёнок ловит шарик, называет слово и прокатывает шарик обратно.

- Развитии слоговой структуры слов: «Сожми шарик столько раз, сколько слогов в слове».

-  Развитии связной речи; «Шарик по руке катай – предложения составляй» - дети составляют предложения по своим картинкам, одновременно выполняя движения шариком.

- Развитии  психических процессов, пространственной ориентации.

«Пружинку по пальчику катай – какой картинки не стало  - называй».

«Глазки закрывай, на каком пальце колечко – отгадай».

С помощью массажного валика выполняем такие упражнения:

«Чудо – валик прокати – слова на слоги раздели» - дети прокатывают валик столько раз, сколько слогов в слове.

- при автоматизации звуков – проговариваем стихи и выполняем движения валиком:

Дождик, дождик – кап да кап (дети нажимают ступнёй на валик)

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять (прокатывают валик вперёд –назад)

Мы промочим ножки.

Таким образом,  в своей практической деятельности мы отмечаем, что сочетание основных коррекционных направлений с разнообразными играми с Су – Джок массажёрами,  способствует не только активизации речевой деятельности детей, но и  повышает  их физическую и умственную работоспособность.

Список литературы:

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : КАРО, 2003.

3. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38

4. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. - Литера, 2008 – С. 32. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.

5.Панина Н.А. Су – Джок терапия  - М.:РИПОЛ классик,2013.

6.Чернякова  В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4 – 7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005.

7. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. М.:АРКТИ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дисграфии у учащихся с общим недоразвитием речи III уровня в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данная презентация содержит все необходимые теоритические и практические материалы, необходимые при работе с детьми, страдающими дисграфией.Коррекцию дисграфии у учащихся с общим недоразви...

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей.

Памятка для воспитателей по приминению Су-Джок терапии в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук....

Использование метода Су-Джок терапии в коррекции речевых нарушений

Теория и опыт использования метода Су-Джок терапии...

"Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей"

МАтериал будет полезен специалистам, воспитателям, родителям...

Использование Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок тера...

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться. Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться.  Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в к...

Буклет «Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей»

Хочу познакомить вас с приемом который использую в работе с детьми это - Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Она обеспечивает развитие познавательной,...