Методическая разработка урока "Глагол. Основные грамматические категории."
методическая разработка (7 класс) на тему

Протасова Татьяна Юрьевна

Урок письма в 7 классе корреционной школы VIII вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : «Глагол. Основные грамматические категории.»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма урока: групповая

Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Глагол».

 Задачи урока: 

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о грамматических категориях глагола

- развивать умения употреблять глаголы в речи;

- совершенствовать навыки правописания глаголов.

Коррекционные:

- корригировать познавательную деятельность на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении, обобщении, установлении причинно-следственных связей;

- корригировать память на основе упражнений на запоминание, припоминание, воспроизведение;

- корригировать связную устную речь;

Воспитательные:

-повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;

-воспитывать любовь к родному языку;

-воспитывать любознательность, интерес к учёбе

Планируемые результаты  урока:

(УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ-УУД):

ЛИЧНОСТНЫЕ:

-развитие доброжелательности , доверия и внимательности к людям,

-сформированность  учебных мотивов,

-интерес к способу решения и общему способу действия

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

-структурирование знаний,

- -понимание общих  признаков глагола,

-синтез целого из частей,

-выдвижение гипотез и их обоснование

 РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

-выделение и осознание учащимися того , что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

-планирование  работы  в группе,

-оценивание своей  работы на уроке

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества,

-умение слушать собеседника,

-учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Оборудование: учебник русского языка 7 класс, демонстрационный картинный материал, карточки для групповой и индивидуальной работы, экран,

1.Мобилизация внимания.

       Прозвенел уже звонок,

       Мы начнем сейчас урок.

       Но вначале улыбнемся,

       Поприветствуем гостей.

                  Все готовы?

                                            В класс пришел, не хмурь лица,

                                            Будь веселым до конца,

                                            Не стесняйся, не ломайся,

                                            Всем законам подчиняйся.

                  Начинаем наш урок.

П. Оргмомент: сядет тот, кто назовет предмет и подберет к нему глагол. (Учитель показывает картинку, ученик называет изображенный на картинке предмет и глагол к нему)

Ш. Блицопрос.

  • Глагол – это часть речи или часть слова?
  • Что обозначает глагол?
  • Какие части речи вы еще знаете?
  • Назовите служебные части речи.
  • Что обозначает существительное?
  • На какие вопросы отвечает прилагательное?
  • Какую часть речи заменяет местоимение?
  • На какой вопрос отвечает глагол?
  • Что такое неопределенная форма глагола?
  • Как изменяется глагол?
  • Что обозначает частица не?
  • Как она пишется с глаголами?
  • Как определить лицо глагола?
  • Сколько времен у глагола? Назовите их.
  • Что такое спряжение глагола?
  • Назовите виды глагола.
  • На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида? несовершенного вида?
  • Дайте определение глаголу.

!У.          Сядьте прямо, не стесняйтесь,

               За работу принимайтесь.

    - Запишем дату урока. (открывается слайд с датой урока, запись в тетрадях)

У. Сообщение темы урока.

                Интересная часть речи

                В русском языке живет,

                Кто что делает?

                Обо всем расскажет нам         (глагол)

- Итак, тема нашего урока: ГЛАГОЛ.         (открывается слайд «глагол»)

У1. Образование глагола (устно).

- Я называю слово, а вы от него образуйте глагол в Н.Ф.

- На какой вопрос отвечают глаголы в Н.Ф.?

Внимание!        Звук       -  звучать

                          Крик      -  кричать

                         Знание    -  знать

                         Радость -  радоваться   (проверка правильности ответов детей сверяется с экраном)

УП. Эстафета. «Кто быстрее и правильнее» (на доске 2 листа с закрытым текстом)

- Работаем в командах: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда.

- поочередно по 1 человеку выходим к доске и выполняем задание,

- определитесь в команде, кто будет писать слово, а кто выделять окончание.

Задание: глаголы в Н.Ф. преобразовать в глаголы 3 лица мн.ч.

(работа детей)

Проверяем: (экран)      сушить   -   сушат                          гасить         -  гасят

                                       вязать    -   вяжут                           тянуть        -  тянут

                                       пахать    -   пашут                           рубить       -  рубят

УШ. Определение части речи.

- Я читаю предложение, в котором 2 слова одинаково произносятся, но являются разными частями речи. Ваша задача определить, где существительное, а где глагол.

▬ Затопила баба печь, чтобы пироги печь.

▬ Снежное покрывало всю землю покрывало.

▬ Ведро дало течь, и вода стала течь.                  (ответы детей с объяснением своего выбора)

1Х.Найди противоположность.

- как называются слова с противоположным значением?     (антонимы)

- Внимание на экран (появляются слова)

- Задание: к данным словам подберите антонимы.

               говоришь   -   молчишь

              плачешь      -   смеешься

              отдыхаешь-   работаешь

              ругаешь      -   хвалишь              ( пошаговая проверка ответов на экране)

- Что можно сказать о всех этих глаголах?   (все глаголы 2л., ед.ч.)

- Какое окончание у глаголов 2 л.,ед.ч.?        (-ешь, -ишь).

Х. «Проверь себя». (работа с индивидуальными карточками).

- Вам даны существительные и глаголы в Н.Ф.  

Задание: от глаголов Н.Ф. образовать глаголы 1 л., мн.ч.

- На какой вопрос отвечают глаголы 1 л., мн.ч.?

(работа детей, проверка пошаговая на экране)

Ножом           краской              сеялкой        щеткой         лопатой            веялкой

     ↓                       ↓                         ↓                  ↓                     ↓                        ↓

Режем            красим                сеем             чистим         копаем              веем

Х1. Гимнастика для глаз. (По зрительному тренажеру, на экране)

ХП.Замени выражение.

- Возьмите карточку №148.

- Прочитайте задание.

- Прочитайте образец.

- Выполняем работу в парах.   (самостоятельная работа детей в паре)

Проверка (см. экран):       сидеть сложа руки              -   не работать

                                            пропустить мимо ушей     -   не слушать

                                            не смыкать глаз                  -   не спать

                                            не повышать голос             -   не кричать

                                            не задирать нос                   -   не зазанаваться

ХШ.Спряжение глагола.

-Возьмите карточку №237. Прочитайте задание.

- Работаем по вариантам: 1вариант изменяет глагол спать, 2 вариант – петь.

(самостоятельная работа детей).

- Взаимопроверка.

- Подведение итогов: кто выполнил без ошибок?

Х1У. «Найди ошибку»

(открыть экран)

- Перед вами глаголы. Где допущена ошибка? ( прыгать, говоришь, спою, печатаем)

ХУ. Измени глагол.

- Внимание на экран. На какой вопрос отвечают эти глаголы?     (что делать?)

- Задание: ваша задача изменить глагол так, чтобы он отвечал на вопрос что сделать?

           кричать   →    закричать

           беречь     →    сберечь

           мести      →    подмести

- Что изменилось в написании глаголов?

- Итак, чтобы изменить вид глагола, что нужно сделать?      (подобрать приставку)

ХУ. Динамическая пауза.

ХУ1. «Угадай-ка». (работа с ребусом).            –Какое слово зашифровао?

СеА5                 (сверкать)

ХУП. Работ с учебником.        (с. 230, упр. 304)     «4-ый лишний»

( читаем строчку слов, находим «лишнее», объясняем свой выбор).

ХУШ. Работа с предложенением.

- Придумайте простое нераспространенное предложение. (ответы детей, одно из предложений записывается на доске и в тетрадях).

- разберите его по членам предложения.

- чем в предложении является глагол?

Х1Х.Грамматический разбор глагола.  (светит, приду). (работа детей у доски, коллективная работа).

ХХ. Определение спряжения глагола.

- Мы выполнили много различных заданий. Сейчас проверим работу вашего сердца, т.е. начертим «кардиограмму».

- Возьмите таблицу с графиком: по горизонтальной оси находятся цифры, они соответствуют слову по порядку, по вертикальной оси указано спряжение.

- Задание: я читаю слово, а вы определяете спряжение и ставите точку на графике.

- Внимание! Работаем: смотрит, строит, едем, думает, красит, бегаешь, чертит, сияет, ругает, зеленеет.

- Соедините точки прямой ломаной линией.

- У вас получится график работы вашего сердца.     (проверка графика на экране).

ХХ1.Домашнее задание. Работа с кроссвордом.   ( разобрать 2 -3 слова, дальнейшее заполнение кроссворда – домашнее задание.)

ХХП.Итог урока. Оценки.

Вот к концу подходит наш урок,

и чтоб его закончить,

надо подвести итог.

  • О какой части речи говорили на уроке?
  • Дайте определение глаголу.
  • Что такое Н.Ф.глагола?
  • Назовите изменяемые грамматические категории глагола.
  • Какие постоянные признаки глагола знаете?

- Теперь я предлагаю каждому оценить свои знания:

- Кто считает , что он работал на «5»?     на «4»?

- тем, кто считает, что усвоил материал слабо и испытывает трудности при выполнении заданий, нужно побольше заниматься.

ХХШ.Рефлексия.

- Интересно ли вам было на уроке?

- С каким настроением вы работали?

- Какое задание вам показалось трудным?

- С каким заданием справились легко, быстро, верно?

- Покажите ваше настроение в течение урока.  (смайлики)

- Мне тоже было приятно с вами работать. На следующих уроках мы продолжим узнавать много интересного о глаголе.

               Спасибо всем вам за урок,

               Надеюсь, что пойдет он впрок.              (слайд на экране «Спасибо»)

28 апреля 2016 г.

Урок дан в 7б классе для учителей школ республики в рамках Республиканского семинара «Современные коррекционно-развивающие технологии обучения, воспитания и социализации детей с умственной отсталостью в условиях внедрения ФГОС ОВЗ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка выступления "Основные принципы художественного воспитания детей"

Успех художественного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается тем, что ребенок чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, я...

"Основные грамматические категории имени существительного"

Урок-закрепление изученного материала в 9 классе коррекционной школы VIII вида...

Методическая разработка урока формирования грамматических навыков по теме "Степени сравнения прилагательных"

Урок  формирования грамматических навыков по теме «Степени сравнения прилагательных»...

Методическая разработка Интерактивный тренажёр "Грамматическая ярмарка"

Методическая разработка "Грамматическая ярмарка" является универсальным ЭОР для закрепления ЛГМ на уроках иностранного языка...

Методическая разработка урока " Основная тематика и нравственная проблематика рассказа Л.Андреева "Петька на даче"

Урок позволяет не только познакомить учащихся с жизнью Леонида Андреева( заочная экскурсия), но  поработать над запоминанием изобразительно-выразительных средств( работа в группах)...

Методические разработки уроков по теме "Категория состояния". (7 класс)

Материал представляет собой разработки трёх уроков русского языка по теме "Категория состояния" в 7 классе....