авторская методика "Говорун"
методическая разработка по теме

Вознюк Елена Владиировна

Аннотация

В статье представлено описание авторской методики «Говорун», направленной на развитие речи и формирование коммуникативных навыков у детей с РАС и тяжёлыми речевыми нарушениями. Методика создана на основе последних зарубежных исследований в области обучения и развития детей с РАС, нарушениями интеллекта и речевыми патологиями. Она является уникальной авторской разработкой в области обучения данной категории детей. В течение 2014-2016 годов методика «Говорун» была апробирована на базе ГППЦ (ТО «Зеленоградское») в условиях занятий с детьми, имеющими диагнозы РАС, атипичный аутизм, алалия, а также ОНР – I, II степени.

В результате проведённых занятий по данной программе у всех детей была выявлена положительная динамика в развитии речи и коммуникации. Как показала итоговая диагностика, у каждого ребёнка отмечен высокий скачок, как в речевом развитии, так и в развитии познавательной деятельности, мышления, коммуникативных навыков.

Методика предназначена для специалистов - логопедов, дефектологов, тьюторов, а также педагогов и родителей детей с РАС и тяжелыми речевыми нарушениями.

Ключевые слова:

Обучение, развитие, коммуникация, РАС, речевые нарушения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voznyuk_e.v._metodika_govorun_dlya_sayta.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Говорун»

 Авторская методика по формированию и развитию речи у детей с РАС, а также с тяжелыми речевыми нарушениями 

Вознюк Елена Владимировна

г. Москва, ГБУ ГППЦ учитель-дефектолог

Аннотация

В статье представлено описание авторской методики «Говорун», направленной на развитие речи и формирование коммуникативных навыков у детей с РАС и тяжёлыми речевыми нарушениями. Методика создана на основе последних зарубежных исследований в области обучения и развития детей с РАС, нарушениями интеллекта и речевыми патологиями. Она является уникальной авторской разработкой в области обучения данной категории детей. В течение 2014-2016 годов методика «Говорун» была апробирована на базе ГППЦ (ТО «Зеленоградское») в условиях занятий с детьми, имеющими диагнозы РАС, атипичный аутизм, алалия, а также ОНР – I, II степени.

В результате проведённых занятий по данной программе у всех детей была выявлена положительная динамика в развитии речи и коммуникации. Как показала итоговая диагностика, у каждого ребёнка отмечен высокий скачок, как в речевом развитии, так и в развитии познавательной деятельности, мышления, коммуникативных навыков.

Методика предназначена для специалистов - логопедов, дефектологов, тьюторов, а также педагогов и родителей детей с РАС и тяжелыми речевыми нарушениями.

Ключевые слова:

Обучение, развитие, коммуникация, РАС, речевые нарушения

 «Говорун. От слова к общению»

Вознюк Е.В., ГБУ ГППЦ, Россия, г. Москва (Voznyuk E.V., the city
psychologist  teacher center, Russia, Moscow)

В нашей стране в дошкольном образовании существуют единые рекомендованные программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста в детском саду. Они чётко отражают содержание и методику работы воспитателя с детьми. То же самое мы можем увидеть и на последующих этапах обучения (начальная и средняя школа).

Но не все дети могут освоить общеобразовательную программу в силу своих особенностей в развитии. В частности, большие трудности возникают у детей с РАС, а также у учащихся с тяжелыми речевыми нарушениями (сенсорная и моторная алалия, ОНР и др.).

Работая дефектологом в ГППЦ, я столкнулась с проблемой отсутствия отечественных универсальных комплексных программ по коррекции и развитию данной категории детей и поставила перед собой задачу изучения вышеописанной проблемы и создания универсальной методики развития речи и формирования навыков коммуникации у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

В чем же заключается технология работы по методике «Говорун»? В процессе занятий с детьми с РАС и тяжелыми речевыми патологиями было отмечено, что компенсация нарушений у таких детей наиболее результативна при опоре на визуализацию. Также для детей крайне важны последовательность, стабильность и четкость структурирования каждого этапа занятия.

Работа по методике «Говорун»  основана на принципе последовательного наращивания фразы в речи ребенка (принципы последовательности и концентричности) и опирается на структуру грамматического строя речи в русском языке. Для этого используется визуализация схемы построения фразы в устной речи на основе символов и картинок. Основная технология работы по данной методике - считывание ребенком предложений по картинкам-символам, и затем – составление схем-предложений самостоятельно с последующим считыванием.

Опора на четкую схему построения каждой фразы, а также поэтапное наращивание количества слов в предложении позволяют ребенку с тяжелыми речевым нарушениями освоить схему построения фразы и запомнить лексико-грамматические формы при согласовании слов между собой. Опора на визуальное подкрепление устной речи картинками и символами помогает детям зрительно запомнить схему построения предложений и затем использовать её в самостоятельной речи.

Преемственность

При подготовке данной программы было изучено большое количество программ, методик и исследований по коррекции, развитию и обучению детей с РАС и тяжелыми речевыми патологиями. По рассматриваемой проблеме можно выделить следующие материалы:

1. Роберт Шрамм: Детский аутизм и АВА. ABA: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения

2. Глен Доман, «Что делать, если у Вашего ребенка повреждение мозга».

3. М. Монтессори "Ребенок в семье"

Изучение зарубежных исследований и их методик по данной проблеме,  таких как АВА терапия1, методика Монтессори3 и другие, показало, что все эти программы направлены, в первую очередь, на поведенческую коррекцию и социализацию, что, безусловно, первостепенно для детей с РАС. Но, к сожалению, в данных программах уделяется мало внимания технологиям формирования и развития речи. Поэтому мной была поставлена задача - создать универсальную программу по развитию речи и формированию навыков коммуникации  у детей с РАС, а также с сенсорной и моторной алалией.

Ознакомившись с трудами Глена Домана2, а также, литературой по нестандартным приемам развития речи, я приступила к работе, в процессе которой проводила как теоретические, так и практические исследования в  процессе коррекционно-развивающих занятий в ГППЦ.

В течение 2014-2015 г. мной была апробирована разработанная методика  формирования и развития речи «Говорун» в условиях занятий с детьми, имеющими диагнозы РДА, атипичный аутизм, алалия, а также ОНР – I, II степени.

В результате работы с детьми по данной программе у всех детей была выявлена положительная динамика в развитии речи и коммуникации (15 детей с тяжелыми речевыми нарушениями, см. таблицы №1,2,3).

Как показала итоговая диагностика, у каждого ребёнка отмечен высокий скачок, как в речевом развитии, так и в развитии познавательной деятельности, мышления, коммуникативных навыков.

Также была организована контрольная группа, в которой участвовали 15 детей с речевыми нарушениями, и которые обучались по другим коррекционно-развивающим программам. По результатам сравнительного анализа данных итоговой диагностики контрольной и экспериментальной групп, была доказана эффективность программы «Говорун» (см. диаграмма № 3).

Обучение по программе «Говорун» в экспериментальной группе прошли 15 детей с тяжелыми речевыми и поведенческими нарушениями.

Оценка достигнутых результатов (в качественном выражении) проводится в соответствии с критериями, указанными в таблице:

Таблица №1

Минимальные изменения

Изменения среднего уровня

Изменения высокого уровня

Освоение ребенком  1 уровня программы.

Освоение ребенком 5 уровней программы.

Освоение всех уровней программы, включая «дополнительный уровень» (самостоятельная речь без вспомогательного стимульного материала).

Умеет составлять фразу и простое предложение при помощи карточек стимульного материала, но озвучивает лишь отдельные слова, либо не озвучивает вовсе.

Может составлять распространенные предложения по сюжетной картине при помощи карточек стимульного материала, и «считывать» их.

Может составлять сюжетный рассказ при помощи карточек стимульного материала, и «считывать» его.

Может отвечать на простые вопросы.

Самостоятельно задает и отвечает на вопросы при помощи вспомогательного материала.

Самостоятельно задает и отвечает на вопросы без помощи вспомогательного материала.

Способен общаться только при помощи вспомогательного стимульного  материала и жестов.

Способен общаться при незначительной помощи стимульного материала.

Способен общаться без помощи вспомогательного материала.

По результатам итогового анализа, были получены следующие данные, подтверждающие эффективность программы:

Таблица №2

Обучающиеся

Первичная диагностика

Итоговая диагностика

Клим С.

уровень 0

уровень 5

Саша Ш.

уровень 0

уровень 5

Ярослав А.

уровень 0

уровень 5

Софья Н.

уровень 0-1

уровень 5-6

Ангелина Я.

уровень 1

уровень 5

Артем Ш.

уровень 1

уровень 5

Даниил М.

уровень 1

уровень 5-6

Денис А.

уровень 1

уровень 6-7

Дима Ц.

уровень 1

уровень 7

Илья К.

уровень 1

уровень 7

Илья Л.

уровень 1

уровень 6-7

Кира Т.

Уровень 1

уровень 7

Лиза Ш.

уровень 1

уровень 7

Максим К.

уровень 1

уровень 6-7

Ярослав С.

уровень 1

 уровень 7

Сформированность представлений об окружающем мире,

ФЭМП, навыков коммуникации

Таблица №3

Обучающиеся

Первичная диагностика

Итоговая диагностика

Ангелина Я.

0

1

Илья Л.

0

2

Кира Т.

0

3

Клим С.

0

2

Лиза Ш.

0

1

Саша Ш.

0

2

Ярослав А.

0

1

Артем Ш.

1

2

Даниил М.

1

2

Денис А.

2

3

Дима Ц.

1

3

Илья К.

1

3

Максим К.

1

2

Софья Н.

1

2

Ярослав С.

2

3

Оценка результатов:

0 баллов - навык практически отсутствует;  

1 балл - низкий уровень развития;

2 балла – уровень развития несколько  ниже возрастной нормы;

3 балла – уровень развития в пределах возрастной нормы.

Экспериментальная группа

Диаграмма №1

Диаграмма №2

Сравнительный анализ итоговой диагностики

в контрольной и экспериментальной группах

Диаграмма 3

Уровень развития речевых и коммуникативных навыков

Положительная динамика была отмечена и родителями детей, с которыми проводились занятия по данной программе. В качестве примера приведу некоторые отзывы родителей детей, участвовавших в эксперименте по апробированию программы:

Мама Ярослава А.

Я, Антонова Наталья Евгеньевна, мама Антонова Ярослава Антоновича. Нам 4 года и 4 месяца. Наш диагноз - сенсорная алалия. Когда мы только пришли в центр, у нас толком никакой речи не было. Повторял слова не полностью, по слогам мог повторить вместе со мной или папой стихи, но мы его понимали. Благодаря специалисту Зеленоградского Центра психолого-медико-социального сопровождения Вознюк Елене Владимировне, можем похвастаться сегодняшними результатами. Мы занимаемся в центре полгода, за это время Ярослав добился хороших результатов. У него появилась внятная и понятная речь. Может ответить «да» или «нет», на поставленный ему вопрос: - Хочешь пить? Хочешь это съесть? И тому подобные вопросы, смотря по ситуации. Стал говорить: «дай», «привет», «пока», «до свидания». Стал узнавать и называть животных, птиц, предметы в книгах и в жизни. Начал проявлять интерес к играм с детьми, правда, совсем на короткий период, но все же - уже достижение. По методике Елены Владимировны может читать некоторые слова. Знает устный счет до 5 и сам может сосчитать до 10. Различает цвета и оттенки. И это еще не все успехи нашего мальчика!

Мама Илюши Л.

До занятий с Еленой Владимировной у сына была сильная эхолалия, иногда казалось, что он не понимает обращенной к нему речи, не слышит вопроса, хотя со слухом у него было всё в порядке. Он был очень неусидчивый, постоянно отвлекался, мог встать и убежать из-за стола к другим более привлекательным для него предметам. Ранние попытки заниматься с Ильей дома были довольно бессистемными.  Благодаря Елене Владимировне, у нас появилась четкая система и структура наших с Ильей занятий. Сначала Илье, конечно, было тяжеловато концентрироваться по полчаса на занятии. Но дома он с удовольствием занимался по материалам, которые нам выдавала Елена Владимировна. Со временем усидчивость и способность удерживать внимание у Ильи возросли. В ходе занятий речь Ильи улучшилась, эхолалия уменьшилась, он научился отвечать на вопросы словами «Да» и «Нет», отвечать на вопрос «Как дела?», наконец, он сам начал задавать нам вопросы! Расширились и его познания об окружающем мире, он научился обобщать предметы, сравнивать их друг с другом, появились у него и навыки счета, сложения, вычитания. Эти достижения Ильи, без сомнения, очень радуют всю нашу семью! Мы очень благодарны Елене Владимировне за такой большой вклад в нашего мальчика, за её высокий профессионализм, осведомлённость во всех современных методиках работы с детками, имеющими серьёзные нарушения развития!

Педагогическая целесообразность используемых методов работы с детьми по данной программе и подбора её содержательной части заключается в том, что стимулирование, формирование и развитие речи осуществляется при помощи символьной системы, специально подобранных изображений и пиктограмм. Даже не говорящий и не читающий ребенок при помощи специального методического пособия способен получить навыки общения и коммуникации, которые в дальнейшем выводятся в самостоятельную речь с опорой на визуализацию, и затем происходит переход к непосредственному общению.

Программа занятий состоит их 7 уровней, по четыре этапа на каждом (система «4-х этапов»).

В методике представлены блоки карточек с картинками и символами-пиктограммами по следующим категориям:

- одушевленные и неодушевленные имена существительные (на I-III уровнях выступают только как подлежащие, затем будут использоваться и как второстепенные члены, такие как дополнение и обстоятельство);

- блок карточек глаголов-символов (каждый глагол представлен легко запоминающимся символом-действием);

- карточки-определения (4 цвета, символы «большой - маленький», «геометрические формы», числительные 1 и 2, стрелка «направление»).

Также в приложении представлены некоторые типы карточек для «глобального чтения» (основанные на работе Г. Домана), включающие в себя указательные местоимения, союзы «и», «а», отрицательную частицу «но».

  Данная программа продолжает апробацию и адаптацию в условиях Городского психолого-педагогического центра в ТО "Зеленоградское". Составлен и планируется выпуск методического пособия по работе с детьми с РАС и тяжелыми речевыми нарушениями,  на основе данной программы.

                        Удачи в работе по программе «Говорун!»

Автор: Вознюк  Е.В.

zobern3@mail.ru

8926-073-62-57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература для педагогов:

1. Роберт Шрамм: Детский аутизм и АВА. ABA: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения.

2. Глен Доман, «Что делать, если у Вашего ребенка повреждение мозга».

3. М. Монтессори "Ребенок в семье".

Дополнительная литература:

  1. Солдатенкова Е.Н. Преодоление коммуникативного барьера как одно из условий включения детей с РАС в образование // Российский научный журнал. - № 6(49), 2015. С. 219-230.
  2. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по физике.7-9 класс.Авторская программа А.В.Грачёва,В.А.Погожева,А.В.Селиверстова

Учебник нового поколения авт. А.В. Грачев, В.А. Погожев и др. находится в перечне Допущенных учебников Министерством образования . Я участвовала в Федеральном эксперименте по апробации этого учебника ...

Авторская программа "Мир компьютерной графики"

Данная программа кружковых занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с ...

Авторская программа кружка "Эколог и Я"

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...

Авторская методика Пак Лидии Петровны "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей"

Учебно-методическое пособие "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей", автором которой является преподаватель Ногинской детской художественной школы (г. Ногинск М...

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии,воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня"

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии - 9 лет, воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня" МКОУ ДОД Дом детского творчества г. Кушва, Свердловской области.Эта пе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ Мурадхановой (Султановой) Гулизат Меджидовны

     Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ  Мурадхановой (Султановой) Гулиза...