Адаптированная рабочая программа начального общего образования для учащихся с нарушением интеллекта
рабочая программа по теме

Гурьянова (Смолякова)  Анна Сергеевна

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa_razvitie_rechi.docx36.25 КБ
Файл programma_matematika.docx38.04 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи

Пояснительная записка

Уровень программы – адаптированный.

  Адаптированная  рабочая программа по предмету «Развитие  речи»  составлена   на основе авторской программы В.В.Воронковой  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир)», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и  частично реализует Федеральный государственный стандарт начального общего образования по окружающему миру, утвержденный приказом Министерства и науки РФ от 06.10.2009г.№ 373.

Перечень нормативных документов

1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2008 г.;

2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования по окружающему миру  (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373);

3.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Общая характеристика и ценностные ориентиры учебного предмета

    Курс  данного учебного предмета ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения, на выявление и понимание причинно-следственных связей и закономерностей  в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников. Занятия по учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

Цель:

  • формирование целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представлений о человеке, видах его деятельности и взаимоотношений с природой.

Задачи:        

  • формировать первоначальные представления о себе и о ближайшем социальном окружении;
  •  формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, городу, в котором проживают, к России, её природе и культуре;
  •   формировать представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека;
  •  формировать заботливое и бережное отношение к растениям и животным, умение ухаживать за ними;
  •  формировать умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.);
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;
  • умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий;
  •  формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и вразличных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  •  формировать и расширять словарный запас, развивать речь;
  •  создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании в повседневной жизни.

Основные направления коррекционной работы:

1. Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря;

2. Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся;

3. Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму;

4.  Формировать временные, пространственные  представления;

5. Развитие самостоятельности, аккуратности;

6.Развитие памяти, внимания, мышления;

7.Коррекция нарушений в развитии эмоционально- личностной сферы;

8.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Сведения о количестве учебных часов.

Рабочая программа рассчитана  2 часа в неделю.

Место учебного предмета в учебном плане

Класс

1

2

3

4

Количество часов

66

68

68

68

Итого

270

Личностные универсальные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,  занятиями, как одноклассника, друга;
  •  интерес к учебному материалу;
  •  целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частью;
  •  представление о причинах успеха в учёбе;
  •  самостоятельность в выполнении учебных заданий;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения  с разрешения учителя;
  •  адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • организовывать рабочее место;
  •  принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  •  активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

Познавательные универсальные учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  •  делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • читать, писать;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдатьи делать выводыс помощью учителя;
  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарноесхематическое изображение, таблицу);

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • принимать участие в работе парами и группами;
  •  понимать необходимость использования правил вежливости;
  •  использовать простые речевые средства;
  •  контролировать свои действия в классе;
  •  понимать задаваемые вопросы;
  •  обращаться за помощью и принимать помощь;
  •  доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

Предметные результаты освоения основной образовательной программы:

  • узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях, в натуральном виде в естественных условиях;
  •  иметь представления о назначении объектов изучения, о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
  •  знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;
  •  знать основные правила личной гигиены;
  •  иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
  •  выполнять здания под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога;
  •  знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться);
  •  владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);
  •  владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.);
  •  выполнять работы по уходу за жилищем;
  •  ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц, живущих около школы;
  •  составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
  •  адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
  • адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации;
  • соблюдать правила дорожного движения.

Планируемые результаты изучения учебного предмета:

 Учащиеся за 1 класс научатся:

  • называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
  •  участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
  • составлять простые нераспространенные предложения;
  •  распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.

Учащиеся за 2 класс научатся:

  • называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
  •  участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
  •   составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов;
  • использовать предлоги и некоторые наречия.

Учащиеся за 3 класс научатся:

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
  • участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
  • связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
  • ухаживать за одеждой и обувью;
  • поддерживать порядок в классе,  дома;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила уличного движения.

Учащиеся за 4 класс научатся:

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
  •  активно участвовать в беседе;
  • связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
  • выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила дорожного движения.

Содержание учебного материала

1 класс

(2 ч. в неделю)

      Сезонные изменения в природе. Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.
      
Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб.
      
Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного.
      
Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.
      
Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машины и др.
      Учебные вещи и игрушки. Сравнение.
      
Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.
      
Одежда. Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).
      
Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).
      
Овощи. Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.
      
Фрукты. Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу.
      
Комнатные растения. Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив).
      
Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.
      
Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.
      
Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.
      
Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).       Повторение пройденного.

2 класс

( 2 ч. в неделю)

            Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.

      Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
      
Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
      
Дом, квартира, домашний адрес.
      
Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
      
Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
      
Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
      
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
      
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
      Овощи и фрукты. Сравнение.
      
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
      
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
      
Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
      
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
      
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
      Домашние и дикие животные. Сравнение.
      
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
      
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
      Птицы и насекомые. Сравнение.
      
Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
      Повторение.

3 класс

(2 ч в неделю)

      Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
      Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.
      Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
      Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
      Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

      Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели.Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
      Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
      
Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
      
Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
      
Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
      
Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
      
Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).
      
Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
      
Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
      
Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
      
Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
      
Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
      
Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
      
Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
      
Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.
      
Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
      
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
      
Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
      
Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.
      Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
      
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
      
Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
      
Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
      
Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.       Повторение пройденного.

                                                                                                         

4 класс

(2 ч в неделю)

      Обогащение и уточнение словаря. Называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам. Сравнение предметов, классификация предметов, установление элементарных зависимостей. Активное участие в беседе.
      Описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям; сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями.
      Дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного.
      
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев.
      
Город, село, деревня. Главная улица города, села. Учреждения города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.).
      
Дорожное движение. Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).
      
Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение.
      
Орехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.
      
Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.
      
Семена цветковых растений. Сбор и хранение семян. Практические работы по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек и др.).
      
Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.
      
Квартира, комната. Столовая, спальня, кухня и др. Назначение.
      
Мебель. Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью.
      
Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.
      
Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).
      
Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.
      
Комнатные растения. Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.
      
Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья.
      
Домашние животные. Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.
      
Дикие животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.
      
Домашние птицы. Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.
      
Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.
      
Птицы перелетные и зимующие.
      Время отлета и прилета разных птиц.
      
Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.
      
Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.
      
Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.
      Повторение пройденного

               

Учебно - методический комплект

С.В. Кудрина «Окружающий мир 1 класс». Учебник для специальных (коррекционных) учебных заведений  VIII вида. М: ВЛАДОС, 2011г.

С.В. Кудрина «Окружающий мир 2 класс».для специальных (коррекционных) учебных заведений  VIII вида. М: ВЛАДОС, 2011г.

С.В. Кудрина «Окружающий мир 3 класс». Учебник для специальных (коррекционных) учебных заведений  VIII вида. М: ВЛАДОС, 2011г. Е. Д. Худенко, И. А. Терехова. Знакомство с окружающим миром 3 класс». Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. М.: Аркти, 2004. .

С.В. Кудрина «Окружающий мир 4 класс». Учебник для специальных (коррекционных) учебных заведений  VIII вида. М: ВЛАДОС, 2011г.

Е.Д. Худенко, И. А. Терехова«Знакомство с окружающим миром «4 класс»Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.  М.:Аркти, 2004г.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Уровень программы – адаптированный.

 Адаптированная рабочая программа по математике составлена  на основе авторской программы В. В. Воронковойи частично реализует Федеральный государственный стандарт начального общего образования по математике (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).

Перечень нормативных документов

1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2008 г.

2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования по математике (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373)

Общая характеристика и ценностные ориентиры учебного предмета.


     Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
           Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Цель:

  • повышение уровня общего развития обучающихся;
  • математическое развитие младших школьников;
  • формирование системы начальных математических знаний;
  • воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Задачи:

  • развивать познавательную деятельность обучающихся;
  • научить выполнять четыре арифметических действия с целыми числами;
  • дать обучающимся такие количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им ориентироваться в окружающей жизни, и более успешно включиться в трудовую деятельность;
  • формировать умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
  • формировать нравственные качества.

Программа строится в соответствии с дидактико-психологическими особенностями обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основными направлениями коррекционной работы по математике являются:

  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • формировать восприятия величины формы, объектов;
  • формировать временные представления;
  • учить устанавливать причинно- следственные зависимости;
  • формировать  понятия    лево – право;
  • формировать  пространственные  отношения на плоскости;
  • формировать способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля;
  • формировать связную речь;
  • пополнять запас активного и пассивного словаря.

Место учебного предмета в учебном плане

Класс

1

2

3

4

Количество часов

165

170

170

170

Итого

675

Формирование УУД средствами учебного предмета «Математика»  личностных и метапредметных результатов.        

Личностные универсальные учебные действия:

  • положительное отношение к школе, к изучению математики;
  •  интерес к учебному материалу;
  • представление о причинах успеха в учёбе;
  •  общее представление о моральных нормах поведения;
  •  уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • положительного отношения к школе;
  • первоначального представления о знании и незнании;
  • понимания значения математики в жизни человека;
  •  первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
  •  первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  •  понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • адекватно воспринимать предложения учителя;
  •  проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  •  осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
  • оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
  •  в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  •  первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
  •  осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
  • использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
  • проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);
  • выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);
  • под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводитьразбиение объектов на группы по выделенному основанию);
  • под руководством учителя проводить аналогию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • строить небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения);
  • выделять несколько существенных признаков объектов;
  •  под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам наоснове их анализа;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспринимать различные точки зрения;
  • понимать необходимость использования правил вежливости;
  •  использовать простые речевые средства;
  • контролировать свои действия в классе;
  • понимать задаваемые вопросы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
  • следить за действиями других участников учебной деятельности;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • адекватно использовать средства устного общения.

Планируемые результаты изучения учебного предмета:

Учащиеся за 1 класс научатся:  

  • читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5;
  •  выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 + 3, 3 + 5, 10 + 4, 4 + 10;
  •  решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;
  •   узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
  •   чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
  •    чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
          

Учащиеся за 2 класс научатся:

  • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом черездесяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;
  • решать простые (самостоятельно) и составные арифметические задачи (с помощью учителя) и конкретизировать с помощьюпредметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;
  •  узнавать, называть, чертить отрезки, углы - прямой, тупой, острый;        
  • чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку (с помощью учителя);
  •  определять время по часам с точностью до 1 часа.

Учащиеся за 3 класс научатся:

  • считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
  • складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;
  • использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
  • различать числа, полученные при счете и измерении;
  • записывать числа, полученные при измерении, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году;
  • определять время по часам;
  • находить точку пересечения линий;
  • чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.

Учащиеся за 4 класс научатся:        

  • выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания  чисел в пределах 100;
  • практически пользоваться переместительным свойством умножения;
  •       определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
  •       решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
  •       самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;
  •       различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
  •       вычислять длину ломаной;
  •       узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
  •       чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.

Содержание учебного материала

1 класс

(5 ч. в неделю)

Пропедевтический период

      Свойства предметов: предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов:
- сравнение двух предметов, серии предметов;
- сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький,больше, меньше, равные, одинаковые по величине, равной, одинаковой, такой же величины;
- сравнение предметов по размеру.
Сравнение двух предметов: длинный, короткий(широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче(шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине(ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины);
- сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее,короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще);самый длинный, самыйкороткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий);
- сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные,одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса);
- сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый,самый легкий.

Положение предметов в пространстве, на плоскости:
- положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, поотношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше,ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над,под, напротив, между, в середине, в центре;
- ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний,нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, леваяполовина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;
- сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий;
- отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом,следующий за.

Временные представления:
- сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно,вовремя, давно, недавно, медленно, быстро;
- сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.Геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, брус;

Числа. Величины.

- Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счетпредметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду(0—9). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.
- Число 10. Число и цифра. Десять единиц — 1 десяток.
- Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицысостава чисел в пределах 10, ее использование при выполнении действия вычитания.Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя).Переместительное свойство сложения (практическое использование).
- Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 1—10 с рядом чисел 11—20.Числовой ряд 1—20, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающиеединицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания.
- Единицы (меры) стоимости — копейка, рубль. Обозначение: 1 к., 1 р. Монеты: 1 к., 5 к.,10 к, 1 р., 2 р., 5 р. Размен и замена.
- Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.
- Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки вразличном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка.Черчение прямых, проходящих через 1—2 точки.- Единицы (меры) длины — сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка,вычерчивание отрезка заданной длины.
- Единицы (меры) массы, емкости — килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л.
- Единица времени — сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя — семь суток, порядок днейнедели.
- Овал.
- Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.
*Числа от 11-20 изучаются в порядке ознакомления.

2 класс

(5 ч. в неделю)

-Повторение. Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратнойпоследовательности.
-Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно(=).
-Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
-Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второгослагаемого на два числа.
-Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложениявычитаемого на два числа.
-Таблицы состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом черездесяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы.
-Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.Число 0 как компонент сложения.
-Единица (мера) длины - дециметр. Обозначение: 1 дм Соотношение: 1 дм=10 см.
-Единица (мера) длины - дециметр. Обозначение- 1 дм. Соотношение: 1 дм =10 см.
-Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины(сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени.
-Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
-Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.
-Составные арифметические задачи в два действия.
-Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков.
-Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнениеуглов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного угольника.
-Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. Треугольник:вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге вклетку по заданным вершинам.
-Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах направление движения стрелок.
-Единица (мера) времени - час. Обозначение: 1 ч.
-Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса).
-Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).

3 класс

(5 ч. в неделю)

- Повторение. Второй десяток. Нумерация чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20без перехода и с переходом через разряд. Четные - нечетные, однозначные – двузначныечисла. Решение простых задач на нахождение суммы и разности.
-Единицы времени: час,сутки. Единицы длинны: 1 см, 1 дм. Меры емкости: 1 л. Меры массы: 1 кг. Измерение и построение отрезка заданной длины. Углы и их виды.
-Построение по опорным точкамквадрата, прямоугольника, треугольника с помощью линейки.
-Умножение и деление чисел.
Понятие умножения. Название компонентов умножения. Знак умножения. Таблицаумножений чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20). Деление. Знак деления. Название компонентовделения. Таблица деления на 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20). Взаимосвязь таблицы умножения иделения. Деление на равные части и по содержанию.
- Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение ивычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц.Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1 – 100,присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. понятие разряда.Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числачетные и нечетные.
-Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60+ 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39) и соответствующие случаи вычитания.Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.

-Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена егоарифметическим действием умножения. Знак умножения (х). Запись и чтение действияумножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.
- Таблица умножения числа 2.Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равныхчастей  (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные частиарифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблицаделения на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.
- Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
- Соотношение: 1р. = 100к.
- Скобки. Действия I и II ступени.
- Единица (мера) длины – метр. Обозначение: 1м. Соотношения: 1 м = 10дм, 1 м = 100см. Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками,метры с сантиметрами).
-Единицы (меры) времени – минута, месяц, год. Обозначение : 1 мин., 1 мес., 1 год.
Соотношения: 1 ч = 60 мин. 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядокмесяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин. (10 ч 25 мин и без15 мин 11ч).
- Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление наравные части и по содержанию).
- Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством истоимостью.
-Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания,умножения, деления.
- Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного.
- Пересечение линий. Точка пересечения.
- Окружность, круг. Циркуль, центр, радиус. Построение окружности с помощьюциркуля.
- Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.
- Многоугольник, вершины, углы, стороны.
-Таблица умножения. Нахождение неизвестного компонентаарифметического действия. Числовые выражения.

4 класс

(5 ч. в неделю)

   - Повторение.  Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи).
     - Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
     - Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
     - Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.
      -Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.
      - Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся.
      - Единица (мера) массы — центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг.
     - Единица (мера) длины — миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм.
      - Единица (мера) времени — секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин =  60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени.
      - Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
      - Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.
      - Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.
      - Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.
      - Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.
      - Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника.
      - Название сторон прямоугольника:  основание (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные,  смежные стороны.  

Учебно-методический комплект

1.Т.В. Алышева Математика 1 класс,-М. «Просвещение» 2011г.

2.Т.В. Алышева Математика 2 класс,-М. «Просвещение» 2011г.

3.Эк В.В. Математика 3 класс – М. «Просвещение», 2011 г.;

4. Перова М Н. Математика 4 класс – М. «Просвещение», 2011 г.;

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ВАРИАНТ 1) ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» 7 КЛАСС

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями  Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллек...

Адаптированная рабочая программа основного общего образования по истории

Адаптированная рабочая программа основного общего образования по истории...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ РУЧНОЙ ТРУД (в соответствии с ФГОС вариант 1)

Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» разработана для занятий с обучающимися 4 класса с учётом особенностей их познавательной деятельности на основании нормативно-правовых доку...

Проектирование Адаптированной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ (на примере программы вариант 3.1.)

В презентации описаны нормативно-правовые основы разработки адаптированной образовательной программы в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа основного общего образования по литературе для учащихся с ОВЗ для 9 класса

При обучении детей с ОВЗ, следует учитывать их особенности:недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки,    быструю    утомл...

Адаптированная рабочая программа основного общего образования по русскому языку для 9 класса для учащихся с ОВЗ

При обучении детей с ОВЗ, следует учитывать их особенности:недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки,    быструю    утомл...