Индивидуальный план коррекционно-образовательной и воспитательной работы с ребёнком с РДА
календарно-тематическое планирование по теме

Андреева Светлана Николаевна

1-я и 2-я группы РДА по классификации О.С. Никольской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autizm.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план     коррекционно-образовательной  и воспитательной работы с ребёнком с  РДА

 ( по классификации О.Н. Никольской -1-я, 2-я  группы)

  1. Развитие вестибулярной и проприоцептивной систем, развитие тактильной/осязательной системы.
  2. Развитие зрительно-моторной координации,  общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  3. Развитие вкусовых, обонятельных, зрительных и слуховых функций;
  4. Развитие навыка планирования  движений (праксис);
  5. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза;
  6. Развитие слухового восприятия;
  7. Развитие функций голоса и дыхания;
  8. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;
  9. Развитие навыков самообслуживания и правильного поведения в быту;
  10. Развитие интеллектуальных способностей;
  11. Социализация.        

Развитие проприоцептивной системы,

развитие вестибулярного аппарата,

развитие тактильной, осязательной системы

Задачи:

  • формировать сенсорный и тактильный гнозис;
  • развивать вестибулярный аппарат (баланс и движение);
  • Развитие проприоцептивных навыков, отвечающих за позицию тела в пространстве;
  • развивать восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов;
  • научить дифференцировать сходные цветовые тона и геометрические формы;
  • формировать пространственное моделирование образов и конструктивный  праксис (планирование движений).

Приёмы:

  • выработка умения ориентации в окружающем;
  • выработка вестибулярных ощущений, которые позволяют почувствовать позицию тела по отношению к земле;
  • раскачивание взад-вперёд обеспечивает контролируемое вестибулярное воздействие -игра «Качели»;
  • заворачивание и разворачивание ребёнка в одеяло обеспечивает контролируемое вестибулярное воздействие -игра «Сосиска в тесте»;
  • глубокое давление на ребёнка -игра «Сосиска в тесте» стимулируют проприоцептивные рецепторы;
  • нахождение ребёнка в ограниченном пространстве с контролем входа и выхода оттуда – игра «Сенсорная коробка»;
  • прыжки на «батуте» обладают эффектом глубокого давления на тело,что говорит о проприоцептивном воздействии;
  • «Сафари на каталке» учит ребёнка принимать решение как двигать руками, чтобы проехать на каталке»
  • Стимулирование вестибулярной системы при перемещении головы ребёнка из вертикальной в горизонтальную плоскости-«Сафари на каталке»;
  • развитие  ощущений от прикосновений;
  • работа с тактильными таблицами;
  • выделение цвета;
  • ознакомление с размером и формой;
  • выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой);
  • выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;
  • соотнесение цветного и контурного изображения предметов;
  • дифференциация плоскостного и объёмного изображений;
  • конструирование из фигур с учётом цвета, размера, различных деталей; классификация по цвету, подбор определённой цветовой гаммы;
  • идентификация предметов и геометрических фигур;
  • работа с доской Сегена, кубиками Кооса.

Развитие зрительно-моторной координации,

 мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

Задачи:

  • Развить манипулятивную деятельность и мелкую моторику рук, глазодвигателей;  тактильно – проприоцептивные  и статико – динамические ощущения, чёткие артикуляционные кинестезии, тактильную память;
  • развить подвижность речевой мускулатуры, произвольность и дифференцированность мимических движений, кинестетический контроль  за мимикой и мышечными ощущениями;
  • научить воспринимать артикуляционные уклады звуков путём развития зрительно – кинестетических ощущений.

Приёмы:

  • Прослеживание по направлениям сверху вниз, справа налево, слева направо и пр.;
  • прослеживание прямых, ломаных, извилистых линий;
  • массажные расслабляющие (активизирующие движения);
  • Поведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех, щётка, ворс)
  • размазывание крема на различных поверхностях;
  • двигательные упражнения с погремушкой, платочком, флажком;
  • рисование в воздухе рукой;
  • пальчиковая гимнастика с речевым, эмоциональным сопровождением;
  • упражнения с пластилином;
  • артикуляционная и мимическая гимнастика;
  • задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;
  • упражнения на сопротивление;
  • автоматизация отдельных  артикулем;
  • выработка речедвигательных образов звукообразных слов.

«Игры в сухом бассейне»

Логопед, читая стихотворный текст, побуждает ребёнка к одновременному выполнению движений в «бассейне», предварительно продемонстрировав их дошкольнику.

Мама и дочка стирали платочки

вот так, вот так!    Ребёнок совершает движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд-назад, пальцы растопырены.

Мама и дочка полоскали платочки

Вот так, вот так!        Делает движения кистью в направлении слева направо.

Мама и дочка полоскали платочки

Вот так, вот так!        Делает движения кистью вверх-вниз над «бассейном» .

«Походим пальчиками»

Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая кисть руки, отводит его большой палец назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя, таким образом, растяжку и мышечное напряжение и побуждает ребёнка перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» - пальчики побежали вперёд и пр.

«Где тут игрушка?»

В «бассейн» кладётся маленькая игрушка из «киндер-сюрприза». Ребёнок, перебирая песок, крупу и пр. (всё, что есть в ёмкости «бассейна»), отыскивает спрятанную игрушку. В последующие занятия можно положить 2-3 игрушки (показав предварительно их детям), а попросить ребёнка вытаскивать только конкретную .

Развитие слухового восприятия

Задачи:

  • расширять рамки слухового восприятия, развить слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти;
  • сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков;
  • развить способность дифференцировать неречевые и речевые звуки.

 Приёмы:

  • привлечение внимания к звучащему предмету;
  • совершение действий в соответствии со звуковым сигналом;
  • определение местонахождения  и направленности звука;
  • различение звучания шумов, простейших музыкальных инструментов, голосов;
  • запоминание последовательности звучаний (шумов предметов)
  • реагирование на громкость звучания;
  • узнавание и различение гласных звуков;
  • выделение слов из речевого потока;
  • развитие подражания неречевым и речевым звукам;
  • различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

Игры, направленные на формирование слухового внимания.

«Что звучит»?

 Перед ребёнком на столе  в ряд лежат разные  музыкальные инструменты – барабан, колокольчик, бубен, гармошка. Аналогичный набор находится за ширмой. Дошкольника знакомят с их звучанием. Затем, демонстрируя звучание барабана за ширмой, ребёнку предлагается выбрать из предметов, находящихся перед ним, именно барабан и постучать по нему.

«Постучи по барабану»

Ребёнку предлагается определить, звучит ли барабан среди других предметов, а если  он его слышит, то производит имитационные движения руками.

«Определи, что я делаю»

перед ребёнком находится такой же набор предметов, как у логопеда – бумага, спички, карандаш, монеты, мяч. Ребёнку демонстрируются различные действия с этими предметами. Затем логопед ,производя действия с этими предметами за спиной ребёнка, побуждает его к самостоятельному воспроизведению аналогичного действия.

«Найди коробочку»

Ребёнка знакомят со звучанием коробочек с разными наполнителями (манка, горох, монеты, греча).  Затем ему предлагается найти такую же коробочку среди 3-х, 4-х одинаковых по внешнему виду коробочек.

Развитие зрительно – пространственного

анализа и синтеза

Задачи:

  • формировать поисковую деятельность, расширить поле зрения;
  • выработать устойчивость, переключаемость, увеличить объём зрительного внимания и памяти;
  • развить стереогноз, умение ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве;
  • научить анализировать зрительный образ.

Приёмы:

  • нахождение игрушек в пространстве комнаты;
  • перемещение игрушек в заданном пространстве;
  • соотнесение игрушки с её изображением  на картинке;
  • определение сторон тела у людей, изображённых на картинке, сторон собственного тела;
  • выработка навыков ориентировки;
  • упражнения в перекрёстном ориентировании;
  • запоминание расположения предметов на плоскости(вверху, в центре, в правом углу);
  • определение различий в предметах и картинках;
  • конструирование по образцу;
  • выделение фигуры из фона;
  • учить узнавать предметы по их контурному изображению.

Развитие способности к использованию

 невербальных компонентов коммуникации

Задачи:

  • развить невербальные компоненты коммуникации как социативной, волюнтативной, апеллятивной функции языка;
  • выражение коммуникативных потребностей с использованием невербальных средств коммуникации в конкретных предложениях в качестве их синтаксических составляющих;
  • расширение рамок коммуникации с окружающими;
  • преодоление апраксии и развитие кинестетического контроля.

Приёмы:

  • развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок, покачивание головой, приглашающий жест), сочетающийся со словесной инструкцией и без неё;
  • выполнение действий по невербальной инструкции;
  • ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;
  • моделирование ситуации, способствующей вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, не хочу);
  • выбор знака к предъявляемому жесту;
  • дополнение фразы жестом или рисованным знаком;
  • развитие мимики и жеста;
  • ситуативный диалог с использованием мимики и жестов;
  • демонстрация фотографий близких ребёнку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить;
  • имитация выразительных движений и поведения животных в подвижных играх;
  • выполнение имитационных движений руками;
  • жестовое приветствие и прощание;
  • воспроизведение позы изображённого на картинке объекта;
  • выполнение имитационных движений.

Развитие функций голоса и дыхания

Задачи:

  • увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм;
  • развивать координированную деятельность дыхания, фонацию и артикуляцию, высоту, тембр и интонацию;
  • стимулировать мышцы гортани;
  • активизировать целенаправленный ротовой выдох;
  • формировать различную высоту и силу голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний.

Приёмы:

  • упражнения на расслабление шейной мускулатуры;
  • активизация движений мягкого нёба, имитация жевания;
  • тренировка носового выдоха (понюхать коробочки с различными наполнителями и выбрать из другого набора такие же запахи);
  • развитие произвольного речевого выдоха;
  • выработка произвольного контроля за объёмом и темпом выполнения движений;
  • выработка комбинированного типа дыхания;
  • упражнения на выработку контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;
  • различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха;
  • формировать длительный, целенаправленный выдох (подуть на свечу).

Формирование навыков самообслуживания и культурного поведения.

  • Учить одеваться и раздеваться с помощью и без помощи взрослого в определенной последовательности и по возможности самостоятельно;
  • Формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания;
  • Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом, учить накрывать на стол, говорить «спасибо» жестом или словом;
  • Воспитывать привычку следить за своим внешним видом: уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки и лицо, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться носовым платком;
  • Формировать навыки опрятности. Приводить в порядок одежду, прическу, учить пользоваться расческой;
  • Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо;
  • Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;
  • Учить адекватно вести себя в знакомых ситуациях.

Формирование предметно-игровой деятельности.

Дидактическая игрушка

  • Пирамидка - нанизывать колечки и шарики одинаковой величины и одного цвета, , Зх-5 цветов. Пирамидка из, 4х-5 колец с учетом величины.
  • Винтовая пирамидка - из Зх, 4х гаечек одного цвета, 4х цветов.
  • Матрешка - 3х, 6-ти составная - крупная и мелкая.
  • Вкладыши разной формы из 2х -6 частей.

Предметы-орудия

Учить использовать предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях.

  • Имеющие фиксированное назначение - чашка, ложка, вилка, лейка, совочек, лопаточка, молоточек.

Сюжетная игрушка

Выполнять отдельные игровые действия совместно с педагогом, потом по образцу, с помощью и по возможности самостоятельно.

  • Кукла - умывать, кормить, раздевать, укладывать спать, купать, одевать, укачивать, катать в коляске, в машине.
  • Прививать бережное, заботливое отношение к кукле, как заместителю ребенка.
  • Машина - катать, нагружать, разгружать, ставить в гараж, ремонтировать.
  • Мягкая игрушка - отдельные игровые действия с зайкой, мишкой, кошкой, собакой (лежит, сидит, спит, бежит, топает топ-топ, прыгает).

Учить умению взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

Пробуждать интерес к театрализованной игре. Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях.

Развитие интеллектуальных способностей

Сенсорное восприятие

1.Слуховое восприятие

  • Учить эмоционально реагировать на появление хорошо знакомых и новых звучащих, заводных игрушек.
  • Учить различать звучащие игрушки со зрительной опорой (выбор из 2х, Зх).
  • Учить узнавать направление звука «Угадай, где звонил колокольчик?» (покажи)
  • Учить узнавать голоса животных, хорошо знакомые звучащие игрушки, музыкальные инструменты со зрительной опорой (выбор из 2х,3х), голоса детей группы, разные бытовые звуки (звонок, стук в дверь, шаги, шум ветра, дождя, стук молотка, пылесоса...).
  • Учить дифференцировать звучание 2х музыкальных инструментов (барабан, дудочка). Различать громкое и тихое звучание инструментов.

2.Зрительное восприятие.

  • Учить выделять предмет из общего фона, ожидать появления куклы в одном и том же месте (за экраном, за ширмой).
  • Учить различать, правильно показывать красные и желтые цвета,синий и зелёный; выбирать их  из разных, называть их по возможности.
  • Учить различать, правильно показывать, выбирать из разных предметы зеленого и синего цвета.
  • Учить различать, правильно показывать шар, куб, «крыша» (треугольная призма); круг, квадрат, треугольник. Выбирать заданную геометрическую фигуру из разных, по возможности называть.
  • Учить брать большие предметы двумя руками, маленькие - одной. Учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (палочки, шнурки) - пальцами.
  • Учить различать предметы по величине (большой - поменьше - маленький) правильно показывать, выбирать из разных, по возможности называть.
  • Учить различать понятия «вверху - внизу».
  • Учить сличать парные предметы, картинки; соотносить реальный предмет с его изображением, с лепкой, выполненной педагогом у ребенка на глазах.
  • Учить складывать разрезную предметную картинку из 2х, Зх, 4х 5  частей с прямыми разрезами.

3.Тактильно-двигательное восприятие:

  • Учить разным способам обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям (обхватывая предмет руками, проводя то одной, то другой рукой (пальчиком) по контуру предмета).
  • Учить различать на ощупь хороню знакомые предметы по величине, по форме, по материалу со зрительной опорой на образец (из 2х, Зх).
  • Формировать координацию руки и глаза.

4.Вкусовое восприятие:

Учить дифференцировать пищу по вкусовым качествам (сладкий, кислый, горький).

                Развитие мышления, памяти, внимания.

  • Работать над формированием рациональных способов действий.
  • Учить использовать предметы - орудия в игровых и бытовых ситуациях. Пользоваться методом проб как основным способом решения проблемно - практических задач.
  • Учить запоминать предметы, их свойства, картинки, движения, жесты.
  • Учить запоминать героев простейших сказок, узнавать их на знакомых иллюстрациях.
  • Побуждать к договариванию восклицаний, звукоподражаний, отдельных слов и словосочетаний (по мере возможности) в хорошо знакомых коротких простых потешках, стихах, песенках и сказках.

Формирование элементарных математических представлений.

  • Учить воспринимать количества в пределе от1-5ти, используя все анализаторы.
  • Учить соотносить определенное количество одних предметов с другими.
  • Учить использовать при сравнении количеств приемы наложения и приложения.
  • Учить сравнивать множества по количеству, устанавливая равенство или неравенство, обозначая жестом или по возможности словами «больше, меньше, поровну». Формировать умение понимать вопросы: «Сколько?», «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?».
  • Учить называть и выделять один и много предметов, соотносить с 1 пальчиком и выполнять обводящий жест соответственно.
  • Учить выделять 1-3 предмета из группы совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по возможности по словесной инструкции.
  • Учить соотносить количество предметов с таким же количеством пальцев (1-5);
  • Учить группировать предметы по одному заданному признаку (форма, цвет, величина - все круглые, все красные, все большие).

Развитие речи. Чтение художественной литературы.

  • Работать над пониманием смысловой стороны речи.
  • Учить понимать речевые инструкции и правильно выполнять их.
  • Формировать речевое поведение.
  • Расширять и активизировать словарный запас (пассивный и активный) по темам: имена, семья, части тела и лица, игрушки, овощи, фрукты, осень, домашние и дикие животные, зима, одежда, обувь, домашние птицы, мебель, посуда, продукты питания, транспорт, весна, лето. Учить умению понимать обобщающие слова. Уточнять названия и назначение предметов.
  • Формировать простую фразу (по возможности).
  • Формировать речевое поведение. Учить выражать свои потребности и желания в речи, подкрепляя мимикой и жестами, выразительными движениями. Поощрять стремление задавать вопросы педагогам и своим близким.
  • Привлекать внимание к интонационной выразительности речи.
  • Учить слушать простейшие стихи, потешки, песенки; учить договаривать в них восклицания, звукоподражания, отдельные слова и по возможности словосочетания.
  • Учить слушать и понимать простые короткие сказки, запоминать героев, их действия, узнавать их на иллюстрациях, в фигурках настольного театра, побуждать к их называнию, сопереживать им.
  • Формировать интерес к книгам и потребность в чтении и рассматривании иллюстраций. Воспитывать бережное отношение к книге. Учить узнавать среди других книги со знакомыми сказками, стихами.

Социализация

  • Учить называть и показывать части тела и лица, откликаться на имя, формировать представления о своей семье;
  • Приучать к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за игрушку, за помощь - жестом или словом);
  • Учить узнавать себя и своих родных, детей группы на фотографиях;
  • Формировать уверенность в том, что взрослые любят его;
  • Прививать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям;
  • Формировать умение сочувствовать плачущему, обиженному;
  • Учить не мешать сверстникам в игре, не отнимать игрушки, делиться ими, уметь подождать, бережно относиться к ним, помогать друг другу;
  • Учить играть в коллективные игры, когда ребёнок ожидает свое «очереди» вступить в игру;
  • Социальное взаимодействие в игре со взрослым «Ты – мне, я – тебе».

               Развитие эмоционально-волевой сферы

1.Вызывать интерес к занятиям, к разнообразным видам деятельности.

2.Воспитывать положительно-адекватное отношение к педагогу и близким людям.

3.Вырабатывать усидчивость, работоспособность, целенаправленность деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План ВШК по воспитательной работе

Планирование ВШК по воспитательной работе...

План и программа воспитательной работы 6 класс.

Программа воспитательной деятельности6 «Б» класса«Человек. Личность. Гражданин» Пояснительная записка На рубеже 20-21 веков в окружающем мире произошли значительные изменения: экономич...

План самообразования по воспитательной работе.

В работе показан план по самообразованию классного руководителя....

План-анализ результатов воспитательной работы за учебный год

Выявление результатов воспитательной работы за год в 1-11 классах (каждый классный руководитель заполняет бланк плана-анализа и передает зам. директора по УВР)...

План и анализ воспитательной работы по направлению "Оздоровительная гимнастика" 2012-2013 уч.гг

План воспитательной работы с дошкольниками и их родителями...

Методическая разработка «Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в воспитательной работе»

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, ...