Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
материал по теме

Содержит тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemuchka_3a.docx48.17 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В наше быстроменяющееся время, с которым связывают явление информационного бума, увеличиваются требования к интеллектуальным способностям обучающихся. Особенно остро стоит вопрос о развитии интеллектуальных способностей детей с нарушениями слуха. Повышенный интерес к этой проблеме не является случайным. Исследования в этой области имеют огромное значение для теории и практики обучения, воспитания и развития личности. Проблема интеллектуального развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся  в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Интеллектуальное  развитие  выступает как важнейший  компонент любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде слабослышащие обучающиеся  должны воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Развивая интеллектуальные способности, мы можем дать ребёнку с нарушением слуха мощный толчок для познания окружающего мира. Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся  с развитым интеллектом гораздо активнее будут использовать полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируются к современной жизни, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления.
Таким образом, проблема развития интеллектуальных способностей слабослышащих детей является в настоящее время одной из самых острых.

Развитием интеллектуальных способностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся  необходимо заниматься и во внеурочное время.

У каждого ребенка есть способности и таланты. И дети с нарушением слуха не исключение, они от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявлять свои дарования,  развивать  подвижность и гибкость мышления, учиться  рассуждать,  мыслить, и создана Рабочая программа для слабослышащих и позднооглохших обучающихся «Почемучка».

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения АООП НОО федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает у слабослышащих и позднооглохших обучающихся развитие интеллектуальных общеучебных умений, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Цель программы:

создавать условия и обеспечивать дополнительные возможности для раскрытия и развития интеллектуальных способностей ребёнка в различных видах деятельности.

Задачи:

  • формировать образ Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.
  • расширять экологические представления слабослышащих и позднооглохших обучающихся , формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.
  • стимулировать интерес воспитанников к изучению различного материала,
  • способствовать расширению кругозора.

Принципы, лежащие в основе Рабочей программы «Почемучка»:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).

Рабочая программа для слабослышащих и позднооглохших обучающихся предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся.

Рабочая программа составлена с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся таким образом, чтобы теоретические занятия чередовались с практическими. Особое место занимают и комбинированные занятия.

Содержание Рабочей программы обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о мире. Решение задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т. д.);

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети с нарушениями слуха воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие воспитанников в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

Материал Рабочей программы разделен по блокам, которые выдаются последовательно. Это связано с тем, что слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся таким образом легче запоминают и перерабатывают полученную информацию.

Особенности реализации программы.

Рабочая программа организуется во внеурочной деятельности и рассчитана на слабослышащих и позднооглохших обучающихся 3А класса, объёмом 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня по 40 минут. Место проведения занятий – учебный кабинет, пришкольная площадка. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 9-10 лет.

  1. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

Разработанная программа для слабослышащих и позднооглохших обучающихся усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые рассматриваются в рамках базовых предметов (русским языком, окружающим миром, изобразительным искусством, математикой).

Следовательно, реализация данной Рабочей программы предполагает:

  • улучшение качества образования обучающихся с нарушениями слуха,
  • расширение  возможностей для интеллектуального, творческого развития,
  • повышение интереса обучающихся к изучению различных дисциплин,
  • увеличение роста личностных достижений,
  • расширение детского кругозора.

Формы подведения итогов   реализации данной Рабочей программы являются:

- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального);

- участие в социальных акциях;

- отчеты по экскурсиям, практическим работам;

- защита проектов.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

Формой подведения итогов  по каждому блоку Рабочей программы будут служить выставки продуктов детского творчества. Кроме того, теоретические данные по каждой теме будут оформлены в слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использоваться на занятиях. Методы текущего контроля: наблюдение за работой обучающихся, устный фронтальный опрос, беседа.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Всего

часов

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Теор.

Практ.

Введение.

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты.

1

1

Обзор основных тем курса.

I.

Тайны за горизонтом.  

8

4

4

Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

Учить высказывать своё предположение (версию).

Учить работать по предложенному учителем плану.

Учить отличать

верновыполненное задание от неверного.

1.1

Из чего состоит Земля?

1

1.2

Какой остров самый большой в мире?

1

1.3

Какая страна самая маленькая в мире?

1

1.4

Жили-были динозавры... и не только они.

1

1.5

Волшебная соль.

1

1.6

Зачем человеку вода?

1

1.7

Электробытовая техника.

А как было в прошлом?

1

1.8

Почему менялись инструменты для письма?

1

II.

Загадки под водой и под землей.

7

5

2

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

2.1

Как изучают подводный мир.

1

1

2.2

Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу?

1

2.3

Есть ли глаза у морской звезды?

1

2.4

Как передвигается осьминог?

1

2.5

Разумные дельфины.

1

2.6

Путешествие в Дельфинарий.

1

2.7

Как черепахи дышат под водой?

1

III.

Планета животных и насекомых.

10

5

5

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в  доп. источниках информации.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

3.1

Как человек приручил животных?

1

3.2

«Нюх» собаки.

1

3.3

Кошки во времена прошлые.

1

3.4

Все ли кошки мурлыкают?

1

3.5

Как спят животные?

1

3.6

Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.

1

3.7

Как пауки плетут свою паутину?

1

3.8

Что происходит с пчелами зимой?

1

3.9

Почему майские жуки забираются в землю?

1

3.10

Правда ли что у многоножки сто ног?

1

IV.

Загадки растений

8

3

5

Добывать новые знания: находить необходимую информацию  в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях.

4.1

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.

1

4.2

Необычные деревья. Хлебное дерево.

1

4.3

Необычные деревья. Железное дерево.

1

4.4

Зачем деревьям кора?

1

4.5

Где растут орехи?

1

4.6

Как растет банановое дерево?

1

4.7

Почему крапива жжется?

1

4.8

Охрана растений и животных.

1

  1. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Введение.

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты.

1

Познакомить с темами наших занятий, объяснить, что значит загадки природы.

07.09

I.

Тайны за горизонтом.  

8

1.1

Из чего состоит Земля?

1

Формировать представление о поверхности земли, морях и океанах.

14.09

1.2

Какой остров самый большой в мире?

1

Работа с картой, назождение самого большого острова Земли.

21.09

1.3

Какая страна самая маленькая в мире?

1

Извлекать  материал самостоятельно или с помощью родителей. Находить и показывать на карте объекты.

28.09

1.4

Жили-были динозавры... и не только они.

1

Ответить на вопрос: какое животные первые появились на суше?

05.10

1.5

Волшебная соль.

1

Рассказать о происхождении и свойствах соли.

12.10

1.6

Зачем человеку вода?

1

Формировать представление о значении воды для человека.

19.10

1.7

Электробытовая техника.

А как было в прошлом?

1

Сравнить предметы обихода в старину с  бытовой современной техникой, которая делает ту же работу.

26.10

1.8

Почему менялись инструменты для письма?

1

Проследить исторические этапы появления шариковой ручки.

02.11

II.

Загадки под водой и под землей.

7

2.1

Как изучают подводный мир.

1

Рассказать об изучении подводного мира и связанные с этим профессии.

16.11

2.2

Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу?

1

Подготовить сообщение об обитателях морского дна.

23.11

2.3

Есть ли глаза у морской звезды?

1

Формировать представление о разных видах жителей моря.

30.11

2.4

Как передвигается осьминог?

1

Рассказать об особенностях жизни осьминога.

07.12

2.5

Разумные дельфины.

1

Подготовить сообщение о дельфинах.

14.12

2.6

Путешествие в дельфинарий.

Просмотр видеофильма о работе дельфинария.

21.12

2.7

Как черепахи дышат под водой?

1

Подготовить презентацию о видах черепах.

28.12

III.

Планета животных и насекомых.

10

3.1

Как человек приручил животных?

1

Рассказать об истории появления домашних животных.

18.01

3.2

«Нюх» собаки.

1

Формировать представления о пользе домашних животных для человека.

25.01

3.3

Кошки во времена прошлые.

1

Рассказать о семействе и породах кошек.

01.02

3.4

Все ли кошки мурлыкают?

1

Создать презентацию о любимой кошке.

08.02

3.5

Как спят животные?

1

Проектная деятельность.

15.02

3.6

Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.

1

Рассказать о жизни бабочек, их видах.

22.02

3.7

Как пауки плетут свою паутину?

1

Формировать представление о жизни пауков.

29.02

3.8

Что происходит с пчелами зимой?

1

Рассказать о подготовке пчел к летнему сезону.

07.03

3.9

Почему майские жуки забираются в землю?

1

Формировать представление о майских жуках.

14.03

3.10

Правда ли что у многоножки сто ног?

1

Рассматривание жуков и насекомых в энциклопедии.

21.03

IV.

Загадки растений

8

4.1

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.

1

Формировать представление о съедобных и ядовитых растениях и грибах.

04.04

4.2

Необычные деревья. Хлебное дерево.

1

Рассказать о хлебном дереве как источнике питания.

11.04

4.3

Необычные деревья. Железное дерево.

1

Рассказать о железном дереве, его свойствах.

18.04

4.4

Зачем деревьям кора?

1

Показать значение коры для жизни дерева и использование коры для человека.

25.04

4.5

Где растут орехи?

1

Формировать представление о видах орехов. Их произрастании и значении для здоровья человека.

02.05

4.6

Как растет банановое дерево?

1

Подготовить презентацию.

16.05

4.7

Почему крапива жжется?

1

Полезные свойства крапивы.

23.05

4.8

Охрана растений и животных.

1

Подведение итогов года.  Викторина.

30.05

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Библиотечный фонд (для учителя)

  1. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. — Самара: Дом Фёдорова, 2011.
  2. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор Издательство: Просвещение, 2010г.
  3. Л.Экономов. Мир наших чувств
  4. А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека
  5. Шпагин М.. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.

Библиотечный фонд (для обучающихся)

  1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
  2. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.kostyor.ru/history.html  
  3. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
  4. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
  5. Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
  6. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14,  1997.

Список литературы:

  1. Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.
  2. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.
  3. Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.
  4. Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с.
  5. Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.
  6. Григорьев А. Г. Секретные заложники. Томск, 1996. 241 с.
  7. Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
  8. Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.
  9. Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.
  10. Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.
  11. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.
  12. Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.
  13. Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.
  14. Они должны жить. Птицы. М., 1984.
  15. Осокин Е. В. Северная книга. Томск, 1993.
  16. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М., 19
  17. Редкие и исчезающие виды растений и животных Томской области. Томск, 1984.
  18. Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.
  19. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ (Английский язык) 5 класс «Easy English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ(Английский язык) 5 класс «Easy English»...

Рабочая программа внеурочной деятельности Направление - общеинтеллектуальное «Развитие логического мышления»

Программа  предназначена для учащихся 5 классов  ФГОС.  Эта программа направлена на развитие логического мышления учащихся.Формирование логического мышления – важная составная час...

Рабочая программа внеурочной деятельности Направление - общеинтеллектуальное «Развитие логического мышления»

Программа  предназначена для учащихся 5 классов  ФГОС.  Эта программа направлена на развитие логического мышления учащихся.Формирование логического мышления – важная составная час...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 5 класса

Программа для учащихся 5 кл, в которых ранее не преподавался курс "Шахматы" на 2 часа в неделю....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Волшебные пальчики» для обучающихся 1-го класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Волшебные пальчики» для обучающихся 1-го класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших ...