Выступление на спец. семинаре на тему: ОШИБКИ В ТОЛКОВАНИИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
методическая разработка на тему

Панкратова Светлана Степановна

Выступление на спец. семинаре  на тему: "Ошибки в толковании умственной отсталости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spets_seminar_1.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

Пестречинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат 8 вида

Выступление на спец. семинаре на тему:

 ОШИБКИ В ТОЛКОВАНИИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

 

                                                                                               Выступила воспитатель

                                                                                                                               2 квалификационной

категории Панкратова С.С.

Апрель  2011г.

ОШИБКИ В ТОЛКОВАНИИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

        Теоретические ошибки в толковании умственной отсталости и вредные практические последствия этих ошибок. Некоторые этапы эволюции научных представлений об особенностях психического развития умственно отсталого ребёнка.

Чтобы уяснить, каким образом теоретические ошибки в толковании умственной отсталости приводят к вредным последствиям в практике школьного обучения детей, обратимся к некоторым фактам истории нашей науки. Ошибочное толкование умственной отсталости было распространено в нашей науке с конца XIX в. до 1936 г.

     Лженаука о детях имела название педалогия — основывалась на теории функциональной психологии, согласно которой психические функции: память, внимание, интеллект и свойства личности рассматривались как врождённые, обусловленные наследственностью способности человека. В соответствии с этой ложной теорией педологи считали, что умственные способности ребёнка «роковым образом» предопределены его наследственными задатками и являются величиной более или менее постоянной, мало зависящей от воспитания и обучения. Исходя из такого понимания умственных способностей ребёнка, педологи считали, что эти способности можно и нужно количественно измерять с целью последующего распределения детей по разным шкалам, в зависимости от результатов этого измерения. Так педологи и действовали.

Критический анализ методов, которыми пользовались педологи для измерения ума детей и их отбора во вспомогательные школы, будет рассматриваться дальше. Здесь важно лишь подчеркнуть и подвергнуть рассмотрению смысл, который  вкладывали педологи в понятие «умственная отсталость».

Сущность умственной отсталости педологи видели в малом количестве ума, якобы наследуемом детьми от родителей.

Педологи, основываясь на данных устаревшей функциональной психологии, ставили знак равенства между признаками телесными, структурными и признаками психическими. Они рассуждали примерно так: если оба родителя отличались низким ростом или черными кудрявыми волосами, то и ребёнок, вероятно, будет низкорослым и кудрявым. Следовательно (рассуждая методом аналогии), если оба родителя были малокультурны, интеллектуально малоразвиты, то и ребёнок, вероятно, будет умственно отсталым. Между тем признаки роста или кудрявости волос не однозначны признакам или показателям уровня психического развития. Представление, возникшее при рассуждении методом аналогии, ошибочно, но не полностью.

          Психические свойства,  возникают в онтогенезе, т. е. в процессе индивидуальной жизни ребёнка. Психические свойства зависят, конечно, от  здоровья и степени совершенства нервной системы. Чем лучше, подвижнее, пластичнее нервная система, тем быстрее и легче ребёнок усваивает опыт взрослых. Но сами по себе, как таковые, свойства психики не наследуются, они не обусловлены генетически. Умственное развитие и формирование черт характера осуществляются под определяющим влиянием воспитания. Если мозг ребёнка здоров и полноценен, он может при благоприятных условиях достигнуть самого высокого уровня интеллектуального развития, хотя бы его родители и были малоразвиты в силу отсутствия указанных условий. Низкий или высокий интеллектуальный уровень не наследуется, а формируется в процессе индивидуального развития.

Сказанное вовсе не означает, что человек не подвластен законам генетики. Подвластен. Наследуются не только болезненные аномалии структуры организма и нервной системы, но также и варьирующие в пределах нормы особенности этой структуры, такие, например, как качество сосудов головного мозга. Но не функции. Сама генетика и ее законы в применении к психическим свойствам человека должны быть особым образом разработаны с учётом данных советской психологии.

Особенности структуры,  влияют на успешность умственного развития ребёнка. Так, например, если у родителей ребёнка наблюдается наследственно обусловленная форма эндокринопатии или сосудистая неполноценность, то и у ребёнка может отмечаться такое же заболевание.   В этом случае и родители, и дети могут при равных условиях воспитания не успеть, достаточно хорошо развиться интеллектуально, и у родителей и у детей могут обнаруживаться некоторые сходные черты психики (вялость, утомляемость и т. д.). Эти черты не были переданы посредством генов от родителей детям, а возникли и у родителей и у детей в результате сходных реакций нервной системы на воздействия среды.

 Следовательно, данные советских генетиков соответствуют данным психологии. Лишь очень прямолинейное понимание соотношения генов и психических свойств (характер, способности и склонности) может привести к толкованию ума как унаследованной способности разной величины.

Идея передачи по наследству психических признаков особенно упорно держится в житейских представлениях. Даже некоторые олигофренопедагоги, основываясь на своих жизненных практических наблюдениях, обнаруживают иногда «в глубине души» согласие с этой идеей. При этом они ссылаются на то, что родители учащихся коррекционных школ сами оказываются обычно людьми малоразвитыми, не умными. В некоторых случаях (отнюдь не всегда) такие факты имеют место; однако в них следует разобраться глубже  если взять, к примеру Миркулова из 1класса то здесь уже можно точно сказать, что   идёт умственно отсталость по наследству.  

В чем здесь, правда и в чем возможный источник ошибки?

В подавляющем большинстве случаев умственная отсталость возникает вследствие патологии беременности матери, родовых травм, ранних детских инфекций. Протекавших тяжело, либо без своевременной медицинской помощи. Например: Хорошов П. он с диагнозом умственная отсталость учится   в нашей школе но это не говорит что его родители умственно отсталые, т.к.   он родился с черепным давлением.   Небрежность в уходе за детьми, недостаточное использование медицинской профилактики и гигиены чаще встречаются в малокультурных семьях .  Если, например, беззаботная и глупая девушка вначале попыталась избавиться от нежелательной ей беременности химическими веществами, а потом родила, неполноценного ребёнка—это не доказывает наследственной передачи умственной отсталости. Мать, переболевшая энцефалитом, может быть настолько легкомысленной, что не вызовет своевременно врача к ребёнку, заболевшему дизентерией. И в этом случае учитель-олигофренопедагог снова увидит сходство психической неполноценности матери и ребёнка, хотя оно вовсе не доказывает наследования малоумия.

Предположения указанных практиков-олигофренопедагогов оказываются в большинстве случаев ошибочными. Но даже наличие подлинно генетических форм олигофренией   также не подтверждает точки зрения педологов. Наследуется лишь плохая структура мозга, ограничивающая возможность полноценного индивидуального психического развития.

Постановлением   от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов» были вскрыты порочные теоретические корни ложного толкования причин умственной отсталости, устранены практически вредные последствия этого толкования. Постановление осудило порочную практику комплектования вспомогательных школ, возникшую на основе ложного понимания умственной отсталости.   Умственная отсталость стала рассматриваться как результат врождённого или приобретённого, во всяком случае, болезненного, поражения центральной нервной системы ребёнка. Оно имело большое значение для дальнейшего развития психологии умственно отсталого ребёнка. Правильнее стало понимание предмета исследования и методов этой науки.

После Постановления Центрального Комитета отбор детей стал производиться с обязательным участием врачей-психоневрологов. Педагогически запущенные, но обладающие здоровой нервной системой дети не могли быть по ошибке направлены в  коррекционную школу.

 

Состоявшаяся в 1950 г. Объединённая сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР оказала большое влияние на развитие общей психологии и психологии умственно отсталого ребёнка. Творческое усвоение трудов академика И. П. Павлова и его учеников позволило преодолеть упрощённое, статичное понимание сущности умственной отсталости. Стали понятными случаи восстановления познавательной деятельности у некоторых детей после длительной (иногда двух - трёхлетней) функциональной задержки их умственного развития. Раньше было трудно понять, как может ребёнок два - три года мыслить плохо, а потом оказаться интеллектуально полноценным. В свете учения И.П. Павлова стала понятной возможность временного, преходящего нарушения познавательной деятельности (в связи с процессом охранительного торможения) и её последующего восстановления при наличии благоприятного режима.

Рефлекторная теория психики, лежащая в основе современной советской психологии, дала возможность объяснить зависимость изменения умственной работоспособности детей, перенёсших те или иные заболевания нервной системы, от их воспитания и обучения. Возникла более оптимистическая оценка перспектив психического развития умственно отсталых детей.

Поскольку болезнь центральной нервной системы ребёнка представляет собой сочетание органических и функциональных нарушений (разрушение некоторых клеток коры мозга и изменение силы и подвижности нервных процессов). Можно ликвидировать или ослабить эти функциональные нарушения нервных процессов, соответствующим образом организовав обучение и воспитание учащихся коррекционных школы. Так, например, оказывается возможным преодолевать такие особенности поведения детей, как несдержанность, несобранность, отвлекаемость внимания и т. д., формируя и укрепляя процесс внутреннего торможения.

Таким образом, перестройка психологии умственно отсталого ребёнка на основе учения академика И. П. Павлова способствовала дальнейшему углублению понимания умственной отсталости. Стали понятнее физиологические механизмы нарушения познавательной деятельности (слабость замыкательной функции коры, склонность к охранительному торможению, инертность - нервных процессов и т. д.).

Очень важные исследования особенностей нервной высшей деятельности умственно отсталых и иных аномальных детей, выполненные профессором А. Р. Лурия и его многочисленными сотрудниками и учениками, а также работы М. С. Певзнер и др. сотрудников обогатили психологию умственно отсталых детей.  

 

Оказалось чрезвычайно полезным вспомнить всё то, о чем давно писал известный советский психолог Л. С. Выготский. Он оставил глубоко содержательную теорию психического развития умственно отсталого ребёнка. Которая не потеряла своей актуальности и сегодня. В настоящее время концепция Л. С. Выготского приобретает особо важное значение.

Разрабатываются вопросы дифференцированного индивидуального   подхода при обучении и воспитании детей, у которых умственная отсталость вызвана различными этиологическими факторами и психическое состояние которых также различно. Рассматриваются сложные вопросы формирования личности и характера умственно отсталых детей.

Важное значение в исследовании олигофрении или как мы сейчас говорим умственная отстал. Сыграли научные исследование советских психологов и дефектологов М.А Певзнер которая выпустила монографию «дети- олигофрены», «дети с отклонением в развитии» и ряд других монографий, и других авторов.

В настоящее время происходит дальнейшее изучение особенностей психического развития личности умственно отсталых детей. Это изучение даёт возможность анализировать сущность умственной отсталости не по дробным элементарным психическим процессам, а целостно. Иными словами, психологический анализ нарушений познавательной деятельности начинает основываться на анализе личности ребёнка, который включается в детские коллективы, входит в мир вещей и явлений окружающей действительности, усваивает опыт человечества, обладая неполноценной нервной системой. Вместо статичного перечисления разнообразных недостатков познавательных процессов возникает возможность установления закономерностей развития психики и путей компенсации недостатков.

Описанная выше эволюция взглядов на сущность умственной отсталости имеет важное значение. Значение этой эволюции помогает избегать ошибок прошлого.

 

Вкладывая тот или иной смысл в толкование причин и сущности умственной отсталости детей, учёные по-разному направляют свои исследования, цель которых  выявить и устранить или ослабить причины, мешающие больному ребёнку стать трудоспособным гражданином. Это работа продолжается и сейчас учёными, психологами, психоневрологами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на спец.семинаре на тему: «Социально бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью.

Выступление на спец.семинаре на тему: «Социально бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью....

Выступление на спец. семинаре на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА»

Выступление на спец. семинаре на тему:"Формирование характера"...

Семинар по олигофренопедагогике по теме «Классификация умственной отсталости МКБ-10» (доклад)

Описательная часть доклада по  формам и степеням умственной отсталости....

Семинар по олигофренопедагогике по теме «Классификация умственной отсталости МКБ-10» (презентация)

Презентация доклада по  формам и степеням умственной отсталости....

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ

Добро творить,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога.Лучами сердцаМир отогревать,И отдавать, и не считать,Что отдал много…”Марианна Озолиня...

Выступление "Взаимодействие специалистов при реализации образовательного маршрута обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Цель: обеспечение оптимального развития ребенка, успешная адаптация, реабилитация и интеграция в социум, личностный рост ребенка...