Главные вкладки

    Рабочая программа "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"
    рабочая программа по теме

    Аксенова Елена Михайловна

    Рабочая программа "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл aksenova_e.m._korr.poznav.deya-ti_doshk._s_ovz.docx99.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

    «ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

    ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

    109443, Москва, Есенинский бульвар, д. 12, к. 2                Тел./факс:+7(499)172-10-19        

    http://gppc.mskobr.ru/                gppc@edu.mos.ru

    «Согласовано»

    старший методист ТО_______________

    (наименование ТО)

    _______________  __________________

                   (подпись)                               (Ф.И.О.)

     «____»__________________ 2016 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Коррекция познавательной деятельности

    детей младшего дошкольного возраста

    с особыми образовательными потребностями

    Составитель:

    Аксенова Елена Михайловна,

    учитель-дефектолог

    Москва 2015


    СОДЕРЖАНИЕ

    1.

    Пояснительная записка…………………….……………………………..…....3

    2.

    Календарно-тематический план…………………………………………….....10

    3.

    Содержание программы……………………..……………….……………...…11

    4.

    Механизм отслеживания результатов …………………………………….….21

    5.

    Условия реализации программы …………………………………………..….22

    6.

    Список литературы ………………………………………………………….…23

    7.

    Приложение

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная рабочая программа предназначена для работы учителя-дефектолога по коррекции познавательной деятельности и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, имеющих проблемы в познавательно-речевом развитии, а также по формированию родительской компетенции в вопросах обучения и воспитания детей и установлению продуктивного взаимодействия с семьей.

    В связи с особенностями развития проблемные дети нуждаются в целенаправленном, специально организованном обучении, в котором особую роль играют способы воздействия взрослого, направленные на активизацию познавательной и речевой деятельности детей, а так же учет их возрастных и индивидуальных особенностей развития. Немаловажным является грамотно подобранное содержание коррекционных занятий и правильный выбор методов обучения.

    В основу программного материала положена система дидактических игр и упражнений Е.А. Стребелевой, А.А. Катаевой, содержание и методика проведения которых даны с учетом особенностей развития, воспитания и обучения детей дошкольноговозраста с отклонениями в развитии.

    Дидактическая игра, как средство обучения, позволяет решать учителю-дефектологу коррекционно-развивающие задачи и учитывать, прежде всего, игровые интересы ребенка.Игра, как основной вид деятельности детей, обеспечивая эмоционально-положительное отношение ребенка к процессу обучения, позволяет ему получить собственный действенный и чувственный опыт, навыки коммуникации.

    С целью повышения эффективности развития возможностей проблемного ребенка, формирования адекватных методов воспитания и обучения детей программа предусматривает использование педагогических технологий включения родителей в коррекционно-педагогический процесс, предлагаемых А.Г. Мишиной, практическая значимость которых состоит в разработке методических рекомендаций по формированию сотрудничества родителей с ребенком.

    Доступность и порядок расположения игр по мере усложнения, обеспечивающий поэтапность усвоения программы, позволяет использовать дидактический материал в качестве рекомендаций родителям по организации совместных действий с ребенком.

    Необходимость разработки данной программы вызвана введением в действие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает использование специальных коррекционных приемов обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья и устанавливает обязательным условием знание особенностей организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста, общих закономерностей развитияи особенностей становления и развития детских деятельностей в дошкольном возрасте,владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу, и психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с детьми с ОВЗ, а также владение методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, умение выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

    Актуальность программы заключается в использовании научно обоснованных методических путей формирования познавательной деятельности детей с проблемами развития, обеспечивающих создание специальных условий для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми, иоказании учителем-дефектологом профессиональной помощи родителям с целью повышения эффективности развития возможностей проблемного ребенка, формированияадекватных методов воспитания и обучения детей и включения родителей в коррекционно-воспитательный процесс.

    Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:

    • развития познавательно-речевой, двигательной сфер у детей с особенностями развития;
    • коррекции недостатков психологического развития,эмоционально-волевой сферы;
    • развития коммуникативных компетенций и межличностных отношений;
    • предупреждения вторичных нарушений развития;
    • формирования адекватных форм сотрудничества родителей с ребенком.

    Нормативно-правовая база программы:

    1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок,

    внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ);

    1. Федеральный закон об образовании  от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в

    Российской Федерации»;

    1. Приказ Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки

    России) от 19 декабря 2014 г. № 1598 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

    1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
    2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
    3. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» Указ

    Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761;

    1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»

    на2013-2020 годы (утв.Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013г. № 792-р);

    1. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»);
    2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

    Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014г.) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

    1. Устав ГБОУ ЦДиК «Участие»;
    2. Должностные инструкции учителя-дефектолога.

    Основой для разработки данной рабочей коррекционно-образовательной программы послужили следующие программы и программно-методические материалы:

    1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программы дошкольных образовательных

    учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта» – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.

    1. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: методические рекомендации. – М.: Просвещение , 2011.
    2. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2005.
    3. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактическихигр. М.: Владос, 2014.

    Цель программы: коррекция познавательной деятельности обучающихся младшего дошкольного возраста, имеющих проблемы в развитии, помощь родителям в создании благоприятных условий для развития ребенка.

    Задачи:

    образовательные задачи:

    • расширять и систематизировать имеющиеся представления об окружающем;
    • формировать ориентировочно-поисковую деятельность;

    коррекционно-развивающие задачи:

    • формировать систему сенсорных эталонов;
    • развивать познавательную активность ребенка;
    • формировать наглядно-действенное мышление, предпосылки наглядно-образного мышления;
    • развивать речь и формировать коммуникативные способности;

    воспитательные задачи:

    • формировать эмоциональное общение со взрослым;
    • воспитывать межличностные отношения, желание взаимодействовать с окружающими людьми, работать в группе.

    Достижение цели возможно лишь в том случае, если конкретные задачи коррекционно-образовательной работы определяются с учётом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза.

    В связи с этим, обозначим некоторые моменты, значимые для определения задач коррекционно-образовательной деятельности:

    • коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения;
    • коррекция должна быть направлена на достижение и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период;
    • коррекционно-образовательная работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства;
    • коррекционно-образовательная работа должна способствовать формированию предпосылок для благоприятного развития на следующем возрастном этапе;
    • коррекционно-образовательная помощь должна начинаться как можно раньше;
    • коррекционно-образовательная работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребёнка на данном возрастном этапе.

    Психолого-педагогическая характеристика обучающихся по программе

    У детей с отклонениями в развитии ведущими неблагоприятными факторами, влияющими на формирование познавательной деятельности, являются отсутствие стремления познать окружающий мир, слабая любознательность и восприимчивость к новому, т.е. обучаемость. У них не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослым,врезультате чего проблемные дети не овладевают способами усвоения общественного опыта.

    Проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. У проблемных детей чувственное познание без специального коррекционного воздействия развивается медленно. Оно не достигает того уровня, когда может стать основой деятельности. Выполняя то или иное задание, ребенок не может ориентироваться в его условиях, не знает, на какие свойства и отношения предметов нужно опереться, а потому он не в состоянии достичь положительного результата. Развитию восприятия и представлений препятствует то, что дети с отклонениями в развитии не овладевают поисковыми способами ориентировки.Они не умеют действовать ни по словесной инструкции, ни по подражанию и образцу.

    Сенсорное развитие детей с проблемами значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно.

    Для них характерно отсутствие стремления к тактильному обследованию предметов, они самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями, что препятствует развитию зрительно-двигательной координации.

    У детей с отклонениями в развитии задерживаетсяформирование целостного образа, и без специального коррекционного воздействия оно фактически не происходит до конца дошкольного возраста. Это в свою очередь влияет на возникновение действий по самообслуживанию, предметно-игровых действий, которые развиваются поздно и дефектно.

    Таким образом, у детей с отклонениями в развитии наглядно-действенное мышление без коррекционного воздействия развивается очень медленно. Они слабо обобщают общественный опыт, плохо ориентируются в условиях практической задачи, а проблемные задачи вообще не в состоянии решить.

    Дети с проблемами в развитии не включают речь в процесс решения мыслительныхзадач, т.е. не планируют свои действия. Обращает на себя внимание недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением, отмечается явный разрыв между действием и словом.

    Без специального обучения у детей с отклонениями развития фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач, у них наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом. Действия проблемных детей недостаточно осознаны, опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщен, а образы-представления формируются замедленно и фрагментарно.

    Значительные трудности вызывает формирование элементов логического мышления, они развиваются замедленно и имеют качественное своеобразие.

    У детей с отклонениями в умственном развитии отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы, характеризующиеся незрелостью, бедностью эмоций, слабостью волевых процессов, отсутствием критичности к результатам деятельности. Игра отличается бедностью воображения, стереотипностью, формальностью действий, однообразием. Продуктивная деятельность детей с отклонениями вне обучения не возникает. У них не появляются конструктивные умения, не возникает предметный рисунок.

    Для детей с отклонениями в развитии характерна несформированность всех компонентов речи. Особенно страдает связная речь, ее планирующая и коммуникативная функции.

    Проблемных детей отличает повышенная истощаемость,низкая работоспособность.

    Для познавательной деятельности характерны парциальность, мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. У них наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость.

    Для ребенка с отклонениями в развитии необходимо неоднократное повторение программного материала в разной форме, чтобы добиться его усвоения, а не формального заучивания.Кроме этого важно создать у них эмоциональное отношение к происходящему на зянятии.

    Принципы, методы и формы организации коррекционно-образовательного процесса

    Методологическим обоснованием программы являютсяличностно-ориентированный подход к организации деятельности ребенка ивзятая за основукультурно-историческая парадигма (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), согласно которой движущей силой развития является обучение и деятельность ребенка.

    В связи с этим при разработке рабочей программы были учтены следующие принципыобщей дошкольной педагогики:

    • единство воспитательного и образовательного процессов;
    • объективность и научность содержания обучения;
    • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
    • доступность, систематичность, последовательность, наглядность материала;

    коррекционной дошкольной педагогики:

    • принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;
    • принцип системного подхода к диагностике и коррекции отклонений в развитии;
    • принцип этиопатогенетический, учитывающий общие закономерности развития ребенка в норме и патологии;
    • принцип коррекции и компенсации, требующий соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка;
    • принцип деятельностного подхода, предполагающий опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование;
    • принцип содействия и сотрудничества обучающихся и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
    • принцип сотрудничества педагога с семьей обучающегося;
    • принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    Данная программа составлена с учетом основополагающих принципов здоровьесбережения:

    • создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессобразующих факторов, атмосферы доброжелательности, ситуации успеха для каждого ребенка;
    • образовательный процесс носит творческий характер, развитие внимания и воображения, активности и инициативности ребенка;
    • обеспечение мотивации, эмоциональной вовлеченности ребенка в познавательный процесс;
    • научно обоснованная система повторения,обеспечивающая прочное запоминание;
    • рациональная организация двигательной активности, обеспечение адекватного восстановления сил посредством смены видов деятельности, регулярного чередования периодов напряженной активной работы и расслабления.

    Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка.

    Основные методы работы

    В программе использованы различные методы и приемы, соответствующие содержанию коррекции и познавательным возможностям ребенка, способствующие активизации его познавательной деятельности.

    Возрастная адекватность– один из главных критериев выбора методов коррекционно-развивающей работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра, как особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования. В игре реализована большая часть содержания программы.

    Содержание программы в полном объеме реализовано в совместной деятельности педагога и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей.

    Основные виды деятельности, предлагаемые детям на занятиях:

    • двигательная (подвижные дидактические игры, игровые упражнения);
    • игровая (сюжетные игры, игры с правилами);
    • продуктивная;
    • коммуникативная (создание коммуникативных ситуаций для формирование базовых коммуникативных компетенций);
    • познавательно-исследовательская (наблюдение, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, моделирование);
    • чтение художественной литературы (чтение с элементами театрализации).

    Основными методами осуществления задач программы выступают:

    • проблемно-практические и проблемно-игровые ситуации, связанные с решением социально и нравственно значимых вопросов;
    • личностное и познавательное общение педагога с детьми.

    Для реализации рабочей программы используются и другие методы работы:

    • Методы, в основе которых лежат способыпередачи и восприятия информации:
    • словесные методы - словесной передачи и слухового восприятия информации (устное изложение, пояснение при показе, объяснения, опрос, образный сюжетный рассказ, фронтальная беседа для разрешения проблемных ситуаций и т.п.);
    • наглядные методы - наглядной передачи и зрительного восприятия информации (наблюдение, показ приёмов работы педагогом и т.п.);
    • практические методы - передачи информации посредством практических действий и тактильного кинестетического (через прикосновение и движение) восприятия. Эти методы предполагают самостоятельную практическую деятельность детей и деятельность с помощью рук педагога.

    Как правило, словесные методы применяются в сочетании с наглядными и практическими.

    • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
    • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
    • репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
    • частично-поисковый, проблемный –дети совместно с педагогом обсуждают предстоящую работу, выбирают способы её выполнения;
    • исследовательский – самостоятельная творческая работа.

    Ожидаемые результаты реализации программы:

    В ходе реализации рабочей программы у обучающихся:

    • сформируется мотивация к познавательной деятельности, увеличится познавательная активность;
    • сформируется восприятие как ориентировочная деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов;
    • сформируются системы сенсорных эталонов;
    • сформируется наглядно-действенное и предпосылки наглядно-образного мышления;
    • сформируются  и систематизируются представления об окружающем;
    • сформируютсяэмоциональная потребность в общении, коммуникативные компетенции и диалогическая речь;
    • сформируются навыки социального поведения и межличностных отношений;
    • сформируются продуктивные виды деятельности.

    Сроки реализации программы: программа рассчитана на учебный год, общая продолжительность обучения составляет 36 занятий (часов). Занятия проводятся один раз в неделю в течение 30 минут. В реализации программы используются индивидуальные и подгрупповые формы работы.

    Структура занятия:

    • Организационная часть (1-2 мин)
    • Сообщение темы и цели (1-2 мин)
    • Актуализация опорных навыков и умений ребенком (5-7 мин)
    • Начальная мотивация деятельности (2-3 мин)
    • Освоение нового материала (2-3 мин);
    • Обобщение и систематизация нового материала (15-20 мин)
    • Итоговая часть занятия (3-5 мин)

    Диагностический инструментарий

    Диагностический инструментарий включает анкетирование родителей ребенка, ознакомление с медицинской и психолого-педагогической документацией ребенка, беседу с родителями, обследование особенностей развития психических функций и поведения ребенка, продуктивных видов его деятельности.

    Для выявления уровня познавательного развития детей проводится исследование по авторской методике Е.А. Стребелевой (Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.пособие /Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004) , а так же с использованием методикавторовС.Д.Забрамной, О.В. Боровика (Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психолого-медико-педагогических комиссий – Гуманитар. изд. центр Владос,2005).

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    №№п/п

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    1

    Первичная диагностика познавательного развития. Ознакомление с правилами поведения (ПП). Вводный инструктаж по технике безопасности (ТБ)

    1

    Раздел 1. Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта

    2

    Формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции

    1

    3

    Формирование представлений о самом себе и позитивного отношения ребенка к себе

    1

    4

    Формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений

    5

    Формирование элементов произвольного внимания и запоминания как условия усвоения опыта. Активизация зрительного и слухового внимания

    1

    6

    Формирование подражания как способа усвоения и присвоения общественного опыта

    1

    7

    Формирование и усвоение действий по показу и образцу

    1

    Раздел 2. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук,

    мелкой моторики

    8

    Развитие хватательных движений как основы целенаправленных действий

    1

    9

    Развитие соотносящих действий и зрительно-двигательной координации. Формирование целенаправленных действий и внимания

    1

    10

    Развитие зрительно-двигательной координации и согласованности рук. Формирование ручных умений

    1

    Раздел 3. Развитие процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира (сенсорное развитие)

    11

    Восприятие формы на основе практических способов проб и примеривания

    1

    12

    Формирование зрительного восприятия формы

    1

    13

    Закрепление представлений о форме в слове-названии

    1

    14

    Восприятие величины на основе применения проб и примеривания

    1

    15

    Формирование зрительного восприятия величины

    1

    16

    Закрепление представлений о величине в слове-названии. Промежуточная диагностика

    1

    17

    Формирование восприятия цвета на основе зрительного различения (примеривания)

    1

    18

    Формирование восприятия цвета на основе зрительного соотнесения

    19

    Формирование представлений о цвете в слове-названии

    1

    20

    Формирование целостного образа предмета. Осознание целостности предмета и его частей

    1

    21

    Формирование восприятия пространства. Восприятие направления и пространственных отношений предметов и их частей

    1

    22

    Формирование пространственных представлений. Ориентировка в пространстве листа бумаги

    1

    23

    Пространственное расположение предметов. Словестные определения пространственных отношений объектов

    1

    24

    Развитие конструктивных способностей на основе совмещения признаков «цвет», «форма», «величина»

    25

    Развитие тактильно-двигательного восприятия. Узнавание предметов на ощупь.

    1

    26

    Формирование тактильно-двигательного выбора по образцу при восприятии формы, величины, пространственного расположения и предметной соотнесенности

    27

    Формирование представлений о предметах на основе тактильно-двигательного восприятия

    28

    Развитие слухового восприятия на основе развития неречевых звуков

    1

    29

    Развитие слухозрительного восприятия, речевого слуха и слухового внимания

    1

    Раздел 4. Развитие наглядно-действенного мышления

    30

    Формирование способности к выполнению практических задач на основе использования предметов-орудий, имеющих фиксированное значение

    1

    31

    Формирование способности к решению проблемно-практической ситуации с использованием вспомогательных средств и предметов, имитирующих орудия труда (предметов-заместителей)

    1

    32

    Формирование метода проб как основного способа решения практических проблемных задач

    1

    33

    Расширение опыта действия с предметами в ориентировочно-исследовательской деятельности

    1

    34

    Формирование самостоятельной ориентировочной реакции и элементов причинного мышления. Определение причинно-следственных зависимостей.

    1

    35

    Развитие элементов обобщения на основе выбора по образцу. Переход от восприятия к мышлению. Выделение существенного признака.

    1

    36

    Упорядочение и систематизация свойств и отношений предметов. Итоговая диагностика познавательного развития

    1

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Занятие 1. Первичная диагностика сформированности познавательной деятельности обучающихся. Знакомство с правилами поведения в Центре, инструктаж по технике безопасности (1 час).

    Программное содержание данного занятия предполагает диагностику развитии познавательной деятельности обучающихся, формирование детского коллектива, инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в Центре.

    На занятии используются следующие методические приемы: игры, направленные на установление контакта и формирование групповой сплоченности «Давай знакомиться»; «Ладошки здороваются».

    Первичная диагностика сформированности познавательной деятельности обучающихся проводится по авторской методике Е.А. Стребелевой(Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.пособие /Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004), а так же с использованием методик авторов С.Д.Забрамной, О.В. Боровика (Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психолого-медико-педагогических комиссий – Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2005).

    Занятие 2. Формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции (1час).

    Программное содержание данного занятия предполагаетсоздание эмоционального контакта и положительного отношения к совместным действиям со взрослым и использование совместных действий в обучении. Эмоциональное общение взрослого и ребенка строится на основе совместных действий, которые сопровождаются приветливой улыбкой, ласковым обращением и тактильным контактом. Формы создания эмоционального контакта  выбираются в зависимости от возраста и личностных особенностей ребенка. В соответствии с этим выбираются доступные дидактические и подвижные игры, хороводы, кукольный театр и др.

    На занятии используются следующие методические приемы и дидактические игры:  «Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Пришел Петрушка».

    Занятие предполагает включение указательных жестов, подражаний движениям и действиям с предметами, выделение элементарной речевой инструкции из ситуации, использование слова в качестве установки к действию.

    Для овладения действиями по выполнению элементарной речевой инструкции используются дидактические игры: «Идите ко мне – бегите ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати».

    Занятие 3.Формирование представлений о самом себе и позитивного отношения ребенка к себе(1 час).

    Программное содержание данного занятия предполагаетформирование представлений ребенка о самом себе, воспитание элементарных навыков для положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе.

    В процессе игр и занятий у детей складывается представление о самом себе и открытие своего «Я» через формирование своего жизненного опыта, зафиксированного в словесном плане, приобщение его к жизни близких людей; через становление ценностных ориентиров, связанных с возрастной и половой принадлежностью. Дети учатся откликаться, называть свое имя, имена сверстников, закрепляются представления детей о внешнем виде человека, функциональных частях лица и тела.

    На занятии используются следующие методические приемы, направленные наформирование сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности: «Выйди в кружок», «Найди свое место», «Расскажи о себе», «Бросай мяч», «Угадай, кого не стало», «Наши помощники», «Помощники человека в труде».

    Занятие 4.Формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений(1 час).

    Программное содержание данного занятия предполагаетформирование у детей способов усвоения и присвоения общественного опыта, адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы. На занятии закрепляются умения дифференцировать эмоциональные состояния, устанавливать связь с причиной, их вызвавшей.

    На занятии используются следующие методические приемы и дидактические игры:«День рождения куклы Кати», «Найди картинки», «Что чувствует девочка?», «Клоуны(эмоции)», «Кому что нужно».

    Занятие 5.Формирование элементов произвольного внимания и запоминания как условия усвоения опыта. Активизация зрительного и слухового внимания(1 час).

    Программное содержание данного занятия предполагает создание условий, обеспечивающих эмоциональный контакт ребенка со взрослым и формирование умения подражать, выполнять инструкцию или действовать по образцу через развитие запоминания и элементов произвольного внимания. На данном занятии для формирования устойчивого внимания детям предлагаются такие задания, которые требуют внимательного рассмотрения предмета (игрушки), его свойств, положения в пространстве, т. к. эти действия нужны для ориентировки в окружающем мире.Педагог учитдетей последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы,следить за передвижением предмета в пространстве.

    Для продуктивной работы на начальном этапе используются крупные и яркие игрушки, кукольный театр.

    На занятии используются следующие методические приемыи упражнения, способствующие активизации и развитию зрительного и слухового внимания детей:«Ку-ку (кукольный театр)», «Покорми птичку (кукольный театр)», «На прогулке (кукольный театр)», «Найди свою игрушку», «Найди свое место», «Будь внимательным».

    Занятие 6. Формирование подражания как способа усвоения и присвоения общественного опыта(1 час).

    Программное содержание данного занятия направлено на обучение подражанию –повторению движений взрослого или его действий с предметами, происходящих на виду у ребенка (обучение действиям по показу). Педагог показывает, а ребенок повторяет. Показ проводится медленно, с фиксированием того или иного момента и обозначается словом. Педагог выделяет каждый последовательный этап,ребенок прослеживает очередность операций в действии. При затруднении ребенка педагог берет его руки в свои и совместно производит нужное действие, а затем предлагает повторить действие самостоятельно по подражанию. Педагог знакомит детей с функциональным назначением игрушек, со свойствами бумаги, пластилина и способами действия с ними (обрывание бумаги, сминание пластилина).

    На занятии используются следующие методические приемыи упражнения, направленные на развитие подражания действиям взрослого и мелким движениям рук: «Прятки», «Птички»,«Прокати мяч»,«Покатай мишку (куклу, зайку)»,«Спрячь матрешку», «Сделай целое».

    Занятие 7.Формирование и усвоение действий по показу и образцу(1 час).

    Программное содержание данного занятия направлено на формирование действий по образцу (движений и действий с предметами). Педагог учит детей выполнять игровые действия по показу взрослого со сменой положения рук, пальцев; учит анализировать  и воспроизводить элементарный образец из двух частей. В качестве строительного материала для конструирования используются счетные палочки, наборы кубиков, пластилин, заготовки из картона.

    На занятии используются следующие методические приемыи игры: «Покатай матрешек»,«Домик для зайчика»,«Лесенка для мишки»,«Зеркало»,«Сделай целое»,«Ловкий мишка», «Сделай гриб».

    Занятие 8.Развитие хватательных движений как основы целенаправленных действий

    (1 час).

    Программное содержание данного занятия направлено на формирование восприятия и зрительно-двигательной координации,ручной умелости, согласованности действий обеих рук.Педагог обучает детей разным типам хватания: кулаком, щепотью (тремя пальцами), указательным и большим пальцами вместе (указательный тип хватания); учит дифференцировать движения пальцев (расставлять пальцы, сжимать вместе, выделять один, два пальца), действовать согласованно обеими руками. На занятии используются предметы разного размера и мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика).

    Для овладения целенаправленными хватательными движениями используются следующие методические приемыи игры,направленные на совершенствование ловкости рук, глазомера, согласованности действий рук:«Бросай шарики», «Поймай мяч», «Переложи игрушки», «Прокати шарики через воротца».

    Занятие 9. Развитие соотносящих действий и зрительно-двигательной координации. Формирование целенаправленных действий и внимания (1час).

    На занятии ставятся игровые задачи, в основе которых лежит принцип соотносящих действий (совмещения предметов или частей предметов), используются дидактические игрушки (башенки, матрешки, пирамидки и т. д.). Педагог учит совмещать предмет с отверстиями, отверстия шариков и колец со стержнями разной толщины, подбирать крышки к коробкам разной величины, собирать матрешек, действуя согласованно обеими руками, обращая внимание на свойства предметов (форму, величину).

    Для овладения целенаправленными соотносящими действиями используются следующие методические приемыи игры: «Разложи шарики»,«Посадим елочки»,«Цветная горка»,«Пирамидки», «Закрой коробки».

    Занятие 10.Развитие зрительно-двигательной координации и согласованности рук. Формирование ручных умений (1час.)

    Программное содержание данного занятия направлено на развитие моторики кистей и пальцев рук. Педагог учит детей выполнять действия руками по подражанию «кулак – ладонь», меняя движения, развивает внимание. В игре дети учатся целенаправленно выделять отдельно каждый палец, уточняя названия каждого. Педагог знакомит детей с пальчиковой гимнастикой, демонстрируя различные положения и определенные действия пальцев рук. Дети подражают действиям педагога. На занятии уделяется внимание содружественному движению рук и пальцев, произвольному регулированию скорости движений, совершенствованию хватания щепотью и указательным типомхватания; развитию координации при выполнении одновременных одинаковых действий обеими руками, развитию соотносящих действий.

    С этой целью на занятии дети учатся нанизыватьбусы, продевать тесьму в шнуровках, расстегивать-застегиватьпуговицы,продевать полоски бумаги в прорези заготовки. На занятии используются различные виды мозаики с мелкими элементами, бирюльки.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры, направленные на развитиемоторики кистей и пальцев рук, формирование целенаправленных действий: «Рыбка, плыви!», «Каждому пальчику – шапочку», «Бабушкины очки», «Будь внимательным!», «Дудочка», «Поезд», «Теневой театр», «Зайчики», «Гуси», «Мозаика», «Заборчик», «Бусы для куклы», «Помоги Незнайке», «Дорожка для зайчика», «Дождь идет», «Коврик для мамы», «Кто ловкий?».

    Занятие 11.Восприятие формы на основе практических способов проб и примеривания. (1час).

    Программное содержание данного занятия основано на использовании способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах с целью формирования полноценного зрительного восприятия формы, умения определять форму предмета и соотносить ее с формами других предметов.

    Игры и упражнения основаны на практических действиях, требующих опору на форму предметов. Педагог учитребенка пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные, видеть форму в предмете; соотносить форму прорези и вкладки; составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры: «Спрячь игрушку (картинку)»,«Чей домик?»,«Найди окошко»,«Что катится, что не катится», «Почтовый ящик».

    Занятие 12.Формированиезрительного восприятия формы (1час).

    Программное содержание данного занятия направлено на зрительное сопоставление формы. Иногда ребенок может практически проверить результат с помощью наложения и примеривания. Педагог учит воспринимать плоскостную форму, осуществлять выбор формы по образцу, проверять его с помощью наложения; вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной; узнавать предметы в рисунке, знать их названия и осуществлять выбор формы по названию.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры, направленные на формирование зрительного восприятия формы предмета: «Найди свою пару», «Лото», «У кого такое?», «Магазин», «Найди форму в предмете»

    Занятие 13.Закрепление представлений о форме в слове-названии (1час).

    Программное содержание данного занятия направлено на запоминание названий форм на основе сформированных представлений о форме. Педагог учит по представлению сопоставлять объемные фигуры сплоскостными, называть геометрические формы, находить предметы разной формы по слову-названию. С детьми закрепляются названия «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный».

    На занятии используются следующие методические приемы и игры, направленные на запоминание, связанное с представлениями о форме: «Узнай и запомни»,«Запомни и найди»,«Найди похожую»,«Ищи и находи».

    Занятие14. Восприятие величины на основе применения проб и примеривания (1 час).

    Программное содержание данного занятия направлено на формирование умения различать величину практическина основе длительного применения проб и примеривания.Педагог учит ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные формы. В качестве игрового материала детям предоставляются различные формочки (вкладки), доски Сегена, матрешки, пирамидки.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры:«Спрячь игрушки», «Опусти шарик в коробку», «Протолкни шары (кубы, бруски)», «Спрячь матрешку»,«Построй башню», «Оденем кукол»,«Построй ворота».

    Занятие15. Формирование зрительного восприятия величины (1час).

    Программное содержание данного занятия направленона сопоставление величины предметов зрительно. В случае затруднений ребенок проверяет свой выбор наложением. При соотнесении предметов по величине педагог обращает внимание на разные параметры величины (длину, высоту, ширину) в тех случаях, когда они оказываются существенными для выполнения задания; учит определять зрительно предметы резко различной величины; соединять зрительный образ со словом. Педагог учит складывать пирамидки с учетом величины колец и брусков, для этого дает детям разнообразные пирамидки, с разным количеством колец разного цвета, по возможности меняя их.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры: «Лото»,«Пирамидки», «Улица»,«Полянка»,«Построим дома»,«Три медведя»,«У кого большой мяч?».

    Занятие16. Закрепление представлений о величине в слове-названии (1 час).

    Программное содержание данного занятия направлено на закрепление представлений о величине на основе соединения со словом. В играх закрепляется знание слов «большой-маленький», «высокий-низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий». Педагог учит пониманию относительности величины предметов путем сравнения предметов, закрепления представления в словах «больше-меньше», «выше-ниже», «длиннее-короче», «шире-уже».

    На занятии используются следующие методические приемы и игры: «Зоопарк»,«Кто высокий?»,«Ежик»,«Запомни и найди», «Найди, где спрятано».

    Занятие17.Формирование восприятия цвета на основе зрительного различения (примеривания) (1 час).

    Программное содержание данного занятия основанона зрительном различении предметов по цвету при непосредственном их сближении, т. е. примеривании. Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада между двумя цветами (резкого или близкого).Педагог обозначает результат словами «такой», «не такой». Первые игры и упражнения проводятся с предметами, резко различными по цвету, осуществляется выбор по образцу. Постепенно цветовой перепад уменьшается, и составление цветов осуществляется на расстоянии. Педагог побуждает детей к самостоятельности при выполнении задания, постоянно меняя предметы по цвету, чтобы они ориентировались не на форму, а на цвет.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры, позволяющие ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак:«Цветные кубики», «Найди цветок для бабочки», «Помоги Незнайке собрать букеты», «Спрячь мышку от кошки».

    Занятие18.Формирование восприятия цвета на основе зрительного соотнесения

    Программное содержание данного занятия основано назрительном соотнесении цветов (рядом ина расстоянии). В основе такого соотнесения лежит не просто различение, а восприятие цвета. Педагог включает взадания любые цвета и оттенки.

    Действуя с цветом, дети начинают запоминать и сами цвета, и их названия, учатся производить выбор цвета по слову.Игры и упражнения строятся так, чтобы ребенок сначала вычленил цвет как значимый признак и выполнил задание. Только после этого называется цвет. Сначала даются названия основных цветов: желтый, красный, зеленый, синий, а также белый и черный, а затем – дополнительных цветов и оттенков.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры:«Найди свою пару», «Найди свое место», «Подарим куклам бусы», «Лото(узнавание цвета)»,«Времена года».

    Занятие19.Формирование представлений о цвете в слове-названии (1час).

    Программное содержание данного занятия направлено на формирование представлений о цвете, которые закрепляются в слове-названии. Педагог учит ребенка пользоваться представлениями о цвете в повседневной жизни, соединять представления о цвете с представлениями о реальных предметах, оперировать этими представлениями не только в реальных действиях, но и мысленно.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры:«Узнай и назови», «Запомни и найди», «Какого цвета нет», «Что бывает такого цвета», «Оденем кукол», «Светофор».

    Занятие20.Формирование целостного образа предмета. Осознание целостности предмета и его частей (1час).

    Программное содержание данного занятия направлено на формированиецелостного образа предмета, выделение его контура, частей. Задания предлагаются в определенной последовательности, позволяющей учитывать закономерностиформирования целостного образа – от узнавания к восприятию и представлению. Педагог учит детей подбирать одинаковые (парные) предметы по образцу, узнавать изображение предмета в рисунке, соотносить название предмета с его изображением по слову-названию.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры: «Что на картинке», «Лото (узнавание предметов по картинке)», «Найди одинаковые», «Запомни и найди», «Что изменилось».

    Занятие21.Формирование восприятия пространства. Восприятие направления и пространственных отношений предметов и ихчастей (1час).

    Программное содержание данного занятия направлено на формирование восприятия направления (наверху, внизу, справа, слева, за, перед), пространственного отношения предметов и их частей. На занятии используются игровые ситуации, позволяющие детям осознать, что внешний вид предмета может меняться в зависимости от того, из какого положения на него смотрят – спереди, сзади, сбоку, снизу или сверху. Педагог учит тому, что целый предмет может состоять из отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное место в целом, неизменное пространственное расположение. Обращается внимание детей на нарушение целостности предмета при отсутствии какой-либо его части. Дети учатся выделять части и соединять их в целое.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры, направленные на уточнение представления о предметах и его частях: «Поставь правильно», «Найди половинку», «Чего не хватает», «Лото (вкладки)», «Собери целое».

    Занятие22.Формирование пространственных представлений. Ориентировка в пространстве листа бумаги (1час).

    Программное содержание данного занятия предполагает формирование пространственных представлений. Особое внимание уделяется ориентировке в пространстве листа бумаги. Педагог знакомит детей с листом бумаги, как с определенным ограниченным пространством, имеющим свой верх и низ, середину и стороны, на котором можно отразить реальные пространственные отношения между предметами. Педагог учит самостоятельно переносить объемные предметы на плоскость, читать изображения какмодель реального пространства, воссоздавать ее в действиях с реальными предметами.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры: «Положи верно»,

    «Картина», «Что нарисовано».

    Занятие 23.Пространственное расположение предметов. Словестные определения пространственных отношений объектов.

    Программное содержание данного занятия направлено на уточнение восприятия пространственных отношений и их словестному определению. Этому способствуют действия с объектами, которые ребенок производит сначала по подражанию взрослому, затем по образцу, т. е. самостоятельно анализирует образец с точки зрения пространственных отношений предметов и их частей, закрепляя и обобщая его в слове. Речевая инструкция дается только тогда, когда ребенок научился правильно действовать по подражанию и образцу.Педагог учит различать отношения предметов и их частей по вертикали («на», «под»), горизонтали(«рядом», «около», «справа», «слева», «за», «перед»).Предлагаются игры, связанные с ориентировкой в ближнем и дальнем пространстве(«далеко», «близко», «тут», «там», «посередине»).

    На занятии используются следующие методические приемы и игры: «Возьми игрушку», «Спрячем и найдем», «Угадай, кто за кем», «Запомни и найди», «Найди и назови», «Запомни и назови».

    Занятие24.Развитие конструктивных способностей на основесовмещения признаков «цвет», «форма», «величина» (1час)

    Программное содержание данного занятия направлено на закрепление представлений о цвете, форме, величине, целостном образе предмета. Педагог предлагает детям простые задания на сравнение, группировку и сортировку предметов и элементов на основе выделения по свойству и признаку.Детям предъявляются задания на построение схематичных изображений предметов и игрушек. Дети учатся выбиратьэлементы конструктора по слову. Все результаты действий детей в процессе дидактических игр уточняются словом педагога, а потом и самого ребенка. Проверяются эти представления в процессе выполнения речевой инструкции, обозначающей пространственное расположение предметов. Постепенно заданияусложняются.

    На занятии используются следующие упражнения и игры: «Продолжи дорожки», «Предметные цепочки», «Строительный магазин»;используются пособия «Совмещение признаков»и«Логические блоки Дьенеша».

    Занятие 25.Развитие тактильно-двигательного восприятия. Узнавание предметов на ощупь. Формирование представлений о предметах на основе тактильно-двигательного восприятия (1час).

    Программное содержание данного занятия направлено на коррекцию и компенсациютактильно-двигательной чувствительности и тесно связанной с ней зрительно-двигательной координации.Педагог учит детей определять на ощупь форму и величину предметов.Проводятся игры на различение и узнавание, восприятие и представление предметов. Большое внимание уделяется сочетанию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной), опознанию и различению предметов и их свойств(образец дается зрительно, тактильно, двигательно или комплексно, перцептивная ориентировка происходит с помощью не зрительных, а ощупывающих и обводящих движений).

    На занятии используются следующие методические приемы:«Найди свою игрушку в мешочке», «Платочек для куклы»,«Чья это конура (норка, домик)», «Почтовый ящик».

    Занятие 26. Формирование тактильно-двигательного выбора по образцу при восприятии формы, величины, пространственного расположения и предметной соотнесенности (1час).

    Программное содержание данного занятия направлено на формирование тактильно-двигательного выбора по образцу.Образец дается либо зрительно, либо смешанным способом – зрительно-тактильным. В выборе предмета активно участвует зрение, а соприкосновение с предметом помогает ребенку получить образ в целом. Выбор по образцу на ощупь предлагается детям после того, как они научатся осуществлять этот выбор зрительно. В играх обращается внимание на формирование ощупывающего и обводящего движения, на правильное перемещение руки по предмету, на то, чтобы во время этого ощупывания ребенок фиксировал как общие (величину, форму, предметную отнесенность), так и более частные (наличие основных деталей, их отношение к целому и др.) признаки данных объектов.

    На занятии используются следующие методические приемы:«Чудесный мешочек», «Найди кукле (мишке, зайке) игрушку»,«Что лежит в мешочке»,«Магазин»,«Обведи, покажи, назови».

    Занятие 27. Формирование представлений о предметах на основе тактильно-двигательного восприятия (1час).

    Программное содержание данного занятия направлено на формирование цельных представлений о предметах окружающего мира на основе зрительного, тактильного,двигательного ощущений, что способствуют более точному пониманию значения слов-названийпредметов и сказывается на развитии речи. Игры на доступном материале позволяют детям производить действия, основанные на зрительном, тактильном и двигательном представлениях, на их единстве и соотнесении этих представлений со словом.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры: «Угости зверюшек»,

    «Накроем стол для кукол», «Найди картинку», «Обведи и нарисуй»,«Большие и маленькие шары».

    Занятие 28. Развитие слухового восприятия на основе развития неречевых звуков

     (1час).

    Программное содержание данного занятия направлено на развитие восприятия неречевых звуков, начиная от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука (фиксация) к их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям, осмыслению. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Дети учатся правильно определять направление, откуда идет звук, что поможет им ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры: «Тук-тук-тук», «Что гудит?», «Кто там?», «Поймай меня», «Где позвонили?». «Кто что слышит?», «Шумящие коробочки».

    Занятие 29. Развитие слухозрительного восприятия, речевого слуха и слухового внимания(1час).

    Программное содержание данного занятия направлено на развитие речевого слуха и слухового внимания.Работа проходит от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозрительного восприятия к слуховому восприятию слова, при котором ребенок не только слышит голос, но видит губы говорящего педагога. Если ребенок видит лицо педагога, то его слова воспринимаются и различаются слухозрительно. Если же педагог стоит за спиной у ребенка или закрывает лицо экраном, слова различаются на слух. Поэтому каждый раз, когда ребенок затрудняется при восприятии слов на слух, педагог переходит к слухозрительному восприятию.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры: «Кто за дверью?»,«Кто как кричит»,«Какая у меня картинка»,«Лото (определи слово)».

    Занятие 30.Формирование способности к выполнению практических задач на основе использования предметов-орудий, имеющих фиксированное значение(1час).

    Программное содержание данного занятия предполагает активизацию мыслительной деятельности детей, знакомство с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение, обучение способам ориентировки в окружающем. Педагог учит детей оценивать свойства объектов и отношения между ними,знакомит их со способами предметных действий на основе обобщения опыта действия с предметами.Индивидуальный опыт складывается в результате самостоятельных действий и подражания взрослому при словесном обобщении этих действий педагогом и ребенком.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры: «Покорми мишку»,

    «Угостим кукол», «Покатай зайку», «Полей цветок».

    Занятие 31.Формирование способности к решению проблемно-практической ситуации с использованием вспомогательных средств и предметов, имитирующих орудия труда (предметов-заместителей)(1час).

    Программное содержание данного занятия предполагает знакомство детей с различными вспомогательными средствами (предметами-орудиями) и способами их использования в проблемной ситуации. Педагог развивает у детей умение сосредотачиваться на самостоятельном решении практической задачи, учит выполнять действия со вспомогательными предметами-орудиями, прослеживать свои движения и изменения, производимые данным орудием. Индивидуальный опыт ребенка складывается в результате подражания взрослому, самостоятельных действий и словесного обобщения этого опыта.Педагог организует занятие так, чтобы каждый ребенок мог сначала выполнить задание самостоятельно, а затем наблюдать за действиями других детей и обобщать их опыт.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры:«Достань кукле шарик»,«Шарик в сетку»,«Достань ключик»,«Столкни мяч в корзину»,«Достань мяч»,«Достань игрушки».

    Занятие 32. Формирование метода проб как основного способа решения практических проблемных задач(1час).

    Программное содержание данного занятия направлено на формирование у детей умений не только самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, требующей применения вспомогательного предмета-орудия, но и учитывать при этом особенности ситуации и использовать соответствующие способы действия. Особое внимание уделяется применению метода проб в качестве способа решения практической задачи.Педагог учит соотносить свойства предмета-цели и предмета-орудия, анализировать условия практической задачи, решать их с помощью проб.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры: «Угадай, что в трубке», «Звени, колокольчик»,«Поставь машинку в гараж», «Столкни мяч в корзину»,«Достань тележку»,«Достань шарики», «Покорми зайку».

    Занятие 33.Расширение опыта действия с предметами в ориентировочно-исследовательской деятельности(1час).

    Программное содержание данного занятия основано на играх с предметами, имитирующими орудия труда. Педагог учит детей зрительно оценивать пространственные соотношения предметов и в соответствии с этим действовать с помощью предмета-орудия. У детей развивается глазомер, настойчивость, целенаправленность действий, формируется координация движений,согласованность действий рук.Педагог учит решению двухфазовых задач в наглядно-действенном плане, в деятельность включается промежуточная цель, когда предмет-орудие не находится непосредственно в поле зрения. Для получения этого предмета-орудия нужно решить дополнительную задачу: либо подготовить данный предмет (освободить от лишних деталей, очистить), либо изготовить его как орудие.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры:«Забор вокруг дома», «Сделай самолет»,«Достань игрушку», «Достань, что в трубке лежит»,«Игра с мячом».

    Занятие 34. Формирование самостоятельной ориентировочной реакции и элементов причинного мышления. Определение причинно-следственных зависимостей (1час).

    Программное содержание данного занятия направленона развитие причинного мышления, интереса к явлениям и поиску причин их возникновения.Педагогсоздает такие ситуации, где сначала все идет привычно, а затем происходит что-то необычное, нарушается привычный ход явления, тем самым вызывая у детей ориентировочную реакцию на нарушение привычной ситуации; побуждая к поиску причины нарушения; создавая интерес к устранению причины.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры:«Столкни шарик»,«Открой коробку»,«Покатай мишку»,«Кто ловкий».

    Занятие 35.Развитие элементов обобщения на основе выбора по образцу. Переход от восприятия к мышлению (1час).

    Программное содержание данного занятия направлено на формирование первичных обобщений, основанных на выборе по образцу. Педагог по выделенному свойству в одном предмете учит ребенка выделять это свойство в другом предмете и объединять оба объекта по данному признаку. Вначале ребенку предлагается произвести выбор по одному легко вычленяемому признаку, затем признак должен быть выделен из ряда других. Большое внимание уделяется самостоятельному выделению существенного признака как основания для группировки предметов, закреплению результата обобщающим словом.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры: «Протолкни «все такие»», «По грибы», «Кто где живет», «Что кому дать», «Цвет и форма»,модифицированные варианты методики Ивановой А.Я.

    Занятие 36.Упорядочение и систематизация свойств и отношений предметов (1час).

    Программное содержание данного занятия направлено на формирование умения самостоятельно определять основание для группировки, выделять существенный признак предмета, менять основание группировки со сменой образцов. Педагог предлагает группировать предметы по разным свойствам (форме, цвету, величине), осмысливать и закреплять в слове результат своих действий.

    На занятии используются следующие методические приемы и игры: «Принеси такие же», «Разложи игрушки в свои домики», «Разложи картинки в свои конверты», модифицированные варианты методики Ивановой А.Я.

    Заключительная диагностика сформированности познавательной деятельности обучающихся проводится по авторской методике Е.А. Стребелевой (Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.пособие /Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004).

    МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

    Результаты коррекционно-развивающих занятий оцениваются на основании анализа и сравнения данных первичного и итогового психолого-педагогического обследования:

    • первичная диагностика участников образовательного процесса;
    • проведение повторной (промежуточной и итоговой) диагностики;
    • входное и выходное анкетирование родителей;
    • система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы.

    С помощью системы мониторинга определяется степень освоения ребенком программы занятий и влияние образовательного процесса, организуемого в рамках программы, на развитие ребенка. Мониторинг детского развитияпроводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка и представляет собой наблюдение за активностью ребенка в процессе занятий.

    Мониторинг детского развития включает в себя оценку познавательного развития ребенка, развития общих способностей: умственных, коммуникативных и регуляторных.

    В процессе мониторинга детского развития исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, анализа продуктов детской деятельности.

    Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов и позволяет осуществить оценку динамики достижений детей.

    Эффективность занятий определяется по следующим показателям:

    • общее оздоровление и укрепление организма: развитие двигательных навыков, развитие сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, быстроты реакций, координации движений, развитие организованности, дисциплины;
    • совершенствование мелкой моторики: согласованность и точность движений пальцев, ловкость и координированность рук;
    • совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий, формирование аналитического восприятия;
    • развитие произвольного внимания, памяти, речи, мыслительных способностей.

    Основными показателями, свидетельствующими о том, что работа по Программе проводится эффективно, являются:

    • качественные изменения в психоэмоциональном состоянии детей (появление познавательного интереса, повышение самооценки, улучшение памяти, развитие фантазии, воображения, богатства восприятий, увеличение объёма активного внимания);
    • положительные изменения межличностных отношений в группе (овладение навыками работы в команде в ситуации совместной деятельности, снятие негативных тенденций общения, появление признаков конструктивного общения);
    • развитие творческих способностей (воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного (креативного); умения перевоплощаться, импровизировать, использовать психофизические средства выразительности – мимику, жесты, движения – соответственно логике персонажа и с учётом места действия);
    • возникновение «эффекта достижения», когда полученные на занятиях навыки помогают ребёнку значительно улучшить качество его жизни, например, побороть неуверенность в себе, легче адаптироваться в детском коллективе и пр.

    Динамика достижений обучающихся в процессе освоения программы определяется на основе сопоставления и анализа результатов первичной и итоговой диагностики. Результаты освоения программы фиксируются в карте (середина и конец срока реализации программы).

    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Материально-техническое оснащение

    Занятия проводятся в отдельном, хорошо освещенном, проветриваемом помещении, оснащенномшкафами для пособий, развивающих игр и игрушек, детскими столами и стульями, компьютером.

    Учебно-методическое обеспечение:

    • специальная литература;
    • ЭОР: аудиозаписи музыкальных произведений, бытовых шумов, голосов животных; электронная почта для рассылки рекомендаций и коррекционно-развивающих материалов родителям;
    • развивающие игрушки и пособия;
    • дидактические игры;
    • наборы для конструирования;
    • иллюстративный материал;
    • сюжетные картинки (иллюстрации к сказкам);
    • «Волшебный мешочек»
    • коробочки с различными наполнителями;
    • матрешки;
    • пирамидки разного размера и разной конструкции;
    • игрушки сюжетные;
    • детские книги;
    • канцелярские принадлежности (альбомы, цветные карандаши) и т.п.

    Научно-методическое обеспечение программы:

    • Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта» – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011;
    • Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: методические рекомендации. – М.: Просвещение , 2011;
    • Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Альбом: Наглядный материал для обследования детей, – М: Просвещение, 2009;
    • Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. –М.: Владос, 2001;
    • Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психолого-медико-педагогических комиссий –М.: Владос, ,2005.

    Психолого-педагогическое сопровождение проблем развития ребенка

    Важным условием реализации программы является включение родителей в коррекционно-развивающий процесс. Работа по программе обеспечивается следующими формами взаимодействия с родителями:

    • анкетирование (проводится с целью уточнения проблем развития ребенка и уточнения запроса родителей);
    • беседы (проводятся с целью оказания родителям своевременной помощи по вопросам коррекционно-педагогического сопровождения проблем развития ребенка в семье);
    • консультации (проводятся с целью усвоения родителями определенных знаний, умений; оказания помощи в разрешении проблемных вопросов).

    В течение всего года проводятся консультации родителей, им транслируются основные методы продуктивного взаимодействия с их детьми, даются конкретные рекомендации по организации совместной деятельности взрослого и ребенка дома, коммуникативному и эмоциональному развитию ребенка. Родители присутствуют на занятиях, участвуют в тематических беседах, принимают непосредственное участие в коррекционно-воспитательном процессе, получают практические рекомендации, памятки, ссылки на специальную литературу.

    Положительные результаты в усвоении программы достигаются при активном включении родителей в коррекционно-развивающую работу.

    Здоровьесберегающие технологии

    Создание здоровьесберегающих условий на занятиях – важное условие организации деятельности детей.

    Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка:

    • учёт возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития ребенка;
    • организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
    • обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии.

    Физкультурно-оздоровительные технологии:

    • дыхательная гимнастика;
    • пальчиковая гимнастика;
    • гимнастика для глаз;
    • физкультминутки (комплекс упражнений и подвижных игр).

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта» – 2-е изд.-  М.: Просвещение, 2011.  
    2. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание

    дошкольников с нарушением интеллекта: методические рекомендации. – М.: Просвещение , 2011.

    1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего

    и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. – СПб.: Каро, 2013.

    1. Программы воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.

    Гербовой, Т.С. Комаровой – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика – Синтез, 2005.

    1. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе

    дидактических игр. – М.: Владос, 2014.

    1. Стребелева  Е.А., Мишина Г. А., Разенкова Ю. А. Психолого-педагогическая

    диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.

    1. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. –М.: Владос, 2001.
    2. Мишина Г.А., Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии: автореф. дис. к.п.н. /Г.П.Мишина. – М.,1998.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование средств музыкального воспитания для коррекции произноси-тельной стороны речи у детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями

    Наличие у большинства детей нарушений речи различной степени тяжести, остро ставит вопрос о поиске новых форм обучения. Одной из таких форм может стать внесение в содержание уроков музыки специфически...

    Презентация программы "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"

    Презентация программы "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями" ...

    Конспекты занятий к программе "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"

    Конспекты занятий к программе "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"...

    Рабочая программа «Развитие восприятия у детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями»

    Рабочая программа «Развитие восприятия у детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями»...

    Программа "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"

    Давыдова Н.И. Программа "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями" // 2016 г....

    Конспекты к программе "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"

    Коррекционно-развивающая программа групповых занятийКонспекты к программе "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"...

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста "Волшебница-вода"

    Целью материала является обогащение представлений младших дошкольников  о воде и ее свойствах в игровой форме. Материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям, с...