Доклад на педагогическом совете «Стратегия и тактика подготовки педагогов инклюзивного образования»
методическая разработка по теме
Доклад на педагогическом совете «Стратегия и тактика подготовки педагогов инклюзивного образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovete.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогическом совете
«Стратегия и тактика подготовки педагогов
инклюзивного образования»
С изменением экономической и социальной ситуации в стране изменяются подходы к содержанию образования и подготовки специалистов для образовательных учреждений, куда приходят учиться дети с особыми образовательными потребностями. Принимая во внимание дискуссионность многих аспектов проблемы инклюзивного образования детей, учитывая многочисленные и разнообразные, по сути, подходы к определению сущности инклюзивною образовательного процесса (Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова. Н. Д. Шматко и др.). нельзя не заметить очевидную вещь — современные специальные учебные заведения, школы и детские сады, в большинстве своем, не готовы принять детей с особыми образовательными потребностями. И дело не столько и не только в отсутствии адаптированной для инклюзивного образования среды, сколько в отсутствии педагогов, получивших специальную подготовку и готовых осуществлять инклюзивное образование детей, влияя на всех субъектов образования.
Обеспечение инклюзивности рассматривается в качестве процесса, который связан с изменениями и преобразованиями в содержании, подходах, структурах и стратегиях, а его отличительной чертой является общая концепция, которая охватывает всех детей соответствующей возрастной группы, и убеждение в том, что именно обычная школьная система призвана дать образование всем детям (Программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы).
«Включающее образование» — это шаг на пути создания включающего общества. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба (П. Миттлер). В основе практики инклюзивного обучения заложена идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося, удовлетворения особых образовательных потребностей каждого ребенка и, следовательно, подготовка педагогов инклюзивного образования должна обеспечить возможность решения этих стратегических задач.
Решающим условием инклюзивного образовании детей с особыми образовательными потребностями является обеспечение образовательною процесса квалифицированными кадрами, которые:
- принимают новую систему ценностей; творчески ревизуют новые технологии обучения;
- способны решить проблему социализации детей с особыми образовательными потребностями;
- владеют методами психолого-педагогической диагностики;
- стабильно добиваются высоких результатов в своей профессиональной деятельности;
- знают специфику образовательных программ;
- владеют методиками и технологиями обучения детей с особыми образовательными потребностями;
- эффективно взаимодействуют как в самом учреждении, так и с окружающим социумом (Б. В. Белявский. Т. В. Волосовец, Н. Н. Малофеев. М. А. Новикова. В. С. Шилов, П. Е. Чепурных, Е. Р. Ярская-Смирнова и др.).
Педагогические кадры, обладающие перечисленными компетенциями, нуждаются в специальной подготовке. Такая подготовка включает решение комплекса взаимосвязанных задач:
- у педагогов следует формировать адекватное отношение к появлению в детском коллективе особого ребенка (сформировать симпатию, интерес, готовность принять и желание учить такого ребенка);
- необходимо научить раскрывать потенциальные возможности обучения детей;
- дать возможность показать и доказать, что такие дети могут в условиях профессионально организованной поддержки достичь уровня развития большинства своих сверстников, а может быть, в чем-то и опередить их.
Принятие педагогом особого ребенка должно сочетаться с ясным пониманием особенностей его психического развития, познавательной деятельности, слабых и сильных сторон его личности.
В процессе подготовки специалиста нужно специально учить его налаживать взаимодействие с родителями и близким окружением, учить сотрудничеству и партнерству, знакомить с особенностями комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и родителей. Педагог, работающий с детьми с особыми образовательными потребностями, должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формируют у него представления о типологии и структуре отклоняющегося развития, о способах предупреждения и преодоления интеллектуальной либо физической недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.
На протяжении многих лет считалось, что для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями необходимы специалисты, получившие специальное дефектологическое образование, фундаментальную теоретическую и практическую подготовку (И. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, Е. Г. Речицкая, О. А. Денисова, Л. М. Кобрина, А. М. Гендин, А. А. Дмитриев, М. И. Сергеев, Л. И. Дмитриева и др.
Целесообразность такой подготовки доказана высокими результатами и достижениями отечественной коррекционной педагогики и психологии, эффективностью работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Актуализированная современными реалиями необходимость подготовки педагогов инклюзивного образования позволяет рассматривать опыт специального дефектологического образования как фундаментальную основу для разработки стратегии и тактики подготовки педагогов инклюзивного образования, базу для определения миссии вуза в этом процессе.
Следует выделить ряд принципиальных моментов в подготовке педагога-дефектолога, которые определят идеологию подготовки педагогов инклюзивного образования:
1. Системообразующим критерием комплекса научных и практических знаний педагога-дефектолога выступает антропологический принцип, который определяет отбор и интеграцию всех необходимых знании о человеке и его социализации в норме, а затем и при отклонениях в развитии в контексте специальной психологии и коррекционной педагогики, с последующей внутридисциплинарной конкретизацией применительно к той или иной специальной предметной области.
2. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной педагогической деятельности, тесно взаимодействует с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной и другими видами деятельности, и направлена к одной цели — содействию ребенку с особыми образовательными потребностями в его социализации средствами специального образования.
3. Профессиональный опыт педагога-дефектолога обеспечивает ему квалифицированную профессиональную деятельность в различных коллективах, социальных группах — учащихся, воспитанников и их родителей, студентов, коллег, молодежных групп, конфессиональных и общественных (в том числе родительских) организаций, обществ, объединений и др.
Обозначив общие основы для понимания сути подготовки педагога инклюзивного образования, выделив его функционально-целевые ориентиры, можно вплотную подойти к вопросу об определении актуального уровня готовности будущих и работающих педагогов к осуществлению образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии.
Для изучения готовности и возможности осуществления инклюзивного образования проводилось крупномасштабное исследование, в котором участвовали студенты - будущие специалисты в области дефектологического, дошкольного и начального образования; практикующие педагоги, работающие в учреждениях специального (коррекционного) и массового образования дошкольного и школьного звена. Следует отметить, что примерно 40% современных педагогов общеобразовательных учреждений (и школьных, и дошкольных) не готовы к осуществлению инклюзивного образования: они плохо ориентируются в особенностях детей с отклонениями в развитии, не хотят принимать и понимать индивидуальное своеобразие и особые образовательные потребности детей с ОВЗ, не способны воздействовать на родительскую позицию и отношение здоровых детей к факту наличия в классе или группе ребенка с особыми образовательными потребностями. Наиболее подготовленными специалистами для осуществления инклюзивного образования детей с OBЗ оказались педагоги-дефектологи —высокий уровень готовности выявлен у 34%, тогда как у педагогов общеобразовательных учреждений — 21%.
Полученные результаты доказывают необходимость специальной подготовки педагогов инклюзивного образования и позволяют утверждать, что такая подготовка в рамках специального (дефектологического) образования является фундаментом для определения стратегии и тактик подготовки педагогов инклюзивного образования.
Следует отметить, что сложность подготовки специалистов для инклюзивного образования определяется не только многообразием предметного пространства, составляющего сферу профессиональной деятельности специалиста, но и связанной с ним (предметным пространством) необходимостью овладения будущими специалистами широким спектром клинических, психолого-педагогических дисциплин предметной подготовки применительно к различным категориям детей с отклонениями в развитии. Сложность обусловлена также особенностями организации целостного образовательного процесса такой подготовки.
Общая модель построения образовательного процесса будущих специалистов выстраивается в логике технологии модульного обучения и направлена на развитие личности педагога и формирование профессиональной ментальности будущего специалиста в свете реализации современных требований общества к подготовке специалистов в области образования, способных осуществлять расширенное и планомерное воспроизводство культуры, социальных установок и ценностных ориентаций.
Таким образом, подготовка кадров для обеспечения инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями является сложной проблемой, требующей теоретико-методологического обоснования, внедрения, практической апробации и серьезного научного осмысления. Предпринята попытка обоснования философии и методологии подготовки педагогов инклюзивного образования, рассмотрения функционально-целевых и организационно-содержательных аспектов системы такой подготовки, определена возможность использования специального дефектологического образования как функциональной основы и базиса подготовки специалистов инклюзивного образования детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стратегия и тактика подготовки учащихся к ОГЭ по английскому языку
Основной государственный экзамен по английскому языку. Вам НУЖНО его сдать, но вы ХОТИТЕ сдать максимально хорошо, для этого вы работаете и в результате вы МОЖЕТЕ заработать максимальный балл. В этой ...
Тема выступления на педагогическом совете: «Стратегии работы по подготовке к ЕГЭ с детьми группы риска»
пед. совет...
Стратегия и тактика подготовки учащихся 9 (11) классов к ГИА
Данная презентация предлагает некоторые аспекты из опыта работы по подготовке учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ....
Стратегия и тактика подготовки учащихся к ОГЭ по английскому языку
В статье описан формат ОГЭ 2020 по английскому языку, описаны стратегии и методы подготовки учащихся к ОГЭ по английскому языку....
Стратегия и тактика подготовки к впр по английскому языку в 8 классе.
материал полезен для отработки всех заданий впр....
Стратегия и тактика подготовки к устной части ВПР по английскому языку в 7классе.
Материал пошагово готовит учащихся к выполнению устной части ВПР.....
ДОКЛАД на педагогическом совете Тема: «Актуальные аспекты подготовки учащихся к ОГЭ по математике».
ОГЭ - это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. Цель, которую ставит перед собой каждый учитель, это подго...