К вопросу об использовании словарей на уроках русского языка и чтения
методическая разработка

Черкасова Людмила Валентиновна

К вопросу об использовании словарей на уроках русского языка и чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «ОГБОУ "Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»

К вопросу об использовании словарей на уроках русского языка и чтения

 (из опыта работы учителя Черкасовой Л.В.).

Смоленск

2020

В программах по русскому языку точно указано, сколько словарных слов должен знать учащийся в каждом классе. Мы знаем, что для половины учащихся это невыполнимо.

Ну, а те слова, которые не включены в этот  список? Отсюда вывод: нужно не просто познакомить воспитанников со словарём, но научить обращаться по аналогии со справочной литературой.

Я на уроках русского языка использую «Орфографический словарик» Грушникова П.К. он переиздавался десятки раз, но до сих пор остаётся самым удобным для использования: компактен, статьи понятны, есть дополнительный материал. На его основе практически работают сейчас всевозможные и государственные, и негосударственные издательства.

Чтобы приобщить к работе со словарём, нужно, во-первых, чтобы словарь постоянно находился на парте, в поле зрения учеников; во-вторых, учить надо неназойливо.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА

Перед работой со словарём повторяем алфавит, т.к. слова расположены по алфавиту. Есть много упражнений для усвоения алфавита ещё в начальной школе: нахождение лишней буквы в ряду стоящей по алфавиту группы букв;

«печатание на машинке», когда дети по очереди проговаривают весь алфавит; заучивание стихотворений об алфавите (С.Маршака, Б.Заходера и др.); пропевание алфавита на мотив какой-либо песенки.

Я делю весь алфавит на манер стихотворной строчки:

а, б, в, г, д, е, ё,

ж, з, и, й, к, л, м, н,

о, п, р, с, т, у, ф,

х, ц, ч, ш, щ,

ъ, ы, ь,

э, ю, я.

МЕТОДИКА ЗНАКОМСТВА СО СЛОВАРЁМ

Создаём ситуацию: найти в словаре учебника несколько словарных слов (их там не должно быть). Где можем найти ещё эти словарные слова?

В словаре.

Методика чтения – рассматривание книги, разработанная Н.К.Светловской, актуальна и для словарей русского языка.

  1. Знакомство с обложкой (название, автор).
  2. Что означает слово орфография? (правильное написание слов). Чему нас учит этот словарь? Зачем он нужен?
  3. Словарик – почему книга так называется?

Чем похож словарь на другие книги?

Чем отличается?

  1. Делаем маленькие «научные открытия».

а) сосчитаем, сколько страниц в словаре занимают слова на ту или иную букву.

б) сравниваем количество слов на букву -г- и букву -к-. увидим, что слов на букву -к- больше, чем слов на букву -г-.

То есть учащиеся могут понять и убедиться, что такое частотность букв в русском языке.

  1. Читаем памятку для учащихся. Разбираем, как пользоваться словариком (графические выделения, сокращения).
  2. Рассматриваем приложение: списки имён собственных, отчеств, названия городов, правила правописания.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СО СЛОВАРЁМ

Основная работа со словарём может проводиться в двух направлениях, названных автором Грушниковым П.А.

Первое – использование словаря как справочника.

Второе – использование словаря в качестве учебника русского языка.

  1. Словарь-справочник

Каждый словарь – своеобразное справочное бюро, которое может дать ответы на любые вопросы.

Как произносится слово: хвоя или хвоя?

Как правильно сказать: щупалец или щупальцев?

Изменяется ли слово – какао-?

Какого рода слово – шампунь-?

Словарь должен стать подсказчиком, помощником. Смысл каждого слова объясняется в процессе любого вида упражнений:

а) Выпишите из словаря пять слов на букву – с -. Поставьте ударение, правильно прочтите слова, выделите орфограммы, ст.65.

        столяр, сторожка, студень, сутолока, сызнова.

б) Выпишите из словаря по два имени существительных, глагола, имени прилагательного на букву – з -. Поставьте ударение, выделите орфограммы, правильно прочитайте слова, стр.21.

        заря                зарасти                звеньевой

        зарядка        запрячь                заячий

в) Найдите слова с противоположными значениями (страница словаря записана на доске):

        ответ – с.11 (вопрос)

        дорогой – с.16 (дешевый)

        иногда – с.12 (счастливый)

г) Замените слова одним словом близким для них по смыслу:

        большой, громадный – с.39 (огромный)

        сверкать, снять – с.7 (блестеть)

        говорить тихо – с.73 (шептаться)

        водитель машины – с.73 (шофёр)

        прекрасный, удивительный – с.72 (чудесный)

д) Найдите отгадку в словаре. (указывается страница или буква, на которую начинается слово-отгадка).

- Её сразу узнаешь по белой с чёрными полосками коре. У русских это – любимое дерево (с.7 бнрёзка).

- Это получается, когда тёплый и холодный воздух движется, навстречу друг к другу (с.9 ветер).

- Он начинает петь весной рано утром высоко в небе (с.18 жаворонок).

- Её делает врач, чтобы дети не болели (с.52 прививка).

- С этого дня начинается неделя (с.48 понедельник).

  1. Словарь-учебник

Словарь может выступать дополнением к учебнику русского языка, т.к. в нём представлены все разделы грамматики, изучаемые в школе.

Раздел «Звуки и буквы».

Найди слово

а) Оно начинается на букву «а», заканчивается на последнюю букву алфавита, ст.4.

Запишите слово, разделите его для переноса (авария: ава-рия).

б) Слово начинается и заканчивается последней буквой алфавита. Запишите слово. Обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные, ст.74   (яблоня).

в) Слово «прячется» на стр.73, столбик справа. В слове два слога, второй слог ударный. Знака ударения над словом нет.

Спишите слово, подчеркните гласные буквы. Объясните, почему нет знака ударения.

офёр).

г) Слово «прячется» на стр.73, столбик справа. В слове два слога, второй слог ударный. Спишите слово, подчеркните согласные буквы. Твёрдые они или мягкие?

(щавель)

д) Слово «прячется» на стр.26, столбик справа. Первый слог – ударный. Спишите, подчеркните букву, обозначающую звонкий согласный звук.

(компас)

е)  Слово находится на стр.23, столбик справа. В слове гласных больше, чем согласных. Запишите слово, разделите два переноса.

(какао: ка-као)

ж) Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв, на стр.71, столбик справа.

(циркуль, церковь).

Раздел «Родственные слова. Состав слова»

а) Стр.9, столбик слева.

Найдите пары родственных слов, выпишите их, определите корень слов.

(Велосипед – велосипедист

Верблюжий – верблюжья

Верёвка  верёвок)

б) Стр.4, столбик слева.

К данным на доске (словам) именам существительным подберите родственные имена прилагательные. Разберите их по составу.

Авиация – авиационный

Автобус – автобусный

Адрес – адресный

Автор – авторский

Абрикос – абрикосовый

в) Стр.73, столбик слева. Найди родственные слова

(школа – школьник – школьница)

г) Найди в словаре слова: велосипед (с.9), шахматы (с.72), машина (с.31).

добавьте суффикс – ист. Какие слова получились? Докажите, что они родственные.

Велосипед – велосипедист

Шахматы – шахматист

Машины – машинист.

Раздел «Род имён существительных. Склонение имён существительных»

а) Найдите по пять примеров имён существительных муж., жен. и ср. родов на букву

                        «б»     «а»    «о»

б) Найдите по пять примеров на каждое склонение на букву «к»:

                        1       2       3

Раздел «Имена собственные»

Работа с приложением

а) Найти к данным кратким именам собственным полные имена.

        Мужчины,ст.75                                                Женщины, ст.76

   Саша, Шура – (Александр)                                          Настя – (Анастасия)

   Андрюша – (Андрей)                                                 Лера – (Валерия)

   Боря – (Борис)                                                          Зина – (Зинаида)

   Витя – (Виктор)                                            Люда – (Людмила)

   Жора – (Георгий)                                            Ира – (Ирина)

б) Выписать по пять полных женских и мужских имён. Образовать от них краткие имена.

в) От чьих имён образуются отчества?

Образовать отчества от имён, найдите их в словаре (стр.76).

Леонид – (Леонидович, Леонидовна)

Семён – (Семёнович, Семёновна)

Фёдор – (Фёдорович, Фёдоровна)

Юрий – (Юрьевич, Юрьевна)

Михаил – (Михайлович, Михайловна)

Обратите внимание, что в мужских отчествах после «ч» не пишется «ь».

РАЗНООБРАЗИЕ ТИПОВ СЛОВАРЕЙ.

После знакомства с «Орфографическим словариком» необходимо познакомить детей с другими словарями. Они должны быть выставлены в кабинете, чтобы учащиеся могли свободно к ним обращаться.

  1. Словарь антонимов.
  2. Толковый словарь Ожегова.
  3. Литературный словарь.
  4. Словарь русских пословиц и поговорок.
  5. Энциклопедический словарь.

По каждому виду словаря проводится внеурочная работа. Даётся задание на три типа:

а) найти в библиотеке и принести словарик;

б) найти толкование некоторых слов;

в) выбрать по пять поговорок на определённую букву.

Хочется, чтобы вся работа со словарями русского языка на уроке была подчинена одному желанию – пристрастить  учащихся к чтению справочной литературы, научить ею пользоваться свободно. Может быть, даже разрешить пользоваться на контрольных работах, как об этом писал методист и педагог В.А.Добромыслова. ведь школьники только учатся правильно говорить и писать. Если приучить детей обращаться к словарям за советом и помощью, воспитаем человека, которому не страшно сказать: «Не знаю, посмотрю в словаре».

Определяют нужный для работы вид словаря

Год

Начало года

Конец года

С помощью учителя

Самостоятельно

С помощью учителя

Самостоятельно

2014/2015

37,5

10,0

66,5

20,0

2015/2016

42,5

20,0

90,0

35,0

2016/2017

66,5

35,0

100,0

40,0

2017/2018

87,5

45,0

100,0

55,0

2018/2019

100,0

65,0

100,0

75,0

Работа со словарём

Год

Начало года

Конец года

По первой букве

По второй букве

По третьей букве

По первой букве

По второй букве

По третьей букве

С помощью учителя

Само

стояте

льно

С помощью учителя

Само

стояте

льно

С помощью учителя

Само

стояте

льно

С помощью учителя

Само

стояте

льно

С помощью учителя

Само

стояте

льно

С помощью учителя

Само

стояте

льно

2014/2015

37,5

10,0

27,5

10,0

50,0

40,0

10,0

15,0

10,0

2015/2016

42,5

20,0

42,5

10,0

15,0

5,0

70,0

45,0

15,0

20,0

15,0

2016/2017

66,5

35,0

66,5

12,5

25,0

10,0

90,0

50,0

25,0

40,0

20,0

2017/2018

87,5

45,0

45,0

15,0

40,0

15,0

100,0

70,0

30,0

50,0

25,0

2018/2019

100,0

65,0

100,0

25,0

50,0

20,0

100,0

100,0

100,0

50,0

100,0

30,0

Литература.

  1. Бондаренко А.А. Словари на уроке. – ж. Начальная школа №5 – 1999.
  2. Грушников П.А. Как познакомить учащихся начальной школы с орфографическим словарём. – ж. Начальная школа, 12 – 1956.
  3. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. – М: Учпедгиз, 1935-40 г.г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных технологий на уроках русского языка и чтения

В данном докладе сообщается о возможностях использования интерактивных технологий на уроках русского языка и чтения в среднем звене специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

Использование интерактивной доски на уроках русского языка и чтения.

Выступление на педагогическом совете. Практические задания....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения

Здоровьесберегающая деятельность - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.Проблема сохранения и укрепления здоровья остается на сегодня очень острой, поэтом...

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ СЛОВАРЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

1. Содержание работы с орфографическим словаремДля того чтобы ученики уже на исходном этапе начали овладевать словарным запасом родного языка, очень важно формировать нужду пользоваться...

Здоровьесберегающие упражнения с использованием ИКТ на уроках русского языка и чтения

Здоровьесберегающие упражнения с использованием ИКТ на уроках русского языка и чтения...