Программа по профориентации. «Мир моих интересов»
рабочая программа

Лисянская Татьяна Анатольевна

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников, включая детей с особыми образовательными потребностями, зачастую не соответствуют потребностям экономики России в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proforient.docx64.55 КБ
Файл programma_proforient.docx53.25 КБ

Предварительный просмотр:


СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР

«31» августа_2014  г.

Программа по профориентации.

«Мир моих интересов»


РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

протокол № 4 

от 31.08.2014

Учитель профильного труда

Т.А. Лисянская

 Адаптация – приспособление организма к изменяющимся условиям.

Социальной – общественной, относящийся к жизни людей, их отношениям в обществе.

 Профессиональной:

1)   относящийся к какой-либо профессии;

 2) занимающийся чем-нибудь как профессией, а так же являющийся профессией.

 Профессиональная ориентация –

1) умение разобраться, осведомлённость в чём-либо.

2) направленность деятельности в интересах кого или чего-нибудь. 

Словарь профессия – область общественного разделения труда в которой создаются определенные продукты, имеющие определенную потребительскую стоимость Профессия – область общественного разделения труда в которой создаются определенные продукты, имеющие определенную потребительскую стоимость Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии. Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого- педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии

Актуальность обусловлена важностью аспекта социальной адаптации к реалиям современного ми

       Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников, включая детей с особыми образовательными потребностями, зачастую не соответствуют потребностям экономики России в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.

       Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.

Цель - подготовить учащихся к самостоятельной жизни в социуме.

Создать условия для  организации и реализации единого комплексного подхода в  подготовке учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личным интересам, так и общественным потребностям и запросам рынка.

 Задачи

1.Показать значимость труда и необходимость приобретения профессии для дальнейшей жизни.

2.Расширить представления учащихся о перечне профессий, которые необходимы нашему городу.

3. Развивать профессиональные компетенции в области технологии, материаловедения, свойств материалов, устройства оборудования

4. Оказание помощи в профессиональном и личностном самоопределении и становлении. 

5. Создать систему  профориентационной работы, функционирующую  в направлениях:

        охвата всех ступеней образования (5-9кл) с соблюдением преемственности;

        включения профориентационной работы в учебную и внеурочную  деятельность;

        расширения профориентационного пространства за счет связей с общественными организациями,  профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями;

        медико-психолого-педагогическое сопровождения учащихся  в рамках Программы;

        включения родителей в проектирование будущей профессиональной деятельности детей;

        оказания социальной консультации в вопросах получения образования и дальнейшего трудоустройства.

6.     Осуществить мониторинг эффективности профориентационной работы.

       Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

       С целью осуществления успешной социализации и построения собственной траектории развития выпускника,  нами была создана система профориентационной работы, охватывающая все образовательные ступени школы и участников образовательного процесса. Система представлена в Программе профориентационной работы школы.

  Содержание Программы

Принципы профориентационной работы:

        Систематичность и преемственность:

        Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

        Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

        Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

        Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах)

Структура профориентации может быть представлена в виде треугольника. Основание треугольника представляет собой учет индивидуально-психологических особенностей человека, одна из сторон – знание требований профессии к человеку, вторая сторона – учет требований рынка профессий.

1.     Организационный блок.

 Направлен на создание:

-организации индивидуальной работы с учащимися и их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей;

-расширение профилей трудового обучения как по гендерному, так и  по смешанному типу на основе преемственности с учреждениями средне-специального образования. Внедрение в практику комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках и в воспитательной работе: социально-экономическая игра;

2.     Диагностический блок.

-создание банка медико-психолого-педагогических данных об учащихся, необходимого для проектирования будущей профессиональной деятельности,

- осуществление мониторинга социальной адаптации выпускников школы (катамнез).

3.     Профориентационный блок.

 Предполагает осуществление комплекса профориентационных мероприятий в рамках пропедевтики и обучения, консультационной работы с учетом возраста и потребностей учащихся.

5 класс

6 – 7 классы

8-9 классы

Направление работы

Формирование ценностного отношения к труду

Формирование образа «Я»  

Формирование образовательного запроса

Основные ступени и этапы управления системой профориентации в школе  

 Формирование представления о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.  

Формирование осознания учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

 При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Формирование представления о профессиональных

 навыках, перспективах профессионального роста и

мастерства, правилах выбора профессии, умения

 адекватно оценить свои личностные возможности в

 соответствии с требованиями избираемой

профессии. Основное внимание уделяется

 консультационной помощи в выборе профессии,

определяется стратегия действий по освоению

 запасного варианта.

Формы работы

Ролевые и дидактические игры, беседы конкурсы «Карнавал профессий»,  экскурсии на предприятия, где работают родители семейные праздники оформление альбомов «Люди разных профессий» с учащимися 5-6 классов проводятся первые психологические игры.

Деловые игропрофориентационные игры игры-погружения игры-путешествия.

 Учащиеся 5-7 классов изучают многообразие рабочих профессий,

Беседы, консультации по вопросам выбора

 профиля обучения. Информирование о способах получения желаемого образования.

 Информирование о требованиях профессии

 к человеку.

 Информирование об оплате труда. 

Изучение профессий, которые наиболее

востребованы на рынке труда. На данном этапе

активизируется диагностическая работа

 проводимая психологом, проводятся уроки

выбора профессии.

Результат деятельности

Выбор  собственной образовательной траектории (Учащиеся выбирают занятия по интересам, кружковые занятия )

Проектная  деятельность (Собор материала о профессиях родителей учащихся, социальные проекты)

-работа по созданию профессиограммы, в которых

отражены психофизические особенности

 профессий  -исследовательская деятельность:

создается и расширяется база данных об учебных заведениях, о редких профессиях  «Азбука профессий»,  

 консультационная деятельность среди учащихся и их родителей.

 

Профориентационная работа реализуется в урочной и внеурочной деятельности.

 В урочной деятельности через уроки технологии по профилю швейное дело.

Во внеурочной деятельности через воспитательные занятия с соответствующей тематикой, профориентационный месячник в форме социально-экономической игры, программы внеурочной деятельности по профилям, профессиональные пробы в рамках долгосрочного проекта «Где родился, там и пригодился».

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  • составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников (классные часы);
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в  средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами  средних профессиональных учебных заведений.

Учитель-предметник:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Необходимо:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление подростком требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII-IX классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

4. Степень самопознания школьника.  Квалифицированный специалист  даёт школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.

Нормативно - правовое обеспечение: Закон РФ «Об образовании», 
Закон РФ «О занятости населения в РФ».
В мастерской оформлен уголок по профориентации, который играет большую роль для учащихся в профориентации. Так как наглядное отражение профориентационной работы с учащимися в школе оказывает неоценимое воздействие на активизацию работы учащихся.
Оформление уголка осуществлено по принципу доступности и наглядности. Материал привлекает оригинальностью оформления, актуальностью тематики. 
Основные функции уголка по профориентации:
- уголок профориентации оказывает информационно-справочные услуги учащимся, учителям, родителям;
- в уголке профориентации содержатся материалы о местных и других учебных заведениях (перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка, условия приёма и учёбы, распределение после окончания учёбы);
- сведения о местных организациях и предприятиях;
- календарь профессий (сменный материал, приуроченный к профессиональным праздникам);
- советы ищущим работу;
- информация из центра занятости. 

Особое значение для профессионально ориентационной работы имеет приобретение трудовых навыков и умений. Именно на уроках швейного дела учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности, приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть программа, содержащая систему организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы. Ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию выпускников формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации. 

С 5 класса ведем дневники наблюдений «В мире профессий», в которых учащиеся отражают необходимые сведения по данной профессии.
Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения служит урок. В ходе урока в зависимости от его содержания решаются следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности.
Урок с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а так же с демонстрацией по ходу урока или практических
занятий. 
Профориентационная беседа- наиболее распространенный метод. 
Примерный план беседы о профессии:
1.Знакомство с историей развития данной профессии.
2. Основное содержание труда специалистов этой профессии.
3.Орудия труда и материалы, используемые специалистами этой профессии.
4.Условия труда.
5. Общетрудовые, общетехнические и специальные знания, умения и навыки которыми должен обладать рабочий данной профессии.
6.Психофизические требования профессии к человеку.
7.Экономические сведения о профессии.
8.Подготовка кадров и возможности профессионального роста.
Профессиональное просвещение. Важность просвещения в том, что благодаря ему, расширяются рамки свободы выбора профессии, чем больше будут знать учащиеся о различных видах производства и профессиях, об условиях труда, о том, где можно обучиться той или иной специальности, тем осознаннее будет его выбор.
Дети знакомятся с рейтингом спроса рабочей силы на рынке труда города, заполняют таблицу.
Данные из таблицы выносятся на обсуждение подростков, например:
- какая профессия пользуется большим спросом на рынке труда?
- от чего зависит заработная плата?
- что должен уметь делать……?
- все ли желающие могут работать по данной……. профессии?
Знакомимся с оптимальным выбором профессии, где стараемся рассмотреть каждое условие применимое как к выбранной профессии так и личности учащегося. 
Эффективной формой профориентации учащихся являются праздники труда. Учащиеся заранее готовят выставку изделий, выполненных на уроках трудового обучения, готовят показы моделей одежды. 
Неделя труда показывает не только трудовые умения и навыки учащихся, но и большую их ответственность, любовь к урокам труда, помогает учащимся увидеть роль труда в жизни человека и настроить их на дальнейший выбор профессии. Одним из таких мероприятий был проведён общешкольный фестиваль профессий, где учащимся предоставлялась возможность защитить профессию в той или иной форме. 
Для оценки способностей школьника к данному виду труда используются профессиограммы специальностей.

 Профессиограмма отражает систему требований, предъявляемых той или иной профессией к человеку.

 В ней указывается следующее:
1. основные, наиболее часто встречающиеся работы в данной профессии;
2. операции, приёмы и действия, выполняемые при работе;
3. общие и специальные знания, необходимые для выполнения данной работы;
4. общие и специальные умения и навыки;
5. основные противопоказания к освоению профессии.
Выбор профессии в значительной мере определяется здоровьем человека. На здоровье влияют многие факторы, в том числе — состояние окружающей природной и производственной среды, санитарно-гигиенические условия работы. Выбирающему профессию необходимо знать факторы, которые считаются неблагоприятными для организма.
Насколько объективно будут выявлены и учтены особенности темперамента человека, настолько полно будет реализованы его профессиональные качества в конкретной деятельности выбранной сферы труда. Знакомятся с различными типами темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. 
Важную роль в правильном выборе профессии играет характер человека, его свойства. В профессиональной деятельности большое значение имеют волевые качества личности. Именно они определяют умение человека сознательно направлять свою деятельность в соответствии с определенными целями, преодолевать трудности и препятствия в работе. Особую ценность представляют сведения о том, как проявляются профессиональные мастерство и творчество, в чем заключается профессиональная этика специалиста, какие моральные, волевые и другие качества ему необходимы.
Важную роль в профориентации играют экскурсии на производство. В школе они проводятся регулярно для ознакомления учащихся с различными рабочими профессиями. Кроме экскурсий практикую встречи с представителями предприятий сферы обслуживания, учебных заведений, где каждый их них рассказывает о том, каких качеств, знаний, навыков требует от него профессия, отвечают на вопросы учащихся. Далее выдаются листы «Клуб профессиональных знакомств» где, учащиеся составляют описание профессии, после рассказа приглашенных гостей . Постоянно с детьми проводятся беседы, какая профессия больше подойдет. Учитываются особенности школьников и дифференцированный подход к профориентационной работе.
Дифференциация профориентационной работы осуществляется по следующим направлениям:
- по содержанию трудового обучения (наличие программ);
- по способностям, интересам и практическим возможностям подростков (возможность выбора профиля специализации);
- по качеству сформированных рабочих навыков, уровня усвоения технологических знаний, состояния скоростных показателей;
- по полу, месту жительства, уровню трудового воспитания учащихся.
Очень важна в профориентационной работе связь с родителями, которых также необходимо ориентировать на выбор профессии их детей.
Игровая деятельность, как один из видов профориентационной работы
Особенностями игры являются нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на деятельность. Особенно актуальны в рамках профориентационной работы ролевые, имитационно-моделирующие и деловые игры. Эти игры направлены на принятие решений сложном социальном контексте, обеспечивают комплексный анализ естественнонаучных и технических проблем.
Функции игровой деятельности:
- Коммуникативная - игра помогает освоить навыки общения; 
- Самореализации - игра создает условия для творчества и активности; 
- Развлекательная - игра развлекает, доставляет удовольствие, побуждает     интерес; 
- Диагностическая - игра создает условия для самопознания, способствует корректировке и установке на определенное поведение.
Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
Целью профессиональной диагностики ставится изучение личности  обучающегося в целях профориентации.

Конец формы

Планируемые результаты (портрет выпускника)

Критерии

Показатели

Когнитивный .

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития

3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями

4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения

Мотивационно-ценностный

1. Заинтересованность в получении знаний.

2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора

Деятельностно-практический

1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей

2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам

 

 

Литература.
1. Бгажнокова И.М О выборе профессии и трудоустройстве выпускников вспомогательной школы.//Дефектология [текст] - 1982. - № 3. 
2. Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе [текст] - Москва, 1966. – 305 с.
3. Патракеев В. Г. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушением интеллекта.//Дефектология [текст] - 1996. - № 3.

Конец формы





Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребенок» г.Смоленска»

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ №___

от «__» _______ 2019_г.

директор

________ С.А.Дюг

СОГЛАСОВАНО:

педагог-организатор

_______  Рыбакова Л.В.

ПРИНЯТО:  

на педагогическом совете

Протокол №__

от «__» ______ 2019г.

РАССМОТРЕНО:

на МО кл.руководителей

Протокол №  1

от «__» августа 2019  г.

руководитель МО _________ Рыбакова Л.В.

Программа по профориентации.

«Мой жизненный маяк»

Учитель профильного труда

Т.А. Лисянская

2019

Воспитанники коррекционного учреждения (образовательного учреждения для умственно отсталых учащихся) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов.

Поскольку труд является одним из основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд (Л.С. Выготский), коррекционное учреждение нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе для детей с нарушением интеллекта.. Её решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.

По Федеральному Закону от 24.11.95 года №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ограничение жизнедеятельности включает в себя 7 основных критериев, а именно: полная или частичная утрата лицом осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Применительно к учащимся специальных (коррекционных) школ особенно актуальны критерии ориентировки общения, контролирования поведения, обучения и трудовой деятельности.

Искажённые сведения об истинном демографическом составе детей с интеллектуальной недостаточностью привело к тому, что количество профессиональных учебных заведений коррекционного направления в системе Минобразования уменьшилось, а в системе Министерства социального развития для данной категории детей почти отсутствуют. Также отсутствуют специалисты в службе занятости, способные оказать квалифицированную помощь в поиске работы выпускникам коррекционных заведений. Из всего перечня профессий и специальностей для профессионального обучения безработных граждан и не занятого населения и насчитывающего 88 пунктов применительно к соискателям рабочих мест, только 4 (садовод-озеленитель, штукатур – маляр, плотник, резчик по дереву) можно использовать для подготовки умственно-отсталых детей. Остальные виды работ недоступны для усвоения выпускниками специальных школ.

В то же время в современном обществе сегодня господствует ключевой принцип: умственно отсталые выпускники имеют право заниматься общественно полезным производительным трудом, который даёт им средства для независимого существования и, самое важное, развивает чувство самоуважения, осознания нужности обществу. Опыт показывает, что большинство выпускников коррекционной школы могут выполнять не только вышеперечисленные виды деятельности. Весь контингент учащихся специальных (коррекционных) школ можно разделить на 3 категории:

1 группа – выпускники могут выполнять малоквалифицированные работы в народном хозяйстве, на производстве и малых предприятиях; однако данная категория учащихся является самой немногочисленной;

2 группа – могут работать в качестве надомников или на предприятиях, использующих труд инвалидов; к данной категории относится большинство выпускников;

3 группа – могут выполнять элементарную домашнюю работу и владеют навыками самообслуживания.

Практика показывает, что те выпускники, которые идут непосредственно на производство, редко применяют трудовые навыки, приобретённые в школе, и выполняют неквалифицированные виды труда. Характер работы большей части (от 50 до 70 %) выпускников – это разнорабочие, посудомойки, дворники, подсобные рабочие и т.д. При этом отмечается частая смена рабочих мест, связанная с возникновением конфликтных ситуаций в коллективе, непосильностью рабочего режима и норм выработки, недостаточным уровнем сформированности ответственности за результат труда.

Значительная часть выпускников коррекционной школы завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ, однако, тем не менее, они испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов, частично обусловленные состоянием интеллектуальной сферы:

- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищённости;

- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценивания своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

- неспособностью учащихся адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовностью к преодолению определённых профессиональных трудностей;

- недостаточным уровнем коррекционно-воспитательной работы в образовательном учреждении.

Кроме того, нередко у школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые находятся на полном или частичном государственном обеспечении, формируется склонность к потребительскому отношению к жизни, отсутствие чётких перспектив будущего, снижается способность к саморегуляции.

Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, помогающая развивать навыки самопрезентации и уверенного поведения, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.

Актуальность обусловлена важностью аспекта социальной адаптации к реалиям современного ми

       Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников, включая детей с особыми образовательными потребностями, зачастую не соответствуют потребностям экономики России в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.

       Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.

Цель - подготовить учащихся к самостоятельной жизни в социуме.

Создать условия для  организации и реализации единого комплексного подхода в  подготовке учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личным интересам, так и общественным потребностям и запросам рынка.

 Задачи

1.Показать значимость труда и необходимость приобретения профессии для дальнейшей жизни.

2.Расширить представления учащихся о перечне профессий, которые необходимы нашему городу.

3. Развивать профессиональные компетенции в области технологии, материаловедения, свойств материалов, устройства оборудования

4. Оказание помощи в профессиональном и личностном самоопределении и становлении. 

5. Создать систему  профориентационной работы, функционирующую  в направлениях:

        охвата всех ступеней образования (5-9кл) с соблюдением преемственности;

        включения профориентационной работы в учебную и внеурочную  деятельность;

        расширения профориентационного пространства за счет связей с общественными организациями,  профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями;

        медико-психолого-педагогическое сопровождения учащихся  в рамках Программы;

        включения родителей в проектирование будущей профессиональной деятельности детей;

        оказания социальной консультации в вопросах получения образования и дальнейшего трудоустройства.

6.     Осуществить мониторинг эффективности профориентационной работы.

       Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

       С целью осуществления успешной социализации и построения собственной траектории развития выпускника,  нами была создана система профориентационной работы, охватывающая все образовательные ступени школы и участников образовательного процесса. Система представлена в Программе профориентационной работы школы.

  Содержание Программы

Принципы профориентационной работы:

        Систематичность и преемственность:

        Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

        Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

        Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

        Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах)

Структура профориентации может быть представлена в виде треугольника. Основание треугольника представляет собой учет индивидуально-психологических особенностей человека, одна из сторон – знание требований профессии к человеку, вторая сторона – учет требований рынка профессий.

Трудовая деятельность учащихся протекает в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности.

Началом профориентационной работы является:

1. Работа с учащимися:

  индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты;

  консультирование по выбору профиля обучения (индивидуальное, групповое), анкетирование учащихся по вопросу их самоопределения в профессии;

 посещение Дней открытых дверей в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

  тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия, в учебные заведения;

  встречи с работниками предприятий, учреждений профессионального образования;

  встречи с выпускниками школы, обучающимися в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

  творческие конкурсы учащихся школы, организация выставок детских работ, поощрение активных участников мероприятий и выставок; 5

 оформление информационных стендов по профориентационной работе по направлениям: возможности рынка образовательных услуг, потребности рынка труда, оплата и условия труда.

  организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков трудовой деятельности (неделя трудового обучения, тематические классные часы и т.д.);

 общественно полезный труд, бытовой труд, самообслуживание, учебный труд.

 2. Работа с родителями:

  изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, отношения родителей к труду ребенка, обязанностей ребенка дома;

 собрания по профессиональному самоопределению учащихся;

  вовлечение родителей, владеющих рабочими профессиями, в профориентационную работу;

  проведение бесед с родителями, посещение на дому, разъяснение родителям и учащимся условий прохождения летней трудовой практики;

  информирование родителей о возможности временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

  пропаганда рабочих профессий среди родителей.

1.     Организационный блок.

 Направлен на создание:

-организации индивидуальной работы с учащимися и их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей;

-расширение профилей трудового обучения как по гендерному, так и  по смешанному типу на основе преемственности с учреждениями средне-специального образования. Внедрение в практику комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках и в воспитательной работе: социально-экономическая игра;

2.     Диагностический блок.

-создание банка медико-психолого-педагогических данных об учащихся, необходимого для проектирования будущей профессиональной деятельности,

- осуществление мониторинга социальной адаптации выпускников школы (катамнез).

3.     Профориентационный блок.

 Предполагает осуществление комплекса профориентационных мероприятий в рамках пропедевтики и обучения, консультационной работы с учетом возраста и потребностей учащихся.

5 класс

6 – 7 классы

8-9 классы

Направление работы

Формирование ценностного отношения к труду

Формирование образа «Я»  

Формирование образовательного запроса

Основные ступени и этапы управления системой профориентации в школе  

 Формирование представления о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.  

Формирование осознания учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

 При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Формирование представления о профессиональных

 навыках, перспективах профессионального роста и

мастерства, правилах выбора профессии, умения

 адекватно оценить свои личностные возможности в

 соответствии с требованиями избираемой

профессии. Основное внимание уделяется

 консультационной помощи в выборе профессии,

определяется стратегия действий по освоению

 запасного варианта.

Формы работы

Ролевые и дидактические игры, беседы конкурсы «Карнавал профессий»,  экскурсии на предприятия, где работают родители семейные праздники оформление альбомов «Люди разных профессий» с учащимися 5-6 классов проводятся первые психологические игры.

Деловые игропрофориентационные игры игры-погружения игры-путешествия.

 Учащиеся 5-7 классов изучают многообразие рабочих профессий,

Беседы, консультации по вопросам выбора

 профиля обучения. Информирование о способах получения желаемого образования.

 Информирование о требованиях профессии

 к человеку.

 Информирование об оплате труда. 

Изучение профессий, которые наиболее

востребованы на рынке труда. На данном этапе

активизируется диагностическая работа

 проводимая психологом, проводятся уроки

выбора профессии.

Результат деятельности

Выбор  собственной образовательной траектории (Учащиеся выбирают занятия по интересам, кружковые занятия )

Проектная  деятельность (Собор материала о профессиях родителей учащихся, социальные проекты)

-работа по созданию профессиограммы, в которых

отражены психофизические особенности

 профессий  -исследовательская деятельность:

создается и расширяется база данных об учебных заведениях, о редких профессиях  «Азбука профессий»,  

 консультационная деятельность среди учащихся и их родителей.

 

Профориентационная работа реализуется в урочной и внеурочной деятельности.

 В урочной деятельности через уроки технологии по профилю швейное дело.

Во внеурочной деятельности через воспитательные занятия с соответствующей тематикой, профориентационный месячник в форме социально-экономической игры, программы внеурочной деятельности по профилям, профессиональные пробы в рамках долгосрочного проекта «Где родился, там и пригодился».

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  • составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников (классные часы);
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в  средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами  средних профессиональных учебных заведений.

Учитель-предметник:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Необходимо:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление подростком требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII-IX классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

4. Степень самопознания школьника.  Квалифицированный специалист  даёт школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.

Нормативно - правовое обеспечение: Закон РФ «Об образовании», 
Закон РФ «О занятости населения в РФ».
В мастерской оформлен уголок по профориентации, который играет большую роль для учащихся в профориентации. Так как наглядное отражение профориентационной работы с учащимися в школе оказывает неоценимое воздействие на активизацию работы учащихся.
Оформление уголка осуществлено по принципу доступности и наглядности. Материал привлекает оригинальностью оформления, актуальностью тематики. 
Основные функции уголка по профориентации:
- уголок профориентации оказывает информационно-справочные услуги учащимся, учителям, родителям;
- в уголке профориентации содержатся материалы о местных и других учебных заведениях (перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка, условия приёма и учёбы, распределение после окончания учёбы);
- сведения о местных организациях и предприятиях;
- календарь профессий (сменный материал, приуроченный к профессиональным праздникам);
- советы ищущим работу;
- информация из центра занятости. 

Особое значение для профессионально ориентационной работы имеет приобретение трудовых навыков и умений. Именно на уроках швейного дела учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности, приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть программа, содержащая систему организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы. Ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию выпускников формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации. 

С 5 класса ведем дневники наблюдений «В мире профессий», в которых учащиеся отражают необходимые сведения по данной профессии.
Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения служит урок. В ходе урока в зависимости от его содержания решаются следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности.
Урок с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а так же с демонстрацией по ходу урока или практических
занятий. 
Профориентационная беседа- наиболее распространенный метод. 
Примерный план беседы о профессии:
1.Знакомство с историей развития данной профессии.
2. Основное содержание труда специалистов этой профессии.
3.Орудия труда и материалы, используемые специалистами этой профессии.
4.Условия труда.
5. Общетрудовые, общетехнические и специальные знания, умения и навыки которыми должен обладать рабочий данной профессии.
6.Психофизические требования профессии к человеку.
7.Экономические сведения о профессии.
8.Подготовка кадров и возможности профессионального роста.
Профессиональное просвещение. Важность просвещения в том, что благодаря ему, расширяются рамки свободы выбора профессии, чем больше будут знать учащиеся о различных видах производства и профессиях, об условиях труда, о том, где можно обучиться той или иной специальности, тем осознаннее будет его выбор.
Дети знакомятся с рейтингом спроса рабочей силы на рынке труда города, заполняют таблицу.
Данные из таблицы выносятся на обсуждение подростков, например:
- какая профессия пользуется большим спросом на рынке труда?
- от чего зависит заработная плата?
- что должен уметь делать……?
- все ли желающие могут работать по данной……. профессии?
Знакомимся с оптимальным выбором профессии, где стараемся рассмотреть каждое условие применимое как к выбранной профессии так и личности учащегося. 
Эффективной формой профориентации учащихся являются праздники труда. Учащиеся заранее готовят выставку изделий, выполненных на уроках трудового обучения, готовят показы моделей одежды. 
Неделя труда показывает не только трудовые умения и навыки учащихся, но и большую их ответственность, любовь к урокам труда, помогает учащимся увидеть роль труда в жизни человека и настроить их на дальнейший выбор профессии. Одним из таких мероприятий был проведён общешкольный фестиваль профессий, где учащимся предоставлялась возможность защитить профессию в той или иной форме. 
Для оценки способностей школьника к данному виду труда используются профессиограммы специальностей.

 Профессиограмма отражает систему требований, предъявляемых той или иной профессией к человеку.

 В ней указывается следующее:
1. основные, наиболее часто встречающиеся работы в данной профессии;
2. операции, приёмы и действия, выполняемые при работе;
3. общие и специальные знания, необходимые для выполнения данной работы;
4. общие и специальные умения и навыки;
5. основные противопоказания к освоению профессии.
Выбор профессии в значительной мере определяется здоровьем человека. На здоровье влияют многие факторы, в том числе — состояние окружающей природной и производственной среды, санитарно-гигиенические условия работы. Выбирающему профессию необходимо знать факторы, которые считаются неблагоприятными для организма.
Насколько объективно будут выявлены и учтены особенности темперамента человека, настолько полно будет реализованы его профессиональные качества в конкретной деятельности выбранной сферы труда. Знакомятся с различными типами темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. 
Важную роль в правильном выборе профессии играет характер человека, его свойства. В профессиональной деятельности большое значение имеют волевые качества личности. Именно они определяют умение человека сознательно направлять свою деятельность в соответствии с определенными целями, преодолевать трудности и препятствия в работе. Особую ценность представляют сведения о том, как проявляются профессиональные мастерство и творчество, в чем заключается профессиональная этика специалиста, какие моральные, волевые и другие качества ему необходимы.
Важную роль в профориентации играют экскурсии на производство. В школе они проводятся регулярно для ознакомления учащихся с различными рабочими профессиями. Кроме экскурсий практикую встречи с представителями предприятий сферы обслуживания, учебных заведений, где каждый их них рассказывает о том, каких качеств, знаний, навыков требует от него профессия, отвечают на вопросы учащихся. Далее выдаются листы «Клуб профессиональных знакомств» где, учащиеся составляют описание профессии, после рассказа приглашенных гостей . Постоянно с детьми проводятся беседы, какая профессия больше подойдет. Учитываются особенности школьников и дифференцированный подход к профориентационной работе.
Дифференциация профориентационной работы осуществляется по следующим направлениям:
- по содержанию трудового обучения (наличие программ);
- по способностям, интересам и практическим возможностям подростков (возможность выбора профиля специализации);
- по качеству сформированных рабочих навыков, уровня усвоения технологических знаний, состояния скоростных показателей;
- по полу, месту жительства, уровню трудового воспитания учащихся.
Очень важна в профориентационной работе связь с родителями, которых также необходимо ориентировать на выбор профессии их детей.
Игровая деятельность, как один из видов профориентационной работы
Особенностями игры являются нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на деятельность. Особенно актуальны в рамках профориентационной работы ролевые, имитационно-моделирующие и деловые игры. Эти игры направлены на принятие решений сложном социальном контексте, обеспечивают комплексный анализ естественнонаучных и технических проблем.
Функции игровой деятельности:
- Коммуникативная - игра помогает освоить навыки общения; 
- Самореализации - игра создает условия для творчества и активности; 
- Развлекательная - игра развлекает, доставляет удовольствие, побуждает     интерес; 
- Диагностическая - игра создает условия для самопознания, способствует корректировке и установке на определенное поведение.
Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
Целью профессиональной диагностики ставится изучение личности  обучающегося в целях профориентации.

Конец формы

Планируемые результаты (портрет выпускника)

Критерии

Показатели

Когнитивный .

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития

3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями

4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения

Мотивационно-ценностный

1. Заинтересованность в получении знаний.

2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора

Деятельностно-практический

1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей

2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам

 

 

Литература.
1. Бгажнокова И.М О выборе профессии и трудоустройстве выпускников вспомогательной школы.//Дефектология [текст] - 1982. - № 3. 
2. Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе [текст] - Москва, 1966. – 305 с.
3. Патракеев В. Г. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушением интеллекта.//Дефектология [текст] - 1996. - № 3.

Конец формы




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа по профориентации воспитанника

Цель: Создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускника.   Задачи: Обогащение представлений детей о мире профессии; Выявление интересов, склонностей и спосо...

Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.

Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить  разбираться в мире проф...

Занятие по профориентации "Профессии моей семьи"

Занятие по профориентации для учащихся 5-6 классов....

Программа по выявлению способностей обучающихся «Мир моих интересов»

Цель: выявление и развитие познавательных и творческих способностей обучающихся , создание условий для самореализации способностей обучающихся. Задачи: 1. Формирование мотивации приоб...

«Мир моих интересов»

            Ум ребенка - на кончиках его пальцев.                                ...

Рабочая программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор» (программа для учащихся 9-11 классов)

В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, молодые лю...

Беседа "Мир моих интересов"

Цель данной беседы: изучить интересы воспитанниц....