«Мир моих интересов»
творческая работа учащихся (7 класс)

Григорьева Светлана Викторовна

              Ум ребенка - на кончиках его пальцев.

                                          В. И. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_moih_interesov.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

        Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа - интернат»

               

                    Программа

             «Мир моих интересов»

(по выявлению творческих способностей во внеурочное время)

                         

                                             Воспитатель:  Григорьева С.В.

                                                                            2016 – 2017 уч.г.  

                                                        Ум ребенка - на кончиках его пальцев.

В. И. Сухомлинский.

Анализ ситуации.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании. Начинать развитие творческих способностей нужно с самого раннего возраста. В разных видах внеклассной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями воспитанников. Для развития детского творчества необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы).Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка. Занятия по художественному творчеству:

• способствуют развитию мелкой моторики ребенка,

• позволяют развивать воображения, координацию рук, память, творческие и умственные способности, интеллект,

• дают ребёнку возможность получить дополнительные знания и практические навыки, расширяя одновременно свой кругозор,

• повышают уровень развития речи, усидчивость, внимание, выдержку,

• проявлять индивидуальность.

Актуальность.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в нашем учреждении.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни, но и специальными занятиями, организуемыми в группе. Рисование, лепка, аппликация, оригами, бисероплетение , сбор моделей, вышивка, вязание — одни из самых любимых видов деятельности, доставляющих удовольствие для ребенка. 

Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Напротив, творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском.

Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).

Реализуемая цель: выявление творческих способностей воспитанников  во внеурочное время.

Цель программы – создание системы по выявлению творческих способностей обучающихся.

Задачи:

1. Выявление способных обучающихся.

2. Определение уровня творческих способностей, обучающихся до начала реализации программы.

3. Определение форм и методов работы , помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения в школе.

4. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний занятиях по ручному труду.

Методические принципы:

1.         Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.

2.        Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

3.        Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

4.        Применение полученных умений и навыков в жизненных ситуациях.

5.        Соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся.

Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:

 наблюдения за детьми в школе, во внеурочной деятельности, анализ, беседы, деловые и ролевые игры, тестирование, опрос, совместная деятельность, консультации специалистов, организация различных конкурсов и выставок.

Выявление творческих способностей у обучающихся происходит путем:

1.        Экспертного оценивания обучающегося, которое включает в себя оценки преподавателя, родителей, оценку сверстниками, а также самооценку.

2.         Анализа достижений обучающегося, его успеваемости, участия в конкурсах .

Показатели результативности:

способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, участие в творческих конкурсах.

Диагностические этапы:

1.        Педагогическая диагностика

2.        Психологическая диагностика

3.        Специальная углубленная диагностика

4.        Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)

Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:

-определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;

-аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;

-быстрота реакции и легкость ассоциирования;

-нестандартность мышления;

-творческие способности;

-развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.

Формы работы:

  1. Факультативные занятия.
  2. Кружки по интересам.
  3. Конкурсы, соревнования, выставки
  4. Работа по индивидуальным планам.
  5. Практическая работа.        
  6. Экскурсия.
  7. Игра.

Требования к работе по выявлению творческих способностей обучающихся:

Длительное наблюдение и изучение обучающихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.

Сочетание применения тестовых методик с обычными наблюдениями за деятельностью обучающихся.

Активное участие в творческих конкурсах, викторинах и т.д.

 Основные этапы реализации программы

1 этап

  • Разработка программы работы по выявлению творческих способностей обучающихся.
  • Создание портфолио  данных по способностям школьников.

2 этап

  • Диагностика склонностей обучающихся.
  • Создание банка творческих работ обучающихся.

 этап

  • Участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, праздничных  мероприятиях открытых мероприятиях.
  • Проведение выставок художественного творчества.
  • Стимулирование  творческих работ обучающихся.
  • Обобщение опыта работы по технологиям творческого развития детей

Ожидаемые результаты программы

  • создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала воспитанников;
  • повышение качества образования и воспитания;
  • удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких участников;
  • повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности;
  • адаптация к социуму в настоящем времени и в будущем;
  • повышение уровня владения обще предметными навыками;
  • повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;
  • повышение  эффективности самостоятельной работы.

На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности обучающихся. Так, например, путем систематического наблюдения за школьниками фиксируются их способности к освоению программы. Большую роль по выявлению способностей играют  контрольные тесты, по результатам которых судят о наличии специальных способностей.  

Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.

План работы по выявлению творческих способностей у обучающихся

  1. Анкета «Выявление интересов и склонностей учащихся»
  2. Диагностика «Мои предпочтения и интересы»
  3. Диагностика уровня воспитанности»
  4. Наблюдения

Сентябрь

Октябрь

В течении года

Привлечение воспитанников в факультативные и предметные кружки

Сентябрь

Поощрение победителей грамотами

                     В течении года

Организация тематических воспитательных часов

                    В течении года

Экскурсии

                   В течении года

Оформление выставки: «Наши достижения»

                           Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины моего "административного" интереса к детям с ОВЗ

Обзор современных  подходов к проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Этапы исследовательской работы в коррекционной школе-интерната  VIII вида....

Причины моего "административного" интереса к детям с ОВЗ

Обзор современных  подходов к проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Этапы исследовательской работы в коррекционной школе-интерната  VIII вида....

Причины моего "административного" интереса к детям с ОВЗ

Обзор современных  подходов к проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Этапы исследовательской работы в коррекционной школе-интерната  VIII вида....

Программа по профориентации. «Мир моих интересов»

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные ...

Программа по выявлению способностей обучающихся «Мир моих интересов»

Цель: выявление и развитие познавательных и творческих способностей обучающихся , создание условий для самореализации способностей обучающихся. Задачи: 1. Формирование мотивации приоб...

Беседа "Мир моих интересов"

Цель данной беседы: изучить интересы воспитанниц....