Упражнения, развивающие скорость чтения детей и родителей
учебно-методическое пособие на тему

Чугунова Елена Николаевна

Упражнения по скорости чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_skorosti_chteniya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения, способствующие развитию скорости и качества чтения

Упражнения на внимание

1. Присмотритесь к выделенным словам и найдите в них ответы на вопросы.
Какой цветок вручили
чемпиону?
Какое блюдо приготовила
стряпуха?
Как называют водный поток, у которого растёт
гречка?
Куда забросили
хомут?

2. Вычеркни все буквы, которые повторяются.
Ы Р М Т А О Н И Р П Т М Р А Н В Л О С Д
П Б Е О М Н М И А П Е Ч Т М Л А Р Ч М Б А О С И С Б И Ю А О Р Ч

3. Исправь ошибку.
Рог до ушей – хоть завязки пришей.
Два сапога – тара.
Ус хорошо, а два лучше.
Один в золе не воин.
Трус кормит, а лень портит.
Не делай муки из слона.
Сашу маслом не испортишь.
Крутится как булка в колесе.
Яйца куницу не учат.
Не пой другому яму, сам упадёшь.
Кошке игрушки, мошке слёзки.
Куда иголка, туда и нотка.

4. Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.
Ф Ы В А И В А Н Г О Р _______________________
С А Ш А И Т Ю Б Л Т________________________
О Н Т А Н Я М А К Н О________________________

5. Прочитай слова, подчеркни среди них такие, которые можно читать наоборот.
РЕКА КАЗАКСУМКАРЮКЗАКШАЛАШБЕРЁЗА

6. Читай чётко, без ошибок.
волкмартфантсветстихтрос
гербметрвестьслонсломтрон
зонтсерпгостьслогсмехтрус
кустторткостьследснятьткань
кадртанкчастьслепсветтвой
листтигрсестьспортрапхвост

Разобрать непонятные ребёнку слова.

Упражнения, формирующие умение слушать и говорить.
1. Сократи предложение до 4-х, 3-х, 2-х слов.
• Учитель произносит предложение – дети осмысливают его, учитель повторяет предложение – дети запоминают его, затем учитель просит ребят сократить предложение последовательно, произвольно, но сохраняя основное содержание.
Оля читает бабушке интересную книгу.
Оля читает бабушке книгу.
Оля читает бабушке.
Оля читает.
Что изменилось, когда предложение сокращалось?
- Сегодня утром Маша пошла в школу.
- Весело пели в лесу птички.
- Кот спит очень чутко.
- Воробей громко и тревожно зачирикал.

2. Переставь слова в предложении.
• Дети учатся выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.
Сегодня утром Маша пошла в школу.
Маша сегодня утром пошла в школу.
Утром сегодня пошла Маша в школу.
Пошла Маша сегодня утром в школу.
В школу пошла сегодня утром Маша.

- Из молока получают масло и сыр.
- Пчёлы носятся около цветущих ветвей липы.
- Ребята нашего класса смастерили кормушки для птиц.
- В тундре волки и олени живут рядом.
- Под старой берёзкой Алёша увидел маленького птенчика.

3. Измени одно слово.
• Учитель предлагает детям прослушать предложение и повторить его, заменив в
нём только одно слово, например: Дети пришли из школы.
Ребята пришли из школы.
Мальчики пришли из школы.
Ученики пришли из школы.
Дети вышли из школы.
Дети пришли из театра.

- Валя гостила под Москвой.
- В кустах весело пел чиж.
- Стоит яркий солнечный день.
- Утята прыгнули в воду и поплыли.

4. Послушай, запомни, ответь: всё ли верно?
• Дети слушают предложение и определяют: может ли это быть, если да, то когда,
где, почему. Если нет, то следует доказательно объяснить, что это небыль или несуразица.
- Выпал снег, Алёша вышел загорать.
- Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.
- Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошёл дождь.
- Воробей принёс дрова, а мышонок затопил печь.

5. Дополни предложение.
Мы играем.
Мы играем в футбол.
Мы играем в футбол на стадионе.
Летом мы играем в футбол на стадионе.
Летом мы играем в футбол на школьном стадионе.

- Серёжа учит.
- Папа привёз.
- Птичка прилетела.
- Кот мяукал.
- Заяц убегал.



Упражнения, формирующие быструю реакцию на слово, способствуют развитию навыка чтения по догадке, умению разгадывать загадки, развивают воссоздающее воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо.

1. Кто это? Что это? Отвечай быстро.
Звонкий, быстрый, весёлый - …
Вкусный, алый, сочный - …
Жёлтые, красные осенние - …
Холодный, белый, пушистый -…
Бурый, косолапый, неуклюжий - …
Жёлтые, красные, зелёные - ... .

2. Точно и быстро. Кто или что?
мурлычет – кот варит – повар стоит – дом
лает -учит -прыгает
мычит -лечит -летает –
жужжит -строгает - спит -
шипит - сажает - лепит –
ревёт - красит - играет –

3. Слушай. Называй как можно больше слов.
Плывёт – пароход, лодка, пловец, бревно, щепка, утка.
Летит –
Растёт –
Поёт –
Ползёт –
Ссорится –
Работает –
Сверкает –

Упражнения, способствующие развитию чёткости произношения.

• Развитие чёткого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок, пословиц.
Проворонила ворона воронёнка.
Мама мыла Милу мылом.
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Клава у Клары играла на рояле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение детей - советы родителям

Все взрослые говорят о пользе чтения для детей. Но что делать, если ваш ребенок не тянется к книге? Как привить ему любовь к чтению? В данном материале даны советы родителям, заботящимся о чтении и кн...

Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей (консультация для родителей)

В консультации рассматривается роль игры,как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.Приводятся примеры игр, в которые родители и другие члены семьи в домашней обстановке могут играть с детьми...

Совместное чтение детей и родителей (притчи-сказки для среднего и старшего школьного возраста)

Есть чудная традиция в хороших семьях - совместное чтение и обсуждение прочитанного,что помогает воспитанию ,установлению дружеских связей между родителями и детьми. Уважаемые родители,предлагаю вашем...

Приёмы и методы работы по коррекции недостатков чтения. Повышаем скорость чтения.

Ребёнок не хочет читать? Что делать? Как избавиться от ошибок при чтении? Как развивать технику чтения? Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный пр...

Родительское собрание " Особенности речи детей 2 - 3 лет. Игры и упражнения, развивающие речевую активность."

Цель собрания - познакомить родителей с особенностями речевого развития детей 3 - х лет, предложить игры и упражнения, способствующие более ускоренному развитию всех сторон речи детей данного возраста...

Советы родителям: "Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребёнка"

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. То есть у большинства детей с проблемами развития речи неверные, некоординированные ...

Упражнения для увеличения скорости чтения — для детей и взрослых

Скорочтение — это навык, который помогает быстро структурировать и усваивать текстовую информацию. Чтобы его развить, пригодится ряд специальных методик. Развитие скорочтения позволяет школьникам и ст...