Обобщённый педагогический опыт
статья на тему

Остроухова Наталия Владимировна

Тема : "Использование современных логопедических технологий в пракике логопеда в условиях логопункта".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx (84.94 КБ)84.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                    «Детский сад № 1 «Золотой ключик»  

Обобщённый педагогический опыт педагога        

муниципального бюджетного дошкольного

 образовательного  учреждения                      «Детский сад № 1 «Золотой ключик»

Остроуховой Наталии Владимировны                

        

Тема опыта: «Использование современных логопедических технологий в практике логопеда в условиях дошкольного логопункта».

Идея опыта: Повышение результативности коррекционно-логопедического процесса посредством применения современных логопедических технологий, как средства побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности, повышения эмоциональной активности,  развития психических процессов, формирования умения пользоваться речью, как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.

                                  Мордово – 2016 г.

Остроухова Наталия Владимировна

В 1992 году окончила Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, дефектологический факультет.

Место работы: МБДОУ «Детский сад № 1 «Золотой ключик».

Должность: учитель – логопед.

Педагогический стаж – 24 года.

Стаж в занимаемой должности – 24 года.

Квалификация – первая.

Награды – почётная грамота управления образования и науки Тамбовской области.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения  Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.  С целью  обеспечения индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам с нарушениями речи, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, в нашем детском саду создан дошкольный логопедический пункт. Наш дошкольный логопедический пункт сформирован для оказания коррекционной помощи детям 4– 6 летнего возраста, имеющим различные речевые нарушения.

  В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. В то же время в логопедической практике всё большую актуальность приобретают дизартрические расстройства речи.  Они характеризуется множественными нарушениями речевой деятельности. Ведущим дефектом при стертой форме дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Обследование детей нашего детского сада за последние 3 года показало, что от 80 до 95% дошкольников 5-6 летнего возраста имеют минимальные проявления дизартрии,  нуждаются в длительной систематической логопедической помощи. В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях с трудом поддаются коррекционно-логопедической работе. В работе с данной категорией детей недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. Особая значимость изложенной проблемы подтолкнула меня к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. Изучение методической литературы,  Интернет-ресурсов, знакомство с опытом коллег показали, что преодолению трудностей, возникающих в коррекционной работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения, способствуют современные технологии логопедического обследования, исправления речевых нарушений и мониторинга речевого развития, они позволяют добиваться повышения качества логокоррекционной работы

.            

 Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по коррекции звукопроизношении, у детей со стертой формой дизартрии с применением  современных логопедических методик, которые позволят повысить эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми в условиях логопункта.


Теоретическая база опыта.                                                                                             В основе педагогического опыта лежат идеи Г.Г. Гуцман, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Панченко, Р.И. Мартыновой, которые занимались вопросами изучения структуры дефекта при стертой дизартрии, ее диагностикой и коррекцией. В работах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой, Е.Ф. Соботович, Е.Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской рассмотрены вопросы диагностики и дифференциации обучения и логопедической работы с дошкольниками со стертой дизартрией.
Для разработки приемов логопедического обследования дошкольников, страдающих стертыми формами дизартрии, были использованы в адаптированном варианте материалы, опубликованные в работах Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Л. С. Волковой.


Актуальность .                                                                                                         Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам.  В результате многолетней практики работы с детьми-логопатами я пришла к выводу, что только творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно- развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

   Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании системы работы по коррекции звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии, с использованием нетрадиционных методик.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей.  Процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями на логопункте дошкольного учреждения направлен на:                                                                                                                                        ● укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;                                                                               ● создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;                                                                                           ● коррекцию  речевых нарушений дошкольников;                                                          ● формирование предпосылок к учебной деятельности;                          ●формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.
Современные логопедические  технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО.  

1.  Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.                                                                        Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Усиленная, упорядоченная деятельность дыхания, оживляя весь организм, улучшая обмен веществ, вызывая здоровый аппетит и спокойный сон, оказывает всем этим укрепляющее воздействие на детей. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания у дошкольников использую методику А. Н. Стрельниковой. Применение данной технологии позволяет детям  усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интоннационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания. С целью обучить воспитателей  дыхательным упражнениям с последующим использованием данной методики на своих занятиях и в режимных моментах провела мастер – класс для педагогов   (Приложение №1)

 2.  Технологии логопедического массажа.  

Дифференцированный логопедический массаж – часть комплексной медико - психолого – педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. При разных формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективного логопедического воздействия. Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий, активный метод логопедического воздействия. С целью использования технологии логопедического массажа на индивидуальных занятиях,  в рамках курсов повышения квалификации по программе «Актуальные проблемы логопедии в соответствии с требованиями ФГОС»  прошла практический курс обучения  по методикам «Логопедический массаж в соответствии с требованиями ФГОС» и «Зондовый массаж в коррекции дизартрии в соответствии с требованиями ФГОС», получила сертификаты  на право работать по указанным методикам.  Массаж применяю в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического артикуляционного аппарата, массаж в конечном счете оппосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи. Массаж использую на всех этапах коррекционно – логопедического воздействия.                 3. «Су - Джок» — терапия.                                                                                    Массажер Су-Джок представляет собой колючий пластмассовый шарик (ежик), внутри которого находятся два массажных кольца, изготовленных из нержавеющей стали. «Ёжик» способен массировать участки недоступные обычному массажёру, к тому же, он регулирует интенсивность прилагаемых усилий. Эластичные массажные кольца используются для массажа пальцев руки. Кольцо одевается на палец и интенсивно прокатывается до стойкого покраснения массируемого пальца. Занятия с пружинным массажером очень полезны в работе с детьми-дизартриками. Массаж пальцев развивает мануальные способности рук, способствует быстрому усвоению навыков письма, развивает речь и концентрирует внимание у дошкольников. Отрабатывая движения и рассказывая сказку вместе с логопедом, дети-дизартрики развивают мелкую моторику рук, а так же активизирует мыслительную деятельность, что способствует эффективной работе на занятии.  (Приложение №2).
4.  Игровые технологии.                                                                                                      
К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

  • игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;
  • игра практически сводит на нет пассивность ребенка;

                                                                                                                                                                                 

  занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;

  • игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

В разделе «Коррекционная работа» по ФГОС отмечается, что необходимо обеспечивать своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствовать формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). А это возможно осуществить путем применения игровых технологий. Так как игровая форма помогает детям включиться в познавательную деятельность, дает возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивает детей. Разумное сочетание игровой занимательности и серьезности заданий помогает детям заниматься с интересом, быть активными и внимательными.

5.  Биоэнергопластика  - это содружественное взаимодействие руки и языка. Используется при выполнении артикуляционной гимнастики.  На каждое традиционное артикуляционное упражнение подбирается движения кисти руки (движения, имитирующие положение органов артикуляции). А чтобы детям было интереснее выполнять упражнения, можно использовать стихи, адаптированные сказки В. Сутеева, С.Прокофьевой, И. Пивоваровой и других авторов для занятий биоэнергопластикой (сюжетные линии в них сохранены, но герои подобраны в соответствии с названиями упражнений).

(Приложение №3)

6. Куклотерапия
Куклотерапия использую на протяжении двух этапов коррекционно-логопедической работы с детьми-дезартриками. Кукла представляет собой мягкую игрушку. Рот у Лягушки открыт. Язык представлен в виде рукавички без пальца. Логопед управляет языком куклы через отверстие на голове. К рукам куклы пришиты перчатки. Знакомство детей группы с логопедической куклой начинается со сказки «Давайте познакомимся» (Приложение №4). Дети на протяжении всего занятия выступают в роли лягушат и повторяют за логопедической куклой все движения языка.
На протяжении всего
первого этапа работы с помощью лягушки отрабатываю с детьми артикуляционные позы, а так же развиваю мелкую моторику рук, используя пальчиковые игры. Логопедическая кукла помогает и на индивидуальных занятиях с каждым ребенком в отдельности, где действия с марионеткой сопровождаются работой перед зеркалом: «Посмотри и сделай так же как она».
Вместе с логопедической куклой ребенок автоматически закрепляет навыки, полученные на занятиях, отрабатывает механизм самоконтроля.
Использование логопедической куклы - Лягушки, на данном этапе работы заметно активизирует внимание детей, а также положительно влияет на их эмоциональный фон. Для многих детей кукла-марионетка становится настоящим помощником: помогает снимать психическое напряжение, позволяет выполнять вместе артикуляционные и пальчиковые упражнения, преодолевать неуверенность.
На втором этапе коррекционно-логопедической работы  с помощью куклы Лягушки провожу работу по выработке более сложных, дифференцированных движений языка. В результате у ребенка
подготавливается артикуляционная база для уточнения или вызываниянарушенных звуков.  (Приложение №4).
7. Логоритмика стимулирует речевую активность. Использую приёмы «договори слово», «звукоподражание», чтение слов с движением. Сочетание речи с движением развивает речевое внимание, умение вслушиваться, понимать инструкцию, действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию. Занятия логоритмикой укрепляют у детей с ОВЗ костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей.                                  Логоритмические занятия создают благоприятные условия для тренировки процессов возбуждения или торможения.                                                                 Кроме того, развивается фонематическое восприятие. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов.  

В рамках районного семинара провела открытое занятие по логоритмике с детьми старшей группы .  Приложение № 5).                                                                                               8. Кинезеологические упражнения называют «Гимнастикой для ума». Кинезеологические упражнения позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и тем самым влияют на развитие умственных способностей детей и физического здоровья. В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезеологический комплекс упражнений: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лягушка».  На семинаре –практикуме для родителей в рамках темы «Чтобы чётко говорить,надо с пальцами дружить!» показала, что же такое кинезиологические упражнения. (Приложение №6).

Практика показывает, что применение всех перечисленных технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребёнка.

Современные логопедические технологии наряду с комплексной корреционно- логопедической помощью дают возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка с ОВЗ, а также его успешную социализацию.

Результативность опыта
Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня сформированности произносительной стороны речи у детей, имеющих стертую форму дизартрии. Согасно ежегодному обследованию дете й  
Центральной психолого-медико-педагогической комиссией получены следующие результаты:

За учебный год

Кол-во детей посещающих логопункт логопункт

Кол-во детей выпущенных с речью N

Кол-во детей выпущенных с о значительным улучшением речи

Кол-во детей без улучшения речи

2013-2014

30

12

16

2

2014-2015

29

15

13

1

 2015-2016

33

22

10

1

 В ходе диагностики выявлялась динамика формирования и развития произносительных умений и навыков.

Данный опыт работы показывает, что системность применения предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на коррекцию звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии.
Дети поступают в школу с нормальным звукопроизношением.

Показатель выпущенных детей с чистой речью (в 2015-2016 г.увеличился по сравнению с предыдущим выпуском (2013-2014 г.) с  40% , до  67% .

Приложение №1

Мастер-класс для педагогов ДОУ  на тему «Дыхательная гимнастика в детском саду»

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание.

Различают два вида дыхания:

- физиологическое (неречевое) ;

- речевое (фонационное) .

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если  дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.У здоровых детей, не имеющих речевой патологии, дыхательная функция формируется спонтанно. Речевое дыхание у таких детей также развивается по мере становления речевой функции иокончательно формируется к 10-летнему возрасту.Речевое дыхание детей с речевыми нарушениями развивается патологически и имеет свои особенности.                                                                                           В процессе речевого высказывания у них отмечаются:

- задержка дыхания;

- судорожное сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки;

-- слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой.едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей. а также у робких, стеснительных) ;

- неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом; нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы) ;

- неумелое распределение дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой-(вдох) - дём гулять) ;

- торопливое произнесение фраз без без перерыва и на вдохе, с "захлёбыванием"- слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя. которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.

- дополнительные вдохи.

Основным методом развития дыхания является дыхательная гимнастика

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхательных путей.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
    В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание.

При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие требования:

- выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветренном помещении;- занятия проводить до еды;                                                                                                                - заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;                                            - воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;- выдох должен быть длительным, плавным;- необходимо следить.чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями) ;                                                                                                 - в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота;                                                                                                                     - упражнения можно выполнять как в положении сидя так и стоя;- достаточно трёх-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервинтиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий;                                                       - дозировать количество и темп проведения упражнений;                                                           - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Сегодня я хочу вас познакомить с дыхательной методикой Александры Николаевны Стрельниковой.Метод дыхательной гимнастики открыла для себя мать Александры Николаевны – Александра Северовна Стрельникова, которая, так же как и дочь, была преподавательницей пения. Она занималась постановкой голоса, к ней старались попасть на занятия люди, работа которых была связана с пением. Первоначально Александра Северовна даже не предполагала, что ее дыхательная гимнастика сможет лечить людей.

Александра Николаевна Стрельникова в юности часто страдала от сердечных приступов; однажды ночью, когда невозможно было получить медицинскую помощь, начался один из самых тяжелых приступов. Тогда Александра Николаевна вспомнила о дыхательных упражнениях. Она стала дышать, как учила мать, превозмогая боль. К утру удушье отступило, сердечный ритм нормализовался. С той поры она стала регулярно заниматься парадоксальной гимнастикой и в преклонном возрасте не знала тех недугов, которыми страдает большинство пожилых людей: у нее не было проблем с сердцем, ее миновала болезнь века остеохондроз, у нее никогда не повышалось давление.

 Чем же уникальна и полезна эта гимнастика?

В ее основе, как и в основе любой другой гимнастики, лежит движение. Но особенностью и важным преимуществом дыхательной гимнастики А.Н Стрельниковой является форсированный вдох и вовлечение в процесс дыхания дыхательной мышцы - диафрагмы. Короткий, как хлопок, сильный, шумный, резкий вдох через нос и последующий абсолютно пассивный выдох через нос или рот. Одновременно с вдохом выполняются движения на сжатие грудной клетки. Воздух насыщает кору головного мозга кислородом, за счет чего улучшается работа всех отделов центральной нервной системы. Кровь начинает быстрее циркулировать и разносить по всему организму необходимые питательные вещества. В результате улучшается носовое дыхание, увеличивается жизненный объем легких, укрепляется дыхательная мускулатура, происходит диафрагмальный массаж всех органов брюшной полости, улучшается голосообразование. Методику А.Н.Стрельниковой применяют не только для формирования правильного речевого дыхания, необходимого в преодолении речевых нарушений, но и при лечении в комплексе с медицинскими препаратами таких заболеваний, как астма, пневмония, бронхит, болезней сердечно - сосудистой системы, устранении неврологических проблем. Гимнастика оказывает благотворное влияние на артериальное давление, укрепляет мышцы позвоночника, нормализует общий гармональный фона, повышает иммунитет, устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. Не зря гимнастику по методу А.Н. Стрельниковой за рубежом называют "русской национальной гимнастикой". Единственным противопоказанием применения гимнастики, по мнению исследователей данной методики, являются внутренние кровотечения.

Гимнастику А.Н.Стрельниковой можно начинать выполнять с ребенком 3-4 лет. Верхних возрастных границ не существует. Множество людей преклонного возраста отмечают значительный оздоровительный эффект применения данной гимнастики. Лучше выполнять гимнастику всей семьей в парке, в саду или в хорошо проветренной комнате. Взрослым следует заниматься вместе с детьми, в этом случае польза будет обоюдной. Дыхательные упражнения рекомендуется выполнять утром вместо гимнастики до завтрака и вечером до ужина за 2-4 часа до сна. После приема пищи - не ранее, чем через час. В начальный период при ощущении головокружения следует уменьшить количество упражнений или выполнять некоторые упражнения в положении, сидя на стуле.

 Основные требования выполнения дыхательной гимнастики:

 -выполнять носом вдох короткий, как хлопок, шумный, резкий, рот закрыт,но губы при вдохе сильно не сжимать;

-на лице нет гримасы, мышцами лица не напряжены, расслаблены;

-в момент вдоха плечи не поднимать;

-думать только о вдохе, тренировать только вдох, считать только вдохи;-выполнять подряд столько вдохов, сколько можете сделать в данный момент -4, 8, 16 ;

-не думать о выдохе, выдох происходит непроизвольно, естественно,     через нос или слегка приоткрытый рот ( если затруднено носовое дыхание);

-выталкивать выдох, задерживать его нельзя;

-количество серий может быть от 4 и более;

-после каждой серии вдохов - перерыв 2-5 секунд;

-с детьми можно разучить 2-3 упражнения, затем постепенно добавлять по 1-2 упражнения в неделю, наблюдая за самочувствием ребенка, правильностью дыхания;

Упражнения основного комплекса

1. Разминка

Помните о вдохе! Нюхайте воздух!

Учимся в игре! Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность. Никакие упражнения не вернут вашим ноздрям естественной подвижности, свойственной первобытному охотнику и утраченной человеком городским за ненадобностью, однако стремиться к этому нужно.

Дети дошкольного возраста выполняют разминку, прослушав стихотворение:

Мы сегодня так играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Вдох-вдох-вдох-вдох.

Гарью пахнет – ох-ох!

2. «Ладошки»

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.

Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки {хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.

Опять «шмыгнули» носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем.

Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

В нашей дыхательной гимнастике очень важно научиться не думать о выдохе! Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный» воздух.

Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.

3. «Любопытная Варвара»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Справа потянуло гарью! Поворачиваем голову вправо и делаем короткий шумный вдох носом. Слева потянуло гарью! Поворачиваем голову влево и также делаем короткий и максимально шумный вдох.

Внимание! Вдох и поворот выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте) .

Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и поворотов головы вправо-влево, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок. Начните с четырех движений-вдохов подряд, постепенно увеличивая норму до восьми, шестнадцати, тридцати двух, делая, соответственно, 24 подхода по 4 вдоха, 12 по 8, затем 6 по 16 и 3 по 32.

Обучать детей данному упражнению можно, играя в «Любопытную Варвару».

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

4. «Сад - огород»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Снизу потянуло гарью! Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом. Сверху потянуло гарью! Поднимаем голову вверх и также делаем короткий и максимально шумный вдох.

Вдох и наклон (подъем головы вверх) выполняются в маршевом ритме или в размеренном ритме ходьбы на месте.

Мышцы шеи расслаблены, вверх-вниз поднимается и опускается одна только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов-подъемов головы вниз-вверх, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок. Начните с четырех движений-вдохов подряд, постепенно увеличивая норму до восьми, шестнадцати, тридцати двух, делая, соответственно, 24 подхода по 4 вдоха, 12 по 8, затем 6 по 16 и 3 по 32.

Для детей дошкольного возраста это упражнение предлагается в виде игры «Сад-огород».

Собирайся народ,

Поиграем в «Сад-огород»!

Вверх мы голову поднимем –

Фрукты спелые увидим.

Пахнет грушей очень вкусно.

А внизу растет капуста.

Апельсин на ветке близко –

А внизу растет редиска.

Африканский фрукт – банан,

Овощ синий – баклажан,

От лимона – аромат,

Нюхать лук не каждый рад.

Главные движения

5. «Кошка и воробей»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч (или чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены. Всем знакомы нацеленные, осторожные, крадущиеся движения кошки, охотящейся на воробья. Нечто похожее предстоит проделать и вам! Добыча справа! Слегка приседаем, сгибаем руки в локтях, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся вправо, перенося тяжесть тела на правую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса. Ловим воробья! Одновременно с движением коротко и шумно вдыхаем носом. Добыча слева! Слегка приседаем, сгибаем руки в локтях, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся влево, перенося тяжесть тела на левую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса. Ловим еще одного воробья! Одновременно с движением коротко и шумно вдыхаем носом. Не думайте о выдохе! Он происходит непроизвольно между вдохами – без вашего «участия»! Следите за тем, чтобы приседание 6ыло легким, пружинистым и неглубоким. Спина абсолютно прямая, повороты выполняются только в талии.

Вдох и поворот выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте) .

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок. Начните с четырех движений-вдохов подряд, постепенно увеличивая норму до восьми, шестнадцати, тридцати двух, делая, соответственно, 24 подхода по 4 вдоха, 12 по 8, затем 6 по  16 и 3 по 32. А. Н. Стрельникова рекомендовала выполнять две «сотни» движений (можно и больше) .

Категорически не рекомендуется делать энергичные повороты и приседания при травмах нижних конечностей, при артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении, а также при остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника. Внимание! При любых травмах позвоночника обязательно проконсультируйтесь у хирурга!

При плохом самочувствии упражнение «Кошка» рекомендуется выполнять сидя. Норма движений-вдохов: 24 подхода – 4 вдоха.

Дети выполняют упражнение, играя в «кошку и воробья».

Вышла кошка на охоту –

Воробьев поймать охота.

Носом чует запах дичи –

Вправо смотрит – нет добычи,

Влево смотрит – видит их

И хватает в тот же миг.

Подражая этой кошке –

В кулачки сожмем ладошки,

Влево-вправо приседаем –

Запах «воробья» вдыхаем.

6. «Насос»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, но не по швам, а немного перед собой. У вас авария – спустила шина! Нужно взять в руки «рукоятку насоса» - ей может быть свернутая трубочкой газета или палочка – как можно быстрее накачать шину и ехать дальше. Начинайте частые и ритмичные наклоны туловища вперед. Поршень вашего насоса хорошо смазан – руки свободно и легко опускаются к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох! Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Соблюдайте одновременность наклонов и вдохов и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. Разогнувшись, не поднимайте голову вверх: фиксируйте глазами воображаемую спущенную шину, лежащую на полу!

Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте) .

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок. Начните с четырех движений-вдохов подряд, постепенно увеличивая норму до восьми, шестнадцати, тридцати двух, делая, соответственно, 24 подхода по 4 вдоха, 12 по 8, затем 6 по 16 и 3 по 32. Александра Николаевна особо выделяла это упражнение и рекомендовала не ограничиваться «сотней» движений, а делать 3, 4 и даже 5 подходов по 96 вдохов-наклонов за один урок.

Внимание! При любых травмах позвоночника обязательно проконсультируйтесь у хирурга!

При плохом самочувствии упражнение «Насос» можно выполнять н сидя – без наклона, а только с обозначением движения, но с коротким и шумным вдохом. Норма движений-вдохов – 24 подхода   4 вдоха.

Детям предлагается взять в руки карандаш, как рукоятку насоса, и накачивать шину автомобиля.

Едем, едем мы домой.

На машине легковой.

Въехали на горку – стоп!

Колесо спустило – хлоп!

Из багажника насос достанем –

Шину быстро накачаем!

Воздух мы внизу вдыхаем

Голову не поднимаем!

7. «Ушки»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклоняйте вначале к левому, потом – к правому плечам, как если бы вы хотели с укоризной сказать кому-то: «Ай-ай-ай! Как не стыдно! ».

Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме (иди в размеренном ритме ходьбы на месте) .

Короткий и шумный вдох носом производится одновременно с каждым покачиванием головой. Выполняя упражнение, следите за тем, чтобы плечи оставались неподвижными. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов влево-вправо, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок.

Детям дошкольного возраста освоение этого упражнения предлагается в виде игры в «Старшего брата».

Головою покачаем –

Влево-вправо наклоняем.

Будто говорим братишке –

«Ай-ай-ай, как не стыдно!

Ты зачем порвал все книжки? »

Плечи мы не поднимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

8. «Шаги»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Начинайте дышать, - взволнованно, заинтересованно, активно! Вдохи шумные – такие, чтобы было слышно на весь дом! – короткие, как молниеносный укол рапириста. Делайте носом втягивающие дыхательные движения. Не стесняйтесь шмыганья! Крылья носа не расширяются, а наоборот – сужаются. Убедитесь в том, что ноздри не неподвижны, а понемногу начинают «слушаться» вас.

Освоив этот способ дыхания – возможно, непривычный для подавляющего большинства – переходите к дыханию в движении. Начинаем ходьбу на месте! Чтобы «прочувствовать» дыхательную гимнастику Стрельниковой, делайте вдох на каждый шаг. Шаг левой –вдох. Шаг правой – вдох. Левой, правой… вдох, вдох. «А когда же выдыхать? » - спросите вы. «Отработанный воздух выйдет сам – без вашего участия. Не думайте о выдохе!

Такое дыхание в движении – еще одна отличительная черта гимнастики Александры Николаевны (вспомните: в любом другом гимнастическом комплексе упражнения выполняются на счет «раз-два», читай, «вдох-выдох») .

Шаги-вдохи по Стрельниковой можно делать на месте, при ходьбе по комнате, если позволяет метраж, или даже переступая с левой ноги на правую – вперед-назад, вперед-назад. Главное, чтобы ваши движения были ритмичными и частыми 

 Научить детей дошкольного возраста выполнять это упражнение можно с помощью следующего стихотворения:

Аты-баты, аты-баты.

А сегодня мы солдаты.

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

9.  «Погончики»

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как 6ы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу, пальцы рук широко растопыриваются.

На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки – выдох ушел.

Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение – выдох уходит самостоятельно через нос или через рот.

Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) – воздух уходит абсолютно пассивно.

Для детей упражнение выполняется в сопровождении стиха:

Руки в кулачки сжимаем –

Теперь руки вниз толкаем –

Кулачки тут разжимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

10. «Обними плечи»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Разверните кисти обеих рук ладонями к себе и зафиксируйте их перед грудью, немного ниже шеи. Начинайте движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука «обнимает» правое плечо, а правая – левую подмышку.

Следите за тем, чтобы руки шли параллельно друг другу. Вдыхайте носом в тот момент, когда руки сходятся наиболее тесно: закончилось «объятие» - закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Не отводите руки далеко от туловища и ни в коем случае не разгибайте локти. Соблюдайте одновременность наклонов и «объятий» и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. А. Н. Стрельникова рекомендовала сопровождать выполнение движения мысленной установкой: «3ажимаю там, где болезнь расширила! ».

Вдох и движение рук выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте) .

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок.

Для детей – в сопровождении стихотворения:

Ой, ребята, замерзаем –

Плечи дружно обнимаем!

Зиму радостно встречаем –

Свежий воздух мы вдыхаем.

11. «Большой маятник»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, спина прямая. Приступайте к наклонам туловища вперед. Руки тянутся к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох.   Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Соблюдайте одновременность наклонов и вдохов и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. Не останавливая движение, прогнитесь в пояснице, слегка откидываясь назад и обнимая обеими руками плечи. Вдох носом в тот самый момент, когда руки сходятся наиболее тесно. Выдох пассивный.

Нетрудно заметить, что это сложное движение распадается на два уже освоенных вами упражнения («Насос» и «Обними плечи») и действительно напоминает маятник: вперед-назад, «Насос» - «0бними плечи».

Вдох и движения выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте) .

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок.

В связи с тем, что в этом упражнении происходит соединение двух упражнений, то и стихотворные тексты тоже соединяются – дети накачивают шину, а разгибаясь – обнимают плечи – показывают, как замерзли.

Шину стали мы качать.

Стали руки замерзать.

Раз – качаем,

Два – мы плечи обнимаем.

Вот несколько основных упражнений, которые я использую в своей работе. Думаю, вам пригодится.

1."Ладошки"

И.п.: встать прямо, ноги на ширине ступни или чуть шире, руки согнуты в локтях, ладони раскрыты, поняты вверх.

На каждый короткий вдох энергично сжимаем пальцы в кулак. На выдохе внимание не фиксируем. Воздух выходит самопроизвольно.

2."Погончики"

И.п.: встать прямо, руки согнуты в локтях кулачки рук на уровне пояса, плечи напряжены. На каждый вдох с силой бросаем руки вниз, раскрывая пальцы

3."Насос"

И.п.: встать прямо, ноги на ширине плеч.

На каждый вдох слегка наклоняемся вперед, округляя спину, слегка наклоняя голову, кисти рук ниже колен не опускаем.

4."Кошка"

И.п.: встать прямо, руки согнуты в локтях, подняты до уровня пояса.

На вдохе слегка приседаем и поворачиваем корпус, голову то в одну сторону, то в другую. Руками выполнять хватательные движения, при повороте ноги не сдвигать с мест.

5."Обними плечи"

И.п.: встать прямо, ноги на ширине плеч, руки на уровне груди, согнуты в локтях. В момент вдоха направить согнутые не напряженные руки навстречу друг другу, как бы обнимая плечи. На следующий вдох руки слегка разводим, но не до исходного положения. Руки менять нельзя. При хорошей тренировке голову можно слегка наклонять назад.

6."Большой маятник"

И.п.: встать прямо, ноги на ширине плеч

Вдох - выполняем движение"Насос", снова вдох - движение "Обними плечи". Слегка прогнуться в позвоночнике

7."Повороты"

И.п.: встать прямо, ноги на ширине плеч.

На каждый вдох легко, не напрягая шею, поворачивать голову(45*) вправо , влево.

8."Ушки"

И.п.: встать прямо, руки вдоль туловища

На каждый вдох слегка наклоняем голову вправо, влево, не поднимая плечи, не касаясь плеча, шея не напряжена.

9."Маленький маятник"

И.п.: встать прямо, руки опущены вдоль туловища

На каждый вдох выполнять легкие наклоны вперед, назад. Шея не напряжена, резкие движения не выполнять.

10."Перекаты" ( правая нога впереди)

И.п.: встать прямо, одна нога впереди, другая сзади на расстоянии шага. Руки вдоль туловища.

Вдох - перенести тяжесть тела на переднюю ногу, слегка приседая, задняя нога выпрямляется, ставится на носок, вдох- перенести тяжесть тела на заднюю ногу, слегка приседая на ней, выпрямив колено передней ноги. Руки вдоль туловища или выполняют непроизвольные легкие движения в такт.

11. "Перекаты" (левая нога впереди)

12"Передний шаг"

И.п.: встать прямо, руки вдоль туловища

На каждый вдох поднимать попеременно то правую, то левую согнутую в колене ногу до уровня живота, слегка приседая на другой ноге

13."Задний шаг"

И.п.: встать прямо, руки вдоль туловища.

На вдох сгибаем правую ногу назад, слегка приседая на левой ноге, на следующий вдох то же движение выполняем с левой ноги, слегка приседая на правой.

Выполнение  дыхательной  гимнастики станет залогом хорошего настроения, она даст здоровье, бодрость и легкость, поможет в преодолении речевых нарушений у детей.

Приложение №2

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

6. Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

7. Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

9. Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Приложение №3


«Часы с Кукушкой».
Раннее утро. Спят жители сказочного городка. На городской площади башня с часами. Над часами в маленьком домике живёт Кукушка.
Тик-так! – отстукивает время маятник. Ку-ку! – выглянула Кукушка.
(упражнение «Часики»)
Вот проснулся Пёс, стал собираться на работу. Он маляр.
(упражнение «Маляр»)
Сегодня ему надо покрасить красивый резной забор вокруг городка.
(упражнение «Заборчик»)
В своём уютном домике поставила пирог в духовку Кошка.
(упражнение «Киска сердится»)
Пирог с начинкой: с клубничным вареньем.
(упражнение «Вкусное варенье»)
- Всё надо делать по часам, - говорит Кошка Котятам.
- Ещё раз прокукует Кукушка – значит, пора вынимать пирог.
Весёлый Лягушонок вовремя принялся за уборку.
(упражнение «Улыбка»)
Каждое утро он моет свой плот щёткой.
(упражнение «Почистим зубы»)
Время идёт, а Кукушка всё молчит. Собрались все жители городка на площади.
Дверцы домика закрыты, висит записка: «Ушла в лес».
- Ерунда, - сказал Лягушонок. – Кукушкой может быть каждый. Теперь я буду Кукушкой, - и прыгнул в домик над часами.
Солнце поднялось высоко. Лягушонку стало жарко.
- Нет, не могу я быть Кукушкой.
-Тогда я буду Кукушкой, - сказала Кошка. – Мяу-мяу!
Потом свернулась клубочком и уснула.
А в домике у Кошки горел пирог,
(упражнение «Лопаточка»)
потом загорелся дом. Хорошо Лягушонок из шланга залил горящий дом.
- Нет, теперь я буду Кукушкой, - сказал Пёс. – Только проверю механизм: всё ли в порядке.
Стукнул Пёс молотком по колёсику – и вовсе остановились часы.
Звери в растерянности поглядели друг на друга.
- Почему же никто из нас не смог стать Кукушкой? – спросила Кошка.
- Да… Видно, каждое дело надо делать умеючи, - виновато опустил голову Пёс.
Тут все увидели Кукушку и очень обрадовались.
(упражнение «Улыбка»)
Кукушка быстро починила часы и прокуковала:
- Ку-ку! Ку-ку!
(упражнение Часики»)
И всё в сказочном городке пошло своим чередом.

Приложение №4

Логопедическое занятие, с использованием логопедической куклы для детей старшей группы «Давайте познакомимся»

Цель: Познакомить детей с логопедической куклой. Вызвать интерес к логопедическим занятиям, желание заниматься. Развивать и укреплять мышцы артикуляционного аппарата. Воспитывать у детей чувство взаимоподдержки, способность работать в коллективе сверстников.

Оборудование: Логопедическая кукла Лягушка.

Ход занятия.

I Знакомство с Лягушкой

Логопед: Сегодня на занятие к нам пришел гость. Я загадаю о нем загадку, а вы отгадайте, кто это.

Загадка

До ушей зеленый рот.
В камышах она живет.
И в болоте хохотушка
Громко квакает …

(Игрушечная  лягушка).
(Дети рассматривают лягушку).

Логопед: Послушайте сказку. Сидела в комнате зелёная лягушка и не знала, что ей делать. В комнате было тихо-тихо, и, хотя она вертела головой во все стороны, ничего интересного она не увидела. И стало ей скучно-скучно… И вдруг, услышала она за дверью чьи-то шаги, спряталась в уголок и стала внимательно смотреть. Открылась дверь, вошла девочка, подошла к буфету, открыла дверцу и что-то достала в красивой бумажке. Как только девочка отвернулась, лягушка прыгнула на  буфет, открыла дверцу и тоже достала что-то в красивой бумажке. Девочка разворачивает красивую бумажку – и она тоже. Девочка откусывает кусочек, и лягушка откусывает; девочка улыбается, и лягушка улыбается. Это оказалась шоколадная конфета. И так лягушке понравилось, что она стала все-все делать точь-в-точь, как девочка. А вы сумеете делать так, как лягушка? Я буду девочкой, а вы – лягушатами.

II. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Дети, давайте покажем нашей гостье, что мы умеем делать. Сначала выполним гимнастику для языка.

(Лягушка повторяет движения языком за детьми)

«Чистка верхних зубов»
Зубы верхние – смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
«Маляр»
Язык как кисточка моя,
И ею небо крашу я.
«Барабанщик»
За зубами в бугорок
Бьет широкий язычок.
«Лошадка»
Рот широко открываю,
К небу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок,
И раздается щелчок.
«Грибок»
Широко открою рот,
Будто щелкну я вот-вот.
Присосу язык на небо,
Челюсть вниз – и вся учеба.

(Дети выполняют упражнения, логопед, всунув свою руку в язык Лягушки, манипулирует им.)

Итог занятия.                                                                                                           Логопед: Ребята, по-моему Лягушке  не хочется возвращаться на болото, давайте пригласим ее пожить с нами. Она будет с нами делать гимнастику для язычка. Вы все сегодня молодцы!


Приложение №5

ООД по логоритмике «Путешествие ручейка».

Цель: Автоматизация звуков [Л], [Л’] .

Задачи:

Коррекционно – образовательные

- Автоматизировать звуки [Л], [Л’].

- Формировать  и корригировать слухо-зрительно-двигательную координацию.

- Учить детей ориентироваться в пространстве.

Коррекционно – развивающие

- Развивать слуховое внимание и фонематический слух.

- Развивать ритмический и мелодический слух.

- Развивать общую и мелкую моторику.

- Развивать вокальные навыки.

Коррекционно - воспитательные

− Воспитывать умение перевоплощаться, выразительность и грацию движений, умение определять характер музыки, согласовывать её с движениями.

- Совершенствовать коммуникативные и творческие качества.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, объёмные фигурки рыбок, рыбки-настроение по количеству детей, ленты, картинки с изображением животных и детёнышей.

Методическая литература:

1. «Логоритмика для детей 5-7 лет» А. Е. Воронова

2. «Праздники здоровья» М. Ю. Картушина

3. «Музыкальное воспитание в детском саду» М. А. Давыдова

4. «Музыка и чудеса» И. А. Новоскольцева, И. М. Каплунова

5. // Музыкальная палитра №4/ 2009

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие вместе с ручейком.

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое

Мы отправимся сейчас.

2. Распевка «Ручеёк»

Ребята, давайте сейчас мы покажем, как бежит наш ручеёк по ровной дорожке (плавно, певуче)

Ручеёк бежит по камушкам (отрывисто)

Звукоряд вверх легато, вниз- стаккато.

Ли-ли-ли …-вверх

Ле-ле-ле… -вниз

Ло-ло-ло…--вверх

Ла-ла-ла… -вниз.

3.-Ребята, как вы думаете какую песенку поёт ручеёк? (весёлую, звонкую).

- Какие инструменты нам понадобятся, чтобы сыграть песенку ручейка?

Оркестр.

4.- Ручеёк бежит, звеня.

Приглашает он меня:

"Ну-ка, наперегонки!

Кто быстрее до реки.

- Ребята, давайте превратимся в ручеёк и побежим в реку.

Упражнение «Ручеёк».

5. Двигательное упражнение «На водопой».

(Название детёнышей дети должны назвать сами)

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал (Лосёнок, Идём топающим шагом

За мамой лисицей крался (Лисёнок, Идём на носочках

За мамой ежихой катился (Ежонок, Идём в приседе

За мамой медведицей шёл (медвежонок, Идём на внешнем своде

стопы

За мамой белкой скакали (бельчата, Поскоки

За мамой зайчихой-

Косые (зайчата, Прыжки на двух ногах

Волчица вела за собою (волчат). Широкий шаг

Все мамы и дети напиться хотят. Обычный шаг.

6. – Дети, а кто плавает в реке?

Упражнение на слуховое восприятие «Рыбки».

- Ребята, посмотрите, какие красивые рыбки плескаются в воде.

Рыбки в руки мы возьмём,

Вместе с ними поплывём.

Ла-Ла-Ла, Ла-Ла-Ла – наша рыбка поплыла,

Ло-Ло-Ло, Ло-Ло-Ло -  плывёт рыбка глубоко,

Ли-Ли-Ли, Ли-Ли-Ли – попробуй рыбку догони,

Ля-Ля-Ля, Ля-Ля-Ля – с нашей рыбкой мы друзья.

7. Упражнение на развитие пространственной ориентации.

Дети наши разрезвились,

Сами в рыбок превратились.

Кругом, змейкой, цифрой пять

Стали в озеро нырять.

Под музыкальное сопровождение, дети проплывают заданный путь: рыбки поплыли вперёд,  направо, налево, назад, соединились по парам, соединились по трое, сделали большой круг, маленький кружок, поплыли в разные стороны).

8. Вот теперь наша река впадает в море.

Какое бывает море? (Ответы детей)

Мы сейчас с вами будем изображать волны, я предлагаю вам взять ленты, они и будут наши волны.

(Можно расположить детей по кругу, можно в две шеренги.

Махи руками изображаем волны. Начало спокойное –плавные махи, затем обратить внимание детей на изменение динамики в музыке, море разбушевалось (махи руками более энергичные, широкая амплитуда)

9.Музыкальный аутотренинг «На тёплом песке».

Музыкальное сопровождение «Слеза» М. П. Мусоргского.

- А сейчас давайте с вами полежим на берегу моря. На тёплом песочке.

- Ярко светит солнышко, песок достаточно прогрелся, лежать на нём приятно. Руки и ноги можно раскинуть в стороны, тогда они будут лежать на тёплом песке, нагреваясь от него.

Песок тепло нам отдаёт,

Как будто песенку поёт.

Теперь когда прозвучат звуки музыки, пусть каждый представит себе, как он лежит на тёплом песке и слушает шум моря.

10. Итог занятия.

Детям предлагается взять с собой в группу рыбок.

Жёлтая рыбка - понравилось путешествие.

Серая рыбка – не понравилось.


Приложение №6

Семинар – практикум на тему:               «ЧТОБЫ ЧЁТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ!»

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается.В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике. В основном используются традиционные приёмы для развития тонких движений пальцев рук (упражнения на их сгибание и разгибание, сжимание кулачков и лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление, способствующее дополнительному повышению тонуса пальцев рук). Только на физминутках применяются игры, способствующие развитию мелкой моторики. Недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга. Крайне мало внимания уделяется массажу и самомассажу кистей рук, способствующих оздоровлению организма.

На сегодняшнем семинаре мы поговорим о традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, о массаже кистей рук и о том, какие виды работы над совершенствованием мелкой моторики можно использовать в своей практике.

  •  игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками. Пожалуйста, поделитесь, какие игры вы используете в работе?

Мы делили апельсин!

(кулачок- «апельсин» перед собой)

Много нас (левая рука растопырена — это «мы»)

А он один (взгляд переводим на кулачок)

Эта долька для котят

(отгибаем один пальчик)

Эта долька для утят

(отгибаем другой пальчик)

Эта долька для ужа

(отгибаем третий пальчик)

Эта долька для чижа

(четвертый)

Эта долька для бобра

(пятый)

А для волка кожура!

(встряхиваем бывшим кулачком — словно кожурой)

Разозлился волк — беда,

Разбегайтесь кто куда!

  • специальные упражнения без речевого сопровождения – пальчиковая гимнастика.

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.
«Слоненок»- (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу.
«Оса»- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).

  • игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зёрна, бусы, колечки, пришивание, застёжки, мозаика и т.д.
    Поделитесь опытом, какие игры проводите вы?
  • изобразительная деятельность

Группы упражнений для развития мелкой моторики.
Эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут. Все упражнения можно разделить на несколько групп:

  •  Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета

• внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;

• графические упражнения;

• дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;

• соединение по точкам;

• рисование по образцу и т. д.

 Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета

• плетение, шнуровка, бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, рисование верёвочкой; узелки – перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы и т.д. (упражнение проводится с педагогами)

• вышивание, вязание;

• игры и упражнения с пальчиковыми буквами. Данные игры и упражнения обычно используются и на занятиях по подготовке к обучению грамоте. С помощью пальцев рук можно построить несколько вариантов одной буквы русского алфавита. Буква А: Пальцы указательные Буква Б: Указательный с большим
 Мы в кольцо соединим.
Средний – перекладиной Остальные
Над кольцом объединим.

• имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками); (упражнение проводится с педагогами)

слайд

 Упражнения по выработке мускульной памяти

• массаж и самомассаж кистей и пальцев рук  мячиками-ёжиками, шестигранными карандашами

(упражнение проводится с педагогами)

 Комплекс упражнений для развития мелкой моторики с грецким орехом.

  •  Взять грецкий орех в правую руку и крепко сжать на счет 5. Повторить упражнение для левой руки.

«Птичка», «Солнышко».

  •  Грецкий орех берется большим и указательным пальцами правой руки, затем большим и указательным пальцем левой руки, затем большим и средним пальцем правой руки, затем большим и средним пальцем левой руки и т.д. Пальцы меняются поочередно с проговариванием.

После каждого упражнения выполняются упражнения на расслабление рук (уронили ручки вниз и расслабились).

(Упражнение проводится с родителями).
• зубными щётками – растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щётку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.

 Кинезиологические упражнения.

Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

1. Колечко.Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 

2. Кулак – ребро – ладонь. Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

 

3. Лезгинка.Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

 

4. Зеркальное рисование.Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

 

5. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

 

5. Змейка.Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

 

 • мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки;

• отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации;

• работа с пластилином, бумагой, тканью;

• игры с бусами, чётками — перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы.

• игры с прищепками:

- ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста в играх

Игра « Кус-кус» — поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
«Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдёшь из наших лап!» (упражнение проводится с педагогами)

- развивать фонематическое восприятие и закреплять пространственные представления: «Собачка-ищейка» ищет в какой части слова спрятался звук [ш] на полоске – в начале слова (левый край полоски), в середине или в конце (правый край полоски);

- прищепки можно одновременно использовать и для развития сенсорики и творческого воображения, украшая фигурки, вырезанные из картона;

 Упражнения для развития тактильной чувствительности

С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата

Предложите ребенку:

• работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т.д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;

• ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т.д.);

• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);

• «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;

• закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;

• с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии);

• игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью.

Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.

Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.

-Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом:
«Горох».  Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
«В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили».

«Фасоль». На дне бассейна спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в бассейн, помешать фасоль, затем найти и достать игрушки.
« В миске не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей,
Мы их достанем без затей».

 «Тесто». Опустить кисти рук в бассейн и изображать, как месят тесто.
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».

«Лодочка».  Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности сухого бассейна.
«Ладошки здороваются».  Опустить кисти рук в бассейн. Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.
«Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко-накрепко сожмём».

Упражнение «Золушка» — разбери крупу в разные кучки, тарелочки

Упражнение Мышкины запасы».

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Давайте вспомним пословицы, поговорки, высказывания о руках.

Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка;

- функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т.к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом;

-развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением;

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

 Игра «Закончи предложение».                                                                               Родители берут по одной карточке с началом предложения:

«Удачным сегодня было…»

«Я задумалась…»

«Мне бы хотелось в следующий раз…»

«Сегодня я узнала…»

«Мне захотелось…»










                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщённый педагогический опыт

Тема опыта:Развитие мотивации учащихся по русскому  языку и литературе как...

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Обобщённый педагогический опыт

Организация внутришкольного контроля – один из самых сложных видов деятельности руководителя ОУ, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладен...

Обобщённый педагогический опыт.

Тема: Улучшение качества знаний, умений и навыков посредством уроков физической культуры и в неурочной деятельности с использованием инновационных технологий....

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».

У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...

Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. "Мой педагогический опыт работы ", "Влияние хорового пения в развитии творческих способностей ребенка" Владимирова Р.Т.

quot;МКОУД" ДШИ с. Сафакулево 2020.тема : "Влияние хорового пения на развитие детей"Цель: Показать важность хоровго пения в развитии творческих способностей  ребенка...

Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью

Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"

Свидетельство  о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках   истор...