конспект урока по русскому языку для 5 класса коррекционной школы по теме "Окончание –ю у существительных 3 скл. Т .п."
план-конспект урока (5 класс) на тему

Шостак Лариса Викторовна

Материал урока направлен на формирование написания окончаний у существительных 3 склонения в Т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Тема урока: Окончание –ю у существительных 3 скл. Т .п.

Цель: сформировать навык правописания окончания  -ю в Т.п. у существительных 3-го склонения.

Задачи:

  1. Научить учащихся правильно писать окончания у существительных 3 скл. в Т.п.;
  2. Развивать орфографическую зоркость, мышление;
  3. Корригировать внимание при выполнении тренировочных упражнений по теме;
  4. Воспитывать чуткое отношение к окружающим, сопереживать.

Оборудование:

  1. Презентация по теме урока;
  2. Перфокарты;
  3. опора по правилу;
  4. тетради, ручки, карандаши, линейки;
  5. воздушные шары  от Буратино;
  6. учебник по русскому языку для 5 класса школы  VIII  вида под редакцией Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской  М. « Просвещение» 2008 г.;
  7. Карточки с пословицами.

                                                                 Ход урока:

I Организационный момент:( 2 мин)

- Сегодня у нас  гость, угадайте кто это?

Мальчик с Азбукой под мышкой

Деревянный шалунишка.

Победил он Карабаса,

Не подвёл друзей ни разу.

Кто не слушался Мальвину?

Глупый, добрый ………Буратино.( слайд 1)

- Верно, Буратино. Он прогулял урок у Мальвины, завтра она пообещала его спросить.( слайд 2)

- Поможем Буратино выучить урок? Вместе с вами он повторит изученное по теме « Существительное» и узнает что-то новое о существительных 3-го склонения.

 II Вводная часть ( 2 мин) 

- Вы должны показать Буратино, как хорошо и активно умеете работать на уроке.

- Открыли тетради , отступили от оценки одну строчку и записываем число:

Двадцать первое марта.

Классная работа.

- Подчеркните в слове Классная  орфограмму.

- Почему пишем две буквы «с»?( потому что от слова « класс» - написание двойного «с» нужно запомнить)

 III Словарная работа ( 5 мин)

- Спишите со слайда  ( слайд 3) словарные слова с пропущенными буквами, вставьте пропущенные орфограммы, поставьте ударение:

Зап..д, г..ризонт, …тряд, комп…с.

Проверка по цепочке: ученик называет вставленную букву, затем , слово с вставленной орфограммой появляется на слайде.

Составьте устно предложение со словом КОМПАС  ( дети предлагают свои варианты ), молодцы! Послушайте какое предложение составила я : Наш отряд  двигался на запад по компасу. ( записать под диктовку в тетрадь)

IV Повторение изученного по теме « Существительное» ( 3 мин)

- На какой вопрос отвечают слова в словарной работе?

- Какая часть речи отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

- Что обозначают имена сущ-е?

- Как изменяется им. Сущ-е?

- Что ещё знаете об имени существительном?

V Сообщение темы и целей урока ( 1 мин) :        

- Сегодня мы будем работать с существительными 3 склонения, и познакомим нашего гостя с этой темой.

VI Работа по теме урока ( 7 мин):        

1 – Ребята, посмотрите на монитор ( слайд  4)   , где записаны слова 3-го склонения.

В каком падеже они стоят? На какие вопросы отвечают  в И.п.?

Задание : впишите в перфокартах окончания, поставив эти сущ-е в Т.п.

- На какие вопросы отвечают сущ-е в Т.п.?

- Теперь проговорим вместе эти слова в Т.п..

( проверка со слайда)

- Спишите в тетрадь эти слова со слайда , выделите окончания.

Вывод:

- Какие окончания имеют сущ-е 3-го скл-я  в Т.п.?

( на доске и на слайде  № 5-   опора по теме)

2.- Прочтите правило на стр. 222 учебника.

VII  Физминутка ( 2 мин)

Буратино предлагает нам поиграть в игру « Замени словечко»

- Учитель кидает мяч , называя слово, дети должны назвать противоположное по значению существительное 3-го склонения:

День-ночь        трудолюбие- лень

Доброта-злость        правда-ложь.

 VIII  ЗАКРЕПЛЕНИЕ по теме ( 14 мин) :

1.Индивидуально- коллективная работа: Упр. 352 стр.222

 Прочитай. От выделенных слов поставь вопрос к существительным 3-го склонения в творительном падеже. Запиши по образцу. Выдели окончания.

( слайд № 6)

Работа по цепочке у доски ( два ученика) , остальные в тетради.

- Какое окончание имеют существительные 3-го склонения в Т.п.?

2. Работа в парах по карточкам.

- Спиши. Существительные данные в скобках поставь в нужном  падеже . Укажи их падеж и склонение , окончание выдели.

Дружба крепка не ( лесть) , а правдой и (честь).

Худой (сеть) рыбы не наловишь.

- Проверка с места ,  устное объяснение, проверка на слайде, объяснение смысла пословиц.( слайд №7)

 IX  Итог урока( 2 мин)

  1. Выставление оценок за урок, словесная похвала.
  2. Домашнее задание Упр.354 стр. 223, правило читать стр.222

( слайд № 8)

X  Рефлексия ( 2 мин)

- С существительными какого склонения работали на уроке?

- Какие существительные относятся к ним?

-Какие окончания имеют в Т.п.?

-На какие вопросы отвечают?

 - Как вы думаете, всё понятно было для нашего гостя Буратино?

Буратино приготовил для вас воздушные шары , нарисуйте на них выбранный смайл. Посмотрите на экран и выберите вариант

(слайд № 9)

- Спасибо за урок, пожелаем успехов Буратино! ( слайд № 10)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буратино

Слайд 2

Буратино

Слайд 3

Словарная работа О а Г…ризонт о … тряд Зап … д Комп…с а

Слайд 4

Степь , рысь , И.п. Т.п. ю ю ю ю мудрость , ночь

Слайд 5

Существительные 3-го скл . в Т.п. ( кем? чем?) - Ю

Слайд 6

Упражнение № 352 стр.222: Образец: Управляет ( кем?) лошадь ю .

Слайд 7

Проверка пословиц: Дружба крепка не лесть ю , а правдой и честь ю . Худой сеть ю рыбы не наловишь.

Слайд 8

Домашнее задание: Упр. № 354 стр.224, правило учить стр. 222.

Слайд 9

Затрудняюсь ь Я понял Не понял

Слайд 10

Спасибо за урок!

Слайд 11

Советуем прочесть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России".

Тема урока:  Повторение.  Главные и второстепенные члены предложения.Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России"....

Контрольная работа по русскому языку 7 класс коррекционной школы VIII вида Тема: «Имя существительное»

Цель: повторить и закрепить  знания учащихся об имени существительном. Задачи: уметь находить в тексте имена существительные и отличать  их  от  других  частей  речи, опр...

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

Конспект урока истории Отечества для 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов".

Конспект урока истории Отечества для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов"....

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное". Урок в форме игры №Что? Где?Когда?"...